Лучшее время для сна, учебы и занятий спорта согласно вашему типу. Развитие памяти. «Идеальное» время суток Когда лучше усваивается информация вечером или утром

В своем обзорном исследовании был предложен подход – учиться читать читая. Применим его и для развития памяти – будем развивать память запоминая важный и интересный для нас материал, а не абстрактные слова и предметы.
Тем более что это является основным правилом, рассмотренным в предыдущей статье

Для начала создадим идеальные условия для запоминания, допустим стихотворного отрывка. Выбираем понравившийся, который мы хотели бы сохранить надолго в нашей памяти.

Почему начинаем с идеальных условий?

На этом этапе важно использовать весь потенциал нашей памяти, когда устранены все отвлекающие факторы. Мозговая деятельность, как впрочем, и физическая требует благоприятных условий.
Наша задача – затратить минимум усилий для достижения наилучшего результата.
Определяем время, когда запоминание будет наиболее продуктивным.

1. Влияние утомления.
Не самое лучшее время, если вы – утомлены, расстроены, озабочены и загружены проблемами. Иначе вы еще более утомитесь и вряд ли что-то запомните, а тем более вспомните на следующий день. Также неблагоприятное время, когда вы утомлены физически или у вас обострение хронической болезни. Переутомление – главная причина забывания.
Да, вы запомните и в таком состоянии, но лишь малую долю из того что пытались заучить.

2. Суточные биоритмы.
Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. И самый важный биоритм — суточный.

Состояние нашей интеллектуальной активности также подвержено суточным колебаниям, хотя мы этого можем и не замечать. В первые часы после пробуждения голова «ясная», энергия наибольшая. По мере того как проходит день – накапливается усталость. Продуктивность памяти также падает в течении дня. Сон восстанавливает жизненные силы. Сон с 22 ч до 6 часов является наиболее здоровым и полноценным.

Таким образом, именно утром мы владеем всеми нашими способностями в полной мере. Это правило, хотя есть и исключения, например, Достоевский работал по ночам, почти до рассвета.

Пики активности чередуются с часами спада .
Максимальная активность наблюдается: от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.

Несмотря на то, что на 24 — 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности, она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр.

Спад активности: с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. Но это верно лишь для части людей.

Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 — 50% — одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями».

Работоспособность «сов» отодвигается, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. А это преждевременно изнашивает организм.

Кратко:
Сова – это тот, кто поздно встает и поздно ложится. С утра вставать очень тяжело. Продолжает спать на ходу еще час-два после пробуждения.
Жаворонок — тот, кто рано ложится спать, рано просыпается, причем очень легко. Утром он в «ударе», но к вечеру энергия заканчивается.

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Чтобы хорошо запомнить новую информацию, нужно учить перед сном. Для хорошего запоминания, конечно, необходимо высыпаться, как следует. Вероятно, поэтому и существует миф, что учить лучше всего непосредственно перед сном. Но на самом деле же всё верно с точностью до наоборот. Лучшее время для запоминания информации - утро. Попытки запоминания какой-либо информации вечером может лишь ухудшить эффективность памяти, так как возникает путаница "дневной" и "вечерней" информации. Да и нейрогормональный фон мозга благоприятен для запоминания как раз в утренние часы. В это время наблюдается наивысшая способность заучивать новые слова, даты и т.д., человек лучше сосредотачивается.

Можно обучаться во сне. Большое количество обучающих методик обещают быстрое обучение во сне, не тратя много времени. Фактически возможно обучение некоторым умениям во сне с помощью снов, а также "предсонного" состояния и перед пробуждением. Но перевести этот процесс в "промышленные" масштабы, к сожалению, практически невозможно. Количество знаний, усвоенных во сне, не поддается контролю. К тому же, при таком методе возможны нарушения нормального режима сна. Нормальное упорядочивание знаний во сне, полученных классическим методом - это естественный процесс. Вмешательство в этот процесс путем обучения во сне может привести к долговременным негативным последствиям и навредить здоровью.

Лучший способ запоминания - действие. Каждый в детстве использовал этот метод, занимаясь чистописанием. Конечно, такой способ достаточно эффективен по качеству запоминания, но не менее требователен к ресурсам (материальным, времени и т.д.). Например, Вы приобрели новую стиральную машину. Не будете же Вы самостоятельно изучать всевозможные функции и назначения кнопок, комбинации режимов. Скорее всего, Вы прочитаете инструкцию и по мере надобности будете открывать её снова и снова. Так и в жизни: совсем необязательно тратить её на самостоятельное практическое обучение. Но в некоторых областях принцип запоминания через действие действительно необходим - занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и др.

Возможно обучение во время сна. Существо множество различных методик, которые обещают эффективное и быстрое запоминание во сне. Теоретически получить с помощью снов, а также в состоянии непосредственно перед засыпанием и перед пробуждением некоторые знания возможно. Но к сожалению невозможно контролировать количество информации запомненной таким образом. При таком методе ко всему прочему можно нарушить нормальный режим сна. Это объясняется тем, что во сне наш мозг упорядочивает информацию, усвоенную за день, и любое вмешательство в этот процесс (попытки обучения во сне) может привести к долговременным негативным последствиям.

У пожилых людей память ухудшается. Да, старение затрагивает и мозг, заставляя нас терять работоспособные нейроны, множество людей старше 80 лет страдают болезнью Альцгеймера. Но почему-то не все понимают, что память необходимо постоянно тренировать, начиная с молодости. И тогда с возрастом признаков ухудшения практически не будет заметно.

Если человек быстро вспоминает, то у него хорошая память. Тот факт, что Вы быстро вспоминаете необходимую информацию, ещё не говорит о крепкой памяти. Скорость вспоминания связана с таким параметром памяти, как извлекаемость, а вот время, в течение которого хранятся запомненные факты, зависит от стабильности памяти. И эти две величины никак не связаны между собой. Даже если вспоминаем мы быстро, стабильность памяти развить мы не можем. Подобное заблуждение существует, возможно, из-за того, что при обучении обычно та информация, которую легче затем вспомнить запоминается лучше и на более долгое время.

Если хорошо выучить один раз, информация никогда не забудется. Это одно из наиболее распространённых заблуждений о памяти. На самом деле наша долговременная память может очень долго хранить информацию, даже в течение нескольких десятков лет. Конечно, можно допустить, что для большинства людей срок хранения информации в полвека может считаться вечным, но с точки зрения физиологии любая информация имеет свойство со временем забываться, даже в долговременной памяти.

Наша память "безразмерна". Это заблуждение возникает, наверное, ещё в средней школе. Согласно исследованиям ученых, объём человеческого мозга всё-таки ограничен. Хотя вполне возможно, один человек из миллиона способен запомнить наизусть всю Британскую Энциклопедию. К тому же, для долговременного запоминания значительных объёмов информации требуется огромное количество операций в мозгу человека. И по статистике, большинство людей за всю жизнь запоминают лишь около 100 тысяч фактов. Да и нужно учитывать, что при запоминании слишком больших объемов информации увеличивается риск заболевания болезнью Альцгеймера.

Мнемотехника - уникальное и эффективное средство запоминания. Частично это правда. С помощью мнемонических методов действительно легче запомнить больше информации за меньший период времени. Но нельзя думать, что информацию достаточно просто представить в наиболее удобном виде с помощью мнемоники, и автоматически она запомнится навсегда. Такие способы позволяют сократить количество повторений при запоминании, но заставить Вас мгновенно запоминать большие объёмы информации они не смогут.

Человек ничего не забывает. Существуют различные программы обучения (например иностранному языку), которые основаны на утверждении, что все, что когда-либо узнал человек, остается в его памяти навсегда - просто надо уметь найти эти сведения. Но ведь на самом деле, любую информацию можно забыть, и даже собственное имя. Конечно вероятность, что это произойдёт, ничтожно мала, но всё же она существует.

Память даётся нам от рождения, и изменить её нельзя. Некоторые схватывают всё на лету, а есть люди, которым необходимо значительное время на запоминание. Отсюда и появляются убеждения, что все зависит от наследственности, от родителей и других факторов. Такого мнения придерживались даже некоторые известные психологи, такие как Вильям Джеймс. Однако исследования показали, что память можно и нужно развивать постоянными тренировками. Более способные ученики, как правило, просто умеет преобразовывать получаемую информацию в наиболее простую для запоминания форму. Сообразительные люди быстро анализируют сведения и организуют их так, чтобы запомнить быстро и по возможности надолго. Этому может научиться каждый, у более способных же это получается подсознательно. После прохождения недельного курса по мнемотехнике большинство студентов улучшают свои навыки запоминания. В их мозгу не происходит каких-либо кардинальных изменений, просто они учатся более грамотно обращаться с информацией. Повторение - мать учения.

Бездумное многократное повторение может негативно повлиять на процесс запоминания. Да и усвоенная ранее информация может от этого пострадать. Повторение может быть эффективным в определенные промежутки времени и с большими паузами между ними. Причём все сугубо индивидуально.

Память можно улучшить с помощью таблеток. На данный момент не существовует таблеток, непосредственно улучшающих память. Все препараты, которые считаются таковыми, просто улучшают общее состояние здоровья. В их состав входят небольшие дозы сахара, кофеина и т.д. Однако рассчитывать на них не стоит.

Это интересно. Известный профессор Джим Тулли (Jimm Tully) провел массу исследований для получения "таблетки памяти". И он создал нечто подобное. Однако такая таблетка захватывает не какие-то определенные воспоминания или области знаний, а всю память, все впечатления, всю мышечную, кратковременную память - все реакции за определенный период. В психологической науке есть дилемма "стабильность или пластичность". Природа решила ее на свой манер, и это очень трудно изменить.

Представьте, если бы существовало особое время дня, когда уроки иностранного языка оказывали бы наибольший эффект. Как далеко вы бы продвинулись в занятиях?

Есть мнение, что для большинства людей самое результативное время дня - утро. Проверьте, возможно ваш иностранный язык стоит на месте из-за того, что вы откладываете занятия на поздний вечер? На то время, когда вы приходите с работы без сил и нет никакого желания уделять время языку. Вы бы с большим удовольствием посидели в интернете или не делали бы ничего. Так повторяется изо дня в день.

Что происходит, если вы каждое утро делаете зарядку или совершаете пробежку? Вы постепенно становитесь здоровее и выносливее, ведь так? То же самое происходит и с регулярным изучением языка. Вы все увереннее говорите, все больше понимаете… Когда вы начинаете выстраивать у себя , например, заниматься каждое утро спортом или иностранным языком, то первое время вам будет тяжело, но уже через несколько дней вы привыкнете, а через месяц эти действия станут частью жизни.

Попробуйте применять следующий план в течение месяца:

Утренние занятия

Утром выделяйте 15-30 минут (по вашим возможностям, можно и больше). За чашкой кофе сделайте несколько заданий:

  • посмотрите и послушайте ролик на иностранном языке
  • прочитайте новость на иностранном сайте
  • пройдите 1 страницу самоучителя
  • выучите 5 новых слов/выражений/фразовых глаголов/идиом, составив с ними предложение
  • проспрягайте 5 новых глаголов
  • напишите небольшой пост на другом языке в свой блог или на странице в социальной сети

Языковая практика по вечерам

По вечерам попробуйте уделять время разговорной практике:

  • разговаривая по телефону с другом/подругой, хотя бы на 5 минут переходите на язык изучения
  • сходите на собрание вечернего языкового клуба
  • если оказываетесь за границей, используйте любую возможность для практики: спрашивайте дорогу на улице, задавайте вопросы продавцу в магазине и администратору в отеле, официанту в ресторане
  • много слушайте - аудиокниги, музыку, диалоги и повторяйте за носителями языка

Регулярные занятия с наставником

Дважды в неделю проходите 1-2 урока со своим преподавателем. Во время изучения языка бывают разные моменты - иногда вы все схватываете на лету, а иногда сталкиваетесь с препятствиями. В любом случае, вы не обязаны проходить этот путь в одиночку. Работайте с преподавателем , который поможет вам правильно определять ваши цели и приоритеты и соотносить их с процессом обучения. Вы можете совершать ошибки, не нужно этого бояться, но учитель будет знать, на чем именно вам стоит сфокусироваться и направит вас.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Найдите то, что работает для вас

Конечно, удобнее всего позаниматься как следует утром, но не забывайте о своих индивидуальных особенностях. Мне, например, раньше было удобнее работать и учиться вечером, причем лучшие результаты я получала после 18.00. Со временем мои предпочтения и график поменялись. Теперь я люблю спокойные занятия в утренние часы после занятий йогой, но до работы.

Поэтому, прислушивайтесь к себе. Экспериментируйте, пробуйте разные типы занятий утром, днем и вечером. Главная наша цель - ежедневная работа с иностранным языком в одно и то же время. Только в этом случае вы увидите значительное продвижение в ваших навыках. Удачи!

А вы замечали, в какое время дня вам удобнее и эффективнее заниматься языками?

Вы, возможно, не знали, но наша активность и желание делать те или другие дела целиком и полностью зависят от времени суток. Так, уже было доказано, что начать работать утром намного легче, чем после полудня, кроме того и сами задачи будут решаться намного легче утром чем в любое другое время суток. Связано это именно с работой нашего мозга. Давайте рассмотрим подробнее, в какое время суток мозг наиболее активен и в какое время лучше делать различную работу.
Постскриптум: здесь речь идет именно о умственной деятельности. Выполнять так называемую “офисную” работу утром намного легче.

Но, для начала небольшой совет – постарайтесь ложиться спать до полуночи. Несмотря на то, что мозг активен утром, если Вы не выспитесь Вы будете чувствовать себя нереально уставшим, Ваше тело будет просить сна и сделать какую-либо работу будет вдвойне сложней, чем если Вы выспитесь.

А теперь к времени:
1.Просыпаться лучше всего в 6 часов. В это время любая информация, полученная нами, усваивается легче и запоминается надолго. Поэтому, если у Вас экзамен, собеседование или любое другое важное дело, к которому нужно подготовиться, проснитесь пораньше и повторите все, что Вам необходимо: конспекты, стихи, какие-либо тексты и т.п.

2.С 8 часов в работу включается логическое мышление. Если Вам необходимо что-нибудь обдумать, проанализировать – это идеальное время для такой работы.

3.С 9 часов утра мозг полностью настроен на работу с любой информацией, которую он получит: ее будет легче усвоить, обработать, сделать какие-либо выводы. В это время любая работа, за которую Вы возьметесь, будет выполняться намного быстрее и легче. Кроме того, это идеальное время для работы со статистикой.

4.С 11 часов утренний заряд начинает угасать и мозг теряет прежнюю активность, поэтому в это время необходимо сделать перерыв –неспроста в школах и ВУЗах большие перемены проходят именно в это время. Перекусите, отвлекитесь от дел, послушайте музыку.

5.С 12 часов лучше всего переключиться с умственной деятельности на физическую: поработайте в огороде, сделайте генеральную уборку в доме, просто прогуляйтесь по городу, займитесь спортом и т.п. деятельность.

Вообще, любая умственная деятельность после полудня обычно не приводит ни к чему хорошему. Лучше все дела, связанные с сидячей работой, делать рано утром, а после обеда уже заняться чем-то более физическим.

Во время физической деятельности Вы можете обдумывать, чем Вы займете Ваш мозг завтра утром: попробуйте заранее мысленно составить список того, какие задачи Вы будете решать, что-то обдумать. Наверняка, некоторые идеи после обеда приведут к чему-то грандиозному на следующий день.
Кроме того, решение проблемы может прийти Вам как перед сном, так и во время сна.

Ложиться спать лучше всего в 9 часов, но понятно что многие этого делать не будет, поэтому постарайтесь уснуть хотя бы в 11 часов вечера, а также не нагружать себя никак в период с 21 до 23 часов. В это время постарайтесь максимально расслабиться и не подвергать себя стрессу.

Сон с 23 часов до 6 утра помогает восстановить эмоциональную энергию и полностью подготовить организм и мозг к следующему дню активной умственной и физической деятельности.

Однако, на этом мы не прощаемся с Вами. Немного увеличить время эффективной умственной деятельности можно следующим способом:
-если у Вас есть возможность, выделите себе после обеда некоторое время для сна. Например с 12 часов до 3 Вы поработали и теперь настало время немного отдохнуть. После сна в обед мозг немного восстанавливает утренний заряд, отчего Вы можете вернуться к работе над любой информацией снова. Это не то же самое, что работа утром, но когда задачу необходимо решить быстро, а времени нет это довольно эффективный способ.

Вот теперь по данному вопросу у нас все. Некоторые выводы:
-работать умственно лучше с 6 часов до 11.
-физическую работу лучше делать с 12 часов до 15.
-заниматься спортом лучше всего также с 12 до 15 или с 14 до 18.
-вечером расслабьтесь, почитайте книгу, проведите время с любимым человеком.
-ложитесь спать в 11 часов.

Когда лучше заниматься английским: днем или ночью, в выходные или по будням? Давайте выясним, какое расписание будет оптимальным именно для вас.

Лучше время для изучения английского языка - сегодня. Наши советы будут полезны и тем, кто учит английский самостоятельно, и тем, кто занимается с преподавателем: мы расскажем, как разработать оптимальное расписание занятий. Советуем вам завести дневник или блокнот и в нем составить примерный график, так легче будет вспомнить, когда вы должны заниматься, кроме того, ведение записей дисциплинирует.

В какое время суток заниматься английским?

Думаем, все слышали о делении людей на жаворонков и сов. Первым удобно работать по утрам, вторым - по вечерам. Однако ритм жизни диктует нам свои правила, и вот уже совы встают в шесть утра на работу, а жаворонки ложатся спать далеко за полночь. Получается, можно найти немного времени для занятий и утром, и вечером.

Рекомендуем сразу же «забронировать» в дневнике 5-10 минут после пробуждения и 5-10 минут перед сном на изучение и повторение новой лексики: в это время мозг работает наиболее продуктивно, вам будет проще запомнить информацию.

Далее нужно решить, заниматься днем или в позднее время суток. С одной стороны, все мы ходим на работу и знаем, что самые сложные дела обычно легче решить с утра, как говорится, «на свежую голову». С другой стороны, опыт подготовки к экзаменам в студенческие годы показывает, что за ночь перед экзаменом можно освоить парочку-другую учебников. Да и многие «совы» любят учить что-то поздно вечером или ночью. Так когда же заниматься? Давайте рассмотрим преимущества и недостатки дневных и ночных занятий.

Занятия днем
(до 22-00)
Занятия поздним вечером
(после 22-00)
+ У вас больше энергии, вы активны, вас не клонит ко сну. + Вас никто не беспокоит, не отрывает от занятий (многие люди уже спят).
+ Соответствие естественному природному циклу: именно световой день предназначен для активной деятельности. + Поздним вечером и ночью активно проявляется креативная сторона личности, можно найти творческий подход к изучению английского.
+ Можно заниматься со своими друзьями или в группе на курсах английского языка. + Уроки фактически в полной тишине, можно заниматься самостоятельно или .
+ Естественное освещение более безопасно для зрения. + Вероятность «залипнуть» в социальной сети ночью снижается: большинство потенциальных собеседников спит.
– Вас отвлекают знакомые, друзья, домочадцы. – Есть соблазн лечь спать после тяжелого трудового дня.
– Можно заняться бытовыми проблемами и пропустить урок. – Нет возможности заниматься оффлайн на курсах.

Как видите, занятия в разное время суток имеют свои преимущества и недостатки, поэтому советуем серьезно отнестись к составлению расписания. Некоторые изучающие английский пытаются чередовать уроки в дневное и ночное время, но такая тактика не оправдана. Ученые доказали, что наиболее продуктивно мозг усваивает информацию, которую получает в одно и то же время, через одинаковые временные интервалы. Более того, у вас не будет соблазна откладывать занятия «на потом», «на попозже» и т. п. Умение организовать учебный процесс - первый шаг на пути к успеху.

Как часто заниматься английским

Learn everything you can, anytime you can, from anyone you can - there will always come a time when you will be grateful you did.

Учитесь всему, чему можете, всегда, когда можете, у каждого, у кого сможете - обязательно наступит время, когда вы будете благодарны себе за это.

После того, как вы выбрали время и продолжительность занятий, сделайте пометку в дневнике. Как придерживаться расписания и не забывать о нем? Допустим, вы решили заниматься ежедневно в 19-00. Поставьте будильник на смартфоне на это время. Рекомендуем проделать этот трюк, даже если вы не жалуетесь на память. Внешний раздражитель в виде звонка действует на мозг гораздо активнее, чем мимолетное воспоминание «ах да, мне сейчас нужно заниматься», о котором вы можете забыть в ту же секунду.

Нужно ли заниматься английским в выходные дни?

Научитесь грамотно управлять временем, правильно отдыхать и усердно работать. Чем чаще вы будете заниматься изучением английского языка, тем быстрее заметите позитивные сдвиги. Однако студенты иногда склонны впадать в крайность: заниматься по 3-4 часа ежедневно без выходных и перерывов. Такой режим полезен для знаний, но подходит не всем. Некоторые ученики за 1,5-2 месяца такого «интенсива» пресыщаются языком настолько, что у них пропадает мотивация к занятиям. Поэтому руководствуйтесь принципом «все хорошо в меру». Если у вас напряженный рабочий график и много домашних дел, позволяйте себе отдыхать. Достаточно будет самостоятельных занятий продолжительностью 30-40 минут в день. Делайте себе полноценный выходной, «день свободы от обучения» подарит вам новые силы для дальнейшего движения вперед.

С другой стороны, если у вас мало времени для занятий в будние дни, можно наверстать упущенное в выходные. Позанимайтесь немного дольше: 1,5-2 часа с перерывом в 10-15 минут.

Какое бы расписание уроков вы для себя ни составили, следуйте ему. Английский язык - это не та вещь, которую можно одолеть за ночь, он дается только тем, кто готов усердно работать. Пусть ваш труд будет легким и приятным!

Поделиться