Поездка в прибалтику на автомобиле самостоятельно. Путешествие по прибалтике на автомобиле. Что можно провозить

Идея поехать в Прибалтику на своей машине теплилась в наших мозгах уже больше полугода, и наконец нам представилась возможность собрать воедино свободное время, прекрасный экипаж, все документы и маршруты. К слову, в машине ехали 3 прекрасных леди и 1 не менее прекрасный джентельмен, и по этому случаю у него на обратном пути в Россию, после прохождения таможни, состоялся такой разговор:
Таможенник: А Вам повезло!
Андрей: Почему? Границу быстро прошли?
Таможенник: Нет! Столько красивых женщин везете!

Yahoo подсказывает, что общая протяженность маршрута составила порядка 3000 км, которые мы постепенно преодолевали за 9 дней. Пункты: Москва – Вильнюс (2 ночи) – Тракай – Каунас (1 ночь) – Шяуляй – Рига (2 ночи) – Пярну – Таллинн (2 ночи) – Нарва – Санкт-Петербург (1 ночь) – Москва.

Выезжали мы 30 апреля, в первый выходной день перед майскими праздниками, когда вся страна вдруг становится кочевым племенем, мигрируя на своих повозках, тяжело груженых рассадой, собаками и тещами, на дачи. А посему, выезд из Москвы в 6 часов утра был сопряжен с преодолением многокилометровой пробки, которая кончилась только где-то в Одинцовском районе. Потом как по маслу. Минская трасса очень даже хороша.

Границу Евросоюза было решено проходить через Котловку (Белоруссия) – Лаворишкес (Литва). Этот погранпункт загружен меньше, чем остальные, к тому же такой маршрут выигрывает по километражу, если вы едете в Вильнюс (после Смоленска сворачиваете на Рудню, далее через Полоцк и Глубокое к границе). Качество дороги по Белоруссии оставляет желать лучшего только в нескольких местах, в остальном – нормальная трасса.
Таможни между РФ и РБ фактически нет. По идее, за транзит по РБ мы должны были заплатить какую-то сумму (правда я так и не поняла, нафига, если можно сказать, что вы едете не транзитом, а гостили у троюродной тетки из Полоцка, наворачивая за обе щеки драники со сметаной). В общем, мы решили заплатить на таможне с Литвой, если придерутся (и, конечно, у нас никто ничего даже не спросил).

Очередь из фур на таможне РБ - Литва выстраивается за несколько километров, что есть картина пугающая, но нас не касающаяся. К 3 часам по мск мы встали в очередь перед КПП, где-то двадцатые по счету. И приготовились убивать время на границе. Картина маслом: Таня и Света красят ногти и приговаривают, что их цвет прекрасно подходит машине сзади; Андрей братается с невероятно харизматичным белорусом, который проведет нас потом галопом по таможне и которого мы позже случайно встретим в Вильнюсе; я чищу девочкам яички от скорлупы, ибо с накрашенными ногтями они этого не могут; между водителями соседних фур почти начинается махач из-за того, что один проехал вне очереди; вокруг лес, щебечут птицы:) Такой фигней мы занимаемся минут 40, потом еще минут 40 проходим всякие контроли-досмотры (в стиле «откройте багажник! Личные вещи везете? Ок, проезжайте»). Никакой оплаты транзита, никакого напряжения, все спокойно. Мы в Литве!

Понятно, что между странами Еврозоны никаких КПП давно нет, все они находятся уже даже в полуразрушенном состоянии. Забавно, что прямо на границе Латвия – Эстония стоит магазин с wi-fi, чем мы срочно воспользовались, сделав крутой check-in в твиттере))
А вот этих ребят мы первый раз встретили в Шяуляе, а потом на трассе Ивангород-Питер. Путешествуют налегке)

Прохождение таможни Эстония (Нарва) – РФ (Ивангород) представляет собой небольшой квест. Начитавшись страшных отзывов о том, как туристы стоят там сутками, пытаясь попасть на родину, считая последние центы и время до конца визы, мы решили перестраховаться и выбрать платный вариант. За целых 2 евро можно миновать очередь в общем отстойнике, сразу в указанное время подъехав на КПП. Для этого надо не менее чем за 12 часов позвонить на таможню, заявить желаемое время выезда и уже перед границей оплатить сбор и предоставить ксерокопии техпаспорта авто и загранпаспорта водителя (главная и страница с визой). В итоге мы оказались в очереди примерно десятыми и прошли обе таможни за час.
К слову сказать, эстонская сторона перед границей представляет собой настоящий балаган. На территории в 10 метрах от КПП проводят ярмарки, игрища и прочие увеселительные действа. Естественно, все фотографируются, а в кадр попадают и сами таможенники, хотят они этого или не хотят)

Река Нарова является границей между странами. На эстонской стороне стоит Нарвский замок, основанный датчанами в 13 веке (сейчас внутри там Нарвский музей), а на российской стороне – Ивангородская крепость, возведенная во время царствования Ивана III Васильевича.

Через реку - уже Россия.

Ярмарка в Нарвской крепости

Российская сторона, Ивангородская крепость

А по этому мосту и проходит таможня.

Что еще хотелось отметить: трассы Ивангород – Питер и Питер – Москва сейчас представляют собой убитые в хлам асфальтовые покрытия. Ямы, выбоины, колейность, иногда и просто грунт. В общем, с нами случилась грыжа колеса и погнутый диск. Это так знаково: проехать более 2000 км по Европе без единого приключения, а на Родине вдоволь насладиться ситуациями «авось повезет». Будем надеяться, что дорогу сделают. Надежда ведь такая живучая женщина, всегда умирает последней.

Статья о поездке на автомобиле в прибалтийские страны: что нужно знать, какие документы подготовить. В конце статьи - видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле.


Содержание статьи:

Если вы собрались посмотреть на прибалтийские страны, но обнаружили, что цены на билеты, мягко говоря, недёшевы, автотуризм может оказаться прекрасным решением.

Поездка на автомобиле в страны Прибалтики имеет большое количество плюсов. Главное – знать некоторые «подводные камни» и особенности оформления документов и вождения по этим странам.

Прибалтика – это уже Европа, правила въезда и вождения здесь примерно одинаковые, но небольшие отличия всё-таки существуют. Расскажем об основных моментах, которые стоит знать заранее.

Плюсы поездки на автомобиле


Если вы любите автомобильный туризм, эти плюсы вам давно известны:
  1. Если ехать на машине не в одиночку, а вдвоём-втроём, стоимость бензина (даже с учётом амортизации автомобиля) обойдётся существенно дешевле, чем приобретение билетов на транспорт, будь-то автобус, железнодорожные билеты и тем более авиа.
  2. Автомобиль позволит не волноваться по поводу лишнего багажа и запрещённых к провозу самолётом жидкостей. Также проблемы «перевеса» отодвигаются до границы веса багажа, который критичен для конкретного автомобиля, а не ограничиваются оговоренным авиакомпанией весом в районе скромных 20 кг на человека.

    Высматривая в сувенирной лавке очередную покупку, вам не придётся задумываться над вопросом, сможете ли вы её привезти домой.

  3. Личный автомобиль – это свобода. Вас не ограничивают временные рамки, вам не приходится двигаться по заранее заданной траектории, как в случае автобусного тура. Увидев на горизонте понравившееся здание, населённый пункт, вы всегда можете свернуть с магистрали и посетить больше интересных мест. Заманчиво, правда?
Но для того, чтобы поездка на автомобиле в Прибалтику доставила исключительно удовольствие и не принесла проблем, стоит заранее озаботиться сбором информации. Начнём с документов.

Необходимые документы для въезда


Если вы въезжаете в прибалтийскую страну на личном авто, вам потребуется стандартный набор документов.

Для автомобиля:

  • свидетельство о регистрации;
  • международные водительские права;
  • технический паспорт;
  • «зелёная карта».
«Зелёная карта» для автомобиля – это европейский аналог российской страховки ОСАГО. Оформляется «зелёная карта» в любой страховой компании и обходится автовладельцу в сумму около 2,5 тыс. рублей. Эту карту можно оформить даже на некоторых автозаправках в непосредственной близости от границы. Приобретается этот документ не раньше месяца до начала путешествия. Минимальный срок действия документа – две недели.

В случае, если автомобиль старше трёх лет и имеет российскую регистрацию, на границе могут потребовать предъявить диагностическую карту машины, в которой указано, что автомобиль исправен.

Те, кто ездил в Прибалтику недавно, отмечают, что даже для более свежего авто лучше заранее пройти внеплановый ТО. Диагностическую карту на границе просят уже после того, как туристами получен штамп в паспорте на въезд в страну.


Если же автомобиль окажется не соответствующим требованиям исправности, на границе тут же поставят штамп о выезде и отправят домой. Если приобретался одноразовый шенген, путешествие можно считать оконченным.

Диагностическая карта может потребоваться не только на границе. По законам прибалтийских стран, этот документ может попросить предъявить любой сотрудник полиции.

Если ваше авто имеет тонированные стёкла, следует озаботиться вопросом, какова их светопропускная способность. Тонированные боковые передние стёкла автомобиля должны пропускать свет в объёме не менее 80%. В случае боковых задних и задних стёкол светопропускная способность покрытия может быть и меньше. Как правило, с заводской тонировкой стёкол на границе не бывает проблем.

Шипованная резина в Прибалтике разрешена в период с начала октября по конец апреля. В случае, если стёкла машины имеют трещины или есть повреждения на кузове, автомобиль могут на границе и не пропустить - по законам Европы, такие авто не имеют право въезда в страну.

Если на автомобиль нужна доверенность, она должна быть в обязательном порядке заверена нотариально.

Для совершеннолетних пассажиров:

  • заявление с анкетой;
  • загранпаспорт с шенгенской визой;
  • справка с работы о доходах;
  • подтверждение банка о том, что на вашем счету присутствуют денежные средства;
  • медицинская страховка;
  • подтверждение брони гостиницы, аренды квартиры или гостевого дома.
Для детей (дополнительно к перечисленным выше документам, за исключением справки с работы и из банка):
  • свидетельство о рождении;
  • до 14 лет данные ребёнка могут быть вписаны в паспорт одного из родителей;
  • при поездке ребёнка без родителей – собственный загранпаспорт с шенгеном и нотариально заверенное согласие родителей на выезд за рубеж.
В настоящее время шенгенскую визу можно оформить при помощи организации-посредника. Практически все посольства укажут, к какому посреднику можно обратиться. Можно обратиться и непосредственно в посольство - это обойдётся дешевле примерно на 25 евро, но при этом в консульстве придётся пройти очередь – две-три недели, и потом ждать изготовления документа в течение 10 дней.

Медицинская страховка для въезда в Прибалтийские страны должна быть оформлена на сумму покрытия не менее 30 тыс. евро.


Для того, чтобы поездка получилась комфортной, нелишним будет наличие навигатора. Лучше, если это будет программа. Рассчитанная не только на автомобиль, но и на пешеходные перемещения.

Например, навигатор Sуgic отлично справится как с «ведением» водителя в заданный пункт назначения, так и расскажет о ближайших к проложенному маршруту достопримечательностях страны.


В дальней поездке очень удобно, если за рулём можно меняться. Второй водитель в компании очень облегчает путешествие.

Ограничения на ввоз товаров и особенности прохождения границы


На фото: КПП на границе с Эстонией


При прохождении границы автотуристам придётся уплатить экологический сбор - около 20 евро с каждого пассажира плюс сумма за сам автомобиль.

Существуют ограничения на ввоз в Прибалтику ряда товаров, которые могут отличаться от страны к стране. Как правило, это касается сигарет, алкогольных напитков, топлива и некоторых продуктов.

Например, в Латвию нельзя ввозить более 40 штук сигарет (то есть, две пачки), одного литра алкоголя крепостью выше 6 градусов или два литра более слабого алкоголя типа пива, 10 литров бензина, а также мясо и любые мясопродукты.

Использование «анти-радаров» в Прибалтике строго запрещено. При въезде подобные приборы, скорее всего, отберут, или попросту не впустят в страну. Если же факт наличия этих приборов выяснится уже на территории страны, водителя ждёт штраф в размере до 1200 евро - сумма больше средней заработной платы!


Время пребывания на границе зависит от конкретного пограничного пропускного пункта и вида очереди. При въезде в Прибалтику электронная очередь – более быстрый способ пройти контроль. Минимально это займёт минут сорок, но в среднем туристы называют время до полутора-двух часов.

Теоретически, можно позвонить на пункт пограничного контроля и заранее поинтересоваться о том, насколько велика очередь. Но не факт, что вам ответят.

При выезде из страны автотуристам лучше воспользоваться предварительным бронированием электронной очереди. Стоит иметь в виду, что в Прибалтике пограничники специально уделяют больше внимания электронной очереди, чем очереди «живой», поэтому есть смысл потратить полтора евро для бронирования места в электронной очереди, чем потом рассказывать «ужасы» о семичасовом пребывании на пограничном контрольном пункте.

Особенности вождения


Платных дорог в Прибалтике нет, все дороги для легкового транспорта являются бесплатными. Аналогично большинству европейских стран, здесь на круговом движении преимущество имеют авто, находящиеся на самом перекрёстке.

Аналогично российским правилам, в Прибалтике включённый свет ближних фар является обязательным.

Парковки в городах обычно платные. Обойдутся они от двух евро за час, но в столицах и центральных районах городов могут быть и втрое дороже.

В Таллине существует интересная особенность парковок: здесь вам потребуются парковочные часы, которые можно приобрести на заправочной станции. Эти часы помещают под лобовое стекло. Оплата паркинга производится при помощи СМС, если у вас есть сим-карта страны, или через специализированный автомат.

Скоростные режимы в странах Балтии лучше изучить заранее. Так, «сказка» о медлительности тех же эстонцев – отнюдь не сказка, если говорить об ограничении скорости на дорогах. Автомобилю разрешён максимум в 110 км/ч и то только на специализированных автомобильных трассах, отмеченных знаком «дорога на синем поле», и только летом. А в период с начала ноября по конец марта за городом можно передвигаться со скоростью не более 90 км/ч, в городской черте – не более 50 км/ч.

В случае превышения скорости придётся раскошелиться: превышение до 10 км/ч может пройти незамеченным, а вот если стрелка спидометра переползла на 20 км/ч выше нормы - это 400 евро или полугодичное лишение прав, 40 км/ч выше верхней границы – 800 евро и годичное лишение прав, 60 км/ч «перебора» - 1200 евро и лишение прав на два года.

В автомобиле, как и по российским стандартам, должна быть аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет и знак аварийной остановки. Впрочем, наличие светоотражающего жилета не является строго обязательным, но вот без него находиться на автомобильной дороге вне автомобиля нельзя.


Как и в любой европейской стране, в прибалтийских странах множество видеокамер системы фиксации нарушений ПДД. Кроме того, здесь часто можно встретить скрытые полицейские патрули вдоль дорог, которые не замедлят зафиксировать нарушение и выписать штрафы. Обратите внимание на то, что здесь полицейские машины зачастую «маскируются» под гражданский транспорт так, что не отличить.

Если вас остановили на дороге, выходить из машины нельзя: это может быть истолковано как попытка побега. Нужно просто приоткрыть окно со стороны водителя, и положить руки на руль. Полицейский подойдёт к вам сам.

Стоимость топлива


На фото: автозаправка в Эстонии


Въезжая в Прибалтику, лучше иметь полный топливный бак. Расстояния здесь невелики, но цена на топливо не низкая:
  1. В Эстонии: 95-й бензин – от 80 рублей, дизельное топливо – от 76 рублей, газ – от 36 рублей, но газовых заправок здесь крайне мало.
  2. В Литве: 95-й бензин – от 75 рублей, дизельное топливо – от 66 рублей, газ – от 34 рублей, и газовые заправки в этой стране достаточно распространены.
  3. В Латвии: 95-й бензин – от 78 рублей, дизельное топливо – от 75 рублей, газ – от 35 рублей. Во всех прибалтийских странах дороги не перегружены, автомобили двигаются в «щадящем» трафике, поэтому расход топлива достаточно экономичный.

Заключение

В целом поездка в Прибалтику на личном автомобиле – приключение приятное, если вы соблюдаете правила дорожного движения, законопослушны и готовы немного потерпеть бумажную волокиту на границе. Счастливой вам поездки!

Видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле:

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва - МАПП Бурачки - Рига - Таллин - Тарту - МАПП Куничина Гора - хренова туча километров по проселкам Псковской области - Москва. Протяженность в обе стороны - 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги - 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг - снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже !

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, - беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь - раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, - не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало - в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала - с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе - запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река - это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем - стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, - даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость - тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое - памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное - мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке . Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают - чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», - говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней - исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут - на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию - стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они - такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней - за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее - похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца - сделай это на эстонском. Не можешь - возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после - сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия - угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной - еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.

Решили отправиться по странам Балтии. Отпуск был всего двухнедельным, поэтому тщательно подбирали, где остановиться и в каких гостиницах заночевать. Приходилось делать заказ напрямую. Бронь с Букинга на визу не приложишь. Выезжать мы собрались через Эстонию, поэтому в ее консульство и подавали бумаги на оформление визового стикера. Самим не было желания заниматься оформлением визовой наклейки в паспорт, поэтому решили сделать все через Пони Экспресс. Конечно, удовольствие - не бесплатное, но зато не нужно в очереди киснуть и переживать. Визой обзавелись без проблем.

Выехали из Москвы ранним утром. Отправились в путешествие вчетвером: мы с супругой и наши дети. Ехали по Минке. Конечно, это какой-никакой крюк, но зато дорога - просто супер. Вот только камер везде понаставлено, но мы не нарушали, держали нормальную скорость. В Белоруссию въехали около 10.30, у Орши повернули на Витебск. Через пару часов вновь въехали в РФ и заехали посетить могилу А.С. Пушкина в Пушкинских горах. Потом поехали к Пскову. Там мы заночевали. С утра прогулялись по Псковскому кремлю. Вечером отправились в сторону Эстонии. Посетили Изборск, Псково-Печерскую лавру.

Путешествие по Эстонии

Границу пересекали в пункте «Куничина гора/Койдула». Народу немного. Контроль прошли быстро и даже в Дьюти фри заскочили. Двинулись в сторону Тарту, в который приехали к вечеру. Здесь остановились в гостинице Aleksandri. Отправились по достопримечательностям. Вечером прогулялись по Старому городу. На следующий день запланировали посещение обсерватории и ботанического сада. Целый день провели в прекрасном городке, а потом отправились в Таллинн. Добрались благополучно и заехали в гостиницу «GoHotels Shnelli». В Таллинне провели несколько дней. Успели побывать в этнографической деревне и зоопарке, а также морском музее. Любовались Балтийским морем. Через три дня поехали в Виртсу на паром, с помощью которого переправились на о.Муху. Оттуда по дамбе добрались до о.Сааремаа. Осмотрели лютеранскую церковь, город Курессааре, Епископский Замок и скалу Панга. Особенно впечатлили ветряные мельницы (Англа). Тем же паромом добрались обратно в Виртсу.

Поздним вечером были в Пярну, где заночевали в Aisa Hotell. Надо сказать, гостиница - так себе. Чем-то напоминает советские гостиницы, а мебель так, по-моему, еще с тех времен и осталась.

Путешествие по Латвии

На следующее утро покинули гостеприимный Пярну и добрались до границы с Латвией. К полудню добрались до Цесиса. Немного передохнули, погуляли, подкрепились и двинулись в сторону Сигулду, где оказались к вечеру а оттуда и до Риги было рукой подать.

Конечно, в Риге больше всего нас интересовал Старый город.

Достопримечательности описывать не буду, о них и без нас много написано. А вот атмосфера города требует особого внимания - кафешки кругом, музыка живая отовсюду льется, персонал радушный. Мы нашли время посетить Юрмалу. Тоже замечательный город.

Путешествие по Литве

Пробыв в Латвии три дня, отправились в Литву в Клайпеду, где остановились в Memel Hotel. Утром следующего дня поехали на Куршскую косу. Зашли в морской музей, прошлись по косе. Виды на море и Куршский залив поразили до глубины души. Видели серых цапель.

На следующий день приехали в Палангу. Этот город понравился даже больше Юрмалы. А на следующий день отправились в сторону Вильнюса.

В Каунасе осмотрели замок.

В Вильнюсе отдыхали в гостинице Каролина, прекрасном месте в самом центре. В номерах шикарные ковры, светлая мебель, а на завтрак - шведский стол. В ресторане отеля отведали блюда национальной кухни. Вдоволь нагулялись по городу, причем, так, что к вечеру ноги просто отнимались.

В Литве есть очень интересная особенность - карты принимают не везде, так что наличку лучше иметь при себе, особенно, если отправляетесь в музей, например. Отдохнув в Литве, отправились в обратный путь. До границы с Белоруссией доехали быстро, так как расстояние - небольшое. Границу прошли за полчаса, и это еще с оформлением такс-фри. Минск обогнули по кольцевой. А дальше уже по трассе Минск – Москва долетели до дома.

Немного о мобильной связи

В прошлом году в Прибалтике пользовались симкой Cellhire (Селлхаер). Карта - международная. 200MB Интернета обошлись в 1350 руб. За саму карту заплатили - 750. Симка работала во всех нужных нам странах, но качество связи, увы, подкачало: нам нужна была связь постоянно, а сеть несколько раз терялась при пересечении границ (в Польше ее вообще два дня не было, еле «выехали» на оффлайн картах). Так что в этот раз почитали отзывы и купили симку от итальянского Водафон, тариф назывался . Она, как оказалось, значительно выигрывает по сравнению с Cellhire. За €3 в день мы получили по 25 минут входящих и исходящих, а также 50 SMS плюс 500 МБ трафика. Качество связи очень порадовало: нигде ни разу не пропала сеть, скорость стабильно 3G. Так что во время путешествия по Прибалтике были всегда на связи, а вечером еще и в сеть выходили. Без Интернета путешествовать не слишком комфортно - без гугл-карт иногда бывает не разобраться, как добраться до той или иной достопримечательности, да и вообще экскурсии планировать проще. Времени сидеть в Интернете у нас особо не было, так что трафика вполне хватало.

Чтобы не испортить впечатление от поездки в Прибалтику из Москвы на машине , здесь нужно соблюдать несколько обязательных правил. Отпрявляясь в Латвию и Литву, помните, что необходимо включить ближний свет фар , пристегнуться самому и пристегнуть всех пассажиров в машине, скорость по городу не больше 50 км/ч – здесь принято никуда не торопиться.

В Латвии нет автомагистралей. Все 300 км от российской границы до рижского взморья нужно ползти со скоростью 90 км/ч. Превышение до 20 км/ч – штраф 5 лат. Разогнаться 110 км/ч стоит уже 20 лат. Чтобы ехать быстрее, нужно найти какого-нибудь спонсора – машину, едущую впереди вас со скоростью 120 км/ч. Но уловка может не сработать: в патрульных машинах радар показывает сразу две скорости – первой машины и самой быстрой в потоке.

Известный латвийский автогонщик Арнис Пунка ездит быстро только в спортивной машине. Адреналин – для ралли, а в Риге спешить некуда.

Не пытайтесь заехать в исторический центр – старую Ригу. На въезде стоят шлагбаумы, а карточки для оплаты продаются только в двух учреждениях, но их дольше искать. Да и нет смысла туда ехать – все расстояние можно преодолеть пешком за 10 минут.

Если превысите оплаченное время парковки, то на колесе обнаружите розовый блокирующий башмак. Его снимут, только если доплатите нужную сумму. А если встанете под знаком, то вскоре увидите на стекле горчичник - штраф 10 лат на имя хозяина машины. Если штраф за нарушение правил дорожного движения не будет оплачен, то на границе вас просто не пропустят до того момента, пока вы не оплатите штраф.

Старая Рига дышит средневековьем: 800 лет возвышается на Домской площади Домский собор, чуть дальше – Доминиканский монастырь с подвалами святой инквизиции, кривые узкие улочки, крытые брусчаткой, которые вы видели в кино в фильмах «17 мгновений весны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

И отсюда до моря 15 минут на машине. Выехать в Юрмалу очень просто: с любой точки города находим вантовый мост, его еще называют балалайка, заезжаем на него и дальше все время прямо. Не успеете выехать из Риги и вы уже в Юрмале. Въезд за деньги, а оплата на специальной площадке. Нужно заплатить один лат и можно ездить целый день.

За безбилетными машинами следят сотрудники муниципальной полиции. У местных на стекле пропуск. В самой Юрмале полицейские ездят на скутерах и контролируют парковки, раздавая горчичники. Въезд на берег запрещен. Ищите стоянку и пешком через дюны. Уходя, не оставляйте вещи в машине.

В Прибалтике опасайтесь пешеходов. Здесь принято пропускать людей на зебре, иначе огромный штраф – 40 лат. Граждане могут выходить на дорогу, не оглянувшись. Здесь не только высокие штрафы, но и бальная система: 16 баллов – лишение прав на год. И еще: здесь законно пьют за рулем. Выпив или стакан вина, или кружку пива, еще можно садиться руль .

Перед городом Шауляй не пропустите указатель «Гора крестов налево 2 км» От этого места кто-то в восторге, иные в ужасе. Здесь нет могил, только кресты. Ими покрыт небольшой холм и его окрестности. Самый оригинальный крест поставили у подножия холма московские автомобилисты. Он сделан из дорожных знаков.

Поделиться