Разбор глагола по. Морфологический разбор глагола: пример анализа

Глагола. Пример для ребят впервые покажет преподаватель, а позднее они сами будут с легкостью его выполнять. Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, какими особенностями обладает глагол, признаки, которые он имеет, его роль в различного вида предложениях.

С чего начать?

Для того чтобы правильно проанализировать глагол, нужно знать его отличие от других частей речи. Он придает речи динамичность, заставляет ее «двигаться», создавая различные образы. Без него нам пришлось бы совсем тяжело. Попробуйте рассказать о событиях одного дня без использования глаголов. Трудно? Несомненно. Ведь именно глагол придает экспрессивность и движение нашему рассказу. Конечно, можно попробовать обойтись только именами существительными, но кроме наименования событий, прошедших за день, мы ничего не сможем сказать.

Когда вы возьметесь за морфологический разбор которого мы напишем позднее, сперва научитесь определять его начальную форму. Иначе ее называют инфинитивом. Например, выясним, какая она у глагола "сбегают". Для этого задаем вопрос к данной форме - что делают? Теперь можем легко определить инфинитив, спросив "что делать?" Сбегать. Это и есть его начальная форма. Таким образом, делаем вывод, что инфинитив определяется по следующим вопросам: "что делать?" или "что сделать?".

Спряжение

Продолжим выяснять, как делать морфологический разбор глагола. Для этого вспомним, что у каждой части речи есть свои особенные признаки. Те, что не меняются никогда, называют постоянными. К ним можно отнести спряжение (1 и 2), вид (совершенный и несовершенный), а также переходность. Остановимся на них подробнее.

Спряжение, которое является изменением глаголов по числу (единственное или множественное) и лицу (их три), определяется несложно. (глагола в данном случае) предполагает умение отличать первое спряжение от второго.

Обычно начинают с объяснения о втором спряжении. Отметим, что чаще всего его определяют по неопределенной форме. Правило гласит, что глаголы второго спряжения оканчиваются на «ить». Здесь, разумеется, не обошлось без исключений: этот список составляет одиннадцать слов. К первому же относят все остальные: на «еть», «оть», «ать» и другие. Но только не на «ить».Всего два исключения в этой группе: брить и стелить.

В ударных формах смотрят на личные окончания. Если это 1 спр., то -ет (-ешь, -ете и т. д.) в ед.числе, -ут(ют) во множественном. Во втором иначе: в ед.числе будет -ит, а во множественном -ат(ят).

Переходность

Следующий постоянный признак подскажет, как делать морфологический разбор глагола дальше. Бывают глаголы как переходные, так и нет. Не всегда просто определить, к какому из них отнести слово. Здесь правило следующее: смотрим на словосочетание. Если глагол употреблен без предлога, да еще и с именем существительным, которое будет в винительном падеже, то он и есть переходный.

Примеры: переходить дорогу, гладить брюки. И в том, и в другом примере нет предлога и сущ. стоят в Вин. падеже. Не стоит путать с примером "положить в руку". Здесь предлог указывает на отсутствие переходности.

Стоит помнить о словах с суффиксом «ся» (так называемые возвратные глаголы). Они никогда не бывают переходными.

Вид

Это следующий признак, который не меняется у глаголов. Их тоже два.

Несовершенный вид отличается как по смыслу, так и грамматически. Он определяется вопросом «что делать?». Такие глаголы характеризуются незаконченностью действия. Например, бежать, ходить, клеить - все они обозначают процесс. Неизвестно, будет ли он окончен, так как пока еще продолжается.

К совершенному виду, исходя из определения, относятся глаголы, обозначающие законченный процесс. ДОбежать, Сходить, ПРИклеить - благодаря приставкам эти слова теперь имеют завершенное действие.

Зная эти особенности, мы выяснили, как сделать морфологический разбор глагола по его постоянным признакам. Теперь перейдем к другим.

Наклонение как непостоянный признак

Глагол - особенная группа в русском языке. Он имеет множество признаков как постоянных, так и тех, которые могут изменяться. Морфологический разбор которого приведем чуть позже, пополнится еще одной отличительной особенностью. Помимо числа (единственного и множественного), лица (1, 2 и 3) и времени он имеет наклонение.

  • Изъявительное.

Самая распространенная и многочисленная группа. К нему относят слова, не отличающиеся никакими особыми чертами. Может употребляться во всех временах и числах: летят, приедут, находили.

  • Повелительное.

Когда мы кого-то просим о чем-либо, то зачастую используем глаголы этого наклонения: приходи, нарисуй, скажи. То есть мы повелеваем, что в прямом смысле означает приказ. Если мы обращаемся к группе людей или к старшему по возрасту, то просить будем вежливо, обращаясь на Вы: сделайте, подумайте, просыпайтесь. Таким образом мы просто добавляем суффикс множественного числа «те».

  • Условное.

Его легко отличить от других благодаря неразлучной с ним частице «бы»: промолчали бы, напечатал бы, учился бы. Это наклонение требует какого-либо условия, потому так и называется.

План

Зная обо всех особенностях, мы можем составить для себя образец морфологического разбора глагола.

1. Неопределенная (ее еще называют начальной) форма.

2. Постоянные признаки (те, которые не меняются ни при каких условиях):

  • спряжение (по окончанию или инфинитиву);
  • переходность.

3. Непостоянные признаки (могут изменить слово):

  • наклонение (у изъявительного определим время, остальные его не имеют);
  • число;
  • род (определяем его только в прошедшем времени);
  • лицо.

4. глагола в данном предложении.

По этому плану можно смело сделать морфологический разбор глагола. Пример: Петя спешил на уроки.

1) Нач. форма: спешить.

2) 1 спр, несов. вид, непереходный.

3) Изъявительное накл., единственное.число, мужской род, третье лицо.

4) В предложении выполняет роль главного члена, сказуемого.

Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.

Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глагола
Делайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
  1. Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать? или что сделать? Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать? (что делает? – читает ), а не что сделать? То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
  2. Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
  3. Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
    • Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
    • Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
    • Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться . Эти глаголы – невозвратные.
  4. Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.

    Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.

  5. Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
    • Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет работу, он будет выполнять работу, он выполнял работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
    • Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал .
    • Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
    • Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
  6. Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
    • Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
    • Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
    • Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
    • Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
    • Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
    • Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
    • Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
  7. Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
    • Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
    • Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
    • Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
  8. Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
    • Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
    • Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
    Определяя непостоянные признаки, не забывайте, что далеко не все из них могут присутствовать у вашего глагола. Помните особенности грамматических категорий, чтобы не тратить время на установление какого-то признака.
Порядок морфологического разбора глагола: этапы работы
  1. Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
  2. Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
  3. Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
  4. Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
    • возвратность;
    • переходность;
    • вид;
    • спряжение.
  5. Определите изменяемые грамматические категории глагола:
    • наклонение;
    • время;
    • число;
    • лицо;
    • род.
    Желательно применять традиционную формулировку: глагол употреблён в форме.
  6. Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Не забывайте об основных особенностях грамматических категорий глагола, нюансах морфологического разбора, выполняйте анализ в соответствии с алгоритмом. Тогда вы сможете сделать морфологический разбор глагола тщательно и правильно.

Все слова нашего языка распределяются по частям речи. Основанием для такого деления служат морфологические признаки.

Некоторые из них постоянны, есть и переменные, зависящие от употребленной словоформы. Представление о постоянных признаках слов дает морфологический разбор слова онлайн.

Охарактеризуем с точки зрения морфологии глагол. Глагол выражает действие, он отвечает на вопрос «что (с)делать?» - во всех грамматических вариантах.

1. Бывает совершенного/несовершенного вида. Видовое распределение зависит от приставки С в вопросе, заданном к глаголу. Ее наличие указывает на совершенный вид, а отсутствие – на несовершенный. К примеру, «вздохнуть» (что сделать?) совершенный, а «дышать» несовершенный. Есть глаголы, принадлежащие двум видам, конкретизировать их видовую соотнесенность можно только в предложении: женить, обещать, казнить…

2. Переходность/непереходность – тоже постоянная глагольная категория. Переходные отличает возможность иметь при себе существительное в винительном падеже (и обязательно без предлога). Например, слушать (кого? что?) песню, смотреть, уколоть и т. д. Непереходные - командовать, приготовиться, воевать, летать, маршировать…

3. Возвратность/невозвратность – еще один постоянный глагольный признак. Возвратные – это все глаголы на СЯ или СЬ: умываться, подготовиться, исполниться, садись. Невозвратные – все остальные: думать, дремать, любить, знать, творить...

4. У глаголов постоянно и спряжение. Их у него два: 1-е и 2-е. Есть разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть). От принадлежности глагола к одному из двух спряжений зависит написание его личных окончаний.

Перечисленные признаки есть у всех глаголов. Они неизменны и присутствуют даже в инфинитиве - начальной форме.

У глагола есть и непостоянные, переменные признаки, к которым относятся наклонение (их три) и время - в трех формах. У глаголов настоящего и будущего времени определяются лицо и число, у глаголов прошедшего времени - род и число. Еще один непостоянный признак – синтаксическая функция. Обычно глагол в предложении выступает в роли сказуемого или его составной части, может быть и подлежащим - в форме инфинитива.

Как правило, чтобы полностью проанализировать глагол, определив все отмеченные пункты, дается предложение. Рассмотрим морфологический разбор глагола примеры в предложении: «В просторном зале царила тишина, озаренная тусклым сиянием светильников».

Царила – глагол, тишина (что делала?) царила, н. ф. – царить, несов. вид, неперех., невозвр., 2-е спр. (это постоянные признаки), изъявит. наклонение, прош. вр., ед. число, женск. род, в предложении – сказуемое непостоянные).

Помочь с выяснением постоянных глагольных признаков может опция «морфологический разбор глагола онлайн словарь». Все глаголы в словаре стоят в инфинитивной форме, т. е. начальной, поэтому в словаре определены вид, спряжение, переходность и возвратность. Непостоянные признаки определяются исходя из контекста – как в примере.

Глаголы одна из самых сложных частей речи. Начиная их изучать, невозможно избежать ошибок. Хотя всегда имеется четкая опорная схема, но русский язык изобилует исключениями и противоречиями. И в этом его неповторимость и богатство. Очень часто приходится проверять урок русского сына, пользуясь опцией морфологический разбор глагола онлайн. Чтобы не напутать все с самого начала, нужно четко определить вид глагола. Потренировавшись это не тяжело. Однако определить переходность - по-настоящему сложно. Потому что сначала надо понять над каким существительным идет управление. А двувидовые глаголы! Их вид понятен только в контексте предложения. А полностью ли понятен контекст? Вот когда начинаешь понимать, почему наш родной язык такой уникальный. Ему подвластно выразить простыми словами то, что многим другим языкам не под силу. Русские глаголы, имея такие многообразные формы, придают особую яркость и обилие чувств. Галина Фролова

слова:выставка, соблюдать... какое правило переноса используется в настоящее время? учитель вводит в недоумение... ответьте на почту! заранее спасибо) [email protected]

Я бы хотела, чтобы к разделу морфологический разбор имени существительного, прилагательного, и глагола было больше слов, так как тех слов которые Я требовала разобрать морфологический не было (такие слова как слышится, облаках, сорок(сорок от слова: сорока)) Екатерина

Заранее Спасибо за понимание! А так сайт ну ооооочень хороший.Все ест, ну только один минус который Я обозначила в первом письме.:-) -) :-D:-P B-) :-)) -:-) =D Екатерина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки:

вид (совершенный, несовершенный);

возвратность (невозвратный, возвратный);

переходность (переходный, непереходный);

Непостоянные морфологические признаки:

наклонение ;

время (в изъявительном наклонении);

число ;

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

род единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься люби и саночки возить (пословица).

Любишь

    что делаешь?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.

Кататься

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

    Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Охарактеризуйте глагол как часть речи. Дайте понятие о спрягаемых и неспрягаемых глагольных формах. Из выделенных предложений выберите все глагольные формы и определите, какие из них являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми.

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает

    действие,

    состояние,

    отношение:

писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.

Классификация глаголов В зависимости от вида

    совершенного вида,

    несовершенного вида.

По переходности

    переходные,

    непереходные.

По возвратности

    возвратные,

    невозвратные.

По типу изменения

    1-го спряжения,

    2-го спряжения,

    разноспрягаемые,

    особоспрягаемые.

По характеру действующего лица

  • безличные.

Изменение глаголов Глаголы изменяютсяпо наклонениям , которых три:

    изъявительное :Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение ;

    условное (сослагательное) :Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ;

    повелительное :Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись.

В изъявительном наклонении глаголы изменяютсяпо временам , которых три:

    настоящее :Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает;

    прошедшее :В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь;

    будущее :Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяютсяпо лицами и числам (спрягаются) :

пишу - пишешь - пишет - пишем - пишете - пишут; прочитаю - прочитаешь - прочитает - прочитаем - прочитаете - прочитают; буду писать - будешь писать - будет писать - будем писать - будете писать - будут писать.

В прошедшем времени глаголы изменяютсяпо числам , а в единственном числе -по родам :

писал - писала - писало - писали; прочитал - прочитала - прочитало - прочитали.

Начальная форма глагола - инфинитив (неопределённая форма глагола) :гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь. Среди форм глагола выделяются

    спрягаемые (формы наклонений),

    неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Произведите морфологический анализ слова занимала .

Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делала?

Н. ф. – занимать . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа.

    Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующие приемы анализа явления переходности в системе частей речи на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов. Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи, произведите морфологический анализ слова миленьком .

Цель урока:

1) дать понятие о явлениях переходности в системе частей речи.

2) научить различать переход одной части речи в другие.

3) отработка умения находить.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

Поделиться