Почему женщины и девушки покрывают голову платком в церкви? Почему женщины должны одевать платок в церкви

Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно читать написанное им, то другого вывода не сделаешь: во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете». Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно… Я не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько прославляет ли одежда Бога, свидетельствует ли она о скромности и целомудрии?
Если она удовлетворяет этим критериям, ее можно одевать. Надеюсь, вы поступаете именно так!

О покрытии головы

Небольшая юмористическая заметка «Торжество протестантизма» неожиданно насобирала более сотни комментариев и породила очередные вопросы ко мне, как хозяину блога. А еще было такое вот замечание: «Ну, вас-то, Андреас, я приятно для себя считал скорее консервативным, нежели либеральным». В качестве теста на приверженность консерватизЬму мне был предложен и вопрос – мое отношение к косынкам.
«Традиционная церковь», «законники», «фарисейство», «правильное христианство»… Все эти термины нередко встречаются теперь в христианской среде и в большинстве своем произносятся эдаким попустительски-снисходительным тоном: пережитки, дескать, прошлого, за букву закона ухватившиеся, дух же Евангелия отвергнувшие».
Кроме того «фарисеям» приписывается нетерпимость и отсутствие всякой толерантности, неудержимой тяги к разделениям и принципиальное нежелание достигать единства. А еще чуть ли не маниакальное стремление навязать «либерально настроенным» свои правила жизни, стили одежды, ну и, конечно, свое понимание Библии.
Да простят меня либералы, но к ним я абсолютно равнодушен. Ни стремления им что-то «навязать», ни тем более, переубедить их в чем-то во мне не наблюдается. Дышу в их сторону ровно. Считаю, хозяин – барин, или как говорили немцы, „Jedem das Seine“ («Каждому – своё!»). Кстати, по вопросам пресловутого единства церкви, а также сложностях во взаимопонимании людей в рамках поместной церкви я тоже уже успел высказаться и даже предложил свой вариант «разделения» церквей, в случае, если ужиться вместе кому-то не удается.

Что до сути вопроса…
Да, у нас в церкви женщины покрываются. И ни у кого с этим проблем не ощущается. Во всяком случае, мне, как пресвитеру, о них не известно. Считаю, что вопрос имеет не только внешнюю, но и духовную сторону, о которой замечательно написал глубокоуважаемый мною д-р С.В.Санников. К написанному сим мудрейшим мужем я ничего добавлять не хочу. (Много ссылок сегодня – а что делать? Читающий да разумеет.)

Конечно же, известно мне и о другой точке зрения, которая заключается в том, что наставление Апостола Павла относится исключительно к церкви Коринфа. Если рассуждать в таком ключе далее, то и другие вопросы (как-то: дары Духа Святого, порядок проведения Вечери Господней и прочая…) нужно оставить им же, коринфянам, то есть. При этом, однако, становится непонятным, для чего эти Послания вообще нам нужны? Ну, ежели они к коринфянам!

В нашей церкви Библия понимается буквально – так, как написано. Без учета открытых ныне (и все еще открываемых) «контекстов». Если на протяжении веков люди принимали текст о покрытии головы в свой адрес (отсюда и термин «Опростоволоситься», имеющий откровенно отрицательную смысловую окраску), то с каких дел я вдруг должен пересматривать этот вопрос на том только основании, что кому-то захотелось переадресовать его коринфянам?

Плохо или хорошо относиться к библейскому тексту с почтением – не знаю. Уверен однако в том, что в ближайшее время мы не посмеем замахнуться на богодухновенность Писаний или же начнем выискивать «истинный смысл» того или иного выражения, что «на самом деле имел в виду тот или другой Апостол»…

Следующим шагом для любителей контекстов может стать присоединение к требованию признать БИБЛИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ КНИГОЙ. А что? Все сегодня поддается анализу и перепроверке. Чем Библия лучше?

Только вот если усомниться в Слове Божьем, то не останется вообще ничего, на что можно было бы опереться. Никакого более эталона, последней инстанции, незыблемой основы для своих убеждений. Ни-че-го! Каждый будет предлагать свои собственные контексты. Чем это закончится, по-моему, совершенно очевидно. Тем более, что в истории это уже было. Помните: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу.. .» (Ис. 53:6).

Можно называть это «законничеством», можно общепринятыми правилами поместной церкви. Как угодно. Но, кроме косынок, у нас в церкви, есть еще одно незыблемое правило. В данном случае, для проповедников. Никаких расстегнутых до пупа рубашек на кафедре (только галстук или закрывающая волосатую ХруТТь одежда) и длинный рукав. Нравится – не нравится, а хочешь проповедовать, изволь исполнять.

Такое же строгое отношение и к содержанию (подготовке) проповедей. Предваряю возможные реплики о том, что «неученые консерваторы» метут из-за кафедры «пургу». Есть разумный баланс во всем. Учености никогда не помешает личный опыт и сердечность. И наоборот.

Ну вот, теперь, вроде бы, всё. Спасибо, что дочитали до конца.

Искренне Ваш,
Андреас Патц

Покрытие головы

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии » (1 Кор. 11:3-16).
В наше время тема «покрытие головы» практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые «прогрессивные христиане» (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными «отсталыми взглядами», другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы «не соблазнять немощных».
Братья-служители чаще всего напоминают об этом установлении не объясняя его необходимости и догматической сущности, причем некоторые любители внешнего благочестия измеряют им святость сестер.
Следует сказать, что интуитивное нежелание сестер покрывать голову, в определенной степени связано с непониманием: почему и зачем они должны это делать?
Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал. То есть читая: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.4-5), надо предполагать, что Павел как будто имеет в виду, что к мужчинам это действительно относится, «ну а женщины и так имеет длинные волосы, подобные покрывалу и поэтому не стоит всерьез принимать мои слова». Но Павел, конечно, имел в виду именно то, что писал, а не то, что ему приписывают современные толкователи.
Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по тому поводу? В иудаизме или мусульманстве такое непонимание невозможно в принципе, так как только христианство провозглашает равенство женщин и мужчин перед Богом и духовным миром. В нехристианских религиях женщина не может претендовать на такое же положение в Небесах как мужчина. Описывая же христианские отношения, Апостол Павел пишет, что во Христе «нет ни мужеского пола, ни женского » (Гал.3.28) и отсюда напрашивается вывод как будто логичный вывод: следовательно, никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.
Равенство мужчин и женщин перед Богом подтверждается также практикой, описанной в Новом Завете. Евангелисты рассказывают, что Христа во время земной жизни окружали и мужчины и женщины и Он никогда не отгонял женщин, как это делали иные иудейские раввины. Это относилось не только к иудеям, но и в отношении Иисуса к язычникам не было никакой дискриминации. Его Божественная милость была одинакова дарована и женщине-сирофиникиянке и мужчине – римскому сотнику. Можно сказать, что Мария Магдалина имела даже больше преимуществ перед воскресшим Иисусом, чем Апостол Петр. Она первая удостоилась увидеть Воскресшего. Марфа и Мария были любимы Христом не меньше, чем их брат Лазарь, женщины всегда окружали Иисуса и в большинстве случаев были Ему более верны, чем мужчины.
Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. Во Христе действительно нет половых и национальных признаков, но находимся ли мы во Христе всем своим трехсоставным естеством? Если взглянуть на собрание святых, то даже невооруженным глазом видно отличие мужчин и женщин, пожилых и молодых, африканцев и европейцев. Во Христе всех этих различий нет, но, находясь на земле, люди все еще имеют половозрастные, национальные и иные отличия. Очевидно, не стоит идеализировать положение верующих и считать, что они во Христе и духом и душей и телом. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращает внимание коринфян Апостол Павел, когда говорил о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову духовного человека, который во Христе, а он ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.
Идея равенства, как с точки зрения Нового Завета, так и с точки зрения опыта последних ста лет, с трудом может претендовать на продуктивность. Собственно Христос никогда не только не провозглашал идею равенства и не призывал к ней, но и не считал эту идею правильной. Бог есть Бог устройства (1Кор.14.33), Который стоит над всем и у Него в подчинении все элементы как духовного, так и материального мира, которые упорядочены между собой в стройную систему, в которой есть уровни и соподчинение. Если отдельные элементы этой системы не хотят быть на своем месте, а начинают претендовать на роль других элементов, то возникает дисгармония, дисбаланс и возмущение, которое приводит к расстройству всей системы.
Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Христос принес на землю не идею равенства, а идею единства, которая предполагает согласованность, отсутствие недовольства, единомыслие, но при этом сохраняется личная индивидуальность, субординация (т.е. взаимное подчинение) и наличие определенной иерархической системы. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности. Успех действия тела в целом зависит не от функционального равенства (или уравниловки) всех членов, но от их единства и согласованного взаимодействия (1Кор.12.14-26). Таким образом, равноправие в каком-либо одном отношении не только не исключает, но даже предполагает иерархическое неравенство. Не все тело – глаз или ухо, пишет Павел (1Кор.12.17).
Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1Кор.11.20 и 33-34), в неверном представлениям о церковной иерархии и в унижении авторитета Апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1 Кор.14.23) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего послания к этой церкви вопросам соподчинения.
В контексте этого рассуждения становится ясно; почему Апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова «брат» и «сестра», а говорит только: «муж» и «жена». Понятия «брат» и «сестра» указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины «муж» и «жена» говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении Апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом – Его Помазанником: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11.3). То есть, истину о том, что «жене глава муж» Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына – Иисуса Христа. «Я и Отец – одно » (Ин.10.30), «Видевший Меня – видел Отца » (Ин.14.9) и другие. С другой стороны Иисус находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божия (то есть Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воли. «Отец Мой больше Меня » (Ин.10.29; Ин.14.28). «Он, будучи образом Божиим … уничижил Себя … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной » (Фил.2.6-8).
Издревле Церковь видела в 1Кор.11.3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается, также тем, что Апостол Павел употребил здесь термин «Христос», а не «Сын Божий». Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения был подчинен Отцу (так называемый «субординационализм») всегда признавалось еретическим.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих «духовным отцам» подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны – в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших – старшим, рядовых верующих – пасторам и так далее. Равенство, которое превращается в «панибратство» подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9).
Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание «человеческого существа», не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: «муж есть образ и слава Божий», указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (1Быт.1.26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Быт.2.20-23). Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом и в этом смысле жена становится «славой мужа». Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа» (I Кор. 11,7). Следовательно, покрытие головы – это знак, указывающий на подчиненное положение жены, по отношению к мужу.
Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал.3.28), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.
Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорят всему окружающему миру: «Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения». Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.
Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает Апостол Павел – «знаком для Ангелов» (1Кор.11.10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.
О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1Кор. 11.10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: «я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа, как своего главу даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь прежде всего Божьей иерархии и установлению Божию, а не заслугам мужа и своим рассуждениям».
Зачем Ангелам это свидетельство, и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: одни из Ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисполню и превратились в «духов злобы поднебесной».
Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божьим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком которого является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов, как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: «знак власти над ней для Ангелов» (1Кор.11.10).
Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудить об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? – задает он риторически вопрос, – не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11.13-15).
Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и наоборот известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление Апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышность и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, на необходимость покрытия головы. Мужчинам же наоборот, не предназначив длинные волосы сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят, волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров, в то же время внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.
Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12 стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что якобы независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову » (1Кор.11.5) – просто бессмысленно! То есть Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам необходимость покрытия, как существам более слабым и требующим защиту.
Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы – это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божьей. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. «Зачем лицемерить! Пусть об этом знает и церковь и духовный мир» – говорил он и очевидно он был прав.
Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас) Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий » (1Кор.11.16).
Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами, что, во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божиих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники – изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.
Саркастической усмешкой Павла звучат его слова обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: «пусть стрижется!» то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы – это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно – то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Ис.3.16-17), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.
В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал Ал. Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, в Украине или в России?
Чтобы ответить на этот вопрос следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф, это распущенный город или женщины в Греции – это почти рабыни?
Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях непреходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1Кор.11.3), на которые ссылается Павел остаются неизменными, история сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1Кор.11.8-9) также является незыблемым фактом, физическое устройство жены и мужа (то есть уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божьих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1Кор.11.4-5).
Суммируя все эти аргументы необходимо сделать выбор: либо все доводы Апостола являются несостоятельными или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни Апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову» (1Кор.11.5). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.
Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявляться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека.
Итак, Апостол Павел предостерегает от бесчестия, но оставляет каждому полную свободу выбора…
д-р Сергей В. САННИКОВ Главное всему миру быть примером,женщина должна быть в юбке,в целомудренной одежде и в косынке.Иначе сегодня снимем косынку,завтра оденем брюки,а потом и наготу напоказ.
Ап.Павел пишет:Не сообразуйтесь с миром,но преобразуйтесь обновлением ума вашего.Я так понимаю,что преобразоваться,это духовно возрастать,менять образ жизни и мыслей,отличаться от мира и в одежде и в поступках.Да,благословит Вас Господь,жить и поступать как угодно Богу.

  • Константин говорит:
    Июль 12th, 2016 в 20:10

    Доброго дня всем уважаемые.11 ст этой главы повествует о волосах, как о покрывале для головы.Причём здесь платок вообще? пусть женщина покрывает голову волосами сказано, а если не хочет то пусть стрижётся. Совершенно аргументировано говорит об этом апостол, так как в то время блудниц брили голову частично (предлагающие услуги на улице) и полностью наголо (находящиеся в храме). Поэтому когда такая женщина приходила в Церковь ей приходилось покрывать голову платком, чтобы не выглядеть позорно без волос, так как она приходит в позорном обритом состоянии перед богом без волос.Апостол говорит что если ты замужняя,то расти волосы. Блудниц без волос можно было склонять к сексуальному контакту.У замужней женщины должен был быть знак что она не блудница, а замужняя это покрытая голова волосами, как знак замужества и власти мужа над нею, а кто не хочет показывать что замужем(отращивать волосы) то стригись как блудница говорит Павел.Действительно в катакомбах могут встречаться исторические записи подтверждающие ношение платков, как повествует об этом автор данной статьи, но это проблема культуры и времени в каторое жили, и посещали Церковь христиане. Надо не заниматься религиозной философией, а внедряться в культуру времени, и контекст обращения, к той или иной Церкви.

  • Ольга говорит:
    Февраль 28th, 2016 в 17:26

    Спасибо за Вашу статью, она помогла мне утвердиться в своем решении покрывать голову. Только подскажите, как в вашей семье решился вопрос о покрытии головы дома, надо ли покрывать голову при утренних и вечерних молитвах дома, в том числе перед принятием пищи? Я уж не говорю о повелении «Молитесь непрестанно». А ведь и правда, я могу молиться делая домашние дела или проснувшись ночью покормить ребенка.. И тогда получается в косынке мы должны быть почти постоянно, что создает определенные неудобства.. Пожалуй, это единственный вопрос, который у меня остался. Божьих благословений!!!

  • ВС РЯгузов говорит:
    Сентябрь 28th, 2015 в 23:03

    Вы правы, что нагота Адама и Евы была уместной ТОЛЬКО для их двоих и то пока они не согрешили.После согрешения Бог дал им одежды и с тех пор она стала правилом.

  • Традиция покрывать голову в церкви , это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина — с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

    Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

    Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

    В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем Литургии. Таким образом, христианской традицией является недопустимость находящихся в храме верующих мужчин в головном уборе, а верующих женщин - без платка.

    Эта традиция основана на утверждении Апостола, что Христос является главой всякому мужу, жене же глава – муж, а Христу глава — Бог. Ибо мужчина, молящийся с покрытою головою, свою голову постыжает, а жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову, приравнивая ее к обритой голове. Мужчина является образом и славой Бога, а женщина- славой мужчины, поскольку «не муж от жены и для жены, но жена от мужа и для мужа». Платок — знак власти над ней, это для Ангелов.

    Противное утверждение основано не неправильном понимании принципа равенства мужчин и женщин перед Богом. Иисус никогда не отгонял женщин во время своих проповедей, это же, кстати, относится и к язычникам, которых Иисус никогда не подвергал дискриминации. Практически, Мария Магдалина первая наблюдала Воскресшего, и здесь ее преимущество, например, перед апостолом Петром. Перед Христом в деле достижения спасения и освобождения, стяжании Святого Духа и вечной мужчины и женщины совершенно равны.

    Однако ошибка некоторых самодеятельных теологов заключается в том, что равенство во Христе не тождественно равенству во плоти. Во Христе, на самом деле, отсутствуют гендерные и национальные признаки, однако, в естестве мы все будем различаться, до самого момента перехода в вечность. Как раз на эти определенные признаки и пытается обратить внимание коринфян апостол Павел, рассуждая о покрытии головы. У него речь не идет о покрытии или не покрытии голову «духовного человека», находящегося во Христе, здесь конкретно говорится о человеческой плоти, а она уж точно еще не во Христе.

    Идея состоит в том, что у Бога в подчинении содержатся все элементы и материального, и духовного мира, и они (это главное) между собой упорядочены и находятся в стройной системе, с целым рядом уровней и соподчинений. Эта система и есть гармония, и претензии отдельных элементов этой системы на не свойственные им функции приводят к дисгармонии, возмущениям и дисбалансу, а в результате и к ее расстройству.

    С Христом на землю пришла идея единства, а не идея равенства, именно она дает согласованность, единомыслие и отсутствие недовольства, и при сохранении индивидуальности каждого человека, должно существовать взаимное подчинение -субординация и определенная система иерархии.

    Иллюстрацию этой взаимозависимости апостол Павел находит в человеческом теле, у которого каждый находится в состоянии подчинения у других членов, обладая равными правами, но и неравными возможностями. Тело действует успешно тогда, когда не уравниловка всех членов имеет место, но согласованное взаимодействие и единство каждого на своем месте и со своими функциями. Следовательно, равноправие в определенном отношении не исключает, но предполагает иерархию, то есть, неравенство. Павел пишет: не все тело — глаз или ухо. Замужняя сестра, покрыв голову, показывает окружающему миру свое подчинение установленному Богом положению. И это свидетельство не только для окружающих, но и знак для Ангелов. Наблюдая за людьми, сатана и павшие ангелы, обнаруживают, что Бог получил от людей повиновение, не полученное от них, и это их постыжает. Сатана постыжен не только Иисусом, покорившемся Отцу, но и обычными платками, то есть людьми, покорившимися Божьим установлениям добровольно. Это и повиновение жены мужу, а покрытие головы является знаком этого состояния. Сатана же пытается убедить не стойких духом женщин в необязательности покрывать голову.

    Но при этом, Павел указывает, что покрытие головы является добровольным актом. В этом и проявляется постыжение ангелов, в добровольности, когда женщины, равные мужчинам в части благодати, во плоти подчиняются им, подавая знак о своей покорности Божьим установлениям. Следовательно, принудительного церковного закона о покрытии головы для сестер не должно быть.

    Коринф во время Апостола Павла был огромным городом. Его население насчитывало более семисот тысяч человек. Поскольку город находился на узком перешейке, соединяющем южную часть Греции с ее северной частью, все движение с севера на юг сосредотачивалось в Коринфе - другого пути не было. Такое географическое положение сделало Коринф одним из важных торговых центров древнего мира.

    Коринф был самым богатым и самым большим городом Греции. Население жило в роскоши, а роскошь и материальное процветание всегда идут рука об руку с неправедностью.

    Именно в этот город и пришел Апостол Павел в 51 году и в немощи и страхе проповедовал Евангелие. Спустя некоторое время Павел написал христианам этого города два послания. В первом он затронул ряд насущных проблем, одной из которых является требование к сестрам-христианкам покрывать голову.

    Учение Павла - это не утверждение древней еврейской традиции. Покрытие головы отличалось от существовавших в то время традиций, оно символизировало великий принцип христианской веры. Повеление относилось именно к христианам. Рассмотрим принцип, на котором оно основано, а также появившиеся в связи с этим проблемы.

    Апостол Павел излагает Божью точку зрения вполне конкретно: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11:3).

    Глава - это руководитель, вождь. Христос является руководителем мужа, а муж - руководителей жены. Всякий мужчина, спасенный Иисусом Христом, должен подчиняться своему Спасителю и Господу. А каждая христианка должна с радостью признавать свою подчиненность мужу, установленную самим Богом.

    Головной убор не делает женщину равной мужчине, как трактуют некоторые. Напротив, если женщина покрывает голову, то она признает свое неравенство перед мужчиной и выражает согласие на его главенство.

    Покрывая голову, жена-христианка может с дерзновением, как и муж, подходить к трону Божьему и молиться непосредственно Богу. Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны.

    В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж. Ему принадлежит последнее слово в принятии решений. Жена должна признать и согласиться с позицией лидерства мужа. Это Божественное установление не может служить оправданием жестокости и нетерпимости мужа к жене. Он не должен думать, что все в доме должно вращаться вокруг него и в угоду ему.

    Главенство - не то же самое, что господство. Муж не должен становиться тираном. На нем лежит большая ответственность. Муж должен признавать свою подчиненность Христу, а жена - свою подчиненность мужу. Таков принцип главенства.

    Порядок главенства - не вопрос превосходства, а вопрос власти. Когда эта власть руководима страхом Божьим, она производит гармонию, благословение и мир. Чтобы яснее понять значение главенства во взаимоотношениях мужа и жены, проследим взаимоотношения Бога и Христа.

    Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30). Это говорит о равенстве. В другом месте Иисус говорил: "Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?.. Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Иоан.14:10). Это говорит о сотрудничестве. В третьем случае Иисус засвидетельствовал: "Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодной (Иоан.8:29). Это говорит о подчинении Сына. Во взаимоотношениях Отца и Сына видно обоюдное понимание, или признание, что конечная власть принадлежит Отцу, Отец обладает приоритетом.

    Если главенство и руководство нужно и полезно в Божественных взаимоотношениях, то насколько это важнее и нужнее в человеческом обществе! Муж и жена только тогда выполнят свое предназначение, когда с радостью займут то положение, которое Бог определил для них.

    "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая" (1Кор.11:4-5). Муж показывает свою подчиненность Христу тем, что во время молитвы или проповеди снимает головной убор. А жена показывает свою подчиненность мужу в том, что во время молитвы или пророчества покрывает голову. В таком виде жена должна идти в присутствие Божье, чтобы получить Его благословение. Покорная Слову Божьему жена имеет право на все обетования Божьи, данные человечеству при искуплении.

    Сформулировав принцип, Апостол Павел излагает несколько причин, по которым женам-христианкам следует растить волосы и покрывать их.

    Обнажать голову - стыдно

    "Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1Кор.11:6). В дни Апостола Павла люди понимали, что женщине стыдно быть остриженной или обритой. Короткие волосы повсеместно считались признаком бесстыдства и блуда, и только падшие женщины стригли волосы. Длинные волосы были признаком добродетели. Нежелание покрывать голову в знак подчинения мужу, по Писанию является таким же постыдным поступком, как и стрижка волос.

    Бог нашел нужным употребить видимый знак для того, чтобы напоминать нам о Божественном порядке во взаимоотношениях между мужем и женой. Этим знаком должны быть длинные, необрезанные волосы у жены и покрытая голова.

    Требование установленного Богом порядка

    "Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор.11:7-9). Павел напоминает, что при создании мира между мужчиной и женщиной была положена разница, в силу которой мужчина должен главенствовать над женщиной. Бог создал сначала Адама, а затем Еву. Покрывало на голове жены является символом того, что она придерживается установленного Богом порядка и чтит мужа как главу.

    "Посему жена и должна иметь на голова своей знак власти над нею, для Ангелов" (1Кор.11:10). Ангелы ополчаются вокруг боящихся Господа и избавляют их, как говорит об этом псалмопевец (Пс.33:8). Бог посылает Ангелов на служение тем, кто наследует спасение (Евр.1:14).

    На основании вышеприведенных мест, Ангелы на небесах заинтересованы в физическом и духовном благополучии Божьих детей. Женщины, которые добровольно носят на своей голове знак власти, подлежат небесной охране. О, как это нужно в наши дни! Кому не хочется жить безопасно в современном обществе? Это возможно для тех жен, которые повинуются Божьему порядку главенства и видимых образом показывают это.

    Покрывало на голове является знаком, который равным образом относится и к земной жизни, и к небесной. Он показывает, что жена занимает определенное место в порядке Божьего мироздания. Если же она не хочет признавать власть мужа, отказываясь носить знак его власти над собой, она пренебрегает повелением Бога.

    Требование приличия

    "Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?" (1Кор.11:13-15). У всех людей есть врожденное чувство того, что хорошо и что плохо, и наш здравый смысл свидетельствует, что длинные волосы - честь для женщины.

    Мы с женой никогда не стригли своих дочерей, искренне желая, чтобы они приняли Христа, когда вырастут. Нам хотелось, чтобы им не было трудно следовать Его учению. Однажды мне пришлось услышать, как какая-то женщина сказала нашей дочери: "Никогда не разрешай маме с папой подрезать тебе волосы!" Несмотря на то, что наша культура развивается в совершенно другом направлении, противоречащем установленному Богом порядку, и у многих нет никакого уважения к Божественному закону, - все же у людей достаточно здравого смысла, чтобы понять, что длинные волосы - честь для женщины.

    Так учит сама природа

    Природа - хороший учитель. Она подсказывает нам, что женщина должна иметь длинные волосы, а мужчина - короткие. Многие искренне заявляют: "В Писании не говорится, какой длины должны быть волосы у женщин!" В рассматриваемом нами тексте Писания Павел использует три слова для описания длины женских волос: обритые, остриженные и длинные. Какие волосы считаются длинными? - Те, которые не брили и не стригли.

    "А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (1Кор.11:16). Если кто-то остается глух к здравому смыслу и не может убедить себя в силе данной аргументации, ему надлежит просто молчать, в силу апостольской власти. Павел говорит, что ни он, ни основанные им церкви не позволяют женщине молиться или пророчествовать с непокрытой головой.

    Покрытие головы - повсеместная практика апостольской церкви. Римские катакомбы, скульптурные барельефы на стенах зданий, ранние исторические документы - все свидетельствует о том, что жены в древности покрывали голову. Это было повсеместной практикой во всех церквах Греции, Рима, Антиохии, Африки.

    Некоторые считают, что Павел позволяет не соблюдать данные им указания в случае несогласия, если это учение вызывает споры. Но это неверно. Разве может Святой Дух вначале говорить о том, зачем и почему жена должна покрывать голову, а потом сказать, что это не нужно делать, если появятся споры?

    Многие утверждают, что покрытие головы - устаревший обычай и не относится к ним сегодня. Однако такой оговорки нет в Слове Божьем. Все Писание богодухновенно и актуально лично для нас. Апостол Павел говорит: "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (1Кор.14:37).

    Истинное счастье приходит от правильных взаимоотношений с Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Эти взаимоотношения поддерживаются при нашем исполнении воли Бога, выраженной в Слове Его. Оно учит, что жена должна быть подчинена мужу. Ей заповедано носить на голове видимый знак подчинения. Этот знак влияет на молитвы жены, потому что Бог рад ответить на просьбы той женщины, которая в смирении, с радостью покоряется Его установлению. Такая жена получает благословение и находится под защитой Самого Бога.

    Покрывало на голоде жены говорит также о ее чистоте и скромности. Оно является видимым свидетельством действия благодати Божьей, которая произвела в сердце свою работу. Жена, которая покрывает голову и в то же время проявляет гордость, самолюбие и господствующий дух, - бесславит Бога и церковь.

    Библия не говорит конкретно, как сделать покрывало или как носить его. Но она учит, что голова жены должна быть покрыта. Следовательно, покрывало должно быть достаточного размера, чтобы покрыть природную славу женщины, то есть ее волосы, и чтобы окружающим было видно исполнение Божественного принципа подчинения жены.

    Сегодня много жен-христианок, которые не покрывают голову. Они преподают в воскресных школах, свидетельствуют другим о Боге. Не кажется ли вам странным, что многие, называя себя христианами, хотят делать великие дела для Бога, но не хотят исполнять небольшие Его повеления и этим доставить Отцу радость? Будем же помнить предостерегающие слова нашего Господа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного?" (Матф.7:21).

    Взято из альманаха для родителей

    Коринф во время Апостола Павла был огромным городом. Его население насчитывало более семисот тысяч человек. Поскольку город находился на узком перешейке, соединяющем южную часть Греции с ее северной частью, все движение с севера на юг сосредотачивалось в Коринфе — другого пути не было. Такое географическое положение сделало Коринф одним из важных торговых центров древнего мира.

    Коринф был самым богатым и самым большим городом Греции. Население жило в роскоши, а роскошь и материальное процветание всегда идут рука об руку с неправедностью.

    Именно в этот город и пришел Апостол Павел в 51 году и в немощи и страхе проповедовал Евангелие. Спустя некоторое время Павел написал христианам этого города два послания. В первом он затронул ряд насущных проблем, одной из которых является требование к сестрам-христианкам покрывать голову.

    Учение Павла — это не утверждение древней еврейской традиции. Покрытие головы отличалось от…

    Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

    “Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

    Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале “Может ли женщина молиться с непокрытой головой?”. Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

    Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

    Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

    Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей…

    Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

    Христианство

    Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято…

    ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

    Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

    Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

    Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или…

    Почему женщине нельзя заходить в храмы и монастыри в брюках и с непокрытой головой?

    Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме - в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.

    Цель посещений церкви - молитва. А согласно Священному Писанию, женщина должна молиться с покрытой головой. Очень хорошо, что сейчас во многих храмах и монастырях платок можно получить при входе.

    Что касается брюк, то Священное Писание требует, чтобы женщины одевались в женскую одежду, а мужчины - в мужскую. Поэтому женщине, которая специально собирается идти в храм, лучше надеть юбку соответствующей длины.

    Во всех случаях нужно стараться уважать благочестивые традиции нашего народа и нашей Церкви, ибо со своим уставом, как говорят, в чужой монастырь не ходят.

    Но если человек впервые пришел в храм или у него внезапно…

    Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

    Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя…

    Традиция покрывать голову в церкви, это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина - с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

    Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

    Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

    В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. Верующий человек в храме должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем…

    Традиция такая.

    раньше вообще женщины все время с покрытой головой ходили, а кто с непокрытой — считались женщинами легкого поведения.

    Покров на голове женщины обозначает ее зависимость от мужа (а если его нет – то от отца, брата или сына) . Женщина, не имевшая мужчины-защитника (мужа, отца, брата или сына) не являлась полноправным членом общества. Фактически она вообще не обладала никакими гражданскими или имущественными правами. Одновременно покров на голове стал также знаком целомудрия женщины – принадлежности мужу (подразумевалось – и более никому) . Женщина, не носившая покров на голове, считалась «девицей легкого поведения» . Отсюда очевидно, почему апостол рекомендует христианским женщинам носить покрывало, особенно в церкви (в те времена христиан часто обвиняли в культовом разврате, и требование Павла противостояло этому обвинению) .

    ********************************************************

    Платок на женщине — знак того, что эта женщина принадлежит…

    11.09.2014

    Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

    Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

    Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит…

    Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

    Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

    Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

    Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного…

    Вопрос платков и косынок часто становится предметом разногласий и споров. Это происходит потому, что люди пытаются возвести в ранг догмы то, что по какой-то причине Бог не посчитал нужным объяснить подробно в своём Слове – Библии. Тема покрытия головы затрагивается всего в одном месте Нового Завета, в 1 Кор. 11:3-16. Иисус Христос ничего не говорил по этому вопросу, Петр, Иаков, и Иоанн, в своих посланиях тоже ничего не упоминают о нём. Проблема усложняется тем, даже в том единственном месте, где апостол Павел касается вопроса покрывала, его основная тема – не элементы одежды, а суть системы авторитетов в рамках устройства семьи. Покрытие головы в этом месте упоминается Павлом больше как иллюстрация принципа подчинённости жены мужу, нежели как догматическое учение.

    Скорее всего, поэтому, Павел не представляет детального учения по данному вопросу. Более того, говоря о покрытии головы, он употребляет несколько аргументов, которые, будучи понятными христианам Коринфа, трудно…

    Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
    Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно читать написанное им, то другого вывода не сделаешь: во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете». Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно… Я не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько…

    Однажды на сайте одна из участниц форума возбудила интересную тему. Она написала: «В нашей общине очень остро обсуждается вопрос о необходимости покрывать голову платком женщинам во время молитвы».

    Невольно сразу же возникает вопрос: «А почему именно платком, а может другим каким-либо головным убором»?

    Позвольте рассмотреть этот вопрос, что, собственно хочет сказать Павел Коринфским женщинам?

    Давайте проще подойдем к этому вопросу.

    Возьмем современный перевод и проанализируем 11 главу 1 Коринфянам, что касается покрывала на голове женщины:

    «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (5 стих).

    Вы видите, как апостол иронизирует: Если женщина молится с непокрытой головой, это равносильно тому, что она обрила свою голову?

    Из этого текста мы можем пока сделать только один вывод: Для того чтобы не навлечь…

    Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
    Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
    И более того, в Украине есть храм — в Ахтырке (Сумская область) — где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
    — Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио «Эра».
    — А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка — отец Георгий ответил с некоторым раздражением: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой…

    4 (80%) 3 votes

    Для ответа на данный вопрос приведем свидетельства из старообрядческого журнала “Церковь” начала ХХ века, в котором цитируется наставление св. апостола Павла :

    “Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается” (1 Кор., XI, 5,6).

    Св. Иоанн Златоуст говорит во объяснение этих слов апостола:

    “Мужу апостол повелевает быть открытым не всегда, а только во время молитвы… Жене же повелевает быть покрытою всегда; потому что сказав: “Всяка жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою срамляет главу свою”, он не останавливается на этом, но еще продолжает: “Едино бо есть и тожде еже быти остриженей”.

    Если остриженной всегда постыдно, то очевидно, что и быть непокрытою всегда постыдно. (Апостол) не останавливается на этом, но еще присовокупляет: “Должна есть жена власть имети на главе ангел ради” ; показывает, что не только во время молитвы, но и всегда она должна покрываться (Творения его, т.X, стр.257).


    Во время службы люди должны фокусироваться на молитве, и наши предки продумали все до мелочей

    Что же касается того, должно ли женщине заплетать волосы в две косы или в одну, писанного о том мы не встречали. Лишь знаем, что в силу издревле существующего среди православных христиан обычая женщины плетут свои волосы в две косы, а девицы – в одну.

    “Церковь”, 1913, № 39

    Следует добавить также, что в среде старообрядцев утвердилась благочестивая традиция не повязывать платок на двойной узел, а подкалывать на булавку. Замужние женщины, помимо платка в храм надевают повойник – легкую шапочку, впервые надеваемую во время венчания.

    В некоторых местах, в основном в южных областях, практикуют подвязывание платка на один “накидной” узел.


    Репетиция выступления детского хора на Рогожском

    Двойные и т.п. узлы ассоциируются с удавкой Иуды и считаются неблагочестивым символом, как и галстуки для мужчин.


    Праздник в Неделю Свв. Жен-Мироносиц на Рогожском в Москве

    На некоторые службы (например, Крестовоздвижение, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи), а также перед исповедью и утром после нее вплоть до св. Причастия (для взрослых),


    Выступление старообрядческого хора в праздник Воздвижения Честного Креста Господня
    Молебен по случаю праздника усекновения главы св. пророка и предотечи Иоанна

    Избранные статьи от сайт:


    Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

    Подборка эксклюзивных фотографий о ходе реконструкции на Рогожском в 2007-2015 годах.

    Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « », информация , а также читателей сайта «Старообрядческая мысль».

    Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. , ,

    Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

    Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

    Поделиться