Чему учит сказка никита кожемяка. Никита кожемяка - это герой русских сказок. Главные герои сказки "Никита Кожемяка"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе УМК «Школа 2100»

Тема: Русские народные сказки «Никита - Кожемяка», «Как мужик гусей делил».

Цели: продолжить выработку навыков грамотного читателя;

совершенствовать речевые умения; развивать интерес к

самостоятельному чтению; учить ребят оценивать поступки героев

произведения; способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», презентация, учебники.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Психологическая настройка.

Ребята, как вы думаете, для чего нужно много читать?

^ Хорошая книжка привыкла к почтению

И тот получает пятёрку по чтению,

II. Сообщение темы и целей урока.

А сейчас, давайте поиграем:

Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

Прочитайте слово, которое у вас получилось – (СКАЗКИ).

А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся)

^ III. Анализ сказки «Никита - Кожемяка».

Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?

Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на

съедение?

Как царевна стала женой змея?

Где жил змей?

Кто смог спасти царевну?

Как об этом она узнала?

Чем занимался Никита - Кожемяка?

Где он жил?

Каким вы представляете Никиту?

Почему же Никиту звали Кожемяка?

Для чего мнут кожи?

Что случилось с Никитой, когда к нему пришёл сам царь?

Чем закончилась битва со змеем?

Как Никита и змей делили землю?

Что осталось от змея?

Можно ли Никиту - Кожемяку назвать богатырём?

По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской?

Найдите в ней приметы волшебных сказок.

2. Пересказ сказки «Никита - Кожемяка»
^ IY. Гимнастика для глаз:

Посмотрите, перед вами волшебное яблочко на тарелочке. И куда

оно сейчас покатится, туда должны следовать за ним и ваши глазки.

Итак, следим... Катись, катись, яблочко по тарелочке. Хорошо.

А теперь крепко зажмурьте глаза, представьте, что вы попали в

Откройте глаза. Снова следим за яблочком. Катись, катись, яблочко…

Теперь, правой рукой закройте правый глаз, следите за яблочком.

Левой рукой закройте левый глаз. Катись, катись, яблочко по тарелочке.

Хорошо, молодцы!

^ Y. Чтение 1 - й части сказки «Как мужик гусей делил».

Прочитайте название сказки.

Можно ли на всех поделить гуся поровну?

Учащиеся читают про себя, самостоятельно.

Вопросы после чтения.

Назовите героев сказки.

Кто такой «помещик»? (богатый человек, владеющий

землёй)

- «Крестьянин»? (деревенский житель, который работает на земле,

выращивает скот).

- Объясните значение слов и выражений:

Гусь - пустокормка - нет пользы, только поедает корм.

Гостинец - подарок.

Барин - обращение к богатому человеку.

Почему крестьянин отнёс последнего гуся помещику?

Что должен был сделать Степан?

Как разделил гуся Степан?

За что барин одарил Степана?

^ YI. Физминутка.

Дружно встали - 1, 2, 3.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки.

Наклонившись влево, вправо,

Получается на славу!

YII. Чтение 2 - й части сказки и анализ прочитанного.

Вопросы после чтения.

Почему богатый крестьянин сам не пошёл, а отправил свою жену к

Как поступил богатый помещик?

Объясните выражения:

Что творится со Степаном - что случилось.

Богатый муж и жена были очень завидливые - жадные и

завистливые.

Сколько гусей принёс Евдоким? Почему?

Смог ли он их разделить?

Составьте схему «Герои сказки» и дайте им характеристику.

YII. Обобщение.

С какими сказками познакомились?

Чему учит сказка «Никита - Кожемяка».

Чему учит сказка «Как мужик гусей делил»?

Прочитайте пословицы и поговорки?


        • Ум без разума беда.

        • И сила уму уступает

        • Утро вечера мудренее.

        • У страха глаза велики.
- Какие пословицы можно отнести к каждой сказке?

      • Объясните их значение.
В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает зло!

Какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

части сказки.

ХI. Итог урока.

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка – это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее – убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.

Главный герой русской народной сказки «Никита Кожемяка» – кожевник-силач по имени Никита. В том царстве, где Никита жил, объявился страшный змей, который много людей погубил. Этот змей похитил царскую дочь и держал ее в заточении. Царевна сумела узнать, что победить змея может только человек по имени Никита Кожемяка.

Царевне удалось передать весточку отцу с матерью, в которой она просила найти Никиту и упросить его освободить ее. Царь с царицей отправились к Никите. Тот в это время мял одновременно дюжину воловьих кож. Увидев высоких гостей, Никита от испуга разорвал эти кожи. Он рассердился и отказался помогать царю.

Тогда царь собрал великое множество сирот и отправил их к Никите Кожемяке. Сироты попросили силача избавить народ от страшного змея, и Никита согласился. Он отправился к берлоге змея и стал вызывать его на бой. Змей попытался договориться с Никитой и предложил поделить ему весь мир пополам.

Никита решил перехитрить змея и согласился с его предложением. В ответ он сказал, что между этими половинами следует провести межу. Сделал Никита огромную соху, запряг в нее змея и стал глубокую межу пропахивать. Когда межа дошла до моря, Никита сказал змею, что и море надо тоже поделить. Вошел змей в воду и утонул.

А Никита домой вернулся и за свою победу никакой награды требовать не стал. А та межа до сих пор стоит, и люди о Никите Кожемяке помнят.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Никита Кожемяка» заключается в том, что главный долг каждого человека – защищать свою Родину от врагов. Никита отказался выручать царевну из плена, но когда его попросили освободить страну от злого змея, он, не задумываясь, согласился.

Сказка «Никита Кожемяка» учит быть сильным, смелым и отважным, не бояться вступать в борьбу с врагами своей Родины.

В сказке мне понравился главный герой, Никита Кожемяка. Это сильный, отважный и, вместе с тем, скромный человек. Освободив страну от злого змея, Никита вернулся домой и занялся прежним трудом — выделкой кож, не требуя ни от кого награды за свой подвиг.

Какие пословицы подходят к сказке «Никита Кожемяка»?

Родина – мать, умей за нее постоять.
Смекалка во всяком деле выручит.
Скромность красит человека.

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

принесет.

Начнем с конца

самое,

бескорыстное и доброе

К слову говоря

что то

Вернемся к анализу

Для варианта Афанасьева ( )

Все мы знаем, что одна и та же сказка может иметь несколько версий, несколько вариантов начала и конца! Интересно сравнить эти варианты! Молодой и перспективный исследователь-филолог Сергей Сергеевич Шилин в своей студенческой работе так и сделал на примере двух версий сказки "Никита Кожемяка" и любезно предложил опубликовать свою статью на страничке нашего блога! Вот она!

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

А. Афанасьева «Народные русские сказки»

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.

Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож;. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!-сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.

Хорошо,- сказал Кожемяка,- надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.

Ну,- говорит змей,- теперь мы всю землю разделили!

Землю разделили,-проговорил Никита,- давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда,-называет ее валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

М.Булатова «Русские волшебные сказки»

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ

принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царевна пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего! Царевна же воротилась к отцу, к матери. Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна, стоит она валом сажени на две высотою Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Волшебная сказка «Никита Кожемяка» относится к киевскому циклу волшебных русских народных сказок.

Судя по всему, это не самая распространенная сказка необъемлемого русского фольклора, поэтому мне удалось найти лишь два варианта.

Итак, отыскал я это произведение в книге А. Афанасьева «Народные русские сказки» и в сборнике М.Булатова «Русские волшебные сказки».

Начнем с конца

«Никита Кожемяка» несомненно волшебная сказка. Текст, представленный на рассмотрение, описывает события и по содержанию и по стилю (в обоих вариантах) сразу дающие понять: все это – вымысел русского народа, стремящегося, как и всегда, заставить читателя «на ус намотать», да «урок преподать добрым молодцам».

Но проблема именно в этом донесении. Во варианте Булатова последние строки указывают непосредственно на то, что сказка придумана в качестве урока людям«…И сложил народ про Никиту эту сказку, - всем добрым людям на размышление». В отличие от этого, вариант Афанасьевского сборника намного более скуп на излишества. Он заканчивается простым «…не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

Думаю это различие указывает на то, что два варианта сказки рассчитаны на разный возрастной состав аудитории. Скорее всего, вариант в сборнике Афанасьева рассчитан на более взрослый пласт, пусть и детей. Он и в принципе то более скуп на излишества, доносит до нас самое, что ни на есть важное (об этом чуть позже). Вариант же Булатова гораздо обширнее. Здесь сказка имеет вид более развернутого произведения, скорее где то записанного, чем передаваемого исключительно из уст в уста…

Время и место записи мне, к великому сожалению, найти так и не удалось, но, полагаю, это где-то 20-е годы.

Объем текста в двух видах сказки различен по уже оговоренным мной причинам – схематичность Афанасьевского варианта и развернутость Булатовского.

Сама суть сказки – далеко не Змей, Красна Девица и Богатырь. Основная мысль – сделать бескорыстное и доброе дело. Никита не знал, что Змей его боится и на уговоры «властей» не поддался. Но сердце его тот час же растопилось, когда он понял, что нужен своему народу, близким ему (более менее близким) людям. Это ведь горожане так просили его придти к ним на помощь. Кожемяка пришел и не взял за это ни пенни!

К слову говоря

К слову говоря, когда читал сказку, думал что Никита и Дочь Царя как и в других подобных произведениях в финале поженятся и будут «жить пожевать», а автор будет на свадьбе их «мед пиво пить»… Не тут-то было! Кожемяка сделал дело и просто вернулся к своим обязанностям .… Здесь мне и пришла мысль. А что если у сказки своеобразное двойное дно? Что если автор не только заложил смысл бескорыстной доброты, но и донес до народа некое расхождение со сказочными устоями? Если она Дочь Царя, значит, в конце непременно Главный герой получает ее в жены! Так просто она и не посмотрела бы на него, но сделав что то , она становится его супругой! А не это ли и есть, пусть косвенная, но плата за его героизм?

Вот и приходит на ум немного осмыслить, почему же все закончилось именно так, без пира в конце?

Вот оно, это самое двойное дно.С одной стороны - твердая стойкость своих убеждений. (Кожемяка пошел на Змея не ради денег и даже не ради Девицы Красной, да еще и Дочери Царя, а просто ради своего народа!) С другой стороны – то самое отрицание сказочных канонов. И суть даже не в том, что даром Царевне простолюдин не нужен, а в том, что это Царевна, может, и не нужна то вовсе простому кожемяке! Вот он уже и не только политический («не за царя, за Народ») но и моральный подтекст.

Вернемся к анализу

Если есть расхождения, то они очень малы. Кроме двух. В варианте Афанасьева помогала Царевне передавать записки собачка, а в Булатовском это была голубушка.

Признаться честно, собачка вызвала легкое удивление! Думаю больше похоже на элементы каких-то западных сказок, чем исконно русских народных. Голубь в этом плане как то…более к месту, что ли…

Вторым расхождением является эпизод с сожжением Змея. В варианте Афанасьевского сборника он отсутствует. После того как утоп Змей в море, выловил его Кожемяка со словами, - «не хочу, что бы воды ясные твоим телом поганить…» И сжег Змея, разнеся по миру пепел от его тела, дабы и памяти о нем не осталось!

На первый взгляд, образы героев довольно линейны и схожи с другими подобными по смыслу сказками. Злобный огнедышащий Тварь-Змей, Прекрасна Девица красна, отец ее, царь, да и всесильно широкоплечий Герой…

Но, с другой стороны, Герой и не подозревает о своей силе, не знает, что боится его Змей, красна девица не столь наивна и второстепенна, как это бывает, а царь вообще, оказывается, умеет во благо народа и хитроумные идейки выдавать (чего стоит мысль о собраний маленьких девочек ко двору Кожемяки)…

Все это вновь и вновь указывает на отвержение канонов сказки!

Змей давно на русской земле – олицетворение зла и горя. Три головы, огонь, похищение девиц… Фантастические мотивы не блещут оригинальностью и какой либо логичностью действий основного злого Существа…

И все-таки вариант в сборнике Булатова намного лучше. Он, как говорится, обладает душой. Не просто там «прилетел…увел…позвали…победил», как у Афанасьева. Имеется и описание самого змея, людей, обычаев, времяпровождения…

Сказка интересна (и вдвое интересна в трактовке сборника Булатова)… И героизм в ней, и смысл, и подтекст… То есть сочиненное и записанное русским народом!

Использованы материалы: сайта http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru для варианта Афанасьева (http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru/skazka_66.htm )

И книги «Русские волшебные сказки». Гос. Издат. Детск. Лит-ры Мин-ва просвещения РСФСР Ленинград 1958 год. Сборник М. Булатова. Стр. 14-19


УРОК ЧТЕНИЯ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «НИКИТА-КОЖЕМЯКА»

Цели урока:
создать целостный литературно-художественный образ народного героя-богатыря;
выявить признаки богатырской народной сказки;
продолжать выработку навыков грамотного читателя;
развивать интерес к самостоятельному чтению;
развивать устную речь, творчество, воображение, умение рассуждать;
способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: эпиграф к уроку (пословица), блок-схема, раздаточный и наглядный материал для игр, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
– Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. И велась беседа наша речью плавною.
– А эпиграфом к нашему уроку будет пословица (присказка).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
II. Повторение знаний о сказке.
1.Работа с эпиграфом-пословицей
– Прочитайте. Как понимаете пословицу? (В сказке много вымысла, но в ней всегда есть чему учиться.)
Верно, без необычного сюжета и наличия морали сказка была бы не сказкой.
2.Составление блок-схемы.
– К какому жанру относится сказка? (Устное народное творчество)
– На какие две группы по авторской принадлежности делятся сказки?(Народные и литературные)
– Приведите примеры известных вам народных и литературных сказок.
– Как называли людей, которые умело, рассказывали сказки? (Сказочники, сказители)
(Слайд 1. «Сказители с гуслями»)
– Сказители (старцы) знали на память множество былин, песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных…
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки, брали гусли и под звон струн рассказывали нараспев о славных богатырях, защитниках Земли.
Давайте сейчас перенесемся лет на сто – сто пятьдесят назад, а может, и больше.
– Вот, например, поссорились охотники между собой. А ссора на зимовье – очень опасное дело. Срочно надо спорщиков мирить. Тут не обойтись без сказителя.
- Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
(Бытовые сказки, т.е. такие, в которых жадный, скупой, глупый человек всегда попадает впросак.)
Посмеются охотники, глядишь, и зло ушло, как не бывало.

– Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков – какою сказкой? (Сказкой о животных)
О хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке, простодушном медведе.
– Теперь снова вообразим зимовье. В лесу – изба, в избе печь-каменка, в середине – стол, по краям – лавки, под потолком – полати. Зима долгая. Устали зимовщики, надоели одни и те же картины, люди, тошно на душу. Хочется им домой, к женам, к детишкам. Хочется лета, отдыха и любви.
– Какую сказку выберет сказитель на этот раз? (В таких случаях нужна волшебная сказка.)
Волшебная сказка поможет перенестись мыслями в чудесные миры, в миры, где живет любовь и красота.
– Итак, на какие группы делятся сказки по своему содержанию и действующим лицам? (Бытовые, сказки о животных, волшебные)

На доске: сказка

Народная литературная

Бытовая о животных волшебная.......

3.Повторение домашнего задания. Краткий пересказ.
– Какую сказку читали дома? («Кот и лиса»)
– К какому виду можно ее отнести? (О животных)
– Кто автор? (Русская народная сказка)
– Перескажите кратко сюжет сказки.
–В мире так много сказок, мы с вами читали на уроках литературного чтения корейские, африканские, эстонские, латышские, татарские сказки и другие.
– Что объединяет сказки разных народов? …Какая общая тема? (Борьба со злом)
Высмеивать поведение героев, недостатки героев, показать, что добро побеждает зло.
– Нравится ли вам читать сказки?
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку «Никита-Кожемяка». Эта сказка о русском богатыре.
IV. Изучение нового материала.
– Вспомним, кто такие богатыри? (Это сильные, мужественные, бесстрашные люди, которые защищали Землю от врагов.)
– Мы с вами читали сказки, былины о богатырях, вы смотрите мультфильмы. Я думаю, что вы без труда угадаете имя богатыря. Давайте поиграем в игру.
1.Игра «Угадай богатыря»
(У детей на столах сигнальные карточки с именами богатырей. Учитель читает отрывок из произведения, определив о ком идет речь, дети показывают карточку.)

(Слайд 2-3 «Богатыри»)

И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася…
Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что он его не замечает. (Святогор)

Хлеб ест по три калача, пьет по три медных кружки. Побеждает во всех боях да схватках. Старается избежать кровопролития, не бьет врагов, а на их глазах разбивает дуб многоохватовый палицей своей богатырской, и враги устрашенные его силой, разбегаются…
Первым подвигом его было освобождение народа от силы вражьей, от
Соловья-разбойника, что свистом-посвистом своим перебил-покалечил
людей немало. (Илья Муромец)

О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»…
Этот богатырь в битве тяжкой победил Змея огненного и освободил от полона много людей и среди них племянницу князя Владимира.(Добрыня Никитич)

Этот богатырь отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал…
Хитростью спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змея, жену его и
Анастасию, заодно и народ русский от тягот-податей неимоверных. (Алеша
Попович)

– Вот они, какие богатыри русские.
(Учитель взглядом еще раз обращает внимание детей на последний слайд)
Могучие, сила у них богатырская, освободители жен, детей, стариков.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Русь свою мы защитим,
И врагов всех победим.

2. Чтение и анализ сказки «Никита-Кожемяка».
1.Словарная работа (Слайд 4 «Словарная работа»)
– Сейчас мы будем читать сказку «Никита-Кожемяка». Нам встретятся трудные слова. Прочитайте, объясните значение слов и выражений:
Красная девка – прекрасная, красивая девушка.
Поборы – сборы.
Промыслы – охота.
Сыскал – нашел.
Лютый – злой.
Авось – может быть.
Берлогу размечу – разнесу.
Беда неминуемая – неизбежная.
Супротив – против
Межа – граница.
Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей из конопли.
Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг.
Сажень – мера длины равная 2,16 м.
2.Чтение сказки по абзацам вслух (читают дети)
1-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?(Взял в жены, потому что была красива, прекрасна.)
 Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?(Боялись змея.)
– Как царевна стала женой змея? (Схватил и утащил в берлогу.)

2-ый абзац (вопросы после чтения)
– Где жил Никита Кожемяка?(В городе Киеве.)
– С какой просьбой обратился царь к Никите?(Освободить его землю и дочь.)
– Что случилось с Никитой, когда к нему пришел сам царь? Прочитайте.
– Почему у него руки задрожали? (От волнения,смущения.)
– Какие строки говорят о силе Никиты? Прочитайте. (Разорвал 12 кож.)
– Чем занимался Никита-Кожемяка? (Кожи мял.)
– Для чего мнут кожи?
Мяли кожу животного, т.е. обрабатывали «выделывали», чтобы она стала пригодной для пошива одежды.
– Почему же Никиту звали Кожемяка?
Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи.

3-ий абзац (чтение)

4-ый абзац (вопросы после чтения)
– Как Никита и змей делили землю и воду?
– Чем закончилась битва со змеем?
– Что осталось от змея? (Высокая борозда.)
– Каким мы видим Никиту? (Мужественным, хитрым, скромным, защитником.)
– Можно ли Никиту-Кожемяку назвать богатырем?
– На кого из героев русских народных сказок и былин похож Никита-Кожемяка?
– К каким сказкам вы бы отнесли сказку «Никита-Кожемяка»? (Богатырские)
(На доске заполняется схема недостающим словом – богатырские)
– По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской?
(Главный герой - богатырь, побеждает врага умом и силой богатырской.)
– Найдите в ней приметы волшебных сказок.
(Есть отрицательный герой-змей, два поколения – старшее - царь, младшее – Никита, главный герой сражается с противодействующей силой и всегда побеждает.)
3. Задания после чтения. (Слайд 5 «Иллюстрации к сказке»)

Художник-иллюстратор нарисовал иллюстрации к сказке и перепутал их последовательность. Рассмотрите иллюстрации, установите их последовательность, озаглавьте сюжеты сказки.
(Письмо царевны. Приветливая царевна. Просьба малолетних. Как змей и Никита землю делили.)
А здесь рассыпались пословицы. Попробуйте их собрать.
Прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете?
«Смелость города берет».
«Не всяк умен, кто с головою».
Творческая работа
– Надо ли читать сказки? Для чего?(Как говориться в пословице, в сказке есть урок для нас читателей.)
– Можно ли сочинять сказки?
– О чем сочинили бы сказку вы?
– Какие бы положительные черты характера раскрыли бы в своей сказке?
– Попробуем сочинить богатырскую сказку.
(У детей незаконченный текс сказки и опорные слова.Нужно вставить пропущенные слова, прочитать сказку.)

Сказка о славном богатыре
Добрыне Никитиче

Налетело горе ……………………………………… .
Пришла пора собираться ………………… Добрыне Никитичу.
Долго ли ……………… ехал богатырь.
На пути ему встретился камень.
«Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – ничего не потеряешь, но ничего
и не приобретешь, прямо пойдешь– смерть
найдешь».
Выбрал богатырь дорогу ……………………… .
Вокруг леса ………………. , звери …………………….. .
Выехал в чисто поле, прямо к логову ………… .
Вызвал злодея на битву кровавую. Ударил
своей булавою и одним ударом снёс змею
все двенадцать голов.
И отправился Добрыня Никитич дальше освобождать ……………….. землю Русскую.

от нечистой силы

коротко ли

дремучие

рыскучие

черной тучею

прямоезжую

Змея Горыныча

в путь – дороженьку

V. Итог урока.
– Чему учат сказки? (Доброте, отзывчивости, учат помогать младшим и старикам, учат приходить на помощь в трудную минуту.)
– Кто в наши дни мог бы сказать такие слова «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую»? (Защитники Отечества.)
– Вы можете стать защитниками своей земли, родины?
VI.Домашнее задание: (Слайд 6 «Домашнее задание»)
Подготовиться по одному из направлений:
Пересказ от имени главного героя.
Музей пластилиновых фигур.
Составление пожеланий Никите Кожемяке.
– И в заключение нашего урока послушаем отрывок из стихотворения
Ю. Энтина «В мире сказок».
Заранее подготовленный ученик читает стихотворен

Поделиться