В чем разница между активностью и деятельностью. Активность и деятельность понятие о деятельности, ее функции. Отличие деятельности от поведения и активности

Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целый мотивационный акт поведения.

Активность – деятельностное состояние живых организмов как условие их существования. Быть субъектом активности – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

Активность как деятельностное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны отношения к миру, и реализуется во вне - в процессах поведения. Внутренняя организация активности: мотив, цель, инструменты; внешняя – поведение.

Деятельность – единство внутренних и внешних проявлений активности.

Но активность отличается от деятельности, так как первая может быть и не целенаправленной, и не осознанной.

Отличается понятие деятельности и от понятия «поведение», так как поведение не предполагает создание определенного продукта, часто носит пассивный характер, бывает спонтанным и хаотичным. При дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С. Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением – поступок (проступок).

Основные характеристики деятельности

Так как, деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, где оно выступает как субъект, воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, то к основным характеристикам деятельности принято относить предметность и субъективность.

Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. (Филогенетические предпосылки: тигр, как субъект, видит и хочет кабана, как объект, который в результате его деятельности может превратиться в предмет, удовлетворяющий его биологическую потребность; медведь роет берлогу и прочее.) В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она социально обусловлена (а не только биологически), т.е. связана со значениями, закреплёнными в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, ценностях, социальных нормах и пр.



Особенности деятельности животных:

1. вся активность животных определяется биологическими моделями;

2. вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

3. основу поведения животных составляют наследственные программы и научение, ограниченное приобретением своего индивидуального опыта, которое не передаётся другим поколениям в материальной форме.

Субъективность деятельности выражается в следующих аспектах активности субъекта:

I. 1) обусловленность психического образа прошлым опытом;

2) потребностями (именно они является спусковым крючком для деятельности);

3) установками;

4) целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

II. В личностном смысле (значение для меня), который придает мотивы различным событиям, действиям и деяниям.

Атрибуты деятельности : мотив, цель, предмет, структура и средства. То есть, атрибуты деятельности составляют структурный и мотивационный компоненты деятельности.

Схема: Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности по Леонтьеву.

деятельность


Структурный компонент Мотивационный компонент

Деятельность мотив потребность

Действие цель

Операция условия

Психофизиологическая

В психологии потребность рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития его личности. Потребности являются источником активности. Они могут быть организменные (еда, питьё), социальные (потребность в общении), культурные, духовные.

Потребность появляется тогда, когда появляется предмет. Именно предметы включают потребности: потребность всегда в чем- то. До того, как появляется потребность, организм испытывает потребностное состояние или нужду (чего-то хочется, не знает чего).

По Леонтьеву, потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов, условий существования, находящихся вне индивида. Потребность включает мотив.

Мотивом деятельности называют то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Мотив (по Леонтьеву) – опредмеченная потребность.

Весь процесс рождения мотива можно представить следующим образом: организм чего-то хотел, испытывал напряжение, но не отдавал себе отчёта. Но, в ходе поисковой деятельности происходит встреча с предметом. Происходит процесс узнавания своего предмета (так заканчивается первый этап жизни потребности) – и мы имеем дело уже с опредмеченой потребностью – в акте опредмечивания рождается мотив. Через мотив потребность становится понятной, и поведение человека резко меняется: оно становится направленным, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие.

Следует отметить, что деятельность, как правило, совершается не ради одного мотива. Их может быть комплекс. Например, субъект ходит в спортзал не только ради достижений в определённом виде спорта, но и ради красивой фигуры, здоровья, общения с людьми и прочее. Эти дополнительные мотивы – стимулы, которые не столько запускают деятельность, сколько стимулируют её.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа. (Зачем мне это нужно?)

Неосознаваемые мотивы проявляются как:

1. Эмоции (отражают отношение результата деятельности к её мотиву: успешно- положительные эмоции; неуспешно- отрицательные эмоции);

2. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события в поле ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему. Обычно это иерархия не осознаётся в полной мере. Но проявляется в ситуации конфликта мотивов.

Мотивы, побуждая к деятельности, определяют её направленность, т. е. определяют её цели и задачи.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата (цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя они могут совпадать.) Цель, данная в определённых условиях, в теории деятельности, называется задачей. Целью может быть предмет, явление или определённое действие.

Задача – это заданная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразований этих условий. Любая задача включает в себя: цель, которую нужно достичь, условия постановки задачи, искомое – что нужно сделать, чтобы достигнуть цели.

Например, цель - стать психологом. Но чтобы её достичь, необходимо решить задачу - окончить институт (теоретически освоить эту специальность).

Итак, мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели, которая, будучи представлена в определённых условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета.

Действие, как составная часть деятельности, отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действия или цепи действий. Одна и та же деятельность может осуществляться разными действиями. Одно и то же действие может входить в разные виды деятельности. Действие, имея определённую цель, осуществляется различными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями.

Операции – это преобразованные действия, которые, как правило, не осознаются.

Например, ребёнок учится писать буквы: написание буквы является для него действием, направленным сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок использует его как способ (операцию) для написания слов.

Операции бывают двух видов: 1) возникающие путём автоматизации действия; 2) возникающие путём адаптации к окружающей среде, путём непосредственного подражания.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, которое можно представить в виде уровней. Эти уровни составляют структурный компонент деятельности.

I уровень – уровень особых видов деятельности (деятельность познания, игровая деятельность);

II уровень – уровень действия – занимает центральное место в иерархии, является единицей деятельности. Это сознательное проявление активности, т. к. оно направленно на цель (Образ желаемого – сознательный образ). Следовательно: 1) действие включает акт сознания; 2) действие – акт поведения; 3) действие осуществляется по принципу активности, (источник которой внутри субъекта – мотив), а не по принципу реактивности (принцип стимул – реакция, источник извне); 4) действия – всегда предметны, их цели носят социальный характер.

III уровень – уровень операций - способов выполнения действий.

В зависимости от задачи, операция может состоять из разнообразных действий, которые могут быть подразделены ещё на более мелкие. Таким образом, операции могут являться более крупными единицами деятельности, чем действие. Главное свойство операций – они мало или совсем не осознаются. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Граница между операциями и действиями взаимопроницаема (можно не задумываясь чистить зубы, а можно думать и контролировать этот процесс).

IV уровень - психофизиологических функций.

Физиологические механизмы обеспечения психических процессов (способности к ощущениям, моторные способности; мнемические функции – врождённая способность запоминать, она является фундаментом для развития процесса произвольного запоминания).

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Активность, Поведение, Дея-ть:

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.

Формами проявления активности выступают произвольные движения. (физические объекты на это неспособны) от самых простых, элементарных, называемых актами, до самых сложных, высокоорганизованных форм, в частности рассудочной деятельности. Если расположить произвольные движения по степени нарастания признака сложности, то получим эволюционную лестницу.

В научном смысле понятие "деятельность " применимо только к человеку. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина - действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия - штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. - объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.

Поведение

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

Свобода действий

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Свобода действий - определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание - непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

3 вопрос (Характеристика деятельностного подхода в психологии) :

Понятие «деятельностный подход»в психологии употребляется в 2-х значениях:

1)В широком смысле – это методологическое направление исследований, в основу которого положено категория предметной д-ти (предложил Карл Маркс, Баллон, Политцеп, Томашевский и др.).

2)В узком – это теория, которая рассматривает психику в структуре процессов отражения в д-ти индивидов (рассматривает Леонтьев).

Деятельностный подход пришёл в психологию в 20-м веке и он совпал с методологическим кризисом в психологической науке (30-е годы).

Таким образом, предпосылкой развития деятельностного подхода в психологии стали: 1) поиск новой методологической основы в Советской психологии; 2) исторически обусловленное обращение психологов к психологии марксизма; 3) сдвиг тематики Отечеств. психологии в сторону трудовой д-ти.

Одной из первых теорий (Отечеств. теорий) в русле деятельн.-го подхода стала теория Корнилова, к-рая получила название «Реактология».

1)Теория «Реактология» - это теория, к-рая представляет синтез интероспективной психологии сознания и бихевиористическая трактовка поведения.

2) Рефлексология развивалась благодаря Бехтереву (1900- 1930 гг.). Позже Сеченов и Павлов.

3) Дальнейшее развитие деятельн.-го подхода в трудах Басова. Впервые заговорили, что человек – это активный деятель. Психология обратила внимание на д-ть.

По Басову, трудовая д-ть – это высшая форма д-ти человека, этапами формирования к-рого явл.-ся игра и учение.

4) В трудах Рубинштейна и Леонтьева (Рубинштейн – принцип единства сознания и д-ти)

5) Леонтьев А.Н. – он приступил к изучению д-ти, позже чем Рубинштейн. Он разработал полную развернутую общепсихологическую теорию д-ти. Настаивал на том, что изучать нужно только д-ть.

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миром. Источником активности живых организмов являются потребности, зав благодарности которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении. Активность человека обусловлена??потребностями, которые формируются в обществе в процессе воспитанияння.

Активность человека являются источником ее развития, определяет деятельность и является ее движущей силой. Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность ь - из потребности в деятельности. К тому же, активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы активно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких средств чог вот достичь. Но активность не только предшествует деятельности, но и"сопровождает"его в течение всего процесса. Нельзя представить оптимальную деятельность, лишенную активностиену активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию. Деятельность является"личностно окрашенной", поскольку осуществляется в определенном направлении, с определенной ориентации (на себя, на других и т.д.інших тощо).

. Деятельность - это активность человека, имеющего осознаваемый характер и направлена??на достижение поставленной цели определяемая необходимости

В жизни человека деятельность играет важную роль, выполняя ряд важных позитивных функций

. Рис 331. Функции деятельности

. Рис 332. Структура деятельности

Охарактеризуем каждый структурный компонент деятельности. Детерминантой любой деятельности является потребность

. Потребность - это такое состояние живого существа, который обнаруживает зависимости от конкретных условий ее существования и порождает активность по отношению к этим условиям

Человеческие потребности формируются в процессе социализации и делятся на виды в зависимости от: предмета (материальные, духовные) и происхождения (природные (ниже) и культурные (выше)

Потребность всегда является толчком к проявлению активности, однако человек в деятельности руководствуется также определенными мотивами

. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, в которых определяется направленность субъекта

Потребности составляют сущность, основную движущую силу различных видов человеческой активности, а мотивы являются конкретными проявлениями этой сущности. Мотивы и мотивация рассматриваются в психологии как причиной ини, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта. Мотивы бывають осознаваемыми (те, которые человек может выразить словесно) и неосознаваемыми (как результат вытеснения, из-за возраста, подсознательное происхождения и т.п.)

Мотивы не всегда идентично соотносятся с целью - при различных мотивах может быть одинакова цель, и наоборот

. Цель -это воображаемый конечный результат деятельности (то, чего человек стремится достичь)

Цель может иметь материальное и психическое олицетворение, которые зачастую связаны. Поскольку достижение цели часто имеет перспективный характер, то она воплощается в отдельные задачи, решение которых приближает д до самой мети.

. Обычно деятельность человека является полимотивована - одновременно срабатывают несколько мотивов

Любая деятельность состоит из действий как составных частей

. Действие - это реализационный компонент деятельности, направленный на выполнение определенного задания

Деятельность - это внешне физическая и внутренне-психическая активность, поэтому и действия могут быть как внешними, так и внутренними

. Внутренне-психическую деятельность обеспечивают действия, которые подразделяются на:

Перцептивные (действия восприятия);

Мнемические (действия памяти)

Мыслительные

Имажитивни (действия воображения) и др.

Функции внутренней деятельности заключаются в том, что внутренние действия готовят внешние. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме того, они позволят ляют человеку избежать ошибкаок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами:

1) она такое же строение, что и внешняя, однако другую форму течения: действия осуществляются не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается результат мысленно;

2) внутренняя деятельность по своему происхождению происходит от внешней, практической путем интериоризации, т.е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного воспроизведения определенного действия необходимо сначала ее усвоить на практике и получить реальный результатомт.

. Внешнеэкономическая физическая деятельность осуществляется с помощью внешних предметных действий. К ним относятся: - моторные (двигательные) действия: позы, действия перемещения;

Выразительные движения: мимика и пантомимика;

экстериоризации - процесс порождения внешних действий, высказываний и др. на основе преобразования ряда внутренних структур, составленных на основе интериоризации

Действия относятся к тому, что человек делает, однако не менее важным является то, каким образом они осуществляются. Речь идет о операции деятельности

. Операция - это способ выполнения действия, зависит от условий, в которых она происходит и, как правило, малоусвидомленим или неосознанным

Операции характеризуют техническую сторону действия, выполняется. Одну и ту же действие можно выполнить с помощью различных операций или разными способами

Результатом деятельности является достижение (недостижения) определенной цели (материальный, духовный продукт), который сопровождается контролем и оценкой

. Контроль - сопоставление полученных результатов с целью . Заключительный контроль осуществляется по завершении деятельности

. Оценка - выявления степени совпадения результатов и цели. В основе оценки положен заключительный контроль. Если достижение совпадают или превышают ожидания человек оценивает деятельность положительно. В случае получения результатов, ниже запланированных, оценка является отрицательной

контроль может быть и текущим (при развертывании деятельности)

Судьба понятия “активность“ в психологии является своеобразным зеркалом её исторического становления и обособления в качестве самостоятельной науки.

Если бы нам удалось восстановить голоса тех, кто на рубеже XIX- XX вв. отстаивал идеалистические традиции в трактовке активности, - известных в те годы философов: Л. М. Лопатина, С. Л. Франка, Н. О. Лосского и многих других, - то мы столкнулись бы прежде всего с пониманием активности как имманентного свойства духа, открывающегося человеку исключительно в ходе самонаблюдения или, иначе, “интроспекции“ (взгляд изнутри). Здесь замелькали бы такие слова - как “душа“, “дух“, “Воля“, “Я“, “спонтанность“, “апперцепция“ (синтетическая способность сознания) и др. Источник активности, сказали бы эти философы, содержится, точнее, глубоко спрятан, в деятельности души и непознаваем ни одним из естественно научных (объективных) методов.

Но тут же мы услышали протестующие голоса представителей эмпирического и естественно-научного направлений в психологии. “Ваши умозрительные схемы, - сказали бы они, - какими бы логичными или изощренными они ни казались, безжизненны; они далеки от реальных проблем, решаемых людьми; вы извлекаете человека из реальных его связей с миром. Между тем именно в рассмотрении этих связей единственно и можно усмотреть источник возникновения и область обнаружения человеческой активности. И правда, - что есть активность человека? Это есть прежде всего его отношение к окружающему миру, а оно - тут мы уже вполне отчетливо слышим голос одного из ярких психологов тех лет: А. Ф. Лазурского, которого сейчас в профессиональной среде назвали бы “личностником“, - оно, это отношение, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, в свою очередь, мера воздействия на среду!“

Увы! Этот ответ, который как будто бы вполне вписывается в круг наших сегодняшних представлений, ничуть не удовлетворяет представителей “идеалистического крыла“ в разработке проблемы активности субъекта. “А откуда, собственно, - вопрошают они, - берутся ваши так называемые отношения, что обеспечивает столь высоко ценимые вами “устойчивость“ и “воздейственность“ человеческой особи?“ И, не дождавшись ответа, дают уже знакомый нам свой: “Дух“, “Воля“, “Я“...

“Ну, нет! - вступает в воображаемый диалог основатель рефлексологии В. М. Бехтерев, - душа здесь ни причем. Биологические импульсы, энергия тела, природно-биологический потепнциал - вот в чем источник активности!“

“А был ли мальчик?!“ - как бы озадачивает “горьковским возгласом“ своих “собеседников“ другой крупный ученый того времени, автор реактологии К. Н. Корнилов. “Нет активности, есть только реактивность!“ (слова, принадлежащие самому К. Н. Корнилову и выступившие как девиз реактологических исследований вплоть до самого окончания 20-х годов).

Этот спор, начатый так давно, продолжается и поныне (взять хотя бы взгляды философов экзистенциального направления или необихевиористов в лице Скиннера, выдвинувших концепцию “манипуляции людьми“). Основные позиции в понимании активности оказываются здесь уже заданы, и по ним можно предугадать дальнейшие “ходы“ в решении этой проблемы в пределах все тех же объяснительных схем, какие бы формы последующего обсуждения они ни принимали. За всеми этими взглядами вырисовывается по существу ложная дихотомия: “либо дух, либо тело“; либо источник активности “внутри“ субъекта, либо “вне“ его. Они закономерно породили сомнение в самом существовании феномена активности. Между тем искомое решение состоит, разумеется, не в том, чтобы выбрать, какой путь лучше. Оба хуже! Принцип решения столь остро стоящей проблемы содержался в разработке категории “предметной деятельности“, снимающей как дуализм “духа“ и “тела“, так и дуализм “внешнего“ и “внутреннего“ в природе человека.

На протяжении 30-х годов, в связи с перестройкой психологической науки, обусловленной углубленным изучением марксистской теории и проникновением в концептуальный аппарат психологии идей об активном, незеркальном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о роли потребностей в развитии личности, принцип активности в явной или неявной форме становится определяющим для интерпретации важнейших психологических фактов и закономерностей.

С именем Л. С. Выготского связано развитие представлений о культурно-историческом опосредовании высших психических функций. В историко-психологических исследованиях, освещающих взгляды Л. С. Выготского, обычно подчеркивается, что активность выступала для него как обусловленная использованием “психологических орудий “. В целях нашего анализа укажем, что в работах Л. С. Выготского и его сотрудников активность раскрывается также и со стороны становления ее как знаковой, орудийной. С особенной рельефностью этот план представлений об активности выявляется при анализе черт, присущих “инструментальному“ методу, развитому в работах Л. С. Выготского и его сотрудников. Как известно, экспериментальный метод предполагал создание ситуации свободного выбора относительно возможности обращения к “стимулу-средству“ при решении поставленной перед испытуемым задачи. Необходимость использования в деятельности “стимула-средства“ не навязывалась испытуемому извне. Действие со “стимулом-средством“ являлось результатом свободного решения испытуемого. В зависимости от уровня развития субъекта, внешние “стимулы-средства“ выступали существенно по-разному. Они могли как соответствовать, так и не соответствовать возможностям их использования; их Применение могло выступать как во внешней, так и во внутренней форме. “Психологическое орудие“ означало не столько принудительно воздействующее на субъекта начало, сколько точку приложения сил самого индивида, которые как бы “вбирают“ в себя знак. Индивид тем самым рассматривался по существу как активный.

Ни один исследователь проблемы активности не может пройти мимо теории установки Д. Н. Узнадзе. Ядро научных исследований и основной акцент в понятийном осмыслении “установки “ приходятся на указание зависимого характера активности субъекта от имеющейся у него установки, т. е. готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и благодаря установке как устойчивая к возмущающим воздействиям среды. Вместе с тем объективно в психологической интерпретации феномена установки содержится и другой план, определяющийся необходимостью ответа на вопрос о происхождении (“порождении“) установки. Этот аспект проблемы разработан значительно меньше, чем первый.

Основатель теории установки Д. Н. Узнадзе, подчеркивая зависимость направленности поведения от установки, призывал к изучению генезиса последней, и этим - к изучению активности как первичной . Этот призыв не ослаблен, а, наоборот, усилен временем. Трудность, однако, заключается в недостаточности простого постулирования активности как исходного условия для развития психики. Поэтому некоторые современные исследователи в области теории деятельности (А. Г. Асмолов, 1974, 1976), видя в установке механизм стабилизации деятельности, подчеркивают, что установка является моментом, внутренне включенным в саму деятельность, и именно в этом качестве трактуют установку как порождаемую деятельностью. Это положение представляется нам особенно важным для понимания связи активности и установки. При исследовании предметной деятельности субъекта открывается возможность специального разграничения двух слоев движения, представленных в деятельности: один из них структурирован наличными установками, другой первоначально представляет собой совокупность предметно-неоформленных моментов движения, которые как бы заполняют “просвет“ между актуально действующими установками и выходящими за их рамки предметными условиями деятельности. Именно этот, обладающий особой пластичностью слой движения (активность) как бы отливается в форму новых установок субъекта.

Быть может, сейчас более, чем когда-либо, раскрывают свой конструктивный смысл для разработки проблемы активности теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна. Ему принадлежит заслуга четкой постановки проблемы соотношения “внешнего“ и “внутреннего“, что сыграло важную роль в формировании психологической мысли. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой. С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности (понятие, которое вошло в обиход научной психологии после опубликования “Основ общей психологии“ в 1940 г.), идея пассивно-активного характера потребностей человека. Еще ближе к обсуждаемой проблеме стоит положение, рассмотренное в последних работах С. Л. Рубинштейна, о выходе личности за рамки ситуации, который мыслился в форме разрешения субъектом проблемной ситуации.

Особый подход к проблеме соотношения “внешнего“ и “внутреннего“ утверждается в работах А. Н. Леонтьева. В книге “Деятельность. Сознание. Личность“ предложена по существу формула активности: “Внутренне (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет“. Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых её единиц, чтобы подготовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происходящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания. Это новое родившееся в советской психологии направление исследований позволило с новых позиций подойти к решению некоторых фундаментальных проблем, к числу которых относится и проблема активности как предпосылки и условия движения сознания и деятельности.

Соотношение “активности “ и “деятельности “ - предмет оживленной дискуссии в философской литературе (Е. А. Ануфриев, А. Н. Илиади и Ю. Л. Воробьев, М. С. Каган, В. Ю. Сагатовский, Б. С. Украинцев, Л. В. Хоруц и др.). В этой дискуссии высказываются различные суждения, диапазон которых весьма велик. В ряде этих работ активность то отождествляется с самодвижением материи (тогда деятельность, разумеется, становится лишь частным проявлениям активности), то, наоборот, деятельность рассматривается как своеобразная “субстанция“, тогда как активность выступает её “модусом“.

Каково же действительное соотношение “активности“ и “деятельности“? Введение категории деятельности в психологию привело к перестройке всего концептуального аппарата науки, существенно отразившись на традиционных представлениях об активности субъекта. Впервые в категории “деятельность“ и через нее понятие “активность“ приобретает реальное психологическое звучание.

Исходным для нас является представление об активности как движении, характеризующем деятельность и неотделимом от нее. При этом активным может быть назван не всякий процесс, объективно представленный в деятельности, а лишь такой, само существование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Это - процессы инициации (“запуска“) деятельности, ее осуществления, контроля над ее динамикой и т. д. Активность, следовательно, может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.

Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Формулируя это положение, подчеркнем, что последняя трактуется здесь в широком смысле . Под деятельностью подразумевается динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, выступающая в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта - “молярная единица жизни“ (А. Н. Леонтьев). Могут быть рассмотрены 3 рода соотношений активности и деятельности.

Активность как динамическая образующая деятельности. Рассматривая деятельность в ее становлении, мы с необходимостью должны признать существование таких изменений, вносимых субъектом в систему его отношений с миром, которые выступили бы в виде основы возникающей деятельности. Особенность этих процессов заключается в том, что начало свое они берут в самом субъекте, порождены им, однако форма их всецело определяется независимыми от субъекта предметными отношениями. Активность раскрывается здесь как представленная в движении возможность деятельности. Обусловленное субъектом движение как бы впитывает в себя мир, приобретая формы предметной деятельности. Говоря о порождении психического образа, мы поясняли это на примере движения руки, копирующей форму предмета. Специальные исследования деятельности дают основания считать, что ее мотивы и цели первоначально также рождаются в результате “соприкосновения“ живого человеческого движения и окружающих обстоятельств. Итак, активность - динамическая образующая деятельности в ходе становления ее основных структур.

Активность как динамическая сторона деятельности. Завершение процесса становления деятельности не означает ее эмансипации от активности. Последняя выступает теперь в двояком плане. Прежде всего - как то, в чем обнаруживает себя течение деятельности. В отличие от мотивационных, целевых, орудийных и других отношений, фиксирующих статическую (“структурную“) сторону деятельности, активность характеризует ее динамическую сторону. Активность - движение, в котором реализуются указанные отношения.

Динамическая сторона деятельности (активность) не исчерпывается, однако, лишь процессами течения последней, т. е. такими процессами, в которых развертываются уже накопленные в опыте субъекта (или присвоенные им) структуры деятельности. К явлениям активности следует также отнести и то, что было обозначено А. Н. Леонтьевым как “внутрисистемные переходы“ в деятельности (“сдвиг мотива на цель“, превращение исходной деятельности в действие, реализующее отношения более развитой формы деятельности, и т. п.). В этих переходах осуществляется развитие деятельности.

Активность как расширенное воспроизводство деятельности. В самом общем плане расширенное воспроизводство деятельности может быть определено как процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности, а также психического образа, опосредствующего ее течение. Но что значит “обогащение мотивов, целей, средств и психического образа?“

Речь, очевидно, должна идти не о том, что мотивы, цели, средства и психический образ в системной организации развитой деятельности аналогичны (равносильны, равноценны) исходным мотиву, цели, средствам и психическому образу и попросту расширяют их спектр: развитие деятельности выражается в углублении ее мотивов, возвышении целей, улучшении используемых средств, совершенствовании психического образа. Новые и предшествующие моменты деятельности - несимметричны. Так, новый мотив деятельности как бы вырастает из предшествущего и содержит его в себе в виде необходимой, но не исчерпывающей его части. Следование новому мотиву предполагает реализацию субъектом предшествующего мотива, но вместе с тем удовлетворение потребности, первично инициировавшей поведение, не гарантирует еще возможности реализации нового мотива, возникшего в деятельности. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Решение исходной задачи с применением доказавших свою пригодность средств стимулирует постановку новой задачи, но само по себе еще не дает средств к решению этой задачи. Складывающийся психический образ ситуации не только содержит в себе тот образ, на базе которого регулировалась исходная деятельность, но и превосходит его.

Развитая форма деятельности, таким образом, не только предполагает (подразумевает) возможность реализации основных отношений исходной деятельности, но и означает порождение отношений, выходящих за рамки первоначальных. Новая деятельность содержит в себе исходную, но устраняет присущие ей ограничения и как бы поднимается над ней. Происходит то, что мы определяем как расширенное воспроизводство деятельности.

Процессы, осуществляющие расширенное воспроизводство деятельности, охватывают собой течение последней и характеризуют ее внутреннюю динамику. Поэтому-то и понимание активности как динамической стороны деятельности здесь не утрачивает своей силы, однако принимает новую форму. Зафиксируем ее в следующем определении: активность есть обусловленное индивидом расширенное воспроизводство деятельности.

И, наконец, активность на высшем ее уровне определяется нами как переход предшествующей формы деятельности в высшей точке ее развития к новой форме деятельности. Этот переход иногда выступает в виде “скачка“, знаменующего собой становление существенно новой деятельности.

Итак, активность в системной организации деятельности занимает различное место:

  1. Активность - динамическая “образующая“ деятельности (она обеспечивает опредмечивание потребностей, целеобразование, присвоение “психологических орудий“, формирование установок, становление психического образа и т. д.);
  2. Активность - динамическая сторона деятельности (процессы осуществления деятельности и “внутрисистемные переходы“ в ней - сдвиг мотива на цель и т. д.);
  3. Активность - момент расширенного воспроизводства деятельности (ее мотивов, целей, средств, психического образа, опосредствующего течение деятельности) и - “скачка“ к качественно иным формам деятельности.

Сказанное позволяет следующим образом охарактеризовать связь активности и деятельности в пределах единого определения. Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.

Условием определения понятия “активность “ в более специальном значении является разграничение процессов реализации деятельности и процессов движения самой деятельности, ее самоизменения. К процессам осуществления деятельности относятся моменты движения, входящие в состав мотивационных, целевых “единиц“ и операциональных образующих деятельности и переходов между ними. Собственно активность, в отличие от процессов осуществления деятельности, образуют моменты прогрессивного движения самой деятельности (ее становления, развития и видоизменения).

Моменты осуществления деятельности и моменты прогрессивного движения последней выступают как со стороны единого целого. Они группируются вокруг одного и того же предмета, который, согласно А. Н. Леонтьеву, является основной, “конституирующей“ характеристикой деятельности. “При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может“. Заметим, что здесь в определении предметности деятельности особо выделен факт первоначальной независимости ее предмета от индивида, реализующего данную деятельность. Может быть, однако, выделен и другой полюс этой первоначальной независимости, а именно: автономия самого индивида от предмета его последующей деятельности. Ведь предмет этот возникает не “вдруг“, а только как результат становления. Так, противостоящая индивиду “вещь“ еще не есть непосредственно предмет его деятельности. Её превращение в “предмет“ опосредствовано особой активностью индивида, осуществляющей акт подобного “опредмечивания“. Точно так же детерминирована самим индивидом динамика форм предметности (превращения предмета из внешней во внутреннюю детерминанту ативности). И, наконец, видоизменение деятельности предполагает момент преодоления ее исходной предметности. Ведь деятельность рассматривается как развивающаяся, выходящая за свои собственные пределы. Но это преодоление не осуществляется автоматически, а требует борьбы с установками, сложившимися в предшествующих предметных условиях. Все эти процессы могут быть объединены единым термином “целеполагание“.

Целеполагание понимается здесь как формирование индивидом предметной основы необходимой ему деятельности: ее мотивов, целей, задач. Понятие “целеполагание“, как можно видеть, шире созвучного ему понятия “целеобразование“. Последнее охватывает процессы постановки субъектом “целей“ в обычном смысле этого слова - как осознанных ориентиров дальнейших действий, в то время как целеполагание будет означать для нас формирование исходной основы будущих проявлений активности, постоянное ядро в переходах: мотив - цель - задача. Соответственно вместо “целеполагания“ мы иногда будем говорить о “постановке субъектом цели“. Но в контексте анализа движения деятельности это будет означать возникновение именно новой целевой перспективы у индивида.

Тогда деятельность можно определить как единство целенаправленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отношений к миру.

Целенаправленност ь - момент осуществления деятельности, целеполагание - момент движения (собственной динамики) деятельности. Целеполагающая активность должна быть понята как внутренняя характеристика деятельности, как деятельность, выступающая в особом своем аспекте - со стороны собственного становления, развития, видоизменения. Мы называем такой аспект анализа диахроническим. Целенаправленность активности характеризует деятельность уже в другом аспекте ее анализа - синхроническом, а именно, в аспекте осуществления деятельности. Целенаправленная активность реализует наличную потребность индивида, в то время как целеполагающая активность порождает новую его потребность. Диахронический и синхронический аспекты рассмотрения деятельности, представленные процессами целеполагания и целеосуществления, - равноправные, одинаково существенные определения деятельности. Они предполагают друг друга и только в своем единстве характеризуют деятельность. Оба свойства (целеполагание и целенаправленность) не уступают друг другу по своей значимости в общей картине деятельности. С этих позиций попробуем вновь охарактеризовать деятельность, имея в виду обозначеную выше оппозицию обыденных и теоретико-методологических построений.

Лекция 7. Активность и деятельность

I. Активность, деятельность и поведение.

II. Виды деятельности

III. Освоение деятельности

IV. Структура деятельности

V. Цель и целеполагание. Соотношение целей и мотивов

VI. Принятие решений

В предыдущей теме было указано, что два основных фактора – создающий орудия труд и развитие социальных контактов и связей в древних сообществах людей – лежат в основе возникновения сознания. Развиваясь, то и другое со временем превратились в сложно организованные формы человеческой активности, называемые в современной психологии деятельностью и общением. Понимание психики и сознания человека (не только древнего, но и современного) невозможно без их анализа.

I. Активность, деятельность и поведение

Ранее, в лекции 4 активация (активность) была определена мной в качестве одной из трех основных функций психики: отражение, определение значения, активация. Я отметил тогда и то, что ряд психологов выделяет только две функции психики: отражение, включающее в себя, как получение информации, так и определение ее значения, и активность. Как можно видеть, какой бы из этих подходов не брался за основу, активация все равно оказывается важнейшей функцией психики, а активность ее фундаментальным свойством.

Говоря об этих функциях, необходимо иметь в виду, что они не изолированы друг от друга и не сменяют друг друга в хронологическом порядке – они существуют и реализуются одновременно и параллельно. Кроме того, отражение и определение значений тоже можно рассматривать как разновидности активности. Дело в том, что отражение носит активный и избирательный характер. Живые существа отражают не просто то, что подвернется их анализаторам в данный момент времени; они специально ищут то, что им нужно. Особенно это касается человека.

При таком понимании активация-активность превращается во всеобщую функцию и свойство психики. Появляется возможность выделить в ней познавательную активность (отражение) и предметную активность, связанную с моторным действием (движением). Если же учесть, что моторному действию всегда предшествуют, а за ним всегда следуют не только познавательные, но и другие психические процессы, в частности эмоциональные, то становится ясно, насколько широкий смысл может быть вложен в понятие активности.

В психологии принято выделять два ее наиболее общих вида:

- внутреннюю (психическую) активность,

- внешнюю (предметную) активность.

Поскольку в основе и той, и другой лежат психофизиологические процессы, происходящие в мозге и в нервной системе, а они никогда не прекращаются полностью, постольку либо та, либо другая активность присутствуют у человека всегда. Как уже говорилось в предыдущей лекции, даже во сне мозг человека сохраняет активность, а в одной из его фаз, которая называется "БДГ-сон", она бывает даже выше, чем у бодрствующего человека.


Таким образом, в психологическом смысле человек является активным всегда, потому что даже в те периоды, когда он не предпринимает никаких внешне видимых действий, совершенно неподвижен и ничего не говорит, он может думать, вспоминать, воображать, переживать и т.д. Вообще, в бодрствующем состоянии у человека бывают только очень кратковременные (секунды) периоды, в течение которых он ни о чем не думает и ничего не переживает. Это состояния своеобразного ступора, когда человек, казалось бы, смотрит в одну точку, но на самом деле ничего не видит. Он может при этом не слышать даже обращения к себе и, вздрогнув, повернуть голову после повторного обращения. Нередко первая мысль, которая возникает после такого состояния – мысль: "я только что ни о чем не думал".

Понятия деятельность и поведение означают реализующуюся в действительности активность. Иными словами, между понятиями "активность" и "деятельность" имеются такие же различия, как между понятиями "возможность" и "действительность". Можно также сказать, что активность – это свойство, а деятельность (или поведение) – его реализация.

Деятельностью называют осознанную и целенаправленную активность . Поскольку цель и целеполагание свойственны только человеку, постольку и понятие деятельности применимо только к человеку. Поведением же называют активность неосознаваемую, не контролируемую специально и не преследующую какую-либо цель. Она имеет место, как у животных (у них есть только поведение), так и у человека. В частности, у студента деятельность имеет место, когда он готовится к экзамену или непосредственно его сдает, а поведение, – когда он бесцельно ходит взад-вперед по коридору перед помещением, в котором принимается экзамен, просто в ожидании своей очереди.

Первые теории деятельности возникли в философии. Автором наиболее известной из них является немецкий философ конца XVIII – начала XIX в.в. И.Г.Фихте. Теории деятельности разрабатывались также в XX в. французским философом Ж.-П.Сартром и американским социологом Т.Парсонсом (последний называл свою теорию "теорией социального действия"). Любопытно, что в современной, преимущественно англоязычной психологии понятие "деятельность" фактически не используется. Дело в том, что в английском языке есть только понятия "activity", обозначающее активность (таким образом, слова "активность" и "деятельность" оказываются синонимами) и "action" – действие.

В отечественной психологии, напротив, данное понятие является одним из центральных. Основы психологической теории деятельности были разработаны С.Л.Рубинштейном. Он опирался на положение И.Г.Фихте о том, что практическая деятельность предшествует отражению и познанию. Замечу, что эта идея, действительно, очень хорошо согласуется с базовыми философскими принципами марксизма. В более или менее завершенном виде данная теория была изложена несколько позже А.Н.Леонтьевым. Эти же два психолога заложили основы так называемого деятельностного подхода , который до сих пор имеет много сторонников в отечественной психологии и сохраняет свое методологическое значение.

В соответствии с ним любые психические явления должны изучаться в контексте реальной деятельности человека. Сама деятельность понимается при этом как явление материального порядка, как важнейшая часть его реального бытия, которая отражается в его психике и сознании. С другой стороны, она существует и во внутренней психической форме, т.е. в виде целей, планов, программ, принимаемых решений, и эта ее сторона предопределяет предметную (отсюда принцип единства сознания и деятельности, о котором говорилось в лекции 2). Деятельностный подход имел и имеет значение для понимания роли труда (трудовой деятельности) в формировании и развитии сознания человека. Однако, как будет показано в следующей теме, не меньшую роль в этом сыграло развитие коммуникации (общения) в сообществах древних людей.

Сложнейшим является вопрос об источниках активности. В общем виде он очевиден: источником энергии для человека и других живых существ являются калории, получаемыми через продукты питания. Эта энергия расходуется на совершение моторных движений и действий. Однако, когда речь заходит об источниках сугубо психической активности, все становится не так просто. По всей видимости, психическая активность имеет тот же самый энергетический источник, но получаемая с пищей энергия должна каким-то образом преобразовываться в психическую форму. Как это происходит, никому неизвестно. З.Фрейд считал, что источником психической энергии является энергия, сосредоточенная в инстинктивных влечениях, прежде всего, в половом влечении (он дал ей особое название – "либидо"), но аргументировать эту идею ему и его последователям не удалось, и она не получила широкой поддержки среди ученых.

Поделиться