Мифы о двух братьях: Ромул и Рем. Краткая история древнего рима

По красивой легенде, Рим основал Ромул -- один из двух братьев, выкормленных волчицей в своем логове. Но вам, раз начали читать эту статью, наверняка интересно, как далеко легенда отстоит от реальности.

Сегодня мы узнаем, как объясняют происхождение Рима титулованные итальянские историки.

Сижу на лекции по Древнему Риму в Болонском университете, многие из вас знают что я получаю в Италии образование историка. Наш профессор рассказывает...

Какие доказательства у нас в руках? Литературные источники и археологические находки!

Кто основал Рим - Ромул

Увы, ни один литературный источник не называет того человека, который лично видел, как Ромул очерчивал границы нового города. Прямых очевидцев нет и быть не могло. Потому что письменность в Риме появилась лишь в конце VII века до нашей эры, то есть прошло больше ста лет от основания Рима.

Но даже появление письменности не проливает свет на загадку, потому что историей Рима по-настоящему стали интересоваться еще несколько веков спустя -- когда он вырос, укрепился и стал угрожать соседям. Приблизительно с середины IV века до нашей эры. Больше всего внимания уделили Риму древние греки. Но историки, на которых мы можем сегодня опираться -- Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский -- жили в первом веке до нашей эры!

Они, конечно, тоже опирались в своих произведениях на других авторов, которые слышали народные предания о Ромуле и первых семи королях Рима... Но установить, какая доля правды дошла до них через столько лет, сегодня уже никому не под силу...

Греческие историки старались показать, что римляне обязаны своим происхождением... кому же еще, древним грекам!

Дионисий Галикарнасский так прямо и пишет в своих "Римских древностях": "Жители Аркадии первыми из эллинов пересекли Адриатику и высадились в Италии. Вел их Энотр, сын Ликаона, рожденный 17 поколениями прежде Троянской войны... Энотр и эллины, приплывшие с ним, нашли здесь много земель, полезных для выпаса скота и для земледелия. Некоторые из них были пустынными, некоторые населены местными народами, но поселения эти были малочисленны. Освобождая Италию от варваров, Энотр основывал новые города, близко друг от друга, так, как это делали в древние времена. Занятые им земли назывались Энотрия, а жители, населявшие ее -- энотры"...

Тит Ливий посвятил Риму 142 книги. Первая из них целиком рассказывает о его становлении... Тит Ливий упоминает легенду об Энее, который, уже после Троянской войны, также приплыл в Италию.

Что же, получается, итальянцы -- это прямые потомки древних греков?

Разумеется, нет. В современной сториографии можно прочитать о многих народностях, которые жили в Италии еще в бронзовый век. "Голасекка" -- в современных Пьемонте и Ломбардии; неподалеку от Падуи -- еще одна культура, ее называют "культура Эсте"; на территории сегодняшних Тосканы и Эмилии -- "цивилизация Виллановиана", из которой вышли этруски...

Однако мы отвлеклись. Кто основал Рим?

Удивительно, но все древние историки отвечают однозначно: Ромул. Вызывает сомнение лишь то, был ли это реальный человек. Или из-за того, что город уже назывался Рим, легенда приделала основателя с созвучным именем -- Ромул? Да, так часто бывает: при недостатке фактов причина и следствие меняются местами...

В Италии археологи постоянно находят что-то интересное...

И Тит Ливий, и Дионисий Галикарнасский рассказывают, как Ромул взял в руки плуг и очертил границы нового города. Отцом Ромула был объявлен бог Марс. Эту красивую легенду вы можете прочитать на сайте, переходите

Однако и сами авторы не очень в ней уверены. Тит Ливий пишет: "Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начало городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима. Но подобного рода рассказам, как бы на них ни смотрели и что бы ни думали о них люди, я не придаю большой важности".

Кто основал Рим? -- подытожил наш профессор. -- Будем считать, это был Ромул, не забывая, что подтверждение тому -- легенда. А на самом деле мы не знаем точно, почему Рим был назван Римом. По одной из версий, в основу легло слово ruma , что значит женская грудь, по форме похожая на округлый холм (на таком холме и родился город). По другой версии -- от слова Rumon , в древнелатинском языке так называлась река Тибр, на которой стоит Рим. (Примечание: по-итальянски название города -- Roma).

Год основания Рима - 753 до нашей эры

Если имя Ромула называет легенда, признанная туманной даже историками, то как ученые вычислили с такой точностью год основания Рима?

Ответ -- археология!

"Прежде всего Ромул укрепил Палатинский холм, где был воспитан", -- пишет Тит Ливий.

Сегодня Палатинский холм в Риме выглядит так.

Нет-нет да можно увидеть, как ученые в тяжелых ботинках ведут на территории Палатина раскопки.

Мы подошли к самому интересному...

В 1988 году на южном склоне Палатина проводил раскопки итальянский археолог Андреа Карандини со своей командой. Он обнаружил подобие частокола, а параллельно ему, ближе к центру холма, -- остатки стены, они датируются VIII веком до нашей эры.

Гипотеза ученых: каменная стена огораживала Древний Рим, ее заложил Ромул. А частоколом обвели границы святых владений города, он огибал бòльшую территорию. На ней нельзя было ни сажать деревья, ни хоронить умерших, ни строить дома и мастерские... Своего рода "нейтральная полоса".

Еще один историк, живший в I веке до нашей эры, Марк Теренций Варрон, описывает древний ритуал закладки города:

"В Лацио был обычай закладывать город на манер этрусков. В плуг впрягали быка и корову, и так очерчивали предел города. Это был религиозный обычай, ритуал совершали в день, предначертанный знамением. Границы города обозначали ров и стена. Ров -- это борозда, которую оставлял после себя плуг. Стена -- земля, выходившая из-под его ножа. Стена строилась внутри, ров -- снаружи. Границы города обозначались колоннами. За ними владения города больше не простирались".

Варрон упоминает, что день для закладки города выбирали специально. Ученые сегодня называют не только год основания Рима, но и день -- 21 апреля, праздник пастбищ и выпасаемых животных.

Не всегда граница владений города и каменная стена шли близко друг к другу, иногда между ними было значительное пространство. Стена строилась в целях защиты и охватывала ту территорию, которая в ней нуждалась. А граница владений в Риме пролегала с большим запасом, как бы подразумевая, что город будет разрастаться.

Расширение границ города могло произойти только в особых случаях. Тогда старые колонны сохранялись, а новые владения обозначились новыми, как диктовали ритуалы. В Риме было возможно расширить границы города только за счет территории, отвоеванной у другого народа. В следующий раз после Ромула границу очертили уже в I веке до нашей эры. А последний раз -- при императоре Аурелиане в III веке нашей эры.

Еще одна находка археологов в переводе с латинского называется "Черный камень".

10 января 1899 года при раскопках на римском форуме ученый Джакомо Бони обнаружил это надгробие. На камне высечена надпись, которая предостерегает: всякий, тронувший его, навлекает великие бедствия на свою голову.

Ученые считают, что камень может обозначать место захоронения Ромула. По другой версии, здесь погребен Фаустул, который приютил и вырастил братьев Ромула и Рема. Если вы простые туристы, попавшие в Рим, то без труда найдете на римском форуме место, где покоится Лапис Нигер.

Едва находка была обнаружена, ее сразу же связали с письменным источником, в котором упоминается черный камень рядом с местом комиций, неподалеку от курии. Черным камнем отмечена могила Ромула, сказано в летописи.

Конечно же, назвать точный год появления камня никто не решается, говорят лишь, что возраст находки позволяет быть уверенными в том, что монархи Рима были очень древними. О том, обнаружены ли останки человека где-либо поблизости от "Черного камня", никто из ученых не говорит.

Где искать Ромула, они пока не знают...

Существует версия, что Ромула могли убить на одном из "заседаний" курии, которое проходило неподалеку от "черного камня", разрезать его тело на части, и вынести за пределы города...

Кто основал Рим, год основания Рима -- сегодня я постаралась ответить на эти вопросы без лукавства, с максимальной откровенностью. Насколько это позволяют полученные в одном из лучших университетов мира знания.

Надеюсь, что статья была полезна. Хотя, наверное, и не оправдала надежд некоторых читателей 😉

Ранняя римская история

Возникновение Римского государства

Город Рим был вокруг поселений у брода через реку Тибр , на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале. Этруски , ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии , к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом.

Легенда о Ромуле и Реме

Волчица вскармливает Ромула и Рема

Древнеримский бог войны Марс и Рея Сильвия Рубенс П. П.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба Лонга . По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. , когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена .

Латины и этруски

С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков , пришедших на Апеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость - Рим.

Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия , современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.

Начало Рима

С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права , свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме также не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян . Тогда Ромул придумал торжественный праздник - Консуалии , с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Царский период

Семь царей

Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул , Нума Помпилий , Тулл Гостилий , Анк Марций , Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый .

Ромул

После похищения римлянами сабинянских женщин вспыхнула война между Римом и сабинянами. Во главе со своим царем Тацием , они отправились на Рим. Однако похищенные женщины сумели помирить обе враждующие стороны, так как уже прижились в Риме. Тогда римляне и сабиняне заключили мир и жили под властью Ромула и Тация. Однако через шесть лет после совместного правления, Таций был убит оскорблёнными гражданами колонии Камерии, куда он совершал поход. Ромул стал царём объединённых народов. Ему приписывается создание сената , состоявшего в то время из 100 «отцов», укрепление Палатина и формирование римской общины (разделение римлян на патрициев и плебеев).

Нума Помпилий

Сервий Туллий

Республиканский Рим

Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)

Борьба плебеев и патрициев

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии , патрициев , кроме которых никто не мог заседать в Сенате . Им подчинялись плебеи , являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие , их браки не признавались законными - эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консулы («впереди идущие»). Они руководили заседаниями сената и народного собрания , контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям , следили за сбором податей, осуществляли судебную власть , во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы , к которым позже перешло заведование казной . Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы , объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль сената: ни один закон не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура - народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 до н. э. число народных трибунов возросло до десяти. В 452 до н. э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских магистратов. В 443 до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям , которое было передано новым магистратам - двум цензорам , избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев. В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н. э. Реставрировался при условии, что один из них обязательно будет плебеем, но сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам , избираемым из патрициев. В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора. В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров .

Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием , отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет . Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

Завоевание Римом Италии

После превращения Рима в республику началась территориальная экспансия римлян. Первоначально их основными противниками на севере были этруски , на северо-востоке - сабины , на востоке - эквы и на юго-востоке - вольски .

В 509-506 до н. э. Рим отразил наступление этрусков, выступивших в поддержку свергнутого Тарквиния Гордого, а в 499-493 до н. э. одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов (Первая Латинская война), заключив с ней союз на условиях невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимной военной помощи и равенства при разделе добычи. Это позволило римлянам начать серию войн с сабинами, вольсками, эквами и могущественными южноэтрусскими поселениями.

Укрепление внешнеполитических позиций римлян в Средней Италии было прервано нашествием галлов , которые в 390 до н. э. разгромили римскую армию у реки Аллия, захватили и сожгли Рим; римляне укрылись в Капитолии. Хотя галлы вскоре покинули город, влияние римлян в Лации значительно ослабло; союз с латинами фактически распался, против Рима возобновили войну вольски, этруски и эквы. Однако римлянам удалось отразить натиск соседних племен. После нового галльского вторжения в Лаций в 360 до н. э. возродился римско-латинский союз (358 до н. э.). К середине IV в. до н. э. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и продолжил экспансию в другие районы Италии . В 343 до н. э. жители кампанского города Капуи , понеся поражение от самнитов , перешли в римское подданство, что вызвало Первую Самнитскую войну (343-341 до н. э.), закончившуюся победой римлян и подчинением Западной Кампании. Рост могущества Рима привел к обострению его отношений с латинами, что спровоцировало Вторую Латинскую войну (340-338 до н. э.), в итоге которой Латинский союз был распущен, часть земель латинов конфискована, с каждой общиной заключен отдельный договор. Жители ряда латинских городов получили римское гражданство ; остальные были уравнены с римлянами только в имущественных, но не в политических правах. В ходе Второй (327-304 до н. э.) и Третьей (298-290 до н. э.) Самнитских войн римляне разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение её союзникам - этрускам и галлам. Те были вынуждены вступить в неравноправный союз с Римом и уступить ему часть своей территории. Рим укрепил свое влияние в Лукании и Этрурии , установил контроль над Пиценом и Умбрией и овладел Сенонской Галлией, превратившись в гегемона всей Средней Италии. Проникновение Рима в Южную Италию привело в 280 до н. э. к войне с Тарентом , самым могущественным из государств Великой Греции , и его союзником эпирским царем Пирром . В 276-275 до н. э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н. э. подчинить Луканию, Бруттий и всю Великую Грецию. Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н. э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии. Общины Южной и Средней Италии вошли в Италийский союз во главе с Римом.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Рим становится мировой державой

Экспансия Рима в другие территории Средиземноморья сделала неизбежным столкновением Римской республики с Карфагеном , ведущей державой Средиземноморья . В результате трёх войн между двумя державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. Это позволило ему продолжить экспансию в другие районы Средиземноморья. После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро.

Первая Пуническая война

Официальной причиной войны для римлян стала осада и взятие испанского города Сагунта (союзника Рима) карфагенским полководцем Ганнибалом . После этого Рим объявил Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значимой из побед карфагенян является битва при Каннах , после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Однако римляне вскоре смогли перехватить инициативу и перешли в наступление. Последним сражением войны стала битва при Заме , после которой Карфаген запросил мира. По условиям мира Карфаген выплатил 10000 талантов контрибуции, не мог содержать более 10 боевых кораблей и вести боевых действий без разрешения Сената , и отдавал Испанию римлянам.

В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Рим стал сильнейшим государством Запада.

Третья Македонская война

В 171-168 до н. э. римляне разгромили коалицию Македонии, Эпира , Иллирии и Этолийского союза (Третья Македонская война) и уничтожили Македонское царство , создав на его месте четыре самостоятельных округа, плативших им дань; Иллирия также была разделена на три зависимых от Рима округа; Этолийский союз прекратил свое существование.

В результате очередной победы Рима в Третьей Македонской войне, он уже не нуждался в поддержке своих бывших союзников - Пергама , Родоса и Ахейского союза. Римляне отняли у Родоса его владения в Малой Азии и нанесли удар по его торговому могуществу, объявив соседний Делос свободным портом. Рим превратился в гегемона Восточного Средиземноморья.

Третья Пуническая война

В ходе Третьей Пунической войны (149-146 до н. э.) Карфаген был взят римской армией и разрушен до основания. В результате Карфагенское государство прекратило своё существование.

Братья Гракхи

В 133 до н. э. народный трибун Тиберий Семпроний Гракх выдвинул проект земельной реформы, которая должна была ограничивать предел владения ager publicus (общественной землёй) 500 югерами - 125 га. Допускалось также увеличение земельного надела на 250 югеров за каждого сына, но не более чем на двоих сыновей. Остальная земля конфисковывалась и разделялась между безземельными гражданами участками по 30 югеров без права продажи. После упорной борьбы закон был принят, и была создана комиссия по перераспределению земли. Однако вскоре Тиберий был убит. Через несколько лет народным трибуном стал его младший брат Гай, предложивший серию законопроектов. Вскоре, однако, он был вынужден покончить жизнь самоубийством во время начавшихся беспорядков.

Конец II и начало I века до н. э.

Важным вопросом в начале I века до н. э. стала проблема прав италиков - в ходе завоевания Римом Италии завоёванные общины получали различные права, которые, как правило, были ограниченными по сравнению с римскими. В то же время италики служили в римской армии и зачастую использовались в качестве «пушечного мяса». Невозможность получить права, равные правам римских граждан, подтолкнули италиков к Союзнической войне.

Диктатура Суллы

Заседание Римского Сената(Цицерон атакует Катилину)

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь

Октавиан Август и Марк Антоний

После смерти Цезаря, Октавиан получил в управление Цизальпинскую и большую часть Трансальпийской Галлии. Марк Антоний , видевший себя единственным преемником Цезаря, стал открыто соперничать с ним за будущую власть над Римом. Однако пренебрежительное отношение к Октавиану, многочисленные интриги, попытка отнять Цизальпинскую Галлию у предыдущего прокуратора Брута и набор войска для войны вызвали неприязнь к Антонию среди народа.

Императорский Рим

Статья Римская империя содержит обобщающий материал императорского периода Рима

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)

Правление Августа (31 г до н. э. - 14 г н. э.)

Основой полномочий Октавиана были трибунат и высшая военная власть. В 29 г до н. э. он получил почетное прозвище «Август » («Возвеличенный») и был провозглашен принцепсом (первым лицом) сената; отсюда название новой политической системы - принципат. В 28 году до н. э. римляне разгромили племя мезов и организовали провинцию Мезию . Во Фракии между тем развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками римской ориентации которая на несколько лет отложила окончательно завоевание Фракии римлянами. В 24 до н. э. сенат освободил Августа от любых ограничений, накладываемых законом, в 13 до н. э. его решения были приравнены к сенатским постановлениям. В 12 до н. э. он стал великим понтификом, а во 2 до н. э. удостоился звания «отца отечества». Получив в 29 до н. э. цензорские полномочия, Август изгнал из сената республиканцев и сторонников Антония и сократил его состав. Август осуществил военную реформу, завершив длившийся целое столетие процесс создания римской профессиональной армии. Теперь солдаты служили 20-25 лет, получая регулярное жалованье и постоянно находясь в военном лагере без права заводить семью. По выходу в отставку им выдавалось денежное вознаграждение и предоставлялся участок земли. принцип добровольного найма граждан в легионы и провинциалов во вспомогательные соединения, были созданы гвардейские части для охраны Италии, Рима и императора - гвардейцы (преторианцы). Впервые в римской истории были организованы специальные полицейские части - когорты вигилов (стражей) и городские когорты.

Династия Юлиев-Клавдиев

Тиберий

Тиберий Клавдий Нерон (14 - 37 гг н. э.) был вторым римским императором, приемным сыном и преемником Октавиана Августа, основателем династии Юлиев-Клавдиев . Он прославился как успешный полководец, а его репутация как высокомерного и распущенного человека, скорее всего, необоснованна.

Вместе со своим младшим братом Друзом , Тиберий смог расширить границы Римской империи по Дунаю и в Германию (16 - 7 годы до нашей эры, 4 - 9 годы нашей эры).

В целях экономии государственных средств император сократил денежные раздачи и число зрелищ. Тиберий продолжил борьбу с злоупотреблениями провинциальных наместников, полностью ликвидировал откупную систему и перешёл к прямому сбору налогов.

Калигула

Калигула

Калигула (Полное имя Гай Цезарь Август Германик) (37 - 41 гг н. э.) - третий римский император, внучатый племянник Тиберия. Калигула пытался установить неограниченную монархию, ввел пышный придворный церемониал и требовал от подданных называть его «господином» и «богом», повсюду насаждался императорский культ. Им проводилась политика открытого унижения сената и террора против аристократии и всадничества. Опорой Калигулы являлись преторианцы и армия, а также городской плебс, для привлечения симпатий которого он тратил огромные средства на раздачи, зрелища и строительство. Истощенная казна пополнялась за счет конфискаций имущества осужденных. Режим Калигулы вызвал всеобщее недовольство, и в январе 41 он был убит в результате заговора преторианской верхушки.

Клавдий I

Клавдий (41 - 54 гг н. э.) является четвёртым императором, дядей императора Калигулы. После убийства племянника, он был найден солдатом преторианской гвардии, приведён в лагерь и против воли провозглашён императором. Утвердившись во власти, он казнил организаторов убийства Калигулы, отменил многие одиозные законы, амнистировал незаконно осуждённых. С детства имел плохое здоровье и считался слабоумным, хотя некоторые историки утверждают, что это был очень мудрый и нетипично для того времени моральный политик, поэтому был не понят современниками и прозван слабоумным. В правлении Клавдия продолжалась политика романизации и постепенного предоставления гражданских прав покорённому населению, был построен новый водопровод, порт Портус, осуществлено осушение Фусцинского озера.

Нерон

Нерон (54 - 68 гг н. э.) был пятым римским императором, последним из династии Юлиев-Клавдиев. Римский император Нерон прославился и сделал свой вклад в историю как неоднозначный и сложный человек, который с одной стороны знаменит своей жестокостью, паранойей, боязнью заговоров и покушений на себя, а с другой известен как любитель изящных искусств, поэзии, пиров и спортивных игр.

Правление Нерона характеризуется крайней жестокостью. Так, была убита его жена Октавия , которая не смогла подарить ему наследника, были уничтожены сотни патрициев и граждан Римской империи, которые подозревались в заговорах или неодобрении его политики. Неуравновешенность и сложное психическое состояние Нерона подтверждается пожаром, который он устроил в Риме. Чтобы получить незабываемые впечатления и эмоциональный прилив, который был необходим ему как поэту и театральному актёру, Нерон поджёг город и наблюдал за пожаром с холма, делясь впечатлениями с окружавшими его патрициями и придворными. Подтверждением жестокости императора стало расследование причин пожара. Им была выдвинута мысль о причастии

Важнейшие даты начала римской истории

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима
I - Царский период (753-509 до н.э.)
II - Республиканский период (509-27 до н.э.)
III - Императорский период (начинается с Юлия Цезаря, назвавшего себя первым римским императором) длится вплоть до конца правления Ромула Августула (476).

Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.


В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р.X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей.
Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей

Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р.X.).
Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение.
Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения.
Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным, и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов.
Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен.
В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного характера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике.
В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами.
Оскорбленные сабиняне решили отомстить.


Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута.
Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме. Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима.
Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски.
Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством.
Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом.
Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде.
Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.

Как и любой другой древний город, Рим таит в себе множество историй, связанных с его основанием. Родословную прародителей Рима ведут от древнего небожителя - Марса. Легенды об основании Рима утверждают, что именно влиянием бога войны объясняется неизменная воинственность римлян, стремление покорять другие народы и создавать империи.

Немного истории

Легенда о похищении сабинянок

По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени - прекрасных сабинянок.

Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя - Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.

Вознесение Ромула

Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.

Семь царей Рима

Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.

Краткие характеристики царей

Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.

Второй правитель Рима - был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.

Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.

Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.

Тарквиний Древний - единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.

Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.

Тарквиний Гордый - последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.

Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.

Дошедшие до нас легенды и мифы Древнего Рима , находящиеся как литературные произведения на стыке мифологии и религии по смысловой нагрузке прежде всего были направлены на подержание политики, гражданского долга и моральных устоев общества. Говорить о древнейших мифах Рима достаточно затруднительно, ибо они были доступны лишь жреческому сословию и дошли до нас виде «Индигитаментов» — сборника жреческих преданий, толкований и сказаний. Жрецы любые события реальной жизни преломляли через каноны этой книги и доносили до правящей верхушки в виде предсказаний и пророчеств.

Первые легенды Древнего Рима

Бесспорно, одной из первых легенд и сказаний Древнего Рима, дошедших до наших дней, и подвергшихся минимальному эллинистическому влиянию, можно считать сказание о сотворении Рима. Сегодня это одно их самых знаменитых и хорошо известна всем любителям истории. После получения протектората над Грецией и ее колониями римские боги начинают отожествляться с греческими и значение жрецов общественной жизни, и их влияние на республиканский сенат резко падают. Однако если боги Древней Греции в большей мере относились к части духовной культуры, то в Риме они становятся неотъемлемой частью повседневной жизни.

Это возрастание влияния на бытовую сторону существования многие исследователи культов Античности относят к более тесным контактам с , где даже поесть было невозможно без упоминания божественного начала в их правителе – фараоне. Без божественного благословления в Риме не начинались сельскохозяйственные работы. Без посещения оракула, толкующее расположенность или противление богов, не заключались сделки. С началом имперского периода все верховные диктаторы, а потом императоры являлись земными наместниками богов, героями и каким- то непотным образом и сынами религиозных культов. Конечно такое влияние не могло не найти отражения в легендах и мифах древнего Рима.
Греческое влияние в мифологии можно заметить проникновением эллинистических изустных историй в . Правда этот симбиоз сопровождался романизацией греческой религии. Зевс был переименован в Юпитера, Афродита стала Венерой, а Арес превратился в Марса. Однако это влияние не коснулось древнейших римских легенд, в частности сказания о Ромуле и Реме. Впрочем, это легко объясняется тем, что что римский календарь вёлся от сотворения столичного города. В более поздних сказаниях Виргиния об основании Рима тема чудесного спасения близнецов и их вскармливания бездуховным животным трактуется историками как идея божественного предназначения к мировому господству. При этом во многих мифах рефреном проходит мысль о том, что римская политика, система правления, общественные отношения одобрены свыше и являются самыми справедливыми.


Эллинистическая мифология древнего Рима

Эллинистическое влияние на легенды Древнего Рима видно уже в первом мифологическом повествовании о создании Рима. Ромул и Рем – братья близнецы были внуками Энея, одного из троянцев, спасшихся при Одиссеем. Корабль Энея долго блуждал по Средиземному морю, пока не был выброшен на побережье Апеннинского полуострова. В мере высадки был основан город Альба-Лонга. А бросил близнецов в Тибр младший сын Энея – Амулий бывший родным дядей Ромка и Рема.
Именно об этих событиях повествует мифологическая поэма «Энеида», написанная «мантуанским лебедем» — Вергилием на границе старого и нового летоисчислений. Говоря о легендах и сказаниях Древнего Рима периода первых римских императоров нельзя не вспомнить о , имя которого сохранилось до наших дней благодаря написанным им 142 книгам «История от основания города». Несмотря на историчность этого произведения, в нем нельзя не заметить достаточной доли мифологизации реально существовавших личностей.

Если написанные Публием Овидием Назоном «Наука любви» и «Метаморфозы» относятся скорее к религиозно-нравственным произведениям, то его знаменитые «Фасты» являются историческим трудом. Эта «календарная» поэма насквозь пронизана мифами и легендами Древнего Рима, которые приукрашали реальную жизнь живших в те времена правителей и политиков.
Секст Аврелий Проперций вошел в римскую историографию как друг Вергилия и Овидия. Им написаны 4 элегические поэмы, причем в четвертой книге элегий, посвященных его , литературоведы отмечают значительное влияние сказаний Древнего Египта.
Римские сказители и поэты заимствовали богов не только у греков. Их культура была конгломератом культурных традиции всех народов Средиземноморья. Причем римляне не просто копировали подвиги легендарных персонажей, а осмысленно приписывали их древнеримским героям.

Поделиться