Ритуалы в современной жизни человека. Языческие обряды на Руси: обычаи и ритуалы славян


  • Связь ритуалов и мифологем


  • Примеры ритуалов: приветствие, прощание, традиционная схема занятия, аплодисменты
Связь ритуалов и мифологем

Ритуалы, то есть установленный традицией порядок выполнения определенных действий, обладают очень сильным психотерапевтическим воздействием. Об этом уже прекрасно знали и невежественные шаманы варварских племен, и жрецы греческих храмов, и халдейские мудрецы. И поныне психотерапевтическую мощь ритуалов и обрядов эффективно используют последователи разнообразных эзотерических учений, целители всех мастей, маги, колдуны, экстрасенсы.

Практический психолог также не может не учитывать магические свойства ритуалов, играющие удивительные роли на сцене человеческого подсознания и вследствие этого привлекающие внимание философов и психологов. Э. А. Цветков, известный психотерапевт, на основе синтеза достижений европейской психотерапевтической мысли, русского знахарства и экзотических восточных учений (психологические аспекты буддизма, индийская медитация и т. д.) разработал новый подход, названный им психотерапией знаковыми системами, частным случаем которых являются ритуалы (1995).

Цветков придает огромное значение знаку, форме как первопричине того или иного чувства. Знаковые системы (ритуалы, обряды, заклинания и т. п.) генерируют в человеке мощные переживания, усиливающиеся за счет явления индукции. Измененное (трансовое, или шаманское) состояние сознания позволяет совершить важную внутреннюю работу переформирование, изменение душевных процессов, вплоть до трансформации личности. В этом секрет излечений верующих после фанатичных молитв в храмах или "снятия порчи" многочисленными московскими "потомственными колдуньями".

Для того, чтобы ритуал превратился в подобную "магическую" знаковую систему (способную осуществить если не глубинную личностную трансформацию, то, по крайней мере, смену определенных установок), он должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек. Вероятно, существуют ритуалы, обладающие силой воздействия на всех людей. Аналитические психологи-юнгианцы сказали бы, что это ритуалы, имманентные базовым архетипам человечества.

В то же время один и тот же человек может скептически наблюдать за ритуальными жестами и заклинаниями колдуна над магической пентаграммой и ехидно усмехаться, но почти сразу впадать в транс от аналогичных жестов гипнолога-психотерапевта. И только потому, что во втором случае знаковая система ритуала оказывается адекватной имеющейся у него мифологии, в которой нет места сакральным таинствам каббалы, но есть место "научной обоснованности" гипноза.

^ Ритуалы и бессознательные механизмы психики

Позволим себе напомнить важный факт, на который обратили особое внимание нейролингвистические программисты: наш мозг воспринимает любую информацию буквально, придавая словам их прямое значение. Идиоматические выражения для подсознания неприемлемы, точнее, приемлемы только в определенном, конкретном смысле. "У него денег куры не клюют" – для подсознания эта фраза и означает категорический отказ кур вышеуказанного субъекта клевать его монеты и банкноты. Подобный образ может появиться в сновидении как отклик подсознания на мысль, мелькнувшую в сознании, о богатстве какого-то человека.

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во все – как в происходящее в действительности. Ритуалы для него – не условно-игровые действия, а реальность. Следовательно, подсознание и реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма. Именно поэтому срабатывает психотерапевтический прием, помогающий ребенку избавиться от страха: когда малыш разрывает или перечеркивает рисунок, на котором изобразил свой страх, он совершает действия по реальному уничтожению этой негативной эмоции.

В общем-то, ритуал – это не более чем одна из форм игровой деятельности. Договариваясь о соблюдении некоторого ритуала, мы просто соглашаемся соблюдать четкие правила игры. Если эти правила принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект. Говоря языком нейролингвистического программирования, выполнение ритуалов задает подсознанию некоторую программу. В наших силах сделать эту программу позитивной.

В психологических тренингах ритуалы выполняют функцию "якорей", закрепляющих эти позитивные программы и создающих условия для их своевременного запуска. Психофизиологический механизм действия "якоря" базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. Скажем, с подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников фиксируется выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего "виктория!". А когда этот "якорь" будет поставлен достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить "якорь" может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего – "виктория!", под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.

Всем ведущим тренингов хорошо известно, что в длительно работающей группе ритуалы обязательно возникают естественным образом и становятся неотъемлемой частью группового процесса. Ведущий может обратить внимание участников на появившиеся ритуалы, включив их в арсенал сознательно используемых психологических средств тренинга.

Некоторые ритуалы (приветствие, начало и конец занятия, моменты психологической поддержки и т. п.) можно предложить в первые минуты работы группы. Другие – вводить постепенно, в логике группового процесса. Особую значимость приобретают ритуальные действия, предлагаемые самими участниками. В каждой группе появляются свои собственные ритуалы, подчеркивающие ее специфичность.

^ Примеры ритуалов

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

^ Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:


  1. Приветствие.

  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

  3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

  4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

  5. Разминочные упражнения.

  6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

  7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

  8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.

  9. Прощание.
Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

^ Вопросы и задания для самоконтроля


  1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

  2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

    1. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

    2. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

    3. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

  3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

  4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:
"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

  1. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

  2. Верно или неверно следующее утверждение:

    1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

    2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

    3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

  1. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

  2. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

  3. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.



9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".



3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Сейчас невозможно представить нашу жизнь без ритуалов. Они являются возможностью частично облегчить наши страдания в определенных случаях. Именно ритуальный характер определенных действий приводит в дальнейшем к развитию зависимости. Давайте более детально разберемся в том, что такое ритуалы и какова их психологическая характеристика. Само определение ритуала сводится к тому, что это действия, которые совершаются потому что их нужно делать.

Какими могут быть ритуалы?

Также в качестве ритуала может использоваться набор разнообразных действий. Немаловажным фактором в формировании ритуала является то, что все это делают. Естественно, не хочется отставать от представителей той социальной группы, в которой этот ритуал является нормой. Причем многие члены этой группы порой заставляют человека совершать эти ритуалы. Примером таких людей могут быть бабули в церкви, которые даже более пристально, чем батюшки, следят за соблюдением ритуалов, которые как правило оказываются даже в православных кругах просто формальностью.

Примерами ритуалов являются:

1. Принесение присяги. Очень часто используется в армии или определенных религиозных общинах. Также существуют неформальные присяги, которые не утверждены на уровне организации, но которые следует выполнять, чтобы подтвердить свою принадлежность к некой социальной группе. Очень часто используются неформальные ритуалы в рабочих коллективах и так далее.

2. Рукопожатие. Людям нужно подтверждение, что вы им доверяете и вам можно доверять. Вообще, история этого ритуала достаточно жуткая. Эдак раньше люди здоровались за руку, чтобы показать другому человеку, что у них нигде не спрятано яда, которым они могли бы чисто теоретически отравить другого человека.

3. Да даже банальное «Привет» является ритуалом. Понятно, что можно обойтись без этого. Но подобные ритуалы являются показателем вашей благосклонности к другому человеку.

Как правило, ритуалы немного похожи на зависимость, но имеют ряд отличий от нее. Общее между этими понятиями может быть тем, что человек боится последствий, которые могут быть если не совершить определенный ритуал. И получается, что большое количество бед, которые естественным образом сваливаются на человека, последний склонен приписывать непонятным силам и тому, что он вовремя не переплюнул три раза через плечо.

Характеристика ритуалов.

Именно ритуалы становятся причиной большого количества суеверий и разного рода других верований. Причем обосновываться они могут по-разному. Но смысл заключается в одном: человек понимает, что если он чего-то не сделает, то последствия могут быть воистину ужасными. В общем, мы поняли, что ритуалы в основном живут страхами человека, а не рациональным объяснением происходящих в мире вещей. При этом, ритуал может объясняться и другими причинами:

1. Желанием, чтобы человеку повезло в определенных аспектах его жизни.

2. Ритуал может быть обоснован какой-нибудь привычкой.

В общем, причин, почему появляются ритуалы, существует достаточно большое количество. Мы это уже поняли. А может ли объяснение ритуалам быть рациональным? Конечно, да. В определенных кругах, например, религиозных сектах, активно используется рационализация совершения определенных ритуалов, привычка совершать которые насквозь приковывает человека к определенному религиозному кругу.

Немного о рационализации ритуалов.

Объяснения можно придумать для чего угодно. Например, некоторые люди собираются в группы, которые пропагандируют учение в пользу того, что земля плоская. На самом же деле, это неправда. Тем не менее их объяснения звучат полностью логично. Это подтверждает то, что можно придумать теорию из пальца, в которую поверит достаточно большое количество людей. Но особенность объяснений ритуала в том, что человек может совершать его не только потому, что это логически обосновано.

Ритуалы характерны тем, что они совершенно необязательно должны иметь какое-нибудь обоснование. Они все равно совершаются ради этого, а не для какой-то конкретной цели. Очень часто религиозные люди борются с грехами не потому, что это нужно делать для Бога, а просто так, ради самой борьбы. Это с православной точки зрения не есть хорошо, так как забывается глобальная идея борьбы с тем же чревоугодием. Тем не менее многие люди просто делают что-то.

Обоснование для ритуалов является вторичным, совершенно необязательно, чтобы оно было. Первично в данном случае животное начало в какой-то степени: страхи, внушение и другие категории мышления таких людей, подобные этим. Ритуалы могут быть совершенно разными. Существует очень большое их разнообразие. Отличаются они не только по содержанию, но и по характеру. Так, ритуалы могут быть как строгими, так и не очень. Иногда нужно обязательно выполнять, а иногда - нет.

Классификация ритуалов.

К тому же, один и тот же ритуал в разных культурах может иметь совершенно иное значение. Например, известный ритуал «выпить на посошок» может некоторыми людьми соблюдаться время от времени, а в кругу пристрастившихся к выпивке становится обязательным. И такие параллели можно провести с любым другим ритуалом. Известно точно одно - все виды ритуалов привязывают и через какое-то время становятся привычкой. Именно поэтому есть возможность формирования полезных ритуалов.

Для них характерно что-то хорошее, что может помочь человеку в его начинаниях. Например, известный ритуал «почистить зубы» может принести человеку пользу, так как эта процедура является залогом долгой жизни этих зубов в течение многих лет. Также ритуалы могут отличаться по степени осмысленности. Четкой градации нет, но отличаются они от «просто принято» до «здесь такой смысл глубокий заложен, что если его не учитывать, то будет очень плохо».

В некоторых ритуалах действительно кроется смысл. Причем не глубокий, а самый настоящий. Например, приглашать людей к столу - это не просто правило хорошего тона. Люди могут действительно хотеть есть. Почему бы не показать им свою гостеприимность? От вас не отнимется, а другим будет приятно. В некоторых случаях люди могут сами рассказать настоящий смысл ритуала. Как уже говорилось ранее, изначальный смысл был у большого количества ритуалов.

Тем не менее со временем он был стерт, и люди поступали определенным образом просто потому, что так принято. Например, люди чокались раньше, чтобы показать, что в вине нет чего-то ядовитого. Сейчас же это просто ритуал, не имеющий совершенно никакого научного обоснования. В данный момент это уже неактуально, но люди все равно продолжают это делать. При этом есть кроме процедурного смысла ритуала еще и символический.

Это когда объяснение происходит не от практической пользы, а для какой-то сакральной выгоды, порой не соответствующей никаким религиозным представлениям. Например, выпить за умершего. Вот какое практическое значение от этого? Разве ему будет хорошо на небесах из-за того, что за этого умершего выпили? Иногда ритуалы имеют не только сакральный или процедурный смысл, но и оправдательный. И в случае с выпивкой ритуалы являются очень четким примером желания человека оправдаться. Например, выпить на праздник - это также ритуал.

Главное требование, которое выдвигается к объяснению - это его логичность. Человек должен искренне верить в глубокий смысл определенного ритуала. Особенно хорошо закрепляются ритуалы, которые были придуманы авторитетными в определенных кругах людьми. И часто бывает так, что люди выполняют какие-то ритуалы, а потом даже не помнят их автора. А иногда даже никогда и не знали. Кому-то же впервые пришла в голову мысль выпить на посошок.

Мораль является набором человеческих ритуалов, тем или иным образом систематизированных. Например, желание поздороваться мы уже воспринимаем не как банальную необходимость, а как признак вежливого человека. То же самое касается того ритуала, пример которого уже был приведен ранее - приглашение гостей к столу. Также бывают официальные ритуалы, принятые в определенном учреждении или государственной структуре.

По типу появления ритуалы делятся на:

1. Религиозные. Это стандартный тип ритуалов для многих людей. Именно без них невозможно представить полноценной религиозной жизни. Такие ритуалы, как еженедельное посещение воскресных служб действительно может положительно сказаться на человеческой душе. А если человек не верит в Бога, то он может принять такое объяснение: ритуалы вселяют в человека уверенность, которую можно достаточно легко получить в церкви.

2. Армейские. Армейские ритуалы имеют одну великую цель - дисциплину. Она должна быть достаточно жесткой, чтобы можно было обеспечивать себе те задачи, которые необходимы во время войны или хотя бы для поддержания войска в состоянии боевой готовности. Армейские ритуалы начинаются с самого вступления в ряды вооруженных сил и не прекращаются до самого момента демобилизации.

3. Семейные. Каждая семья устанавливает свои ритуалы, которые следует соблюдать, чтобы была гармония. В некоторых семьях это питие чая в одно и то же время, какие-то семьи проповедуют здоровый образ жизни. Содержание этих ритуалов может принципиально отличаться, но это не столь важно. Ритуальный характер могут обретать неформальные правила в семьи, которые не декларируются, но при этом выполняются.

4. Общинные. Такие ритуалы могут иметься в различных сборищах, имеющих одну цель. Примером таких объединений людей являются анонимные алкоголики или наркоманы, которые построены полностью на ритуалах. В данных организациях начинается все с одних и тех же фраз, после того как кто-то закончил говорить, имеются разные поддерживающие жесты и так далее. В данном случае ритуалика имеет положительные эффекты.

5. Групповые. Здесь могут быть те ритуалы, которых нет ранее в списке. Это могут быть школьные классы, университетские группы, рабочие коллективы и так далее. Каждая из этих групп имеет свои ритуалы. Даже травля самого низшего по рангу школьника в какой-то степени может считаться ритуалом, так как если этого не делать, то человек не чувствует своего превосходства над другим. И пусть это не тот способ добиться цели, человек действительно начинает себя лучше чувствовать.

6. Рабочие. Сюда входят те ритуалы, которые были придуманы начальством для того чтобы рабочий процесс проходил более продуктивно. Сюда входят правила внутри организации, требования и так далее. В некотором аспекте данные ритуалы пересекаются с групповыми, особенно в той части, которая связана с рабочими коллективами. Здесь могут придумывать разного рода развлечения типа ритуалов посвящения в коллеги, и так далее.

7. Психотерапевтические. Эта часть немного пересекается с АА или АН за тем лишь исключением, что данные организации являются группами самоподдержки. Как правило, ведущий этих групп не выступает профессиональным психотерапевтом. Он может иметь определенный опыт борьбы с алкоголизмом или наркоманией, но при этом он не является врачом или психологом. Он такой же человек, как и остальные члены этой группы, только занимает немного другое положение.

А также ряд других ритуалов, которые считаются важной составляющей жизни в определенной сфере. Каждый из этих ритуалов является путем к закреплению человека в рамках определенной группы и гарантией того, что он не будет ею отвергнут. Именно поэтому ритуалы становятся важной частью человеческой социализации. Отдельно следует выделить мистически обоснованные ритуалы, для которых характерно объяснение необходимости их совершения сквозь призму потусторонних сил или любых других мистических существ.

Полезные и вредные ритуалы.

Скорее, будет правильнее говорить «полезные, нейтральные и вредные ритуалы». Некоторые из них действительно являются полезными. Например, уборка каждую неделю помещения - .это хорошо, уборка за собой - это также хорошо. Ритуал посещения врача каждые полгода в целях диагностики - это также хороший ритуал. Если человек жмет руку, то здесь смотря с какой точки зрения смотреть. Но по большей части это нейтральный ритуал, который можно соблюдать или нет.

Ритуал напиваться по пятницам нельзя назвать полезным для человека. Поэтому он принадлежит к вредным ритуалам. То же самое касается продолжительной работы, что также является примером негативного ритуала, так как человек постоянно не может проводить свое время за одним делом. Это не только вредно для его бодрости, но и для организма. Перерабатываться - это плохой ритуал. Иногда можно чуть-чуть больше поработать, но при этом нельзя делать из этого привычку.

Ритуал - точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую "магическую" подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?

Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни - аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.

По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой - в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.

Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы "ритуальные" чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали "нелепые" привычки ребенка, а активно участвовали в них.

Откуда возникают ритуалы?

Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы - в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание - расстилание постели - чтение сказки - поцелуй на ночь - мама гасит свет и выходит из комнаты).

Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.

Зачем ребенку нужны ритуалы?

Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.

Какие бывают ритуалы?

«Классика жанра» - чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:

  • повтор любимой сказки или истории - ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
  • чтение сказки с мамой перед отходом ко сну - что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
  • прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) - сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
  • раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке - противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.

Существуют и не такие очевидные примеры:

  • ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
  • без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
  • слишком часто моет руки.

Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку "для сна", в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть... Если у малыша есть "его" кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может "пропасть" аппетит.

Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?

Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).

Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию - привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто "стороннее" или абстрактное.

Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше - не меньше), психологи советуют время от времени играть в "разбросаем вещи" или "битву подушками".

Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем - исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и "ритуальные" привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал - его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.

Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: "крайние" проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.

Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:

«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам - научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет - что-то принесет», «мимо магазина идем - без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. - сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.

Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие - получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» - определенной моделью поведения».

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Современные ритуалы

Современные ритуалы

В современном обществе есть свои ритуалы, сопровождающие человека всю его жизнь. Ученые считают, что ритуалы нашего времени можно условно разделить на 3 группы.

1. Традиционные ритуалы и обряды, дошедшие до нас из глубины веков.

2. Религиозные обряды.

3. Магические обряды, сопровождающие сеансы белых и черных магов, а также всевозможных целителей, и народные суеверия.

Первая группа ритуалов наиболее многочисленна и понятна всем. В нее входят ритуалы, известные каждому человеку, начиная с рождения и до самой смерти. Встали утром, пошли умываться или включили чайник (компьютер, тостер, телевизор), оделись, вышли на улицу, поехали на работу и т. д. Все привычные нам дела – это и есть каждодневные ритуалы, совершаемые нами машинально. Некоторые из них более значительны и связаны с древними обычаями наших предков. Можно назвать несколько самых распространенных в нашей жизни ритуалов «со значением»:

– пеленание младенца-мальчика в голубые одеяла и пеленки, а девочки – в розовые;

– наречение новорожденного именем;

– ежегодные празднования дня рождения;

– отмечание всевозможных праздников;

– ритуалы гостеприимства;

– особые правила поведения, речи, общения, одежды, в которых также легко узнаются ритуалы;

– свадьбы, поминки.

Если внимательно проанализировать любой ритуал, то можно довольно легко найти его корни в глубине веков. То, что мы делаем сегодня, совершенно не задумываясь, скорее всего, делали и наши далекие предки, только на другом этапе развития цивилизации. Так, например, приглашаем в дом гостей мы не только для развлечения, но и с тем чтобы сохранять с друзьями хорошие отношения, совершенно необходимые для нормальной жизни, и избежать порчи. Ритуал чоканья тоже древний: язычники специально соприкасались наполненными чашами, чтобы ритуальное питье смешивалось и обладало магической силой. В Средние века в связи с распространенным обычаем подсыпать друг другу отраву феодалы непременно старались как можно сильнее стукнуться своим бокалом о бокал соперника, чтобы часть вина перелилась в его бокал.

Праздник 8-го Марта с почитанием женщин ведет свою историю не со времен Клары Цеткин, как принято считать, а уходит корнями в гораздо более далекие эпохи. Еще в Древнем Риме в первые числа марта устраивались празднества с почитанием богинь и женщин вообще.

Горящие свечи на именинном пироге – тоже ритуал древний. Горящий огонь считался очистительным и особенно полезным в день рождения человека.

Множество обрядов связано с ритуальным очищением: с древних времен было принято мыться перед любым значительным событием и после него, чтобы «очиститься» от повседневных забот. Каждый народ создал свой тип бани, мытье в которой, а также сопутствующие этому действу предметы имели огромное ритуальное значение.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,

Из книги Суть науки Каббала. Том 1(продолжение) автора Лайтман Михаэль

Из книги Суть науки Каббала. Том 2 автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Суть науки Каббала. Том 2(первоначальный проект продолжения) автора Лайтман Михаэль

6. Наука Каббала и современные науки 6.1 Наука Каббала и современные науки. Урок 1 6.1.1Истинность критерия ценности науки Ценность любой науки в мире определяется ценностью ее предназначения. Поэтому не существует науки, не имеющей цели.Все науки в нашем мире возникли

Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

«ВНУТРЕННИЕ» РИТУАЛЫ Жертвоприношение довольно рано было уподоблено тапасу. Боги достигали бессмертия не только посредством жертвы, но и через аскетизм. В «Ригведе» (X, 167, 1) говорится о том, что Индра покорил небеса силой тапаса; подобные представления глубоко

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Сельскохозяйственные ритуалы В хрониках церемониальный календарный цикл инков описывается как связанный в основном с сельским хозяйством, особенно с выращиванием маиса, но недавние исследования дают основания предполагать, что существовали также церемонии для защиты

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Праздники и ритуалы Какие основные праздники и ритуалы отмечали и проводили индейцы как под открытым небом, так и под сенью своих святилищ?В первую очередь это были традиционные праздники, связанные с наиболее важными событиями в жизни каждого из членов племени.К

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Ритуалы Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми»

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Жрецы, ритуалы Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в течение нескольких поколений. Надпись на камне в Карфагене упоминает семнадцать

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Охотничьи ритуалы Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Воровские ритуалы Воры многих стран на протяжении нескольких столетий проводили странный ритуал: у покойника отрубали палец и с этим пальцем шли на дело. Считалось, что если обойти дом с пальцем в руках, то все уснут очень крепко и ничего не услышат. Другим воровским

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Праздничные ритуалы Морские гребешкиЕжегодно во Франции в апреле проходит Фестиваль морских гребешков. Ритуал этого вкусного фестиваля состоит в том, что все желающие могут принять участие в ловле особых раковин, «сан-жаков». Сделать это не так-то просто. Моллюски

Из книги автора

Дьявольские ритуалы

Из книги автора

33. РИТУАЛЫ ВОСХОЖДЕНИЯ Со всеми этими мифами и верованиями связаны соответствующие конкретные ритуалы «вознесения» и «восхождения». Выбор и освящение места для жертвоприношения представляют собой некоторый процесс возвышения профанного пространства: «Воистину жрец,

Поделиться