Размещение списка аффилированных лиц. Список аффилированных лиц Список аффилированных лиц ао для контрагентов

Внимание, эмитенты!
Порядок раскрытия и предоставления информации об аффилированных лицах и существенных фактах претерпел значительные изменения. В сегодняшнем выпуске мы публикуем подробные комментарии к новациям, с рекомендациями и примерными формами документов.

Основные изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н , касаются порядка раскрытия информации об аффилированных лицах, а также существенных фактов и сообщений о сведениях, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг. Отменено требование об их представлении в регистрирующий орган на бумажном и электронном носителях. При этом для всех без исключения ОАО, а также ЗАО, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение ценных бумаг, введена обязанность раскрывать на своих сайтах списки аффилированных лиц и изменения, вносимые в них, а в лентах новостей уполномоченных информационных агентств — сообщения о размещении списков аффилированных лиц в сети Интернет.

Важнейшие новации, содержащиеся в приказе ФСФР России от 02.06.2009 № 09-17/пз-н, затрагивают состав сведений об аудиторе и оценщике, содержащихся в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете, что продиктовано завершившимся переходом оценщиков и аудиторов на саморегулирование.

Приказом ФСФР России от 18.06.2009 № 09-23/пз-н установлен новый формат текстов документов, представляемых в ФСФР на электронных носителях (для ежеквартальных отчетов). Для заполнения электронного документа, являющегося ежеквартальным отчетом эмитента, должен будет использоваться специальный программный продукт («Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России»), который будет распространяться без взимания платы через сайт ФСФР России.

Рассмотрим эти новации более подробно.

Изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н (далее - приказ № 09-14/пз-н) в части раскрытия информации об аффилированных лицах (постатейный комментарий)

Новая редакция раздела 8.5 «Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества» вступила в силу 1 июля с. г.8.5. Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества.

8.5.1. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Комментарий к п. 8.5.1

1. В соответствии с п. 1 ст. 92 Фе­дерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) открытое акционерное общество обязано раскрывать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 92 Закона об АО обязательное раскрытие информации в случае публичного размещения обществом облигаций или иных ценных бумаг осуществляется в объеме и порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти по фондовому рынку.

Раздел VIII Положения в качестве дополнительных сведений, подлежащих раскрытию открытыми акционерными обществами, а также закрытыми АО, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение ценных бумаг, определяет списки и информацию об аффилированных лицах.

2. Аффилированным лицом в соответствии с определением из Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» считается физическое или юридическое лицо, способное влиять на деятельность юридических и (или) физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а именно:

Член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

Лица, принадлежащие к группе лиц, в которую входит данное общество;

Лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица;

Юридическое лицо, в котором данное общество имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица.

3. Еще одно основание аффилированности, определен­ное указанным Законом, связано с участием общества в финансово­-промышленной группе (ФПГ). Если юрлицо является участником ФПГ, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников группы. В то же время в связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 30.11.95 № 190-ФЗ «О финансово­-промышленных группах» и отсутствием в законодательстве юридического определения понятия «финансово-­промышленная группа» автор полагает, что при составлении списков аффилированных лиц общество может не учитывать основания аффилированности по факту участия в ФПГ.

4. Отметим, что п. 8.5.1 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.8.5.2. Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению 26 к настоящему Положению.

Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.

Комментарий к п. 8.5.2

1. В действующем законодательстве правовые механизмы, обязывающие аффилированных лиц представлять сведения о себе, описаны фрагментарно:

Первый случай прямо предусмотрен п. 2. ст. 93 Закона об АО. Он обязывает аффилированное лицо письменно уведомить общество о принадлежащих этому лицу акциях. Отметим, что, если аффилированному лицу не принадлежит ни одной акции общества, по нашему мнению, оно не несет обязательств по его уведомлению;

Второй случай может проистекать из норм ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ), обязывающих владельцев обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) направить уведомления эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приобретении пяти и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75%;

Третий случай также предусмотрен ст. 30 Закона о РЦБ. Он обязывает приобретателя акций общества, выпуск ценных бумаг которого сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, по соглашению с акционером определять порядок голосования по таким акциям на общем собрании, если в результате приобретения данное лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям. Не позднее пяти дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента возникновения права распоряжения голосами по акциям на общем собрании, в том числе на основании договора, указанное лицо обязано направить уведомление эмитенту, а также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Отметим, что ненаправление такого уведомления грозит ответственностью по ст. 15.19 части 3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Это важно

В списки аффилированных лиц необходимо включать только известную организации информацию об этих лицах.

2. В некоторых случаях общество должно узнавать сведения об аффилированных лицах либо новую информацию о них (например, при избрании членов совета директоров или избрании (назначении) исполнительных органов общества, а также при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании). Также сведения об аффилированных лицах необходимо узнавать при совершении сделки с заинтересованностью.

Дело в том, что основанием отнесения сделки к категории сделок с заинтересованностью могут быть отношения аффилированности с обществом контр­агента по сделке либо его уполномоченных лиц. Очевидно, что обществу доступна информация о таких аффилированных лицах, как управляющая организация, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа, а также дочерние и зависимые общества и т.п.

3. По каждому аффилированному лицу в списке необходимо указывать:

Полное фирменное наименование (для организации) или ФИО (для физического лица);

Место нахождения (для юридического лица) или место жительства (для физического лица. Кстати, оно указывается только с его согласия);

Основания (основание), в силу которых лицо признается аффилированным;

Дата наступления оснований (основания);

Доля участия аффилированного лица в уставном капитале общества, в %;

Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций общества, в %.

4. Месту нахождения юридического лица посвящена ст. 4 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 2 и 3 указанной статьи место нахождения общества определяется местом его госрегистрации и указывается в учредительных документах. При этом юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.

Аналогичные нормы содержатся также в п. 2 ст. 4 и п. 3 ст. 11 Закона об АО.

Исходя из указанных положений в уставах акционерных обществ и иных юридических лиц в качестве места нахождения указывались, как правило, субъект РФ, область, район, село, город, где находился постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а в случае его отсутствия - иные орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности. Одновременно устав юридического лица содержал, как правило, почтовый адрес, по которому осуществлялась связь с ним.

Изменение понятия «место нахождения» связано со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Во-­первых, в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 5 данного закона в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества (при отсутствии такого органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности), по которому осуществляется связь с организацией. Иного адреса (места нахождения) общества ЕГРЮЛ при этом не содержит.

Во­-вторых, Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» понятие «почтовый адрес» исключено из федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационноправовых форм.

Таким образом, под местом нахождения общества понимается адрес помещения, в котором находится его постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия такового - орган или лицо, имеющие право действовать от имени общества без доверенности.

5. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» место жительства физического лица является его персональными данными и не подлежит распространению в СМИ без предварительного согласия этого лица. Если эмитент указывает в списке аффилированных лиц точный адрес места жительства физического лица, субъекту раскрытия необходимо иметь письменное согласие данного лица на распространение его персональных данных в свободном доступе.

Не рекомендуется указывать какие­-либо сведения о месте жительства физического лица в списке аффилированных лиц, включая наименование населенного пункта. Вместо этого в соответствующем поле списка лучше написать «согласие физического лица на раскрытие информации не получено».

6. У одного и того же лица может быть несколько оснований для признания аффилированным - например, лицо, являющееся единоличным исполнительным органом, будет входить с обществом в одну группу лиц согласно нормам ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, оно может быть членом совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа.

В списке аффилированных лиц для каждого лица необходимо указывать все известные обществу основания аффилированности. Важно учесть, что у каждого основания аффилированности может быть своя дата возникновения, поэтому при наличии нескольких оснований необходимо указывать дату возникновения каждого.

7. Для членов совета директоров (наблюдательного совета) эмитента моментом появления основания аффилированности будет считаться:

Момент проведения общего собрания акционеров (если решение принималось им);

Дата принятия решения (если решение принято единственным акционером).

При этом, если член совета директоров переизбирается собранием акционеров на новый срок, в список аффилированных лиц необходимо внести новую дату возникновения основания аффилированности, поскольку членом совета он является не на основании решения собрания, например, двухлетней давности, а на основании решений последнего собрания акционеров.

8. Для единоличного и коллегиального исполнительных органов моментом появления основания аффилированности может считаться:

Дата начала осуществления полномочий, отраженная в протоколе органа управления, избравшего (назначившего) соответствующее лицо (лиц), а в случае отсутствия такой даты - день фактического вступления в должность или проведения собрания (заседания) органа управления, принявшего данное решение;

Для управляющей организации - момент начала осуществления ею полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО). Решение о передаче полномочий ЕИО управляющей организации либо управляющему принимается общим собранием акционеров. Но юридически передача полномочий происходит после вступления в силу положений договора между обществом и управляющей организацией. Момент передачи полномочий, как правило, фигурирует в соответствующем договоре и считается моментом появления основания аффилированности.

9. Пункт 8.5.2 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.

8.5.3. Акционерное общество обязано опубликовать на своей веб­-странице текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с этой даты окончания, а тексты изменений в списке аффилированных лиц - не позднее двух рабочих дней с даты внесения изменений.

Комментарий к п.8.5.3

1. Ранее действующей редакцией раздела 8.5 Положения о раскрытии информации для подавляющего большинства АО (за исключением открытых обществ, обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, и ЗАО, осуществивших публичное размещение облигаций) не устанавливалось требований к раскрытию списков аффилированных лиц, а также изменений в них через Интернет.

Новая редакция устанавливает, что списки аффилированных лиц всех без исключения ОАО (а также ЗАО, публично разместивших облигации), а также любые изменения, вносимые в эти списки, должны раскрываться в сети Интернет в течение двух рабочих дней с момента окончания соответствующего квартала либо с момента внесения таких изменений. Положение не устанавливает точной формы, в которой должны раскрываться данные сообщения. В качестве таковой можно предложить следующую форму по аналогии с тем, как раскрываются изменения в списке аффилированных лиц на дату окончания отчетного квартала (см. таблицу).

Если в течение одного дня вносятся (раскрываются) несколько изменений, их можно размещать в одном файле.

2. Прежняя редакция п. 8.5.3 раздела 8.5. Положения о раскрытии информации содержала требование представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с этой даты. Однако в новой редакции указанного раздела о такой обязанности субъекта раскрытия не упоминается. Следовательно, списки аффилированных лиц начиная с составленных на 30 июня 2009 г. могут не представляться в регистрирующий орган. Отмена госрегулятором с 1 июля с.г. требований представлять списки аффилированных лиц в регистрирующий орган не отменяет обязанность общества физически иметь (хранить) такие списки, подписанные уполномоченными лицами, поскольку данное требование установлено частью 1 ст. 89 Закона об АО. Списки составляются по форме, утвержденной приложением 26 к Положению о раскрытии информации.

3. Требования к формату документа, размещаемого субъектом раскрытия информации на своей странице в сети Интернет, Положение не устанавливает. Ранее в соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 15.08.2003 № 03-1729/р «Об утверждении временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» все файлы, предоставляемые в электронном виде в регистрирующий орган, должны были быть записаны в формате Rich Text Format в кодировке Windows (CP 1251) и иметь расширение.rtf, а файл, содержащий список аффилированных лиц, должен был иметь имя alist.rtf. Следует отметить, что данные требования ранее распространялись только на формат файлов, предоставляемых в регистрирующий орган.

Исходя из общих требований к раскрытию информации в Интернете, изложенных в п. 1.6 Положения о раскрытии информации и гласящих, что «при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации», можно сделать вывод: для раскрытия информации эмитенту желательно использовать наиболее распространенные форматы документов - RTF, PDF, DOC, HTML, при необходимости применяя наиболее распространенные архиваторы (ZIP, RAR и т.п.).

Изменения, внесенные в список аффилированных лиц открытого (закрытого) акционерного общества «_________________»,
на дату: «____»____________200__г.

Дата наступления изменения

Дата внесения изменения
в список аффилированных лиц

Полное фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество аффилированного лица

Место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (указывается только с согласия физического лица)

Основание (основания), в силу которого лицо признается аффилированным

Дата наступления основания (оснований)

Доля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, %

Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций акционерного общества, %

4. Срок, в течение которого общество должно внести изменения в список аффилированных лиц, в настоящее время не регулируется нормативными правовыми актами ФСФР России. В утратившем силу постановлении ФКЦБ России от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» для внесения в список изменений устанавливался трехдневный срок.

5. В отношении кредитных организаций действуют требования п. 2.2 Положения Банка России от 20.07.2007 № 307-П «О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций», в соответствии с которыми срок для внесения изменений в список аффилированных лиц установлен в три рабочих дня с момента, когда кредитной организации стало известно о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список.

6. С учетом требований Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н, эмитенты, чьи ценные бумаги включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И, обязаны принять на себя обязательства по представлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению. При этом действующие правила листинга российских фондовых бирж не конкретизируют сроки внесения изменений в списки аффилированных лиц, устанавливая только сроки представления таких изменений.

Эмитентам, ценные бумаги которых включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И, советуем вносить изменения в списки аффилированных лиц в разумные сроки (например, в течение семи дней с момента, когда эмитент узнал о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список аффилированных лиц (в соответствии с п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства)).

8.5.4. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в Интернете, а если он опубликован в Интернете после истечения такого срока, - с даты его опубликования в Интернете.

Комментарий к п. 8.5.4

1. Ранее действующая редакция раздела 8.5 Положения о раскрытии информации устанавливала срок, в течение которого список аффилированных лиц должен был быть доступен в Интернете - три года с даты опубликования в Сети. Согласно новой редакции если общество публикует текст списка либо изменений в нем в сети Интернет до истечения установленного Положением срока, то период, в течение которого данная информация должна быть доступна в Сети, продляется на столько дней, на сколько раньше была произведена публикация. Например, если список, составленный 30 июня, был опубликован 1 июля, он должен быть доступен в сети Интернет на один день дольше, чем опубликованный 2 июля.

Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в Интернете списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать:

Полное и сокращенное фирменные наименования акционерного общества, его место нахождения;

Присвоенный акционерному обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;

Основной государственный регистрационный номер, за которым в ЕГРЮЛ внесена запись о создании акционерного общества;

Уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;

Адрес страницы в Интернете, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;

ООО по требованию своего участника обязано предоставить ему доступ к списку аффилированных лиц (пп. 8 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Соответственно, ООО обязано вести список аффилированных лиц.

Напомним, что аффилированными лицами являются физлица и организации, которые способны оказывать влияние на деятельность конкретной фирмы. Подробнее о том, кто является аффилированным лицом организации, можно прочитать в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 .

Список аффилированных лиц ООО: хранение

Такой список хранится в организации как минимум 10 лет (п. 150 Перечня , утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558).

Если организация нарушит это правило, то ей грозит штраф (ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ):

  • от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (штраф будет наложен саму фирму);
  • от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб. (штраф будет наложен на должностных лиц организации).

Как составить список аффилированных лиц

Утвержденной формы списка аффилированных лиц для ООО нет. Вы можете разработать собственную форму такого списка или же взять за основу форму списка аффилированных лиц для акционерных обществ (Приложение 4 к Положению, утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П), внеся в нее некоторые коррективы.

"Новая бухгалтерия", N 1(7), 2003

Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах. Данное требование обусловлено положениями Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Понятие аффилированных лиц было впервые введено Законом "О конкуренции".

Согласно ст.4 Закона "О конкуренции" аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Чтобы лицо было признано аффилированным, необходимо соблюдение ряда условий, установленных Законом "О конкуренции". Приведем примеры.

Гражданин является членом совета директоров компании. По отношению к компании он - аффилированное лицо.

Законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрен ряд условий, касающихся:

  • участия аффилированных лиц в фондовых биржах (ст.20);
  • раскрытия информации об аффилированных лицах в сведениях о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и в сделках с заинтересованностью (ст.22);
  • ограничения права аффилированных лиц подписывать проспект ценных бумаг (ст.22.1).

Хотя определение аффилированных лиц появилось в Законе "О конкуренции" еще в 1991 г., участие аффилированных лиц в акционерных отношениях впервые законодательно было урегулировано Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Законом "Об акционерных обществах" предусмотрен ряд обязанностей общества, связанных с аффилированными лицами, в частности:

  • хранить списки аффилированных лиц с указанием количества и категории (типа) принадлежащих им акций (ст.89);
  • публиковать списки аффилированных лиц с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций (ст.92);
  • вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства (ст.93).

* * *

Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ) от 01.04.2003 N 03-19/пс утверждено Положение о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ <*> (далее - Положение от 01.04.2003).

<*> Опубликовано в журнале "ОДР" N 11 за 2003 г.

Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах различается в зависимости от того, имеет акционерное общество допуск к обращению своих ценных бумаг на фондовом рынке или нет.

На основании Положения от 01.04.2003 все открытые акционерные общества, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах путем представления в ФКЦБ списков аффилированных лиц.

Акционерные общества, эмиссионные ценные бумаги которых по заявлению этих обществ допущены к обращению на фондовом рынке хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, имеющим лицензию ФКЦБ, помимо представления списка аффилированных лиц с указанием всех изменений, произошедших в этом списке, в ФКЦБ размещают его на своей странице (веб-сайте) в сети Интернет.

Список аффилированных лиц акционерного общества, представляемый в ФКЦБ, составляется в произвольной форме.

При этом он должен содержать следующие сведения:

  • полное фирменное наименование (наименование - для некоммерческой организации), место нахождения и почтовый адрес юридического лица или имя (фамилию, имя, отчество) и место жительства физического лица, являющегося аффилированным лицом акционерного общества;
  • дату наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным;
  • основание, в силу которого лицо признается аффилированным (при наличии двух и более оснований в списке должны быть перечислены все основания);
  • долю акций каждой категории, принадлежащих аффилированному лицу;
  • дату внесения изменения в список аффилированных лиц и содержание изменения.

Достоверность информации, представленной в списке аффилированных лиц, подтверждается подписью лица, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа (исполнительный директор).

Одновременно с представлением списка аффилированных лиц в ФКЦБ представляется магнитный носитель, содержащий текст списка в формате, соответствующем требованиям, установленным ФКЦБ. В качестве магнитного носителя информации должна использоваться дискета 3,5.

Соответствие списка аффилированных лиц акционерного общества и текста списка, представленного на магнитном носителе, подтверждается письмом, подписанным исполнительным директором и заверенным печатью акционерного общества.

Все документы могут быть представлены и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствии с Положением о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 31.10.2002 N 43/пс, и Требованиями к формату электронных документов, представляемых в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФКЦБ от 30.01.2003 N 03-1/пс.

Для представления документов в электронном виде может использоваться программный продукт (Электронная Анкета ФКЦБ России). Его можно бесплатно получить на сервере ФКЦБ (http://disclosure.fcsm.ru) или на веб-страницах региональных отделений ФКЦБ.

Если документы представлены в электронном виде, то представлять их на бумажном и магнитном носителе не требуется.

Список аффилированных лиц представляется акционерными обществами ежеквартально. Он должен быть представлен в ФКЦБ в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Список составляется на дату окончания отчетного квартала с указанием всех изменений, произошедших в нем.

Акционерные общества, на которые возложена обязанность размещать список аффилированных лиц на веб-сайте в сети Интернет, указывают при размещении:

  • список аффилированных лиц акционерного общества на дату размещения;
  • список аффилированных лиц акционерного общества за предыдущие периоды, но не менее, чем за три последних года начиная с даты вступления в силу вышеназванного Положения от 01.04.03.

В течение трех дней с даты размещения списка в сети Интернет акционерное общество направляет в ФКЦБ подтверждающее письмо. В нем сообщается, что список аффилированных лиц акционерного общества размещен на странице (веб-сайте) в сети Интернет, и указывается адрес страницы (веб-сайта) акционерного общества. Письмо подписывается исполнительным директором и заверяется печатью акционерного общества.

Все изменения в списке аффилированных лиц размещаются в сети Интернет в течение трех дней с даты, когда акционерное общество узнало или должно было узнать об этих изменениях.

Об изменении адреса страницы (веб-сайта) акционерного общества, а также об отсутствии и возобновлении доступа к странице акционерное общество уведомляет ФКЦБ в течение трех дней с момента такого изменения или возникновения обстоятельств, препятствующих доступу.

ФКЦБ обеспечивает раскрытие представленных ему списков аффилированных лиц в сети Интернет на своем официальном сайте www.fcsm.ru.

* * *

Ранее порядок раскрытия информации об аффилированных лицах регулировался Постановлением ФКЦБ от 30.09.1999 N 7 "О Порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ" и распространялся на открытые и закрытые акционерные общества.

Теперь в вышеназванном Положении от 01.04.2003 дополнен и уточнен перечень сведений, содержащихся в списке аффилированных лиц, представляемом в ФКЦБ (добавлены пункты о долях акций, принадлежащих аффилированным лицам, и о дате внесения изменений с содержанием изменения). Установлена обязанность акционерного общества получить согласие физического лица, являющегося его аффилированным лицом, на раскрытие информации о его месте жительства. Право подписи списка предоставлено "уполномоченному лицу" (ранее - только руководителю акционерного общества). Открытые акционерные общества могут направлять списки аффилированных лиц в электронном виде вместо бумажного и магнитного носителя.

Обязательной публикации списка аффилированных лиц открытых акционерных обществ в средствах массовой информации больше не требуется.

Положение от 01.04.2003 не предусматривает обязанности акционерного общества обеспечивать своим акционерам возможность ознакомления со списком аффилированных лиц и не регламентирует порядок предоставления обществом за плату акционерам сведений об аффилированных лицах.

Таким образом, вопрос о доступе к сведениям об аффилированных лицах общества решается в уставе акционерного общества.

* * *

За непредставление, несвоевременное представление или представление неполной или недостоверной информации об аффилированных лицах акционерное общество несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 (далее - КоАП РФ).

Статья 15.19 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.19 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, - ФКЦБ.

От имени ФКЦБ рассматривать дела данной категории вправе руководитель ФКЦБ, его заместители, а также руководители региональных отделений ФКЦБ.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Институт аффилированных лиц - достаточно новое явление как в теоретическом, так и в практическом плане. В статье раскрывается само определение и сфера его применения.

Будет также уделено внимание правилам учета данной категории, ответственности за их невыполнение, а также взаимоотношениям основных и дочерних организаций.

Аффилированные лица. Понятие и виды

Само словосочетание возникло в русском языке в 90-е годы. Впервые понятие аффилированного лица упоминалось в 1992-м году в приложении к Указу Президента РФ. В нем шла речь об инвестиционных фондах. В широком смысле аффиляция подразумевает приближенность к чему-либо, поскольку английский глагол to affiliate, от которого происходит слово, употребляется в значении "присоединяться, соединяться".

Также этот термин можно трактовать как вступление в членство. Аффилированные лица в той или иной степени оказывают влияние друг на друга, будь то хозяйственная или экономическая деятельность. В общей сложности они представляют собой определенную группу.

Законодательное отражение этот термин нашел в 1995-м году, а официальное определение появилось лишь в 1998-м году в результате внесения изменений в Закон о конкуренции. Аффилированные лица – это граждане или предприниматели, которые могут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность других людей или компаний. Существуют некоторые аспекты, в соответствии с которыми субъект считается контролирующим по отношению к организации. Аффилированные лица ОАО – это граждане или предприниматели:

  • Имеющие в распоряжении более 20% голосующих акций. При этом аффилированные лица Акционерного общества обладают возможностью воздействовать на на процесс принятия решений в этой организации.
  • Имеющие в распоряжении более 50% голосующих акций.

Считается, что физическое лицо способно оказать серьезное воздействие на организацию, обладая возможностью участвовать в принятии решений, даже не контролируя ее деятельность.

Законодательная база

Статья 4 ФЗ, как было выше сказано, определяет, что такое аффилированные лица. Кроме того, нормативный акт расшифровывает и возможный состав данной категории. В список аффилированных лиц в первую очередь входят субъекты, тесно связанные с механизмом контроля.

К ним могут быть отнесены держатели крупного пакета голосующих акций, непосредственные участники процесса управления предприятием. Аффилированность подразумевает, как правило, возможность одностороннего воздействия одной стороны хозяйственно-экономической деятельности на другую.

Следует подчеркнуть, что имеются в виду отношения, носящие не имущественный, а именно управленческий характер. Имущественную зависимость можно, скорее, определить как следствие, а вовсе не условие возникновения зависимости от контроля. Не последнюю роль в данном вопросе играют взаимоотношения родственного характера.

Классификация

Согласно Закону о конкуренции, аффилированные лица могут быть у:

1. Предприятия:

Один из владельцев данного юридического лица;

Член какого-либо органа управления (например, совета директоров);

Лица, имеющие в своем распоряжении не менее 20% от всего количества решающих акций;

Организация, в которой рассматриваемый субъект получает право распоряжаться количеством голосов, превышающим 20% от общего;

Сторона, осуществляющая полномочия единоличного органа.

2. Физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность:

Граждане, которые относятся к той же самой группе, что и данный субъект;

Организация, в которой рассматриваемый предприниматель вправе распоряжаться 20% и более от всего количества голосов, выраженных решающими акциями, вкладами, долями в уставном капитале.

3. Предпринимателей-участников финансово-промышленных групп:

Члены наблюдательных органов либо советов директоров;

Коллегиальные управленческие структуры;

Субъекты, которые осуществляют полномочия единоличных подразделений группы.

Сфера применения данной категории

Категорию аффилированных лиц достаточно часто можно встретить не только в теоретической, но и в практической части деятельности предпринимателей. Между тем, как практика показывает, многие не имеют четкого представления о данной категории. Это, в свою очередь, часто становится причиной достаточно серьезных ошибок в процессе экономической деятельности субъекта. Преимущественно термин "аффилированные лица" ассоциируется с корпоративным правом. Чаще всего он используется при:

  • процессе выявления лиц, заведомо имеющих интерес в действиях общества, которые предположительно приведут к заключению сделки;
  • идентификации директоров, обладающих правом решающего голоса в отношении интересующей их сделки, которую намерено совершить открытое акционерное общество с численностью участников свыше тысячи;
  • определении перечня субъектов, о которых хозяйственному обществу должны быть предоставлены сведения;
  • процессе установления лиц, предоставление информации о которых обязано обеспечить акционерное общество;
  • определении перечня участников, преодолевших тридцатипроцентный рубеж в ходе приобретения акций ОАО; в этом случае должны соблюдаться определенные процедуры, ход которых регулируется законодательно.

Взаимоотношения основного общества с дочерним

Как взаимодействуют аффилированные лица? Пример таких отношений можно рассмотреть, взяв преобладающее (основное) общество и дочернее (зависимое от главного). При создании последнего компания получает широкие возможности увеличить объем своей деятельности. Главное отличие основного общества от филиалов - юридическая самостоятельность.

Обязанности

Аффилированные лица имеют не только права и возможности. В силу своего статуса они обладают рядом обязанностей. В первую очередь им вменяется поставить в известность общество о принадлежащих им акциях. Это необходимо делать в письменной форме и с указанием оговоренных подробностей (точное количество, типы бумаг и т. д.).

Информация должна поступить в определенный срок с момента приобретения акций в собственность. Несмотря на то что не предусмотрена ответственность таких лиц перед законом в связи с непредоставлением в течение отведенного времени необходимых сведений, определенные санкции в их адрес все же существуют.

Если по вине аффилированных лиц акционерное общество понесло убытки какого-либо характера (например, имущественный ущерб), то в качестве наказания будет выступать компенсация всей суммы причиненного вреда (в соответствии со статьей 15 ГК РФ).

Обязанности предприятий по учету

Компания обязана вести список аффилированных лиц. Перечень в обязательном порядке предоставляется в соответствующие инстанции, отвечающие за регулирование данного рынка. Антимонопольное законодательство предполагает наложение штрафа за нарушение существующих правил предоставления необходимой информации. Такие же нормы распространяются и на список аффилированных лиц ООО. Перечни следует публично размещать на странице в сети Интернет.

Такие требования вполне объяснимы. Подобная информация весьма востребована в рамках определенного порядка по заключению сделок, в которых участвуют аффилированные лица. К ним, в частности, относят соглашения с заинтересованностью. Возникает закономерный вопрос: "А обязано ли закрытое акционерное общество подавать сведения об аффилированных лицах?"

Ведь оно, как правило, не занимается публичным размещением ценных бумаг. Соответственно, правило, касающееся открытого акционерного общества, не распространяется в полной мере на ЗАО. Тем не менее в его обязанности входит ведение учета рассматриваемых субъектов, хотя и в произвольной форме. Если же ЗАО осуществляет публичное размещение облигаций, то и оно обязано обнародовать реестр аффилированных лиц на сайте в Интернете.

Порядок учета

Если взять любой пример списка аффилированных лиц, то в перечне будут присутствовать следующие сведения:

1. Наименование фирмы (краткое и полное), почтовый адрес.

2. Фамилия и инициалы субъекта, адрес проживания (для физлиц);

3. Основания для того, чтобы являться влиятельной стороной, дата наступления этих оснований.

Ответственность

Существуют разные виды наказания за нарушение предписанного порядка.

1. Административная ответственность. Она наступает в том случае, если сведения предоставлены не полностью или с нарушением сроков, отмеченных в законодательстве.

2. Налоговая ответственность. Она наступает в отношении взаимозависимых лиц и касается необоснованной корректировки цен, идущей вразрез с реальной обстановкой на рынке. Если по результатам проверки окажется, что стоимость совершенной сделки отклоняется от существующей на торговой площадке более чем на 20%, этот факт дает право контролирующему органу произвести доначисление налога и пени. При этом взыскание производится в безакцептном порядке.

3. За нарушение порядка осуществления сделок, участниками которых являются аффилированные лица, также может налагаться гражданско-правовая ответственность.

Добрый день!!

Согласно п. 2 ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Аффилированные лица не позднее 10 дней с даты приобретения ими акций обязаны письменно уведомить общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий (типов).

В случае получения обществом такого уведомления, а также если обществу станет известно из иных источников об изменениях в составе аффилированных лиц, оно обязано внести изменения в список аффилированных лиц и опубликовать их на своей странице в Интернете в установленный Положением срок.

Изменения составляются, как правило, в той же форме, что и сам список аффилированных лиц. При этом для каждого изменения указывается дата внесения, описывается содержание и приводятся сведения об аффилированном лице до и после внесения корректив. Если основания аффилированности прекращаются, приводится пояснение о том, что лицо перестало относиться к аффилированным лицам данного общества.

Срок раскрытия (опубликования) изменений в список аффилированных лиц акционерного общества составляет два рабочих дня с даты внесения изменений. Текст изменений должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети, а если он размещен там после истечения данного срока, — с даты публикации в Интернете.

Напомним, что изменения в список аффилированных лиц, как и сами списки, в соответствии с п. 8.1.1 Положения обязаны раскрывать все открытые акционерные общества, а также те закрытые акционерные общества, которые осуществили публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.

Ответственность за непредставление (нераскрытие) информации

Статьей 15.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг как владельцами ценных бумаг, так и эмитентами, а также иными участниками рынка.

Так, согласно ч.3 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление (нераскрытие) или нарушение владельцами ценных бумаг, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет административный штраф в следующих размерах:

  • для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Еще более суровая ответственность предусмотрена в отношении эмитентов, нарушивших порядок и сроки раскрытия информации.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, равно как и раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной, а также вводящей в заблуждение информации влечет административный штраф:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от года до двух лет);
  • для юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.
Поделиться