Сыграть в настольную ролевую игру. Настольная ролевая игра. Если вы играли в компьютерные ролевые игры

Вы знаете, что такое ролевые игры? Скорее всего, да. И даже, возможно, хотя бы один раз играли на компьютере в RPG.

А знаете ли вы, что существуют и настольные ролевые игры, и играть в них – не менее увлекательно, чем в компьютерные ролёвки?

В ролевых настольных играх вы выполняете какие-либо действия в зависимости от того, какая роль вам досталась при распределении; «мостиком» между игроками и «сеттингом» является ведущий.

Распределение «ролей» происходит по принципу генератора случайных чисел; роли могут быть определены:

  • · игральными костями (роль присваивается в зависимости от комбинации чисел на их гранях);
  • · картами (игральными или созданными специально для этой игры);
  • · фишками.

Простейшим примером такой игры может служить игра в «Мафию »: в зависимости от выпавшей карты вы можете быть мирным жителем, мафиози или комиссаром полиции.

Но есть и более сложные настольные ролевые игры.

Где купить настольные ролевые игры и как выбрать самую интересную?

Настольные ролевые игры купить можно в специальных магазинах.

Или, если вы не хотите тратить зря время, но при этом – ознакомиться и с только-только появившимися новинками, или выбрать какую-нибудь игру, уже ставшую классикой, и купить ее, нажав всего одну кнопку.

Здесь к каждой игре вы найдете описание, в том числе узнаете, для игроков какого возраста она подходит, сколько в ней может быть игроков и сколько примерно времени займет у вас сама игра.

«Знаем Играем» предлагает

Вы хотите попробовать свои силы сперва в какой-то самой простой игре?

Приобретите набор для «Мафии »! Во-первых, каждый из нас хоть раз играл в эту игру, во-вторых, правила ее достаточно просты и понятны. Можно играть в мафию при помощи обычных карт, скажете вы? Можно. Но, согласитесь, играть с картами, на которых нарисован мафиози или член якудзы, комиссар или медсестра, гораздо увлекательнее! И правила в этой игре будут несколько более расширенными по сравнению с привычными.

Вы когда-либо играли в фанты? А ведь эту, и так достаточно интересную игру, можно разнообразить еще сильнее! Как например, сделали создатели целой серии игр «

Хочу сразу попросить прощения у тех читателей, которым все нижеследующее известно и кажется малоинтересным. Так же прошу прощения у всех, кому приведенные тезисы покажутся сомнительными, ультимативными и не берущими в расчет изрядную долю мнений. Я старался уловить суть, отбросив все, что может вызвать новые вопросы, вместо решения текущих.

В последнее время в энциклопедии Тесеры все чаще стали появляться настольные игры, относящиеся к стилю ролевых, или близкие к ним по геймплею. Для многих опытных игроков, настольные ролевые игры представляются очень затратным по времени хобби, которое с трудом вкладывается в современные рамки, и не может конкурировать с простыми, красочными и увлекательными настолками. Но так ли это?

За последние несколько лет, на интернет-ресурсах рунета, посвященных этому виду игр, можно наблюдать заметный прогресс в количестве новых игроков и качестве подхода к самой игре. То, что раньше немногочисленные любители скачивали из пиратских архивов и печатали на домашних принтерах, современный игрок предпочитает иметь в оригинальном виде, или по крайней мере в удобном электронном формате. Возможно немалую роль в этом сыграл тот факт, что поколение познакомившееся с ролевыми играми в начале двухтысячных годов, стало полностью платежеспособным. Возможно дело в доступности электронных средств международной торговли, или даже в простом желании не уступать западным коллегам. Наконец сами игры постепенно перешли в формат, который не ограничивается только текстовой частью. Что можно сказать уверенно: поменялись и игры и игроки.

Каков ролевик текущего поколения? Сравнив статистику активных пользователей главных интернет-ресурсов, легко выясняется его средний возраст - двадцать пять лет. Вопреки стереотипам он не кучкуется по половому признаку, и не ищет возможности почувствовать себя дивным эльфом. Он не выносит штампов, не разделяет любви к плохим переводам фантастической литературы, которые наполняли изголодавшуюся Россию в девяностые годы, и не сентиментален в отношении теплых ламповых игр тех лет. Он просто хочет играть в свое удовольствие, и старается по возможности выбирать лучшее.

А еще, немало людей заинтересовалось этим хобби после знакомства с популярными ныне настольными играми: ведь многим было интересно откуда растут щупальца Arkham Horror , что находится за пределами подземелий Descent: Journeys in the Dark , и наконец, почему в Манчкине такие странные приколы? А так как в ленте комментариев Тесеры тоже начали возникать подобные вопросы, я вижу необходимым рассказать о своем любимом хобби тем языком, который, надеюсь, будет понятен нашему сообществу:

Что же такое настольные ролевые игры, и с чем их принято есть?


Итак, в далеком 1973 году... Нет. Об этом вы сами прочитаете в компьютерных журналах и исторических обзорах. Я попробую пользоваться человеческой терминологией, и не буду вешать вам на уши восторженную чепуху. Все просто.

Что такое настольные ролевые игры? Это кооперативные настольные игры, в которых вы выбираете себе персонажа и действуете им в рамках правил. В отличие от простых кооперативных игр, вы не только используете возможности персонажа, прописанные на его карточке, но и стараетесь соблюдать поведение своего героя. А главное: вы должны описывать его действия и говорить от его имени с другими игроками! И они соответственно тоже.

Игра проходит в рамках сюжета, в котором герои постоянно сталкиваются с трудностями, которые должны решать. Это могут быть сражения или другие задачи: кража письма из сейфа лорда, починка космического корабля, переход по шаткому мосту над лавой и так далее. При этом правила позволяют регулировать любые спорные моменты.

Перед игрой, один из игроков не выбирает себе персонажа, а становится ведущим. Ведущий создает остальным проблемы, управляет противниками в сражениях и описывает все, что герои видят и слышат в процессе сюжета. При этом ведущий может как использовать покупной сюжетный модуль, так и придумать свой собственный, пользуясь специальными правилами.

Сражения разыгрываются на столе, обычно с помощью поля и миниатюрок. По масштабности многие из них можно приравнять к партии в полноценную настольную игру: например недавняя оборона дома от двух десятков оживших мертвецов заняла у нашей партии около трех часов. Разные правила предлагают разные способы кровопролитий. Так Savage Worlds позволяет быстро и элегантно обыгрывать ковбойскую перестрелку и сражения римских легионов, а Dungeons & Dragons вынуждает продумывать каждый шаг и хранить в голове огромное количество важной информации.

Многих, кто собирается познакомится с настольными ролевыми играми может отпугнуть объем правил. Самая популярная в мире игра этого вида - Dungeons & Dragons , включает три базовых книги с правилами (каждая на 300+ стр.) и десятки дополнительных изданий. На самом деле пугаться не стоит. Для полноценной игры в D&D вам потребуется прочитать пару десятков страниц из Книги Игрока (Player`s Handook), или приобрести стартовый набор . Все содержащиеся в книгах правила могут входить в игру при необходимости, а некоторые не пригодятся вам никогда. Например игроку не обязательно знать правила по падению с высоты, пока его персонаж не будет лететь из окна на встречу асфальту - тогда он просто найдет нужную формулу в оглавлении, и узнает какой кубик кинуть, чтоб помочь герою отделаться переломом. Кроме того, основной объем книг занимает информация для ведущего игрока, которую остальным знать не обязательно: например характеристики противников.

В последнее время наблюдается постепенное уменьшение объема правил, и возвращение настольных ролевых игр в область классических настолок. В текущей, четвертой редакции Dungeons & Dragons уже широко используются карточки и жетоны - играть без них просто неудобно. Игра активно поддерживает специальный электронный редактор, который позволяет за считанные минуты создать героя и распечатать его характеристики в виде карт, которые также можно приобрести отдельно в заводском качестве. Конечно, консервативные игроки сетуют на превращение любимой системы в CCG, но здесь имеет место не только незнание терминологии, но и страх перемен. D&D интегрированная в классическую настолку - это не только удобно, но и красиво, так что многие питают надежды на дальнейшие преобразования в будущих редакциях игры, которые позволят сократить объем книг, и увеличить скорость сражений.

Зачем в это играть? Дело в том, что настольные ролевые игры включают в себя сразу несколько хорошо знакомых читателям жанров, между которыми в любой момент можно переключаться в рамках одного сюжета. Они вмещают исследовательский азарт, красочные бои, решение загадок и совместное придумывание истории.

Например, чрезвычайно популярный сейчас Arkham Horror , впервые увидевший свет в 1987 году, выйдя из подвалов Chaosium Inc. - заимствовал показатели жизни и здравомыслия, характеристики, навыки и многое другое из классической ролевой игры тех же издателей - Call of Cthulhu . Большинство историй описанных на картах контактов пришли в игру не из произведений Лавкрафта, Чемберса, Дерлета, а из модулей ролевой игры. Но в отличие от Ужаса Аркхема, Call of Cthulhu позволяет разыгрывать сюжеты, не касающиеся закрытия врат, древних, города Аркхем и его окрестностей. Она дает возможность окунуться в безумный мир Мифов Ктулху, не ограничивая себя никакими рамками. Разные дополнения к правилам, позволяют играть как по эпохе бутлегеров, так и по современности, средневековью и даже мрачному будущему. А занятие можно найти где угодно: и в тайных нацистских лабораториях и в неведомом Кадате. Подземелья мифического Кремля скрывают не меньше ужасов, чем Университет Мискатоник. Кроме того, существует несколько современных игр, которые полностью соответствуют классике, предлагая при этом современную механику и увлекательный геймплей: Trail of Cthulhu , Realms of Cthulhu и проч.

Правила таких игр как Descent: Journeys in the Dark , Dungeonquest или Claustrophobia строятся именно на механике ролевых игр, но в ограниченном виде. Представьте, что вы сможете не только выбраться из подземелья, но и пойти куда глаза глядят в поисках приключений.

Наконец ни одна творческая storytelling-игра не способна предоставить такого масштаба и разнообразия. Жанров и разновидностей ролевых игр множество: от сюрреализма до космической одиссеи. Многие сеттинги знакомы любителям видеоигр: например World of Darkness (VtM: Bloodlines) или Forgotten Realms (Baldur"s Gate, Neverwinter Nights).

Стоит сказать, что разные компании игроков обычно выбирают свой собственный стиль. Часто выделяют две крайности:

Первая - когда игроки стараются максимально вжиться в роли своих героев и увлекаются созданием истории на столько, что ставят на второй план правила и характеристики. Бои могут разыгрываться не на столе, а в воображении, показатели игнорироваться или искажаться в угоду сюжету.

Вторая - когда игроки наоборот стараются успешно проходить задания, уделяя больше внимания сражениям, и почти игнорируя исполнение роли.

Обе позиции имеют право на существование, но большинство игроков стремится к золотой середине. И вопреки распространенному заблуждению, манчкины встречаются в любых компаниях.

Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) — это стремление игрока выиграть в ролевой игре. В зависимости от типа игры, это может включать в себя такие цели, как «стать самым главным», «убить всех монстров» или «стать самым сильным». Происхождение слова — от английского «Munchkin» — народ в сказках Фрэнка Баума о Стране Оз, у нас известный как «жевуны». RPG Wikia

Так вкратце можно изложить главное о настольных ролевых играх. Я намеренно умолчал про нарративные системы, не требующие ведущего и про соло-игры - это могло окончательно запутать читателя. Но каждый день появляются новые интересные варианты ролевых игр и жанр постоянно развивается. Хочется надеяться, что он получит развитие и в русскоязычном сообществе.

Какой должна быть идеальная настольная игра, мы знаем по фильму «Джуманджи»: интуитивно понятной, крайне реалистичной и насколько интересной, чтобы не отпускать игроков до конца. Однако идеала, как известно, не существует - это фантастика. Зато существуют настольные игры, внесшие особый вклад в развитие индустрии развлечений. О них вы и узнаете на следующих страницах.

Настольные игры

Простейший пример классических настолок, или настольно-печатных игр (НПИ) - всем известная «Монополия». Как правило, настолка продается целиком в одной коробке (хотя могут быть и расширения-дополнения), рассчитана в среднем на 3-6 игроков и продолжительность партии от получаса до нескольких часов. В комплект могут входить поле, карты, жетоны, фишки, игральные кости, счетчики - практически в любых комбинациях.

«Колонизаторы» (1995)

За прорыв

Больше десяти лет назад «Колонизаторы» стали первой немецкой настолкой, добившейся мирового признания. 25 языков, 11 миллионов экземпляров, три десятка расширений и вариаций, среди которых есть как исторические, так и откровенно фантастические… А в 2002 году русская версия «Колонизаторов» положила начало изданию лучших настолок мира и в нашей стране. Именно благодаря этой дважды первопроходческой игре мы сегодня можем разложить на столе «Манчкина», «Затерянные города» и даже World of Warcraft.

«Манчкин» (2001)

За стёб

Стив Джексон наверняка рассчитывал на успех своей издевательской пародии на «Подземелья и драконы», однако вряд ли предполагал, что он окажется настолько большим. Меньше чем за десять лет «Манчкин» успел тщательно выстебать не только D&D, но и космооперу, «вампирятник», восточный боевик, супергероев, Ктулху, вестерн и пиратов. Некоторым игра кажется однообразной, но она, несомненно, заслуживает включения в наш перечень. Возражения? У вас приблизительно 2,6 секунд, чтобы их высказать…

World of Warcraft (2005)

За размах

Эта игра - наглядное свидетельство того, насколько серьезно можно относиться к настолкам. И дело даже не в бережном переложении культовой MMORPG. В настольном WoW доведено до предела все: качество изготовления, объем правил, число элементов, цена, размеры, продолжительность партии… Не всякий купит ее для личной коллекции, зато игра станет идеальным подарком для любителей настолок, фанатов компьютерной игры и собирателей редкостей.

«Зельеварение» (2005)

За стройную симметрию

Пожалуй, самая гениальная по простоте придумка отечественных разработчиков игр. Из определенных ингредиентов собираются порошки, зелья, эликсиры. Из них, в свою очередь, могут делаться снадобья более высокого уровня - вплоть до Верховного Эликсира или Великого Талисмана. За каждое удачное следование рецептуре начисляются очки в зависимости от уровня полученного магического зелья. Игроки могут вмешиваться в свои и чужие лабораторные опыты с помощью разного вида заклятий. Игра поражает стройной архитектоникой и продуманным дизайном.

Коллекционные карточные игры

Что это за игры, ясно из названия. Основной и необходимый их элемент - карты, хотя иногда могут использоваться и жетоны, счетчики, игровое поле. Распространяются они в разнообразных наборах (стартерах, бустерах), из которых игрок самостоятельно составляет себе колоду. Как правило, в ККИ играют вдвоем, однако многие игры поддерживают «мультиплеер». У большинства ККИ регулярно выходят новые наборы и карты: чтобы идти в ногу со временем, придется поиздержаться.

Magic The Gathering (1993)

За гениальную идею

На самом деле Ричард Гарфилд почти ничего нового не придумал. Почти. Он просто соединил в одно целое два элемента: простую карточную игру и коллекционирование карточек. Попутно родилась идея составления собственных колод. Соединившись, все это дало настолько ошеломляющий результат, что калифорнийский математик быстро стал миллионером, а в игровом мире появился новый жанр. Да, за 15 лет его бурного развития появлялись и более интересные ККИ, но до сих пор как-то принято разделять представителей жанра на две группы: «Магия» - и все остальное.

Guardians (1995)

За красоту

В сентябре Guardians стукнет 13 лет, но ни одна ККИ так и не превзошла ее по качеству иллюстраций. Напротив, некоторые издательства не гнушались использовать вдохновенные работы Кита Паркинсона, Дона Мэйтца, Брома и других художников при оформлении своих настолок. Но не только иллюстрации выделяют эту ККИ: Guardians можно смело отнести к числу лучших карточных варгеймов. Кроме того, поклонники искрометного юмора и стеба полюбили ее еще в доманчкиновский период.

Pokemon (1999)

За внимательность к детям

Когда компания Wizards of the Coast анонсировала эту игру в 1998 году, почти никто из магазинов и клубов не захотел ее заказывать. Зачем нужна игра для детей младшего школьного возраста? Через год продажи этой ККИ уверенно вышли на второе место, уступая только «Магии». Теперь каждый год появляется множество коллекционных карточных игр по аниме-сериалам и видеоиграм - однако коммерческий успех «Покемонов» смогла повторить только Yu-Gi-Oh!

Lord of the Rings TCG (2001)

За дизайн и баланс

Уникальный случай: коллекционная карточная игра создавалась одновременно с фильмами-первоисточниками. Более того, иногда кадры из фильмов Питера Джексона появлялись на картах раньше, чем на киноэкране. LotR TCG выгодно отличалась от рисованной предшественницы Middle Earth CCG простыми правилами и высокой динамикой. А основной «фишкой» карточного «Властелина Колец» стало то, что каждый игрок выступал одновременно и за светлые, и за темные силы. Ну и наконец, оформлена ККИ была на пять с плюсом.

Настольные ролевые игры

В ролевой игре - компьютерной, «живой» или настольной - участник играет за одного или нескольких персонажей. В принципе, собраться небольшой компанией и сыграть в ролевку можно и без всяких правил, но по правилам - интереснее. Помимо книги правил, для ролевых игр выпускают томики-дополнения (описания вселенных, монстров, магии и т. п.), в них почти всегда используются игральные кости и карточки с характеристиками героев. Сражения могут моделироваться с помощью фигурок. Стандартный состав для настольной ролевки - 3-5 игроков и один мастер-ведущий.

«Подземелья и драконы» (1974)

За классику фэнтези

Первая и самая популярная настольная ролевая игра, самая свежая редакция которой вышла пару месяцев назад (читайте наш обзор новинки на следующих страницах). Dungeons & Dragons стали своеобразным стандартом не только для ролевых игр, но и для героико-приключенческого фэнтези. «Темный эльф» Сальваторе и разнообразные «Драконы» Уэйс с Хикмэном - все это официальные новеллизации D&D. А уж сколько книжек написано под впечатлением от сыгранных партий, сколько человек полюбили фантастику благодаря этой игре… Словом, «Подземелья и драконы» - культурное явление мирового масштаба.

Call of Cthulhu (1981)

За сверхъестественный ужас

Игра-долгожитель, которая отличается от D&D не меньше, чем мрачные фантазии Говарда Ф. Лавкрафта отличаются от похождений Темного эльфа. За встречи с непознанным героям «Зова Ктулху» придется расплачиваться психическим здоровьем, а в конце их ждет лечебница либо пасть кошмарного монстра. Дополнения к игре охватывают разные годы, но лучше всего играть в двадцатые прошлого века: атмосфера лавкрафтовских рассказов замечательно сочетается с нуаровой стилистикой того времени. За более чем четверть века своего существования ролевка стала неотъемлемой частью Мифоса - вселенной, созданной Г. Ф. Л. и его последователями.

World of Darkness (1991)

За готик -панк

«Мир Тьмы» - мистическая изнанка нашей повседневной жизни. По его темным улицам бродят оборотни, кланы вампиров тайно управляют людьми, а в обычном человеке может внезапно пробудиться магическая сила… «Мир Тьмы» объединяет больше десятка настольных ролевых игр, наиболее известная из которых - Vampire: The Masquerade. К 2003 году вселенная настолько разрослась, что создатели сочли за лучшее устроить Судный день, и в 2004-м выпустили новую редакцию, объединившую части «Мира Тьмы» не только тематически, но и на уровне игровой механики. Если вы любите ночь, готику, заговоры, мистические тайны - то эта игра создана для вас.

«Эра Водолея» (2000)

За русское аниме

Создатели «Эры Водолея» хотели убить двух зайцев: выпустить первую в России коммерческую настольную ролевку и способствовать популяризации аниме. Были разработаны интересный мир и оригинальная игровая система, однако первый блин вышел комом. Несколько запланированных расширений так никогда и не увидели свет. Раз в год появляются слухи о возрождении системы, но российские издательства с подозрением смотрят на анимешную ролевку. Зато благодаря «Эре Водолея» игроки могут вспомнить то славное время, когда настольную РПГ можно было купить в любом крупном книжном магазине.

Варгеймы

«Варгейм» - жаргонное название военно-тактических игр с миниатюрами, проще говоря, «солдатиков». Настольные баталии разыгрываются между отрядами пластиковых или металлических фигурок, с применением игральных костей, линеек и довольно сложных правил. Считается, что первопроходцем жанра был знаменитый фантаст Герберт Уэллс, составивший в начале 20 века первые своды правил для оловянных солдатиков. А в семидесятые из варгейма Chainmail выросли «Подземелья и драконы», первый представитель нового жанра ролевых игр.

Warhammer (1983)

За масштаб

Не самый первый, но самый известный из варгеймов. «Молот войны» обладает репутацией элитной игры для преданных поклонников жанра. Возиться со сборкой и покраской фигурок здесь придется даже дольше, чем изучать правила. Еще одно достоинство игры - ее многомерность. Под одной маркой объединены две колоритные вселенные - фэнтезийная и космическая, а также более десятка отдельных игр. Warhammer для варгеймов - то же самое, что Magic The Gathering для ККИ или «Подземелья и драконы» для ролевых игр.

Mage Knight (2000)

За массовость

Одни считают эту игру образцом будущего варгеймов, другие - профанацией самой идеи жанра. Уже собранные и покрашенные миниатюры продаются в стартерах и бустерах - система распространения та же, что и у ККИ. Никаких записей делать не надо: боевые повреждения отмечаются поворотами специального диска, встроенного в подставку. Правила занимают несколько страниц. В целом, Mage Knight рассчитан на куда более широкого потребителя, чем тот же Warhammer. Он не требует затрат времени, кропотливого труда или погружения во вселенную. В семейство «варгеймов с поворотными дисками» входят не только фэнтезийный Mage Knight, но и супергеройский Heroclix, и новый MechWarrior.

Практически каждый человек смотрел или что-то слышал про нашумевший фильм «Джуманджи», где в центре событий оказывается фантастическая настольная ролевая игра. С тех пор, выбирая игру для совместного времяпровождения в компании друзей, люди не ограничиваются банальными шашками, картами и домино. А что же все-таки известно про такой вид развлечений, как настольная ролевая игра, узнаем из статьи.

Общие понятия

Читая фантастическую книгу, мы невольно окунаемся в придуманную кем-то историю, представляем себя главным героем. Иногда так хочется обрести магический дар, сражаться с драконами, отправиться в космос и исследовать галактику. У многих людей есть свой любимый персонаж, в образе которого ему хотелось бы побывать. Настольные позволяют окунуться в вымышленный мир, сочинить свою историю, создать любой сценарий и весело провести время.

Все начинается с выбора ведущего, который придумывает сюжет, этапы, задачи и цели веселого времяпровождения, хотя можно играть уже по готовому сценарию. Каждый участник веселой затеи выбирает себе персонажа, характеризует его, наделяет его особыми качествами. Ведущий объявляет, где происходят события, кто окружает главных героев, кому и с кем нужно бороться.

Однако каждая настольная сюжетная ролевая игра имеет ряд определенных правил, благодаря которым и достигается игровая цель. Иначе каждый бы был победителем и играть было бы неинтересно. С этой с целью и придумали различные ролевые системы - правила и определенные рамки для каждой игры, благодаря которым остается азарт и интерес. Игровые атрибуты (например, кости) не всегда указывают количество ходов, выпавшие значения могут быть ответами на вопрос - ранила ли пуля героя или он остался невредимым? Догнал ли злодей принцессу или ее спас рыцарь? В более сложных играх нужно просчитывать наперёд ходы, вести переговоры, устраивать торги и многое другое.

Мнение, что такое развлечение только для детей, ошибочно. Новые настольные ролевые игры, ассортимент которых на сегодняшний день очень широк, вполне способны занять на вечер взрослого. Рассмотрим самые популярные и востребованные из них.

"Мафия"

Данная настольная ролевая игра рассчитана на 8-12 человек. Каждый из них берет карту, на которой указана его роль. В основном это лекарь, шериф, маньяк, 2 мафиози и мирные жители. По правилам, когда в вымышленном мире наступает ночь, все засыпают. В это время просыпается мафия, знакомится и выбирает жертву. Бывает, что лекарь спасает жертву. Основное правило - это тишина!

При выборе жертвы все происходит без слов и шорохов, чтоб мирные жители сразу не вычислили мафиози. В следующем круге главный мафиози должен угадать шерифа, потом шериф пытается вычислить мафиози. Они по очереди указывают ведущему на подозреваемого, в качестве положительного ответа ведущий кивает головой. Наутро кто-то погибает, и жители города во главе с шерифом пытаются определить убийцу. Каждый игрок пытается оправдаться, придумывает себе легенду, потом путем голосования убирают попавшего под подозрения. Бывают случаи, когда мафия не может определиться в выборе жертвы, тогда ведущий засчитывает промах и мирные жители этой ночью не погибают. Главная интрига игры - кто победит мафия или мирные жители?

"Воображарий"

Правила настольной ролевой игры очень простые. Тут нет постоянного ведущего. На каждый круг выбирается новый участник. Игрок тянет карточку, где написано слово, фраза, или же нарисована картинка. Ему нужно как можно понятнее в течение одной минуты объяснить участникам, что написано/изображено на карточке, но само слово называть нельзя. Можно применять жесты, представления, рассказ. Угадавший игрок получает баллы, и к нему переходит очередь объяснять.

"Карта сокровищ"

Эта игра, скорее, детская, однако, если придумать интересный сюжет, то она может увлечь и взрослых. Для начала нужно нарисовать карту, по ее центру клад и много дорожек, которые к нему ведут. На пути встречаются различные ловушки, заставляющие игроков отступить назад, вернуться в начало, пропустить ход или же, наоборот, получит дополнительные ходы либо переход на несколько клеток вперед. Данная затея рассчитана на 4 игроков, количество ходов решается игральными костями. Побеждает тот, кто первый добрался до клада. Если нет желания фантазировать, то можно купить уже готовую карту и играть по ней.

"Кто я (What am I)?"

Это очень забавная игра. Суть ее в том, что игроки цепляют на голову таблички, где могут быть написаны названия животных, неодушевленных предметов, имена знаменитостей. Игрок не видит, что у него за табличка, зато видит таблички других игроков. Все по очереди задают вопрос, например: «Я женского рода?». Другие ему отвечают. Такими наводящими вопросами нужно угадать, кем же является участник в рамках этой игры. В магазине можно купить набор табличек, но изготовить такую настольную ролевую игру своими руками не составит труда. Требуется всего лишь на самоклеящейся бумаге сделать карточки с разными названиями и приготовить обручи на нужное количество игроков.

"Мертвый сезон"

События развиваются в условиях постапокалипсиса, где выжившие люди разбиваются на компании и пытаются прийти к финалу, выполняя задания группы. Все начинается с того, что игроки выбирают себе персонажей, вступают в общины. Однако каждый из них получает свое индивидуальное задание, выполнив которое можно стать победителем. Все секретно, если кого-то заподозрили в предательстве, его могут выгнать из группы. Тем самым игрок проиграет.

В игре встречаются зомби, которые пытаются уничтожить выживших, происходят восстания общин, одолевают болезни, голод, возможны несчастные случаи. Каждая группа должна совместно бороться со всеми бедами, но и не забывать про свои секретные миссии. Просчитать ходы наперед невозможно, поэтому придется решать проблемы по мере их появления. Для хода игрок выбирает карту, где указано событие и варианты его решения. Действия каждого участника решаются игральными костями. Чем больше в компании народа, тем быстрее можно преодолеть неприятности. За благополучный исход колония получает баллы.

Не стоит забывать, что на каждого героя "Мертвого сезона" нужно тратить еду. Если ее не хватает, персонаж погибает. За это с компании снимаются очки, а шанс выиграть снижается. Для выполнения заданий и борьбы с кризисами предстоит отыскивать различные предметы, находить общий язык с жителями, бороться с зомби, выбирать исход того или иного события. Обычно есть несколько вариантов решения, но далеко не все они дадут положительный результат. Исход игры непредсказуемый, победителем может стать целая община или отдельный игрок. Возможно, что выигравшего не окажется и вовсе.

"Монополия"

Эта ролевая настольная игра не нуждается в представлении. Ее знают и взрослые, и дети. Играется небольшой компанией в 3-4 человека. Каждый участник получает стартовый капитал. решают количество шагов, игроки перемешают свои фишки по полю, набирают очки и выкупают здания. Потом приобретенную недвижимость можно продавать, назначая свою цену. Попадая к соседу, игрок обязан уплатить налог. Желательно выкупить как можно больше строений. При дефиците денег свою недвижимость можно заложить в банк. Если ее вовремя не выкупить, она переходит в общее пользование и стать собственностью другого игрока. Это классическая игра, купить набор для "Монополии" можно в магазине.

Теперь, когда вы ознакомились с предложенным в статье списком настольных ролевых игр, вам будет чем удивить друзей, организовав веселое времяпровождение.

Кратко о статье: Мифы и действительность Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги...

Настольные ролевые игры

Принципы, мифы и действительность

Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги.

Полагаю, практически все любители фантастики и фэнтези слышали о существовании настольных ролевых игр. Таких как Dungeons & Dragons, Vampire The Masquerade или отечественная "Эра Водолея" . Но далеко не все читатели представляют себе, как выглядит сам процесс игры.

Из нашей статьи вы узнаете, что такое настольная ролевая игра, в чем заключаются ее цель и особенности, что необходимо для того, чтобы принять в ней участие, и каковы роли игроков и ведущего. Наконец, вокруг ролевых игр и игроков сложилась масса мифов и заблуждений. С ними мы будем бороться по ходу повествования.

Что это такое?

Если попытаться в двух словах рассказать о том, что же такое ролевая игра, то у нас получится следующая аналогия. Возьмем для примера любой фантастический роман или кинофильм. Представьте себе, что вы оказались на месте главного героя (о чем с детства мечтали) и должны сами решить, что говорить и какие благородные поступки совершать. Вы сами устанавливаете цели и стремитесь их достичь.

Любым поступком вы повлияете на общий сюжет кинофильма или книги. Если вы будете действовать неосмотрительно, то, скорее всего, вам не удастся выполнить поставленную задачу. Вполне возможно, что при этом вы поставите под угрозу свою и чужие жизни - ведь мы взяли в качестве примера фантастический сюжет, полный опасностей и загадок.

В подобную атмосферу погружается участник ролевой игры, оказываясь внутри приключения и своими решениями определяя судьбу героя и выдуманного мира.

Миф первый

"Эльфы" с деревянными мечами

О ролевиках в массовом сознании сложилось не самое адекватное представление. А именно такое: юные люди воображают себя эльфами, бегают в драных плащах по Нескучному саду и колотят друг друга деревянными палками, которые называют мечами.

Дело в том, что вышеописанное относится не к ролевым играм вообще, а к живым (или полевым) ролевым играм, причем в их обезображенном, искаженном виде.

Многие полагают, что участники полевых, настольных и даже компьютерных ролевых игр - это одно и то же. Точно так же можно заявить, что футболисты, шахматисты и автогонщики - явления одного порядка (мол, все они спортсмены).

А потому не стоит мешать в общую кучу толкинистов , полевщиков , настольщиков и прочих геймеров и членов Клуба любителей фантастики. Большинство поклонников настольных ролевых игр никогда не участвовали в "полевках" или битвах в Нескучном саду. Я больше семи лет играю в настольные RPG и при этом ни разу не держал в руках деревянного меча (хотя не вижу в фехтовании на мечах ничего постыдного). Честно! И хватит об этом.

Уникальный жанр

У настольных ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, военно-тактических и др.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего . Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков. Ведущий ответственен за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей. Ведь участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно. Скорее, они играют против сценария, стремясь преодолеть описанные трудности и вместе достичь цели.

В-третьих, ролевая игра - захватывающий творческий процесс . Можно смело утверждать, что из всевозможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В-четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают огромным простором для фантазии и воображения, практически неограниченными возможностями . Если вам наскучит ваш персонаж, просто создайте нового героя. Если надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.

Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

Снаряжение ролевика

Необходимые для игры компоненты - шестая оригинальная черта ролевых игр. По существу, для того, чтобы состоялась игра, достаточно иметь несколько чистых листов бумаги, ручку или, предпочтительнее, карандаш (чернильные записи замучитесь стирать), ластик, игральные кости (они служат для расчета вероятностей и нужны в большинстве ролевых игр) и копию правил игры. Ведущий также должен иметь при себе сценарий приключения, неважно, в каком виде: купленный официальный сценарий, рукописную тетрадь с собственным творением, краткий план игры на нескольких отдельных листах.

Это все. Указанных компонентов достаточно, чтобы играть. Никаких карт, полей и фишек вам не понадобится, хотя в ходе игры вы сами можете ощутить необходимость в других компонентах: например, некоторые считают удобным записывать показатели персонажа на специальном бланке, другие предпочитают использовать фигурки при расчете исхода сражений и т.д. Но, повторимся, бумаги, карандаша с ластиком, игральных костей, книги правил и сценария вполне достаточно для настольной ролевой игры.

Миф второй

Удел недорослей и неудачников

"Настольные ролевые игры - забава для детей, для студентов-недоучек, для людей, которые не наигрались в детстве", - такое мне тоже не раз доводилось слышать. Утверждение, что "серьезные люди не играют в RPG", так же нелепо, как заявление, что "серьезные люди не ходят на рыбалку".

Ролевые игры - это вполне распространенный вид хобби. Никого не удивляет, что люди собираются по воскресеньям поиграть в футбол, сходить в джаз-клуб или, опять же, отправляются удить рыбу.

Ролевики есть среди всех слоев населения. Мне доводилось играть в настольные ролевые игры как со студентами, сисадминами и милиционерами, так и с топ-менеджерами, и с владельцами собственных компаний.

Игрок и роль

Каждый участник ролевой игры управляет одним персонажем. Игрок полностью отвечает за действия и поведение персонажа, а также за решения, которые его персонаж принимает в игре (фактически решения игрока становятся решениями персонажа). Если персонаж сталкивается с трудностями, опасностями или загадками, игрок должен сам придумать, как справиться с делами и разрешить возникшие у персонажа проблемы. Поскольку ролевая игра, как правило, связана с увлекательными приключениями, управлять персонажем и принимать за него сложные решения всегда интересно. Однако это лишь часть удовольствия, которое может доставить игроку ролевая игра.

Ролевая игра получила свое название из-за того, что каждому ее участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. Поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. Действительно, если вы оказываетесь в шкуре персонажа из любимой книги или киноленты, вы должны задуматься и о передаче образа этого человека: его мыслей, чувств, мотиваций, эмоций и т.д.

Каждый игрок должен понимать, что в приключении участвует не он сам, а его персонаж. Обычная ошибка начинающих ролевиков - отождествление себя и игрового персонажа.

Умение вживаться в роль, реагировать на происходящее так, как реагировал бы на них подлинный персонаж, в ролевой игре принято именовать отыгрышем . Качество отыгрыша напрямую зависит от того, насколько хорошо игрок понимает своего персонажа, чувствует его цели и знает его биографию. Красивый и продуманный отыгрыш создает объемный, впечатляющий образ героя приключения и доставляет удовольствие не только игроку, вжившемуся в роль, но и всем участникам игры, потому что он добавляет ей чувство реальности происходящего.

Миф третий

Наркотическое средство от реальности

Миф третий является развитием идеи мифа второго. Критики ролевых игр часто используют термин эскапизм (от "escape" - спасаться, убегать), который расшифровывается как "бегство от реальной жизни".

Подразумевается, что ролевые игры предоставляют возможность "уйти в иное измерение", избежав проблем повседневности. Игры представляют как своеобразный психологический наркотик.

Я же отвечу, что ролевые игры - действительно форма эскапизма. Но не более опасная, чем чтение фэнтези. Чем просмотр кинофильма. Чем треп по телефону. Читая эту статью, вы, уважаемый читатель, также практикуете эскапизм.

Все это - формы отдыха, не более того. Отдыха не от реальности, а от суеты.

Команда и сессии

Само собой разумеется, что ролевая игра - развлечение не для одного человека, а для команды. Обязательно наличие одного ведущего и, как минимум, одного игрока. Оптимальной командой обычно считают группу из четырех-пяти игроков. Команду иногда именуют "партией", по аналогии с английским словом party - "команда".

Игра начинается с создания персонажей, которую (в немалой мере благодаря компьютерным играм) давно именуют "генерацией" (от "generation" - создание). Каждый игрок должен получить такого героя, какого он хочет. Разумеется, особенности и черты персонажа не должны противоречить особенностям мира или будущего приключения.

Собственно, сам процесс игры, то есть приключение, занимает как минимум несколько игровых часов. Часто длинные приключения невозможно "пройти" за один вечер, поэтому игру принято разделять на несколько встреч, и каждая такая встреча, которая может длиться от двух часов до целого дня, называется игровой сессией. Некоторые приключения могут быть завершены за двух- или трехчасовую сессию, а эпические саги могут потребовать десятков сессий, что будет означать несколько месяцев игры (при условии, что играется одна сессия в неделю).

Ведущий - главный игрок

Ведущий в различных ролевых играх именуется по-разному. Наиболее распространенными вариантами являются термины "мастер", "рассказчик" или аббревиатуры GM или DM (game master и dungeon master, соответственно). Ведущий - главный участник игры, поэтому он обязан хорошо разбираться в правилах.

Ведущий - это глаза и уши игрока, именно благодаря ему игроки узнают, что их персонажи видят и слышат в игровом мире. По существу, ведущий тоже занимается "отыгрышем", только, в отличие от игрока, ему приходится отыгрывать весь окружающий мир, в котором происходит приключение. Он выносит все решения, связанные с реакцией мира на действия персонажей, основываясь на логике, интуиции, трактовке бросков игральных костей и, главное, на письменном сценарии приключения.

Сценарий - это не просто повествование, подобное любому художественному произведению. В сценарии не записаны фразы, которые говорят герои, а также не обозначены их действия, так как за героев целиком отвечают игроки. Сценарий не просто повествовательно описывает ход приключения, но и предусматривает возможные варианты его развития, зависящие от того, как именно поступят герои в определенной ситуации. Таким образом, сценарий содержит множество сюжетных развилок и дробится на массу эпизодов. Некоторые из эпизодов могут никогда не произойти, если поступки героев не приведут к их возникновению.

Например, возьмем следующий отрывок из сценария. Он предполагает, что герои подошли к утесу и должны забраться на него, дабы получить информацию от таинственного отшельника, живущего на его вершине. Герои могут попробовать взобраться на отвесную скалу (что сложно, но можно), обойти гору со всех сторон и обнаружить узкую тропу наверх, или просто отказаться от рискованной идеи влезть на скалу и возможности получить полезную, но необязательную информацию. Каждый вариант рассмотрен в сценарии отдельно (например, при подъеме по тропинке герои могут встретить гнездо ядовитых змей), причем, если герои полезут наверх по отвесной скале, ведущему не понадобится эпизод с тропинкой, а если они откажутся от идеи подняться на гору - то и эпизод с отшельником...

Конечно, ни один сценарий, будь он объемом даже с "Войну и мир", не способен предугадать все возможные действия героев. В упомянутом отрывке герой мог бы использовать заклинание полета (если действие происходит в фэнтези-мире) и обойти все предложенные сценарием варианты. Если герои совершают действия, не предусмотренные в тексте сценария, то ведущий выносит свои решения о том, что произошло в итоге, основываясь на логике развития событий.

Вести приключение - серьезная творческая задача. Ведущий не только должен хорошо представлять себе окружающий героев мир, но играть за всех персонажей, которых встретят персонажи игроков в данной истории. Это означает, что он должен проникнуться целями и мотивациями этих персонажей, и ясно представлять себе их образы.

Сам сюжет сценария и его развитие находятся в полной власти ведущего. Сценарий, используемый ведущим, может быть написан им самим, другим ведущим или куплен, если это официальное приложение к игре. Главное, в чем должен быть уверен ведущий - это то, что он волен как угодно изменять сценарий и даже основательно переделывать его, если очередная сыгранная по нему сессия направила сюжет приключения в не предусмотренное текстом русло.

Ведущий - руководитель игры. Любое его решение является законом, и они не оспариваются игроками во время сессий.

Миф четвертый

Огромная трата времени и денег

Некоторые люди, никогда не игравшие в ролевые игры, утверждают, что на это хобби тратится гигантское количество времени и денег. Что талмуды правил, которые необходимо изучить, весят десятки килограммов. Что на одну партию в ролевую игру нужно потратить несколько дней. Все сказанное - это преувеличение, полуправда.

Одна игровая партия (цель которой - пройти приключение до конца) действительно, может занимать десятки часов. Но ее никогда не играют за один день: можно делать столько перерывов (на день, на неделю, на месяц), сколько вы захотите - виртуальное приключение от вас не убежит.

Полные справочники по какой-либо ролевой игре, действительно, могут насчитывать сотни томов и сотни тысяч страниц. Но для игры достаточно прочесть лишь базовые правила. Например, стартовая версия популярной системы GURPS занимает всего 16 страниц. Все остальные книги - это различные дополнения и расширения, большинство из которых никогда вам не пригодятся. Зато пригодятся кому-то еще. Кстати, книги о стратегии шахмат куда многочисленнее пособий по ролевым играм, но это никого не удивляет.

Что касается "гигантской траты денег" - то это и вовсе ложь. Интернет наполнен бесплатными ролевыми системами. Не желаете тратить 200-600 руб. на книгу правил - используйте бесплатную систему. А, кроме правил, ничего дорогостоящего для игры не понадобится, о чем уже сказано в этой статье.

Система правил

Все персонажи ролевых игр (и те, в роли которых выступают игроки, и те, за которых играет ведущий) обладают особым набором показателей, к каждому из которых приписано определенное числовое значение. Об этом вы прекрасно осведомлены, если когда-либо играли в компьютерные ролевые или стратегические игры.

К этим показателям игроки часто обращаются в ходе игры для того, чтобы определить, удалось ли очередное действие персонажа.

Зачем нужно такое количество цифр и таблиц, сразу бросающееся в глаза при пролистывании книги правил любой ролевой игры? Дело в том, что далеко не каждое действие персонажа может однозначно трактоваться ведущим. Если персонаж заявляет, что он бросает камень в голову гоблину, то ведущему не удастся решить, основываясь на чистой логике действий, попал ли этот камень в цель. Попадание зависит не только от размера головы, расстояния и видимости, но также и от силы персонажа, его меткости и даже от ловкости гоблина! Числовые показатели, описывающие силу и меткость, помогут разрешить ситуацию.

Кроме того, в большинстве событий приключения большую роль играет случай. Один и тот же персонаж, бросая с одного расстояния один и тот же камень все в то же окно, будет то попадать, то промахиваться. Помимо перечисленных факторов, в расчет придется принять и волю случая. Для этого в ролевой игре потребуются игральные кости - их бросок и отразит случайный фактор в формуле, по которой подсчитывается результат действия.

Иногда ведущий может отказаться от применения каких-либо формул, просто постановив, что данное действие было удачным или, наоборот, неудачным. Действительно, и пятилетний хоббит сможет поднять с земли небольшой камень, а вот сдвинуть с места многотонный звездолет не под силу целой роте имперской пехоты.

Набор показателей и способ их использования различается в разных ролевых играх. Собственно, правила ролевой игры и представляют по большей части описание взаимодействия этих показателей. В них входят таблицы, точные формулы расчета и т.д., что в совокупности именуется игровой системой. Игровая система , особая математическая модель - главное, чем различаются ролевые игры.

Миллионы миров на одной полке

Другое важное отличие ролевых игр - это игровые миры. Ролевая игра может погрузить своих участников в реалии совершенно непривычного мира, и в этом состоит значительная часть интереса к RPG. Существует множество игровых миров, в которых игрокам придется отыгрывать персонажей-аборигенов. Если мир происходит из фэнтези, то персонажи, скорее всего, будут эльфийскими магами и гномьими воинами. Если же наш мир - далекое будущее, то и герои станут пилотами межгалактических кораблей и пришельцами негуманоидных рас.

Миров ролевых игр, как вы догадываетесь, существует бесконечное множество. Любой ведущий может использовать известный "официальный" мир разработчиков ролевой игры. Или создать свой собственный мир, непохожий на другие.

Если говорить об "официальных" мирах, то нужно отметить, что они покрывают практически весь спектр приключенческой литературы (фантастика, фэнтези, детектив, шпионский боевик, мистический хоррор и т.п.) и предлагают варианты на любой вкус: водяной мир планеты-океана, Земля после ядерной войны, альтернативная история средних веков, первобытное человечество ледникового периода и т.п. Известным мирам литературы и кино также посвящены ролевые игры: существуют игры во вселенных "Звездных войн", "Властелина Колец", "Зова Ктулху", "Колеса Времени", "Звездного Пути"...

Миф пятый

Игра для единиц

Как бы вы ни относились к статистике ("Есть правда, есть ложь, а еще есть статистика"), но лишь она может служить аргументом в данном случае. Итак...

По данным компании Wizards of the Coast (крупнейший в мире производитель ролевых игр), в Dungeons & Dragons (самая популярная в мире RPG) регулярно играет около 30 миллионов человек. Это данные только по 50 с лишним странам, где официально продается эта игра. Кстати, D&D издана почти на 20 языках, и скоро к этому числу добавится русская редакция.

Заметьте, что это информация по одной-единственной настольной ролевой системе!

Что касается России, то здесь ситуация менее определенная. Объективную статистику собрать очень тяжело, возможно, будущие опросы "Мира фантастики" помогут нам в этом. Пока же можно констатировать, что интернет-портал "Ролемансер" (крупнейший русский ресурс, посвященный преимущественно ролевым играм) ежедневно посещает около 6000 человек.

* * *

Надеюсь, вы разобрались с тем, что есть в ролевых играх и чего там нет. Принципы игры теперь ясны, а мифы - развеяны.

После этого возникает логичный вопрос: "Я хочу играть в настольную RPG - так куда мне обратиться и с чего начать?". Начать стоит с поиска единомышленников и чтения книги правил (купленной в магазине или скачанной из интернета).

А как искать единомышленников и какая ролевая система вам более всего подойдет? Об этом мы расскажем на страницах "Мира фантастики" в ближайших номерах. Пока же позвольте переадресовать вас на крупнейший русский ролевой сайт www.rolemancer.ru . Несколько бесплатных настольных ролевых систем вы найдете на компакт-диске журнала.

Поделиться