Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия Индивидуальное логопедическое занятие автоматизация с в словах

Оргмомент

Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

«Чудесные превращения».

Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.

Развитие слухоречевого внимания.

Хлопни в ладоши, если услышишь слова - названия посуды.

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

Е. Еголаева

Массаж или самомассаж

Мимические упражнения

Выразите огорчение: разбили чашку.

Артикуляционные упражнения

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса

«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.

«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.

«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.

Какой сок ты будешь пить?

В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )

Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».

Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка

Вносится игрушка Незнайка.

Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.

Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )

Определение позиции звука [с].

Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?

Звуковой анализ слова миска.

Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.

Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.

Синтез слова стакан.

- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. ) «Разбросайте» звуки словасок. Составь словосок из букв.

Согласование существительных с прилагательными

Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. ) Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).

Падежное управление

«Подскажи слово в чистоговорке».

Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).

Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).

Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).

Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).

Словообразование

Я учу свою сестренку:

Масло я кладу в масленку,

В чайник чай я наливаю.

И про соль, конечно, знаю:

Я насыплю соль в солонку -

Не просыпать бы тихонько.

Мама кофе очень любит,

Для него кофейник служит.

А для супа - супница,

Знаю все, я - умница.

А детки догадаются,

Как это называется?

Н. Нищева

«Подбери слову пару».

Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар).

Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар - в... (сахарницу ). Соус - в... (соусник ). Салат - в... (салатницу ), суп в... (супницу ), сухари - в... (сухарницу ), мясо в... (кастрюлю ), сок в... (стакан ).

Куда положить салфетки? Салфетки - в... (салфетницу ).

Развитие пространственного восприятия и памяти

Выполнение заданий.

Поставь стакан рядом с термосом, тарелку - между ложкой и вилкой. Где стоит термос?

Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.

Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».

Итог занятия

Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].

Конспект индивидуального занятия

Тема: Автоматизация [с]

Цель: автоматизировать звук [с] в словосочетаниях и предложениях.

Задачи: - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Закрепить правильное произношение поставленного звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и рифмованных текстах;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: зеркала, схемы, предметные картинки.

Ход занятия

І. Организационный момент

Ребята, сегодня я расскажу вам историю про «Насос».

Жил-был Насос. Каждое утро он делал зарядку.

Давайте покажем (Упражнение на дыхание.)

Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка», «заборчик», «хоботок», «бублик», «месим тесто», «чистим зубы», «горка», «катушечка».

ІІ. Работа по теме занятия.

Больше всего на свете он любил накачивать шины. Когда Насос работал он «пел» свою любимую песню: с-с-с.

    Артикуляция звука

Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке. Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута. Зубы сблизить, но не смыкать. Тихонько подуть: с-с-с.

Какой это звук?

Каким цветом обозначим? Покажите.

2. Д/игра «Велосипед»

Давайте поможем Насосу накачать шины у велосипеда! (Имитация накачивания шин велосипеда.)

Молодцы!

3. Д/игра «Ловушки».

У Насоса есть любимая игра, и он предлагает нам в неё поиграть.

Я буду называть разные звуки, если вы услышите звук [с], то поймайте его, хлопнув в ладоши.

М-р-с-т-с-п-ф-ш-с-с

МА-ра-та-са-фо-со-ту-пу-ша-су

4. Автоматизация [с] в слогах.

Устал Насос. Пусть отдохнёт, а мы ему песенку споём с его любимым звуком.

са-са-са ас-ас-ас

сы-сы-сы ыс-ыс-ыс

со-со-со ос-ос-ос

су-су-су ус-ус-ус

5. Автоматизация звука [с] в словах.

Расскажу вам по секрету: любит Насос подарки, да непростые, а те, в названии которых есть звук [с].



(На доске предметные картинки: собака, слон автобус, кошка, ананас, оса. Учащиеся называют картинки хором, индивидуально.)

Какая картинка лишняя? Почему?

Вот беда, Насос не знает, где прячется звук [с]. (Определение места звука в слове.)

Что случилось? Окружили осы Насос. Сколько их? Давайте посчитаем?

6. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Д/игра «1-2-3-4-5»

(Одна оса, две осы, три осы, четыре осы, пять ос.)

Давайте их прогоним, произнося любимый звук Насоса. (С-с-с)

7 . Автоматизация звука [с] в предложениях.

Ребята, а это кто? (Это слон.)

Что делает слон? (Слон спит.)

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать, умеет он. (Заучивание наизусть.)

ІІІ. Итог занятия

С кем играли на занятии?

Какой у Насоса любимый звук?

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Цель: автоматизировать звук [с] в середине слова.

Задачи: образовательные:

Продолжать работу по развитию мышц артикуляционного аппарата;

Автоматизировать звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Продолжать учить слышать и выделять звук [с] в словах в интервокальной позиции;

Упражнять в отгадывании загадок путем выделения существенных признаков;

Упражнять в образовании существительных родительного падежа единственного и множественного числа посредством игры «чего не стало?»;

коррекционно-развивающие:

Активизировать мыслительную деятельность на основе игры «закончи предложение»;

Развивать зрительное восприятие и конструктивный праксис посредством сбора разрезной картинки;

воспитательные:

Воспитывать усидчивость, любознательность.

Оборудование: игрушка - лиса Алиса, коробочка - посылка; предметные картинки: бусы, весы, лиса, коса, колёса, оса, песок, носы, часы, усы, маски, волосы.

Ход занятия.

1. Сегодня к нам в гости пришла лиса Алиса. Давай покажем ей, какие

упражнения умеет делать твой язычок.

Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбочка», «забор», «почистим зубки», «сердитая кошка», «ветерок».

2. А сейчас научим Алису произносить звук [с]. Губы улыбаются, зубы заборчиком, язык упирается за нижние зубы, струя воздуха проходит по середине языка.

3. А теперь Алиса будет называть тебе разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [с]:

лиса - коза - писатель - читатель - кусок - лоток - лесок - мазок.

4. Лиса Алиса получила посылку, давай посмотрим, что там. В посылке столько разных картинок! Назови, пожалуйста, что здесь нарисовано (бусы, весы, лиса, коса, колеса, оса, песок, носок, часы, усы, волосы). Где стоит звук [с] во всех этих словах? (В середине слова .)

5. Алиса любит играть в игру «доскажи словечко». Поиграй с ней.

Ко(са ), колеё(са ), пе(сок ), ве(сы ), ко(сы ), бу(сы ), воло(сы ), но(сы ).

6. Алиса загадает тебе загадки. Попробуй их отгадать! (С опорой на картинки.)

День и ночь ходят, а с места не сходят. (Часы .)

Согнута в дугу,

Летом - на лугу,

Зимой - на крюку. (Коса .)

Четыре братца вместе по одной дороге бегут,

А друг друга никак не догонят. (Колёса .)

Рыжая плутовка

Кур ворует ловко. (Лиса .)

7. А теперь Алиса поиграет с тобой в игру «чего не стало?». Посмотри

внимательно на картинки, чего не стало? (Картинки: оса, коса, весы, усы, носы, маски.)

8. Послушай, что тебе расскажет Алиса… (Игра «закончи предложение» с опорой на картинки.)

Вчера меня в нос укусила … (оса ).

В лесу живет хитрая, рыжая… (лиса ).

У Сони красивые длинные … (волосы ).

У дедушки седые … (усы ).

У мамы новые красные … (бусы ).

В песочнице сухой … (песок ).

У машины четыре (колеса ).

10. Посмотри, Алиса принесла тебе две картинки. Одна целая, а вторую кто-то разрезал на кусочки. Собери ее, пожалуйста. (Разрезная картинка «Лисы».)

Молодец! Справился с трудными заданиями, лиса Алиса дарит тебе картинку.

11. Итог занятия. Какие задания выполнял? Какие задания больше всего понравились? Оценка деятельности ребенка на занятии.

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа

Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов

Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия

I. Орг. момент

Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок).
Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.

II. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

III. Массаж лица

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,
Дружно щеки растираем.
Моем носик, ушки, лоб,
Вот умылись и вперед.

VI. Мимическая гимнастика

Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).
Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).
Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

V. Анализ артикуляции

Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его.
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VI. Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]?
Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

VII. Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).



VIII. Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.
- СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.
СЯ - СЯ; СЯ - СЯ - СЯ; ясь - ясь; ясь - ясь - ясь;
СЁ - СЁ; СЁ - СЁ - СЁ; Ёсь - Ёсь; Ёсь - Ёсь - Ёсь;
СЮ - СЮ; СЮ - СЮ - СЮ; Юсь - Юсь; Юсь - Юсь - Юсь;
Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

X. Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ - с’ - с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.)
XI. Пальчиковая гимнастика
Давай посчитаем, кого вы встретили?
(Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.)
С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались?
(Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

XII. Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять. Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XIII. Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).
XVI. Согласована существительных с прилагательными
Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?
(Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок - маленький, желтый, и т.д. лосёнок - …., поросёнок…

Поделиться