Что совершали во славу бога иезуиты. Кто такие иезуиты? Продукты иезуитского образования

члены католического монашеского ордена ("Общество Иисуса", латинское "Sociеtas Jеsu"), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жесткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе Римскому. Первый И., прибывший в Россию, - посол папы Антоний Поссевино. Попытки И. проникнуть в Россию пресекались правительством: в 1719 по указу Петра I они были изгнаны из страны. Возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в 1772-95. Официально признаны в 1801 императором Павлом I, однако в 1815 высланы из С.-Петербурга и Москвы, а в 1820 их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в 1992 зарегистрировано Российское отделение ордена И. -"Независимый российский регион общества Иисуса".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иезуиты

Иезуи?ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») - религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счете, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезен в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провел некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провел в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев - христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже - «Святые отцы»

* Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»

* Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы

* Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»

* отец д´Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты — это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?
SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название — иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?
В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% — священники, 15% — братья, 13% — схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?
С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 — 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?
Обычный возраст кандидатов — от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?
Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?
Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?
Иезуиты — люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?
Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?
Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?
У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?
Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?
Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета — бедности, целомудрия и послушания — приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?
Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?
Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?
Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?
Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации — в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?
От лат. scholasticus — студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?
Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?
От лат. professio — исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?
В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту — их монастырю, — и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?
Слово «генерал» — в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения
Духовные упражнения — книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов
Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.

До создания ордена Общества Иисуса
у церкви не было ничего подобного, нет и теперь.
А. Тонди

Много тайн хранит история ордена иезуитов - одного из самых одиозных католических орденов. Интриги, шпионаж, убийства, шантаж, политические игры, манипулирование вся и всеми и т. д…

Рассказ о тайной истории ордена иезуитов следует начать с истории того, кого называли «генералом папы римского» - испанского идальго дона Игнатио (Иниго) Лопеса де Рекальдо Лойолы, появившегося на свет в 1491 г. в богатой семье в замке Лойола в Стране басков в Испании.

Генерал Папы Римского

В молодые годы он бывал при испанском дворе и, получив приличное по тем временам образование, избрал военную карьеру и поступил на службу к вице-королю Наварры. Он стал блестящим офицером, казалось, жизненный путь идальго предопределен, но судьба распорядилась по другому.


В 30 лет дон Игнатий был тяжело ранен в жестоком сражении во время осады Памплоны 28 марта 1521 г., после чего его перевезли в родовой замок. Благодаря природному здоровью и жажде жизни ему удалось вырваться из лап смерти. Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмыслить о довольно важном, как он считал, вопросе: отчего, несмотря на все усилия инквизиции, католическая вера и власть папы в значительной степени ослабли, а Реформация набирает силу? Так, читая книгу «Жизнь Христа», Лойола решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником.

Оправившись от ран, он оставил военную службу и решил всего себя посвятить религиозному подвижничеству и служению папе римскому. В 1523 г. идальго совершил паломничество в Иерусалим, где попробовал свои силы на поприще обращения мусульман в христианство, но потерпел фиаско и, немало раздосадованный неудачей, покинул Святую землю.

Возвратившись на родину, де Рекальдо какое-то время занимался изучением богословия в Саламанке, а потом отправился в Париж, где продолжил богословское образование. Там он познакомился и весьма близко сошелся с видными религиозными деятелями Лайнезом и Бовадильей. Мало-помалу возле этого человека, который обладал почти магнетической волей и излучал энтузиазм и веру, собралась группа студентов. Это были Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, несколько испанцев.

Они частенько встречались, их волновали дела церкви и разные идейные движения. Студенты беседовали о «божественном» и часто молились вместе. Две вещи казались им необходимы и неотложны в сложившейся тогда ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Друзья составили план, который намеревались осуществить сразу же по окончании учебы: вместе отправиться в Иерусалим, но если им не удастся этого сделать, пойти в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы - для «всякой миссии среди верных или неверных».

1534 год, 15 августа — ранним утром семеро товарищей взошли на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников принесли личные обеты в исполнение своего плана. Это произошло во время мессы, которую служил Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами раньше.

В конце 1536 г. сотоварищи, которых теперь уже было 10, отправились из Парижа в Венецию. Но из-за войны с турками в Святую землю суда не отплывали. Тогда друзья отправились в Рим и в ноябре 1537 г., принятые папой Павлом III, поступили на службу церкви - для выполнения любых миссий.

Создание ордена иезуитов

Теперь, когда они знали, что их могут разослать «по всему миру», перед ними возник вопрос о том, как сделать так, чтобы ничто не смогло разрушить их союза. Напрашивалось очевидное решение: раз Господь собрал их, людей столь разного образа мыслей, из различных стран, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, каким бы великим оно ни было, не могло нас разделить».

При участии богословов Лайнеза и Бовадильи и поддержке единомышленников, которые появились у отставного офицера, дон Игнатио Лопес де Рекальдо Лойола разработал проект монашеского ордена Общества Иисуса, который поздней получил название ордена иезуитов (от латинской формы имени Иисус - Jesus).

Искушенный в военном деле, придворных интригах и богословии, дон Игнатий считал, что главной целью нового ордена должны стать защита и распространение власти Римско-католической церкви и папы. В скором времени проект устава был окончательно сформулирован и представлен папе Павлу III.

1540 год, 27 сентября — орден иезуитов был создан. Папа наделил его чрезвычайными привилегиями, несмотря на то что в то время отношение к монашеским орденам было довольно неоднозначным: на них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в церкви. И все-же, после долгого размышления папа все-таки принял решение основать новый монашеский орден.

На следующий год Игнатий Лойола стал первым генералом ордена. Следует обратить внимание, именно генералом, как в армии! Из всех католических монашеских орденов только у ордена иезуитов главой был генерал. Через 15 лет, 31 июля 1556 г., основатель ордена скончался и уже в 1622 г. был канонизирован католической церковью.

Что из себя представлял орден иезуитов, его задачи?

Основатель ордена считал, что для того, чтобы бороться с Реформацией, необходимо воспитывать особых - избранных - людей, фанатично преданных католической церкви.

Лойола понимал: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его воображения. Он не останавливался на пожеланиях и проповедях - он требовал действия: выбора цели жизни. Для достижения этого и был нужен умело разработанный комплекс упражнений, идеально соответствующих поставленной цели. И Лойола создал свои «Духовные упражнения».

Работая над собой, каждый иезуит должен проделывать духовные упражнения на протяжении сорока дней два раза в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты каждый год по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья.

Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь лишь с духовным наставником и исповедуясь ему. Надо уйти в себя, живя одними только мыслями и воображаемыми образами… Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, основная особенность «Духовных упражнений» состоит в том, что их «необходимо не прочитать, а пережить».

«Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что ранее почитал», - отмечал А.Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы. В такой «кузнице кадров» в действительности выковывались уникальные личности.

‭‬Орден ‭‬о‬ни назвали «Нищие рыцари». ‭‬О‬ни были до такой степени нищи, чт‭‬о…

Если посмотреть на историю возникновения ордена иезуитов, то появляются вопросы: почему папа сразу же дал новому ордену чрезвычайные привилегии и почему во главе монахов поставил генерала? За какие выдающиеся заслуги всего через 60 лет после смерти Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь как правило подходит к вынесению такого рода решений достаточно взвешенно и осторожно.

Тут скрыта одна из главных тайн Общества Иисуса. Дело в том, что, разработав проект нового монашеского ордена, Лойола предложил папе создать… католическую политическую разведку! И ко всему в виде полувоенной организации с жесткой дисциплиной.

Лойола был уверен, что инквизиторы не могли эффективно выполнять разведывательные и контрразведывательные функции - они были попросту грубыми мясниками, а их шпионы и доносчики не умели корректировать в нужном направлении ход политических процессов. Наверняка немалое влияние на основателя ордена оказала поездка на Восток, где была сильна секта исмаилитов (так называемых ), которых поздней многие авторы недаром стали называть «мусульманскими иезуитами».

Встав во главе ордена, монах-генерал стал создавать армию шпионов и лазутчиков, которые исповедовали совсем не христианское милосердие, их девизом стали слова: «Цель оправдывает средства». Это полностью развязывало иезуитам руки, в особенности в отношении язычников и еретиков, коими являлись для Лойолы и христиане-некатолики (к примеру, православные христиане).

На протяжении оставшихся 15-ти лет своей жизни Игнатий руководил обществом (он поддерживал впечатляющую переписку: 6 800 писем) и составлял Конституцию нового института. Ко дню его кончины она практически была завершена. Первая конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены ордена, число которых стремительно росло, отправлялись по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, затем в Японию и умер у границ Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служили церкви. Четыре члена Общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.

Первый век существования общества отмечен замечательным развитием, в частности в области науки. Коллегии множатся. Это тяжелая ноша для ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 г. орден иезуитов насчитывал 2000 членов, а в 1615-м, когда умер пятый генерал ордена, - 13 112.

Успехи Общества Иисуса в течении первого столетия его существования возбудили соперничество, зависть и интриги других религиозных обществ. Во многих случаях борьба была до такой степени ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуреваемую рождением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм, просвещение, иезуиты принимали участие во всех спорах.

При этом продолжалась миссионерская деятельность ордена. Иезуиты появились во Флориде, в Мексике, Перу, на Мадагаскаре, Филиппинах, в Тибете… В Азии они смогли добиться больших успехов. 1614 год — больше миллиона японцев стали христианами (до того как общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получили от императора право на миссионерство благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

После смерти Лойолы его последователь Иаков Лайнез несколько реорганизовал орден иезуитов в соответствии с замыслами и заветами своего «учителя». Вот как стала выглядеть после этого структура общества с точки зрения современных спецслужб.

Организация ордена иезуитов

Будучи военной организацией, орден делился на разряды.

Первый разряд это испытуемые. На протяжении 2-х лет они проходили суровую школу орденской дисциплины, которая не допускала даже мысленных сомнений и малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника: и было все равно, шла ли речь о доставке тайного послания или убийстве неугодного человека.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. На протяжении 5-ти лет они изучали общие науки и богословие. При этом далеко не все испытуемые, а только особо доверенные и способные становились схоластиками и получали довольно основательное по тем временам образование. Во время обучения они должны были таиться друг от друга и заниматься доносительством. Кроме всего, их обучали конспиративной работе, а также давали практические знания, которые были необходимы для того, чтобы стать «ловцами душ», то есть вербовщиками агентуры.

Третий разряд это коадъюторы, принимавшие монашеские обеты и ведущие соответствующий образ жизни. Испытуемые же и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли, ничем не выделяясь, свободно жить в миру. Именно из таких законспирированных иезуитов состояла обширнейшая шпионская сеть «Общества Иисуса».

В свою очередь, коадъюторы также делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. Ну, а по линии тайной деятельности в их обязанности входил негласный поиск подходящих кандидатов для привлечения в ряды членов ордена, а также выведывание различных тайн и распространение необходимых иезуитам сведений и слухов.

Временами коадъюторов использовали и для выполнения важных заданий, хотя более часто для этого привлекались схоластики.

К примеру, известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон был тайным иезуитом и имел степень схоластика.

Переодеваясь женщиной, он в переплете книги Монтескье «Дух законов» доставлял секретные послания короля Франции Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. В корсете этой «дамы» были зашиты полномочия на ведение переговоров, а в подошве башмака спрятан ключ от шифрованной переписки.

Поздней, будучи секретарем французского посла в Лондоне, де Бомон ухитрился незаметно стащить портфель заместителя английского министра иностранных дел Вуда, пока того угощали ужином. Ловкий иезуит успел скопировать находившиеся в портфеле важные документы и так же незаметно вернул портфель дипломату. Естественно, что обо всем он в подробностях информировал своих начальников по ордену.

Вообще вербовке агентуры и подготовке собственных лазутчиков в «Обществе Иисуса» уделялось большое внимание. Недаром уже пятый по счету генерал ордена Клавдий Аквавива (1582–1616) сам составил для них учебную программу и всячески способствовал открытию новых иезуитских учебных заведений, где можно было бы тайно проводить обучение преданных людей.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и т. п. На первый взгляд кажется странным, что люди, которые получили практически университетское образование, столь редкое в Европе в те времена, потом шли в услужение. Но такая странность объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться и тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, которые принимали кроме трех обычных монашеских обетов еще и четвертый - обет безусловного повиновения папе. Верней, генералу ордена. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какую-либо страну, то есть были, по сути, профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в этой стране, а то и в целом регионе.

В «странах еретиков» - таких как, к примеру, Россия, - профессы становились духовниками при дворах влиятельных князей, где вербовали сторонников, то есть, если выражаться языком современных спецслужб, приобретали агентуру влияния.

Глава профессов выбирался из своей среды генералом ордена. А он, в свою очередь, назначал остальных профессов на должности и руководил деятельностью всего ордена. Следует обратить внимание: главу ордена иезуитов назначал не папа римский, иезуиты сами выдвигали его из своей среды и отчитывались только перед ним! Объяснялось это тем, что в разведке, а именно этим в первую очередь занимался орден, к профессиональным секретам стараются не допускать никого.

1616 год — орден насчитывал уже больше 18 000 членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира. Иезуиты активно действовали в Испании, Италии, Португалии, католической Германии, Баварии, проникли в Вест-Индию, Японию, Китай, Бразилию и Парагвай.

Список преступлений, которые совершили иезуиты и их шпионы, занял бы не один том. К примеру, во Франции они всячески разжигали войну между католиками и гугенотами, действуя под покровительством герцогов Гизов. Считается, что именно иезуиты были организаторами покушения на короля Генриха IV, после чего их первый раз изгнали из Франции. Однако в 1603 г. орден смог вернуться, чему немало способствовали приобретенные ранее агенты влияния. В Германии стараниями иезуитов не прекращалась Тридцатилетняя война, которая разорила страну и унесла множество жизней. Но утопить Реформацию в крови они так и не смогли.

Изощренные интриги, шпионаж, отравления, убийства, шантаж, подкупы и прочие довольно неблаговидные дела иезуитов в конечном счете вызвали возмущение во многих странах. 1759 год — орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. В конце концов оппозиция «Обществу Иисуса» дворов, великих католических монархов Европы вынудила папу Климента XIV буллой от 21 июня 1773 г. упразднить орден, его ликвидировали повсеместно. Последний генерал ордена был заключен в римскую тюрьму, в которой и скончался спустя 2 года.

Закрылись коллегии, миссии, были остановлены разнообразные начинания. Иезуиты присоединены к приходскому клиру.

Однако именно этот удар и явился исходным пунктом для новых побед иезуитов. При помощи 358 изгнанных из России отцов орден смог возобновить свою деятельность в Италии, Англии и Америке. В скором времени и Португалия позволила ордену действовать на ее территории (1829), потом Бельгия (1831), Голландия (1832). Даже в старых протестантских странах иезуиты вновь начали вести работу среди населения.

С этого времени в течении практически всего XIX столетия орден иезуитов оказывал огромное влияние на жизнь католической церкви, в особенности на богословие, что в конечном счете способствовало укреплению неограниченной власти папы в католическом мире - возведенное в догмат учение о примате папы и папской непогрешимости.

В XX столетии иезуиты продолжили свою деятельность, активно вмешивались не только в церковные, но и в мирские дела по всему миру.

На 2006 год число иезуитов составляло 19 573 человека, из них 13 736 - священники. Около 8 500 иезуитов живут в Америке, а всего они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1536 приходах. Этот самый большой орден католической церкви разрешает своим членам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена, в основном, на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах.

Итак, детище Игнатия Лойолы оказалось на диво жизнеспособным. Орден иезуитов пережил расцвет и гонения и до сегодняшнего дня играет активную роль в религиозной и общественной жизни многих стран.

Иезуиты - члены католического монашеского ордена (самоназвание - «Societas Jesu» (лат.) - «Общество Иисуса»). Орден основан в году в Париже испанским офицером Игнатием Лойолою , с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия, 27 сентября утвержден папою Павлом III и наделен чрезвычайными привилегиями

«Не уклонился ли я от научения Слова Божьего по страху быть осмеянным и названным фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой?» из руководства к исповеди «Confessionnal» Готтшалка Роремунда, Антверпен,

Цель создания ордена

Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной» (accomodativa). Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно–нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любое преступление во имя «высшей цели» - «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «цель оправдывает средства».

Орден получил широкие привилегии: право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством, освобождение от светских налогов, от имущественных обязанностей (уплаты долгов), если они не признаны генералом ордена. Уже после смерти Игнатия Лойолы ( -) булла папы Пия V ( -) даровала иезуитам все привилегии настоящие, прошедшие и будущие, которые принадлежали или будут принадлежать на вечные времена всем прочим нищенствующим орденам.

Идеология

«Одно из преимуществ иезуитов состоит в том, что сам Иисус встречает и вводит их в рай.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. V, cap. 8»)

Программым документом ордена является Formula Institutae , или уложение. Она была одобрена и утверждена папой Павлом III и нексколько изменена Юлием III .

Уложение написано в типичном церковном стиле и смысл общих фраз с трудом понятен современному читателю.

Иезуиты долгое время не называли себя «иезуитами». В своих официальных документах они самоименовались иносказательно: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества», «регулярные клирики Общества Иисуса», «сыны святого Игнатия» и «сотоварищ Иисуса». Первое время существования ордена их ещё называли «священниками св. Луции», «иезуинами», «скофиотти» (скуфейниками), «инигистами», «папистами», «апостолами» (в честь апостола Индии Франциска Ксаверия ), «театинцами», «реформированными священниками». Претензия назвать орден именем Иисуса первое время оспаривалась многими европейскими богословами, которые таковое имя присваивали всей Католической церкви. Так парижский епископ Евстафий дю Белле в году согласился рассмотреть документы иезуитов для разрешения проживать им в Париже только при условии, что они не будут называться «членами ордена Иисуса» или «иезуитами».

«Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им - ни в официальном, ни в частном порядке... Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы - сотоварищи Иисуса... Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» Ю. Негроне «Толкования общих правил»,

Презрительное прозвище «иезуиты» они получили от протестантов Германии с самом начале своего существования. Предполагается, что что эта кличка в отрицательном значении «лицемер» и «фарисей» существовала и до основания Ордена. В документах Тридентского собора ( –) они уже называются «иезуитами» (Jesuitae fovendi sunt , Generali Jesuitarum Ordinem , Religionem Jesuitarum ).

Первое официальное самоупотребление слова «иезуит» произошло на тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в году.

Иерархия

Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе римскому.

В орден не принимались бывшие еретики. Кандидаты в орден назывались индиферентами.

Разряды ордена:

  1. испытуемые (новиции), проходящие в продолжение двух лет суровую школу орденской дисциплины
  2. схоластики , изучающие 5 лет общие науки и богословие;
  3. коадъюторы , принимающие обычные монашеские обеты и распадающиеся на два разряда:
    1. духовные коадъюторы, посвященные в духовный сан и занимающиеся обучением юношества, миссионерством, исповеданием, проповедничеством, и
    2. светские коадъюторы, исполняющие физические работы для ордена, повара, слуги, управители, их набирали из числа прошеших первую ступень, минуя вторую.
  4. Высшую степень иезуитов составляют профессы , присоединяющие к трем обычным монашеским обетам еще четвертый - безусловное повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.

Учреждения общества - резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) - составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).

В Риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена - генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Ни один иезуит не стал папой до года, когда на римский епископский трон не взошёл под именем Франциска I аргентинский иезуит кардинал Хорхе Марио Бергольо .

Система воспитания

Орден иезуитов уделял огромное внимание науке и образовнию и в ордене была разработана оригинальная система воспитания. Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в . Цель иезуитского воспитания - подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7–летним сроком обучения) и высшие - семинарии(с 6–летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к университетам того времени.

Продукты иезуитского образования

«Станете ли вы любоваться предприимчивостью одного из наших отцов? Все они люди мужественные, львы великодушные, которых не удивит никакая опасность и которые с презрением относятся к рискованным предприятиям. ... Страх и испуг неизвестны этим львам. ... Подобно апостолам, жизни и трудам которых они стараются подражать, они делят между собою всю Землю и сообща распределяют победы и добычу. Дух Божий одушевляет этих новых Самсонов.» (из юбилейного панегирика 1640 года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. III»)
  • Фидель Алехандро Кастро Рус (Fidel Alejandro Castro Ruz , родился 13 августа ), кубинский революционер, президент социалистической республики Куба с до начала года

История ордена

«Это орден самого Иисуса, Сына Божия, ордена, которого Он настоящий создатель и который назван по имени Его: Иисус Христос его первый основатель; Пресвятая Дева - второй, а св. Игнатий - только третий.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. I, cap. 6»)

Генералы ордена

  • 1541–1556 Св. Игнатий Лойола
  • 1556–1565 Иаков Лейнец
  • 1565–1572 Св. Франциск Борджа
  • 1573–1580 Эверард де Маркур, из Люксембурга
  • 1581–1615 Клавдий Аквавива
  • 1615–1645 Мутиус Вителлечи
  • 1646–1649 Винценто Караффа
  • 1649–1651 Франциск Пикколомини Сиенский
  • 1652–1652 Алоиз Готтифреди
  • 1652–1664 Гошвин Никель, из Германии
  • 1664–1681 Иоанн Павел Олива, из Генуи, основатель миссии в Персии
  • 1682–1687 Шарль де Ноэль, из Брюсселя
  • 1687–1705 Тирсус Гонцалес
  • 1706–1730 Микельанжело Тамбурини
  • 1730–1750 Франц Рец, из Праги
  • 1751–1755 Игнацио Висконти
  • 1755–1757 Алоиз Центуриони
  • 1758–1773 Лоренцо Риччи

Вынужденный перерыв.

  • 1805–1820 Фаддей Бжозовский, поляк
  • 1820–1829 Лодовико Фортис, итальянец
  • 1829–1853 Ян Филипп ван Роотаан, голландец
  • 1853–1884 Иоанн Петр Бекр, бельгиец
  • 1853–1887 Иоанн Питер Беккс, бельгиец
  • 1887–1892 Антонио Андерледи, ирландец
  • 1892–1906 Луис Мартин
  • 1906–1914 Франц Вернц
  • 1915–1942 Владимир Ледуховский
  • 1946–1964 Жан Б. Янссенс
  • 1965–1981 Педро Аррупе
  • 1983–2008 Петер–Ханс Кольвенбах, баск
  • 2008–н.в. Адольфо Николас Пачона, испанец
  • 2016–н.в. Артуро Соса Абаскаль, венесуэлец

Иезуиты в России

Первым иезуитом, прибывшим в Россию, был Антоний Поссевино - посол папы при Иване Грозном . Однако в целом попытки иезуитов проникнуть в Россию пресекались властями: в по указу Петра I они были изгнаны из страны. Иезуиты возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в – , в результате раздела Речи Посполитой.

Когда в году ордена был распущен, Екатерина II отказалась признать папский приказ и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила Екатерина II . В году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария - ректора Полоцкой коллегии С. Черневича . Иезуитам было предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. В году орден был официально признан, но уже в они были высланы из Санкт–Петербурга и Москвы, а в их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в зарегистрировано Российское отделение ордена иезуитов - «Независимый российский регион общества Иисуса».

Новости

  • 14 октября года на 36–й генеральной конгрегации в Иезуитской курии в Риме новым генералом JS был избран венесуэльский священник, профессор Джорджтаунского университета в США Артуро Соса Абаскаль (Fr Arturo Sosa Abascal , November 12, , Caracas), который сменил ушедшего в отставку 80-летнего испанца Адольфо Николаса Пачона , возглавлявшего JS с года. В выборах участвовали 215 иезуитов со всего мира.
  • 13 марта года в Ватикане был избран новый папа - иезуит Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio , р. в Буэнос–Айресе), бывший архиепископ Буэнос-Айреса, взявший имя Франциск I . До него иезуитов папами не избирали.
  • 27 октября

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») — религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый . Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Известные иезуиты

* Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
* Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
* Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
* Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
* Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
* Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
* Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
* Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
* Мансиу Ито (1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.
* Адам Коханский (1631 — 1700) — учёный, математик.
* Жан Франсуа Жербильон (1631 — 1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
* Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
* Лаврентий Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
* Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
* Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
* Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже — «Святые отцы»
* Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
* Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
* Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
* отец д"Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Поделиться