О труде С. Л. Рубинштейна "человек и мир" и его месте в истории советской философии (М. С. Каган). Другие книги схожей тематики

Лекция 35. СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН И ЕГО ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологической науке. Среди крупнейших советских психологов он – единственный, кто добился выдающихся достижений одновременно в области психологии и философии. Он первым в советской психологии систематически и глубоко разработал категории бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл различия и взаимосвязь между бытием и объектом и показал неправомерность сведения бытия к материи. Он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса. Много нового и до сих пор ценного внес он в теорию эмоций, памяти, восприятия, речи и т.д.

Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ психологической науки, выяснение ее основных принципов (1930 –1940е гг.). Второй период его творчества – обращение к проблемам онтологии и философии человека, попытка вернуть личность в психологию.

Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея субъекта (личности, творца) является центральной. Не случайно, что свои первые серьезные работы он посвящает исследованию категории субъекта. В них Рубинштейн формирует принцип субъекта деятельности – в деятельности субъект и проявляется, и формируется. Субъективное (возникающее в деятельности человека) является отражением реально существующего бытия, объективного. Поэтому объективное и субъективное не противоположны друг другу.

Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием. Образование субъектов в системе бытия означает возникновение “центров перестройки бытия”, в чем их особая онтологическая роль. Качественно новым здесь является введение отражения и сознания как способностей субъекта и введение (помимо сознания и деятельности) третьего оси – отношения субъекта к другому субъекту.


Итак, субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает “внешность”, внеположенность объекта и другого субъекта, то есть, преодолевает его обособленность, обнаруживает, преобразует, усиливает сущность субъекта или объекта. Субъект, таким образом, неразрывно связан со своей деятельностью. Но субъект никогда не сводим к своей деятельности, он всегда богаче, чем конкретные формы, в которых он объективируется.

Единство деятельности, сознания и личности. Основой построения новой психологической науки стала разработка новых принципов. Первым из них стал принцип единства сознания и деятельности: сознание человека формируется и проявляется в человеческой деятельности (как в онтогенезе, так и в историческом плане). В деятельности осуществляется связь гносеологического (познания) и онтологического (переживания). Сознание, высший уровень психики, определяется Рубинштейном как единство двух характеристик – предметной и субъектной (отношение личности к миру).

Индивидуальное сознание детерминирован общественным сознанием и общественным бытием, теми отношениями, в которые индивид вступает. То есть, функция деятельности по отношению к сознанию – развитие и детерминация. Но сознание, с другой стороны, выступает как регулятор деятельности. Оно обнаруживает эту способность, только будучи понято как высшее личностное образование.

Но Рубинштейн критикует сведение личности лишь к одному ее сознанию. Личность является основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов. Рубинштейн указывает на три основные зависимости: 1) все психические процессы не только универсальны, но и индивидуальны; 2) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития; 3) психические процессы не остаются только процессам, совершающимися “самотеком”, а превращаются в сознательно регулируемое действие, которое личностью овладевается.

Описывая структуру личности, Рубинштейн приходит к триединой формуле:

1. чего хочет человек, что для него имеет привлекательности (направленность, потребности, установки, идеалы);

2. что может человек (способности, дарования);

3. что есть он сам (что из его тенденций и установок закрепилось в характере).

Эти три модальности образуют целое, но это целое не задано изначально, не статично. Целостность личностной структуры определяется и скрепляется деятельностью.

Личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности. Основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека, смыкаются в реальном единстве личности. Психический облик личности определяется реальным бытием человека и формируется в конкретной деятельности. А сама деятельности человека формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и бучения овладевает духовной и материальной культурой.

Сама личность включена в систему более широких отношений – жизненного пути – в которых осуществляется ее функционирование и ее деятельность, поведение и развитие. Жизненный путь – это процесс, в котором происходит формирование и изменение личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:

1. психический склад личности (в том числе индивидуальные особенности всех психических процессов);

2. личностный склад (в том числе – качества характера, способности и т.д.);

3. жизненный склад (нравственность, ум, мировоззрение, активность, жизненный опыт и т.д.).

Одной из важнейших категорий, которую Рубинштейн связывал с жизненным путем и рассматривал как интегральную характеристику личности, является направленность. Направленность соединяет неосознаваемые установки, тенденции личности и ее сознательные структуры, отражательный аспект и поведенческий. Направленность – это активность личности. Осуществляющая объективацию не только отдельных мотивов, но и всей личности, поэтому направленность – это самовыражение личности, ее тенденция самореализации.

Направленность – это интегральная способность действующего субъекта, самоосознание – интегральная способность осознающего субъекта. Самосознание личности опосредованно всей жизнедеятельностью субъекта, всеми его жизненными проявлениями. Самосознание возникает в ходе развития личности и ее сознания как особенное новообразование.

Психический процесс и психическая деятельность. Во второй половине 40-х гг. начинается новый этап в научном творчестве Рубинштейна. На этом этапе Рубинштейн вновь возвращается к вопросам взаимодействия человека с миром в форме деятельности. В ходе взаимодействия человека с миром непрерывно изменяется и окружающая действительность и человек как субъект деятельности и общения. Отражая эту изменчивость, психика сама является динамичной и пластичной, то есть, является процессом, регулирующим отношения человека с миром. Эта процессуальность как главная особенность психического начинает разрабатываться Рубинштейном как принципиальное положение в психологической науке.

Рубинштейн рассматривал психическое как процесс и как продукт указанного процесса, причем именно процесс есть основная форма существования психического.

Изучать психические процессы означает также изучать формирование соответствующих образований, то есть результатов, продуктов. Безотносительно к образованию невозможно очертить и сам психический процесс, отделить его от других психических процессов. С другой стороны, психические образования не существуют сами по себе вне соответствующих психических процессов. Каждое психическое образование – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении. Таким образом, психологическая наука изучает психическое как процесс в соотношении с его продуктами, но не эти продукты сами по себе.

С точки зрения Рубинштейна, главная задача психологического исследования заключается в том, чтобы изучать психику в единстве этих двух ее сторон – деятельностной и процессуальной. Исследование мышления как процесса, например, должно включать в себя изучение процессов анализ и синтеза, посредством которых решаются мыслительные задачи. Мышление как деятельность рассматривается тогда, когда учитываются мотивы человека, его отношение к решаемым задачам.

Психолог должен дифференцировать процесс и деятельность. Каждая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процесс, но не всякий процесс выступает как деятельность. Деятельность – такой процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру и людям.

Теория психического процесса разработана, главным образом, на материале психологии мышления. В поздних работах Рубинштейна мышление рассматривается как деятельность субъекта (со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор – психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта). Под мыслительным процессом понимается не просто последовательность во времени определенных этапов (стадий, операций), но и иной, качественно новый уровень, который является формой взаимодействия человека с миром.

В своих исследованиях мышления, прежде всего у детей, Рубинштейн реализовывал новый принцип, конкретизирующий деятельностный подход. Рубинштейн считал необходимым в психологическом эксперименте вводить педагогическое воздействие. Этот педагогический принцип реализовывался Рубинштейном вместе с принципом индивидуализации психологического изучения людей и вместе с генетическим принципом. Рубинштейн подчеркивал непрерывную изменяемость, пластичность процесса мышления, его формирование в деятельности.

Человек и мир. Само возникновение человеческого бытия является возникновением центра его преобразования, а потому и бытие является с появлением человека в новом качестве – мира для человека, объекта для субъекта. Мир – преобразованное человеком бытие, преобразованное его деятельностью.

С возникновением человека бытие превращается в объект, остающийся независимым от познания в смысле своей объективности (мир может существовать и без человека) и становящийся зависимым от субъекта в смысле реальности практических преобразований (только при наличии субъекта мир становится объектом).

Мир – это совокупность вещей и людей, в которых вкладывается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности. Качество природы, не связанное с человеком, Рубинштейн определял как материю.

Категория субъекта определялась Рубинштейном через совокупность отношений к миру, в число которых вводится познание, действие, созерцание и этическое отношение. Рубинштейн рассматривает субъекта в двух взаимосвязанных, но качественно различных отношениях: отношении к бытию и отношении к другому человеку. Отношение человека к человеку составляет общественную характеристику и познания, и деятельности, опосредует отношение человека к бытию и выделяется как социальная область жизни.

Рубинштейн С. Л.

Сергей Леонидович Рубинштейн ( , - , ) - российский и , Академии наук СССР, один из создателей в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии , а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

Биография

Основные публикации

  • Принцип творческой самодеятельности (1922)
  • Основы общей психологии (idem ) (1940; 1946; 1989)
  • Бытие и сознание (1957)
  • О мышлении и путях его познания (1958)
  • (2003)

Ссылки

  • Зинченко В.П. Слово о С.Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна) , Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвященный С.Л. Рубинштейну

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир Юрий Никитин - один из самых талантливых российских писателей-фантастов. Его наиболее известные книги погружают нас в сказочный мир отдаленного прошлого, как `Троеиз Леса`, или посвящены… - Эксмо-Пресс, (формат: 84x108/32, 480 стр.) 2002
    280 бумажная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир Юрий Никитин - один из самых талантливых российских писателей-фантастов. Его наиболее известные книги погружают нас в сказочный мир отдаленного прошлого, как "Троеиз Леса", или посвящены… - Эксмо, (формат: 84x108/32, 480 стр.) 2007
    230 бумажная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир Сборник фантастических произведений известного писателя Ю. Никитина поведает читателям о покорении дальних миров, о контактах землян с чужим разумом, о приключениях бесстрашных исследователей в… - Центрполиграф, (формат: 84x104/32, 496 стр.) Миры Юрия Никитина 2000
    70 бумажная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир Писатель-фантаст Никольский не подозревал, какое колоссальное воздействие на окружающий мир могут оказать его творения. Но однажды к нему в дом постучал странный старик, который открыл ему глаза на… - Эксмо, (формат: 75x90/32, 136 стр.) Человек, изменивший мир электронная книга 1973
    9 электронная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир Юрий Никитин - один из самых талантливых российских писателей-фантастов. Его наиболее известные книги погружают нас в сказочный мир отдаленного прошлого, как `Троеиз Леса`, или посвящены… - ЭКСМО-ПРЕСС, (формат: 84x108/32мм, 480 стр.) Книги Юрия Никитина 2002
    225 бумажная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир В сборник, выходивший в 1973 году в издательстве "Молодая Гвардия", возвращены рассказы, выброшенные редактором (цензурой). Также в издание включены рассказы из второго сборника "Далёкий светлый… - Равлик, (формат: 60x88/16, 416 стр.) Миры Юрия Никитина 1996
    320 бумажная книга
    Юрий Никитин Человек, изменивший мир (сборник) Юрий Никитин – один из самых талантливых российских писателей-фантастов. Его наиболее известные книги погружают нас в сказочный мир отдаленного прошлого, как «Трое из Леса», или посвящены… - Эксмо, (формат: 75x90/32, 136 стр.) электронная книга
    189 электронная книга
    Л. А. Маркова 2008
    395 бумажная книга
    Л. А. Маркова Человек и мир в науке и искусстве В книге показано, как в конце прошлого века в философии зарождаются новые идеализации субъекта, такие как наблюдатель, новые понятия и в науке, и в искусстве, которые выводят за пределы отношения… - Канон+РООИ "Реабилитация", (формат: 84x108/32, 384 стр.) 2008
    350 бумажная книга
    Бояшов Илья Владимирович Как появились первые карты? Кто и когда их создавал? Какими они были и чем отличались от современных? Рассказывая об истории создания географических карт, книга Ильи Бояшова помогает увидеть, каким… - Качели, (формат: 84x108/32, 384 стр.) Мир знаний 2017
    672 бумажная книга
    Бояшов Илья Владимирович Человек познает мир. История географических карт Как появились первые карты? Кто и когда их создавал? Какими они были и чем отличались от современных? Рассказывая об истории создания географических карт, книга Ильи Бояшова помогает увидеть, каким… - Качели, (формат: 84x108/32, 384 стр.) 2017
    624 бумажная книга
    К. А. Татаринов Человек и мир зверей Общение с животными, особенно млекопитающими, стремление знать их биологию в условиях технического прогресса, растущей урбанизации повышается с каждым годом. Звери - составная часть любой экосистемы… - Вища школа, (формат: 75x90/32, 136 стр.) Охрана окружающей среды 1980
    70 бумажная книга
    Иофан Н. А. Человек и мир в японской культуре. Сборник статей Книга посвящена исследованию истоков и проблемам становления и развития японской национальной культуры. На материале археологических и этнографических данных, памятников литературы и искусства… - ЁЁ Медиа, (формат: 75x90/32, 136 стр.) -

    О труде С. Л. Рубинштейна "человек и мир" и его месте в истории советской философии (М. С. Каган)

    1

    В ряду работ крупнейших советских психологов, проявлявших, начиная с П. П. Блонского и К. Н. Корнилова, обостренный интерес к философской проблематике, особое место занимают труды С. Л. Рубинштейна. Первые его работы - докторская диссертация "Исследование проблемы метода" и опубликованная в 1922 г. статья "Принцип творческой самодеятельности" - имели чисто философский характер, как и его последние фундаментальные труды "Бытие и сознание" (1957) и "Человек и мир" (1973), в которых собственно психологические сюжеты были подчинены анализу философских проблем (книга "Человек и мир" впервые была опубликована в 1973 г. в однотомнике С. Л. Рубинштейна "Проблема общей психологии"). Этот анализ проведен на высочайшем теоретическом уровне, по которому в гораздо большей степени, чем по сочинениям многих философов-профессионалов, можно и нужно судить об уровне советской философской мысли в первые послевоенные десятилетия.

    Особое значение для философского развития Рубинштейна имело знакомство с рукописями молодого К. Маркса, анализу которых посвящены его статья "Проблемы психологии в трудах К. Маркса" ("Советская психотехника", 1934, № 1) и более позднее специальное исследование "О философских основах психологии: Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии" (1959). Хотелось бы подчеркнуть, что в своих работах Рубинштейн не только опровергал распространенное в западной марксологии противопоставление раннего Маркса позднему, но и не разделял принятого в советской философии отношения к этим работам как к незрелым с точки зрения диалектического материализма произведениям, отмеченным будто бы непреодоленным влиянием Гегеля и Фейербаха.

    Рубинштейн увидел в размышлениях К. Маркса 1844 года набросок той новой системы философских воззрений, которая затем развивалась и им самим, и Ф. Энгельсом, и В. И. Лениным, но концептуальная суть которой была изложена уже здесь, противопоставленная как идеализму Гегеля, так и абстрактному антропологизму Фейербаха. Рубинштейн отчетливо увидел, что "в центре философской концепции Маркса стоит не абсолютная идея, как у Гегеля, и не абстрактный человек или абстракция человека, как у Фейербаха", а "реальный, конкретный человек, живущий в определенной, исторически сложившейся и развивающейся ситуации, находящийся в определенных общественных отношениях к другим людям. Проблема человека, восстановление его в его правах, в полноте его прав - такова главная проблема" Марксовой философской концепции, по точному заключению комментатора .

    Рубинштейн сумел уже тогда, в начале 30-х годов, оценить истинно марксистский характер этого раннего сочинения К. Маркса и сохранил на протяжении всей своей жизни убеждение, что в марксистской философии центральной является именно проблема человека. В конечном счете это убеждение и привело ученого к завершающей его философскую концепцию работе "Человек и мир".

    Нужно ли разъяснять, сколь актуальна такая позиция в наши дни, когда мы сумели, наконец-то, понять действительное значение "человеческого фактора" в развитии общества, в революционных преобразованиях, происходящих в нашей стране и имеющих решающее значение для исторических судеб социализма?

    Поскольку автор этих строк имел уже возможность не раз говорить и писать об этом , сейчас можно лишь кратко резюмировать: многолетняя социологическая и гносеологическая ориентация нашей философии, доходившая до объяснения исторического материализма "общей социологической теорией марксизма" и до приравнивания философии в целом к теории познания, приводила к "выталкиванию" учения о человеке из содержания философской теории. Оно оправдывалось, с одной стороны, отождествлением человека и общества (основанном на ложной интерпретации известного тезиса К. Маркса, о Л. Фейербахе), а с другой - пониманием человека как всего лишь субъекта познания (основанном на упрощенном, догматическом толковании ленинского положения о единстве логики, диалектики и теории познания). В конечном счете, сама возможность построения марксистской философской антропологии (учения о человеке) решительно отрицалась, поскольку она, как убедительно показал

    Н. З. Чавчавадзе, странным образом отождествлялась с антропологической философией. Но если такое положение дел было возможно, а в известном смысле закономерно в ту пору, когда человек был объявлен "колесиком и винтиком" государственного механизма, а его руководитель возродил формулу "государство - это я", то в условиях последовательной демократизации нашей жизни оно оказывается решительно нетерпимым. Практике перестройки необходим а научная, междисциплинарная, а в фундаменте своем философская концепция человека, которая обосновала бы все наши действия по актуализации и активизации великих возможностей, заключенных в человеческом факторе.

    Поэтому обращение к книге Рубинштейна "Человек и мир" представляется сегодня в высшей степени продуктивным и в теоретическом, и в практическом отношении, и можно лишь изумиться прозорливости ученого, который за три десятилетия до XXVII съезда КПСС писал, что "проблема перестройки общества, переделки общественной жизни выступает как центральная философская проблема", и что для нас вопрос об "общественных условиях человеческой жизни" неразрывно связан с вопросом о "внутренней сущности" человека, о "внутреннем бытии человека в его отношении к миру, к другим людям" . Вместе с тем нельзя не поразиться и современному звучанию рассуждений Рубинштейна о свободе личности: "Свобода духовная и величие человека возможны только в обществе. Коллективность, идейная общность должны существовать наряду с сохранением критической мысли индивида, его инициативы и ответственности. Свобода выступила для нас вначале в связи с необходимостью, в связи с детерминированностью вообще, но это лишь возможность свободы. Свобода человека осуществляется только в реальной жизни и обществе. Для индивида свобода существует как личная инициатива, возможность действовать на свой страх и риск, свобода мысли, право критики и проверки, свобода совести" .

    Замысел этой замечательной книги сложился в середине 50-х годов, в атмосфере XX съезда КПСС, но работу над ней оборвала смерть Рубинштейна в 1960 г.

    Так объясняется рождение первой в истории советской философии книги, посвященной проблеме человека; ее создание намного опередило обращение к этому кругу вопросов наших профессиональных философов - лишь с конца 60-х годов стали появляться немногие работы, посвященные философско-антропологической проблематике (работы С. С. Батенина, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, З. Какабадзе, А. Г. Мысливченко, М. С. Кагана). Но книга Рубинштейна "Человек и мир" остается и поныне, тридцать лет спустя, наиболее значительным явлением в советской и мировой марксистской литературе на эту тему.

    Одновременно нужно снять возникающую здесь, на первый взгляд, двусмысленность - то, что в качестве объекта для субъекта может выступить субъект - есть философское утверждение, но оно не означает обратного, что справедливо отношение к другому как объекту, предмету, средству или, по выражению Рубинштейна, "функции", т. е. прагматическое отношение с точки зрения этических критериев.

    С. 352*. Необыкновенно глубокий смысл имеет кажущееся на первый взгляд необычным определение "мыслящее", употребляемое Рубинштейном применительно к сознанию. В этом определении заключена целая перспективная линия исследования концепции Рубинштейна с точки зрения соотнесения им понятий "сознание" и "мышление". В философском плане они им чаще всего отождествляются. Но в плане методологическом, существенном для психологии, оказывается чрезвычайно важным различие результирующего (в форме знания), констатирующего и активного, т. е. мыслящего сознания. В определении сознания как идеального Рубинштейн отмечает его способность к репрезентации всего существующего в мире, тогда как в его определении как субъективного (оба определения даны в "Бытии и сознании") им раскрывается способность субъекта отнестись к тому, что существенно в действительности не само по себе, а относительно к нему, для него. Здесь, по-видимому, и адекватен эпитет сознания как "мыслящего".

    С. 353*. Пауль Наторп (Natorp; 1851-1924) - представитель неокантианской марбургской школы в философии. С. Л. Рубинштейн полемизирует с его концепцией "Я", развитой в работе Philosophische Propadevtik (Marburg, 1903).

    С. 355*. Под этикой в широком смысле слова С. Л. Рубинштейн понимает онтологию человеческого бытия, прежде всего онтологизируя отношения людей друг

    к другу, взаимно усиливающие, проявляющие их человеческую сущность или минимизирующие ее, сводящие к "маске". Поскольку применительно к онтологии вообще наиболее существенной является категория становления, развития, то и по отношению к человеческому бытию он рассматривает развитие человека в процессе жизни и в процессе истории. Развитие человека он понимает прежде всего как его совершенствование.

    ** См. сноску к с. 351.

    С. 359*. Речь идет все о том же методе, примененном С. Л. Рубинштейном к анализу психического, который используется здесь для анализа проблемы человека.

    С. 360*. Понятие "ситуации" в экзистенциализме связано с понятием "свободы человека как недетерминированности вообще, как отрицания наличного состояния. Поэтому и "выход за пределы" ситуации понимается только как отрицание самой ситуации, а не диалектика негативного и позитивного, отрицания и становления (см. комментарии к с. 361).

    С. 361*. Одной из важнейших идей Рубинштейна является утверждение противоречивой сущности человеческого бытия. Однако при редактировании практически все упоминания противоречий, кроме фрагмента о соотношении логических и реальных противоречий, были сняты. Естественно, что в ту эпоху речь могла идти только о гармоничности, а не противоречивости человека, личности и ее жизни. Однако важно соотнести восстановленные в данном издании идеи о противоречивости бытия человека и трактовку проблемы отрицания. Рубинштейн выступает против сартровской трактовки отрицания, которая не подразумевает своей противоположности - утверждения, становления. Рубинштейн рассматривает отрицание как момент становления, утверждения нового, признавая тем самым продуктивный - в конечном итоге - характер соотношения отрицания и становления.

    Тем самым связь отрицания и утверждения выступает как противоречие человеческого бытия. Однако тонкость их различия (проблемы отрицания и проблемы противоречий) связана с тем, что, признавая закономерный характер противоречий, их неизбежность, Рубинштейн в основном соотносит их с субъектом, способным к разрешению этих противоречий, притом не только с объективным результатом их разрешения, но с тем, что дает самому субъекту это преодоление противоречий, борьба. Трактовка же проблемы отрицания - в основном - связана с контекстом сартровских понятий бытия и не-бытия.

    ** Критика экзистенциалистского понятия "выхода за пределы" ситуации осуществляется С. Л. Рубинштейном по нескольким линиям (см. комментарии к с. 373). С. Л. Рубинштейн противопоставляет экзистенциалистскому выходу за пределы ситуации только в сознании выход за ее пределы в реальном действии человека, преобразующем самую ситуацию и самого человека. Но и в том случае, когда выход за пределы ситуации осуществляется через сознание, С. Л. Рубинштейн в противоположность экзистенциализму подчеркивает, что преобразование, изменение ситуации образует закономерный переход наличного в другое, а не простое отрицание наличного.

    С. 362. О соотношении воспитания человека и общественных условий его воспитания см. "Принципы и пути развития психологии" С. Л. Рубинштейна. Принципиальным в трактовке воспитания является раскрытие его этического аспекта,

    но не как морализирования (свойственного советской идеологии), а как поддержания и укрепления в человеке его человечности путем соответствующего отношения к нему.

    С. 363*. Требование С. Л. Рубинштейна о включении нравственности в жизнь является возражением против абстрактного рассмотрения нравственных норм. Однако категория "жизнь" рассматривается не как эмпирическая, а как конкретная, включающая все богатство отношений (жизнь и как природный процесс, и как общественное бытие человека в его индивидуальной форме). Такая трактовка категории "жизнь" дает возможность понять роль этики в решении практических проблем.

    С. 365*. Преодоление недостатков созерцательного материализма не отменяет, по мнению С. Л. Рубинштейна, самой проблемы созерцательного отношения к действительности. В отличие от Гуссерля и Хайдеггера, которые противопоставляют познание, созерцание - деятельности на том основании, что познание не изменяет свой предмет, а непосредственно схватывает сущность, С. Л. Рубинштейн, различая созерцание и деятельность, трактует созерцание не феноменологически как непосредственность, пассивность, а как выражающее сущность самого субъекта ценностное отношение к бытию.

    Введением категории "созерцание", приравненной по своему рангу к познанию и деятельности, Рубинштейн фактически разрешает противоречие, выводит из тупика, в который привело стремление экзистенциализма.противопоставить познанию мира его "принятие", акцентировать не столько логические структуры познания, сколько способность личности к размышлению. Но тупик возник в связи с низведением категории "принятия", "размышления" на индивидуальный уровень, уровень личности. Несомненно, что между этими категориями есть существенное различие, которое также учитывает Рубинштейн, для чего и вводит отличающуюся от познания категорию "созерцания". Характеристика этой особенности сознания - его "заинтересованности" в раскрытии истины, в раскрытии реального положения дел - становится возможной только на основе установления связи познания и практики. Весь пафос "Бытия и сознания" направлен на доказательство активной преобразующей природы познавательной деятельности, понимание ее как воссоздания, восстановления объекта по законам познавательной деятельности, а не непосредственного постижения сущности. Но ранг "созерцания" Рубинштейн поднимает до уровня способности субъекта философски, а не эмпирически определенного. Здесь созерцание приближается по своему значению к дильтеевскому "пониманию" или герменевтической интерпретации. Если познание раскрывает "логику", сущность объекта, то созерцание выражает способность субъекта "верно отнестись к миру", т. е. определить характер и "логику" своего к нему отношения. В этом смысле познать мир еще не значит разумно определить свое место в нем. Познание мира является способностью сознания наряду с его созерцанием. Природа последней способности была раскрыта нами (при развитии рубинштейновских идей) как способность к интерпретации действительности субъектом (А. Н. Славская, 1993). С. Л. Рубинштейн проводит различие между практической и теоретической, идеальной деятельностью. Изменяя природу по законам своей общественно-исторической деятельности, человек изменяет ее не вопреки самим объективным законам природы. Чтобы учитывать

    эти законы в своей деятельности, человек должен их знать. Познание не создает и не изменяет сущности объекта. Но оно выявляет эту сущность в "чистом виде", поэтому оно - не пассивное отношение, а активное раскрытие сущности, оно "заинтересовано" в раскрытии этой сущности. "Заинтересованность" в раскрытии подлинной сущности возникает из необходимости преобразовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно согласно ее объективным законам (см. об этом подробнее: Абульханова-Славская К. А. Философское наследие С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. - 1969. - № 8. - С. 146 и др.).

    С. 371*. Заслуга С. Л. Рубинштейна перед психологией заключалась не в самом факте применения принципа детерминизма, который разрабатывался в учении И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Она состояла в том, что, в отличие от обычно подчеркивающейся в детерминизме причинно-следственной зависимости, он выдвинул на передний план и разработал применительно к проблеме психического диалектику внешнего и внутреннего. Выявление диалектики внешних и внутренних условий, формула о преломлении внешнего через внутреннее, развитая С. Л. Рубинштейном, давали возможность вскрыть специфичность внутренних условий, собственных свойств данного тела или явления, особого способа преломления им внешних воздействий. Эта формула в таком ее понимании позволила поставить психические явления в ряд со всеми другими явлениями материального мира и тем самым распространить на них объективное материалистическое объяснение, преодолеть субъективистическое понимание психического. Субъективистическое понимание психического как внутреннего замыкает его в мире непосредственной данности самому субъекту, в мире непосредственного переживания, интроспекции. Диалектическая формула преломления внешнего через внутреннее позволяет понять, что психическое в этом смысле не составляет исключения из диалектической взаимосвязи и взаимодействия всех явлений материального мира.

    Вместо с тем было бы ошибочным считать, что тем самым - включением психического посредством этой формулы в ряд со всеми явлениями материального мира - был закрыт путь "к пониманию специфики психических явлений. Напротив, эта формула представляла собой универсальную формулу раскрытия специфики детерминации для явлений любого уровня, и в этом заключалась ее диалектическая особенность. Поэтому ее применение к психическим явлениям дало возможность распространить материалистический подход и диалектическое объяснение на специфические особенности психического, такие как отражательная преобразующая внешние воздействия особенность психического, психическое как отношение, психическое как регулятор деятельности. Активная преобразую-" щая особенность психики была включена в детерминацию внешними условиями, понята и как обусловленная и как обусловливающая деятельность, поведение человека. Раскрытие психического через диалектику внешних и внутренних условий дало ключ и к проблеме личности как ее самоопределению по отношению к внешним условиям (в соответствии со специфическими сложившимися и сохраняющимися внутренними условиями), возможность понять ее избирательность, активность по отношению к внешнему, преобразование ее внутренним миром, потребностями воздействий внешнего мира.

    Данное издание, на первый взгляд просто включающее один из двух последних философско-психологических трудов С. Л. Рубинштейна, на самом деле имеет гораздо более глубокий смысл, вскрывающий внутреннюю логику его научного и жизненного пути. Эти два труда представляются парадоксальным, неожиданным завершением жизни выдающегося психолога именно в силу их преимущественно философско-методологического содержания. Начав свой путь как философ, он по причине социальных жизненных обстоятельств официально становится советским психологом-теоретиком, исследователем, методологом, организатором психологической науки. Что же побуждает его в конце жизни снова заявить о себе как философе – вернуться к идеям, имеющим парадигмальное философское значение для психологии («Бытие и сознание», 1957) и представляющим новую парадигму самой философии («Человек и мир», 1973)?

    Последний, не завершенный по форме, но законченный по содержанию труд «Человек и мир» явился его философским завещанием – богатейшим наследством для тех, кто сумеет его прочесть и понять. Последнее слово в своей жизни и творчестве он сказал как философ, восстановив себя в правах философа, поставившего философскую проблему человека в мире.

    Книга «Бытие и сознание», вышедшая в свет в 1957 г., фактически была третьим фундаментальным трудом С. Л. Рубинштейна, которому предшествовали «Основы общей психологии» (1940; 1946) и «Философские корни психологии» (1947) – книга, набор который был рассыпан на стадии верстки.

    За десятилетие, предшествовавшее выходу книги (с 1946 до 1956), С. Л. Рубинштейн пережил два удара, нанесенных по его трудам: первым была критика «Основ общей психологии», неожиданно последовавшая после необыкновенного и научного и социального успеха (1-е издание «Основ общей психологии» было удостоено Государственной премии), вторым – уничтожение верстки следующей книги «Философские корни психологии» (1947), написанной в обстановке критики «Основ» и проработок автора. Сам С. Л. Рубинштейн был подвергнут научной и идеологической критике (обвинен в космополитизме) и снят со всех постов . Выход в свет «Бытия и сознания» и последовавших за этой монографией еще двух книг («О мышлении и путях его исследования», 1958, и «Принципы и пути развития психологии», 1959) свидетельствовал о необычайном человеческом мужестве, позволившем преодолеть эти потрясения, и творческом духовном подъеме автора, хотя его научный статус даже после смерти Сталина (1953) официально не был восстановлен.

    Воодушевило ли Сергея Леонидовича падение сталинского режима или сама возможность, наконец, после нескольких лет запрета публиковать свои труды, или желание открыто ответить на жестокую критику своих оппонентов? Вероятно, вся совокупность этих обстоятельств сыграла свою роль. Но главная причина, несомненно, в самой особенности его личности и в том подъеме его внутренней жизни, который пришелся на этот период, в творчестве, которое и было смыслом, целью его жизни практической и направленной на решение самых сложных проблем философии и психологии (ее предмета). Это и позволяло ему выстаивать в самых трудных жизненных испытаниях.

    Есть люди, личностное развитие которых достигает вершин, подпитываясь удачами и успехом. Рубинштейн принадлежал, как мы видим, к другому типу людей: препятствия порождают у них энергию и силы для их преодоления.

    «Бытие и сознание» и «Человек и мир» позволяют раскрыть всю целостность его замысла, возникшего в начале жизни, и представляют собой его реализацию, свершившуюся только в ее конце. Суть его призвания была в том, чтобы обрести и реализовать свое истинное назначение философа, чтобы решить самые трудные проблемы и психологии, и философии . Задача эта была понята и сформулирована им еще в самом начале его научного пути на основе переработки и переосмысления всего богатства, проблем и противоречий философской, конкретно-научной и психологической мысли. Но ее решение оказалось отложенным на целую жизнь, на десятилетия в силу сложившихся обстоятельств реальной жизни. О том, что такой замысел был сформулирован и достаточно глубоко конкретизирован, свидетельствуют еще не опубликованные рукописи 1910–1920-х гг. и статья «Принцип творческой самодеятельности» (1922) , а также впервые публикуемые в данном издании выдержки из рукописей 1920-х гг. В них уже ставятся проблема человека в мире, проблема субъекта, т. е. дается абрис онтологии и философской антропологии. Этот замысел и реализованный им подход и позволил С. Л. Рубинштейну, не воплощая его в собственно философской форме, что было невозможно, «видеть» сущностные характеристики психологии как науки, реализовать в ней методологические принципы, которые он легализовал, опираясь на марксизм, дав свою модель и интерпретацию Марксовой категории деятельности и раскрыв ее роль для психологии. Человек, субъект деятельности, личность оставались «за сценой», но понимание их сущности позволяло Рубинштейну уже в «Основах общей психологии» дать уникальную трактовку предмета психологии, психики, сознания, никем в мире еще не превзойденную по своей интегративности, глубине и перспективности.

    В «Бытии и сознании» С. Л. Рубинштейн легализует свою позицию как философа, о чем свидетельствует само название книги, введение понятия «бытие», непризнанного в обиходе официальной философии. Труд назван не «Материя и сознание», как то могло бы звучать, если бы автор следовал марксистской традиции, а «Бытие и сознание». В этом томе, как его можно назвать по отношению ко второму труду (тому) «Человек и мир» (фактически, в совокупности образующих двухтомник), он решает первую, ориентированную на проблемы психологии задачу – реализует онтологический подход к ее предмету. В томе «Человек и мир» он предлагает философскую концепцию онтологии-бытия и субъекта-человека в мире. Тем самым им решается вторая задача – создания философской антропологии.

    Эта задача, решавшаяся Рубинштейном на протяжении всей жизни, требовала определенного метода (даже – стратегии), к разработке которого он приступил еще в своей самой первой философской работе – докторской диссертации, посвященной методу и блестяще защищенной в Марбурге.

    Необходимо было увидеть и извлечь все позитивное, вызревавшее на протяжении истории в философской мысли – особенно «зерна» кантовской и гегелевской философских парадигм. Но раскрытие этого позитивного содержания, одновременно с преодолением его односторонней, ограниченной механистической или идеалистической интерпретации, он осуществил не с позиций марксистской философии, а исходя из той философской парадигмы, которую он выстраивал на протяжении всей своей жизни, но основы которой, судя по трудам 1920-х гг., сложились еще до обращения к работам К. Маркса. Метод, доступный только интеллекту такого уровня, каким обладал Рубинштейн, заключался в раскрытии и интеграции всего богатства, содержавшегося и в философском, и в научном знании, в философии и науке прошлого и настоящего. Практически любая концепция строится (и в том случае, если она развивает предыдущую или представляет собой ее альтернативу) методом все далее идущей конкретизации ее основных положений. В этом бывает заключена и ее оригинальность и ее… обособленность. Автора целиком поглощает задача выстроить все звенья своей теории. Поэтому к прошлым или существующим концепциям он обращается по отдельным вопросам, ссылаясь на них, их упоминая или критикуя.

    Рубинштейн смог выстроить такую концепцию, которая непротиворечиво и органично объединяла все позитивное в истории философской и научной мысли. Он сумел это сделать, обобщив основные ходы человеческой мысли, вскрыв ее логику, альтернативы и противоречия. При этом он рассматривал историю философии и науки не только как знание , не как совокупность теорий, а с точки зрения того способа мышления , хода мысли, который к ним привел.

    Поделиться