Богиня афина, дочь зевса и метиды. История и этнология. Факты. События. Вымысел Что подарила афина паллада персею

Афина – дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.


Афина богиня мудрости и справедливой войны, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» и «пестровидной змеей». Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города).

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.



Внешность и символы богини

  • Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня.
  • Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами.
  • На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны.
  • Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.



С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.



Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов


Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.


Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!


Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой




Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.



Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).


Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.


Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.


Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре


Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.


На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:


Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.


«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).


Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).


Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen


Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939


Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.


Louvre Museum


Athéna Parthénos dite Minerve au collier


Louvre Museum: Greco-Roman collection


Palazzo Altemps - Rome


Athena Porte Dorée


Austria, Vienna, Austrian Parliament Building



Athena_Partenos_from_Prado


«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».


Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.


Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ



Athena Lemnia (Bologna)


Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam


Athena (Museumsberg, Flensburg)


Pallas Athene, Bildhauer


Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)


Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа


Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis


The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)


Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original


Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.


thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)


Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina


В Сочи


Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus


Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia


Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci


Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).


Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.



Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave


Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté



Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva


Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini


Strasbourg, Université


Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni



Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre


Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.

Кто такая Афина

Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:

  • общественный порядок – Афина в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
  • корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
  • мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
  • ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
  • музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
  • целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
  • покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.

Как выглядит Афина?

Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.

Символ Афины

В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:

  • шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
  • копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
  • эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
  • Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
  • сова – символ мудрости;
  • змея – дар предвидения.

Дети Афины

Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:

  • Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
  • Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.

Миф о богине Афине

Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль", размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлеченный, и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. Там же.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Там же.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Там же.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). Там же.

По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной"). Там же.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Там же.

Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения. Там же.

Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы". Там же.

Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Там же.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Там же.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Там же.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Там же.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве. Там же.

Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. Там же.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство Минервы" А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Там же.



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира!»

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Поделиться