Народный армянский инструмент похожий на дудку. Армянский дудук – музыкальный духовой инструмент с тысячелетней историей. Армянский дудук - музыка для души

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире, дошедший до наших дней практически в неизменном виде. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту, располагавшегося на территории Армянского нагорья (XIII — VI века до н.э.)

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). В трудах армянского историка V века н.э. Мовсеса Хоренаци говорится об инструменте «циранапох» (трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Вследствие существования довольно обширных армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, дудук получает распространение на территориях Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму. Также дудук проникал за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим торговым путям, часть из которых проходила, в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовлялся инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты теперь имеются у многих народов:

  • Балабан - народный инструмент в Азербайджане, Иране, Узбекистане и у некоторых народов Северного Кавказа
  • Гуань - народный инструмент в Китае
  • Мей - народный инструмент в Турции
  • Хитирики - народный инструмент в Японии.

Уникальное звучание дудука

История дудука

Юный ветер летел высоко в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним ветер, и понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце юный ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал юный ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой запуталась частичка ветра.

Веточку ту нашел юноша и вырезал из нее дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Такова легенда о Дудуке, армянском национальном музыкальном инструменте.

Особенности конструкции дудука. Материалы

Армянский дудук - это древний народный музыкальный духовой инструмент, представляющий собой деревянную трубку, имеющую восемь игровых отверстий на лицевой стороне инструмента и два на тыльной. Составные части дудука следующие: ствол, мундштук, регулятор и колпачок.

Он создаётся только из абрикосового дерева определённого сорта, произрастающего лишь в Армении. Только климат Армении способствует произрастанию этого сорта абрикоса. Не случайно, абрикос по-латыни «fructus armeniacus», то есть «армянский фрукт».


Великие армянские мастера пробовали применять и другие виды древесины. Так, например, в стародавние времена дудук изготовляли из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый похожий на молитву бархатистый голос, характерный этому уникальному духовому инструменту. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну. Цветущий абрикос считается символом нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Широкое распространение получило исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором дудуке играют аккомпанемент, также называемом «дам». При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать следующими качествами: техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

«Дам» — непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама на первый взгляд может показаться не несущей в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего нескольких нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, — правильной постановки во время игры, и особой вдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.
Ровное звучание нот обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Разновидности дудука. Уход

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.

Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина — 28 см.


Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в протирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которое защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый эстетически красивый вид.

Инструмент необходимо хранить в сухом, не влажном месте, при этом нежелательно его долгое время держать в закрытых и плохо проветриваемых местах, необходим контакт с воздухом. То же самое относится и к тростям. Если трости дудука хранить в каком-нибудь небольшом герметичном футляре или коробке, то желательно сделать на этом футляре несколько небольших отверстий для того, чтобы туда мог попасть воздух.

Если инструментом не пользоваться несколько часов, то пластины трости (мундштука) «слипаются»; это выражается в отсутствии необходимого зазора между ними. В этом случае мундштук наполняют теплой водой хорошенько встряхивают, закрыв пальцем его заднее отверстие, затем выливают воду и держат некоторое время в вертикальном положении. Примерно через 10-15 минут за счет присутствия внутри влаги открывается зазор у мундштука.

Приступив к игре, можно отрегулировать строй инструмента (в пределах полутона) за счет передвижения регулятора (хомута) в средней части мундштука; главное — не сильно его перетянуть, поскольку чем сильнее натянут регулятор, тем уже становится пасть у трости и, как следствие, более зажатый не насыщенный обертонами тембр.

Современное наследие дудука

Что объединяет имена Мартина Скорцезе, Ридли Скота, Ханса Цимера, Питера Гэбриэля и Брайна Мэя из легендарной группы Queen? Человек знакомый с кинематографом и интересующийся музыкой без труда проведет параллель между ними, ведь все они в то или иное время сотрудничали с уникальным музыкантом, сделавшим для признания и популяризации «души армянского народа» на мировой сцене больше чем кто-либо другой. Речь, конечно же, о Дживане Гаспаряне.
Дживан Гаспарян — армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


Он родился в небольшой деревушке неподалеку от Еревана в 1928 году. Свой первый дудук он взял в руки в 6 лет. Первые шаги в музыке он сделал совершенно самостоятельно — он учился играть на подаренном ему дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды, в том числе и от ЮНЕСКО, но широкую мировую известность приобретает лишь в 1988 году.

А поспособствовал этому Brian Eno – один из самых талантливых и новаторских музыкантов своего времени, по праву считающийся отцом электронной музыки. Во время своего визита в Москву он случайно услышал игру Дживана Гаспаряна и пригласил его в Лондон.

С этого момента начинается новый международный этап в его музыкальной карьере, принесший ему мировую известность и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Имя Дживана становится известно широкой аудитории благодаря саундтреку, над которым он работал вместе Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа».

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром.

В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с Хансом Циммером (Hans Zimmer) над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Вот что говорит Ганс Циммер о сотрудничестве с ним: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Вернувшись на родину, музыкант становится профессором Ереванской консерватории. Не оставляя гастрольную деятельность он начинает преподавать и выпускает немало известных исполнителей на дудуке. Среди них — его внук Дживан Гаспарян младший.

Сегодня дудук мы можем услышать во множестве кинофильмов: от исторических картин до современных голливудских блокбастеров. Музыку, исполненную Дживаном, можно услышать в более чем 30 фильмах. За последние двадцать лет в мире выпущено рекордное количество музыки с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.

«Дудук — это моя святыня. Если бы я не играл на этом инструменте, не знаю, кем бы я стал. В 1940-х я потерял свою маму, в 1941-м отец ушел на фронт. Нас было трое, мы росли одни. Наверное, Бог так решил, чтобы я играл на дудуке, чтобы он меня спас от всех жизненных испытаний», — говорит артист.

Фото в топе предоставлено https://www.armmuseum.ru

У каждого народа есть свой национальный музыкальный инструмент. У армян таким приспособлением является специальная флейта - дудук. Он способен создавать необычную музыку, которая успокаивающе действует на людей, настраивает их на хороший лад. Каждому когда-нибудь приходилось попадать под магическую красивую музыку дудука. Этот инструмент издает просто волшебные звуки. Поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с историей возникновения этой волшебной флейты, секретами ее изготовления, особенностями звучания, знаменитыми исполнителями.

Армянский дудук - музыка для души

Древняя армянская флейта никогда не устареет, потому что ее пение радует людей. Дудук - это инструмент, издающий звуки, созвучные с природой. В нем дух и история народа. Невозможно представить себе культуру Армении без этого музыкального приспособления.

Дудук - это древняя флейта, которая известна далеко за пределами Армении и имеет много поклонников. В 2005 году организация ЮНЕСКО признала, что дудук - шедевр Всемирного нематериального культурного наследия мира. У армян этот инструмент считается отличным подарком, необычным, особенным.

Важно отметить, что дудук - это духовой музыкальный инструмент. Это своеобразная деревянная трубочка с девятью отверстиями. Восемь отверстий размещены на лицевой стороне, а одно - на тыльной, для большого пальца. Некоторым конструкция данной флейты напоминает русскую дудочку. Дудук используют разные кавказские народы, но истоки он имеет армянские.

Армянский народ с помощью этого духового приспособления передает свои чувства и эмоции. Дудук - это источник волшебных мелодий. Их используют для застолий, танцев, оркестровых выступлений. Особенно красиво звучит дудук на торжествах и для исполнения народных мелодий.

Исполнение на дудуке обычно проводится в паре двумя музыкантами-дудукистами. Одному музыканту отведена главная роль для воспроизведения мелодии. Другой дудукист должен беспрерывно играть для обеспечения тона главному исполнителю. Музыка, которую воспроизводит дудук, бархатная, мягкая, с мягким тембром.

История происхождения инструмента

Армянская музыка и дудук - понятия неразделимые. Точного времени создания инструмента не имеется. Известно, что это очень древний инструмент, много лет хранящий свою конструкцию. Еще в V веке армянский историк писал о "циранапохе", то есть, о дудуке. Некоторые историки определяют возраст инструмента в 3000 лет.

Такая версия связана с государством Урарту, располагающимся когда-то на (современная и частей Ирана, Турции и Азербайджана). Урартские письменные источники содержат упоминания об музыкальном приспособлении, похожем на дудук.

Основательно доказано то, что в Средневековье этот инструмент использовался очень широко. Доказательством этому являются старинные рукописи с иллюстрациями. Некоторые ученые выдвигают версию, что дудук создали в годы правления Тиграна II Великого. Найдены доказательства, что им пользовались жители Крыма и Балкан.

Изначально инструмент изготавливали из кости и тростника. Потом стали использовать абрикосовую древесину. Иногда для создания приспособления в ход шли орех и слива.

Свой национальный инструмент армяне очень любят. Они даже пересказывают одну легенду о дудуке. Это история о том, как Молодой Ветер полюбил необычное дерево, которое росло в горах. Когда об этом узнал Старый Вихрь, то принял решение об уничтожении деревца и всей растительности вокруг. Молодой ветер стал убеждать Вихря не делать этого, но тот поставил условие. Ветру нельзя было больше передвигаться, иначе полюбившееся деревце умрет. Ветер сдерживал себя до поздней осени, пока не закончился листопад. Обещание вылетело на минутку из головы Молодого ветра, и он закружил в воздухе. Как только он взлетел, деревце сразу увяло и засохло. Вскоре от него осталась только одна веточка, за которую Ветер случайно зацепился рукавом. Эту ветку со временем нашел один местный бедняк, он сделал из нее дудочку. Маленькая флейта издавала волшебные песни о верности и любви. Так, согласно легенде, появился дудук.

Секреты изготовления дудука

Вначале для изготовления дудука для души использовали кости животных и тростник. Потом стали использовать тутовое, абрикосовое и сливовое дерево. Сегодня самой лучшей породой для изготовления дудука считается абрикосовое дерево. У него отличные характеристики для резонирования. Звучание такого музыкального приспособления очень мягкое. Другие материалы дают более резкое звучание. У дудука есть специальный язычок - муштук, который выполняется из двух тростниковых частичек.

Особенности звучания

Звучание дудука будет зависеть от строя и длины изделия. Короткие инструменты позволяют играть танцевальные мелодии, а длинные дудуки - красивую музыку для души в виде любовных и лирических композиций. Эта удивительная флейта имеет приглушенный, бархатистый звук с эмоциональными нотками.

Чтобы научиться красиво воспроизводить звуки на дудуке, нужно много терпения и тренировок. Сначала музыкант касается губами конца трости, только очень осторожно. Потом он надувает щеки так, чтобы губы отделились от десен и зубов. Эта щель поможет выдохнуть и без напряжения издать звук. Чтобы звучание было разнообразным, музыканту достаточно закрывать и открывать пальцами отверстия на инструменте. Также используется вибрация тростниковых пластинок.

Кто изготавливает дудуки?

Когда-то волшебную флейту музыкант должен был смастерить сам, ее не выполняли по заказу. Таким образом, он вкладывал в дудочку частицу своей души, поэтому ее звучание было бархатным и живым.

Сегодня дудукисты сами не изготавливают инструменты. Профессионалы выполняют их со всеми тонкостями технологии и подбором материала. Важно отметить, что данным музыкальный инструмент относят к однооктавному диатоническому виду.

Использование духового инструмента в кино

Красивая армянская музыка на дудуке звучит во многих фильмах, сериалах. Иногда люди даже не задумываются, с помощью какого инструмента создается такая волшебная мелодия. Для создания фильмов с мировым именем использовалась игра на дудуке. Стоит назвать шедевры: "Гладиатор", "Код да Винчи", "Арарат", "Пираты Карибского моря". Также дудук звучит в "Титанике", "Александре", "Халке", "Мюнхене" и других кинофильмах.

В Закавказье этим инструментом сопровождают церемонии похорон и свадеб. Их присутствие обязательно на народных гуляньях. Многие ансамбли, национальные оркестры не обходятся без дудука.

Что нужно знать об исполнителях музыки на дудуке?

Музыкант с помощью волшебной армянской флейты может всколыхнуть все самое возвышенное в сердце слушателя. Композитор Арам Хачатурян говорил, что именно после прослушивания дудука у него плывут слезы из глаз. Славу инструменту принесли те чудесные мелодии, которые создают на нем армяне.

Среди самых известных дудукистов следует назвать Дживана Гаспаряна, Ованеса Касьяна, Людвига Гарибяна, Ваче Овсепяна, Сергея Карапетяна, Геворга Дабагяна. Эти мастера на самых длинных инструментах (40 см) выполняют удивительные лирические композиции.

Волшебное воздействие звуков дудука

Звучание дудука понравится тем, кого завораживает утреннее птичье пение, тихое журчание горных ручьев, тихий шелест листвы. Звучание волшебной флейты напоминает нежную мелодию леса. Всю природную музыку передает дудук. Звук инструмента теплый и мягкий, обладающий лиричностью, эмоциональностью, выразительностью. На человека, слушающего эти чудесные мелодии, наплывает духовное умиротворение. Особенно полезно послушать такую музыку после тяжелого дня, чтобы наполниться покоем.

Многие музыканты-любители желают приобрести дудук. Настоящий армянский инструмент, выполненный мастером, приобрести нелегко, ведь такой товар продается поштучно. Из самых знаменитых мастеров Северного Кавказа известны Аркадий и Армен Каграманяны. Это сын и отец, которые за сорокалетнюю деятельность выполнили несколько сотен таких флейт. Они даже открыли свой магазин, где продают эти чудесные инструменты.

Волшебный дудук требует особого ухода. Ствол инструмента нужно периодически смазывать, чтобы абрикосовое дерево не пересыхало. В качестве смазки используют свежее масло грецкого ореха. Такое масло делают самостоятельно, растирая в ступке ядра орехов. Затем полученную массу выжимают через мягкую ткань. Важно, чтобы масло не попало внутрь. Натертая маслом дудочка имеет красивый внешний вид. Важно отметить, что перед продажей каждый инструмент проходит тщательную проверку.

О ком плачет дудук? О ком молится? О тех, кто ушел, Иль о тех, кто остался?

Летел юный ветер в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним Ветер, понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то Князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце Юный Ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к Князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал Юный Ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой частичка ветра запуталась.

Веточку ту нашел мальчик, вырезал дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Так сказывают легенду о Дудуке (арм Դուդուկ), армянском национальном музыкальном инструменте. Некоторые исследователи полагают, что история армянского дудука насчитывает уже более трех тысячелетий. Старое армянское название этого инструмента – циранапох (ծիրանափող), что означает «душа абрикосового дерева». Это название встречается в летописях времен правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.).

Упоминания о циранапохе и его изображения встречаются во многих средневековых источниках.

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

  1. Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.
  2. Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
  3. Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина - 28 см.

Очень часто можно встретить исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий играет мелодию, а на втором инструменте играют непрерывный фон, с определённой высотой тона, также называемом «дам».

Ровное звучание обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Современный дудук и мир вокруг.

В современном мире печальные звуки дудука можно услышать не только на выступлениях этнических ансамблей. Напротив, современный дудук звучит везде: от консерваторий, до кинотеатров. Голливудские звукорежиссеры любят выразительность этого инструмента, так подходящую для трагических сцен и саундтреков к фильмам.

Среди музыкантов достигших с помощью дудука мировой известности, нельзя не отметить Дживана Гаспаряна . Народный артист Армении родился 1928 году в деревне Солак. Армянский дудук был его первым музыкальным инструментом. В шесть лет он сам выучился игре. В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды.

Став профессором Ереванской консерватории, он вырастил немало известных исполнителей на дудуке. Среди них его внук Дживан Гаспарян младший. Дживан Арамаисович работал со многими известными артистами и коллективами. Его дудук можно услышать в записях Питера Гебриэла, Брайана Мей, Бориса Гребенщикова.

В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

За последние двадцать лет в мире было выпущено рекордное количество музыкальных синглов и альбомов с записями дудука . Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.

Армянский дудук - язычковая флейта.

Дудук - древний армянский язычковый духовой инструмент, который вырезают из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластинок. На лицевой стороне армянского дудука семь (бывает и иное количество) звуковых отверстий и ещё одно - на обратной стороне.

Обычно на дудуке играют два музыканта. Один солирует, другой (дамкаш) сопровождает мелодию.

Самые известные исполнители музыки на дудуке: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Бархатный, дрожащий голос дудука сопровождает сегодня голливудские фильмы. Для дудука пишут музыку серьезные композиторы. Все это заслуга замечательного армянского дудукиста Дживана Гаспаряна. Он живет в Ереване и ездит по всему миру с концертами. Благодаря ему угасший было интерес к дудуку вспыхнул в республике с новой силой. Каждый армянский мальчик мечтает стать таким, как дядя Дживан.

Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: "Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой".

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов. Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Музыка армянского духового инструмента дудук признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. В пресс-релизе ЮНЕСКО говорится, что в последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента, сообщает радио "Культура". Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры.

Дудук – древний армянский инструмент .

Дудук – древний армянский язычковый духовой инструмент, изготовляемый из абрикосового дерева. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластин. На лицевой стороне инструмента имеется 7-8 звуковых отверстий и ещё одно или два – на обратной стороне. В процессе эволюции инструмента мастера перепробовали десятки пород древесины. Однако подлинное звучание инструменту давал только абрикос, растущий в Армении. Недаром в своем латинском названии "фруктус Аргденика" он считается действительно армянским фруктом. Фильм Ридли Скотта "Гладиатор" по сути открыл миру дудук. После церемонии присуждения "Оскара" картине, "Нью-Йорк таймс" заметила: "как странно, что в этом безбожно жестоком мире еще есть сокровенные звуки". Светлым звучанием, бархатным тембром и эмоциональностью отличается этот любимый в народе духовой инструмент. В некоторых районах Армении его называют “най”, что в переводе означает тростник.

Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос . Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.

Дудук у других народов

Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.

Дудук (от тур. düdük) - духовой музыкальный язычковой инструмент, представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются также у многих народов:

  • в Армении - дудук (арм.), реже циранапо х (арм.), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».
  • в Азербайджане - тютэк (азерб. tüt k). В Азербайджане также употребляется название балабан .
  • в Грузии - дудуки (груз.).
  • в Турции - дуду’к (тур. düdük). Также употребляется название мей .

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Так как все дудуки изготавливаются вручную, они требуют настройки. Настройка производится путем изменения диаметра отверстий. По трудоемкости процедура настройки сопоставима с изготовлением инструмента. Этим объясняется то, что дудуки прошедшие настройку – дороже других инструментов.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях.

Поделиться