Введение в профессию психолог семинары. Список основной и дополнительной литературы. психолог: введение в профессию: учеб. Введение Во «Введение…»

Группа, по–видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе. Работа в тренинге открывает перед участником группы возможности, вероятно, недоступные ему в других условиях: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими людьми, человек свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы. Он расширяет поле своего сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает самораскрытие - для других. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим сначала он должен открыть себя себе - таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. Взаимодействие с другими позволяет ему прояснить туманный образ своего Я. В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть более растянут во времени.

И, наконец, сравнение групповой и индивидуальной форм психологической работы было бы неполным без обращения к экономическому аспекту. Если психолог ведет частную практику, то психологическая помощь через группу для него более выгодна - и по времени, и по итоговой оплате. Важно, что групповая форма предпочтительней и клиентам: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Вместе с тем, заметим, что есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Обратим внимание на вопрос о том, кого не следует включать в тренинги и для кого более предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности. Скорее всего, ярко выраженные интроверты будут чувствовать себя в группе неуютно.

Со всеми людьми, имеющими указанные особенности, вероятно, более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.

Психологический тренинг как метод практической психологии

Под тренинговыми группами в настоящее время понимают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего–психолога включаются

в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

Расширение границ использования этого понятия связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

соблюдение ряда принципов групповой работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух–пяти дней (так называемые группы–марафоны);

определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

Сергацкий Георгий Иванович Привлекает актуальность, "попадание в точку". По теме практически нет систематизированного источника, позволяющего осознанно подойти к выбору данной профессии.

Дыгун Татьяна Алексеевна Замечательная настольная книга для начинающих специалистов! Полноценный сборник, который пропитан богатейшим опытом.

Хороших Валерия Викторовна очень полезный, содержательно интересный учебник, ориентированный на современного молодого студента

Трубицын Юрий Владимирович Очень порадовало данное издание! Прежде всего системностью представления информации и последовательностью изложения. Уверен, что эта книга станет настоящим путеводителем для большинства начинающих практических психологов.

Калимов Алексей Сергеевич На фоне наличия действительно смутных представлений о том, чем занимаются психологи в современной России имеется необходимость именно в таких трудах, которые раскрывают суть деятельности психолога. Для начала необходимо сформировать четкое представления о профессиональной деятельности, а затем уже развиваться в более узких сферах.

Прядко Сергей Викторович Как никогда, мы нуждаемся в учебном пособии по введению в психологию. С огромным количеством теорий и школ, молодому уму тяжело разобраться в превратностях профессии. Данный практикум, позволит молодым, начинающим психологам намного быстрее вникнуть в суть предмета и совершать меньше ошибок во время обучения, а также на первых этапах профессиональной деятельности.

Ковалева Валерия Алексеевна Зеркально понятный учебник для начинающих психологов от классиков психологии. Простота изложения и наглядность - один из важных моментов в презентации направления "психология", для правильного и нужного понимания нашей профессии. будущему поколению.

Савельева Альбина Владимировна Данное учебное пособие поможет будущим студентам-психологам или студентам первокурсникам узнать много полезной информации: они смогут получить всю интересующую информацию о направлениях деятельности специалиста психолога, о проблемах и трудностях, с которыми может столкнуться начинающий специалист и многое другое.

Бодров Юрий Александрович Толковый учебник, написанный доступным языком. Будет очень полезен тем, кто решил связать свою профессию с психологией, а так же всем тем, кому интересна эта тема в принципе.

Юрченко Яна Михайловна Хорошая книга, написанная интересным и живым языком, которая поможет сориентироваться студентам-психологам в мире психологической профессии.

Галкина Ирина Игоревна Замечательное пособие для студентов! Сама являлась студенткой Владимира Николаевича в далеких 2004-2008 годах и училась по книгам изданным под авторством данных преподавателей. Спасибо им ОГРОМНОЕ за те знания, которые они передают подрастающему поколению!

Воробьев Александр Алексеевич Очень хороший учебник. Понятный и полезный. Обязательно подойдёт всем, кто хочет связать свою жизнь с психологией.

Гурьев Василий Сергеевич Мне наиболее понравилось читать о профессиональной субкультуре психологов. Всегда интересно читать о том, к чему принадлежишь сам =)

Жужкова Дарья Евгеньевна Замечательное пособие для начинающих психологов и психологинь. Ознакомившись я и сама захотела стать психологиней и изучать эту науку.

Асварищ Алексей Михайлович В университете я учился по учебнику Владимира Николаевича, а моим научным руководителем была Светлана Александровна. Я благодарен им за помощь в обучении. Уверен, учебник поможет молодым специалистам еще на первых парах четче осознать с чем и с кем сталкиваются практикующие психологи работе. Как следствие - понять, на сколько эта профессия подходит.

Нерсисян Светлана Ивановна Отличного пособие для освоения материала по психологии. Легко читается, усваивается материал также хорошо

Чеснокова Екатерина Георгиевна Очень доходчиво и ясно написано. Читается легко. Безусловно, полезное пособие для начинающих специалистов

Климова Татьяна Сергеевна Мой выбор является таким и только таким! Те вопросы, которые разбираются в "Ведении в профессию:психолог" очень актуальны как для самим студентов, так и для ответов на вопросы,которые часто можно услышать от людей, не имеющих психологического образования. Так же мне нравится тем, что я могу прочитав практику, окунуться в мир примеров, который мне помогает лучше усвоить и осознать материал. Будучи психологом уже со степенью магистра полезно возвращаться к истокам. Спасибо за проделанную работу!

Васильева Тамара Васильевна Хороший учебник. Отличается от других большей ориентацией на знакомство читателей с практической деятельностью и личностными особенностями психолога-профессионала.

Буткевич Алиса Юрьевна Текст иллюстрирован большим количеством примеров из опыта работы психологов-профессионалов, благодаря чему образ психологической профессии становится более «осязаемым» для студентов, еще не имеющих собственного профессионального опыта.

Манаенков Яков Владимирович Достойный учебник для будущих профессионалов своего дела! Лучшего знакомства с аспектами деятельности психолога и не придумаешь. Всем советую к прочтению!

Кирдяшкина Мария Леонидовна Полезный и нужный учебник для делающих первые шаги в психологии, содержательно, хорошо структурировано, интересно и живо, с ориентацией на практику.

Ветошкина Любовь Павловна Училась в свое время по этой книге. Толковое пособие для бакалавров. Но не просто набор информации, а изложена собственная теория

Немцова Анна Ивановна Прекрасный учебник, написанный с любовью к профессии. Иначе и не могло быть, учитывая авторский состав!

Лущенкова Александра Сергеевна Интересное и доступное изложение материала, известные авторы. Думаю, такой учебник станет хорошим началом для студентов в их профессиональном пути.

Петрова Светлана Михайловна Меня ввёл в профессию психолога мой учитель и научный руководитель Парфенов Владимир Николаевич уже много лет тому назад. Я хорошо знакома с его подходом и научными и методическими работами, в том числе и в данном направлении. Руководствуюсь его идеями в своей преподавательской и научной деятельности. Рада и приветствую очередной труд моих коллег.

Баландина Александра Александровна Я думаю, что эта книга поможет студентам-психологам быстрее вникнуть в свою будущую профессиональную деятельность, понять, чего стоит ждать на "психологическом" пути. Эта книга будет полезна.

Бахвалова Елена Владимировна Полезный учебник для работы психолога, особенно если он только начинает свою профессиональную деятельность.

Гордеев Павел Николаевич Хорошо составленный и структурированный материал, понятное изложение. Учебник полезен в т.ч. как мотивированное начинающих психологов на выбор своей профессии.

Архипова Анастасия Андреевна авторитетная команда авторов подготовил прекрасный содержательный учебник, увлекательный для обучения студентов

Коржова Елена Юрьевна Учебник подготовлен коллективом кафедры психологии человека под руководством и в русле концепции организатора профессиональной подготовки психологов и основателя кафедры В.Н. Панферова, охватывает содержательную и нормативно-правовую сторону деятельности психолога, хорошо структурирован и соответствует требованиям к учебной литературе

Яцышин Сергей Михайлович Учебник представляет собой отличный сплав теории и практики на основе актуальной нормативно-правовой базы профессиональной деятельности психолога

Якунин Анатолий Павлович Учебное пособие В.Н. Панферова отвечает тем требованиям, которые предъявляет к психологу жизнь, которую он, психолог, может объяснить только если будет обладать акдемическими и практическими навыками. Прочитав книгу автора, можно получить нужное понимание этих навыков. А. Якунин.

Юмкина Екатерина Анатольевна Учебник "Ведение в профессию: психолог" отличает четкая структура, полнота характеристики той роли, которую исполняет психолог. Книга крайне актуальна для профессиональной идентификации будущих специалистов, осознания ими своих возможностей, ответственности и призвания.

Демьянова Ольга Юрьевна Книга просто изумительная! Автор, на мой взгляд, очень тонко сумел определить все болевые точки в профессиональном становлении молодого специалиста, о которых не догадываются те, кто решил стать психологом. Эта книга помогает начинающему специалисту понять не только окружающих, но и себя самого; материал работы способствует формированию внутренней профессиональной позиции, снижает тревожность, сопровождающую первые самостоятельные шаги и, конечно, дарит удовольствие от ощущения поддержки, побуждает начинающего психолога к творческому поиску в решении личных и профессиональных вопросов. Книга соответствует образовательным стандартам, способствует формированию готовности к выполнению профессиональных задач на методическом, личностном и юридическом уровне.

Рудыхина Ольга Валерьевна Данная работа представляет особую ценность для студентов-первокурсников, которые начинают свой путь в психологию. Она подготовлена высококвалифицированным коллективом авторов и характеризуется не только содержательной ценностью, но мотивирующей к изучению психологии направленностью.

Султанова Зарина Вячеславовна Очень увлекательный анонс к учебному пособию. Бесконечное доверие Владимиру Николаевичу Панферову и группе авторов. Уже в предвкушении удовольствия от чтения!!!

Артемьева Вероника Алиевна содержательное и при этом интересное пособие. Использованы примеры из практики. Много занимательных моментов, мотивирующих студентов.

Прозорова Наталья Викторовна Данная книга может быть полезна в моей профессиональной деятельности по организации профориентационной работы со старшеклассниками.

Терешкина Ирина Борисовна Содержательный, практико-ориентированный учебник, написан доступным для студентов языком, полезен для их профессионального становления

Королева Наталья Николаевна Системные фундаментальные знания, структурированность в сочетании с ясностью и доступностью изложения материала

Шевелев Владислав Валерьевич На мой взгляд, учебник "Ведение в профессию: психолог" заслуживает особого внимания. Многим начинающим психологам не хватает осознания и понимания того, что представляет из себя та профессия, в которую они решили "окунуться". Юные психологи смутно представляют себе сферы деятельности, в которых работают психологи и те психологические услуги, которые они в будущем смогут оказывать. Написанная книга, под редакцией В. Н. Панферова как раз и направленна на то, чтобы осветить эти вопросы. Книга легко читается, в ней представлено большое количество примеров, заданий, психологических "баек" и анекдотов, жизненных случаев, примеров из практики. Данный учебник может помочь ответить на многие вопросы, которые возникают по мере овладения психологической профессией и способствовать выбору своего собственный подхода в работе.

Илья Ленский И Помогает найти ответы на простые, но в тоже время не раскрытые вопросы "Зачем нужны психологи", "Скакими проблемами сталкиваются психологи в своей работе?" и прочее.

Елисеева Александра Сергеевна Учебник очень понятный и содержательный. Студентам будет интересно его читать, а также интересно знакомиться по нему со своей профессией.

Быкова Елена Борисовна Лично знаю автора учебника, уважаю за профессионализм, активную жизненную позицию Владимира Николаевича. Очень важен учебник для бакалавров.

Шпагина Анастасия Александровна Данный учебник поможет студентам бакалавриата в самом начале их пути лучше влиться в среду психологии.

Дегтярева Александра Сергеевна очень полезное пособия для тех, кто выбрал профессию психолога. поможет студентам утвердиться в правильности своего выбора, глубже и больше узнать о деятельности психолога. примеры из жизни - очень важный и нужный компонент, так как позволяет сделать материал более понятным и доступным для понимания первокурснику - человеку, ещё не сильно знакомому к академическим стилем общения, написания текстов.

Храмцова Элла Андреевна Горячо приветствую старания по созданию действительно интересного, лишённого излишних сухости и академизма пособия по введению в профессию, которое позволит начинающим психологам "почувствовать" профессию, и, будем надеяться, пробудит в них более глубокий интерес к ней - и психологии в целом.

Акиндинова Ирина Александровна Данное пособие можно использовать при подготовке студентов психологических специальностей в ВУЗе, где я работаю (СПбУ ГПС МЧС России). Также как и везде - в последние годы - там требуются источники, вышедшие за последние 5 лет.

Демин Константин Михайлович Книга представляет огромный интерес не только для студентов, которые выбрали для себя путь психолога, но до сих пор не имеют чёткого представления о нём, так и для тех, кто только собирается делать маленькие шажки в этом направлении. С помощью данной книги любой студент или школьник сможет найти именно то важное и интересное, что завлекает его в профессии психолога и создать целостный и неповторимый образ трудовой деятельности психолога.

.
Основная литература

1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст] : учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006.

3. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Атемасов, А.В. Вклад И.С. Кона в развитие психологической науки / А.В.Атемасов // Вопросы психологии – 2011. – №3. – С. 84-93.

3. Введение в профессию в схемах и таблицах [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004.

4. Великие психологи [Текст] : [Биографические очерки] / Сост.: С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж.Годфруа: В 2 т. Т.1. – 3-е изд. – М.: Мир, 2004.

6. Гуружапов, В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов [Текст] / В.А.Гуружалов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – C. 5-8.

7. Дубровина, И.В. Л. И. Божович и современная психология детства (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / И.В.Дубровина // Мир психологии. – 2008. – №3. – C. 266-271.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.

9. Зотова, Н.Н., Прудков, П.Н., Родина, О.Н. Динамика индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе профессионального обучения по профессии «психолог» (лонгитюдное исследование) [Текст] / Н.Н.Зотова, П.Н.Прудков, О.Н.Родина // Мир психологии. –2008. –№4. – C. 249-262.

10. Истратова, О.Н., Посошенко, Л.В. [Текст] / Нормативно-правовая документация практического психолога / О.Н.Истратова, Л.В.Посошенко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008, Серия: Закон и общество.

11. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004.

13. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст] : учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб. : Питер, 2010.

14. Марголис, А.А., Коновалова, И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога [Текст] / А.А.Марголис, И.В.Коновалова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. – C. 13-20.

15. Марков, В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия [Текст] / В.Н.Марков // Мир психологии. – 2008. –№1. – C. 108-121.

16. Осницкий, А.К., Бякова, Н.В., Истомина, С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С. 3-12.

17. Павлова, Т.А. Введение в профессию: Психолог [Текст] / Т.А.Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2007.

18. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007.

19. , регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования [Текст] / Сост. М.В. Зиновьева, Т.Н. Войтик / Отв. ред. В.В. Рубцов. М.: МГППУ, 2006.

20. Степанов, С. С. Век психологии: имена и судьбы [Текст] / С.С.Степанов. – М.: Эксмо, 2002.

21. Улыбин, С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека [Текст] / С.В.Улыбин // Мир психологии. 2008. – №4. – C. 262-268.

22. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Инфра-М, 2002.

23. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо , 2010.

24. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики [Текст]: учебное пособие / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательство: МПСИ. Серия: Библиотека психолога, 2007 .

25. Шнейдер, Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности [Текст] / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательства: МПСИ, МОДЭК, Серия: Библиотека психолога, 2008 .

26. Этический кодекс Российского психологического общества [Текст] // Российский психологический журнал. – 2004. Т.1– №1 – С.37-55.

27. Юшваева, И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе [Текст] / И.У.Юшваева // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 74 – 82.

28. Якимова, П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях [Текст] / П.Ю.Якимова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 110 – 119.
5.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://www.edu.ru/ (Федеральный образовательный портал).

2. http://psi.webzone.ru/ (Психологический словарь-справочник, общий психологический практикум - тесты).

3. http://www.psycho.all.ru/NLPlink.htm (Каталог на сайте «Психология - Вся Россия», основанным для поддержки различных направлений практической психологии).

4. http://www.psycatalog.ru/ (Каталог «Вся психология в России»).

5. http://psy.piter.com/catalog/ (Каталог психологического портала сервера издательства ПИТЕР.).

6. http://www.psyonline.ru/ (Психотерапия и консультирование).

7. http://flogiston.ru/ (Психологический портал МГУ).

8. http://www.psyline.ru/ (Портал в поддержку психолога и психотерапевта).

15. http://psyjournal.ru/index.php (Журнал практической психологии и психоанализа).

17. http://rusdrakon.ru/ (Психологический центр Дружинина. Тесты. Библиотека).

18. http://sobchik.newmail.ru/ (Институт прикладной психологии. Тесты.).

21. http://www.ipras.ru/08.shtml (Психологический журнал Института психологии РАН).

22. http://www.voppsy.ru/ (Журнал вопросы психологии).

23. http://magazine.mospsy.ru/ (Московский психологический журнал).

24. http://psyjournals.ru/ (Портал психологических изданий).

25. http://www.psy.msu.ru/science/npj/ (Национальный психологический журнал).

26. http://psylib.org.ua
УММ лекционных занятий
Лекция №1

Тема «Психология как профессия»

План

3. Особенности психологических знаний.


Основные понятия: профессия, специальность, психология, психолог, житейская психология , научная психология, академическая психология, психологические знания, психолог-исследователь, психолог-практик, психолог-преподаватель.
Конспект лекции

1. Общее представление о профессии.

Профессия (лат. professio - «официально указанное занятие, специальность») - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все–таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека); профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога; профессия как деятельность и область проявления личности; профессия как исторически развивающаяся система; профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае - самим психологом).

Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность » - это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность » или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты «занимаются» вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно–психологического развития подростков, и проблем детско–родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально–экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т. п.

«Профессия - есть деятельность , и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица» (С. М. Богословский).

Постоянно появляются новые профессии, например: брокер, дилер, мерчандайзер...

Пр офессии систематизируются по типам и классам. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей професси ональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.): «Человек-человек»" «Человек-техника» «Человек-знак», «Человек-художественный образ», «Человек-природа»
2. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании.
Психолога часто путают с врачом, юристом, педагогом, священником. Несомненно, профессиональный психолог обладает качествами, присущими и представителям этих перечисленных профессий. Но это, скорее, личностные качества, играющие важную роль в специфике каждой из этих профессий. Александр Георгиевич Лидерс сделал попытку развести эти профессии и разъяснить разницу между ними.

Врач и психолог . Многие психоаналитики, гештальтспихологи, сторонники нейролингвистического программирования имели и имеют медицинское образование. Очень часто к практическому психологу относятся именно как к врачу и ждут от него немедленного излечения. Действительно, врач помогает от страданий физических, а психолог облегчает психологические, духовные страдания человека. Основной категорией психолога является категория личностного роста.

Психолог и педагог-воспитатель . Одной из важнейших составных частей деятельности воспитания является оценка. Воспитывать - значит сравнивать с идеалом, вести к идеалу. Основной же принцип современных психологов гласит: «Не оценивай клиента, принимай его таким, каков он есть». Психолог не приближает к идеалу, он позволяет раскрыться, самореализоваться.

Психолог и юрист . Часто обращения к психологу сопровождаются просьбой выдать справку для администрации школы (например, подтверждающей, что у ребенка отсутствует патология). Данные функции выполняет социальный педагог. Для юриста основной категорией является категория права. Это он представляет и защищает интересы клиента.

Психолог и священник . Православная церковь считает, что психологическую помощь (помощь в случае душевных переживаний) должен оказывать только священник. Основная категория, через которую видит прихожанина священник - категория греха.

Вывод: психолог не лечит; не воспитывает, не представляет права и интересы, не отпускает грехи. Психолог сопереживает, проживает с клиентом ситуацию. Ведущая деятельность психолога по отношению к клиенту – сопереживание, личностный рост.
3. Особенности психологических знаний
Виды психологических знаний: житейская психология, искусство, научная психология, практическая психология, парапсихология.

Житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний, которые накапливаются в процессе отдельного жизненного опыта и передаются от человека к человеку. Особенности этих знаний: конкретность; практичность; доступность изложения; фрагментарность и неточность употребляемых понятий; опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Является важнейшим источником психологических знаний, которые носят образный характер. Особенности психологических знаний в искусстве: конкретность; образность; эмоциональность; фрагментарность; использование понятий не характерно.

Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки. Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука – это знания, достигшие оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности (В.Н.Канке, 2000). Особенности научного психологического знания: обобщенность; систематичность; доказательность; опора на научные факты и понятия.

Академическая психология : наука как система знания и как вид человеческой деятельности. Прикладная психология – направление научной психологии, занимающейся изучением путей применения (приложения) научных психологических знаний для решения практических задач. Проблема точности и объективности психологического знания: знание, которое получает и доказывает ученый-психолог на истинность не всегда строго верифицировано, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным фактам. Понятие «факт» для психолога часто остается величиной, которую нельзя измерить формально, чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры (Г.С. Абрамова, 1999).

Практическая психология изучает индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог - это конкретные знания, полученные на основе обобщенной научной теории. Психологическая информация , полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога. Особенности знания в практической психологии: целостность; сочетание обобщенности и конкретности; практичность; опора на опыт работы специалистов.

Парапсихология относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных. К нему относится экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрология. Особенности парапсихологических знаний: целостность мировоззрения; сочетание конкретности и неопределенности; практичность выводов; опора на тайное знание.
4. История становления психологической профессии.

Происхождение слова «психология» . Своим названием и первым определение психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить их, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому бессмертная Психея стала символом души, ищущей свой идеал.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи. В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности , то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию - при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Профессия психолога появилась в 20 веке. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России.

В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления психологии: экономическая, политическая, юридическая, спортивная и т.д.
5. Типы профессиональной деятельности психологов.
Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. По существу, психолог, на заре существования этой профессии, начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – характеристикой перспективы личного развития. Чаще всего выбор профессии психолога связан с желанием глубже познать самого себя.

Научная психология - одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.

Психологи, работающие в сфере научной психологии , проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности.

Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии . С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания , но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

Характеристики педагогических способностей.

К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики . Основная цель их работы - непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помо­гают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы.

Выделяют еще один слой в психологии – прикладная психология. Объектом ее не является собственно носитель психики. Прикладной психолог лишь транслирует из теоретической психологии знания и строит предписания, основанные на теоретических знаниях, для соорганизации чужой профессиональной деятельности. Это может быть деятельность врача, педагога, менеджера. В данном случае психология обслуживает профессию.

Клинический психолог. Работают клинические психологи в больницах, центрах психического здоровья или консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, жалующимися на состояние тревоги, которое проявляется в расстройства эмоционального или сексуального плана или трудности в преодолении неурядиц в повседневной жизни. То есть это те проблемы, которые не требуют вмешательства врача.

Школьный психолог работает в школьной психологической службе и обеспечивает психологическое сопровождение учебного процесса, а также осуществляет в рамках школьной психологической службы основные виды деятельности: профилактику, диагностику, коррекцию, консультирование. Промышленный психолог занимается, в основном, проблемами управления персоналом.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «профессия»?

2. Перечислите основные типы психологических знаний.

3. Чем различаются психология житейская и научная психология?

4. Назовите основную цель научной психологии.

5. Каких людей можно назвать психологами?

6. На что направлена деятельность профессионального психолога как ученого–исследователя?

7. Какими качествами должен обладать преподаватель психологии.

8. Кого можно назвать заказчиком , клиентом?
Список литературы

1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 13-40.

2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006. – С.5-9.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.

4. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С.8-34, 150-173.

5. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб. : Питер, 2010. – С.15-23.

6. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо , 2010. – С.77-83.
Лекция №2

Тема «Виды и сферы деятельности психолога»

План

1. Основные направления деятельности практического психолога.

2. Основные сферы деятельности практических психологов (медицина, образование, экономика, спорт и т.д.).
Основные понятия: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.
Конспект лекции

1. Основные направления деятельности практического психолога
Основные виды деятельности в практической психологии - это психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.

Психологическая диагностика . В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога, работающего в этой сфере, заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести психодиагностику.

В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

Общая характеристика работы психолога-диагноста.

Психологическое консультирование . Консультирование используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, в сфере промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.

Основное средство консультирования – беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми он встретился, на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия , облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

В современном обществе все больше и больше людей обращаются за помощью к психологу, и это делает профессию психолога популярной и высокооплачиваемой.

Жители большого города ощущают на себе огромное напряжение психологического плана, которое способствует длительной депрессии хронической усталости. Неудивительно, что многие люди в кризисных ситуациях обращаются к профессионалам, ведь психолог умеет понять, выслушать, помочь в различных жизненных ситуациях.

Общение с людьми, умение им помочь, решать кажется не решаемые проблемы позволяют психологу совершенствоваться и развиваться. Психолога отличают такие качества, как умение понимать и слушать человека, сопереживать (не принимая все близко к сердцу), тактичность, высокие интеллектуальные способности, способность анализировать, делать выводы, стрессоустойчивость, ответственность, терпимость. Кроме того работа психолога очень интересная и творческая, а главная его задача помогать людям преодолеть все сложности жизни.

Однако, чтобы стать хорошим специалистом необходимо серьезно отнестись к своему обучению. Не только в стенах университета, но и за его пределами психолог должен повышать свои знания.

Психология относится к тем специальностям, поступая на которые, нужно сначала ознакомится с азами этой профессии. Данный курс лекций позволит разобраться с основными принципами и направлениями этой науки, научит понимать людей и свою личность.

Профессия и ее роль в жизни человека. Профессионально важные качества

Понятие о профессиограмме и психограмме. Профессионализм и профессиональная компетенция

Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии

Значение рефлексии в жизнедеятельности психолога

Основные направления деятельности современного психолога

Психодиагностика как одно из направлений практической психологии

Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи

Особенности психотерапии как вида психологической помощи

Понятие о службе психологической помощи

Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога

Задачи взаимодействия клиента с психологом (социальные, этические, нравственные, собственно психологические)

Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения

Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития

Эмпатия как необходимое специфическое качество личности практического психолога

Учебник, подготовленный коллективом преподавателей кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского государственного института культуры, посвящен прикладным и научно-исследовательским аспектам профессионального самоопределения психолога. В учебнике обсуждаются этапы становления психологической науки и ее основные школы, философские и естественнонаучные истоки психологии, закономерности развития психики человека в онтогенезе, методы психологического исследования и психологического воздействия, представления о профессиональном становлении психолога и его профессионально-важных качествах, особенности практической деятельности психолога в различных профессиональных сферах и этические правила психологического сообщества.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Поделиться