Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Вопросы

Тело на­секомых разделено на голову, грудь и брюшко. На голове находится пара членистых усиков, пара верхних и две пары нижних челюстей. Кроме того, они имеют пару сложных фасеточных глаз, а многие – и простые глазки. Строение ротового аппарата разнообразно и соответ­ствует характеру питания. Исходным считается грызущий ротовой аппарат, от которого в результате пищевой специализации произошли остальные типы: колюще-сосущий (у комаров, клопов, тлей и др.), сосущий (у чешуекрылых), лакающий (у пчел, шмелей), лижущий (у мух). Грызущим ротовым аппаратом обладают, в частности, насеко­мые отрядов жестко- и прямокрылых, а также многие личинки.

Рис. 27. Расчленённый самец жука-оленя: 1 – нижняя губа с щупиками; 2 – нижние челюсти с щупиками; 3 – жвалы (верхние челюсти); 4 – верхняя губа; 5 – наличник; 6 – усики; 7 – голова; 8 – переднегрудь; 9 – передние ноги; 10 – среднегрудь; 11 – надкрылья; 12 – средние ноги; 13 – заднегрудь; 14 – крылья; 15 – тазики задних ног; 16 – задние ноги; 17 – брюшко.

Грудной отдел состоит из трех сегментов, каждый из которых несет по паре членистых конечностей. На спинной стороне второго и третьего сегментов груди расположены две пары крыльев, представляющих собой выпячивания кожных покровов. У разных отрядов насекомых строение крыльев имеет свои отличительные черты. Так, у жуков передние крылья превращены в жесткие надкрылья. Для полета у них служит задняя пара крыльев, которые в покоящемся состоянии спрятаны под надкрыльями. У насекомых отряда двукрылые (мухи, комары) развита лишь передняя пара, а задняя редуцирована до небольших жужжалец. У группы парази­тических насекомых (вшей, блох) крылья утрачены.

Брюшной отдел у разных групп насекомых состоит из неодинакового количества сегментов (большей частью их 9-10) и лишен настоящих конечностей.

Кожные покровы насекомых устроены сходно с таковыми паукообразных. В коже расположены различные красящие вещества, определяющие окраску насекомых. Окраска может быть по­кровительственной, предупреждающей. Имеющиеся на поверх­ности хитиновой кутикулы многочисленные волоски выполняют функцию осязания. Покровы обильно снабжены различными же­лезами – восковыми, пахучими, прядильными, ядовитыми и т. д., выделения которых играют важную роль в жизни насекомых.

Поперечно-полосатая мускулатура особого развития достигает в грудном отделе, обеспечивая быстрые движения крыльев (от пяти до тысячи взмахов в секунду) и конечностей.

Как и у других членистоногих, пищеварительная система насекомых состоит из трех отделов. Строение переднего отдела кишечника модифицируется в зависимости от пищевой специализа­ции насекомых. У насекомых, питающихся твердой пищей, имеет­ся мускульный желудок (рис. 28). У питающихся жидкой пищей ротовая полость превращена в систему каналов, а желудок соса­тельного типа. Слюнные железы могут быть преобразованы в пря­дильные (гусеницы бабочек) или содержать антикоагулянты крови (у кровососущих форм). В заднем отделе кишечника большинства насекомых расположены специальные железы, предназначенные для всасывания воды из непереваренных остатков пищи.

Кроме мальпигиевых сосудов (от 2 до 200), органом выделе­ния служит и жировое тело, основная функция которого – запа­сание питательных веществ, необходимых для развития яиц во вре­мя зимовки. Конечным продуктом азотистого обмена насекомых является мочевая кислота, выделяемая в форме кристаллов, что связано с необходимостью сохранения воды в их теле.

Дыхание насекомых осуществляется исключительно с помо­щью сильно разветвленной системы трахей. Отверстия дыхалец расположены на боковых поверхностях груди и брюшка. Дыхаль­ца снабжены специальными клапанами, регулирующими поступ­ление в них воздуха, движение которого происходит при помощи сокращений брюшка. Живущие в воде насекомые – водяные мухи и клопы - вынуждены периодически подниматься на поверхность воды для запасания воздуха.

Рис. 28. Схема строения органов таракана: 1 – пищевод; 2 – зоб; 3 – мускулистый желудок; 4 – средняя кишка; 5 – выделительные трубки; 6 – боковые трахеи; 7 – брюшная нервная цепочка.

Кровеносная система насекомых в связи с особенностями строения органов дыхания развита слабо и не имеет принципиальных отличий от таковой других членистоногих (рис. 29). Кровь бес­цветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворен­ного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Нервная система, как и у других членистоногих, построена по типу окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный ганглий достигает высокого уровня развития, особенно у общественных насекомых (пчел, муравьев, тер­митов), преобразуясь в «головной мозг» с тремя отделами: перед­ним, средним и задним. Он иннервирует глаза и усики. Поведение общественных насекомых сложное.

Рис. 29. Кровеносная система насекомого: 1 – аорта; 2 – крыловидные мышцы; 3 – спинной сосуд – «сердце».

Органы чувств насекомых хорошо развиты. Органы зрения взрослой особи представлены фасеточными глазами, к которым иногда добавляются и простые глазки, расположенные на лбу и темени.

Некоторые насекомые обладают цветовым зрением (бабоч­ки, пчелы). Своеобразно устроены органы равновесия и слуха. Насекомые имеют острое обоняние, позволяющее им отыски­вать пищу и половых партнеров. Органы осязания располагаются чаще всего на усиках, а органы вкуса – на ротовых конечностях.

Высокоразвитая нервная система и совершенные органы чувств определяют сложное поведение насекомых, особенно обществен­ных. Оно определяется инстинктами, которые представляют со­бой врожденные комплексы реакций.

Типы развития насекомых. Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные, у самцов нередко имеется совокупи­тельный орган. Яйца богаты желтком и откладываются во внеш­нюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метамор­фозом).

У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, похожие по внешнему виду на взрослое насекомое, но отличающееся от него меньшими размерами и недоразвитыми крыльями и половой системой. С каждой линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму.

Напротив, у насекомых с полным превращением развитие идет с последовательной сменой форм, совершенно непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червеобразная личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее.

Рис. 30. Развитие перелётной саранчи.

В результате последней личиночной линьки образуется куколка, которая не двигается и не питается. Куколки раз­ных отрядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использование этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит при участии специальных гормонов.

У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капустницы питается листьями, взрослая бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных во­доемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый ко­мар (самка) обитает в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источни­ках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конку­ренция, что способствует процветанию насекомых.

Рис. 31. Развитие бабочки кольчатого коконопряда: 1 – самец; 2 – самка; 3 – кладка яиц; 4 – гусеница; 5 – куколка.

Роль насекомых в природе, их практическое значение

На­секомые при их разнообразии и огромной численности играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются опыли­телями растений, истребляют вредных представителей этого клас­са и выполняют роль санитаров. Некоторых полезных насеко­мых – пчел, шелкопрядов – человек одомашнил. Вместе с тем велик и вред, наносимый насекомыми. В зависимости от объек­та нападения вредных насекомых делят на несколько групп: вре­дители поля, сада, огорода, амбарные вредители, переносчики болезней.

В целях защиты растений от насекомых используют разные способы борьбы с ними. Широко применяется сбор насекомых с помощью ловчих канав, колец, бредней, насекомоуловителей (механический способ) и др. Кроме того, борьба ведется и химичес­ким методом, при котором на насекомых воздействуют ядами. Но использование химических веществ приводит к отравлению почвы, воды, уничтожению наряду с вредными и полезных на­секомых. Поэтому в последнее время признание получил био­логический способ борьбы, при котором человек использует естественных врагов насекомых: насекомоядных птиц, насекомых-хищников (жужелиц, божьих коровок и др.). Искусственно раз­водят наездника-трихограмму для борьбы с яблонной плодо­жоркой.

Отряды насекомых. Класс Насекомые включает большое количество отрядов. Основой их выделения служит строение

крыльев, ротового аппарата и тип развития. Характеристика основных отрядов Насекомых представлена в табл.1.

Таблица 1.

Основные отряды насекомых

Отряд и его представители

Характерные признаки

Значение

Насекомые с неполным превращением

Стрекозы (большое коро­мысло, красотки, стрелки и др.)

Две пары крыльев (одинаковые у подот­ряда равнокрылых и несколько различные у представителей подот­ряда разнокрылых) с мелкой сетью жилок. Большие, сходящиеся на темени сложные глаза. Грызущий рото­вой аппарат.

Являясь прожорливыми хищниками, уничтожают большое количество насеко­мых-вредителей.

Прямокрылые (кузнечики, сверчки, саранча, медведки)

Передние крылья жест­кие с почти параллель­ными продольными жилками. Задние кры­лья более широкие с радиально-расходящимися продольны-ми жилками. Грызущий ротовой аппарат.

Большинство представите­лей отряда - вредители растений. Саранча, поедая листья и стебли, вредит посевам. Кузнечики прино­сят вред садам и виноград­никам. Медведки, роясь в почве, повреждают корни растений.

Полужесткокры­лые, или Клопы (клопы-черепаш­ки, постельный клоп, водомерки и др.)

Половина каждого надкрылья от его осно­вания жесткая и состо­ит из толстого слоя хитина, а другая поло­вина более тонкая, перепончатая. У неко­торых клопов (постель­ный и др.) крылья редуцированы. Ротовой аппарат колюще-сосу­щего типа. Многие виды имеют пахучую железу, поэтому у них неприятный запах.

Продолжение табл.1.

Насекомые с полным превращением

Жесткокрылые, или Жуки (майские жуки, жуки-щелкуны, жуки-долгоноси-ки, хлебный жук [кузька], лис­тоеды [колорад­ский жук], жуки-короеды, жуки-плавунцы, жужелицы, божьи коровки, жуки-навозники и др.)

Первая пара крыль­ев - жесткие надкры­лья - прикрывает вторую пару перепон­чатых крыльев. Рото­вой аппарат грызущий.

Многие из жуков вредят растениям, майские жуки поедают листья, а их личин­ки - корни деревьев. Ли­чинок жуков-щелкунов называют проволочными червями. Они питаются подземными частями карто­феля, злаков. Колорадский жук и его личинки поедают листья картофеля. Личинки долгоносика-яблонного цветоеда-уничтожают завязи цветка, а личинки свекловичного долгоноси­ка - корни свеклы. Среди жуков есть и полезные. Это хищные жуки (жужелицы и красотелы), охотящиеся за гусеницами шелкопрядов. Божьи коровки и их личин­ки питаются тлями. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Чешуекрылые, или Бабочки (капустная белян­ка, боярышница, яблонная моль, плодожорка, ком­натная моль, шел­копряды)

Две пары очень боль­ших по сравнению с те­лом насекомого крыль­ев, окрашенных в раз­личные цвета. Окраска крыльев зависит от окраски и расположе­ния чешуек. Жилки на крыльях расположены продольно. За исклю­чением некоторых молей, бабочки имеют сосущий ротовой аппа­рат.

Личинки бабочек, поедая надземные части растений, приносят вред. Личинки капу­стной белянки поедают листья капусты и других крестоцвет­ных. Личинки боярышницы, яблонной моли и плодожорки наносят вред плодовым де­ревьям. Личинки комнатной моли питаются шерстью тка­ней или мехов и повреждают одежду, ковры, обивку мебе­ли. Личинки соснового шел-копряда, поедая хвою, вредят сосновым лесам; личинки кольчатого шелкопряда по­вреждают плодовые сады. Принося вред на личиночной стадии, взрослые бабочки,

Продолжение табл. 1.

производя опыление растений, приносят пользу.

Польза ба­бочек и в том, что они являют­ся пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и туто­вый шелкопряды. Их гусени­цы имеют сильно развитые шелкоотдели-тельные железы, выделяющие шелковую нить. Этой нитью гусеница окуты­вает себя перед окукливанием. Шелковистый кокон служит защитой куколки от неблаго­приятных условий, а для человека – сырьём для получения шелка

Перепончатокры­лые (наездники, пилильщики, пчелы, осы, шме­ли, муравьи и др.)

Задние крылья всегда меньше передних. Обе пары прозрачные, со сравнительно редкими продольными и попе­речными жилками. Рото­вой аппарату большин­ства видов грызущий, а у жалоносных (пчелы)- грызуще-сосущего типа. Пчелы, осы, некоторые муравьи имеют жало, представляющее изме­ненный яйцеклад. Образ жизни различен. Одни [наездники, пилильщи­ки, некоторые осы) жи­вут в одиночку, другие (пчелы, муравьи, неко­торые осы) – большими семьями и являются обществен-ными насекомыми. Между особями внутри семьи наблюдается разделение труда.

Велико значение перепонча­токрылых как опылителей растений. Пчела медоносная образует воск, пчелиный яд, пчелиное молочко, использу­емые в медицине и парфюме­рии. Полезен и пчелиный мед. Большую пользу приносят наездники. Откладывая яйца в тело личинок и яйца многих, вредных насекомых, они по­могают человеку в борьбе с ними. Полезны в этом отно­шении и осы: запасая пищу своим личинкам, они перед откладыванием яиц парали­зуют и затаскивают в норы гусениц многих вредных насе­комых. Есть среди перепонча­токрылых и вредители. Сам­ки пилильщиков имеют пило­-

Окончание табл.1.

образный яйцеклад, которым пропиливают завязь растений для откладывания яиц. Вышедшие из яиц личинки поедают листья растений.

Двукрылые (мухи, оводы, слепни, комары, мошки, москиты и др.)

Задняя пара крыльев редуцирована. Их остатки превратились в жужжальца. Передняя пара крыльев у основания сильно сужена. Ротовые органы лижущего (у мухи) и колюще-сосущего (комара) типа.

Контрольные вопросы:

    Что общего в своём строении имеют членистоногие разных классов?

    Какие особенности в своём строении и процессах жизнедеятельности имеют ракообразные?

    Какова роль ракообразных в природе и их практическое значение?

    Какие особенности строения и жизнедеятельности у паукообразных?

    Какие пауки представляют опасность для человека?

    Назовите других представителей класса паукообразные.

    Какие особенности строения и жизнедеятельности имеют насекомые?

    Какие типы развития имеют насекомые?

    Какова роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека?

1. Какие бывают типы экосистем?

2. Чем принципиально отличаются между собой автотрофные и гетеротрофные экосистемы?

3. Какими основными показателями характеризуются экосистемы?

4. Охарактеризуйте процессы, протекающие в природных экосистемах.

5. Что такое биотический и биогеохимический круговорот?

Тесты

1. Что определяет размер экосистемы?

а) пространство, в котором возможно осуществление процессов саморегуляции и самовосстановления всех составляющих экосистему компонентов и элементов;

б) системная мера, учитывающая протекающие в экосистеме процессы обмена и управления.

в) пространство экосистем

2. Что такое самовосстановление природных экосистем?

а) непрерывное воспроизводство или возобновление структуры и свойств природных экосистем;

б) процесс непрерывного воспроизводства и возобновление структуры, свойств, количественного и качественного состава природных экосистем, осуществляющихся без участия человека;

г) самостоятельный возврат природных экосистем к состоянию динамического равновесия, из которого они были выведены воздействием природных и антропогенных факторов.

3. Охарактеризуйте процесс сомоочищения природных экосистем.

а) процесс разрушения загрязнителя в среде;

б) способность загрязнителя уменьшать свое канцерогенное и токсическое воздействие под влиянием природных, физических, химических и биологических факторов;

в) естественное разрушение загрязнителя в среде в результате природных, физических, химических и биологических процессов, происходящих в ней.

4. Что определяет саморегуляция природной экосистемы?

а) способность природной экосистемой к восстановлению своих первозданных качеств;

б) механизм восстановления нормального экологического состояния природной экосистемы, основанный на принципе обратной связи отдельных подсистем и экологических компонентов, входящих в ее структуру;

в) способность природной экосистемы к восстановлению баланса внутренних свойств после какого-либо природного или антропогенного воздействия.

5. Что подразумевают под биотическим круговоротом веществ?

а) круговорот биогенных элементов;

б) круговорот биогенных элементов, обусловленный синтезом органических веществ в экосистеме;

в) круговорот биогенных элементов, обусловленный синтезом и распадом органических веществ в экосистеме, в основе которого лежит реакция фотосинтеза.

Глава 3. Элементы экологических систем и их характеристики

Основными элементами экологических систем являются вид, популяция, биоценоз.

3.1. Вид и основные его критерии

Общее число биологических видов на Земле, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 3 млн. К настоящему времени описано около 0,5 млн. – 10 видов растений и примерно 1,5 млн. видов животных. Человек ‑ один изизвестных сегодня биологических видов на Земле.

Эволюционную устойчивость вида обеспечивает существование внутри вида генетически разнообразных популяций. Виды отличаются друг от друга многими признаками.

Критерии вида ‑ это характерные для вида признаки и свойства. Различают: морфологический, генетический, физиологический, географический и экологический критерии вида. Для установления принадлежности особей к одному виду недостаточно использовать какой-либо один критерий. Только применение совокупности критериев с взаимным подтверждением различных признаков и свойств особей в их совокупности характеризует вид.

Морфологический критерий основан на сходстве внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить вид. Кроме того, существуют виды, морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой ‑ это виды-двойники. Напр., у черных крыс есть два вида-двойника ‑ хромосомами. Открыли 6 видов-двойников малярийного комара.

Генетические критерий ‑ это характерный для каждого вида набор хромосом, строго определенное их число, размеры и форма. Он является главным видовым признаком. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом, не могут скрещиваться между собой и поэтому отграничены друг от друга в природных условиях. Однако в природе встречаются случаи, когда скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство особи разных видов (некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив).

Физиологический критерий ‑ это сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего сходство процессов размножения.

Географический критерий ‑ это определенный ареал (территория, акватория), занимаемый видом в природе.

Экологический критерий ‑ это совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. В процессе эволюции у каждого вида сформировались приспособления к определённой среде обитания. Например, арктические птицы и млекопитающие имеют белую окраску, обладают относительно большей массой сердца (по сравнению с массой тела), чем особи популяций, живущих в южных районах. Большая интенсивность обмена при более низких температурах требует лучшего кровоснабжения, а для этого нужна более мощная сердечная мышца.

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Инструктаж по ТБ.

Цель: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, видеофрагменты

Понятия: циста, бентос, планктон, пелликула, сократительная вакуоль, псевдоподии, таксис, коньюгация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 2

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Инструктаж по ТБ.

Цель: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, видеофрагменты

Понятия: циста, бентос, планктон, пелликула, сократительная вакуоль, псевдоподии, таксис, коньюгация.

Ход урока.

1×30

1. «Нулевой контроль» - письменный опрос

  1. Из чего состоит тело эукариот и прокариот? - 0,5б
  2. Назовите основные органеллы растительной клетки. – 1б .
  3. Перечислите ткани растительного организма? -
  4. Перечислите органы растений и их основные функции. - 3б
  5. Перечислите способы размножения растений. -
  6. Что такое фотосинтез?-
  7. Перечислите структуры - 1,5б

1вар. корня 2 вар.стебля

2. Понятийный опрос - письменный опрос

Дать определение понятиям: фагоцитоз, гетеротрофы, гликокаликс, псевдоподии, царство животные

3. Работа у доски

1. Расположите в правильной последовательности систематические категории: вид, царство, империя, род, семейство, тип, надцарство, класс, отряд

2. Рассказать о строении животной клетки, ее отличии от клеток растений и грибов.

2×30

  1. Мотивация учебной деятельности.

(рассказ об открытии А.Левенгука “300 лет назад жил в г.Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”)

показ видеофрагмента

А как думаете вы? Откуда взялись эти маленькие зверушки? Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

  1. Изучение нового материала.
  1. Систематическое положение.

Империя клеточные

Надцарство эукариоты

Царство животные

Подцарство одноклеточные

Тип Инфузории Саркомастигофоры Споровики

Класс Реснитчатые Саркодовые Жгутиковые

Род Инфузория Амеба Эвглена

Вид И.- туфелька А.обыкн. Э.зеленая

Вопрос – как вы думаете, что объединяет эти организмы в одно подцарство и почему они относятся к разным классам?

2. Строение и жизнедеятельность Простейших.

Работа с книгой - прочитав § 9, ответьте на вопрос: где живут, как дышат, питаются, двигаются, размножаются эти организмы?

Распространение

Особенности строения

Органы движения

Питание

Дыхание

Регуляция внутриклеточного давления

Размножение

Раздражимость

При неблагоприятных условиях

2. Закрепление изученного материала.

1. Работа с понятиями – пелликула, ложноножки, циста, пищеварительные вакуоли

2. Работа с учебником – вопросы к § 9

3×30

1.Закрепление изученного материала.

1. Выполнение лабораторной работы № 1

2. Изучение нового материала.

1. Разнообразие простейших (свободноживующие)

Пресные водоемы Моря

Планктон – инфузория Фораминиферы Радиолярии

Бентос - амеба протей

Эвглена зеленая

Арцелла обыкновенная

Работа с книгой - прочитав § 10, расскажите о своем животном

1 вар. Амеба

2 вар. Эвглена

3 вар. Инфузория –туфелька

1. Работа с тетрадью : заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»

Сравнительная характеристика простейших

Параметры для сравнения

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Среда обитания

Водоемы с грязной водой

Признаки организации:

Количество клеток

Количество ядер

Форма (постоянная, непостоянная)

Размеры

Непостоянная

0,5мм

Постоянная

0,05мм

Постоянная

0,3мм

Органеллы движения

Ложноножки

Жгутик

Короткие реснички

Питание

пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное)

Фотосинтез – на свету в хлоропластах (автотрофное), в темноте (гетеротрофное)

МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания.

Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное)

Дыхание

Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

2 сократительные вакуоли; порошица

Размножение

Деление надвое

Деление надвое

Бесполое, половое - коньюгация

Значение

Пища для животных (звено в цепи питания).

3. Закрепление изученного материала.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба... (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли... (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена... (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется. (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы... (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

4. Домашнее задание

1. Проработать § 9,10; ответить на вопросы к § 9,10 ;

2. Выучить понятия, общую характеристику Простейших

3. Заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»

Лабораторная работа №1.

Тема: наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших.

Цель: познакомиться со строением представителей свободноживующих простейших, рассмотреть процессы их жизнедеятельности.

Оборудование: микроскоп, культуры простейших

Ход работы.

1. Рассмотрим под микроскопом каплю воды. Наблюдаем представителей п/ц Одноклеточные

Проба №1 - Амеба протей . Цитоплазма образует – ложноножки. Вокруг добычи образовалась – пищеварительная вакуоль

Проба № 2 - Эвглена зеленая . Тип питания - миксотрофное

Проба №3. Инфузория туфелька.

Вывод:

1. К каким классам принадлежат организмы, которых вы видели?

2. Назовите характерные черты представителей каждого из этих классов?

Проба №1 - Амеба протей. Орган передвижения – ложноножки . Меняет свою форму.

Проба № 2 - Эвглена зеленая. Орган передвижения – жгутик. Имеет хлоропласты.

Проба №3 - Инфузория туфелька. Орган передвижения – реснички. Имеет 2 ядра и 2 сократительных вакуоли. Могут размножаться половым путем.


Поделиться