Откуда началось расселение восточных славян. Расселение восточных славян к VIII веку. Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Происхождение славян. Расселение и занятия восточных славян.

В истории вопрос о происхождениии первоначальном расселении славян называется вопросом о «прародине» славян. Всегда ли жили славяне там, где живут сейчас?

Самый первый взгляд на эту проблему обосновал монах Киево-Печерского монастыря Нестор – летописец (12век), который поселил славян в верховьях Дуная в римской провинции Норик. Дунайской версии происхождения славян придерживались и такие видные российские историки 19 века, какС.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

По мнению советского ученого академика Бориса Рыбакова праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы от Одера до Дне9пра. Эта полоса, протяженностью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около 1,5 километров подпиралась на западе горами Европы Татрами и Судетами, на севере доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской территории ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днепра и Ю. Буга и бассейном реки Рось.

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, в которую также входят германские, кельтские, иранские греческие и индийские народы. В источниках под своим именем славяне появляются сравнительно поздно в 6 веке у готского историка Иордана в греческой транскрипции «склавены». Они известны также под именами венеты, анты, склавены. Причем он говорит также, что венеты, наиболее древнее название славян. Еще раньше о венетах писали античные авторы: Полибий (3 – 2 в. до н.э), Тит Ливий (1 в. н.э.), Птолемей (2 в. н.э.), Тацит (2 в. н.э.).

С конца 4 века славяне включились в мировой миграционный процесс, известный в истории под названием «великое переселение народов». Великое переселение народов началось с вторжения тюркоязычных народов – гуннов, пришедших из Центральной Азии в Причерноморские степи. Они разбили готов, которые ушли на Балканы и в Западную Европу. Задетые гуннами и другими тюркоязычными народами, славяне расселились по трем основным направлениям, которые предопределили постепенное разделение их на три основные ветви – южные, западные и восточные:

На юг – на Балканскмй полуостров. Там впоследствии стали жить южные славяне. К ним относятся сербы, болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты;

На восток и север – по Восточноевропейской равнине расселились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы;
- на запад, на среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы переселились западные славяне – поляки, чехи и словаки.

В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало на всех. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине. В 6 веке они объединились в союзы племен. Племя – это объединение родов. В свою очередь племенной союз - формирование, в которое входят несколько племен, связанных не столько единством происхождения, а районом проживания, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.


На среднем течении Днепра и по реке Рось жили поляне;

К северу от них – северяне;

К северу- западу – древляне;

На реке Припять – дреговичи (от «дрягва» - болото);

На реке Сож – радимичи;

На Ильмень – озере и реке Волхов – ильменские словене;

В районе Смоленска и севернее – кривичи;

На северо – востоке (район реки Оки) –вятичи;

На юго – западе (Западная Украина) - уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.

Соседями славян на севере были северные люди (норманны), которые жили по берегам Балтийского моря в Скандинавии. На Руси их звали варягами (вар – море). Скудные земли Скандинавии выталкивали большие отряды искателей добычи и славы. Во главе этих отрядов стояли викинги. Варяги были прекрасными мореходами и воинами и представляли большую опасность для Европы и восточных славян. Пик вооруженных набегов варягов на земли восточных славян был в 9 веке.

На юге в причерноморских степях кочевали тюркоязычные народы – до 1036 года печенеги , а после их разгрома Ярославом Мудрым их место заняли половцы . Эти кочевники часто нападали на близ лежащие славянские территории.

На Нижней Волге и Придонье в 7 веке образовалось сильное воинственное государствоХазарский каганат. Столицей этого государства был Итиль на нижней Волге. В основном хазарское население было масульманами, однако верхушка хазар приняла религию древних евреев иудаиз м. Это государство жило за счет взимания торговых пошлин, поскольку контролировало нижнюю Волгу, и частых набегов на восточно-славянские земли. Поляне, северяне и радимичи одно время должны были выплачивать им дань.

Через Черное море располагались обширные и богатые владения Восточной Римской империи (Византии) , куда часто с военными и торговыми походами ходили славяне.

На востоке соседями славянских народов были финно-угорские племена – меря, мурома, мордва, марийцы. В 7 веке на средней Волге и Каме было образовано государство Волжская Булгария. Оно долгое время представляло опасность для Руси.

На западе славяне соседствовали с поляками и венграми.

На складывание государства, занятия его жителей влияют такие факторы, как географическое положение, климатические и природные условия. Место расселения восточных славян – это Восточно-Европейская равнина. В отличие от Западной Европы она лишена больших гор. Равнинный рельеф способствовал тесному общению и сближению восточноевропейских племен, с одной стороны. С другой стороны, равнина и отсутствие естественных препятствий облегчало завоевательные походы соседей. Тем более, что Восточно-Европейская равнина лежала на соединении путей из Азии в Европу.

Климат был резко континентальный: на смену жаркому и короткому лету приходит долгая и снежная зима. Территория расселения восточных славян изобиловала лесами и реками.

Эти природные условия обусловили образ жизни и основные занятия славян.

Выделяются из индоевропейской группы приблизительно к первой половине первого тысячелетия В этот же период можно судить о начавшемся расселении этих племен и заселении ими постоянных территорий. Происхождение и расселение славян - вопрос дискуссионный среди большинства историков. Изучался он на протяжении многих лет, причем на основании самых различных источников. По некоторым версиям славяне являются автохтонным, то есть местным населением. Иная часть историков придерживается мнения о том, что они - пришлый народ.

Основным историческим произведением, из которого можно проследить происхождение и расселение восточных славян, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. По своему стилю это летопись, которая по хронологии описывала события, происходящие в те времена. В самом начале повествования монах определяет и ареал расселения - племена восточных славян, по его мнению, первоначально жили в бассейне реки Дунай. Вследствие того, что на наступали так называемые «волохи», они были вынуждены переменить место проживания, и продвинулись на восток, к реке Днепр. Археологические источники, однако, подтверждают пребывание славян и в бассейне реки Одер, что ставит под сомнение теорию Нестора, хотя на данный момент она является наиболее приемлемой.

Расселение восточных славян в бассейне приводит к оседлости их на этой территории. Однако «Повесть временных лет» Нестора - не единственный источник, откуда можно узнать эти данные. Так, византийские летописи также свидетельствуют, что к моменту славяне занимали территорию центра и востока Европы, причем уже тогда византийцы выделяют три ветви славян - склавины, анты и венеды. Всего к этим ветвям причисляют более ста пятидесяти различных племен, которые проживали на указанной территории. К сожалению, на сегодня большинство названий этих племенных союзов утрачено, а до наших дней дошли лишь упоминания о полянах, древлянах, волынянах, тиверцах, северянах, вятичах, дулебах, радимичах, бужанах, кривичах, уличах и других племенах.

О расселении славян писали также римляне и арабы. Упоминания об этих племенах встречаются в трудах Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. О славянах, как о храбрых воинах, писали готские вожди, а именно Германарих, разбитый славянскими бойцами. Несмотря на одиночные победы, славяне были мирным населением, неприспособленным к войне. Об этом свидетельствуют источники, описывающие казнь семидесяти славянских представителей Винитаром, племянником Германариха.

Расселение восточных славян на территории Дуная подтверждалось такими выдающимися российскими историками, как Карамзин, Ключевский, Соловьев. Однако для Ключевского версия об оттеснении славян менее приемлема - историк говорит о медленном их расселении в сторону Днепра, что исключает вынужденность этого процесса. К примеру, Борис Рыбаков предпочитает объединять эти две теории и не выделять бассейн Дуная и Днепра. На сегодня синтез этих двух точек зрения является наиболее приемлемым, хотя в последнее время ведутся исследования в сторону северных регионов. Возможно, через некоторое время эти теории также будут изменены.

Стоит сказать, что расселение восточных славян не ограничилось бассейном Дуная и Днепра. Уже к девятому веку нашей эры у них начинают появляться первые города, которые все более отдаляются от первичного места расселения. Одними из первых форпостов стали следующие: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Муром. И если возле Днепра консолидирующим центром стал Киев, то ближе к северу таковым становится Новгород.

Начальная русская летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести о начале русской земли знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны; оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу. Повесть приводит, этих восточных славян прямо с Дуная на Днепр и не помнит, чтобы они останавливались где-нибудь на этом пути.

Рассказывая о расселении славян, она различает две их ветви – западную и восточную. Славяне с Дуная расселились в разные стороны и назвались по именам мест, где поселились: одни поселились по реке Мораве и назвались моравой, другие – чехами. Это – западные славяне. Восточную ветвь составляли хорваты белые, сербы и хорутане; от этих славян Повесть и производит те племена, которые заселяли Поднепровье. Она рассказывает, что, когда волохи (по мнению некоторых исследователей, римляне при императоре Траяне) напали на славян дунайских и начали их угнетать, эти восточные славяне пришли поселиться на Днепр и стали называться одни полянами, а другие древлянами и т. д.

Значит, собственно славяне занимали тогда Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне расселились в разные стороны. Эти карпатские славяне в продолжение всего VI в. громили Византийскую империю, переходя за Дунай; следствием этих постоянных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне попали с Дуная на Днепр, они долго оставались на Карпатах; здесь была их промежуточная стоянка. Одно из восточнославянских племен, хорватов, знает на склонах Карпат, в Галиции, и наша начальная летопись даже в X в., при князе Олеге . Продолжительный вооруженный напор карпатских славян на Империю соединял их в военные союзы. Мы находим следы одного такого союза, в состав которого входили именно восточные славяне.

Повесть о начале Русской земли составлена, очевидно, в Киеве; автор ее с особенным сочувствием относится к киевским полянам, да и знает о них больше, чем о других племенах восточных славян. Он передает ряд вражеских нашествий, испытанных этими славянами, говорит о болгарах, обрах (аварах ), уграх (венграх ), хазарах ; но до хазар он не помнит о судьбе своих полян. Народные потоки, прошедшие по Южной России и часто дававшие больно чувствовать себя восточным славянам, как будто ничем не задели восточнославянского племени, ближе всех к ним жившего, – полян .

В памяти киевского повествователя XI в. уцелело от тех времен предание только об одном восточном славянском племени, но таком, которое в X в. не играло заметной роли в нашей истории. Повесть рассказывает о нашествии аваров на дулебов (в VI в.): «Эти обры [авары] воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4 или 5 жен, чтобы они везли обрина: так мучали дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли как обры ». Очевидно, благодаря этой поговорке в Повести и уцелело предание об обрах.

Но где были в то время поляне и почему одни дулебы страдали от обров? Неожиданно с другой стороны идет нам ответ на этот вопрос. В 40-х гг. X в., лет за сто до составления писал о восточных славянах араб Масуди в своем географическом сочинении Золотые луга. Описывая восточные славянские племена, он рассказывает, что некогда одно из них, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда племя Масуди называет Valinana (волыняне ): из летописи мы знаем, что эти волыняне – те же дулебы и жили по Западному Бугу. Понятно, почему киевское предание запомнило одних дулебов из эпохи аварского нашествия: тогда дулебы господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне звались русью по имени главной области в Русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Во время аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, а масса восточных славян была расселена западнее, на склонах Карпат, в краю обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр, оба Буга, притоки Верхней Припяти и Верхней Вислы.

Итак, мы застаем у восточных славян в VI в. большой военный союз под предводительством князя дулебов. Постоянная борьба с Византией завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое. Вот факт, который можно поставить в начале нашей истории. Со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселились по нашей равнине. Это расселение – второй начальный факт нашей истории. Его можно уловить по некоторым косвенным указаниям. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий , долго боровшийся с этими славянами, пишет, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. Несколько ранее писавший историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются.

Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Наша Повесть о начале Русской земли, не помня о приходе славян с Карпат, запомнила один из последних моментов их расселения по русской равнине. Размещая восточнославянские племена по Днепру с его притоками, эта Повесть рассказывает, что были в ляхах два брата Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли восточнославянские племена радимичей и вятичей . Расселение этих вышедших из нынешней Польши племен за Днепром показывает, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян. Летопись говорит, что радимичи и вятичи «от ляхов»; это потому, что область указанного водораздела, древняя страна хорватов, в XI в., когда написана Повесть, считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

Так, сопоставляя византийские известия с преданиями Повести о начале Русской земли, узнаем направление расселения восточных славян и время, когда оно началась. Византийцы перестают рассказывать о вторжениях карпатских славян в пределы Восточной Империи со второй четверти VII в., потому что расселение этих славян в разные стороны сопровождалось прекращением их набегов на Империю. Тогда славяне расселялись в Польше, Балтийском Поморье; тогда они начали расселяться и в Поднепровье.


Так будем называть повествование, излагающее древнейшие предания о Русской земле и служащее введением в начальную русскую летопись XII в. Оно составлено около половины XI в. и носит в летописи сложное заглавие: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля стала есть». Эта повесть, как она читается в начальной летописи, переработана и пополнена составителем последней.

Есть мнение, что восточные славяне первыми заселили Восточную Европу. Однако оно ошибочно. Впервые на этой территории появились кроманьонцы, в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Они немного походили на современных представителей европеоидной расы. Постепенно их внешность стала приближаться к более характерным для человека чертам (например, челюсть уже не так выдавалась вперед, мозговой череп преобладал над лицевым). Происходило все это в условиях суровой зимы.

Примерно в десятом тысячелетии климат в Восточной Европе стал не таким суровым. И тогда постепенно начали появляться первые индоевропейцы на территории Юго-Восточной Европы. Где же они были все это время? Кто-то говорит, что к югу от Европы, кто-то – что к востоку. А в шестом тысячелетии до нашей эры индоевропейцы прочно основались здесь, на востоке Европы. Поэтому, можно сделать вывод, что заселение Восточной Европы славянами произошло гораздо позже появления на этой территории древних людей.

  • К какому веку относится заселение славянами Восточной Европы? Трудно ответить на этот вопрос. История лишь знает о том, что начался этот процесс в первом тысячелетии до нашей эры. Потому что к шестому веку до нашей эры славяне заняли уже значительную часть Восточной Европы.
  • Откуда пришли славяне в Восточную Европу? Скорее всего, они мигрировали с земель центральной Европы. Но, как всегда, на этот счет есть несколько гипотез. Согласно аутохтонной, они и появились здесь. Однако с ней можно поспорить. По другой точке зрения, славяне пришли сюда из Азии.

Расселение славян в Европе достигло своего пика в пятом-седьмом веках новой эры. Это был очень важный процесс. Как раз в этот же период, под давлением миграции, происходит разделение славян на восточных, южных и западных:

  • Южные славяне стали расселяться на Балканском полуострове (в пятом-шестом веках), а также на близлежащих территориях. Как раз в это же время прекратила свое существование родовая община, появлялись первые подобия государств.
  • Одновременно с южными, расселялись и западные славяне. Направлением их было северо-западное. Западные славяне заняли земли от Вислы до Эльбы. Но, согласно археологическим данным, попали они и в Прибалтику. Первое государство этой ветви славян относится к седьмому веку. Оно существовало на территории современной Чехии.
  • А про расселение восточных славян поговорим более подробно. Восточные славяне в древности, как и все народы, жили первобытно-общинным, а чуть позже – родовым строем.

Расселение славян в Восточной Европе происходило без больших проблем. Населения в то время было еще немного, поэтому земли хватало на всех. Кстати, именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Затем, как мы знаем, славяне начали создавать племенные союзы (в шестом-седьмом веках). Они, кстати, и стали первыми государственными образованиями.

Во времена, когда древние славяне населяли Восточную Европу, климат ее стал более мягким. Поэтому быстро здесь стало развиваться и земледелие, и скотоводство, и охота, и рыбалка. Сама природа пошла славянам навстречу.

Славяне Восточной Европы, или восточные славяне, стали самой многочисленной группой славянских народов. Мы знаем, что сегодня это жители России, Украины и Белоруссии. Именно эта ветвь достигла максимального распространения.

Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины началось в период раннего средневековья. А к восьмому веку они стали здесь главенствующими. В каком веке произошло заселение славянами Восточно-Европейской равнины, сказать трудно. Историки не дают нам конкретных цифр. Но предположительно, что это пятый-шестой века новой эры.

Влияние географических особенностей

В тесной связи с историей всегда идет и география. Природно-климатические условия оказывают большое влияние на расселение и миграцию населения. Не были исключением эти факторы и в случае со славянами.

Восточно-Европейская равнина в древности отличалась суровым и холодным климатом. На ее землях располагались густые леса, а также большое количество водоемов. Характерно было и разнообразие природных ландшафтов: лесостепь на юге,степь с плодородными землями, черноземы. И, как известно, значительно повлиял климат на дальнейшую жизнь славян: короткое и жаркое лето, длинная и суровая зима. Поэтому земледелие отличалось своеобразием, откуда и пошла пословица «Весенний день год кормит!».

Расселение восточных славян по Восточно-Европейской равнине происходило в соседстве с другими народами. Таковыми были, например, балтийские племена, поляки, чехи и словаки, финно-угры, хазары и печенеги. Они оказывали как положительное влияние, так и отрицательное.

Очень важным аспектом является то, что расселение славян по Восточно-Европейской равнине сопровождалось разложением первобытно-общинного строя. Общины как таковые прекратили свое существование в шестом веке. Теперь структурной единицей населения стала семья. На смену «диким» племенам пришли так называемые племенные княжения (Нестор, «Повесть временных лет»). В одном таком союзе было около сотни племен. Всего союзов было тринадцать. Каждый из них занимал определенную территорию.

Колонизация славянами Восточно-Европейской равнины длилась около половины тысячелетия. Шла она очень неравномерно. Изначально были освоены земли вдоль так называемого пути «из варяг в греки». Затем славяне продвинулись по другим направлениям: на восточное, западное и юго-западное.

У славянской колонизации существовали и свои особенности:

  • Происходил процесс достаточно медленно. Главной причиной этому явился суровый климат, значительно тормозивший процессы освоения земель. Тем более славяне находились еще на заре цивилизации.
  • На разных колонизируемых территориях плотность населения отличалась. Да и степень развития их также разнилась. Это зависело также от природно-климатических условий, плодородия земель. В северной части равнины проживало мало людей. А вот южные районы, славившиеся мягким и теплым климатом, сразу привлекли потоки переселенцев.
  • Во время расселения почти не было никаких противостояний с другими народами. Земель было достаточно всем.
  • Соседские племена были обложены данью со стороны славян.
  • Многие мелки племена и народы «слились» со славянами, переняв их язык, культуры, обычаи и быт.

Таким образом, расселение славян по территории Восточной Европы и Восточно-Европейской равнины ознаменовал новый этап в жизни этого народа. У славян с этих пор началось бурное развитие хозяйства, изменение жизненного строя и уклада. Кроме того, появились предпосылки к образованию государственности.

Сидоров Г.А. Славянская Германия.

О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет». Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Подне- провье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы. Эту схему летописца полностью подтверждают археологические исследования.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европудо них или пришли сюда в это же время. Шло смешение славян с балтами и финно- уграми, но далеко не все народы были ассимилированы. В среде самих славян возникали серьезные этнические и антропологические различия.

Если на севере местные племена подвергались ассимиляции или мирно уживались со славянами, то с южными соседями отношения были сложнее, так как здесь были этносы, которые смогли создать уже достаточно крепкие этносоциальные организмы. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспару- хом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена.

Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав потестарное образование под названием Великая Булгария. Отношения славян с волжскими болгарами включали в себя и войну, и мир. Тюркоязычные болгары составили основу новых этносов - чувашей и татар, которые будут формироваться в рамках Золотой Орды.

Сильная Волжская Булгария сама оказалась в зависимости от Хазарского каганата. Хазары - еще одна волна тюркских племен, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на землю, создают свою «империю», которая охватила огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование, находился в низовьях Волги.

Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово- маяцкой культуры, которая состояла из представителей разно- этничного населения Восточной Европы, в том числе и славян. Локальные варианты салтово-маяцкой культуры отражают этническую специфику различных групп населения Хазарии. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм.

На территории Ставропольского края салтово-маяцкая культура соприкасалась с памятниками алан - одного из сарматских племенных объединений, предков современных осетин, оставивших яркую археологическую культуру, древнейшие на территории Российской Федерации христианские храмы. Влияние алан на этническую историю Северного Кавказа было весьма значительно: наряду с тюрками они участвовали и в этногенезе карачаевцев и балкарцев. В более древнюю эпоху аланы, судя по всему, оказали огромное влияние на политические и этнические процессы, шедшие в славянском мире.

Впрочем, даже хазары не могли остановить новую орду тю- рок-печенегов. Уже в IX в., разгромив венгров, которым пришлось перекочевать к месту их нынешнего жительства в Европе, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Печенеги жили родовым строем, занимались скотоводством и совершали опустошительные набеги на окрестные земли. По классификации С.А. Плетневой, их можно отнести к первой стадии кочевания. Видимо, печенежское нашествие стало началом упадка салтово-маяцкой культуры.

Огромное влияние на население Восточной Европы в древности оказала Византия. Всем варварским народам Византия несла не только религию: она распространяла одновременно идею государственности, формы управления, новое право, регулирующее общественные отношения, просвещение вплоть до создания алфавита (Ш. Диль). При этом влияние Восточной Римской империи отличалось от Западной: Византия давала только то, что хотела дать. Наши вожди-варвары никогда не восседали на императорском троне, а византийские водопроводы не вели воду к русским городам, в отличие от западноевропейских римских виадуков. Другими словами, в Восточной Европе, в отличие от Западной, никогда не было континуитета, преемственности с античным миром: мы остались в стороне от богатейшего античного наследия.

Кроме того, Византия была именно «Восточной» Римской империей, «расположенной на границах Европы, где она непосредственно соприкасалась с азиатским миром». Несмотря на то, что в Константинополе настольной книгой школьников был Гомер, целые регионы империи были эллинизированы поверхностно, влияние Востока было огромно. Это было государство, построенное по образцу восточных империй с сильноцентрализованной администрацией и с церковью, которая целиком зависела от государства.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды «искателей славы и добычи, пенителей морей» - норманнов, которых называли на Руси «варягами». Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на Русь приходится на IX в. В то же время варяги принесли не только беды, но и обновленный механизм правления, лучшее оружие, более совершенные корабли, особые украшения способствовали евразийской торговле (И. В. Дубов).

Непосредственно с варяжским влиянием на славян связана проблема «руссов», «Русской земли». О происхождении этого слова высказано множество предположений. Последовательно различают Русь и славян не только древнерусские летописцы, но и арабоязычные авторы. У последних все детали описаний, касающихся руссов, практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим данным (Г. С. Лебедев). В то же время хорошо известны и фрагменты древнерусского летописания, в которых славяне не противопоставляются, а отождествляются с Русью.

Не менее сложно связать сведения письменных памятников с данными археологии и топонимии. Ряд археологов и лингвистов считают слово «русь» этнонимом. По мысли В. В. Седова, это иранское название, которое было перенято славянами еще в позднеримское время. Место их проживания фиксируется в летописях как Русская земля в узком значении - территория, входящая в треугольник, ограниченный городами Киевом, Черниговом и Переяславлем. Наиболее подробные сведения об этом собрали А.Н. Насонов, Б.А. Рыбаков, В.А. Кучкин.

Давно существует и иная по смыслу гипотеза, не считающая это слово на раннем этапе его истории этнонимом. В настоящее время ее придерживаются Е.А. Мельникова и В.Я. Петрухин, согласно мнению которых так назывались скандинавские дружины «гребцов», участников походов на гребных судах. Похоже, что нынешний уровень наших знаний о Древней Руси не позволяет предложить оптимальное решение происхождения и развития терминов «Русь», «русы».

«Политогенез» восточных славян, т.е. зарождение и развитие у них политических институтов и в конечном итоге - государства - одна из сложнейших проблем российской исторической науки.

Что касается летописных «племен», то более или менее бесспорным является их «этнографический» характер. Вероятно, надо оперировать понятиями «род» и «обшина», как форма, прежде всего, хозяйствования рода. «Род», в отличие от «племени», был известен летописцу. «Община» - термин неизвестный летописи, научное понятие, но отстоявшее свое право на существование.

Если «племя» еще может претендовать на жизнь в современном научном понятийном аппарате, то никак нельзя этого сказать о «союзах племен». Последнее понятие было заимствовано нашими исследователями из работ Л. Моргана и Ф. Энгельса, которые нуждаются в значительной корректировке. Так, «союз племен» ирокезов, воспетый Л. Морганом, оказался во- ждеством.

Путь от антов и склавен к восточным славянам в плане общественного развития - это движение от военной демократии к вождеству. Надо подчеркнуть глубокую архаику, свойственную древнерусскому обществу данного периода. Согласно К. Ренфрю, для отнесения изучаемого общества к стадии цивилизации достаточно двух из таких трех показателей, как город, письменность и монументальная архитектура. Монументальная архитектура Древней Руси стала складываться поздно (после принятия Русью христианства) - в самом конце X в. Письменность, как известно, также получает распространение в последующий период в условиях формирования городов-государств.

Из трех показателей остается один - город. В советской историографии господствовало мнение о том, что город возникает в классовом обществе, является детищем развивающегося феодализма (М.Н. Тихомиров). В 70-80-е годы XX в. подобного рода подход к проблеме возникновения древнерусских городов перестал удовлетворять специалистов. С точки зрения одних, город возникает как «племенной центр» (И.Я. Фроя- нов, А.Ю. Дворниченко); других - как центр международной торговли (В.А. Булкин, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов).

Есть ли противоречие между этими подходами? Вряд ли. Во всяком случае, они снимаются концепцией вождества. Древнейшие города были средоточием архаической княжеской власти, что не мешало им быть родовыми центрами. Они были центрами сосредоточения прибавочного продукта и редистрибуции (распределения) его. Эти древние города вполне могли «специализироваться» на внешней торговле. Еорода того времени носили аграрный характер, горожане в основном занимаются сельским хозяйством.

На смену выборной княжеской власти приходит власть княжеского рода. К сожалению, мы крайне мало знаем о древних княжеских родах. О Рюриковичах знаем уже гораздо больше. Перед их появлением, судя по всему, возникли два солидных вождества, которые по терминологии Р. Карнейро можно определить как компаундные: одно на севере, другое - на юге - «Русская земля».

Летописец повествует о том, что в 862 г. чудь, славяне, кривичи и весь обратились к жителям Скандинавского полуострова варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Из- борске.

Летописная версия уже в XVIII в. стала предметом ожесточенной дискуссии между русскими и немецкими учеными - российскими академиками (Е.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер) и М.В. Ломоносовым. В спорах родилась целая «норманнская проблема», которая на протяжении последующих двух столетий зачастую становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы, позволяла одним, прежде всего зарубежным авторам, отрицать полностью способность восточных славян к созданию собственной государственности, а другим - пренебрегать ролью варягов в отечественной истории.

Современные исследователи в большинстве своем признают, что факт приглашения, правда, не трех князей, а одного - Рюрика, имел место. Научные изыскания показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности.

В 882 году воевода Рюрика Олег, везя с собой малолетнего сына Рюрика - Игоря, спустился вниз по Днепру и, хитростью умертвив княживших в Киеве варягов Аскольда и Дира, захватил власть в городе. Князь Олег на какое-то время установил властвование северного вождества над южным, но затем сам обосновался на юге и зависимость ослабла.

Олег совершал в 907 и в 911 гг. походы на далекий, манящий своими богатствами Царьград, целью которых были дани. Дани, в свою очередь, были основным инструментом, с помощью которого строились отношения и внутри восточнославянской общности. Военные действия способствовали накоплению предметов престижного потребления, пленников, которых можно было использовать в хозяйстве и т.д. Для усиления киевского вождества предпринимались и меры «идеологического» свойства. Языческое капище Перуна выносится на новое место, более открытое и доступное.

Активной была и «внешняя политика» Игоря (912-945), также совершавшего походы на Византию. Походы руссов были направлены и в сторону Каспия. В 945 году Игорь пал жертвой межплеменной борьбы полян с покоренными древлянами. Последние предложили вдове Игоря княгине Ольге выйти замуж за древлянского князя. Здесь отразились архаические воззрения на характер власти: тот, кто убил своего противника, облеченного властью, мог претендовать и на его жену, и на саму власть. Ольга не только не пошла замуж, но и страшно отомстила обидчикам. Исследователи считают, что в летописных сценах мести Ольги также отразились архаические традиции.

Ольга побывала в Византии с «дружеским визитом» и приняла здесь крещение. Княгиню Ольгу русская православная церковь возвела в ранг святой, и она надолго осталась в памяти народной. Однако ее сын Святослав, не принял христианства, а на уговоры матери отвечал: «Как же мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Еще при жизни матери Святослав ребенком принимал участие в военных действиях. Все свое княжение Святослав (964- 972) провел в войнах. При нем военная, внешняя функция во- ждества явно превалировала над внутренними: управленческой и др.

Вся жизнь Святослава - это воистину «вечный бой». Его походы 965-968 гг. - как единый удар меча, завершивший объединение восточнославянских племен. Святослав победил вятичей и возложил на них дань. Но до этого вятичи давали дань Хазарии. Святославу и его воинству удалось нанести сильный удар этому давнему сопернику Руси.

Победы русского князя не могли не обеспокоить Византию, ведь все эти земли находились в «сфере ее жизненных интересов». В 967 году вспыхнула русско-византийская война. В этой войне были и поражения, и победы. В конце концов, во время одного из возвращений в Киев «льстивые» (хитрые) византийцы натравили на князя печенегов и у знаменитых днепровских порогов печенеги убили Святослава.

После смерти Святослава началась борьба за власть между его сыновьями, которая закончилась победой новгородского князя Владимира (980-1015).

Владимир продолжает политику своих предшественников, покоряя славянские племена. Целью походов, как и прежде, было установление даннической зависимости. Дани - это примитивные грабежи, характерные для всех древних обществ. От даней надо отличать «полюдье». Это объезд вождем и его приближенными «своей» территории с экономическими, религиозными, судебными, коммуникативными и другими функциями. Впервые о полюдье сообщает Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей». Вообще, складывается такое впечатление, что к временам Владимира вожде - ство на Руси формируется окончательно. Именно в это время в наибольшей степени проявляются и сакральные, теократические функции вождества.

Под 986 годом летопись сообщает нам о «выборе вер». Вообще, о крещении Руси сообщают еще и европейские, византийские и ближневосточные источники. Не так легко свести воедино их данные. К Владимиру в Киев пришли посланцы соседних народов, каждый из которых предлагает и расхваливает свою религию.

В другие страны были направлены «мужи добры и смысле- ны, числом 10». Наибольшее впечатление на послов произвело византийское христианство. Сама ситуация «выбора вер» несет на себе печать легендарности и фольклорности, но в основе ее могут лежать реальные исторические события, ведь Русь связывали со всеми этими народами давние и интенсивные контакты. Все они хотели оказывать и оказывали разнообразные политические и культурные влияния на Русь. Но первенство осталось за Византией.

Судя по некоторым данным источников, в Киеве христианство принималось по согласию с местной общиной, добровольно, что резко отличалось от того, что происходило в подвластных Киеву восточнославянских землях, где христианство вводилось силой. Так было, например, в Новгороде, который долго сопротивлялся крещению. Будучи принятым в языческой оболочке, навязываемое силой, христианство в эпоху Киевской Руси лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни.

Вместе с введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на еписко- пии, границы которых обычно совпадали с землями. Известно, что за весь период Киевской Руси только два митрополита были из русских, а остальные были присланы из Константинополя. По приказу Владимира была заложена Десятинная церковь Богородицы, куда были переданы иконы, книги и переведены греческие священники.

В фигуре Владимира проявляется уже полифункциональность вождества. Не случайно он изображен в летописи думающим «о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем». Сам аппарат управления по сравнению с системой управления времени военной демократии усложняется. Князя окружает дружина, верхушку которой составляют бояре, по-прежнему значительную роль играют старейшины («старцы градские»). Такая иерархия власти, которая прослеживается и в распоряжении данями,- яркая черта вождества.

Явственно проступает в летописи княжеский суд, хотя преувеличивать степень его развития не стоит. Основным регулятором отношений в области уголовного права оставалась кровная месть и другие обычаи, свойственные общинным структурам.

В договорах Руси с Византией 911 и 944 гг. упомянут «закон Русский». Большинство дореволюционных и советских историков вполне обоснованно считали этот «закон» обычным правом восточных славян.

Структура киево-полянского общества соответствует нашему представлению о вождествах: свободные (знатные и простые) и рабы - вот его составляющие. При этом отсутствовала цельная и значительная территория. Это показали уже историки 30-40-х гг. XX в. С. В. Бахрушин не считал возможным «говорить о прочной государственной организации» и территории в это время; В.А. Пархоменко сомневался в «допускаемых обычно широких размерах Владимировой державы».

Пиры Владимира и раздачи даров населению фигурируют и в летописи. Пиры переживают эпоху Владимира и проходят через весь период Киевской Руси. Дело в том, что накапливаемые богатства надо было перераспределять, и вождество приобретает редистрибутивные функции.

Владимир посадил своих многочисленных сыновей на княжение в различных городах Руси. Умер он в июле 1015 г. Описание погребения князя-христианина содержит явные языческие мотивы.

Итак, если находить главную составляющую древнерусского общества IX-X вв., своего рода основу политического строя, то это не дружина, не союз племен, а князья, княжеская власть. Князья в источниках заслоняют собой общину, народ. Проистекает это, естественно, не из монархической сущности княжеской власти, а из-за того, что в вождествах народ был отстранен от непосредственного управления. Впрочем, подводя итог, отметим, что нами представлена одна из бытующих в науке точек зрения. В советской историографии господствовала другая: Киевская Русь IX-X вв.-огромное централизованное государство со столицей в Киеве. Можно предположить, что это был перенос в древность образа современного государства...

Поделиться