Город-призрак Централия — прототип Silent Hill. Легенда о Сайлент Хилле: город-призрак, который покорил мир

Статья об истории городка Сайлент Хилл, в котором разворачиваются события одноименной серии видеоигр от компании Konami. В первой части статьи идет анализ истории городка, начиная с времен, когда самого города еще не было в помине, а территория была населена коренными жителями Северной Америки — индейцами

Silent Hill — это небольшой курортный городок, находящийся на северо-востоке США — в штате Мэн. Основными направлениями развития города были туризм и агропромышленность, население же Сайлент Хилла на момент событий первой части составляло около 30 000 жителей. Но, в отличие от крупных туристических центров, в Сайлент Хилле отнюдь не бурлит жизнь — город окружен горной цепью («gorgeous mountain landscape» — туристическая брошюра из Silent Hill 2/3) и лесом, что создает впечатление отрезанности города от остального мира. Безмолвный Холм будто отстранился от внешнего мира и продолжает жить в своем особом мире, где время остановилось, где время уже не властно над разумом и человек может, забыв обо всем на свете погрузиться в воспоминания и мечты (воистину, это краеугольные камни Безмолвного Холма, которые в городе могут существовать вечно, и их, вопреки известному высказыванию, никогда не сточит течение времени). Хотя, если время больше не имеет значения, то как различить воспоминание и мечту? Интровертность, погруженность в мысль — вот главная характеристика атмосферы Сайлент Хилла. В этом городе внешний мир теряет власть над человеком, позволяя ему погрузиться в мир внутренний. Истинно философское место. Сюда приезжают в поисках уединения, умиротворения. Впрочем, несмотря на частую рекламу Сайлент Хилла по радио, город все же пользуется не особой популярностью у туристов — видимо, умиротворения желают далеко не все (любителей активного отдыха сейчас куда больше, чем философствующих маньяков и прочих любителей размышлений).

На общее настроение города в некотором роде влияет и климат местности — в Сайлент Хилле почти не бывает солнечных дней («I hear that it’s almost never sunny in Silent Hill» — говорит о городе Генри Таунсенд в Silent Hill 4: The Room) — это подчеркивает общую ностальгическую атмосферу, а частые дожди (дневник на крыше Брукхэвэна из Silent Hill 2: «Rain. Stared out the window all day. Peaceful here — nothing to do. Still not allowed to go outside. May 10. Still raining. Talked with the doctor a little. … May 11. Rain again. … May 12. Rain as usual…») — непременный атрибут эстетически прекрасной меланхолии, спутник размышлений. А когда в городе усиливается туман, и грань между действительностью и сном исчезает, случаются странные вещи…

Смысл названия города

До 17 века, когда территорию, где позже будет основан Сайлент Хилл, заселяли коренные жители Америки (индейцы), они почитали это место как «Священные Земли» и проводили здесь ритуалы общения с духами умерших собратьев, которые, согласно убеждениям индейцев, даже после смерти продолжали существовать на священной земле — в камнях, в деревьях, в воде… Можно подумать, что эти земли будто притягивали к себе души мертвых, впитывали их в себя… И по этой причине коренные жители назвали данную территорию «Местом Безмолвных Духов» («Place of the Silent Spirits»). Когда впоследствии колонизаторы вторгнутся на священные земли и построят здесь город, они назовут его «Безмолвным Холмом», что является производным от старого индейского названия земли, а также намекает на горно-холмистую местность, в которой находится SILENT HILL.

Сайлент Хилл… Это название внушает умиротворение, покой, но также в нем есть и что-то пугающее, безжизненное. «Безмолвный Холм» в первую очередь ассоциируется с могилой, где царят вечный покой и безмолвие, которые уже никогда не будут нарушены голосами живых… И, действительно, этот город основан на земле, где, согласно легендам, обитали духи умерших людей.

Озеро Толука

Озеро Толука, пожалуй, является одной из главных достопримечательностей Сайлент Хилла. Говорят, что можно долго наблюдать за огнем: буйство красок, ежесекундные причудливые изменения формы, постоянное движение, жизнь… Тогда озеро, несомненно, является прямой противоположностью этой жизни: спокойные тона, постоянство и неподвижность. Толука весьма гармонически сочетается с атмосферой Сайлент Хилла и вселяет чувство умиротворения (да уж, «умиротворение» и впрямь является центральной ассоциацией с озером, да и с Сайлент Хиллом тоже — кстати, навевает ассоциации с буддистскими учениями), заставляя забыть о течении времени… Возможно, озеро и впрямь олицетворяет отрешение от мира (опять же вспоминаем буддизм) и… смерть? Грустно и в то же время прекрасно. В Silent Hill 4: The Room 4 Генри Таунсенд, которого поразила красота и спокойствие пейзажа («the beauty and tranquility of the trees and lake there»), говорит о Толуке: «It’s Toluca lake in Silent Hill… It’s beautiful… But also sad somehow…»

Что ж, несмотря на то, что озеро не навевает особо оптимистических размышлений (особенно учитывая не особо солнечную погоду в Сайлент Хилле), да и к веселью не располагает, все же созерцать подобную красоту можно бесконечно… Вот так и Джеймс Сандерленд со своей женой Мэри провели у озера Толука целый день, наслаждаясь эстетическими переживаниями от созерцания неподвижности водной глади: «Our ‘special place’… What could Silent Hille mean? This whole town was our special place. Does Silent Hille mean the park on the lake? We spent the whole day there. Just the two of us, staring at the water» — вспоминает Джеймс.

Толука находится в центре Сайлент Хилла, разделяя его на 2 части: северную и южную (если точнее, то на 3 части: северо-западную, северо-восточную и южную), посреди озера расположен маленький островок, на котором городскими верующими была построена небольшая церковь — да уж, это и впрямь превосходное место для уединения и отрешения от мира материального, погружения в мир духовный и возрождения воспоминаний (вспоминаем Rebirth-концовку SILENT HILL2).

С озером Толука также связано несколько происшествий — так, в 19-м веке туда сбрасывали тела умерших от загадочной чумы, в 1918г. на озере исчезло судно под названием «Маленькая Баронесса», а в 1939 происходили даже более странные вещи… Конечно же, подобные события породили множество слухов и домыслов — например, что на дне озера Толука находятся мертвецы, которые своими костлявыми руками утаскивают лодки на дно озера. Впрочем, не обращайте внимания — это всего лишь бессмысленные байки, не так ли? ;)

Также необходимо отметить, что Толука окутана странным туманом — но иногда этот туман усиливается, и во всем городе начинают происходить странные события. В чем же причина таинственного тумана, сконцентрированного на озере? Особые климатические условия, испарения галлюциногенной травы «Белая Клаудия», произрастающей у озерной воды, или воплощение психической энергии умерших? («The mist is a symbol of Silent Hill. It can also be interpreted as the thoughts of the dead rising up from the lake and settling over the town» — намекает LM на то, что туман вполне может быть проявлением мыслей умерших людей) Только Сайлент Хилл знает ответ на этот вопрос…

Смысл названия: Очевидно, «Толука» является индейским словом, но сами разработчики не давали никаких комментариев относительно его значения. Тем не менее, достаточно любопытен тот факт, что в Мексике существует реальный город под названием «Toluca», а на одном из сайтов для туристов можно узнать, что название города «Toluca» происходит от исковерканного испанцами слова «Tollocan», что на языке Nahuatl (который в свою очередь развился от языка ацтеков) означает «Place of the God Tollo» или «Where God Tollo (the bowed of the head) lays».

История Сайлент Хилла

До 17-го века территория Сайлент Хилла являла собой болотную местность («The ****ers of land surroun**** **is monument was originally swamp»), заселенную коренными жителями Америки — индейцами.

Сайлент Хилл они называли Обителью Безмолвных Духов («The Place of the Silent Spirits») и почитали как священное место («This whole area used to be a sacred place»). Тут же проводились священные ритуалы жертвоприношения, характерные для индейцев Майа и Ацтеков. Как мы видим, религия данного региона всегда находилась под влиянием иных верований, и даже ритуалы были позаимствованы из традиций Ацтеков — позднее такие религиозные метаморфозы будут продолжены с приходом на эти земли представителей иных религий, привнесением иных традиций.

Почему именно Сайлент Хилл стал святым местом?

Индейцы верили, что в Сайлент Хилле они могут общаться с духами предков. Чем могло быть вызвано столь странное убеждение? Как мы помним, в Сайлент Хилле произрастает крайне редкий представитель флоры, являющийся отличительной чертой данной местности — галлюциноген Белая Клаудия (галлюциногенный эффект БК играл ключевую роль в древних обрядах — «Ancient records show it was used for religious Ceremonies. The hallucinogenic effect was key»). Мы можем подумать, что, находясь под действием сильного наркотика-галлюциногена, любители трубки мира и впрямь считали, что общаются с духами предков…

Почему индейцы верили, что общаются с умершими предками?

Естественно, после применения White Claudia, индейцы, проводившие «спиритический сеанс» видели элементы своего подсознания (также как во сне мы видим элементы подсознания), в том числе и образы из своих воспоминаний. Разве не откладываются образы умерших родителей и близких в память? По этой причине индейцы в своих грезах видели образы людей, которых им так не хватало. Хотя, учитывая, что Белая Клаудия позволяет человеку воспринимать «иной мир», мы также можем подумать, что после «косячка Клавки» индейцы могли воспринимать мысли и чувства умерших людей.

Так, открыв чудесные особенности Сайлент Хилла, коренные американцы начали часто проводить «эксперименты» с галлюциногеном — вскоре сформировались убеждение, что в Сайлент Хилле живут Боги («This town, Silent Hill…. The Old Gods haven’t left this place…» — говорит Джеймс о древних индейских Богах).

В каких Богов верили индейцы?

Основным Богом индейцев было Солнце… Светило, которое каждый день «умирает» вечером и «возрождается» утром оказало на коренных жителей Америки большое впечатление и они даже придумали ему специальный символ — красный круг, олицетворявший сияние божественного Солнца и его ежедневный цикл Возрождений.

Кроме всемогущего Солнца, существовали еще два божества — красный пирамидальный Бог Кзучилпаба (со временем произношение перейдет в «Кзучилбара») и желтый бог Лобсель Вис.
«The names of the gods have Mayan and Aztec motifs. As for the strange pronunciations, they are completely original» — Lost Memories. На самом деле, это можно истолковать двояко: либо имена Богов Кзучилбара и Лобсел Вис пришли в «Обитель Безмолвных Духов» из культур индейцев Майа и Ацтеков, но изменились до неузнаваемости (история знает множество таких примеров), либо эти имена были придуманы индейцами, проживавшими в «The Place of the Silent Spirits», но их язык имел некоторое фонетическое сходство с языком Майа\Ацтеков — поэтому имена Богов по произношению напоминают язык вышеупомянутых племен.

Вскоре, когда убеждения в существовании Богов плотно укоренились в сознании коренных жителей Америки, уже в головах многих людей понятие «Бог» начало тесно ассоциироваться именно с общепринятыми традиционными представлениями о Кзучилбаре, Лобсель Висе и т.п. — т.е. так эти «Боги», образно говоря, переходили из одного подсознания в другое.

Вскоре из традиций Ацтеков в Сайлент Хилл пришли методы выказывания особого почета Богам — человеческие жертвоприношения, в частности сжигание и кровопускание. По всей видимости, Богам начали приписывать новые качества — в частности, жажду человеческих жертв — и верующие начали ублажать Богов жертвоприношениями. Для выказывания почтения каждому Богу существовал особый вид жертвоприношений.

В чем причина жестокости ритуалов?

Считалось, что Бога ублажают человеческими жертвами (кстати, стать жертвой было весьма почетно) — человеческими смертями. Значит, Богу должна нравиться смерть. Смерть неизменно сопровождается страданиями жертвы. Следовательно, чем больше страданий испытывает приносимый в жертву Богу мученик, тем больше Бог будет ублажен и тем более он будет способствовать урожаям, дождям и т.п. В качестве примера можно привести традиции индейцев Майа, использовавших человеческие жертвоприношения для установления связи с миром духов (а это значит, что если коренные жители Сайлент Хилла находились под влиянием культуры Майа, то в своих спиритических сеансах они могли также использовать не только наркотические средства, но и кровавые жертвоприношения!).

Вот, из подобных убеждений коренные жители «Обители Безмолвных Духов» начали постепенно вводить в священные ритуалы спиритических сеансов связи с духами предков и Богов, элементы жертвоприношений и откровенного садизма (а жертвы считали свою роль почетной — вот и религиозный мазохизм). Соответственно, священной считалась как роль жертвы, так и роль палача. Впоследствии эти индейские ритуальные традиции найдут отражение в учениях культа («Which do you prefer? To give pain or to receive it?») и приведут к разделению культа на «желтую» секту (для воспитания потенциальных мучеников) и «красную» (для воспитания палачей) секты.

Испытываемое жертвой религиозного обряда страдание также играло и другую роль. Ведь, согласно концепции Сайлент Хилла, человеческие чувства обладают определенной энергией (особенно сильна негативная психическая энергия отрицательных эмоций) и с убиением жертвы эта сила так и оставалась сконцентрированной в месте проведения ритуала, питая город загадочной силой… Безмолвный Холм постепенно впитывал людские эмоции, подобно некой спиритической губке.

Nahkeehona

Nahkeehona это огромный древний камень, находящийся в лесных дебрях. Учитывая, что коренные жители верили, что духи населяют природу и обитают в деревьях, животных, камнях — можно предположить, что они верили в существование очень сильного духа внутри камня — Бога (какого именно из нескольких Богов неизвестно — не исключено, что народ верил в нахождение всех Богов внутри одного священного камня). Поэтому камень считался священным и ему даже было дано название «Nahkeehona» (правильно произносится «На-ки-хона»).

В старые времена именно на этом месте (лес около озера Толука, у камня Nahkeehona) индейцы проводили ритуалы для общения со своими усопшими предками. Впоследствии, когда индейцы будут изгнаны с их законных земель и в городе воцарится культ «the Order», члены этой ралигиозной организации построют рядом со священным индейским булыжником приют Wish House, камень переименуют в «Материнский Камень» (Mother stone) и начнут проводить около него свои таинственные обряды.

Такое веселье с «трубками мира» и жертвоприношениями Кзучилпабе, Лобсел Вису (а также иным богам) продолжалось вплоть до 17-го века…

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Статья основана на материалах гайда Silent Hill Plot Analysis, последнюю версию которого вы можете найти .

До 1600-х г. «The Place of the Silent Spirits.»
До 17-го века территория Silent Hill (в те времена это была болотная местность — «The ****ers of land surroun**** **is monument was originally swamp») населена коренными жителями Америки — Индейцами. Безмолвный Холм они называли «The Place of the Silent Spirits» и считали священным местом («This whole area used to be a sacred place. I think I can see why.» — говорит Мэри). Тут же проводились священные ритуалы жертвоприношения, характерные для Ацтеков. Т.е. , как мы видим, религия данного региона всегда находилась под влиянием иных верований, и даже ритуалы были позаимствованы из традиций Ацтеков — позднее такие религиозные метаморфозы будут продолжены с приходом на эти земли представителей иных верований, привнесением иных традиций

Конец 17-го века. «Then a lot of new people came in»
1607г. — начало колонизации Северной Америки
1670г. — Рене де ла Саль (Франция) исследует Великие Озера.
Конец 17-го века — в «The Place of the Silent Spirits» приходят первые потенциальные «заселенцы». Думаю, из геораф. положения (Великие Озера) и даты заселения Silent Hill (конец 17в.) становится ясно, что первыми Silent Hill стали заселять именно французы (также намек на то, что первые поселенцы имели другую национальность имеется в Lost Memories: » But it was not the ancestors of those who now live in this town that first stole the land from these people. There were others who came before.»). Колонизаторы обосновались на севере озера Толука (район «Old Silent Hill» был заселен первым — очевидно из названия района) , начали строить там город, даже дали ему какое-то название («In those days, this town went by another name. «), которое позже будет навсегда утеряно для историков (индейцы не запомнили труднопроизносимое французское название).
Все это время коренное население продолжало проводить ритуалы в лесах на юге от озера — между соседями начал назревать конфликт.

1712-1716г. — период активного сопротивления индейских племен в районе Великих Озер, война между коренным населением Америки и Французскими колонизаторами (известно, чем она закончилась для коренного населения).

1810г. — построена тюрьма Silent Hill Prison.

19-й век, эпидемия «Чумы».

1850г. — открытие шахты. «There was a HOLE here….»
В Silent Hill обнаружены залежи угля, и для добычи сего ресурса открыта Wiltse Coal Mine , фотографию которой можно лицезреть в SHHS — это привело к активизации города, Silent Hill фактически стал небольшим шахтерским городком — довольно интересно, что именно в подобных городках чаще всего возникают религиозные секты. С раннего утра рабочие погружаются в темный мир угольной шахты — в подземный мир, где нет места солнечному свету и основная вещь, поддерживающая людей в шахтах (ну, естественно, я не беру во внимание фанатов шахтерского дела, для которых сам процесс добычи угля является чуть ли не самоцелью) — это надежда на скорое возвращение домой, вера, что по окончании рабочего дня они снова увидят свет (в 19м веке рабочий день был подольше, да и работа была потяжелее, ибо не было технической базы, необходимой для нормальных условий труда). Конец рабочего дня, люди поднимаются на лифте из шахты, наконец-то они видят долгожданный свет в конце туннеля (н-да, Генри Таунсенд примерно также полз по трубе к свободе — правда, ошибочка вышла =) — приполз в подсознательный мир У.Салливана). Но на следующий день все опять повторяется — опять приходится спускаться в шахту — и так изо дня в день, жизнь шахтеров 19-го века превращается в беспросветный ночной кошмар (а среди них были и дети!) — и что в таких случаях может поддержать стахановцев? Опять же вера и надежда на лучшее — соотв. происходит рост потребности в религии, а где спрос, там и предложение — строятся христианские церкви, кроме того, начинается постепенное возрождение религии ранее проживавших на территории Silent Hill индейцев, возможно даже появляются мааалюсеенькие объединения поклонников индейских верований (но это еще не культ!!) , оригинальная религия Silent Hill начинает смешиваться с другими религиозными течениями.

Гражданская Война в США 1861-1865г.
1861г. — начало гражданской войны между севером и югом США.
«In the beginning, people had nothing. Their bodies ached, and their hearts held nothing but hatred. They fought endlessly, but death never came. They despaired, stuck in the eternal quagmire.»
Война захлестнула Silent Hill, что привело к противоречиям в городе и расколу населения на две части («The town is drawn into the Civil War that divided the nation in two » — LM).

Патрик Честер принимает участие в войне — возможно даже по разные стороны баррикад со своим отцом Эдвардом Честером.
1862г. — сооружен лагерь для военнопленных «Toluca Prison Camp»

1865г. Создание религиозного Культа.

1866г. Тюрьма Толука. «Misty day, remains of the Judgment»
В 1866г. (после окончания Гражданской Войны) лагерь для военнопленных «Toluca Prison Camp» переоборудован в тюрьму Толука. Культ имеет большое влияние на тюрьму — т.ч. там вводятся новая ритуальная одежда для палачей, дублирующая образ святых культа — халат и красный балахон. Чтобы христианам не было обидно, в балахонах делается прорезь в форме христианского креста (см. картину в тюрьме Толука — левую из трех).
В тюрьме проводятся жестокие расправы над преступниками (и не только) — по «Please someone save me» , «Dead men, dead men» , «I do not wish to die» и «Death upon the head of sinner» мы понимаем, что часто по ошибке, а иногда и просто ради забавы («They are bloodthirsty and I am their sacrificial lamb!») казнили ни в чем не повинных людей. Причем, приговоренным даже давали свободу выбора — можно было самим выбрать смерть, ассортимент следующий:
-Во дворе тюрьмы находится виселица (13 ступеней — в последние моменты жизни начинешь обращать внимание на такие мелочи…) — всегда к вашим услугам =) . «Есть веревка пеньковая, так зачем тебе другая?!»
-Насаживание на кол — КРАЙНЕ приятная и полезная для здоровья процедура — отлично выправляет осанку =) В тюрьме Толука можно увидеть картину (средняя из трех) , где изображены грешники, насаженные на ветви высохшего дерева.
Теперь казни также носят и ритуальный характер — трупы грешников привязывали к металлическим каркасам и вывешивали в показательных целях (см. картину «Misty day, remains of the Judgment»).
Проводятся Белые и Красные банкеты для Богов (см. картину «Crimson and White Banquet for Gods» — на картине два палача с ведром крови — видимо, казнь преступников стала больше напоминать индейские жертвоприношения, также см. Часть2 , пункт 14-4 про ритуальную казнь).

Начало 20-го века. «We’re happy to have you»
Со временем культ постепенно теряет позиции, угольная шахта Wiltse Coal Mine закрывается, тюрьма Толука также закрывается… Без радикальных экономических перемен, городу уже не выжить. И тогда начинается переустройство Безмолвного Холма под курорт. Культ был не в восторге от такого события — «Before the resort, there wasn’t really anything else out here. Everyone was so flipped out. Gotta blame it on something. Then a lot of new people came in and everybody clammed up about it.» — говорит Лиза Гарланд. В городе открываются отели, SHHS , тюрьма перестраивается под исторический музей, заново заселяется район Old Silent Hill , оставленный еще в 18-м веке, обустраивается Business Disrict.

1918г. и 1938г., События на Озере Толука.
Как мы помним, тела людей, которых затянуло в подсознательные миры, умерших от «загадочной чумы», сбрасывались прямо в озеро (туда же сбросили и тело Дженнифер Кэрролл). Но. если сознание человека углубляется в свой мир и может существовать там вечно,то со смертью физического тела, подсознательный мир и мысли человека не исчезает, а все еще существует в виде псих. энергии. Теперь просто представьте, какая энергия скопилась на дне озера Толука, если всех «чумных» сбрасывали именно туда («Many corpses rest at the bottom of this lake. «) — и эта энергия может воздействовать на людей, затягивать их в подсознательные миры, причем особенно легко этот переход происходит при ухудшении видимости — а Толука как раз окутана туманом.
Вот, так в 1918г. все люди, находившиеся на судне «the Little Baroness» попали в чей-то подсознательный мир (также как Синтия, Джаспер Гейн, Брейнтри в Silent Hill 4: The Room попали в мир Уолтера) , а в 1939г. произошел подобный случай. С тех пор по городу ходят слухи, что в озере живут мертвецы и утягивают лодки на дно озера, что в общем-то недалеко от правды =) («Many corpses rest at the bottom of this lake. Their bony hands reach up towards the boats that pass overhead. Perhaps they reach for their comrades. «)
После этих событий репутация города сильно пострадала.

Что приходит на ум при упоминании названия Silent Hill? Конечно же, одноименная компьютерная игра или фильм. Но, наверняка, мало кто из нас знает, что на карте США действительно существует город, под землей которого уже на протяжении 47 лет длится пожар.

Возгорание под городком Централия, штат Пенсильвания, начался в 1962 году. Что самое интересное, произошло оно по вине пожарных-добровольцев, которые просто-напросто решили сжечь мусор в заброшенной угольной шахте. Оказалось, что в окрестностях Централи, как и в самой шахте, осталось огромное количество залежей антрацита. По исследованиям ученых, гореть этому добру еще 250 лет.

Городская власть на протяжении 17 лет не обращала внимание на пожар, несмотря на многочисленные жалобы горожан. Очнулись чиновники лишь в 1979 году, когда мэр Централи лично столкнулся с проблемой. Ему принадлежала бензоколонка, а температура бензина в подземных резервуарах достигла 80 градусов Цельсия. Масштабную огласку проблема получила в 1981 году, когда 12-летний мальчик чуть не погиб. Подросток беззаботно играл во дворе собственного дома, когда под его ногами разверзлась огромная дыра глубиной 50 метров. Мальчик в итоге не пострадал, но после случившегося власти приняли решение об экстренной эвакуации местных жителей.

Сейчас в Централии проживает 9 человек. Они просто не захотели покидать любимый город.




Централия - маленький шахтерский городок в Пенсильвании. В 1981 году он был домом для тысячи человек. В 2007 их осталось всего 9. Что же заставило население этого маленького города уйти навсегда?

Призраком может стать не только неупокоенная душа усопшего, но и целый город. Еще недавно городок Централия процветал, но сегодня здесь с неба круглогодично сыплется пепел, а воздух отравлен.

Американский штат Пенсильвания всегда славился своей промышленностью, в том числе и угледобывающей: запасов угля на его территории хватит нескольким будущим поколениям. На одном из известнейших в штате природных хранилищ антрацита в XIX веке и возник городок Централия. В 1841 году в тауншипе, небольшом поселке, под названием Роаринг-Крик («Ревущий ручей») некий Джонатан Фауст открыл таверну «Бычья голова». Можно сказать, что он заложил первый камень Централии, хотя вряд ли подозревал, что уже через 13 лет из скромного поселка вырастет настоящий город.

Между тем так и произошло. В 1854 году крупная горнодобывающая корпорация Locust Mountain Соаl and Iron Company решила взять территорию в оборот и направила туда горного инженера-строителя Александра Риа. Он спроектировал улицы поселения и назвал свое творение Центрвилль. Однако выяснилось, что городок с таким названием в Пенсильвании уже имеется, и что-бы не путать почтовую службу, в 1865 году поселок переименовали в Централию. Год спустя местечко получило статус города, в котором появились школы, больницы, церкви, гостиницы, магазины, театры, бары, почтовое отделение и банк.

Добыча угля давала двум тысячам человек денежную работу, их жизнь протекала спокойно и без инцидентов до тех пор, пока 17 октября 1868 года не произошло громкое преступление - на выезде из го рода убили Александра Риа. Поговаривали, что убийство было заказным и имело отношение к деятельности тайного общества «Молли Магуайерс», которое, по-видимому, не удовлетворилось гибелью одного только основателя города, и в последующие годы произошло еще несколько убийств и поджогов.

УБОРКА С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

После череды беззаконий в городке наступили мир и покой, как будто Централия исчерпала весь запас негатива. Но, как оказалось, настоящий кошмар был еще впереди. А пока жизнь шла своим чередом, люди по-прежнему занимались добычей угля.

Разумеется, за целый век существования города накопились горы мусора. От промышленных и бытовых отходов, которые сбрасывали в старую шахту рядом с кладбищем «Одд-Феллоуз», нужно было избавляться. А в 1962 году как раз и повод нашелся: приближался День памяти - национальный праздник США, посвященный американским солдатам, погибшим в войнах и вооруженных конфликтах. Для квалифицированной уборки мусора правительство Централии наняло пятерых пожарных Они действовали по уже отработанному плану - поджечь отходы, подождать, пока они прогорят, а затем потушить. Неосмотрительные пожарные, мягко говоря, не слишком хорошо справились со своей задачей: мусор продолжал тлеть, пока от него не загорелся уголь в шахтах.

Во всяком случае, так утверждает официальная версия. По другой, изложенной в книге Джоан Квигли «День, когда разверзлась земля: Трагедия национального значения», причиной пожара вполне мог стать выброшенный кем-то из проезжавших мимо водителей окурок. Однако какой же меткостью надо обладать, чтобы прицельно забросить «бычок» в шахту! Да еще и так, чтобы он не потух в полете или при ударе о стены и выброшенные предметы (ведь там были не только листья и бумага).

На протяжении 60-70-х годов пожар, несмотря на все усилия по его ликвидации, продолжался. Обилие угарного и углекислого газа серьезно повлияло на здоровье местных жителей, а недостаток кислорода приводил к болезням. Огонь пытались тушить, но все попытки провалились - слишком масштабной оказалась локальная катастрофа. Правда, по словам некоторых очевидцев, если бы траншею возле кладбища «Одд-Феллоуз» рыли более интенсивно и не отлынивали от работы во время праздников, с огнем вполне можно было бы справиться.

ГЕЕННА ОГНЕННАЯ

Жители начали покидать город в мае 1969 года, но многие все еще питали слабые надежды на благоприятный исход. Шахты продолжали дымить, а горожане на протяжении десятилетия старательно делали вид, что ничего страшного не происходит. О том, что Централия находится на грани катастрофы, узнали случайно. Владелец одной из заправочных станций, Джон Коддингтон, решил проверить уровень бензина в подземных резервуарах и опустил внутрь щуп. Когда он достал его, щуп казался очень горячим.

Из любопытства Джон измерил температуру - термометр показал почти 80 °С! Новость быстро разнеслась по округе, а жители наконец поняли, что живут на крышке кипящего подземного котла.

Мэрия города была вынуждена признать, что не в силах контролировать ситуацию. А инцидент, произошедший два года спустя, привлек к катастрофе внимание всей страны. 14 февраля 1981 года под ногами 12-летнего Тодда Домбоски, игравшего у себя во дворе, в буквальном смысле разверзлась земля — образовалась дыра глубиной около 45 метров. Мальчик чуть было не упал туда, но успел схватиться за корни дерева, а его двоюродный брат вовремя пришел на помощь и вытащил Тодда.

Через несколько лет после этого случая конгресс США выделил Централии 42 миллиона долларов на переселение жителей в другие города. Большинство граждан воспользовались предложением, но несколько семей отказались, невзирая на предупреждения правительства. Тогда в 1992 году губернатор штата Роберт Кейси потребовал от правительства принудительно лишить жителей собственности и заставить их переехать, учитывая повышенную опасность.

Горожане пытались опротестовать это решение через суд: они подозревали, что их переселяют, чтобы получить возможность добывать антрацит, большие запасы которого хранятся под нижней частью города. Чиновники же утверждали, что у правительства Пенсильвании никогда не было прав на добычу угля и никакая горнодобывающая компания не действует в том районе. Суд принял сторону губернатора.

В 2002 году почтовый индекс 17927, принадлежавший Централии, исчез из регистров. Трассу 61, которая вела в город, пустили в обход, а населенный пункт убрали со всех карт Пенсильвании и США. С пожаром прекратили бороться — это оказалось пустой тратой денег.

Некоторые жители возвратятся в город в 2016 году, чтобы открыть капсулу времени, которая была заложена в 1966 около Мемориала Ветеранам.

ПОТУСТОРОННЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

К 2010 году в Централии осталось лишь пять домов - все остальные снесли. Сейчас тут живут несколько человек, среди которых - мэр города и потомственный шахтер. Они наотрез отказываются покидать любимый город. Даже несмотря на то, что подземному огню гореть еще, по разным подсчетам, от 250 до 1000 лет. Ежедневно асфальт покрывается новыми трещинами, ямы в земле давно стали нормой, а воздух отравлен.

Густой дым постоянно валит из-под земли, с неба в любой момент может посыпаться пепел, а четыре окрестных кладбища стали самыми «густонаселенными» районами. Что может быть хуже?

Только призраки, пугающие туристов. С тех пор как произошла катастрофа, а новость об этом распространилась по штатам, многие искатели приключений и любители заброшенных мест ринулись в Централию. Некоторым было просто интересно пройтись по пустынным улочкам, сделать фотографии, впитать странную атмосферу безысходности и забыть о поездке спустя пару лет, другим «повезло» запомнить ее на всю жизнь.

Иногда туристам чудятся странные звуки, создается ощущение, что за ними наблюдают, или кажется, будто за углом промелькнула фигура. Воображение умеет злобно разыгрывать своих хозяев, однако некоторые случаи, когда сразу несколько человек становились свидетелями паранормального явления, действительно заслуживают внимания.

Например, в 1998 году Рут Эддерсон вместе с другом заехали в Централию. Они клялись, что видели, как неподалеку от кладбища из дымки появились два человека в шахтерских касках. Они словно вышли из огромной дыры за могилами, немного прогулялись, а потом исчезли. Вряд ли перепуганные молодые люди задумывались, что это могли быть не призраки, а пара местных жителей, которых было трудно разглядеть в дыму. В том же году Скотт Сейлор с двумя товарищами решился на осмотр достопримечательностей Централии. Не найдя в городе ничего интересного, они отправились на кладбище. Парни остановились у холма, из которого валил дым. Рассматривая местную флору, они были застигнуты врасплох странным голосом, доносившимся из-под земли. С первого раза они не смогли разобрать слов, но во второй раз вполне отчетливо расслышали «Прочь отсюда».

Холм начал дымиться гораздо сильнее и запахло тухлыми яйцами. Испуганные друзья побежали к машине, а вдогонку им неслось: «Зачем? Зачем вы это сделали?» В округе не было видно ни людей, ни машин. Когда Скотт приехал домой и заглянул в карту, то узнал, что они находились рядом с местом возгорания.

Наконец, третий рассказ действительно заставляет задуматься о существовании призраков. В 1999 году молодая пара, Лори и Джим, зашла в один из заброшенных домов Централии. Они обожали подобные места и в свободное время часто обследовали покинутые селения и старые кладбища, совершенно не боясь духов, в которых попросту не верили. В трехэтажном особняке Джим и Лори поднялись на второй этаж и стояли рядом с лестницей.

Внезапно деревянные ступени наверху заскрипели. Молодые люди решили, что в доме кто-то есть, и с любопытством обсуждали, когда к ним спустится еще один турист. Шаги приближались, и вот они уже достигли второго этажа, но вдруг оборвались так же неожиданно, как появились. Лори посмотрела наверх — там никого не оказалось. Джим взглянул вниз, но лестница на первый этаж тоже была пуста.

СТОП, СНЯТО!

Неудивительно, что известная подобными происшествиями Централия приглянулась сценаристу фильма ужасов «Сайлент-Хилл» Роджеру Эйвери. Кино снимали по мотивам одноименной видеоигры. В свое время «Сайлент-Хилл» произвела фурор и до сих пор считается одной из лучших игр в жанре ужасов. Виртуальный городок Сайлент-Хилл несколько отличается от Централии. Его история начинается не с таверны, а с поселения индейцев, пронизанного сверхъестественной силой. Во время колонизации большинство индейцев перебили и на месте их деревушки основали Сайлент-Хилл. В наказание за кровь невинных жертв на город посыпались напасти. Сначала его жителей косила загадочная эпидемия, затем в городе устроили исправительную колонию, во время Гражданской войны превратившуюся в лагерь военнопленных. После победы северян Сайлент-Хилл стал шахтерским городком, узников освободили, а лагерь превратили в обыкновенную тюрьму.

Затем контроль над городом захватили сектанты, укрывшиеся в здании старой церкви, а сам Сайлент-Хилл разделился на две части. Первая, реальная, не многим отличалась от нынешней Централии: заброшенные дома, тихие улочки, пустые дороги. Другая — мир ужасов — стала приютом человеческих кошмаров и странных существ, прячущихся в вечном тумане.

Атмосфера и сюжет игры были на столько здорово продуманы, что Голливуд взялся за их перенос на киноэкран. Сценарист Роджер Эйвери совершенно случайно наткнулся на историю о Централии, съездил туда и понял, что именно таким должен быть город-призрак в фильме.

Вместо истории про гнев индейских богов в основу сценария легли реальные события, повлекшие за собой гибель Централии. В фильм перекочевали даже сирены воздушной тревоги и церковь - настолько Эйвери вдохновился увиденным.

Но что ждет городок в штате Пенсильвания дальше? Скорее всего, полное забвение и уныние, изредка нарушаемые любопытными путешественниками — экстремалами. После того как процветающая Централия из-за преступной халатности превратилась в тлеющий памятник человеческой глупости, ей остаются верны только самые преданные ее обитатели — призраки прошлой счастливой жизни.

Однако, по-видимому, он не является таковым - герои игр сталкиваются лишь с «альтернативными» версиями города: «туманным» Сайлент Хиллом, выглядящим как обычный город, откуда внезапно и таинственно пропали все люди, и инфернальным «потусторонним» Сайлент Хиллом. Реальный город же продолжает жить своей жизнью и развиваться. Это курортный город, являющийся относительно популярным местом для туристического паломничества.

Есть разные версии происхождения альтернативных сторон Сайлент Хилла. По одной из них, альтернативная сторона - результат ритуалов некоего закрытого магического ордена, управляющего городом и одержимого идеей через страдания людей построить Рай на земле. По другой, на город повлияло озеро Толука - местная достопримечательность. Подтверждение этой теории можно найти во второй части игры (Silent Hill 2: Restless dreams). Там говорится о том, как инквизиторы, проводившие экзекуции над ведьмами, омывали свои топоры в водах озера, и оно стало проклятым. Впоследствии туман с озера, покрывая город, «приносил с собой изменения».

География

Сайлент Хилл находится на берегах озера Толука, окруженного горами и лесами и делящего город пополам на две части - северный Пэйлвилль и южный Саут-Вэйл. На другом конце озера находится меньший по размерам город Шепардс-Глен (англ. Shepherd’s Glen); более крупный населенный пункт Брамс (Brahms) находится за горами; еще далее находится крупный город Эшфилд (Ashfield). Кроме того, относительно близок к Сайлент Хиллу реально существующий город Портленд (штат Мэн) . Из Эшфилда в Сайлент Хилл можно попасть по окружной дороге 73, переходящей в улицу Натан-авеню; аналогичные неназванные шоссе ведут в северную часть Сайлент Хилла с севера (улица Бахмана) и с востока (Мидуэй-авеню).

Пэйлвилль - более старая часть города; она включает в себя старый Сайлент Хилл, деловой центр города и курортную зону с парком развлечений. Южный Саут-Вэйл, застроенный уже в течение XX века - промышленный район; здесь находятся такие достопримечательности, как историческое общество Сайлент Хилла (бывшая тюрьма Толука, превращенная в музей), Розуотерский парк, где похоронены жертвы эпидемии, и Брукхэвенский госпиталь.

Благодаря уникальным природным условиям в городе практически постоянно стоят исключительные тишина и спокойствие. Озеро Толука привлекает рыбаков и любителей лодочного спорта.

История

Первые поселения в районе Сайлент Хилла появились еще в начале XVII века, во время освоения Новой Англии колонистами - выходцами из Великобритании. Они вытеснили коренных жителей этих мест - североамериканских индейцев , для которых территория Сайлент-Хилла была священной «Землей Молчащих Духов»; тем не менее, индейские верования оказали на первых жителей Сайлент-Хилла большое влияние.

Около 1700 года Сайлент-Хилл сильно пострадал от таинственной эпидемии, задевшей и соседние поселения, и был на десятилетия заброшен, обратившись в настоящий город-призрак. Тем не менее, к концу XVIII - началу XIX века город был вновь заселен. В 1810 году в городе, получившем статус пенитенциарной колонии, были основаны федеральная тюрьма и Брукхэвенский госпиталь, позже ставший клиникой для душевнобольных. Тюрьма была закрыта около 1840 года в связи с очередной эпидемией, и город пережил некоторый спад, сменившийся промышленным бумом, когда в начале 1850 годов в районе города обнаружили обширные залежи каменного угля ; открывшаяся шахта Уилтс привлекла в город много рабочих рук. Примерно в это же время четыре сайлентхилльские семьи покинули город и основали на другом конце озера маленький городок Шепердс-Глен.

Примерно же в это время в городе появилась мистическая секта, известная под названием Орден. В 1862 году, в связи с Гражданской войной в США в городе был создан лагерь для военнопленных, позднее преобразованный в новую тюрьму Толука, просуществовавшую до начала XX века. После её закрытия и истощения угольных залежей город был превращен в курорт.

В 1900-1920 годах в городе произошло много случаев таинственных исчезновений людей; отчасти с этим и было связано закрытие тюрьмы. Наиболее громким эпизодом было исчезновение на озере Толука прогулочной яхты «Маленькая Баронесса» в 1918 году - со всей командой и пассажирами. Городским властям стоило больших усилий сгладить впечатления от этих загадочных эпизодов и восстановить доброе имя города.

Действие всех игр серии разворачивается в последней четверти XX века и в начале XXI века, без точной привязки к каким-либо датам. Перед началом первого Silent Hill город стал центром наркобизнеса, связанного с галлюциногенным наркотиком ПТВ, производимого из эндемичного для этих мест растения Белая Клаудия. Производство ПТВ находилось в руках сектантов, и попытки властей расследовать связанные с ним преступления окончились ничем. Неизвестно, когда именно происходят действия следующих игр, однако можно прикинуть вот по таким фактам. Совершенно точно известно, что действие третьей части происходит через семнадцать лет после событий первой части. В четвертой части упомянуто, что Уолтер Салливан был посажен в тюрьму и совершил самоубийство за десять лет до событий, происходящих в игре. А после прочтения записки в приюте «Дом желаний» можно предположить, что Алесса и Уолтер были примерно одного возраста. То есть убийства Уолтера могли происходить даже во время посещения города Гарри Мейсоном. Значит, скорее всего, события четвертой игры происходят до событий третьей. Неизвестно, когда именно происходят события второй, до первой или после, но очевидно, что перед четвертой, так как в игре можно найти упоминание об Уолтере Салливане в газете.

Пласты реальности Сайлент Хилла

«Реальный» город, населенный людьми и продолжающий жить нормальной жизнью, не показан ни в одной игре серии. Тем не менее, живущие в нем персонажи в играх есть - такова, например, Лора в Silent Hill 2 . Они не видят тех кошмарных образов города, которые представляются протагонистам игр. С другой стороны, в обычном мире люди вряд ли бы позволили Лоре бегать по гостинице и тем более по госпиталю. В фильме «Сайлент Хилл» Томас Гуччи и Кристофер ДаСильва въезжают в город на машине. Город пуст, в нём нет ни монстров, ни людей, ни тумана. Но передвигаться без респираторов опасно, так как можно отравиться продуктами горения угля под городом.

«Туманный» город, образ которого примерно един для всех игр серии, выглядит как покинутый, брошенный людьми. Он накрыт плотным слоем тумана, сквозь который видны только ближайшие здания; большинство домов заколочены, на улицах стоят неработающие автомобили, свет и водоснабжение не работают. В Silent Hill , Silent Hill: Homecoming и Silent Hill: Origins , а также фильме «Сайлент Хилл» город рассекают на части странные бездонные провалы, похожие на следы землетрясения. Помимо тумана, в первом Silent Hill с неба падает снег (что удивляет героев, так как действие игры происходит не зимой), а в фильме «Сайлент Хилл» и Silent Hill: Homecoming - пепел.

Восприятие

Сайлент Хилл занял первое место в рейтинге «7 самых страшных вымышленных городов» по версии журнала Total DVD . Он является одним из самых известных виртуальных городов, чье имя стало нарицательным . Город расценивается как непосредственный участник событий, полотно, на котором разработчики воплощали невербальные подсказки к пониманию повествования . Туманный, пугающий и потусторонний, он не отталкивает людей, а притягивает и олицетворяет собой тёмную силу и негативную психоэнергетику .

См. также

Напишите отзыв о статье "Сайлент Хилл (город)"

Примечания

Ссылки

  • (Konami Japan)

Отрывок, характеризующий Сайлент Хилл (город)

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.

Поделиться