вече это что такое вече: определение — право.нэс. Смотреть что такое "вече" в других словарях Где было вече

Из курса школьной истории все мы знаем, что у древних русичей была форма демократического управления – вече.

Так называлось народное собрание, в ходе которого решались важные вопросы, касавшиеся жизни общины.

Слово «Вече» имеет славянское происхождение и происходит от корня вѣтъ (совет).

Как собиралось вече? Из кого оно состояло? Какие решения выносило? В каких областях Древней Руси действовало?

Прямая демократия была характерна для многих древних народов, населявших Северную Европу – прежде всего, германцев и славян. Она действовала в дофеодальный и раннефеодальный периоды, когда власть князей и королей еще не устоялась и народ (городская община, военная дружина) самостоятельно решал многие насущные вопросы. Это было возможно, поскольку люди жили небольшими группами, где многие знали друг друга и могли выдвинуть из своих рядов наиболее авторитетных, уважаемых представителей (воевод, князей) или решить проблемы путем голосования.

Как появилось вече?

В летописях не так много достоверных данных о том, как функционировало вече, поэтому историки спорят об этом. Известно, например, что людей на вече собирал специальный вечевой колокол, звон которого разносился по всей округе. Вече собирали в важные моменты – например, если нужно было выбрать князя, объявить войну, собрать средства, решить вопрос об использовании общинных земель, дорог и т.д.

В древнейшие времена, когда у славян существовал еще родоплеменной строй, общие собрания племени было высшим органом власти. С ходом времени формы управления обществом становились более развитыми, укреплялся феодализм и вече постепенно менялось, утрачивало свою силу и возможности. Вместе с тем, в Древней Руси вече играло большую роль.

Из кого состояло вече?

Вопреки распространенному мнению, вече - это не всенародное собрание, а совет, состоявший из избранных. Как правило, туда входили главы городских, сельских, племенных общин, то есть старейшины. Это были наиболее опытные, уважаемые, мудрые люди, которым народ доверял свою судьбу.


Членами вече могли быть только свободные мужчины, хотя известны и случаи женского вмешательства в политику. Ярким примером является судьба знаменитой Марфы Посадницы, возглавившей новгородское боярство в борьбе за независимость Новгорода от московских князей.

Где действовало вече?

Вече собиралось в Киеве, Новгороде, в Нижегородском княжестве, в Белгороде и многих других областях Руси. С укреплением княжеской власти вече стало ослабевать, а затем – и вовсе исчезать. Исторические документы показывают, что дольше всех вече продержалось в Новгородской республике и в Запорожской Сечи. Именно новгородское вече является тем образцом, по которому ученые судят об этом явлении в целом. Новгородская демократия просуществовала до середины 16-го столетия (когда ее разгромил Иван Грозный), поэтому сохранилось большое количество летописных источников.

Изначально новгородское вече было многочисленным собранием глав семей и родов, но постепенно становилось все более элитарным. В 14-м веке вече состояло всего из трехсот человек – главным образом, бояр. К этому времени мнение других слоев общества, занимавших более низкое положение, практически не учитывалось. Совет работал на площади, прямо под открытым небом – так обеспечивалась гласность. Решения принимались большинством голосов, споры нередко переходили в драки, зачастую, чтобы достигнуть единодушия, приходилось собираться неоднократно.

Новгородское вече обсуждало и решало множество важнейших вопросов, влиявших на жизнь общества. Это принятие законов, заключение военных и торговых союзов, объявление войны, суд над преступниками и даже казни, распределение земельных наделов, выборы должностных лиц и другие вопросы. В некоторых ситуациях, когда создавалась опасное положение, происходили раздоры и вече не могло урегулировать ситуацию, в Новгород приглашали князей извне. По истечении контракта или если приглашенный властитель не справлялся с обязанностями, вече принимало решение об его изгнании.


Окончательное исчезновение вече означало конец народного правления в Средневековой Руси. Перед крепнущим русским государством стояли новые цели, и их можно было достигнуть только с помощью сильной центральной власти. Вече осталось в истории как доказательство свободолюбия и разумного подхода к управлению, которые были свойственны нашим далеким предкам.

народное собрание в Др. и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в Новгородской и Псковской феодальных республиках XII-XV вв. Решало вопросы войны и мира, законодательства, судопроизводства, текущего гос. управления. Участвовала в избрании князей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЧЕ

в славянских землях форма непосредственного участия народа в решении государственных дел, собрание свободных и дееспособных людей. Поскольку полноправными гражданами в Древнерусском государстве считались домовладыки, то дети при отцах, а также лично свободные слуги в В. не участвовали. Доисторический предок вече - племенное собрание. По свидетельству Прокопия Византийского (6 в.), славяне жили с древнейших времен в народоправстве, по поводу различных случаев в их жизни созывалось общее собрание. У некоторых племен эта форма сохранялась достаточно долго: так, у вятичей В. в форме племенного собрания сохранялось до 12 в. Первый период развития В. совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому. В 9-10 вв. для решения дел в «старший» город сходились «лучшие люди всей земли» и обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. М.Ф. Владимирский-Буданов называл эту стадию развития В. «общеземской думой», где активная роль принадлежит старцам и старейшинам. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании В. во всех древнерусских землях. Широкое распространение этого института объясняется, по мнению В.И. Сергеевича, тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали. Второй период развития В. (11-13 вв.) - народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный (старший) город представлял как бы всю землю, а его В. становилось верховной властью волости. В таком В. могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом В. главного (старшего) города. Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти. Князь, если В. собиралось не для его смещения, присутствовал на В., обычно он и собирал В. При несогласии с князем В. могло созываться кем-либо из граждан или сходилось само собой. В В. участвовали также лица духовные, в т.ч. митрополит. Способы созыва В. были разными, но чаще всего пользовались глашатаями или колоколом (например, вечевой колокол в Новгороде). В принципе, при принятии решений требовалось единогласие: решение большинства при наличии сильного меньшинства невозможно было бы провести в жизнь. Достижение согласия при разделении мнений участников В. осуществлялось на основе взаимных уступок, при этом споры и даже кровопролитные драки не были редкостью. Компетенция В. включала высшее управление (призвание и изгнание князей, договоры с князьями), текущее управление (участие в назначении и смене чиновников), суд (суд политический и чрезвычайный производился князем и боярами в присутствии народа) и закрепление норм обычного права, применяемых местными и городскими общинами и княжеской администрацией, вопросы войны, созыв народного ополчения. Вообще предметом обсуждения на В. мог стать любой вопрос государственной жизни, если находилось достаточно желающих принять участие в дискуссии. В большинстве земель в 13 в. вечевые собрания прекратились. В северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) В. занимало центральное место среди других институтов власти. В этих землях В. существовало до конца 15 - начала 16 вв. Отчасти это объяснялось тем, что основным занятием населения в этих землях была торговля, которая способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины. Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода. Право вечевого самоуправления и соответствующие ограничения княжеской власти в Новгороде и Пскове закреплялись формальными письменными договорами (первый известный - 1260). В договорах князья обязывались «не замышлять войны без новгородского слова». Этот обычай существовал и в друтих землях, но формально был закреплен только в Новгороде. Кроме того, право избрания князя В. было признано всеми русскими князьями на съезде 1196. Лит:. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Р. н/Д., 1995; Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. М, 1993; ФрояновИ.Я. Киевская Русь. Л., 1980; Мартышин О.В. Вольный Новгород. М, 1992; Сергеевич В.И. Вече и князь. М., 1867. Л.Е. Лаптева

Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в . Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» - то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и т.д.). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.

Подобные органы существовали также у скандинавов и англосаксов. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица Древнерусского государства.

С постепенным развитием феодализма начали отходить на задний план традиции военной демократии, решение всех государственных вопросов принимало более организованную форму, вече стали более крупными и принимали официальный статус государственного органа. Несмотря на это, само понятие «вече» в тот период относили практически к любому собранию людей, вне зависимости от того, являлось ли оно официальным (вече также могли называться стихийные собрания граждан для решения того или иного вопроса).

Первые упоминания о вече на Руси относятся к началу 10-го в., однако в летописях упоминается наличие подобных собраний у славян еще в конце 8-9-го вв. В том или ином виде вече просуществовало на Руси до 16-го в.

Краткая характеристика вече

Сегодня историки расходятся во мнении о том, какую реальную силу имело вече. Некоторые полагают, что, хотя вече считается органом народовластия, реальной силы оно не имело, потому что, как правило, все самые важные государственные решения принимали князья и бояре. Другие говорят о том, что на раннем этапе развития Древней Руси вече имело огромное влияние и реальную политическую силу. Князья, которые также входили в вече, все же не обладали достаточной силой и средствами для того, чтобы саботировать принятые на собрании решения. На Руси в этот период существовало двоевластие - власть князя и власть вече.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов: заключение мира или объявление войны, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными делами государства и самого князя. Князь же имел возможность самостоятельно взимать дань и распоряжаться рядом своих ресурсов, однако большая часть казны контролировалась собранием. Важно отметить, что именно вече занималось «призванием князя», то есть его выбором, и могло поставить на престол только того человека, который был выбран на общем собрании.

Во всех землях, кроме Новгородской, в вече могли входить так называемые свободные мужи - главы родов и семейств. Это накладывало определенный отпечаток. С течением времени расслоение общества все больше усиливалось, в вече, по сути, входила лишь аристократия, которая могла себе это позволить. Однако это характерно лишь для позднего периода существования вече.

Из-за отрывочности сведений о функционировании вече в Древней Руси трудно сформировать единую четкую картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то официального документа, часто собиралось стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав могли сильно разниться в зависимости от региона. Так, своего наивысшего расцвета вече достигло в Новгородской земле, а позднее и в отделившейся Псковской республике. На этих землях вече просуществовало в своей наивысшей форме вплоть до присоединения к Москве, в отличие от других княжеств (например, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского).

Вече в Новгороде

Новгородское вече было главным органом власти в Новгородской республике и занималось решением всех самых важных государственных вопросов. Основным принципом работы вече в Новгороде считалось единогласие: для принятия решения все члены собрания должны были проголосовать за него. К сожалению, при таком принципе достигнуть согласия иногда удавалось далеко не с первого раза, однако это позволяло принимать решения, которые бы действительно удовлетворяли всех представителей народа.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, а также разбирало насущные темы, в том числе вопросы правосудия.

Новгородское вече имело разветвленную структуру: помимо общегородского, существовали и региональные собрания на местах (например, уличные вече).

Конец славянского вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени. Там, где народные собрания имели огромную силу, вече существовало вплоть до 16-го в., когда с собраниями окончательно покончил Иван Грозный , а где-то вече само по себе распалось, так как не отвечало требованиям существующего уклада жизни.

ВЕЧЕ ВЕЧЕ (от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть . В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВЕЧЕ" в других словарях:

    ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

    - (от старославянского вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси 10 14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства местная знать пыталась… … Политология. Словарь.

    Или вечье, ср., ·стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко… … Толковый словарь Даля

    См. совет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вече парламент, совет, собрание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ВЕЧЕ, веча, ср. (ист.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. || Место, где собирается вече. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Вече - (от русс, вещать говорить) народное собрание в Др. Руси в X XV вв., созывавшееся для обсуждения и решения важнейших гос ных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.). В. происходит от племенных сходок, обсуждавших и… … Энциклопедия права

    Современная энциклопедия

    Народное собрание в древней и средневековой Руси в 10 14 вв. Наибольшее развитие в русских городах 2 й пол. 11 12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в. | прил. вечевой, ая, ое. В. колокол. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Вече - ВЕЧЕ, народное собрание на Руси. Наибольшее развитие в русских городах 2 й половины 11 12 веков (Киев, Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Вече. Альманах русской философии и культуры, выпуск 25, 1995 , Вашему вниманию предлагается четвертый выпуск альманаха русской философии и культуры "Вече" за 1995 год… Категория: Основы философии. Общие работы Серия: Вече (альманах) Издатель: Издательство Санкт-Петербургского университета ,
  • Вече. Альманах русской философии и культуры, № 13, 2002 , Вашему вниманию предлагается тринадцатый выпуск альманаха "Вече", который посвящен теме гражданского общества. Альманах имеет разделы: Актуальная публицистика; Монография в номере; Из истории… Категория:

Вече (от славянского слова «совет») – народное собрание в древней и средневековой Руси, а также во всех восточнославянских племенах.

История вече

Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» - то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и так далее). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.

Подобные органы существовали также у скандинавов и англосаксов. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица Древнерусского государства.

С постепенным развитием феодализма постепенно начали отходить на задний план традиции военной демократии, решение всех государственных вопросов принимало более организованную форму, вече стали более крупными и принимали официальный статус государственного органа. Несмотря на это, само понятие «вече» в тот период относили практически к любому собранию людей, вне зависимости от того, являлось ли оно официальным (вече также могли называться стихийные собрания граждан для решения того или иного вопроса).

Первые упоминания о вече на Руси относятся к началу 10 века, однако в летописях упоминается наличие подобных собраний у славян еще в конце 8-9 веке. В том или ином виде вече просуществовало на Руси до 16 века.

Краткая характеристика вече

Сегодня историки расходятся в мнение о том, какую реальную силу имело вече. Некоторые считают, что, несмотря на то, что вече считается органом народовластия, реальной силы оно не имело, как правило, все самые важные государственные решения принимали князья и бояре. Другие говорят о том, что на раннем этапе развития Древней Руси вече имело огромное влияние и реальную политическую силу. Князья, которые также входили в вече, все же не обладали достаточной силой и средствами для того, чтобы саботировать принятые на собрании решения. В целом, на Руси в этот период существовало двоевластие – власть князя и власть вече.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными делами государства и самого князя. Князь же имел возможность самостоятельно взимать дань и распоряжаться рядом своих ресурсов, однако большая часть казны контролировалась собранием. Важно отметить, что именно вече занималось «призванием князя», то есть его выбором и могло поставить на престол только того человека, который был выбран на общем собрании.

Во всех землях, кроме Новгородской в вече могли входить так называемые свободные мужи – главы родов и семейств. Это накладывало определенный отпечаток, так с течением времени расслоение общества все больше усиливалось и в вече, по сути, входила лишь аристократия, которая могла себе это позволить. Однако это характерно лишь для позднего периода существования вече.

Следует отметить, что из-за отрывочности сведений о функционировании вече в древней Руси трудно сформировать единую четкую картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то официального документа, часто собиралось стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, могли сильно разниться в зависимости от региона. Так, своего наивысшего расцвета вече достигло в Новгородской земле, а позднее и отделившейся Псковской республике. На этих землях вече просуществовало в своей наивысшей форме вплоть до присоединения к Москве, в отличие от других княжеств, например, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского.

Поделиться