Подводный флот немцев во времена второй мировой. Боевые действия немецких подводных лодок во время второй мировой войны

Ржавые остовы субмарин Третьего рейха находят в море до сих пор. Немецкие подводные лодки Второй мировой войны уже не , от которой когда-то зависела судьба Европы. Однако эти огромные груды металла и сегодня окутаны тайнами и не дают покоя историкам, дайверам и любителям приключений.

Запретное строительство

Флот нацисткой Германии носил название «кригсмарине». Значительную часть арсенала нацистов составляли субмарины. К началу войны армию оборудовали 57 подлодками. Потом постепенно было задействовано ещё 1113 подводных машин, 10 из которых были трофейными. За время войны уничтожено 753 субмарин, однако они успели потопить достаточно кораблей и оказать впечатляющее воздействие на весь мир.

После Первой мировой войны Германия не могла строить подлодки по условиям Версальского договора. Но когда к власти пришёл Гитлер, он снял все запреты, заявив, что считает себя свободным от оков Версаля. Он подписал англо-германское морское соглашение, давшее Германии право на подводные силы, равные британским. Позже Гитлер объявил о денонсации соглашения, что полностью развязало ему руки.

Германия разработала 21 тип подлодок, но в основном они сводились к трём типам:

  1. Маленькая лодка типа II была сконструирована для обучения и патрулирования в Балтийском и Северном морях.
  2. Субмарина типа IX использовалась для долгого плавания в Атлантике.
  3. Средняя подлодка типа VII предназначалась для дальних переходов. Эти модели имели оптимальные мореходные качества, а средства для его производства затрачивались минимальные. Поэтому таких субмарин было построено больше всего.

Немецкий подводный флот обладал такими параметрами:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2 узлов;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Такие характеристики говорят о том, что субмарины Гитлера были самыми мощными среди всех стран-противников Германии.

«Волчьи стаи»

Командующим субмаринами был назначен Карл Дениц. Он разработал стратегию подводной охоты германского флота, которая получила название «волчьи стаи». Согласно этой тактике, субмарины атаковали суда большими группами, лишая их всякой возможности на выживание. Немецкие подлодки охотились в основном на транспортные суда, которые снабжали войска противника. Смысл этого состоял в том, чтобы потопить больше лодок, чем может построить противник.

Такая тактика быстро дала плоды. «Волчьи стаи» орудовали на огромной территории, потопив сотни кораблей противников. Одна только U-48 смогла сразить 52 судна. Причём Гитлер не собирался ограничиваться достигнутыми результатами. Он планировал развивать крингсмарине и построить ещё сотни крейсеров, линкоров и субмарин.

Субмарины Третьего рейха почти поставили на колени Великобританию, загнав её в кольцо блокады. Это заставило союзников срочно разрабатывать контрмеры против немецких «волков», в том числе массово строить собственные подлодки.

Борьба с немецкими «волками»

Помимо субмарин союзников, за «волчьими стаями» стали охотиться оснащённые радарами самолёты. Также в борьбе с немецкими подводными машинами использовались гидроакустические буи, средства радиоперехвата, самонаводящиеся торпеды и многое другое.

Переломный момент произошёл в 1943 году. Тогда каждый потопленный корабль союзников стоил германскому флоту одной субмарины. В июне 1944 года они перешли в наступление. Их целью была защита собственных судов и атака немецких подлодок. К концу 1944 года Германию окончательно проиграла битву за Атлантику. В 1945 году крингсмарине ждал сокрушительный разгром.

Армия немецких подводников сопротивлялась до последней торпеды. Последней операцией Карла Дёница была эвакуация некоторых военно-морских адмиралов Третьего рейха в Латинскую Америку. Перед своим самоубийством Гитлер назначил Денница главой Третьего рейха. Однако существуют легенды, что фюрер вовсе не убил себя, а был переправлен субмаринами из Германии в Аргентину.

Согласно ещё одной легенде, ценности Третьего рейха, в том числе и Святой Грааль, были перевезены субмариной U-530 в Антарктиду на засекреченную военную базу. Эти истории никогда не были официально подтверждены, однако они говорят о том, что немецкие подводные лодки времен Второй мировой ещё долго не будут давать покоя археологам и любителям военной .

В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».

«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.

Схема подводной лодки тип «М» XII серии

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.


Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот

В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.


Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru

Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.


Германская подводная лодка U-81

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

Вооружение

  • 5 × 355-мм торпедных аппарата
  • 1 × 88 мм SK C/35 орудие
  • 1 × 20 мм C30 зенитка
  • 26 TMA или 39 TMB мины

Однотипные корабли

24 подводные лодки тип VIIB:
U-45 - U-55
U-73 - U-76
U-83 - U-87
U-99 - U-102

Германская подводная лодка типа VIIB U-48 является самой результативной субмариной Кригсмарине во Второй мировой войне. Изготовленная на верфи Germaniawerft в Киле в 1939 году, она совершила 12 боевых походов, потопив 55 кораблей союзников общим водоизмещением 321000 тонн. В 1941 году U-48 была переведена в учебную флотилию, где и прослужила до конца войны. Была затоплена экипажем 3 мая 1945 года неподалеку от Нойштадта.

История создания

Предпосылки к созданию

Итоги Первой мировой войны показали наступательную силу подводного флота, практически «задушившего» Великобританию морской блокадой. Из-за атак германских подлодок Антанта потеряла 12 млн.тонн своего флота, не считая 153 боевых кораблей. Поэтому условиями Версальского мирного договора разработка и строительство подводных лодок в Германии были запрещены. Данное обстоятельство вынудило Рейхсмарине искать обходные пути возрождения своего подводного флота. Немецкие судостроительные компании начали создавать заграничные конструкторские бюро, в которых разрабатывались проекты новых подводных кораблей. Для реализации вырабатываемых идей нужны были заказы, ради которых бюро шли на установление более привлекательных цен, чем у конкурентов. Убытки компенсировались финансами Рейхсмарине. Одним из наиболее ценных заказов был из Финляндии, для которой построили малую лодку Vesikko и среднюю Vetehinen, ставшими прообразом для субмарин II и VII серий.

Проектирование

Описание конструкции

Корпус

Подводная лодка U-48, как и все лодки VII серии была полуторакорпусной (легкий корпус располагался не по всему обводу прочного корпуса). Прочный корпус представлял собой цилиндр диаметром 4,7 м в районе центрального поста, сужающийся по направлению к носу и корме. Также от центра к оконечностям изменялась и толщина листа прочного корпуса (18,5 и 16,0 мм соответственно). Конструкция была рассчитана на рабочее погружение до 100-120 м, при этом надо учитывать, что запас прочности, принятый для ПЛ в германском флоте, составлял коэффициент 2,3. На практике лодки VII серии погружались на глубину до 250 м.

К прочному корпусу приваривались: носовая и кормовая оконечности, бортовые були, уравнительные цистерны, а также палубная надстройка с ограждением рубки. Пространство между прочным и легким корпусами было свободно затопляемым. Под палубной надстройкой был проложен трубопровод вентиляционной системы, оборудованы хранилища первых выстрелов к палубному орудию и зенитной пушке, спасательная шлюпка, запасные торпеды для носовых аппаратов, а также баллонов со сжатым воздухом.

Внутреннее пространство лодки было разбито на шесть отсеков, имевших различное предназначение. Отсеки отделялись друг от друга легкими переборками, рассчитанными на надводное положение ПЛ при аварии. Исключение составлял центральный пост, служивший одновременно спасательным отсеком. Его переборки были выполнены вогнутыми и рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Отсеки нумеровались от кормы к носу для однозначности определения местоположения различных механизмов и оборудования относительно бортов корабля.

Назначение отсеков на подводной лодке U-48 (тип VIIB)
N Назначение отсека Оборудование, приборы, механизмы
1 Кормовой торпедный и электродвигателей
  • Кормовой торпедный аппарат, два электродвигателя и два компрессора сжатого воздуха (электрический и дизельный);
  • Пост энергетики, пост ручного управления вертикальным рулем и кормовыми горизонтальными рулями;
  • Запасная торпеда, дифферентная и две торпедозаместительные цистерны под палубным настилом;
  • Торпедопогрузочный люк в верхней части корпуса;
  • Кормовая балластная цистерна вне прочного корпуса.
2 Дизельный
  • Два дизеля суммарной мощностью 2800 л.с.;
  • Расходные баки дизельного топлива, цистерны с машинным маслом;
  • Баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей, баллон с углекислым газом для тушения пожаров.
3 Кормовой жилой («Потсдамская площадь»)
  • Четыре пары коек для унтер-офицеров, два складных стола, 36 ящичков для личных вещей экипажа;
  • Камбуз, кладовая, гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), два баллона сжатого воздуха и топливные цистерна под палубным настилом.
4 Центральный пост и боевая рубка
  • Командирский и зенитный перископы;
  • Пост управления горизонтальными и вертикальными рулями, пост управления клапанами вентиляции цистерн и кингстонами, машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор ультразвукового эхолота, указатель скорости;
  • Боевой пост штурмана, стол для хранения карт;
  • Трюмная и вспомогательная помпы, насосы гидравлической системы, баллоны сжатого воздуха;
  • Балластная и две топливные цистерны под палубным настилом;
  • Боевой пост командира (рабочая часть командирского перископа, счетно-решающий прибор управления торпедной стрельбой, откидное кресло, репитер гирокомпаса, машинный телеграф, привод управления вертикальным рулем и люк для выхода на мостик) в боевой рубке.
5 Носовой жилой отсек
  • «Каюта» командира (койка, откидной столик, шкафчик), отделенная от прохода шторой;
  • Пост акустика и радиорубка;
  • По две двухъярусных койки для офицеров и оберфельдфебелей, два столика;
  • Гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), боезапас палубного орудия.
6 Носовой торпедный отсек
  • Четыре торпедных аппарата, шесть запасных торпед, подъемно-транспортные и погрузочное устройства (для заряжания аппаратов и загрузки торпед в лодку);
  • Шесть двухъярусный коек, парусиновые гамаки;
  • Дифферентная и две торпедозаместительные цистерны, баллоны сжатого воздуха;
  • Ручной привод носовых горизонтальных рулей;
  • Цистерна быстрого погружения и носовая балластная цистерна вне прочного корпуса.

Непосредственно на мостике находились направляющие перископов и подставка оптического прибора управления стрельбой (UZO), использовавшегося при атаке из надводного положения, нактоуз главного компаса и люк, ведущий вниз в боевую рубку. На стенке рубки по правому борту имелась щель для выдвижной антенны радиопеленгатора. Задняя часть мостика была открыта и выходила на кормовую платформу, имевшую ограждение в виде поручней.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка U-48 состояла из двух типов двигателей: дизельных для надводного хода и электромоторов для плавания в погруженном состоянии.

Два шестицилиндровых четырехтактных дизеля марки F46 фирмы Germaniawerft развивали мощность 2800 л.с., что позволяло идти в надводном положении с максимальной скоростью 17,9 узлов. При преследовании конвоя часто использовали одновременно и дизели и электромоторы, что давало дополнительно около 0,5 узла скорости. Максимальный запас топлива составлял 113,5 т и обеспечивал дальность плавания 10-узловым ходом до 9700 миль. Для сгорания топлива воздух в дизели подавался по трубопроводу, проложенному к ограждению рубки между прочным и легким корпусом, а для отвода выхлопных газов каждый дизель был снабжен выхлопными патрубками.

Движение под водой обеспечивалось двумя электромоторами AEG GU 460/8-276 суммарной мощностью 750 л.с. Двигатели питались от аккумуляторной батареи 27-МАК 800W, состоящей из 124 элементов. Максимальная скорость движения под водой составляла 8 узлов, радиус действия в подводном положении - 90 миль при 4 узлах и 130 миль при 2 узлах. Зарядка батареи осуществлялась от работающих дизелей, соответственно лодка должна была находиться на поверхности.

Погружение U-48 осуществлялось за счет заполнения водой балластных цистерн, всплытие - за счет их продувания сжатым воздухом и отработанными газами дизелей. Время срочного погружения лодки составляло 25-27 секунд при слаженной работе экипажа.

Экипаж и обитаемость

Экипаж U-48 состоял из 44 человек: 4 офицеров, 4 старшин, 36 унтер-офицеров и матросов.

Офицерский состав включал в себя командира лодки, двух вахтенных начальников и главного механика. Первый вахтенный начальник исполнял функции старпома, заменял командира в случае его гибели, либо ранения. Кроме этого, он отвечал за работу всех боевых систем подводной лодки и руководил торпедной стрельбой в надводном положении. Второй вахтенный начальник отвечал за впередсмотрящих на мостике, управлял артиллерийской и зенитной стрельбой. Также он был ответственным за работу радистов. Главный механик отвечал за управлением движения подводной лодки, работу всех ее небоевых механизмов. Кроме этого он отвечал за установку подрывных зарядов при затоплении лодки.

Четверо старшин исполняли функции штурмана, боцмана, дизелиста и управления электромоторами.

Личный состав унтер-офицеров и матросов делился на команды по различным специализациям: рулевые, торпедисты, машинная команда, радисты, акустики и т. д.

Обитаемость на U-48, как и всех подлодках VII серии была одной из наихудших по сравнению с подводными лодками других флотов. Внутреннее устройство было направлено на максимальное использования тоннажа лодки для ее боевого применения. В частности, количество коек едва превышало половину численности экипажа, один из двух имеющихся гальюнов практически всегда использовался под продуктовый склад, капитанская каюта представляла собой уголок, отгороженный от прохода обычной ширмой.

Характерно, что кормовой жилой отсек, где располагались унтер-офицеры имел прозвище «Потсдамская площадь» из-за постоянно царившего здесь шума от работающих дизелей, разговоров и команд на центральном посту и беготни экипажа.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Главным оружием U-48 было торпедное. На лодке были установлены 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедных аппаратов. Запас торпед составлял 14 штук: 5 в аппаратах, 6 в носовом торпедном отсеке, 1 в кормовом торпедном отсеке и 2 снаружи прочного корпуса в специальных контейнерах. Выстрел из ТА производился не сжатым воздухом, а при помощи пневматического поршня, что не демаскировало лодку при запуске торпед.

На U-48 использовались два типа торпед: парогазовая G7a и электрическая G7e. Обе торпеды несли одинаковый боевой заряд весом 280 кг. Принципиальное различие заключалось в двигателе. Парогазовая торпеда приводилась в движении сжатым воздухом и оставляла на поверхности хорошо заметный пузырьковый след. Электрическая торпеда двигалась аккумуляторной батареей и была лишена этого недостатка. В свою очередь, парогазовая торпеда обладала лучшими динамическими характеристиками. Ее максимальная дистанция хода составляла 5500, 7500 и 12500 м при 44, 40 и 30 узлах, соответственно. Дальность хода модели G7e составляла только 5000 м 30-узловым ходом.

Торпедная стрельба осуществлялась с помощью счетно-решающего прибора (СРП) TorpedoVorhalterechner, установленного в боевой рубке. Командир и боцман вводили в СРП ряд данных о лодке и атакуемой цели, а прибор в течении нескольких секунд вырабатывал установки для торпедного выстрела и передавал их в отсеки. Торпедисты вводили данные в торпеду, после чего командир производил выстрел. В случае атаки из надводного положения использовался также пьедестал надводной прицельной оптики UZO (UberwasserZielOptik), установленный на мостике лодки.

Конструкция торпедных аппаратов позволяла использовать их для минных постановок. Лодка могла взять на борт неконтактные донные мины двух типов: 24 TMC или 36 TMB.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение U-48 состояло из 88-мм орудия SK C35/L45, установленного на палубе перед ограждением рубки. Под палубным настилом хранились снаряды первой подачи, основной боезапас размещался в в носовом жилом отсеке. Боекомплект орудия составлял 220 снарядов.

Для защиты от авиации на верхней платформе ограждения рубки было установлено 20-мм зенитное орудие Flak30.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В качестве средств наблюдения на U-48 при нахождении лодки в надводном, либо позиционном положении использовались цейсовские бинокли с многократным увеличением. Бинокль вахтенного офицера использовался также как часть UZO при надводной торпедной атаке. В подводном положении использовались командирский или зенитный перископы.

Для связи со штабом и другими подлодками использовалось радиооборудование, работающее на коротких, средних и сверхдлинных волнах. Основной считалась коротковолновая связь, которая обеспечивалась приемником E-437-S, двумя передат­чиками, а также выдвижной антенной в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой вы­движной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора.

Кроме оптики, для обнаружения противника подводная лодка использовала акустическую аппаратуру и радар. Шумопеленгация обеспечивалась 11 гидрофонами, установленными в носовой части легкого корпуса. Радарная разведка проводилась с помощью FuMO 29. Дальность обнаружения крупного корабля составлял 6-8 км, самоле­та - 15 км, точность определения направления - 5°.

Посты акустика и радиста были расположены по соседству с капитанской «каютой», чтобы командир в любое время мог первым получить информацию об изменившейся обстановке.

История службы

Гибель

Командиры

  • 22 апреля 1939 - 20 мая 1940 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 21 мая 1940 - 3 сентября 1940 корветтен-капитан Hans Rudolf Rösing (Рыцарский крест)
  • 4 сентября 1940 - 16 декабря 1940 капитан-лейтенант Heinrich Bleichrodt (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 17 декабря 1940 - 27 июля 1941 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • август, 1941 - сентябрь, 1942 обер-лейтенант цур зее Siegfried Atzinger
  • 26 сентября 1942 - октябрь, 1943 обер-лейтенант цур зее Diether Todenhagen

См. также

Награды

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер Карл Дёниц Ханс Георг фон Фридебург Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland : Schlesien Schleswig-Holstein
Тип Scharnhorst : Scharnhorst Gneisenau
Тип Bismarck : Bismarck Tirpitz
Тип H : -
Тип O : -
Авианосцы Тип Graf Zeppelin : Graf Zeppelin Flugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade : Jade Elbe
Hilfsflugzeugträger I Hilfsflugzeugträger II Weser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland : Deutschland Admiral Graf Spee Admiral Scheer
Тип Admiral Hipper : Admiral Hipper Blücher Prinz Eugen Seydlitz Lützow
Тип D : -
Тип P : -
Лёгкие крейсера Emden
Тип Königsberg : Königsberg Karlsruhe Köln
Тип Leipzig : Leipzig Nürnberg
Тип M : -
Тип SP : -
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion Atlantis Widder Thor Pinguin Stier Komet Kormoran Michel Coronel Hansa
Эсминцы Тип 1934 : Z-1 Leberecht Maass Z-2 Georg Thiele Z-3 Max Schulz Z-4 Richard Beitzen
Тип 1934A : Z-5 Paul Jakobi Z-6 Theodor Riedel Z-7 Hermann Schoemann Z-8 Bruno Heinemann Z-9 Wolfgang Zenker Z-10 Hans Lody Z-11 Bernd von Arnim Z-12 Erich Giese Z-13 Erich Koellner Z-14 Friedrich Ihn Z-15 Erich Steinbrinck Z-16 Friedrich Eckoldt
Тип 1936 : Z-17 Diether von Roeder Z-18 Hans Lüdemann Z-19 Hermann Künne Z-20 Karl Galster Z-21 Wilhelm Heidkamp Z-22 Anton Schmitt
Тип 1936А : Z-23 Z-24 Z-25 Z-26 Z-27 Z-28 Z-29 Z-30
Тип 1936A (Mob) : Z-31 Z-32 Z-33 Z-34 Z-37 Z-38 Z-39
Тип 1936B : Z-35 Z-36 Z-43 Z-44 Z-45
Тип 1936C : -
Тип 1941 : -
Тип 1942 : Z-51
Тип 1944 : -
Миноносцы Тип 1923 : Möwe , Seeadler ,Greif , Albatros , Kondor , Falke
Тип 1924 : Wolf , Iltis , Luchs , Tiger , Jaguar , Leopard
Тип 1935 : T-1 , T-2 ,

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания Количество построенных субмарин - 53. Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн. Экипаж - 59…61 чел. Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус). Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов. Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль. Вооружение: - 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед; - 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты. Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики. В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск. Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул. После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС. Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз Количество построенных субмарин - 11. Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн. Экипаж - 62…65 чел. Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м. Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз. Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.) Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.) Вооружение: - 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды; - 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов; - до 20 мин заграждения.


…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд. - Ганс, ты слышишь эту тварь? - Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт… - Сможешь определить, где они сейчас? - Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен. Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу. Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.


Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным оружием - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок. К-21, Североморск, наши дни Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования. А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.


«Малютки», Советский Союз Серия VI и VI-бис - построено 50. Серия XII - построено 46. Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4). ТТХ лодки типа М серии XII: Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн. Автономность - 10 суток. Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м. Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз. Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов). Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла). Вооружение: - 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды; - 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка! Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде. В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины. Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.


Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов. Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз Количество построенных субмарин - 41. Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн. Экипаж - 36…46 чел. Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м. Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов. Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов). Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла). «Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша…» — мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина


«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства! Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР. Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный. Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Лодки типа Gato, США Количество построенных субмарин - 77. Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн. Экипаж - 60 чел. Рабочая глубина погружения - 90 м. Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз. Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.). Вооружение: - 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды; - 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»; - одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.


Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев. Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.


…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш. Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!


Электроботы типа XXI, Германия К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны. Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн. Экипаж - 57 чел. Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров. Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз. Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.). Вооружение: - 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед; - 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику. Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении. В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы. Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.


Лодки типа VII, Германия Количество построенных субмарин - 703. Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна. Экипаж - 45 чел. Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз. Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.). Вооружение: - 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед; - 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками. * приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC


Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан. Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора. 703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием… Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен». Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине! Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников. Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. «Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!» Комментарии, как говорится, излишни

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания Количество построенных субмарин - 53. Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн. Экипаж - 59…61 чел. Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус). Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов. Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль. Вооружение: - 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед; - 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».

HMS Traveller Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты. Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики. В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск. Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул. После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС. Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз Количество построенных субмарин - 11. Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн. Экипаж - 62…65 чел. Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м. Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз. Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.) Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.) Вооружение: - 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды; - 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов; - до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд. - Ганс, ты слышишь эту тварь? - Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт… - Сможешь определить, где они сейчас? - Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен. Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу. Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным оружием - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок. К-21, Североморск, наши дни Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования. А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз Серия VI и VI-бис - построено 50. Серия XII - построено 46. Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4). ТТХ лодки типа М серии XII: Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн. Автономность - 10 суток. Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м. Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз. Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов). Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла). Вооружение: - 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды; - 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.

Малютка! Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде. В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины. Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов. Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз Количество построенных субмарин - 41. Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн. Экипаж - 36…46 чел. Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м. Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов. Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов). Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла). «Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...» - мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина

«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства! Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР. Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный. Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.

Лодки типа Gato, США Количество построенных субмарин - 77. Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн. Экипаж - 60 чел. Рабочая глубина погружения - 90 м. Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз. Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.). Вооружение: - 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды; - 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»; - одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев. Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш. Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны. Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн. Экипаж - 57 чел. Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров. Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз. Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.). Вооружение: - 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед; - 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.

Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику. Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении. В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».

Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы. Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия Количество построенных субмарин - 703. Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна. Экипаж - 45 чел. Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз. Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.). Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.). Вооружение: - 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед; - 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками. * приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан. Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора. 703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.

U-995. Грациозный подводный убийца Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен». Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине! Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников. Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.

Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни.

Поделиться