Социально медицинская деятельность религиозных организаций. Организационно-правовые формы некоммерческой организации. Налог на прибыль

Тина Канделаки, Сергей Проханов, Любовь Слиска, Ольга Свиблова, Максим Шевченко и другие известные люди отвечают на вопрос номера «Денег и Благотворительности».

Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций

На самом деле, это очень объемное понятие, потому что религиозная благотворительность имеет несколько составляющих. Во-первых, это благотворительность в пользу религиозных организаций, то есть пожертвования на строительство и убранство храмов, на создание всевозможных условий для помощи в организации воскресных школ и тому подобное. Во-вторых, это благотворительность, которую осуществляют сами религиозные организации, например, бесплатно обеспечивая питанием неимущих, создавая на собственные средства детские дома, приюты для тех, кто не имеет жилье, и вообще осуществляя массу подобных социальных проектов.

Что касается распространения веры, так это совершенно другое направление, которое называется миссионерством. Соответственно, к благотворительности это не имеет никакого отношения, и соединять это – значит, подменять одно понятие совершенно другим. Каждая конфессия самостоятельно подходит к вопросу миссионерской деятельности и самостоятельно занимается ею.

Могу с уверенностью сказать, что социальные программы РПЦ и других конфессий очень и очень эффективны. Ведь не случайно этой проблеме около года назад специально было посвящено заседание Совета при президенте России, на котором представители всех конфессий очень подробно рассказывали и о формах, и методах, и о примерах такой работы. Например, именно у церкви лучше и эффективнее всего получается бороться с наркоманией и алкоголизмом.

Вообще говоря, у каждой конфессии есть специальная социальная программа. Например, такой мощнейший документ есть у РПЦ. Такие же программы есть и у мусульман, и у протестантов, и у католиков, у буддистов. А вообще говоря, среди всех видов деятельности любой церкви социальное направление стоит на третьем месте. Первое — это, конечно, распространение веры и, собственно, работа с верующими. Во-вторых, это вопрос кадров. Что касается социального служения, так это тоже очень важное и серьезное направление. В качестве примера могу сказать следующее. В Подмосковье есть известный патриарший монастырь Оптина Пустынь. Так вот в летний период времени там ежедневно и бесплатно кормят более тысячи человек! Все мы должны понимать, насколько важна и серьезна роль религиозной благотворительности и та огромная работа, которая проводится РПЦ и другими конфессиями. А ведь некоторые факты такой работы просто поражают! Например, несколько лет назад в Перми на пожертвования построили специальный приют для бездомных и больных наркоманией. Мало того, там очень высокий результат лечения таких больных. Кстати, подобные деяния характерны для всех христианских церквей. Естественно, социальные программы есть и у мусульман. Эта конфессия тоже очень сильно работает, скажем, в том, что касается помощи детям и многодетным семьям. А вообще стоит только выехать в Подмосковье и просто поинтересоваться, как живет тот или иной храм. И можно узнать много интересного, например, то, что на все крупные религиозные праздники малоимущим семьям обязательно делаются подарки. Также проводятся всевозможные концерты, специальные мероприятия для детей, в том числе и при подготовке к новому учебному году. То есть постоянно идет многоплановая и многовекторная работа, причем, она ежегодно нарастает по всей стране и по объемам, и по масштабам. Когда мы обсуждали закон о социально ориентированных некоммерческих организациях, то приняли поправку, что религиозные организации тоже должны попадать под действие этого закона.

Михаил Ардов, протоирей

Настоящая религиозная благотворительность предполагает некие душевные порывы. Например, до революции в городах России не церковные иерархи, не попы и не православные предприниматели, а совершенно простые люди в первый день Пасхи посещали тюрьмы и приносили заключенным какое-то угощение, чтобы они тоже чувствовали и видели этот праздник. И это было очень свойственно православному русскому народу. Анна Ахматова говорила, что в России жалеют заключенных и пьяниц, а на Западе нет и тени этого. Думаю, что она имела в виду старую Россию, потому что для советского человека это уже перестало быть свойственным, и от заключенных они бегали, как от чумы. Видимо, советские люди боялись, что если они будут общаться с заключенными, то их могут тоже арестовать. А сейчас в России, к сожалению, сопоставимое число и заключенных, и православных. И тем не менее есть такие люди (и я даже знаю их), которые, что называется, действительно ударяются сердцем о чужое горе и хотят помогать. Боюсь, что в наше время все это большей частью связано с так называемым пиаром и некими рекламными акциями. Это сейчас пронизывает и все наше общество, и все церковные структуры.

Максим Шевченко, телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира

Сама природа христианской церкви заключается именно в том, чтобы творить благо. Поэтому мне кажется просто диким, когда отделяют какие-то специальные мероприятия от того, что является соприродным самой церкви. Природной задачей церкви органически и является именно то, что для других, скажем, для власти и бизнесменов не является обязательным. Если профинансировать детский дом или позаботиться о больных и неимущих является для представителя бизнеса актом благотворительности, то для церкви это обычное и естественное деяние, которое не надо особенно выделять и пиарить. Я знаю очень многих людей, кто, видимо, исходя из своего понимания православной веры, опекает детские дома, помогает больным людям и так далее. Но дико и странно смотрится другое: когда этого не делает церковь, скажем, не ухаживает за больными, не осуществляет опеку над психиатрическими лечебницами и детскими домами и так далее. Вот тогда-то и нужно говорить об этом! А когда церковь это делает, то так и должно быть. Чем же еще ей заниматься, как не этим?.. Однако церковь – это, прежде всего, люди. Это же не бизнес-организация и не политическая партия, и в ней нет такого единоначалия, какое есть в этих структурах. И, конечно, такая работа должна осуществляться на систематической основе: церковь, по крайней мере, в христианских регионах нашей страны может иметь право взять опеку над такими заведениями, которые раньше и назывались богоугодными попечительскими заведениями. Мне это кажется абсолютно правильным. В свое время Петр I обязал монастыри ухаживать за инвалидами, за ветеранами войн и за больными людьми, в том числе и помешанными.

Отвечая на ваш вопрос о том, чего больше в благотворительности – собственно, помощи сирым и неимущим или распространения своей веры, могу сказать следующее. Само понятие «благотворительность» по отношении к церкви звучит просто дико! Церковь сама по себе, по идее, является актом благотворительности. И кто сказал, что надо делать добро и оказывать людям помощь, стиснув зубы и не разговаривая с ними?.. Почему человек при этом, собственно говоря, не может проповедовать Христа или другую веру? По-моему, очень естественным является то, что христиане, оказывая помощь, говорят о христианстве.

Тина Канделаки, телеведущая, член Общественной палаты

По-моему, обсуждать некие благотворительные акции Русской православной церкви (скажем, когда ее представители недавно ездили помогать бомжам и тяжело больным), нужно не нам, простым мирянам, а тем, кому РПЦ действительно помогла. Но если такая акция была, это еще раз подчеркивает, что все мы равны перед Богом. В рамках объяснения, что такое «хорошо» и что такое «плохо» и что Бог помнит обо всех, подобные акции, конечно, правильны. А в рамках обсуждения того, что важнее – помогать тем, кто находится на самом дне социума, или тем, кто несколько повыше… Знаете, об этом говорить можно очень долго. Но, повторяю, не нам, простым мирянам…

Артем Тарасов, генеральный директор Института инноваций

Что касается благотворительной помощи бомжам, тяжелобольным старикам, неимущим, сиротам и так далее, то этим занимается не только церковь. По-моему, благотворительность церкви всегда рассматривалась как организация помощь самим приходам, как развитие церквей, строительство храмов и тому подобное. В свое время я занимался одним очень интересным проектом, который очень успешно был реализован; кстати, мы это придумывали буквально с нуля. В Лондоне, был открыт русский женский монастырь, а началось это с того, что из РПЦ в помощь настоятелю английской православной церкви отцу Василию (англичанину) была послана матушка Феодосия. Именно она, обратившись ко мне, и решила открыть там женский монастырь. Я обратился в Союз православных предпринимателей, где, оказывается, работал бывший генеральный директор УПДК, а потом вышел на посла России в Англии. Сначала мы решили открыть этот «филиал монастыря» в Доме приемов посла — просто посчитали удобным, потому что этот дом находится в 200 км от Лондона, а посол приезжал туда только два раза в год. Да и территория была впечатляющая — 20 га! Но потом все-таки решили открыть его в другом месте, с которым, кстати, нам помог принц Чарльз. Вот мы и открыли его, причем, на деньги, собранные русской общиной православной церкви Англии. По-моему, это и была чистой воды благотворительность! Также благотворительностью в Англии занимался один из потомков Толстых, устраивая знаменитые ежегодные балы под названием «Война и мир» и собирая таким образом деньги для русской православной церкви, которая тогда, правда, была еще отделена от РПЦ. На эти деньги в лондонском районе районе Чизвик и была построена церковь. Кстати, это одна из самых красивых православных церквей Англии!

Кроме того, что на Западе благотворительность строится на личной активности граждан, там еще существует целый ряд так называемых фандрайзинговых компаний, которые профессионально привлекают деньги в благотворительные проекты. К сожалению, подобная деятельность в России просто не существует; во всяком случае, я про нее не знаю. Эти организации имеют огромное количество технологий, направленных на то, чтобы направить деньги от богатых людей именно на благотворительность. Они и сотрудничают с Красным крестом, и осуществляют отдельные проекты помощи детям, и просто помогают в экстренных случаях, например, тем, кто не так давно пострадал от землетрясения в Китае. И, конечно, они работают и на церковь. То есть эти компании профессионально занимаются сбором денег, при этом, если нужно, иногда устраивая для привлечения средств даже какие-то шоу. Также в рамках существующего законодательства они используют еще какие-то специальные приемы, которые требуются, а потом адресно направляют собранные средства. На самом деле именно так в современном мире и осуществляется благотворительность. В свое время я тесно сотрудничал с нашей РПЦ, где существовала компания, которая устраивала различные выставки, оплачивала паломнические поездки христиан по всему миру, ремонтировала помещение для Патриарха и так далее. Также она издавала церковные книги и, конечно, занималась благотворительностью.

Там была матушка Елена — очень, кстати, продвинутая женщина, а компания эта располагалась в Донском монастыре, прямо в резиденции Патриарха. Матушка Елена собрала команду, которая называлась «Союз православных предпринимателей», куда пришло очень много людей из бизнеса. Их тогда благословил сам Алексий II, и, по-моему, они там работают до сих пор. Мало того, он потом и награждал их за то, что они помогали церкви. Кстати, матушка Елена просто мечтала найти фандрайзинговую компанию, которая нашла бы способы – как светские, так и церковные – по привлечению денег. И очень много людей на все это делали тогда свои пожертвования.

Ольга Свиблова, директор музея «Московский дом фотографии»

Я знаю такую акцию – Пасхальный фестиваль Гергиева, и это мне очень нравится! Сама я не взаимодействую с церковью, но считаю, что она должна молиться. Вот и пусть молится, а для меня Господь живет в другом месте. Но есть волонтеры, которые работают во благо других, и, как говорится, бог им в помощь.

Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы

Такой благотворительности очень много. Например, очень много приютов, куда могут пойти одинокие люди и где их всегда примут. Дома престарелых при монастырях называются богадельни, и я знаю очень много подобных богоугодных заведений, где монахи и монахини ухаживают за одинокими и беспомощными престарелыми людьми. И очень много людей спасается там от такого страшного состояния. Так же я знаю, что есть очень много приютов для детей, где они спасаются от своих страшных родителей. Сейчас церковь действительно уделяет этому очень большое и серьезное внимание. Церковь и благотворительная деятельность просто не разделимы. Церковь дает благо, и это естественно. Господь говорил: «Творите добро!» — вот церковь его и творит, потому что благо – это и есть добро. И еще. Я сама занимаюсь вопросами благотворительности и вижу, что сейчас она исходит от очень многих, даже от тех, кто сильно нагрешил в «лихие 90-е». Конечно, Бог взяток не берет, но те монастыри и храмы, на которые эти ребята дают деньги, все-таки останутся людям, и, может быть, на Божьем суде они и получат какое-то снисхождение.

Александр Проханов, писатель

Прямая обязанность духовенства – опускаться в бараки к несчастным, немым и прокаженным. Это же Христова заповедь, и Христос всегда опускался к нищим, к обиженным судьбой, к неизлечимо больным и прокаженным и творил там свое чудо. Поэтому духовенство, которое должно повторять христову судьбу и христово дело, и идет в эти миазмы. Но не для того чтобы оказать некие услуги и, скажем, создать там более комфортное пребывание, а чтобы действительно спасти их, подать им руку и приподнять от безнадежности. То есть попытаться исцелить их духовным словом и делом. Именно так я и понимаю задачу церкви, которая идет в самые несчастные низы нашего бедного мира.

По-моему, церковное движение к обездоленным не имеет никакой иной цели, кроме духовной опеки и духовного окормления всеми забытых людей. Например, стало почти нормой то, что при монастырях создаются приюты для сирот, наркоманов, детей из сложных семей, причем это не афишируется и на этом не делают ни пиара, ни денег. То есть это входит в некий ритуал религиозного бытия и содержания. И если монастыри сейчас стали богатеть и у них появились излишки, то они их стали тратить на … я не хочу сказать «благотворительность», — на помощь и на окормление обездоленных мира сего. И это хорошо.


Объединение указанных субъектов права собственности в одну классификационную рубрику объясняется тем, что в законе все они отнесены к некоммерческим организациям с вытекающими из этого последствиями. К тому же и сам законодатель достаточно четко еще не определился в вопросе о том, существует ли родовое понятие, под которое можно было бы подвести все указанные виды юридических лиц как субъектов права собственности.

К источникам формирования имущества объединения отнесены вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходы от предпринимательской деятельности; гражданско-правовые сделки; внешнеэкономическая деятельность; другие не запрещенные законом поступления.

В общественной организации, структурные подразделения которой действуют на основе единого устава данной организации, собственником имущества является организация в целом. Структурные подразделения в случае признания их юридическими лицами имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

Благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах. Благотворительная организация является неправительственной. Ее учредителями не могут быть ни органы государственной власти и местного самоуправления, ни государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Они могут быть как основаны, так и не основаны на членстве.

В пользовании религиозных организаций может находиться имущество, которое предоставляется им государственными, муниципальными, общественными и иным организациями и гражданами и соответственно составляет государственную или муниципальную собственность либо частную собственность граждан или юридических лиц.

Передача религиозным организяциям в собственность или в пользование в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозным организациям для реализации своих уставных целей предоставлено право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также создавать собственные предприятия. За учреждениями, создаваемыми религиозной организацией, имущество закрепляется на праве оперативного управления, а за предприятиями - на праве хозяйственного ведения.

Понятие и содержание права собственности граждан.

Право собственности граждан - это совокупность прав норм, которые устанавливают и сохраняют принадлежность гражданам имущества потребительского и финансово-производственного назначения и обеспечивают собственникам-гражданам осуществление права владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, использовать его для любых целей, если другое не предусмотрено законом.

Владение - это возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Главное качество права собственности граждан - соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью, с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить).

Пользование - это возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Нередко одна и та же вещь может использоваться как в целях личного потребления, так и в производственных целях.

Распоряжение - это возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью.

Понятие и содержание права собственности на жилое помещение.

Право собственности на жилое помещение - это право владения, пользования и распоряжения жилым помещением.

Владение - это фактическое (реальное) обладание жилым помещением.

Пользование- это извлечение собственником пользы, дохода от принадлежащего ему жилого помещения.

В то же время необходимо учитывать, что жилые помещения имеют строго целевое назначение и предназначены исключительно для проживания граждан - физических лиц. Размещение собственником в жилом помещении организаций и предприятий допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Распоряжение- это право собственника жилого помещения определять его юридическую судьбу. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему жилого помещения любые действия, не противоречащие правовым актам и не нарушающие права других лиц, в том числе отчуждать жилое помещение в собственность другим лицам, отдавать помещение в залог, аренду, ссуду, а также обременять его другими способами и распоряжаться им иным образом.

Правомочия собственника могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Количество и стоимость жилья, которое может находиться в собственности граждан или юридических лиц, не ограничиваются.

Вопросы, связанные с благотворительной деятельностью и социальными служениями религиозных организаций в последнее время становятся все более актуальными. Основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. Во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию».

Ни для кого не секрет, что и в настоящее время именно религиозные объединения ведут эффективную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения. Сеть реабилитационных центров созданных религиозными организациями во всех уголках нашей страны яркое тому свидетельство. Однако, как не странно, но именно при осуществлении благотворительной и социальной деятельности возникает ряд не разрешимых проблем.

В последнее время мы все чаще слышим, что наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране. В сентябре 2009 г. бывший Президент нашей страны Д.А. Медведев на заседании Совета безопасности России выступил за разработку стратегии государственной антинаркотической политики и чёткого плана её реализации. 9 июня 2010 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Между тем, следует отметить, что несмотря на все усилия со стороны государства, потребление наркотиков среди молодежи представляет угрозу национальной безопасности России и имеет глобальный характер, распространяясь как рак по всем уголкам нашей необъятной Родины.

По экспертным оценкам, у нас не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Это страшная цифра. Причём 70 процентов - молодёжь до 30 лет.

Несмотря на то, что руководство нашей страны подчеркивает важность профилактики наркомании и важность антинаркотической пропаганды среди молодежи совместно с общественными организациями, на практике мы можем видеть многочисленные судебные процессы в отношении наиболее успешных лидеров общественных движений в данной сфере.

Между тем, еще бывший Президент Д. Медведев отмечал, что спрос на услуги по реабилитации значительно превышает возможности государственных структур.

В этой связи деятельность религиозных организаций по духовно-нравственной реабилитации лиц страдающих алкогольной и наркотической зависимостью казалось бы, должна поощряться, но, увы, на практике при ее осуществлении как религиозные так и общественные организации сталкиваются с рядом не разрешимых проблем. Одна из которых –неопределенность организационно-правовой формы при создании центра реабилитации. По большому счету ни одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций предусмотренных законодательством под эти цели не подходит. Из-за этого центры функционируют под «крышей» фондов, общественных организаций, автономных некоммерческих, религиозных организаций и.т.д. При этом наиболее подходящей выглядит реабилитация при монастырях. Однако зачастую человек в монастырь идти не хочет.

Нередко возникают проблемы и с органами власти. Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Однако, Церковь, занимаясь данного рода благотворительной деятельностью, не только не нарушала законодательства нашей страны, но наоборот вносила свою лепту в борьбе с этой все более нарастающей бедой в нашем обществе.

В этой связи, учитывая, что, не смотря на сложности, центры все равно существуют и достаточно эффективно осуществляют свою деятельность, представляется целесообразным определить в законодательстве их правовой статус, как, например, учитывая реальные потребности общества, был определен статус казачьих обществ. Хотелось бы надеется, что в ближайшее время данный вопрос найдет свое достойное отражение в российском законодательстве.

Бывают случаи, когда органы, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных организаций указывают, что Церковь благотворительной деятельностью вообще заниматься не вправе. И если у прихожан есть такое желание, то они должны зарегистрировать благотворительную организацию. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.

Однако данная позиция противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со ст. 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135 благотворительная деятельность осуществляется в целях:

Социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

Подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Содействия защите материнства, детства и отцовства;

Содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

Содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охраны окружающей среды и защиты животных;

Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

При осуществлении благотворительной деятельностью, необходимо знать, что религиозная организация обязана вести документацию, подтверждающую принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также документацию (акты или иные документы), свидетельствующую о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) данным физическим лицом.

Довольно распространенный вид благотворительной деятельности религиозных объединений, который хотелось бы выделить особо, это благотворительные обеды для малоимущих и бездомных. Так, при епархиях РПЦ зачастую действует по несколько благотворительных столовых. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством при осуществлении данного вида деятельности любая организация санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания. На сегодняшний день, нередко благотворительные столовые действуют без каких-либо документов, поскольку получение санитарно-эпидемиологическое заключение задача не из легких. Поэтому и вынуждены Церкви заниматься своей миссией порой на свой страх риск. В этой связи актуальной остается задача упрощения процедуры получения заключений для благотворительных столовых.

Хотелось бы также обратить внимание читателя на одну из важнейших исторически выполняемой Церковью функций – просветительскую. Практически во всех религиозных организациях действуют воскресные школы, приходские школы и кружки для детей. И уж, казалось бы, в этой сфере проблем быть и не может. Но у органов прокуратуры на этот счет другое мнение.

Так, 10 июня 2009 года в Верховном суде России рассматривалось дело, инициированное прокуратурой о ликвидации религиозной организации, за элементарное обучение основам религии в рамках воскресной школы. Согласно ошибочной позиции прокуратуры данный вид деятельности должен якобы лицензироваться. В результате Верховный суд вынес Определение защищающее право религиозных объединений на обучение детей религии в рамках воскресных школ.

Не смотря на данное Определение Верховного суда РФ, 7 сентября 2010 года в г. Миллерово Ростовской области религиозная организация была оштрафована на 10 тысяч рублей за организацию детского христианского кружка и клуба для детей, действующих при воскресной школе, так как суд согласился с прокуратурой, что Церковь при осуществлении данного вида деятельности обязана была получить лицензию на образовательную деятельность. Данное решение было отменено лишь в надзорной инстанции.

18 апреля 2010 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые ввели новое понятие «социально ориентированные НКО» .

К социально ориентированным некоммерческим организациям были отнесены, в том числе и религиозные организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, социальную поддержку и защиту граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. В этом же списке - охрана окружающей среды, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе, благотворительность, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни. Именно таким НКО будет оказываться поддержка.

Помощь будет оказываться в форме имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также содействия в области подготовки и повышения квалификации работников НКО. Предусмотрены и льготы по уплате налогов и сборов. Также организаций смогут размещаться государственные и муниципальные заказы. Наконец, юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, будут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов.

В заключении хотелось бы отметить, что сегодняшняя действительность требует от руководителей религиозных организаций быть грамотными не только в духовных, но и правовых вопросах. Чтобы не только знать и соблюдать закон, но и уметь отстаивать права верующих и религиозных организаций.

Объединение указанных субъектов права собственности в одну классификационную рубрику объясняется тем, что в законе все они отнесены к некоммерческим организациям с вытекающими из этого последствиями. К тому же и сам законодатель достаточно четко еще не определился в вопросе о том, существует ли родовое понятие, под которое можно было бы подвести все указанные виды юридических лиц как субъектов права собственности. Указанные организации, фонды, объединения относятся к числу таких юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Это положение закреплено в виде общего в п. 3 ст. 48 ГК РФ и конкретизировано применительно к общественным и религиозным организациям в п. 2 ст. 117 ГК РФ.

В собственности объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (п. 4 ст. 209 ГК). В этих случаях фонд как собственник передает свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет смены собственника. Доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (бенефициария).

К источникам формирования имущества объединения отнесены вступительные и членские взносы; добровольные взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходы от предпринимательской деятельности; гражданско-правовые сделки; внешнеэкономическая деятельность; другие не запрещенные законом поступления.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» и законодательством РФ о выборах.

В законе определены субъекты права собственности в общественных организациях, общественных движениях, общественных фондах и органах общественной самодеятельности. В общественных организациях субъектами права собственности являются сами эти организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член данной организации не имеет права на долю в ее имуществе.

В общественной организации, структурные подразделения которой действуют на основе единого устава данной организации, собственником имущества является организация в целом. Структурные подразделения в случае признания их юридическими лицами имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником. Если общественная организация объединяет свои территориальные организации в союз (ассоциацию), то союз является собственником имущества, которое используется в интересах общественной организации в целом, а территориальные организации -- собственниками принадлежащего им имущества. Субъектами права собственности признаются в случае регистрации их в качестве юридических лиц и такие объединения, как общественные движения, общественные фонды и органы общественной самодеятельности. Все они не имеют членства. В отношении общественных движений и общественных фондов предусмотрено, что от их имени права собственника осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах.

В то же время они могут быть и собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества. Так, они могут стать собственниками имущества, полученного ими по наследству или в виде дара (пожертвования).

Если общественному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, имущество может находиться в оперативном управлении, в собственности и в самостоятельном распоряжении общественного учреждения. Право оперативного управления и право самостоятельного распоряжения имуществом принадлежат к числу ограниченных вещных прав.

К числу некоммерческих относятся также благотворительные организации, которые могут создаваться в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах. Благотворительная организация является неправительственной. Ее учредителями не могут быть ни органы государственной власти и местного самоуправления, ни государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Они могут быть, как основаны, так и не основаны на членстве.

В пользовании религиозных организаций может находиться имущество, которое предоставляется им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами и соответственно составляет государственную или муниципальную собственность либо частную собственность граждан или юридических лиц.

Передача религиозным организациям в собственность или в пользование в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозным организациям для реализации своих уставных целей предоставлено право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также создавать собственные предприятия. За учреждениями, создаваемыми религиозной организацией, имущество закрепляется на праве оперативного управления, а за предприятиями -- на праве хозяйственного ведения.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях не предусматривает предоставления имущества в собственность такой форме религиозного объединения, как религиозная группа. Объясняется это тем, что религиозная группа не является юридическим лицом. В то же время участники религиозной группы предоставляют в пользование помещения и иное имущество, необходимое для ее деятельности. Если же религиозная группа будет в дальнейшем преобразована в религиозную организацию, то на нее как на юридическое лицо могут быть распространены положения об имуществе религиозной организации. Обретет она и право создания учреждений и предприятий со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для религиозных организаций наиболее актуальным остается вопрос о возврате им ранее принадлежавшего имущества. Имущество, недвижимое и движимое передается религиозным организациям в собственность либо в пользование безвозмездно. Передача имущества может осуществляться при условии обеспечения религиозной организацией его сохранности и использования в соответствии с целями ее уставной деятельности.

Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством РФ не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период ее существования, а также предоставлено ей в совместное с другими организациями использование.

Недвижимое и относящееся к нему движимое имущество, закрепленное за организациями культуры, может использоваться ими совместно с религиозными организациями на условиях, согласованных с централизованными религиозными организациями и утверждаемых Минкультуры РФ. Имущество религиозного назначения, входящее в состав особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, государственной части Музейного фонда или Архивного фонда РФ, может передаваться религиозным организациям в пользование при условии обеспечения надлежащего режима его сохранности и безопасности.

Передаваемое религиозным организациям имущество религиозного назначения, отнесенное к памятникам истории и культуры, используется ими на условиях договора (обязательства), оформляемого в установленном порядке.

Музейные предметы и коллекции, а также архивные документы, включенные в состав Музейного фонда или Архивного фонда, могут быть переданы религиозной организации в безвозмездное пользование на срок или на период ее существования, а также предоставлены в совместное с иными организациями использование по договору на условиях, согласованных с центральной религиозной организацией и утверждаемых соответственно Минкультуры РФ либо Федеральной архивной службой России.

Передача религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения, осуществляется Минимуществом РФ по согласованию с Минкультуры РФ; недвижимого имущества отнесенного к памятникам истории и культуры местного назначения, а также включенного в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,-- по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры субъектов РФ.

Правового статуса фондов я уже частично касалась. Здесь же отметила их наиболее характерные общие черты. Во-первых, фонды относятся к числу некоммерческих организаций. Предпринимательской деятельностью фонд вправе заниматься для достижения целей, определенных в его уставе. Во-вторых, в фондах нет членства. В-третьих, имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Затронула и правового статуса объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). Как и фонды, они относятся к некоммерческим организациям. В то же время они имеют членов, в качестве которых могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать в этих целях хозяйственное общество или участвовать в нем.

Ассоциации и союзы, организации, создающие их, хозяйственные общества и товарищества, в которые ассоциации и союзы преобразуются, хозяйственные общества, которые ассоциации и союзы создают или в которых они участвуют, являются юридическими лицами и собственниками принадлежащего им имущества, пределы и способы использования которого зависят от того, какой правоспособностью наделяется соответствующая организация -- общей или специальной.

Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III Международного форума «Религия и мир»

29 октября в Москве прошел третий международный форум «Религия и мир». На секции, посвященной теме «Религиозные благотворительные организации в России и в мире», выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он подвел промежуточные итоги социальной деятельности Русской Православной Церкви за последнюю четверть века.

« в Православной Церкви совершается людьми не из страха наказания, а с пониманием того, что человек создан по подобию Божию. Как Бог в Своем существе есть любовь, так и человек в своем существе есть любовь, - свидетельствовал викарий Святейшего Патриарха. - Человек должен жить по любви, в этом главная радость жизни, в этом человек обретает полноту своего бытия».

По словам епископа Пантелеимона, благотворительность всегда была неотъемлемой частью церковной жизни. В XX веке c приходом советской власти церковная благотворительная деятельность была запрещена, но эта попытка прервать традицию не удалась: Церковь продолжала заниматься благотворительностью тайно.

«В 1991 году, когда Церковь наконец обрела свободу, мы получили возможность вновь беспрепятственно заниматься социальным служением», - сказал владыка Пантелеимон. По его словам, вначале в основном это были частные инициативы отдельных приходов и общин, возникавшие в разных городах и в разных формах: помощь бездомным, детям-сиротам, добровольческая помощь в больницах.

Социальная система государства в 90-е годы находилась в очень тяжелом состоянии: в больницах не хватало медикаментов, средств гигиены, персонала для ухода за больными. Добровольцы, сестры милосердия, которые приходили в больницы, являли ту любовь, которой так не хватало нуждающимся, напомнил архипастырь.

«Ключевым этапом в развитии социального служения Церкви стал 2011 год, когда при каждом крупном приходе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла появились должности социальных работников», - отметил епископ Пантелеимон. Это решение священноначалия позволило вывести церковную социальную помощь на принципиально новый, системный уровень.

Благотворительностью стала заниматься вся Церковь: начиная от Святейшего Патриарха, который принимает личное участие в делах милосердия, и заканчивая прихожанами храмов, подчеркнул епископ Пантелеимон.

«Каждое Рождество и Пасху, а также в другие дни, во время своих визитов в епархии Святейший Патриарх Кирилл посещает социальные и медицинские учреждения, приходит к тем, кто нуждается в помощи, переживает лишения и страдания», - сказал духовник православной службы «Милосердие», подчеркнув, что личный пример Святейшего Патриарха очень важен для всей Русской Церкви.

«Еще несколько лет назад в России работал только один церковный приют для женщин в трудной жизненной ситуации. За 5 последних лет создано 26 новых приютов от Калининграда до Южно-Сахалинска. Сегодня их 27 на территории России», - отметил глава Синодального отдела.

Причем в ближайшее время их может стать еще больше. В этом году в рамках направления «Социальное служение» грантового конкурса «Православная инициатива» введена специальная номинация «Приюты для беременных», отметил епископ Пантелеимон . Номинанты смогут получить до миллиона рублей на открытие нового центра помощи и поддержку первого года его функционирования. По конкурсу поступили 43 новые заявки на создание приютов для будущих мам.

Еще одно важное направление церковной социальной работы - помощь инвалидам. «В 1991 году появилась первая община глухих в Москве, которая впервые начала проводить богослужения на жестовом языке, - отметил владыка Пантелеимон. - Сейчас в 50 храмах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей». Кроме того, Синодальным отделом совместно с Всероссийским обществом глухих организованы региональные курсы по обучению священнослужителей жестовому языку.

«Мы помогаем семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами, - отметил также в своем докладе владыка Пантелеимон. - В России открыто более 50 таких проектов, а недавно в Москве открылся первый в стране негосударственный детский дом для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития - Свято-Софийский детский дом ». Сегодня благодаря индивидуальной заботе и вниманию эти дети, которые считались самыми тяжелыми, научились регулярно гулять, самостоятельно кушать, ходить. Кроме того, все дети в этом году пошли в школу.

«За 25 лет принципиально изменилась наша помощь бездомным, - отметил глава Синодального отдела. - Десять лет по Москве курсировал автобус «Милосердие», который в мороз подбирал бездомных - зимой умирали сотни людей на улицах Москвы - и буквально спасал им жизни. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Департамент соцзащиты города Москвы организовал «Социальный патруль», и смертность среди бездомных уменьшилась в разы. Это позволило нам переключиться на профилактику бездомности».

Сегодня растет число реабилитационных центров и приютов для бездомных, отметил также епископ Пантелеимон. За 25 лет создано 72 приюта для бездомных, 56 пунктов выдачи и 11 автобусов милосердия.

Также растет количество сестричеств милосердия. Еще в середине 90-х годов насчитывалось 10 - 15 сестричеств, то сегодня сестричества есть в большинстве епархий. Они объединены в Ассоциацию. В настоящее время в базе данных Ассоциации около 400 сестричеств.

Страшной бедами для современной России являются алкоголизм и наркомания. За последние 25 лет Церковью было открыто 70 реабилитационных центров для наркозависимых, появились новые компоненты системы помощи: кабинеты первичного приема, православные группы поддержки, амбулаторные мотивационные программы и адаптационные квартиры. Сегодня действуют 232 церковных проекта, в которых помощь получают алкоголезависимые и их родственники, напомнил председатель Синодального отдела.

«Выстроена целая система сопровождения человека, который решил отказаться от алкоголя или наркотиков», - сказал епископ Пантелеимон, отметив, что Церковь активно занимается профилактикой алкоголизма и утверждением трезвости. По инициативе Церкви во многих регионах в этом году проводился День трезвости 11 сентября.

Кроме того, Синодальный отдел проводит бесплатное социальному служению через Интернет. Ведущие специалисты в области социальной работы передают свой опыт в режиме онлайн. Ежегодно более 1000 человек участвуют в обучающих интернет-семинарах и дистанционных курсах обучения. Благодаря этому в год появляется в среднем 150-200 новых социальных проектов в разных регионах России и других странах ближнего зарубежья. В обучении участвуют как церковные, так и светские социальные работники.

В Синодальном отделе по благотворительности отлажена четкая система реагирования на крупные чрезвычайные происшествия. «Во время Церковь стала одним из самых главных в стране координаторов помощи пострадавшим: в работе участвовало около 8 тысяч добровольцев, - сказал епископ Пантелеимон. - Многие священники и сестры милосердия прошли обучение при МЧС и готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь». Глава Синодального отдела особенно отметил кампании церковной помощи пострадавшим от наводнений в Крымске, на Дальнем Востоке, на Алтае, в Хакасии и Забайкалье, а также в других странах, например, в Сербии и на Филиппинах.

«Важным направлением нашей работы стала помощь мирным жителям, пострадавшим от военного конфликта на юго-востоке Украины, - рассказал владыка Пантелеимон. - По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с лета 2014 года работал церковный штаб помощи беженцам, горячая линия, пункты гуманитарной помощи и церковные приюты. Было собрано свыше 130 миллионов рублей, около 120 миллионов уже израсходованы. об этой помощи размещаются на нашем сайте, ни одна копейка ни потрачена зря. Только в Москве в церковный штаб обратилось свыше 20 тысяч беженцев, которые нуждались в помощи».

Регулярно направляется гуманитарная помощь нуждающимся мирным жителям на юго-восток Украины. С конца декабря 2014 года Синодальный отдел по благотворительности отправил на юго-восток Украины , что позволило обеспечить питанием более 80 тысяч человек.Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности

Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет | Русская Православная Церковь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III … ДИАКОНИЯ.RU

Поделиться