Федор чижов кто. Литературно-исторические заметки юного техника. В центре деловой россии

  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    • либо пройти электронную регистрацию;
    • либо распечатать билет на вокзале.

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Крупный общественный и промышленный деятель половины XIX века, писатель; происходил из бедной дворянской семьи и родился в 1811 году, в Костроме.

Начав свое учение в Костромской Гимназии, Чижов перешел, затем, в Третью Петербургскую, откуда поступил на физико-математический факультет С.-Петербургского Университета.

Окончив здесь курс со степенью кандидата в 1832 году, Чижов предназначен был для приготовления к профессуре и для этой цели - к отправлению за границу, но ввиду состоявшегося в 1831 году Высочайшего повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Способности Чижова, однако, были настолько выдающимися, что профессор университета Д. С. Чижов, однофамилец Ф. В., выхлопотал ему в августе 1833 года от попечителя учебного округа С. С. Уварова ежегодное в течение трех лет пособие по 1500 рублей, дабы Чижов мог заниматься математикой у академика M. В. Остроградского.

В это время Чижов уже состоял адъюнктом университета и читал в нем курс начертательной геометрии (с 1832 года), но отказавшись от своего небольшого родового имения в пользу сестер еще во время своего студенчества и получая всего лишь 600 рублей, он принужден был зарабатывать себе деньги частными уроками.

Поэтому, полученное им от С. С. Уварова пособие было для него большим благодеянием и он мог спокойно предаться занятиям математикой, не отвлекаясь от них заботами о заработке.

Продолжая читать лекции в Университете, Чижов представил диссертацию на степень магистра, напечатанную в 1836 году и носящую название: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли". За эту работу, замечательную по отчетливости изложения, столь важной в аналитической механике теории, он был удостоен звания магистра математических наук. В Университете Чижов впервые встретился с Н. В. Гоголем, назначенным в 1834 году на кафедру древней и средневековой истории, но сойтись они не могли: слишком велика была разница между ними как по их личным характерам, так и по взглядам на науку и ее преподавание.

В 1837 году Чижов выпустил в свет новый свой труд: "Паровые машины, история, описание и приложение их, со множеством чертежей (составленное по Пертингтону, Стефенсону и Араго)", - сочинение, бывшее в свое время весьма полезным и выдающимся.

Кроме того, в это время он принимал участие в повременных изданиях того времени, каковы: "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и "Журнал Министерства Народного Просвещения", в которых помещал как оригинальные, так и переводные статьи.

В Петербургском Университете Чижов пробыл до осени 1840 года, когда расстроенное здоровье принудило его покинуть преподавание и уехать сперва в Малороссию, а затем и за границу.

Из этого отпуска он на службу уже не возвращался, и кафедра его до окончательного увольнения из университета в 1845 году была замещена экстраординарным профессором Савичем.

Еще находясь в университете, Чижов стал интересоваться литературой, искусствами и историей и в 1839 году выпустил в свет перевод сочинения Галлама: "История европейской литературы в XV-XVI столетиях", снабдив его многими своими примечаниями, показавшими в нем весьма обширную начитанность, а в 1841 году "Призвание женщин" (перевод и переделка с английского).

Увлечение историей искусств и другими науками, а также замкнутость избранного им поприща - ученого математика, не могшее удовлетворить пылкой и разнообразно одаренной природы Чижова, - были, без сомнения, не последними причинами, заставившими его оставить университет.

Избрав себе целью в заграничном путешествии изучение истории искусств, как, по собственному его определению, "одного из самых прямых путей к изучению истории человечества", Чижов первый год провел на водах в Мариенбаде, объехал, затем, большую часть западной Европы, а зимою посетил Италию, куда потом приезжал на зиму уже каждый год во все пребывание свое за границей.

Встретившись в первый год своего пребывания за границей в Праге с Ганкой, давшим ему впервые понятие об общеславянских идеях, Чижов, увлекшийся ими, посетил, затем, южнославянские земли, Истрию, Далмацию, Черногорию, Сербию, с целью убедиться в близости славянских народов между собою и проверить свое увлечение.

Везде Чижов встречал искреннее сочувствие к себе, как к русскому; найдя близ Полы православную церковь и пораженный ее крайней бедностью, Чижов выписал для нее из России церковную утварь, ризы, книги и прочее, и лично перевезя все это по Адриатическому морю, он подвергся опасности от австрийцев, несмотря на то, что его охраняли заранее предупрежденные им далматинцы.

Путешествуя, Чижов встречался со многими известными людьми.

Так, в одну из поездок своих по Бельгии, он встретился с В. С. Печориным, часть записок которого им помещена в "Русском Архиве" (1870 г., стр. 1333-1342), - Мицкевичем, который, по его отзыву, в это время был крайним мистиком и слепо верующим идеалистом без каких-либо определенных целей. Большую часть своего пребывания Чижов провел в Италии, изучая здесь не только историю искусства, но и итальянскую историю вообще, в особенности же историю Венеции.

В Риме Чижов жил в одном доме с Гоголем и Н. М. Языковым, причем сошелся близко только с последним.

Принявшись со свойственным ему жаром за изучение искусств, Чижов вскоре стал знатоком в этой области и близко сошелся с А. А. Ивановым и тамошним кружком художников, на которых имел весьма благотворное влияние, будучи строгим и справедливым судьей художественных произведений.

Насколько Чижов серьезно занимался здесь искусством, могут служить замечательные его статьи: "О работах русских художников в Риме" и "О римских письмах Муравьева" ("Московский Сборник" 1846 и 1847 гг.). В 1846 году Чижов приехал в Петербург, но не встретив здесь живого отклика славянским идеям, которые вместе с задачей изучения искусств тогда всецело поглощали его, он отправился в Москву и здесь вполне примкнул к кругу Хомякова, Киреевских, К. Аксакова и Ю. Самарина.

Ставя Хомякова выше всех остальных по уму, таланту, обширности взгляда и начитанности, он мало сошелся и узнал других членов кружка.

Смотря на общеславянскую идею с точки зрения исторически мировой неизбежности и вполне сам проникнутый ею, Чижов задумал было с 1847 года издавать славянофильский журнал, но потом отложил его до 1848 года. Содержание этого журнала должно было состоять из отрывков его путешествия по славянским землям, из постоянных с чисто ученой точки зрения исследований литератур всех славянских народов, и статей русских людей с разбором всех замечательных иностранных сочинений, но в таком виде, чтобы они давали полное понятие как о содержании книги, так и об исполнении.

Предполагалось также, если будет дозволено, помещать и разборы иностранных сочинений о России, но с просьбой, чтобы они шли через Канцелярию Его Величества, а не через обыкновенную цензуру.

Знакомство Чижова со всеми членами кружка славянофилов, а также его горячая и деятельная жизнеспособность служили залогом успеха журнала, и с целью приобретения сотрудников в славянских землях он вновь в 1846 году уехал за границу.

Посетив вторично Сербию, Истрию, Далмацию и другие австрийские славянские земли, Чижов везде горячо проповедовал славянские идеи, а находясь на Далматинском берегу, ему случайно удалось помочь далматинцам выгрузить оружие.

Еще во время своего первого заграничного путешествия Чижов был замечен австрийским правительством, посылавшим на него доносы русскому; после же случая с выгрузкой далматинцами оружия в доносах австрийцев стали появляться предупреждения об опасности от такого возмутителя, составившего якобы заговор против русского правительства.

Около этого же времени Чижов получил известие об опасной болезни своей матери и поспешил возвратиться в Россию.

Но едва он переехал границу, как был захвачен ждавшими его здесь русскими полицейскими агентами и отправлен прямо в Петропавловскую крепость.

Ответы Чижова (напечатанные в "Историческом Вестнике", 1883 г., август, стр. 241-262, "Воспоминания Ф. В. Чижова", должно быть не что иное, как эти ответы) на тринадцать предложенных ему вопросных пунктов о его деятельности, связях и мыслях, занявшие до пятидесяти листов, были написаны им совершенно правдиво и прочитаны императором Нилаем I, нашедшим чувства Чижова хорошими, но слишком горячо выраженными.

Воспретив Чижову пребывание в обеих столицах, государь разрешил ему, однако, самому избрать место для жительства;

Чижов уехал в Киевскую губернию и стал там заниматься шелководством, которым заинтересовался еще будучи в Италии.

Таким образом, в жизни Чижова совершился резкий переворот и издание задуманного им журнала само собой не состоялось.

Предавшись со всей страстностью и настойчивостью своей природы изучению шелководства в местечке Триполье (вниз по Днепру, в 50 верстах от Киева) в отведенных ему в аренду 50 десятинах земли от Министерства государственных имуществ, Чижов принялся также и за изучение философии, свидетельством чему служат многочисленные его выписки из сочинений по этому предмету.

Работая здесь собственноручно в течение шести лет, он иногда посещал в Киеве семейство Галаганов, тесные, почти родственные, связи с которым у него были еще со времени его пребывания в Петербурге, когда одновременно с чтением лекций в университете он занимался с Г. П. Галаганом.

Впоследствии, когда умер сын его воспитанника в 1869 году, мысль о учреждении в Киеве коллегии его имени была подана Чижовым, и таким образом "Коллегия Павла Галагана", в разработке плана которой он принимал близкое участие, до некоторой степени обязана своим существованием Чижову.

У Галаган, а также у доктора С. А. Смирнова, С. А. Данилевского и М. В. Юзефовича, Чижов встречался с Гоголем и на этот раз, по его отзыву, как с истинным другом.

Результатом работ Чижова по шелководству было появление сперва многочисленных статей его по этому предмету в "С.-Петербургских Ведомостях", а затем и исследования: "Записки о шелководстве" (новое издание, M., 1870), которое заключало в себе историю развития шелководства, Книга эта, переведенная на иностранные языки, до сих пор не потеряла своего значения для всех занимающихся разведением шелковичного червя. Со вступлением на престол императора Александра II, Чижов с 1855 года получил разрешение жить в столицах, и, не имея возможности издавать задуманный им журнал ("Русский Вестник" издавался уже, и враждебной славянофилам партией), Чижов ограничился помещением статей по разным предметам в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и других журналах.

Такова его статья: "Джиованни Фиезольский и об отношении его произведений к нашей иконописи" ("Русская Беседа" 1856 г.). Здесь же за 1857 год, а также частью в "Московском Сборнике" 1847 года помещены его записки о путешествии, интересные и бытовыми, и историческими чертами, а также описанием памятников римского зодчества.

С этих пор, т. е. с 1857 года, в деятельности Чижова наступает новый период.

Убедившись в крайне угнетенном и беспомощном положении русской промышленности и поставив себе задачей покровительствовать ей в смысле развития соперничества с иностранным производством посредством наибольшей продуктивности труда и при помощи научно-технического образования, Чижов вложил все свое увлечение и энергию в новое для себя дело. Образовав при содействии А. П. Шипова "Общество для содействия русской промышленности и торговле" - которое, однако, не принесло значительной пользы делу, вследствие косности купечества и новизны положенного в его основание публичного обмена мыслей по поводу нужд самого же купечества, Чижов с 1858 года предпринял издание "Вестника Промышленности" с бывшей при нем газетой "Акционер", сперва держа редактирование им в своих руках, а потом (в 1861 г.) разделив этот труд с профессором И. К. Бабстом. "Вестник Промышленности", издававшийся на весьма ограниченные средства Чижова, несмотря на сочувствие и материальную поддержку со стороны московских богачей (В. К. Крестовников, И. Ф. Мамонтов, К. В. Рукавишников, С. М. Третьяков, А. И. Кошелев, П. П. Малютин, Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Кокорев и другие), шел плохо и в конце концов, по нежеланию Чижова продолжать его, хотя и были доставлены упомянутыми лицами на его издание значительные суммы, прекратился в 1861 году. "Акционер" же в 1862 году выходил самостоятельно, а в 1863 году - как приложение к газете "День", издававшейся под редакцией И. С. Аксакова.

В 1862 же году Чижов намеревался издавать "День", но это не было ему разрешено без объяснения причин, хотя правительство ранее и предлагало ему редактировать газету, долженствовавшую заменить запрещенный в 1859 году " Парус". Ведя журнал, в котором приходилось часто помещать статьи, заключавшие в себе сетования по поводу того, что русское железнодорожное дело находится в руках иностранцев, Чижов обратил внимание на этот вопрос и решил вырвать русские дороги из рук иностранцев.

Желая доказать, что русские могут построить дорогу и управлять ею так же, как и иностранцы, он избрал на первый раз линию к Троице-Сергиевской Лавре. Всегда принимаясь за дело основательно и обдуманно, Чижов, - с целью собрать данные о количестве пассажиров будущей дороги, - снарядил несколько партий из молодежи, на обязанности которой лежал точный перечет всех проезжих и прохожих на пути в Лавру. Собрав таким оригинальным способом необходимые данные, он представил соображения насчет дороги правительству, и в 1860 году акционерная компания была разрешена.

Первое правление дороги состояло из барона А. И. Дельвига (главный инспектор железных дорог), И. Ф. Мамонтова и Н. Г. Рюмина.

Работы по постройке были начаты в 1860 же году, а в 1868 году было открыто движение от Москвы до Лавры, причем Чижов, будучи до того кандидатом в члены правления, заместил А. И. Дельвига, выбывшего из его состава.

Заинтересовавшись, затем, положением в промышленном отношении нашего северного края, забытого и правительством, и частною предприимчивостью, и построив Вологодскую линию, Чижов одновременно с ее проведением организовал товарищество Архангельско-Мурманского пароходства по Белому морю и Северному Ледовитому океану.

Наводя каждого вступающего к нему в компанию на мысль о бескорыстном служении родине и о вероятности убытков, несмотря на беспроцентную ссуду правительства в 100 тысяч рублей, Чижов незадолго до своей смерти вложил в это дело своих 200 тысяч рублей, заложив для того все свои свободные бумаги.

Неуклонно идя к разрешению поставленной им себе задачи - передачи железных дорог в русские руки, - он задумал сделать это и с Николаевской дорогой.

Заручившись доверием русского правительства и составив солидную компанию (T. С. Морозов, С. М. Третьяков с родней, И. Ф. Мамонтов, Н. Г. Рюмин, П. П. Малютин, К. В. Рукавишников, А. и В. Крестовниковы, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Полетика - редактор "Биржевых Ведомостей", негласно В. A. Кокорев и другие), Чижов тем не менее не был в состоянии купить эту дорогу у Главного Общества.

Потерпев здесь неудачу, Чижов стал заниматься исключительно Троицкой дорогой и принимал лишь косвенное участие в газетах "Москва" и "Москвич", издававшихся официально под редакцией Андреева, а фактически - И. С. Аксакова и выходивших в 1867-1868 годах. Эти газеты просуществовали недолго, но, тем не менее, успели принести большую пользу русской промышленности, вызвав пересмотр таможенного тарифа с участием представителей от купеческого сословия.

И в этом деле Чижов принимал самое деятельное участие, проверяя записки о действительной стоимости предметов производства каждого фабриканта.

Этот первый общий пересмотр тарифа с представителями от купечества, состоявшийся под председательством тайного советника Небольсина, не удовлетворил своими результатами многих, особенно сторонников протекционистов, и спустя несколько месяцев после утверждения нового тарифа в кредитных рублях, Чижовым была составлена записка о желательности золотой пошлины, которая и была введена вскоре, возвысив почти на 40% по тогдашнему курсу все пошлины и вызвав прилив золота в казну. После этого Чижов удлинял свою Троицкую дорогу и задумал покупку в русские руки Московско-Курской железной дороги.

При помощи особо придуманной им комбинации, дорога в 1873 году была куплена московской компанией, и Чижов, как один из ее участников, реализировал значительные барыши.

По условию с правительством, акции этой дороги должны были быть неприкосновенными 18 лет, и Чижову до самой последней минуты не были известны его капиталы.

Последние годы своей жизни Чижов занят был устройством "Московского купеческого банка", директором которого он пробыл несколько лет, и "Общества взаимного кредита", - учреждений, принесших огромнейшую пользу московскому купечеству, не имевшему до того мелкого кредита, столь необходимого в торговых оборотах.

Скончался Чижов от аневризма, 14-го ноября 1877 года, и похоронен в Даниловском монастыре в Москве, близ могилы Н. В. Гоголя.

Будучи "бескорыстнейшим из людей", "без всякой личной корысти", как сказал об этом замечательном деятеле И. С. Аксаков в своей речи, читанной 18-го декабря 1877 года в Славянском Благотворительном Обществе, Чижов не был лишь умным, строгим и безупречным в сфере экономических интересов практическим деятелем.

По существу своей природы это был человек вечной духовной мысли и высших нравственных идеалов, которые он не покидал ни в каких своих делах. Принимаясь за какое-либо предприятие, он всегда одухотворял его своей нравственной стихией, высшею идеальною целью, - и только в таком случае возможна была для него работа.

Всякое дело, за которое он брался, имело всегда самые благотворные последствия для следующих поколений.

Обладая несокрушимой энергией, волей, мощью характера и будучи строг по отношению к себе - Чижов имел в высшей степени сострадательное сердце и многим в своей жизни помог и словом и делом, но не выносил лености и праздности в людях, а также невнимательного и легкого отношения к своим долгу и обязанностям.

Живя в высшей степени скромно, Чижов был безупречно честен, что было известно не только в России, но и за границей, и имя его, стоявшее во главе какого-либо предприятия, было лучшим ручательством за достоинство и вместе с тем за успех взятого им на себя дела. В людях, с которыми его сталкивал случай, Чижов оставлял неизгладимое впечатление своей личностью.

Постоянно занятый каким-либо взятым в свои руки делом, Чижов находил время и для занятий литературой.

Так, кроме упомянутых, им напечатаны, например, следующие статьи: "Полвека общественной жизни. Воспоминания И. А. Шестакова, с предисловием Ф. В. Чижова" ("Русский Архив", 1873 г., стр. 164-200) и "О трудах по истории русского законодательства" ("Русский Архив", 1869 г., стр. 2045-2066). На реализованные в 1891 году акции Московско-Курской железной дороги, доставившие около 6 миллионов состояния, по завещанию Чижова, было устроено пять имени его промышленных училищ в Костромской губернии: два в Костроме (среднее механико-техническое из четырех классов и низшее химико-техническое из трех специальных и одного приготовительного), одно - в Кологриве (низшее сельскохозяйственно-техническое), одно - в Макарьеве (ремесленное) и одно - в Чухломе (сельскохозяйственное).

В настоящее время все эти училища вполне обеспечены неприкосновенным капиталом почти в четыре миллиона рублей, находящимся в Государственном банке. Почти непрерывно, начиная со студенчества и до последнего дня своей жизни, Чижов вел подробный дневник, занося в него все случайности и встречи с приведением своих взглядов и мнений о каждом явлений и лицах. Этот весьма любопытный документ, обнимающий собой время почти в сорок лет и весьма ценный для освещения славянофильства, был завещан Чижовым Румянцевскому музею под условием вскрытия его через сорок лет после его смерти и, таким образом, оценка и значение самобытной и поистине крупной и замечательной личности Чижова не может быть полной и всесторонней в настоящее время. Аркадий Чернов, "Ф. В. Чижов и его связи с Н. В. Гоголем", биографический очерк, М., 1902; "Русская Старина", 1881 г., январь, стр. 191; "Воспоминания В. Ф. Чижова", "Исторический Вестник" 1883 г., февраль, стр. 241-262; "Русский Архив", 1878 г., кн. І, стр. 129-137; 1883 г., кн. II, стр. 207-208; 1884 г., кн. І, стр. 391; 1885 г., кн. III, стр. 296-297; В. Григорьев, "Императорский С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования", СПб., 1870, стр. LXXI, 92, 177-178, примечание 181-е; Некролог, "Пчела" 1877 г., №№ 9 и 10; В. Срезневский, "Список повременных изданий с 1703 по 1899 год со сведениями об экземплярах, принадлежащих Императорской Академии Наук", СПб., 1901 (корректур. издание); "Русский Сборник", т. II, ч. 1-2. (Бесплатное прил. к журналу "Гражданин"), стр. 320-323. - Отчет географ. общ., 1877; А. Воронов, "Историко-стат. обозрение учеб. завед. СПб. учеб. округа", стр. 177-178, 185, 227; "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1877, № 12, стр. 155-157. Вадим Модзалевский. {Половцов} Чижов, Федор Васильевич (1811-1877) - крупный предприниматель, финансист и писатель.

Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности.

Окончил курс в спб. университете со степенью кандидата физико-математических наук и тогда же был назначен преподавателем начертательной геометрии в университете.

В СПб. Ч. занимался у академика Остроградского.

В университете Ч., в качестве адъюнкта, читал математические науки до 1840 г. В 1836 г. получил степень магистра за диссертацию: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры Земли" (СПб., 1836). В 1838 г. издал первое русское сочинение о паровых машинах ("Паровые машины.

История, описание и приложение их", СПб.). В последние годы преподавания в университете Ч. перешел к занятиям историей литературы и искусства.

В 1839 г. вышел его перевод, с примечаниями, "Истоки европейской литературы XV и XVI столетий" Галлама, в 1841 г. - переделка с английского: "Призвание женщины". 1840-1847 гг. Ч. провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства, "как одним из самых прямых путей к истории человечества". Его статьи по искусству появлялись в "Современнике", "Москвитянине", "Московском Сборнике" (об Овербеке, о работах русских художников в Риме, о римских работах Муравьева, Джованни Фиезольский и многие др.). Впоследствии им выполнен перевод "Истории пластики" Любке и "Истории искусства" Куглера.

В Италии Ч. жил в близком общении с Гоголем и Языковым [О Гоголе он оставил ценные воспоминания.]. К 1845 г., когда Ч. на время приезжал из-за границы в Россию, относится личное его знакомство и сближение со славянофилами.

Ч. разделял их взгляды на значение и призвание России и на славянский вопрос.

Будучи за границей, Ч. путешествовал по южнославянским землям.

На возвратном пути, в 1847 г., Ч. был арестован на границе и привезен в СПб. Здесь ему учинили допрос, с кем он виделся за границей, в чем состоят славянофильские идеи, какие имеет суждения о соединении славянских земель, кто в Москве предан славянофильским идеям, зачем он носит бороду и т. д. Никакого преступления за Ч. не нашли и недели через две выпустили под секретный надзор.

Ч. направился в Киевскую губернию, арендовал имение и занялся шелководством.

Его "Письма о шелководстве" помещались в "СПб. Ведомостях" и в 1870 г. в Москве вышли отдельно.

После крымской кампании пора невольного досуга Ч. кончается, он переезжает в Москву и здесь развивает энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом.

С эпохой русского возрождения после 1854 г. связано оживление русской торговли и промышленности; крупное промышленное торговое движение в Москве является окрашенным в национальный цвет, крупные предприятия основываются по патриотическим соображениям.

Ч. выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 г., вместе с Бабстом, он приступает к изданию "Вестника Промышленности" (изд. в 1858-61 гг.). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли "Акционер" (одно время выдавалась как приложение к газете "День"). Ч. деятельно защищал покровительство отечественной промышленности.

От деятельности теоретической Ч. переходит к практической.

По его инициативе и при его содействии созидается первая "русская" частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды.

Ч. является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу.

Наконец, Ч. организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства.

Огромное свое состояние (около 6 млн.) он оставил на устройство в Костромской губернии профессиональных технических училищ.

После Ч. остался огромный дневник, веденный им в течение нескольких десятков лет, хранящийся теперь в Румянцевском музее и могущий быть вскрытым только через сорок лет после его смерти.

Под редакцией Ч. было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя.

См. И. С. Аксаков, "Федор Васильевич Ч." (из речи, "Русский Архив", 1878, кн. 1); "Промышленные училища Ф. В. Чижова в Костромской губернии" (М., 1900; с биографическим очерком);

Арк. Чероков, "Ф. В. Чижов и его связи с Гоголем" (М., 1902); "Воспоминания Ф. В. Чижова" ("Исторический Вестник", 1883, февраль, ответы Ч. в 3-м отделении);

В. В. Григорьев, "Спб. университет в течение первых 50 лет" (СПб., 1870); "Записки и дневник" Никитенко; письма Ч. к Гоголю в "Русской Старине" (1889, июль). {Брокгауз}

Вместе с тем Федор Чижов - выдающаяся личность в истории России XIX века. Он прожил длинную жизнь (1811-1877) и состоялся во многих ипостасях. Это русский промышленник, общественный деятель, учёный, издатель и редактор. И главное - он организатор железнодорожного строительства в России.

Фёдор Чижов родился в Костроме . Выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, он защитил диссертацию и преподавал в родной альма -матер. Некоторое время жил в Италии , путешествовал по Европе и, наконец, вернулся на родину.

В Москве он редактировал специализированные издания для предпринимателей, будучи патриотом, славянофилом, он ратовал за развитие всех регионов Российской империи. И понимал, что главное в этом - соединить страну транспортными магистралями: "Чем свободнее и шире будет у нашего народонаселения право переходить с одного места на другое, из городов в сёла, из сёл в города, тем ровнее можно распределяться народному труду... Это - главное и могучее условие в развитии и умножении народного богатства" .

Федором Чижовым и товарищами овладевает идея строительства первой частной дороги силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

В 1858 году с А. И. Дельвигом и костромскими дворянами братьями Шиповыми он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов.

В результате товарищи осуществили строительство железной дороги от Москвы до Сергиева Посада длиной 66 вёрст.


По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

Успех дал толчок развитию предпринимательской инициативы и окрылил строителей. "Не можешь ты себе представить, - восторженно писал Чижов другу в Англию , - как благотворно действуют железные дороги на Россию".

И в 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля ,

Когда строительство дороги на Ярославль было в самом разгаре, Чижов объявил министру путей сообщения о своем намерении продлить дорогу до Вологды . Это еще 196 верст.

По его мнению, строить участок нужно "новым способом, каким строят в Норвегии ".

Как он уверял, "это будет дорога узкоколейная и поэтому дешевая, всего тысяч в 25 рублей за версту... Для второстепенных, особенно северных железных дорог, не могущих вынести дороговизну постройки", узкоколейное железнодорожное строительство должно стать спасением.

И 24 июля 1870 года Александр II утвердил поправки к уставу Общества Московско-Ярославской железной дороги, связанные с продолжением пути от Ярославля до Вологды...


Интересно, что строительство узкоколейной дороги от Ярославля до Вологды велось почти исключительно на одни облигации. При этом Чижов вполне отдавал себе отчет в том, что движение по участку может не быть значительным. Так, узкоколейный железнодорожный путь начинался за Волгой, отделяясь таким образом от ширококолейной дороги рекой. А сооружение железнодорожного моста через Волгу в ближайшем будущем не планировалось.

Но Чижов сознательно шел на риск. В октябре 1870 года он записал в дневнике: "Когда подумаю, что мы рискуем строить первую узкоколейную дорогу, то просто делается страшно. Зато как при удаче будет важна для России такая дешевизна!"


28 июня 1872 года движение поездов по Ярославско-Вологодской железной дороге было открыто. Как и предполагал Чижов, дорога поначалу оказалась малодоходной. Но лишь в первое время. Но - это был надежный и верный путь на Русский Север, соединивший центр империи с несметными богатствами огромных территорий.

Кстати, Федор Чижов - довольно обеспеченный человек, был известным меценатом. Но за скромность жизни его попрекали даже друзья: "Не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой..."


Федора Чижова особо чтут поклонники и исследователи творчества Николая Гоголя . Чижов был другом великого писателя и именно он стал душеприказчиком его наследия, редактором его полного собрания сочинений. Прах Федора Чижова покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря рядом с могилой Гоголя.

В феврале 2018 года на железнодорожном вокзале Кострома установлена мемориальная доска Фёдору Чижову и Савве Мамонтову . Это событие приурочено к 130-летию открытия движения по линии Ярославль – Кострома и 150-летию Северной железной дороги.


(1811−1877)
общественный деятель, предприниматель, финансист, публицист, издатель, искусствовед, меценат, организатор строительства Московско−Ярославской дороги
200 лет со дня рождения

Родился в Костроме в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Был влиятельной фигурой в культурной жизни России середины XIX века.

Федор Васильевич был широко известен как компаньон Ивана Федоровича Мамонтова по железнодорожному строительству, а после его смерти - как наставник его сына Саввы, который называл своего старшего друга "великим учителем".

Строительство железных дорог началось в России в середине XIX века. Первые рельсы прокладывались на деньги иностранных предпринимателей. Федор Чижов через созданный им журнал "Вестник промышленности" убедительно доказывал, что русские специалисты ничуть не хуже заграничных. Он был одним из немногих деловых людей, считавших, что зависимость русских промышленников от иноземного капитала тормозит экономическое развитие России.

Это помогло найти поддержку у московских купцов, искавших выгодного вложения денег. Таким образом, дорога Москва−Ярославль стала первой частной железной дорогой, построенной без привлечения иностранного капитала, российскими инженерами и рабочими.

Отрезок магистрали от столицы до Троицы был построен за два года. Открывая ее в 1862 году, современники отмечали, что "линия была и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления просто образцовой". Во многом эти одобрительные слова были адресованы Федору Чижову, который в деловых кругах слыл честным, рачительным, умелым специалистом.

Федор Васильевич, знавший Сергея Аксакова и Николая Гоголя, друживший с Мамонтовыми и Поленовыми, разделявший взгляды славянофила Ивана Аксакова, долгое время оставался незаслуженно в тени этих громких имен. Посмертно, весь свой капитал - 6 миллионов рублей, завещал своей родной Костромской губернии для устройства пяти профессионально-технических училищ.

  • Арензон Е.Р. «Великий учитель» / Е.Р.Арензон // Савва Мамонтов −М.: Русская книга, 1995.−С. 35−42.
  • Гирлина Л.В. Фёдор Чижов / Л. В. Гирлина // Вперёд.−2006.−5 сентября.−С. 3.
  • Маслов В.И. Основатели первых железных дорог / В. И. Маслов // Отчина.− 2003.−№ 2.−С. 7-15.
  • Симонова И.А. Фёдор Чижов /И. А. Симонова.− М. : Молодая гвардия, 2002. − С.335 с.: л.фот., портр. – (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий; осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. В 1933 г. М.Горьким; Вып. 805) . – Библиогр.: с.297-318,331−334.;Имен указ. с.331
Известный русский промышленник, общественный деятель, благотворитель, ученый Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года (27 февраля по старому стилю) в Костроме, в дворянской семье. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета он стал магистром философии и получил кафедру. Увлечение историей изобразительных искусств заставило его оставить университет и уехать в Европу. В Риме жил на Strada Felice по соседству с Гоголем и был его другом, помогал художнику Иванову, трудившемуся над «Явлением Христа народу». Работая над четырехтомной историей Венецианской республики, он прошел пешком через Истрию, Далмацию и Черногорию, изнывавших под турецким игом. «Ты, брате, рус» звучало с любовью в самом сердце Европы, на западных берегах великого славянского океана. Идея объединения всех славянских народов стала его «заповедным верованием».

Деятельность Чижова по организации помощи братским народам прервалась арестом, двумя неделями допросов и высылкой на Украину под секретное наблюдение. С этого момента начинается новый подвиг этого деятельного человека - предпринимательство. Памятуя о виденном в Италии и Франции, в 1850 году он взял в бесплатную аренду на 24 года близ Киева 60 десятин, засаженных шелковицей, и организовал образцовое шелководческое хозяйство, распространив успешный опыт на сотни крестьянских и помещичьих хозяйств, открыв при хозяйстве практическую школу для молодежи. Предреформенная акционерная горячка «Александровской весны» требовала системных знаний - и Чижов издает с 1858 года «Вестник промышленности» с приложением «Акционер». «Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства», - писал Чижов в одной из передовых статей.

В то время подрядчиками по строительству железных дорог были одни иностранцы. Чижов сумел доказать состоятельность русских предпринимателей. С 1858 по 1862 год была построена образцовая железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, которую его «воспитанник», Савва Мамонтов, довел до левого берега Архангельска, где и сейчас радует глаз бывшее здание вокзала. Чижову удалось предотвратить продажу Московско-Курской железной дороги иностранцам. Эта дорога была выкуплена группой московских промышленников. Конкурентным преимуществом иностранцев был доступ к банковскому капиталу. И в 1866 году Чижов выступает инициатором создания Московского купеческого банка, товарищества на паях, в 1869 году - Московского купеческого общества взаимного кредита. По плану Чижова в Киеве была открыта «Коллегия Павла Галагана», одно из лучших учебных заведений России. На 6 миллионов рублей, вырученных уже после смерти Чижова от продажи государству акций Московско-Курской железной дороги, по его завещанию на костромской земле было построено пять профессионально-технических учебных заведений.

В 1875 году Чижов собирал средства на снаряжение роты генерала Черняева, спешившего на выручку восставшим против турецкого ига славянам Боснии и Герцеговины. В это же время он организовывал предприятия по налаживанию в Москве водопровода и газового освещения. Чижов считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет - и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет... непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности... У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно - большое и трудное». «Это был сильный человек, человек с властью, - вспоминал Иван Аксаков. - Прежде всех других его качеств, ощущалось в нем присутствие именно внутренней силы: силы убеждения, силы воли непреклонной, деспотической относительно самого себя. Смотря на его работу, методическую, отчетливую до мелочей, всякий сказал бы, что такое систематическое применение воли к делу возможно только при твердом спокойствии и хладнокровии духа. А между тем это был человек самый пылкий, самый страстный... Цельное сочетание таких, по-видимому, противоположных свойств и было в нем особенно привлекательно: оно-то и придавало ему такую нравственную красоту и такую власть над другими». Имя Чижова, стоящее во главе любого предприятия, было лучшей гарантией на верность и успех начатого дела.

Последним крупным предприятием Чижова было образование Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Первичная масштабная инициатива 1870 года, когда Чижов вместе с другими восьмью промышленниками предложил правительству создать в Архангельске Русское Северное пароходство с капиталом в 8 млн. рублей и регулярными линиями по Белому морю, в США, Европу и Англию, была отклонена из-за недостатка средств в казне. В этом же 1870 году Александр II утвердил Устав Беломоро-Мурманского пароходства с капиталом 150 тыс. рублей, созданного группой кольских промышленников по главе с Базаровым. Два судна английской постройки мощностью 60 и 40 лошадиных сил, управляемые иностранными экипажами, с трудом осилили четыре навигации 1871-1874, нанеся за эти годы на карты не одну необозначенную банку, оставляя на них листы своей обшивки. В результате постоянных аварийных ремонтов за границей компания понесла убытки и самоликвидировалась в феврале 1875 года.

6 мая того же 1875 года Александр II утвердил устав уже чижовского Архангельско-Мурманского срочного пароходства с капиталом в 400 тыс. рублей. Ошибки предшественников были учтены. На мощные грузопассажирские суда, построенные в Англии (William Dobson & Co, New Castle), были набраны русские команды, знавшие условия плавания в Белом и Баренцевом морях. И скоро поморы из самых отдаленных уголков Зимнего, Летнего, Терского и Мурманского берегов привыкли к тому, что за неделю можно по расписанию с пересадками попасть в Архангельск или любое становище Русского Севера и даже Северной Норвегии. Устав за 43 года переписывался 5 раз, число судов и срочных линий неуклонно расширялось и к 1918 году составляло 20 судов и 9 линий. На Лае был построен сухой док, в Кольском заливе - береговая база.

Революционная разруха не пощадила детище Чижова. Суда пароходства из-за интервенции национализировались дважды: в 1918 и 1920 году. Многие из уцелевших вошли в 1922 году в состав Северного морского пароходства. Из четырех судов вновь созданного в 1939 году Мурманского морского пароходства, переданных из состава Северного пароходства, два - «Сосновец» и «Субботник» - ранее входили в состав чижовского пароходства.

Московская железная дорога назвала именем Чижова поезд. Кострома вернула имя Чижова техникуму. Что могут сделать для Чижова благодарные предприятия - его детища?

Поделиться