Территория франции в 17 веке. История Франции (кратко). Французу, живущему в конце XX века, трудно вообразить и - главное - понять страну, которой Мазарини и королева-регентша управляли от имени короля-ребёнка Людовика XIV. Границы, население, виды деятел

Анатолий Васильевич Луначарский (11 ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь1929-го —первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции1905-1907годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете.

В 1899 Анатолий Луначарский возвращается в Россию, занимается пропагандистско-литературной деятельностью, подвергается ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым, Н. А. Бердяевым, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком.

В 1911 Анатолий Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским, Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

В октябре 1917 Анатолий Луначарский назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 2 (15) ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, потому что для тебя разочарование будет много хуже».

Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам Луначарский это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель.

В 1929 году Луначарский снят с поста наркома просвещения. Это год «великого перелома», начатого И. Сталиным и отразившегося и на сфере культуры. Наркомпрос возглавил военный А. Бубнов, покончивший с эклектикой «либерала» Луначарского.

12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР.

В 1933 Анатолий Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.

Книги (12)

Введение в историю религии. В 6 популярных лекциях

Вниманию читателей предлагается книга известного советского политического деятеля, публициста, критика, искусствоведа, академика АН СССР А.В.Луначарского(1875-1933),посвященная истории религии.

В основу книги были положены лекции, прочитанные автором в октябре 1918 года в Петербурге. В работе дается представление о научном объяснении религиозных верований и их происхождения, излагается история религиозных верований начиная с самых первых ступеней развития; описываются два типа религиозных воззрений — метафизический и исторический.

Автор рассматривает основные языческие религии — индусскую, иранскую и эллинскую, знакомит читателя с наиболее важными моментами развития еврейской религии, а затем подробно излагает историю христианства вплоть до современных его форм.

Европа в пляске смерти

Книга «Европа в пляске смерти» занимает должное место в литературном наследии А.В. Луначарского.

Посвященная чрезвычайно интересному и сложному периоду — первой империалистической войне, она представляет собой впервые публикуемый сборник статей и очерков, репортажей с мест сражений, а также записей бесед с видными политическими деятелями Европы. Все это было послано автором в газеты «Киевская мысль» и «День», чьим французским корреспондентом он состоял.

О воспитании и образовании

В книге представлены избранные сочинения А.В. Луначарского, посвященные основным проблемам строительства советской школы, вопросам воспитания и образования.

Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей советской культуры и просвещения.

Об атеизме и религии

Лекции, статьи, письма и другие материалы.

Здесь помещены материалы из переписки с В.И. Лениным, лекции и статьи по вопросам истории религии, истории атеизма, морали и религии, искусства и религии.

Интересен диспут А.В. Луначарского с представителями церкви.

Почему нельзя верить в бога?

Избранные атеистические произведения.

Для того чтобы напечатать все, что написано Луначарским по вопросам религии и а теизма, потребовалось бы несколько больших томов.

В настоящей книге помещены лишь некоторые его работы из тех, которые были написаны главным образом после Октябрьской социалистической революции, в период Советской власти.

В настоящем сборнике помещено 38 различных произведений. Все они разбиты на четыре раздела и в каждом разделе расположены в основном хронологически. В сборник, как правило, включены уже опубликованные в печати материалы. Однако наряду с этим приводятся и некоторые рукописи, хранящиеся в Партархиве Института марксизма-ленинизма и до сих пор не издававшиеся доклад «Очередные задачи школы в районах нацменьшинств», «Заключительное слово на II съезде Союза воинствующих безбожников», статья «Пасха», статьи, связанные с выставками предметов религиозного искусства за рубежом, ответы на записки слушателей и некоторые другие.

Силуэты: политические портреты

В очерках А. Луначарского, К. Радека, Л. Троцкого, чей публицистический талант бесспорен, читатель найдет объемные портреты таких ярких и своеобразных исторических личностей, как Л. Каменев, Л. Рейснер, Л. Мартов, Б. Савинков, П. Струве, П. Милюков и другие.

Оригинальность видения прошлого страны проявляются и в неповторимости восприятия авторами творчества писателей-демократов, гигантской фигуры В.И. Ленина.

ЛУНАЧАРСКИЙ, АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (псевдонимыВоинов, Анютин, Антон Левый и др.) (11 ноября 1875, Полтава – 26 декабря 1933, Ментона, Франция) – русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик АН СССР (1930).

Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р.Авенариуса. Там же познакомился с П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В.Плехановым , который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно – с А.А.Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901–1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 – в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и «Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд – Основы позитивной эстетики . Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И.Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.

Опубликовав в 1908 большой труд Религия и социализм , стал основным теоретиком «богостроительства» – богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого».

В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!» (Богданов, Г.А.Алексинский, М.Н.Покровский, В.Р.Менжинский и др.), действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе Мещанство и индивидуализм (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина . В 1910–1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.

В 1912 отошел от «впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции 1917 , оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).

С октября 1917 и до 1929 – народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны 1918–1920 выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта». Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию. Под его руководством советская система образования была переориентирована с получения знаний на политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Увязывавший оценку художественного уровня с социальными критериями произведений, активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он все же вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.

С 1927 привлекался к дипломатической работе: был зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. Возглавлял советскую делегацию в Лиге наций

В 1929 оставил пост наркома при назначении на должность председателя Ученого комитета при СНК СССР.

С 1933 – назначен полпредом в Испанию, но по дороге заболел и вскоре умер (в Ментоне, на юге Франции).

Прах погребен в Кремлевской стене.

Наталья Пушкарева

Сын крупного чиновника. Учился в Цюрихском университете. Был близок к группе "Освобождение труда". В 1897 вернулся в Россию, член Московского комитета РСДРП. Несколько раз арестовывался и высылался.

С 1904 в эмиграции. В Женеве входил в редакцию газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1907 отошел от большевизма, сторонник группы "Вперед" и "богостроительства". В 1912 отошел от "впередовцев" и в 1913 вошел в состав редколлегии газеты "Правда".

Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Во время Гражданской войны постоянно выезжал на фронты, вел агитацию и пропаганду в войсках. Пытался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, старался оградить ученых от преследований со стороны ВЧК.

С начала Октябрьской революции, в течение двенадцати лет, он был первым народным комиссаром просвещения. Человек исключительного и разностороннего таланта - политик, дипломат, оратор, критик, публицист, исследователь, драматург и поэт, которому воздавали должное не только друзья, но даже и враги, - он обладал редкими знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных наук, был сведущ в отдельных областях естествознания, биологии, физики, химии и являлся крупнейшим и исключительным эрудитом в области литературы и искусства. Тонкий ценитель всех видов искусства, он одинаково глубоко изучал скульптуру классической древности и живопись Возрождения, готическую архитектуру и средневековые примитивы, классическую музыку и историю театра, гравюру и балет. Но совершенно изумительна была его компетентность в области истории новейшего искусства и литературы. Ни одно более или менее заметное явление в области западноевропейского и русского искусства, театра, музыки, кино, живописи, скульптуры, архитектуры не прошло мимо него. Его многочисленные книги и очерки по этим вопросам представляют документальную энциклопедию культуры, искусства и литературы XX в.

Больше всего А. В. Луначарский однако работал в области теории и истории литературы, мировой и русской. Его неоднократно издававшиеся и разошедшиеся в огромных тиражах «Литературные силуэты», курс по истории западноевропейской литературы, «Критические этюды», сборник «Мещанство и индивидуализм», равно и огромная масса его несобранных работ, разбросанных по журналам, сборникам, энциклопедиям (их количество превышает тысячу), содержат широко обобщенные, глубокие, страстные, захватывающие оригинальные характеристики главнейших явлений русской литературы XVIII-XX вв. и мировой литературы с греко-римской эпохи до наших дней.

«Литературная энциклопедия», основателем и главным редактором которой был А. В. Луначарский, с его смертью понесла незаменимую утрату. Он был как бы создан для руководства этим сложным и трудным делом. Громадные знания, политический такт помогали ему избегать тех крайностей, в которые за эти годы не раз впадало литературоведение. А как человек и товарищ исключительной чуткости, внимательности, простоты и обаятельности он умел группировать около себя нужных для дела людей.

С 1927 привлекался к дипломатической работе, зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. В 1929 оставил пост наркома и назначен председателем Ученого комитета при СНК СССР.

В 1933 Луначарский был назначен полпредом в Испании, но по дороге тяжело заболел и вскоре скончался.

Лучшие дня


Посетило:6279
Игорь Хиряк. Темнокожий ликвидатор Чернобыльской аварии
Поделиться