История человечества, или какой иконостас правильный? Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности

Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV - XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV - XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография , расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — , которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

На восточной стороне храма располагается высокая алтарная преграда - ИКОНОСТАС.
Высокий иконостас сложился лишь к ХV-XVI в., до этого алтарная преграда была низкой, иконы же помещались в разных частях храма. К XIX в. иконостас состоит из пяти ярусов (может быть и больше).
СХЕМА ИКОНОСТАСА

1- цокольный ряд
2 -местный ряд (а - царские врата, б,в - боковые врата).
3 -праздничный ряд
4 -деисусный (апостольский) ряд
5- пророческий
6- праотеческий

I ряд (снизу) - МЕСТНЫЙ с царскими вратами на ц.в. изображаются 4 евангелиста и Благовещение, по бокам ц.в., справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери.
II ряд - ПРАЗДНИЧНЫЙ. Над ц.в. - Тайная вечеря, по бокам 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).
III ряд - ДЕИСУСНЫЙ (деисис - моление, греч.). В центре Деисус УХ, БМ, УП, по бокам апостолы.
IV ряд - ПРОРОЧЕСКИЙ. В центре - Богоматерь с младенцем на троне, по бокам пророки,
V ряд - ПРАОТЕЧЕСКИЙ. В центре Саваоф, или Знамение, Троица НЗ (чаще всего), по бокам праотцы.
Венчает иконостас РАСПЯТИЕ с БМ и УБ (резное и живописное). Могут быть и дополнительные ряды, т.н. - ЦОКОЛЬНЫЙ.
В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепил-ся) между горизонтальными деревянными брусами - ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип - резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.
Горизонтальные членения - Это архитектурные "обломы" сложного профиля - межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.
Вертикальные членения - колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшались резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, "алмазный" руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).
В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.
При описании иконостаса необходимо отразить следующее:
- дата сооружения; датировка икон в нем;
- из какого количества ярусов (рядов) состоит иконостас; материал костяка;
- к какому типу конструкции он относится (тябловый, резной);
- каково его декоративное убранство (живопись, окраска, позолота, серебро и т.д.);
- перечислять ряды иконостаса (начиная снизу) их: название (цокольный, местный, праздничный и т.д.);
- перечислить названия икон каждого рада (начиная с центральной, затем остальные слева на право от края);
- указать как расположены иконы в пределах ряда (в промежутках - гнездах между вертикальными членениями или в средней части панно, если иконы меньше по размеру, чем промежутки);
- отметить (форму (очертания) икон: прямоугольные, а т.ч. с (фигурами верхним краем в виде кокошника - круглого, килевидного, щипцового и т.д.; квадратные, круглые, треугольные, овальные, 8-гранные и т.д.;
- охарактеризовать горизонтальные членения: карнизы, фризы, архитравы и т.д.;
- описать вертикальные членения: колонны, пилястры и т.д.;
- отметить характер и технику исполнения декора: резьба выполнена в массе дерева или наложена (приклеена, прибита т.е. как крепится), сплошная или ажурная (сквозная), техника золочения, серебрения (на левкас с полиментом или морданом), лепной декор - техника исполнения рельеф (лепка, тиснение цировка и т.д.)
- накладки металлические и проч.
- отметить наиболее характерные элементы декора: флемованные дорожники (накладные планки профилированные вручную или на станке); кессоны, филёнки, (прямоугольные углубления); акантовый лист, виноградная лоза с кистями; картуши; пальметка; розетки; трильяж; арабески; "с" и "s" образные завитки; ленты, бусины, лавровые венки, гирлянды, ягода, плода, "овы", раковины.
Состояние конструкций и элементов каркаса, крепление икон в гнездах,
Состояние сохранности должно отразить состояние самого иконостаса (костяка, тела, каркаса, декора) и икон в нём.
- отметать дату последней реставрации;
- охарактеризовать современное состояние иконостаса (поверхностные загрязнения, защитный слой, позолота, серебрение, красочный слой, подготовка, левкас, породу дереза, сост. основы и декор, его состояние);
- описать коротко (в целом) состояние икон (по схеме расположения живописных слоев).

Состоит из нескольких рядов или, как их еще называют, ярусов или чинов. Количество рядов может разниться в зависимости от местных традиций и категории храма.

На рубеже XIV-XV веков в иконостасах было 3 ряда, в XVI веке их стало 4, к концу XVII века число чинов некоторых иконостасов возросло даже до 7, но наиболее распространенными стали пятиярусные конструкции.

Все ряды имеют особое значение и символическое название.

Первый, самый нижний - это местный ряд. Назван он так потому, что там расположены иконы , посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. Такие иконы называют местночтимыми.

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. Образ справа от иконы Спасителя называется "храмовым" и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. Например, в Успенской церкви на этом месте находится сцена Успения Богоматери, в Никольской - Никола Угодник.

Над местным располагается праздничный ряд. Он состоит из икон двунадесятых праздников и образов Страстной и Пасхальной недель. Интересно, что в самых ранних иконостасах он следует третьим ярусом, над Деисусом - но потом его стали располагать ниже, чтобы верующие могли лучше рассмотреть праздничные сюжеты.

Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисус. В центре его находится образ "Спас в силах", изображающий Иисуса – судью, а по краям находятся обращенные к Христу с молитвой святые. Потому название чина и происходит от слова "деисис", что в переводе с греческого значит "молитва".

Четвертый ряд иконостаса - пророческий, а пятый ярус - праотческий.

В некоторых случаях над праотческим еще располагается страстной ряд, изображающий страдания Христа в последнюю неделю накануне распятия и Воскресения.

На самом верху всегда изображена Голгофа - "недосягаемая гора". Перед ней склоняются все, кто пришел в храм.

Если говорить о строении иконостаса , то самое простейшее - это тябловое (термин идет от русского слова "тябло" - брус, которое, в свою очередь, произошло от латинского "табула" - доска). В тябловом иконостасе иконы размещены на бревнах, в специальных желобах. Сами бревна прикрыты снаружи расписанными досками с цветами и узорами и закреплены в специальных углублениях на северной и южной стенах храма. Это самый древний вид иконостаса, со временем его украшение становилось все богаче. Так, к XVII веку многие иконостасы обзавелись скульптурными украшениями и даже позолоченной деревянной резьбой – несмотря на неодобрение церкви, называвшей это "западным и мирским". Сегодня напротив, роскошным убранством отличается не только иконостас и центральная часть православного храма, но и все предметы

Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.
Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы , Московская область.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Состав иконостаса: третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Состав иконостаса: четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.


Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино , Москва.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.


Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Поделиться