Изучаем Библию - Уроки онлайн ''Новая жизнь'' Урок пятнадцатый: О Духе Святом. Кто такой дух святой и что он делает О святом духе в писании

Вы, наверное, уже знаете или что-то слышали о Духе Святом. Пришло время познакомиться с Ним поближе. Что говорит о Нем Священное Писание? Является ли Святой Дух Божьей силой, воплощением Божественной энергии, или Он представляет Собой Личность?

КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ДУХ СВЯТОЙ?

Ни одна тайна так не занимает человеческий ум, как вопрос о природе Бога.

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Послание к Римлянам 11:33).

Давайте откроем библейские тексты, говорящие о сущности, характере и миссии Духа Святого.

В самом начале Священного Писания, когда рассказывается о том, как Бог сотворил землю, есть упоминание о Духе Святом.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (по другому переводу - «парил над хаосом вод») (Бытие 1:1,2).

Сотворив когда-то бесчисленное множество миров, Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой и по сей день не прекращают Свою творческую деятельность, давая жизнь всякому земному и небесному существу: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Книга Иова 33:4).

Библия говорит также, что Дух Святой обладает вездесущностью и работает в этом мире, спасая людей от вечной гибели: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псалтирь 138:7-10).

После воскресения и вознесения Христа Святой Дух стал Его личным представителем в нашем мире. Вот что перед тем, как вознестись на небо к Своему Отцу, Иисус сказал Своим ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не придет к Вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Евангелие от Иоанна 16:7).

Нашему земному разуму не дано до конца понять сущность Святого Духа. В беседе с Никодимом Иисус сравнил Его воздействие на сердце человека с легким дуновением ветра:

«Дух (в др. переводе - «ветер») дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Евангелие от Иоанна 3:8).

Будучи единым с Богом-Отцом и Сыном, Он знает все тайны этого мира. Наше будущее открыто для Него: «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Послание к Коринфянам 2:10,11); «Когда же придет Он, Дух истины... будущее возвестит вам» (Евангелие от Иоанна 16:13); «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Послание Петра 1:21). Священное Писание говорит нам о любви Духа, о Его благотворном, преображающем и спасительном влиянии на человека: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу… потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание к Римлянам 15:30; 5:5); «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Послание к Титу 3:5,6).

Спасительная миссия Духа Святого заключается в том, чтобы, прийдя в наш падший мир, обличить людей во грехе. С любовью, неотступно, через голос совести, жизненные обстоятельства, через других людей и Святое Слово ведет Он нас к покаянию и принятию Божьего прощения. Иисус Христос говорит о Духе Святом: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему... о суде же, что князь мира сего осужден» (Евангелие от Иоанна 16:8-11).

Дух Святой также утешает, поддерживает и вдохновляет преданных Богу людей, руководя их жизнью и помогая им распространять свет истины о спасении через Иисуса:

«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деяния святых Апостолов 9:31);

«И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Евангелие от Матфея 10:18-20) .

Утешитель возносит наши молитвы к престолу Господа и Сам ходатайствует за нас вместе со Христом: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Послание к Римлянам 8:26,27).

Итак, мы видим, что о Духе Божьем в Библии говорится как об особенной Личности, постоянно пребывающей среди людей и осуществляющей замысел Бога на земле.

Дух Святой - это одна из Личностей Триединого Бога, Святой Троицы. Он обладает жизнью в Самом Себе и Божественной сущностью. Он стоит на одной ступени с Богом-Отцом и с Богом-Сыном, как об этом говорит Священное Писание: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19); «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Послание к Коринфянам 13:13).

ЛИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХРИСТА

Беседуя в последний раз с Иисусом перед Его вознесением, слушая Его прощальные слова, ученики вдруг почувствовали себя одинокими и покинутыми. Однако Спаситель не оставил их без надежды и поддержки, пообещав им Духа Святого.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Не оставлю вас сиротами» (Евангелие от Иоанна 14:16-18).

Воплощение Иисуса Христа, Его рождение, крещение, служение людям - все отмечено благословенным присутствием Святого Духа. Приняв на Себя немощную человеческую плоть и не пользуясь преимуществами Своей Божественной природы, Иисус особенно нуждался в Его помощи и силе. Она обещана также и нам, если мы примем Бога в свое сердце.

По Божественному замыслу Иисусу было предначертано после воскресения взойти на небеса, «чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Послание к Евреям 9:24). Как говорит Священное Писание, «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Послание Иоанна 2:1). Таким образом, на небесах у нас есть Великий Посредник - Сын Божий, благодаря Которому мы имеем возможность обращаться с просьбами о прощении и благословении к Богу-Отцу. На землю же к нам был послан Представитель неба в лице Духа Святого.

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Евангелие от Иоанна 16:7).

СПАСИТЕЛЬНАЯ СИЛА СВЯТОГО ДУХА

Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Без Его присутствия сердце человеческое не может измениться. Только Дух преобразовывает нашу греховную сущность в подобие Божье:

«...истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна 3:5).

Обличения Духа Святого помогают нам увидеть свое настоящее состояние и ощутить огромную нужду в прощении и исцелении, предлагаемом Небом.

«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Евангелие от Иоанна 16:8).

Голос невидимого Друга обращается к нашему сердцу, помогая сделать правильный выбор: «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему”, если бы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» (Книга пророка Исаии 30:21).

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Евангелие от Иоанна 16:13,14).

Святой Дух ведет людей к Иисусу, открывая им Его искупительную миссию и исполняя чудесное обетование Спасителя: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Евангелие от Иоанна 12:32).

Слыша голос в телефонной трубке, человек чувствует близость своего собеседника, как если бы тот стоял с ним рядом, хотя их и разделяет большое расстояние. От нажатия на кнопку выключателя к лампочке подводится невидимый ток, и находившаяся в темноте комната озаряется потоком света.

Оба этих примера можно сравнить с действием Святого Духа. Именно Он незримо, своим тихим, нежным голосом вводит нас в присутствие Христово, и именно через Него мы получаем от Отца духовный свет. На спасение грешного человека направлена сегодня вся Божественная сила. Дух Божий неустанно трудится в нас и для нас, осуществляя наше преобразование.

«...не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Книга пророка Захарии 4:6).

«...Он с вами пребывает и в вас будет» (Евангелие от Иоанна 14:17).

ПОЛНОТА ДАРА

В день праздника Пятидесятницы ученики Христа получили от Бога особенный драгоценный подарок. К ним был послан Утешитель - Дух Святой.

Если во время крещения Иисуса Дух сошел на Него в виде голубя, то в Пятидесятницу Он принял образ горящего пламени: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деяния святых Апостолов 2:3). Приняв Духа Святого, апостолы стали разговаривать на других языках, благодаря чему смогли рассказать о Христе более чем двадцати народам, находившимся в тот день в Иерусалиме на празднике.

Так исполнилось пророчество Господа: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями» (Деяния святых Апостолов 1:8).

Господь говорит о Себе в Священном Писании: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан» (Книга пророка Осии 14:6).

Подобно тому, как дождь или роса, насыщая землю, питают семена и пробуждают в них новую жизнь, Дух Божий наполняет слово, оставленное Христом, животворной силой и передает его людям. В этом заключался смысл произошедшего в день Пятидесятницы. Только Дух Святой, проникающий в самое сердце человеческое, мог привести людей к осознанию своей греховности, к вопросу: «Что нам делать, мужи братия?» (Деяния святых Апостолов 2:37).

В ответ они услышали от Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния святых Апостолов 2:38).

Иисус дает Свой великий дар тому, кто принял решение отвернуться от греха. Только благодаря силе Духа Божьего люди могут откликнуться на призыв к покаянию. Дух Святой, действуя на нашу совесть и обличая во грехе, приводит нас к стремлению изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом, получить внутреннее обновление и освобождение. Наша открытость для воздействия Духа Святого также зависит от того, насколько полно мы соблюдаем заповеди Господа. Там, где пребывает Дух Божий, не остается места для греха. И наоборот, упорное пребывание во грехе изгоняет присутствие Духа Божьего.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Евангелие от Иоанна 14:15-17).

Человек, ожидающий дара Святого Духа и вместе с тем осознанно нарушающий закон Творца, идет по ложному пути. Желая пользоваться преимуществами Божьего благословения, он в то же время не хочет прислушаться к обличениям голоса Неба. К таким людям обращается апостол Павел: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Послание к Римлянам 2:4).

Не будем забывать, что существуют еще и злые духи, то есть сатана и его темные ангелы. Они противостоят Духу Святому, подделываясь под Него и обманывая людей. Тот, кто ожидает для себя даров Господних, но не видит при этом своей нужды в покаянии, подвергается большой опасности. Вместо этих даров он может получить обманчивое чувство, внушенное ему ангелами сатаны.

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Послание Иоанна 4:1).

«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Книга пророка Исаии 8:20) .

Так, Священное Писание говорит о ложных учителях и духах, вводящих человека в заблуждение. Книга Божья предупреждает, что перед Вторым пришествием Христа наступит время глобального обольщения человечества, когда все, отвергнувшие чистую библейскую истину, будут обмануты ложным духом и уведены от пути спасения.

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего - того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Послание к Фессалоникийцам 2:8-10).

ИСТИННАЯ СВОБОДА В ДУХЕ СВЯТОМ

«Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда», - заявляли иудеи Иисусу в ответ на Его призыв: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:32,33). Они не понимали, что внутренне находятся в унизительном закабалении у греха и сатаны.

Предлагая им настоящую свободу, Спаситель говорил: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Евангелие от Иоанна 8:34-36).

Как мы можем получить эту истинную свободу? Вот что говорит Библия: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Послание к Коринфянам 3:17).

Рождаясь от Духа Святого, верующий человек обретает новые, особенные отношения с Богом. На смену чувству вины и страха перед наказанием приходит доверчивая любовь к небесному Отцу, уверенность в Его заботе и охране.

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Послание к Римлянам 8:14).

«А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Послание к Галатам 4:6,7).

«Авва» с древнееврейского переводится как «папочка». Мы обращаемся так к своим родителям, только если имеем с ними очень теплые, нежные отношения. Именно к таким взаимоотношениям с Отцом Небесным призывает нас Дух Святой.

«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Послание Иоанна 5:18).

Вот в чем подлинная свобода. Имея близкие отношения с Господом, мы больше не зависим от греха и не чувствуем влечения к нему, так как то, чем нас наделяет Небо, безмерно превосходит все богатства и удовольствия этого мира.

Совершенная гармония, в которой пребывают три Личности Бога - Отец, Сын и Дух Святой, отражается в сердце верующего человека. Общаясь со Святым Духом, он становится единым с Богом в своих чувствах, мыслях и желаниях.

ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА

В Библии говорится: «Всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника»(Евангелие от Луки 6:44) . Подобно тому, как хорошо ухоженное, выращенное с заботой дерево радует своего хозяина добрыми плодами, так и человек, принявший Духа Божьего, неизменно начинает приносить плоды Божественной праведности. В отличие от тех чувств, которые дает этот мир, вместе со Святым Духом в сердце человека поселяются «любовь, радость, мир, долготер- пение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам 5:22,23).

Плоды Духа в нашем сердце свидетельствуют о том, что мы привиты к Божественной Лозе: «Я есмь Лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Евангелие от Иоанна 15:5).

Из перечисленных апостолом Павлом плодов Духа самым первым и удивительным даром является любовь. «... Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Послание к Римлянам 5:5). Божья любовь, живущая в нас, сильно отличается от человеческой любви. Обычно мы любим тех, кто любит нас, и наше чувство бывает условно и эгоистично. Но любовь, дарованная Господом, бескорыстна и безусловна. Она возвышает и облагораживает человека, делая его истинно счастливым. Вот как описывает ее один из учеников Христа, апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Послание к Коринфянам 13:4-8).

Любящий христианин распространяет вокруг себя радость и мир, переполняющие его сердце. Невозможно сетовать и унывать, принимая все то, что Бог делает для нас. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою… Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Послание к Римлянам 15:13; 14:17).

«Любовь долготерпит, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего», - говорит апостол Павел, на собственном опыте познавший, что значит приносить плод кротости и долготерпения. Давайте заглянем в его биографию:

«Я… был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе… В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук» (2 Послание к Коринфянам 11:23-27,32).

Если Дух Божий живет в нас, мы можем многое перенести и остаться счастливыми, следуя по стопам Христа, Который однажды «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание к Филиппийцам 2:7,8).

Для человека, рожденного от Духа характерны доброта и милосердие. Тот, кто стал причастен Божественной любви, никогда не сможет спокойно пройти мимо несправедливости и неправды. «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Послание к Ефесянам 5:8,9).

Вера также является результатом воздействия Духа Святого на человеческое сердце. Она поддерживает нашу чистоту в этом мире зла, дает надежду на будущее и помогает совершать великое и даже невозможное. В Священном Писании очень много сказано о значении и силе веры. Вот некоторые стихи: «...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого»(Послание к Ефесянам 6:16); «...праведный своею верою жив будет» (Книга пророка Аввакума 2:4). «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Послание к Ефесянам 3:16,17); «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея 21:22).

Еще один очень важный плод Духа - воздержанность. Человек, познавший Божью благодать, готов от многого отказаться. В битве с плотью, с неправедными желаниями и греховными принципами этого мира он вооружен Духом Святым. Его Силой он может противостоять всем искушениям и соблазнам. Вот что пишет об этом апостол Павел:«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Послание к Римлянам 8:10).

Итак, мы видим, что христианин, имеющий в себе Духа Божьего, приносит Господу плоды праведности. Они свидетельствуют всему миру о силе обетований Христа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него… Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 7:38,39;10:10).

Как можем мы иметь жизнь с избытком? Библия говорит:

«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Послание к Колоссянам 3:12-14).

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Христиане, которые служат Господу и другим людям, наделяются дарами Святого Духа.

«...и сказано: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам”... И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Послание к Ефесянам 4:8,11-12).

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Послание к Коринфянам 12:4-11).

Как видим, Господь не наделяет всех одинаковыми дарами, но распределяет их «каждому особо, как Ему угодно» (1 Послание к Коринфянам 12:11 ). То, что дается одному, дополняется тем, что даровано другому.

Среди Божьих даров Павел называет мудрость, знание, веру, дар исцеления, чудотворение, пророчество, различение духов. Существует дар говорения на других языках и их истолкование. Во времена первых христиан он был очень актуален, так как языковой барьер был серьезной преградой для распространения евангельской вести. У апостола вызывало тревогу бытовавшее в коринфской церкви мнение, что дар языков - наиболее значимый из всех даров. На этой почве между верующими даже произошло разделение. Павел старался разъяснить, что истинные духовные дары находятся в гармонии друг с другом и проявление одного из них ни в коей мере не обесценивает другой. Неверное понимание даров и той высокой цели, ради которой они посылаются церкви, может привести ее членов к нарушению порядка, смятению и разделению. Не мы заставляем Духа Святого действовать по нашей воле, но Он распределяет дары между нами так, как сочтет необходимым: «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге... Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (1 Послание к Коринфянам 12:25; Послание к Ефесянам 4:13).

ДОЖДЬ РАННИЙ И ПОЗДНИЙ

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний...» (Книга пророка Иоиля 2:23).

Жители Палестины понимали важность ранних и поздних дождей. Ранние дожди подготавливали почву к посеву. Поздние дожди даваливозможность созреть урожаю. Бывало, что Господь, наказывая израильтян за вероотступничество, удерживал от них своевременные дожди, и тогда в стране наступал голод. Высохшие поля обличали отступников, указывая им на их внутреннюю бесплодность и пустоту. Часто такие суровые меры помогали, и раскаявшиеся грешники возвращались к истинному Источнику жизни. С какой надеждой слушали они тогда пророческие обетования о дожде, и как сильна была их радость, когда в знак прощения и милости землю наконец-то орошали долгожданные драгоценные потоки! «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Псалтирь 67:10).

Сошествие Духа Святого на первых учеников Иисуса в день Пятидесятницы было «дождем ранним», когда христианская церковь еще только зарождалась и нужно было дать животворную силу посеянным семенам Евангелия. С тех пор прошли столетия. Библия и содержащаяся в ней весть о спасении распространяется по всей зем-ле. Приближается время для «дождя позднего». Он должен будет напоить созревающие колосья и приготовить их для последней жатвы, которая «есть кончина века»(Евангелие от Матфея 13:39). Вот как описывается в пророчестве тот момент, когда Дух Святой снова сойдет на христиан:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Книга пророка Иоиля 2:28).

Незадолго до Второго пришествия Христа Утешитель явит Свою возрождающую силу в каждом человеке, раскаявшемся в своих грехах, и приготовит его к вечной жизни. Тот, кто окажется не готовым принять этот великий Божий дар, потеряет все. Уже сегодня нам необходимо иметь крепкую связь с Небом и пребывать в Духе истины, чтобы не лишиться благословений позднего дождя и во время последней жатвы попасть в Божью житницу.

«Сейте себе в правду и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Книга пророка Осии 10:12);

«Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле» (Книга пророка Захарии 10:1);

«... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями... до края земли» (Деяния святых Апостолов 1:8).

МОЛИТВА О ДУХЕ СВЯТОМ

Дух Божий не подавляет и не растворяет в Себе личность человека, не порабощает его сознание. Он приходит как любящий, заботливый Друг и обращаясь к нам через разум, чувства и совесть. Он озаряет Своим чудесным светом наш внутренний мир. Дух Святой уважает нашу свободу и никогда не навязывает Себя. Поэтому нам самим необходимо ежедневно приглашать Его в свое сердце и просить Бога-Отца о Его постоянном присутствии и действии в нас.

«...просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Евангелие от Луки 11:9-13).

Дух Святой является величайшим из всех даров Божьих. Если мы обращаемся к Господу с просьбой о водительстве Духа Святого, Он никогда нам в этом не откажет. Земные родители иногда и могут отвернуться от своих детей, но Тот, Кто отдал за нас на смерть Своего Единородного Сына, никогда не оставит без внимания молитву томящейся души.

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Псалтирь 50:13-14), - повторяем мы вслед за Давидом и в ответ получаем чудесное обетование: «...ибо не мерою дает Бог Духа» (Евангелие от Иоанна 3:34).

Итак, Дух Святой - это одна из Личностей Божественной Троицы. Он является представителем Христа на земле и был послан к нам с особенной миссией - приготовить народ Божий для вечной жизни. Он обличает, утешает, наставляет, ободряет, руководит путем человека, дает ему мудрость и истинную свободу от греха. Человек, рожденный от Духа, получает усыновление от Бога и приносит угодные Ему плоды праведности. Святой Дух управляет церковью, наделяя ее членов способностями и талантами, необходимыми для распространения Евангелия и духовного возрастания. Незадолго до Второго пришествия Христа Он проявит Себя особенным образом.

В заключение приведем замечательное библейское обетование о Духе Святом: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»(Послание к Римлянам 8:11).

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Послание к Коринфянам 13:13).

«Дорогой мой Небесный Отец! Благодарю Тебя за величайший дар, который Ты посылаешь каждому человеку, дар Духа Твоего Святого. Боже, дай мне Утешителя, чтобы Он вел меня за руку в этой жизни, открывая Твою любовь и мудрость. Пусть Он обличит меня во грехе и приведет к покаянию. Научи, как услышать и отличить Его голос, подобный тихому веянию ветра. Во имя Иисуса прошу. Аминь».

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам . Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил , о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог .

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) - Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них - он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, - Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично - пусть и в единстве с другими - действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей , действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, - и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, - этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия - это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем - вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, - он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, - горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас - не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя - объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он - утверждение, положительный факт вне нас самих. Он - объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, - это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам - а причины могут быть самые различные - готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, - изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина - не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина - не что-то, Истина - Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос - брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство - не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель , Господь Бог , Бог Судия , и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец , мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, - принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, - вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно - действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие - это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, - всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, - Воплощение. Воплощение - не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение - действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух - источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви - возьмем хотя бы Апостолов - было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а - греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех - гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего - каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, - мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему - потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также:

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух - третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<...> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами - Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.

Что же такое Святой Дух?

Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю - Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они - единый наш Бог. проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой - это ум, Сын Божий - это слово, сам же Святой Дух - это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.

Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных. Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение. Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.

Дух Святой избавляет от грехов

Одно из действий Святого Духа - обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.

Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.

Сошествие Святого Духа

Само событие празднуется в Пятидесятницу. Духов день - на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.

Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.

Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени. Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу. При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.

Проповедь Петра

Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.

Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.

Праздник Святой Троицы

Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения. Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси - Духе Святом. Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.

Традиции на Троицу

Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.

Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.

Храм Святого Духа. Сергиев-Посад

Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой. Постройка послужила основой для возведения на том месте Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор. На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Поделиться