Астарта — богиня и демоница из колыбели человечества. Пророк софония Астара рассветная богиня

Наша жизнь связана с древней культурой намного больше, чем может показаться. Имена древних богов встречаются в названиях фирм, на неоновых вывесках, в фильмах и т.д. Видя красивое название, мы часто не понимаем, что за ним стоит, с чем оно связано. Древнюю историю необходимо знать, чтобы не допускать нелепых ошибок, свидетельствующих о невежестве.

Кто такая Астарта?

Астарта - это богиня, которая почиталась во всех культурах древности. Первые упоминания о ней появились в колыбели цивилизаций Месопотамии. Она символизировала:

  • женское начало;
  • материнство;
  • красоту;
  • любовь;
  • плодородие.

Богиня Астарта являлась главной женщиной в пантеоне божеств, считалась покровительницей сражений и богиней-целительницей. Но так ее называли только в Древней Греции. Также ее называли:

  • на Востоке - ;
  • на Руси - Лада;
  • в Скандинавии - Фрейя;
  • жители Вавилона - Анну;
  • римляне - Венерой.

Кочевые финикийцы распространили поклонение богине по всему северу Африки и Средиземноморью. У древних было свое понимание о “святости”, поэтому культ Астарты состоял в “священных” оргиях и проституции, процветавших в ее храмах. Ей поклонялись как богине охоты, войны, материнства и часто изображали:

  • полностью голой с рогами на голове, скачущей на лошади и стреляющей из лука;
  • со змеиными хвостам вместо ног в Древней Каббале.

Символ Астарты

Для всех почитавших ее народов Астарта - богиня весны была еще и богиней утреней и вечерней звезд. У нее много символов, но главными считаются:


Астарта - мифология

Согласно дошедшим легендам, эта богиня была дочерью Ра и помогла богам разобраться с могущественным богом моря. Йам решил, что он главный и обложил других богов непомерными налогами. Объединившись, они уговорили Астарту соблазнить бога моря, и уговорить его отменить дань. Так как Астарта - богиня любви и плодородия была самой прекрасной, она влюбила в себя грозного Йама, и он отменил свое решение.

Демон Астарта

Роль богини Иштар в мифологии со временем менялась. В древнеегипетских письменах она носила имя Аштарот и была женой Сета, олицетворяя супружескую верность и поддержку мужа во всем. Но уже в эпосе о Гильгамеше она совращает главного героя, символизируя распутство и неверность. Демонизацией образа богини вовсю занялись иудеи. До формирования иудаизма богиня Астарта была главным женским божеством. Но это религия объявил жестокую войну всем древним богам и культам. Библия донесла до наших дней упоминание о поклонении Астарте царя Соломона, за что он и был наказан.

Считалось, что Астарта и Астарот, верховный демон ада, были супругами. И стала олицетворять:

  • распутство;
  • неудержимую похоть;
  • женское коварство;
  • изощренное предательство.

Астарта и Ваал

Больше всего Астарту почитали финикийцы - многочисленный народ древности. Ведя кочевой образ жизни, они распространяли свой культ далеко за пределами страны - от Средиземноморья, Африки до Британии. Согласно их верованиям богиня Иштар была женой Ваала, являющегося главным божеством всего пантеона.

Святой пророк Софония - один из 12-ти малых пророков, написавший Книгу пророка Софонии, девятую среди книг «малых пророков».

Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания" ) означает того, кому покровительствует, кого защищает Иегова.

Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Софонии в исторической и современной пророческой письменности Ветхого Завета не сохранилось. Мы знаем о нем только, что он был сын Хусия, внук Годолия, правнук Амории и праправнук Езекии (Соф.1:1), происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны Саравафа (Палестина). Как можно видеть, родословие пророка дается на четыре поколения назад до Езекии, чего нет ни в одной другой пророческой книге. Это предполагает, что он был человеком знатного, даже царского происхождения. Ряд исследователей считают Софония праправнуком иудейского царя Езекии, следовательно, он был дальним родственником царя Иосии, в годы правления которого (640—609 гг. до Р.Х.) Софония проповедовал.

Известно, что на протяжении длительного 55-летнего правления сына иудейского царя Езекии царя Манассии в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Тогда Ассирия достигла наивысшего могущества, даже египетские фараоны являлись всего лишь ее вассалами, а тем более Финикия и Иудея, стоящие на порядок ниже в культурном и других отношениях. Они были простыми ассирийскими провинциями.

Манассия всячески потворствовал практике идолопоклонства (тем самым он отошел от принципов веры в единого Бога), увлекался культурой Ассирии и Вавилона. Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4 Цар. 21:2-7). При нем повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам, процветали колдовство и чародейство. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Он пожертвовал детей в честь Молоха в долине Енномовой (Геенна) на высотах Тофета (4-я Цар.21:6, Иер. 32:35).

Несколько слов о сущности этих языческих культов, чтобы легче было понять, почему Бог устами пророка Софонии (и не только его) произносит впоследствии грозные приговоры.

Ваал - «господин» — финикийский бог, сначала был олицетворением природы в целом, потом разделился на мужское божество - активное начало - (собственно Ваал), и на женское божество - пассивное начало - Астарта. Поскольку солнце всегда считалось зиждительной силой,

Культ Ваала и Астарты соединился с обоготворением солнца. Но солнце может приносить как пользу, так и вред. Отсюда божество стало почитаться под разными формами: благодетельные к человеку и несущие вред и разрушение. Но чаще благодеющее по отношению к человеку начало природы почиталось под именам Ваал и Ашера, враждебное - Молох и Астарта.

Культ Ваала и Ашеры сопровождался весельем, доходящим до разнузданности, при храмах Ашеры появился особый женский класс, служащий божеству развратом.

Культ Молоха - олицетворения вредного действия солнечного зноя, гневного божества - требовал тяжелых жертв для умилостивления - человеческих, причем не рабов, не пленных, а любимых детей.

Культ Астарты - богини смерти и разрушения. Лучшей жертвой ей считалось самооскопление.

Все эти культы были распространены среди евреев.

Также «поклонялся Манассия всему воинству небесному, и служил ему». Воинство небесное - это ассирийско-вавилонский культ поклонения небесным светилам во главе с солнцем и луной, ниже в иерархии стояли планеты, а потом - знаки зодиака. Солнце у финикиян почиталось как мировая божественная сила, а другие светила - как второстепенные боги. Волю верховного божества (солнца) можно, как они верили, читать по расположению и движению светил. Так возникла халдейская астрология. Поклонение небесным светилам не требовало существования храмов, осуществлялось прямо на кровлях домов и состояло лишь в поклонении, курении и возлиянии, кровавые жертвы не приносились.

Манассия извратил истинную религию, поставив Иегову в число «воинства небесного», «гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников…». Хотя по Закону некромания наказывалась у евреев.

И забыл народ Божий, что Иегова - единственный Бог истинный, поэтому уже стало нормой клясться, например, и именем Иеговы и тут же именем Молоха; и, покадив Ваалу, сразу же после этого возносить молитвы Иегове. Люди, естественно, в конце концов, охладели к религии отцов или совсем потеряли всякую веру, говоря «не делает Господь ни добра, ни зла».

Несмотря на то, что в вавилонском плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство, в Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма.

Сын Манассии, Амон , пошёл по стопам отца, но он правил всего 2 года и был убит в результате заговора, организованного своими родственниками.

Царствования Манассии и Амона были самой мрачной эпохой в истории Иудеи.

После убийства Амона на престол взошел его 8-летний сын Иосия. Фактически правителями оказалась группа царедворцев, не хотевших продолжения прежней политики.

Царствование Иосии было отмечено духовно-религиозным возрождением и религиозными реформами, направленными к искоренению язычества и идолослужения среди народа Божия — наследия отца Иосии Амона и его деда Манассии.

Иосия реформатор

Иосия восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, попытка обратить народ к Единому Богу не удалась, поскольку ей предшествовали 70 лет совсем другой жизни. Иудеи, из страха пред властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестью.


Шнорр фон Карольсфельд. Царь Иосия слушает чтение свитка.

Исследователи считают, что в период реформ Иосии в Иудее проповедовал пророк Иеремия, а Софония проповедовал в дореформенный период царствования Иосии.

Бог избрал Софонию Своим пророком и повелел ему возвестить иудеям грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение ложным богам. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была проповедь его, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаии и Иеремии.

«Вот, что говорит Господь, - так начал свое пророчество Софония, - Все истреблю с лица земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицем Господа, Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стенания, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против Господа; и прольется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз» (Соф. 1:2-4; Соф. 1:14-18).

Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказал близкую гибель языческих народов - филистимлян, моавитян, аммонитян, ефиоплян, ассириян за величавость их и превозношение над народом Божиим (Соф. гл. 2).

Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и маовитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора - Набопаласаре.

Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк Софония с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. За это, говорит пророк, нечестивый город (Иерусалим) будет разорен, а с ним погибнет и земля иудейская.

Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Их царь, фараон Нехао, в битве при Меггедоне (Палестина) разбил иудеев. Благочестивый царь Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение пророческих угроз. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а затем вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а иудейский народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.

Пророк Софония о дне своей смерти узнал по откровению свыше, скончался он в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Книга пророка Софонии

Святой пророк Софония оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав.

По своему содержанию книга пророка Софонии может быть подразделена на три части, в общем совпадающие с делением книги на три главы.

Глава первая изображает ожидающий Иудею суд Божий за идолослужение и нечестие её жителей. Пророк изображает современный ему мир в самых мрачных красках. Злоба, насилие, нечестие, озверение народов привели их на грань гибели. Создалось то положение вещей, которое некогда предшествовало Потопу. Перейдена черта, где кончается долготерпение Божье. Люди пожнут то, что посеяли. Напрасно они думают, что Господь бессилен. Нарушен нравственный миропорядок, и это влечет за собой глобальное возмездие, подобное Потопу. В книге практически нет увещаний к покаянию, потому что евреи уже неспособны их воспринять , народ Божий окончательно созрел «быть пожженным огнем гнева Иеговы» (Соф. 1:17-18).

Глава вторая предвещает погибель других, языческих народов (Соф. 2:4-15); главная мысль второй главы в том, что судьба всех в руках Господа , Он накажет обидчиков народа Своего.

Глава третья — после повторного изображения наказания Иудеи и других народов (Соф. 3:1-8), дает величественное изображение грядущей новой формы жизни — спасения иудеев и язычников.

Т.е. предстоящий суд Господень будет карательным, но и очистительным . На суд предстанут все, весь мир. И этот суд будет средством и путем к цели общего спасения , начатками которого будут «смиренные земли, исполняющие законы Иеговы» (Соф. 2:3), не делающие неправды остатки Израиля (Соф. 3:13), из которых возникнет новая теократическая община. Она не будет похожа на современное пророку общество (Соф. 3:11-13).

Изменится и отношение Иеговы к народу. Он перестанет быть лишь Судьей, но станет Царем, Покровителем, Защитником, будет относится к народу как жених к невесте (Соф. 3:14-17). Другие народы тоже примут участие в спасении, а их боги будут истреблены (Соф. 2:11).

Среди всеобщего хаоса устоят только "бедняки Божии", "смиренные земли".

В заключение Софония возвещает о спасении, о том, что Бог отменил Свой приговор Иерусалиму. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!», встречая своего истинного Царя — Господа. Но не только ветхозаветная Церковь будет помилована. Все народы отвергнут идолов и обратятся к истинному Богу.

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные мессианские времена вообще и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда весь Сион с вайями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги пророка Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Явился еси светозарен божественным духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: ращуйся зело дщи Сионя, Иерусалимови проповеждь: се Царь твой грядет спасаяй.

Инанна

Одна из древнейшихе ипостасей Асторот - шумерская Инанна, именовалась многоликой богиней.

В основной своей функции Инанна была богиней плодородия - в первую очередь, вероятно, плодородия финиковых пальм, но также домашнего скота (как источника шерсти и мяса) и злаков.

Одним из основных ее символов в связи с этой ролью был столб ворот житницы.

В день урожая Инанна сочеталась браком со своим возлюбленным Думузи - умирающим и воскресающим богом, типичным для многих культов плодородия.

Кроме того, Инанна исполняла и некоторые другие важные функции. Например, ей поклонялись как богине грозы, бури и дождя.

Главный ее атрибут в этом качестве (как и у других божеств бури) - лев.

Инанна едет на колеснице, запряженной семью львами, или верхом на льве, а иногда сама принимает облик львицы.

В одном из мифов она заимствует и другое животное, связанное с богами-громовниками - Небесного Быка.

Один из ее титулов - «Инанна, великая буря небес».

Эта функция связана как с ее ипостасью богини плодородия, так и с ее воинственным характером.

Как олицетворение грома она «разрушает горы, дарует крылья буре».

Еще одна важная роль Инанны - богиня планеты Венера одновременно и как утренней, и как вечерней звезды.

Интересно то, что в этом своем качестве она каждое новолуние принимает мольбы и прошения о помощи от тех, кто попал в беду.

Как Вечерняя звезда она вершит суд и отделяет правых от виноватых.

Если Утренняя звезда олицетворяет деятельный труд, то Вечерняя связывается с отдыхом и развлечениями.

А в ипостаси Утренней звезды она, опять же, ассоциировалась с войной. Такая символика широко распространена среди народов азиатского происхождения.

В своей роли воительницы Инанна, среди прочего, вершит суд, карает преступников и несет возмездие врагам.

Иштар

Все эти роли присущи также аккадской (и общесемитской) богине Иштар, с которой позднее отождествилась Инанна.

Имя «Иштар» восходит через промежуточную форму «Эштар» к «Аттар», имени западносемитского бога дождя и планеты Венера как Утренней звезды.

Супруга этого бога, Астарта (изначально - Аттарт, женская форма от имени «Аттар»), олицетворяла Венеру как Вечернюю звезду и тоже почиталась как покровительница дождя, войны и эротической любви.

Это лишь основные качества интересующей нас богини.

Основной символ Ашеры, церемониальный столб, носивший ее имя, ассоциируется также и с Астартой. Кроме того, как мы помним, и у Инанны одним из главных символов был столб.

Так или иначе, под именем Астарты или Ашторет эта богиня возглавляла пантеоны финикийцев и ханаанитян.

А под именем Танит почиталась как верховная богиня в Карфагене.

Астарту, Артемиду и Исиду стали отождествлять друг с другом и с другими богинями, такими как Афродита, образ которой, кстати сказать, зародился не в Греции, а на Ближнем Востоке, и которую, со своей стороны, отождествляли с Кибелой и Реей.

Культ Астарты как «Сирийской богини» обрел огромную популярность по всей империи.

Соперничать с ней могла разве что Исида, с которой, она нередко отождествлялась.

Так к началу христианской эры она превзошла всех богинь.

Но с приходом христианства Астарта утратила статус верховной богини и постепенно превратилась в демона сомнительного пола.

Геката

Геката - один из важнейших персонажей в истории магии и колдовства.

Изначально она была таинственной богиней олимпийского пантеона.

Она отождествлялась с Селеной (или римской Л у ной) на небасах, с Артемидой (или Дианой) - на земле и с Персефоной (или Прозерпиной) - в подземном мире, Аиде, одном из прообразов христианского ада. Во многих традициях перекресток считается местом встречи двух миров - мира смертных и мира бессмертных. В благодарность за подношения Геката могла переносить вести между этими двумя мирами и даже выступать посредницей между ними.

В магических папирусах Геката тоже приравнивается к Селене, Артемиде и Персефоне.

Как богиня, властвующая над всеми уровнями мироздания, в герметической космологии «Халдейских оракулов» она была осмыслена как Мировая Душа, эквивалент Исиды.

Как богиню трех миров Гекату нередко изображали трехтелой или трехголовой.

В раннеклассический период головы у нее человеческие. Позднее встречаются изображения Гекаты как Владычицы Зверей - с головами животных, например, льва, кобылы и собаки или вепря.

Афиняне считали ее покровительницей семьи и детей (называли ее «кормилица детей»), а также всех бедных и беззащитных. Поэтому ее статуи нередко ставили у вход в дом. Так же она именовалась Лименскопой - хранительницей порога, и Пропилеей - привратницей.

В новолуние богачи по традиции накрывали на улице столы для бедняков, а после пиршества объявляли, что Геката приняла подношения.

Тогда же приносили искупительные жертвы, чтобы умилостивить богиню и испросить ее прощения за те или иные дурные дела, которые могли повредить общему благу.

Это напоминает судилище Инанны, на котором она отделяла правых от виноватых и выносила последним свой приговор.

Геката тоже вершила суд и раздавала награды и наказания.

Власть ее простиралась повсюду - на суше и на море, в небесах и в подземном мире. Цари наравне с простолюдинами приписывали свое благополучие и удачу ее покровительству.

В позднеязыческий период Геката превратилась в могущественную и грозную подземную богиню. Считалось, что она может высылать на землю из подземного мира всевозможных ужасающих демонов и призраков.

Она стала покровительницей колдовства и злых чар, обитающей на перекрестках, кладбищах и в местах, где совершились кровавые преступления.

Прежняя роль Гекаты как вершительницы правосудия объединилась с древними поверьями о душах умерших, жаждущих крови, чтобы обрести былую силу.

Гекату сопровождает свита мертвецов. О ее приближении возвещает лай собак.

В посвящении, включавшем в себя нисхождение в Подземный мир, она вела за собой не мертвецов, а соискателя.

Подобно Гермесу, она была психопомпом, душеводителем.

Еще один ее древний эпитет - Геката Сотерия, «спасительница».

Ее факел, который впоследствии стали именовать в гримуарах «пламя Банала», освещал соискателям таинств дорогу в подземном мире и даровал им ритуальный катарсис, посредством которого они приходили к преображению и возрождению.

В философско-магической космологии «Халдейские оракулы» роль Гекаты как божественной посредницы была развита до предела.

) олицетворяли враждебные силы природы, которые подвергают людей бедствиям и гибели и должны быть умилостивляемы ужасными жертвами и самоистязанием. Девственная Астарта, «богиня зáмка», суровая владычица Сидона, державшая в руке поднятое копье, изображаемая с рогами быка, подобно Молоху, и родственная ему, богу солнца, богиня луны , требовала служения себе целомудрием, отречением от чувственности. Есть известия, что иногда в жертву ей приносились непорочные девушки; но если это и делалось, то очень редко. Обыкновенно, богиня довольствовалась тем, что жрицы, хранившие священный огонь в её храмах, давали обет вечного девства. Как благая богиня Ашера являлась женским дополнением доброго Баала , так и Астарта «дополняла» Молоха. Так как понятие об Астарте было родственно понятию об Ашере, эти две богини часто сливались в одну.

Статуэтка Астарты со знаком полумесяца на голове. III в. до Р. Х. – III в. по Р. Х.

Но изуверные финикияне, если и не приносили Астарте в жертву людей, то ввели в культ её другое безумие. Для умерщвления телесной похоти в жрецах и служителях своих храмов, целомудренная богиня требовала, чтоб они были оскоплены собственными руками, чтоб они сами сделали себя подобными женщинам. При её храмах были тысячи оскопленных жрецов и служителей, называвшихся галлами ; они ходили фантастическими процессиями по стране. На больших праздниках «сирийской богини», при громе кимвалов, бубен и двойных свирелей, при дикой сладострастной пляске толпы жрецов, религиозное увлечение доходило до экстаза, и юноши, в безумии, оскопляли сами себя мечом богини, посвящая себя на служение ей.

Когда к финикийским мифам и верованиям были присоединены греческие рассказы о богах и героях и мифы разных племен, с которыми финикияне знакомились в своих колониях, то сказания о ездящей верхом на льве или быке богине луны Астарте разрослись в обширный цикл мифов. Повести о её далеких странствованиях, перепутывающие первоначальные легенды о ней с эллинскими мифами об Ио , Европе , Кадме , с карфагенским сказанием о Дидоне и проч., изображают в символическом виде историю финикийской колонизации. Богиня исчезающей луны, она исчезает из Тира , основывает города в своем странствовании и наконец соединяется с богом Тира, Мелькартом , искавшим её. Как основательница колоний она богиня-покровительница Карфагена ; там чтили ее под именем Дидоны Астарты , и в великолепной роще был построен большой храм ей.

Астарта

Число оскопивших себя на праздниках Астарты для служения ей галлов стало со временем так велико, что целые толпы их с шумною музыкою ходили фантастическими процессиями по стране, собирая подаяния. В средине процессии вели осла, на котором был завешенный покрывалом символ Астарты и висела нищенская сума. Воспоминания о схожем культе легли в основу сюжета знаменитого романа Апулея «Золотой осел ».

«Они одеты в пестрые, грязные женские платья, – говорит о галлах древний писатель Лукиан . – Головы у них, тоже по-женски, обвиты желтыми полотняными или шелковыми повязками; другие в белой одежде, украшенной спереди развевающимися полосами красной ткани. Руки у них открыты до самого плеча; в руках у них большие мечи, топоры, бичи, трещотки, свирели, бубны, тимпаны; они идут по дороге с громом дикой музыки, приплясывая. Дошедши до селения, они принимаются выделывать свои нелепости. Сцена начинается завыванием. После того они кружатся и бегают одни мимо других, наклонив голову низко к земле, так что распущенные волоса волочатся по грязи; при этом они сначала кусают себе руки, а потом режут их мечами, которые носят с собою. После того начинается новая сцена. Один из них, превосходящий всех безумием, пускается со стонами и воплями пророчествовать (как жрецы Ваала, 3-я Книга Царств, XVIII, 29): он при всех исповедует свои грехи, берет бич с узлами, – галлы носят при себе такие бичи, – бьет им себя по спине до крови, режет себя мечами, так что с израненного тела льется кровь. Конец, всему – сбор подаяния. Некоторые бросают им на подставляемое платье медные монеты, кое-кто и серебряные; другие приносить им вино, молоко, сыр, муку; они жадно хватают все это, кладут в назначенную для того суму, взваливают ее подле богини на спину осла, и идут в следующее селение; там снова повторяется весь церемониал. Вечером, пришедши в гостиницу, они вознаграждают себя пирушкою за кровавые самоистязания того дня». Галлы живут вместе с женщинами, замечает Лукиан, и эти женщины имеют сильную привязанность к ним.

Бог евреев - Яхве. Но они живут среди идолопоклонников, и языческий культ, несмотря на гнев пророков, оказывает на них влияние.

Ваал - один из главных богов хананейского пантеона. Он отвечает за плодородие полей и тучность стад: его почитают и хананеяне, и евреи, приносящие ему в жертву вино, масло, первый приплод скота. Его культ предполагает также ритуальные трапезы и экстатические танцы, оргии. Вероятно, древние евреи отступались от своего сурового Бога Синая, чтобы предаться этим ритуальным мероприятиям. Постоянство и страстность осуждения пророками идолопоклонства свидетельствуют о том, насколько были распространены эти проявления языческого культа даже у царей Иудеи и Израиля во все периоды монархии. Царевны, например Иезавель, дочь царя-священника Тира, Гофолия, дочка Иезавели и жена Иеорама, царя Иудеи, поклонялись Ваалу и Астарте.

Астарта была не менее притягательна для евреев, чем Ваал. Под именем Ашера она упоминается в Библии сорок раз, в Книгах Царств и Паралипоменоне. Это имя называет непосредственно богиню или ее изображения. Ашера - жена бога Эля, главного божества Древней Азии. Ее часто изображали в виде беременной, но девственной женщины. Она - богиня сексуальной жизни и войны. Ее храмы были официальными местами оргий: еврейские женщины присоединялись к хананеянкам, чтобы предаться священной проституции. Ее почитали в южной Аравии и у Аморреев под именем «богини неба». Эта восточная Венера изображалась в многочисленных каменных статуэтках в вызывающей наготе, с обнаженной грудью, мощными бедрами, пухлым животом и смелым взглядом.

Упомянем также грозного бога Востока Молоха- царя: он требовал приносить себе в жертву детей. В тех областях, где был распространен его культ, было найдено много детских скелетов, павших жертвой ужасных обрядов. Книга Царств свидетельствует о внедрении культа Молоха в Израиле царем Манассией. Этому Богу поклонялись хананеяне, и он, конечно, нашел своих приверженцев у древних евреев. Царь Иосия изгнал этот культ из страны, но его сын Иоаким опять возродил поклонение Молоху, и жестокие обряды продолжали существовать на протяжении всего монархического периода. Иеремия и Иезекииль возмущались этими чудовищными жертвоприношениями: ребенку перерезали горло или родители сжигали его живым на алтаре.

Один из самых знаменитых центров культа Молоха располагался поблизости от библейского Иерусалима, в долине Геенна, там, где позднее римляне распинали приговоренных. Отсюда страшная репутация этого, теперь цветущего, места на юго-востоке Иерусалима. Его название, в итоге ставшее наименованием ада - Геенна, происходит от имени древнего владельца долины - Гйнома.

Поделиться