Иван егорович старов биография. Значение старов иван егорович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "старов иван егорович" в других словарях

Иван Егорович Старов родился в 1744 году в семье московского дьякона. Начальное образование будущий основоположник русского классицизма получил в школе для детей духовенства, а затем, в 1755 году, его отправили в гимназию при Московском университете. Однако уже через 2 года, в 1757 году, проявившего недюжинные способности к изобразительному искусству Ивана, отправляют учиться в Петербург, в только что образованную Академию художеств, где он постигает азы архитектуры под руководством А. Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота .

В 1762 году Старов в числе первых выпускников-золотых медалистов покидает стены альма-матер, затем живет в Париже, где работает в мастерской известного в Европе зодчего и автора выдающихся построек Шарля де Вайи. После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.

В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ - ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке, которые, к сожалению, постигла печальная участь: Богородицкий дворец был сожжен в 1941 году, а Бобринский оказался весьма странной затеей - он практически постоянно пустовал, требовал значительных капиталовложений, а затем и вовсе был разобран на кирпич графом Бобринским, побочным сыном императрицы Алексеем.

С середины 70-х архитектор систематически выполняет строительные заказы Григория Потемкина, работает над реконструкцией Александро-Невской лавры, принимает участие в строительстве Троицкого собора, перестраивает Аничков дворец и возводит в нем парковые сооружения.

Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец - архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.

В 1784 году Иван Егорович назначается главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». На этом посту художник работает в Мраморном, Зимнем, Чесменском и Аничковом дворцах. Последней крупной работой Старова стало проектирование большого собора для Казанского женского монастыря.

В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, на престол вступает Павел Первый, который своим указом освобождает Старова от занимаемой должности. Так, Иван Егорович остается не у дел.

Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни.

Архитектор Старов — знаменитый отечественный зодчий, занимавшийся строительством и проектированием различных зданий. Он работал на территории Санкт-Петербурга и одноименной губернии, в Екатеринославе и Херсоне. Всего его произведения выполнены в стиле классицизма. Самые известные из них — Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор в районе Царского Села, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, Пеллинский дворец, дачные дворцы в имениях Сиворицы и Тайцы, усадьба Никольское-Гагарино.

Ранние годы

Архитектор Старов родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1745 году. В 10-летнем возрасте был принят воспитанником в гимназию при Московском университете. Уже через год, хорошо проявив себя в учебе, получил перевод в гимназию при петербургской академии наук.

Изначально будущий архитектор Иван Старов проявлял тягу к искусству. Поэтому после успешного окончания гимназии поступил в Академию художеств. Его первыми учителями стали архитектор Александр Филиппович Кокоринов и французский профессор архитектуры Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.

Образование

Получив первоклассное образование, герой нашей статьи отправился в путешествие за границу. В качестве пенсионера Академии художеств с 1762 по 1768 годы он жил и работал в Париже. Под пенсионером Академии художеств в то время понимали выпускника императорской академии, который получал соответствующее денежное пособие. По сути, это были аналоги современных правительственных или коммерческих грантов.

Во Франции юноша имел возможность дополнительно совершенствовать свое мастерство. В большинстве случаев пенсионеры тратили деньги, чтобы отправиться в Италию или Францию, где было огромное количество возможностей для оттачивания своего таланта. Стоит отметить, что рассчитывать на пансион могли только лучшие студенты, окончившие курс с Большой золотой медалью. Начиная с XVIII века, пансион выплачивался в течение трех лет, позже этот срок увеличили до шести.

Архитектор Иван Старов так и поступил. В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию. Также архитектор Старов учился в Риме.

Возвращение на Родину

Вернувшись в Санкт-Петербург, герой нашей статьи первым делом принялся за проект шляхетского кадетского корпуса. За успешное завершение работы в 1769 году он был официально признан академиком.

После этого получил должность адъюнкт-профессора. Позднее в 1770 году был повышен до профессора.

Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. Данный план талантливого архитектора отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов стал адъюнкт-ректором. На протяжении нескольких лет он был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.

Биография Ивана Егоровича Старова интересует многих ценителей зодчества. Архитектор умер в 1808 году в возрасте 63 лет. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище при Александро-Невской лавре.

Личная жизнь

Старов был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери известного отечественного предпринимателя, ботаника и мецената Григория Акинфиевича. Он продолжал дело отца, основав два завода, также был известен как создатель первого на территории России частного ботанического сада, считался корреспондентом шведского ботаника Карла Линнея.

По теме: Приколы про Пашу: анекдоты, частушки

За свою карьеру тесть Старова отметился эффективным управлением демидовскими заводами. Оставаясь часто в тени, он сделал много полезного и важного для своей семьи. В частности, добился раздела наследства между братьями, дал детям первоклассное образование. Трое его сыновей на протяжении многих лет путешествовали по Европе, получая знания в самых разных отраслях. Во многом благодаря ему удалось сохранить коллекцию немецкого естествоиспытателя и врача Георга Стеллера, состоявшую из 80 уникальных растений.

Старов был поручителем на венчании сестры Натальи Пульхерии с директором академии художеств Александром Филипповичем Кокориновым.

Известные проекты

Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Собор был заложен в 1722 году. Однако при осадке здания появились трещины, поэтому реализация проекта была приостановлена на неопределенный срок. В 1744 году стройку начали разбирать до «подошвы». К 1755 году собор разобрали, хоть он и был уже готов вчерне.

В 1763 году был объявлен новый конкурс среди архитекторов, но императрице Екатерине II не понравился ни один из проектов. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову. Императрица через два года утвердила предложенный им проект. В 1778 году состоялась торжественная закладка храма. Освящение состоялось в 1790-м. С этого момента собор святого Александра Невского, работы архитектора Старова, фактически стал капитульным храмом ордена.

Таврический дворец — одно из самых известных зданий, построенных героем нашей статьи. Изначально это была петербургская резиденция Григория Потемкина. Ее строительство велось с 1783 по 1789 годы в стиле классицизма.

Дворец располагался на Шпалерной улице, рядом с Таврическим садом. Построили его по указу императрицы Екатерины II, которая хотела сделать приятное собственному фавориту. На его возведение было потрачено около 400 тысяч рублей золотом. Стоит отметить, что сам Потемкин бывал в нем нечасто, так как преимущественно занимался управлением Новороссией. В 1791 году он приехал в него в последний раз, чтобы отвоевать сердце императрицы у своего нового соперника — Платона Зубова.

Комплекс

Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Первоначально дворец был открыт к Неве. Данная архитектурная перспектива просуществовала до постройки напротив дворца водонапорной башни, а также других сооружений, относившихся к городской водопроводной станции.

Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового — полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.

По теме: Фильм "Возрождение дракона": актерский состав, сюжет, общие сведения, отзывы

В настоящее время в комплекс дворца входит дом садового мастера, построенный в 1794 году архитектором Волковым.

Воскресенскую церковь Иван Старов строил с 1782 по 1785 годы на Волковском кладбище.

Одноэтажное каменное здание было заложено в 1782 году на месте существовавшей ранее деревянной церкви. Второй ярус колокольни, который был расположен над трапезной, венчал шпиль, надстроенный значительно позже, в 1831 году.

Общая композиция здания представляет собой типовой вариант для русского зодчества XVII-XVIII веков. В нем трапезная, колокольня и основное помещение церкви органично связаны между собой в единое целое.

Не только в столице строил знаковые сооружения герой нашей статьи. Дворец Потемкина Ивана Егоровича Старовым был сооружен в небольшом белорусском городке Кричеве. Работы велись с 1778 по 1787 годы. Сегодня он считается настоящим памятником архитектуры эпохи классицизма.

В своем первоначальном плане здание имеет вид монограммы из букв «П» и «Е», что означат инициалы самого графа и императрицы. Поблизости был разбит приусадебный парк, от которого до наших дней сохранились только отдельные деревья.

Сам дворец двухэтажный, на главном фасаде можно увидеть центральный ризолит. На обоих этажах в центре находились круглые зал внушительного размера. Окна центрального ризалита были стрельчатыми, а на боковых — с оригинальными сандриками. Внутренняя планировка, по обычаю того времени, была анфиладной. Ее изменили кардинальным образом в середине XX века. Всего в дворце было около шестидесяти просторных помещений. Парадная группа располагалась на первом этаже, ее венчал вестибюль с лестницей и зал овальной формы. Все комнаты были богато отделаны лепными украшениями, по всему двору располагалась система каминов, отделанных кафелем.

Позади дворца находилась конюшня и плодовый сад. Екатерина II впервые прибыла в Кричев в лютые морозы зимой 1787 года, когда путешествовала по Крыму. Во дворце она обедала и ночевала. На следующее утро она уехала в Чериков.

Судьба здания

О дальнейшей судьбе этой работы архитектора Ивана Старова достоверно известно немного. Можно только утверждать, что Потемкин лишился здания, то ли проиграв его в карты, то ли продав. Шляхтич Ян Голынский, ставший новым владельцем, не уберег дворец во время пожара в 1840-е годы, когда он значительно пострадал.

Более того, со временем потомки Голынского решили его переделать в соответствии с современными им модными тенденциями. Над окнами, расположенными на втором этаже, вылепили стрельчатые сандрики, которые не сохранились до нашего времени. На центральном входе появился ризалит с гранеными пилонами в псевдоготическом стиле.

В 1917 году все ценности были национализированы большевиками, а в самом здании открыли школу. В 1950-е годы здесь разместился интернат. К тому времени дворец пришел в упадок, находился в весьма ветхом состоянии. Работы по реставрации и его восстановлению начались только в 80-е годы XX века. Их законсервировали почти на два десятилетия. В 2008 году реставрация официально завершилась. В здании теперь располагается ЗАГС и краеведческий музей.

Архитектор Старов - знаменитый отечественный зодчий, занимавшийся строительством и проектированием различных зданий. Он работал на территории Санкт-Петербурга и одноименной губернии, в Екатеринославе и Херсоне. Всего его произведения выполнены в стиле классицизма. Самые известные из них - Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор в районе Царского Села, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, Пеллинский дворец, дачные дворцы в имениях Сиворицы и Тайцы, усадьба Никольское-Гагарино.

Ранние годы

Архитектор Старов родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1745 году. В 10-летнем возрасте был принят воспитанником в гимназию при Московском университете. Уже через год, хорошо проявив себя в учебе, получил перевод в гимназию при петербургской академии наук.

Изначально будущий архитектор Иван Старов проявлял тягу к искусству. Поэтому после успешного окончания гимназии поступил в Академию художеств. Его первыми учителями стали архитектор Александр Филиппович Кокоринов и французский профессор архитектуры Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.

Образование

Получив первоклассное образование, герой нашей статьи отправился в путешествие за границу. В качестве пенсионера Академии художеств с 1762 по 1768 годы он жил и работал в Париже. Под пенсионером Академии художеств в то время понимали выпускника императорской академии, который получал соответствующее денежное пособие. По сути, это были аналоги современных правительственных или коммерческих грантов.

Во Франции юноша имел возможность дополнительно совершенствовать свое мастерство. В большинстве случаев пенсионеры тратили деньги, чтобы отправиться в Италию или Францию, где было огромное количество возможностей для оттачивания своего таланта. Стоит отметить, что рассчитывать на пансион могли только лучшие студенты, окончившие курс с Большой золотой медалью. Начиная с XVIII века, пансион выплачивался в течение трех лет, позже этот срок увеличили до шести.

Архитектор Иван Старов так и поступил. В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию. Также архитектор Старов учился в Риме.

Возвращение на Родину

Вернувшись в Санкт-Петербург, герой нашей статьи первым делом принялся за проект шляхетского кадетского корпуса. За успешное завершение работы в 1769 году он был официально признан академиком.

После этого получил должность адъюнкт-профессора. Позднее в 1770 году был повышен до профессора.

Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. Данный план талантливого архитектора отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов стал адъюнкт-ректором. На протяжении нескольких лет он был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.

Биография Ивана Егоровича Старова интересует многих ценителей зодчества. Архитектор умер в 1808 году в возрасте 63 лет. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище при Александро-Невской лавре.

Личная жизнь

Старов был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери известного отечественного предпринимателя, ботаника и мецената Григория Акинфиевича. Он продолжал дело отца, основав два завода, также был известен как создатель первого на территории России частного ботанического сада, считался корреспондентом шведского ботаника Карла Линнея.

За свою карьеру тесть Старова отметился эффективным управлением демидовскими заводами. Оставаясь часто в тени, он сделал много полезного и важного для своей семьи. В частности, добился раздела наследства между братьями, дал детям первоклассное образование. Трое его сыновей на протяжении многих лет путешествовали по Европе, получая знания в самых разных отраслях. Во многом благодаря ему удалось сохранить коллекцию немецкого естествоиспытателя и врача Георга Стеллера, состоявшую из 80 уникальных растений.

Старов был поручителем на венчании сестры Натальи Пульхерии с директором академии художеств Александром Филипповичем Кокориновым.

Известные проекты

Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Собор был заложен в 1722 году. Однако при осадке здания появились трещины, поэтому реализация проекта была приостановлена на неопределенный срок. В 1744 году стройку начали разбирать до "подошвы". К 1755 году собор разобрали, хоть он и был уже готов вчерне.

В 1763 году был объявлен новый конкурс среди архитекторов, но императрице Екатерине II не понравился ни один из проектов. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову. Императрица через два года утвердила предложенный им проект. В 1778 году состоялась торжественная закладка храма. Освящение состоялось в 1790-м. С этого момента собор святого Александра Невского, работы архитектора Старова, фактически стал капитульным храмом ордена.

Таврический дворец - одно из самых известных зданий, построенных героем нашей статьи. Изначально это была петербургская резиденция Григория Потемкина. Ее строительство велось с 1783 по 1789 годы в стиле классицизма.

Дворец располагался на Шпалерной улице, рядом с Таврическим садом. Построили его по указу императрицы Екатерины II, которая хотела сделать приятное собственному фавориту. На его возведение было потрачено около 400 тысяч рублей золотом. Стоит отметить, что сам Потемкин бывал в нем нечасто, так как преимущественно занимался управлением Новороссией. В 1791 году он приехал в него в последний раз, чтобы отвоевать сердце императрицы у своего нового соперника - Платона Зубова.

Комплекс

Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Первоначально дворец был открыт к Неве. Данная архитектурная перспектива просуществовала до постройки напротив дворца водонапорной башни, а также других сооружений, относившихся к городской водопроводной станции.

Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового - полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.

В настоящее время в комплекс дворца входит дом садового мастера, построенный в 1794 году архитектором Волковым.

Воскресенскую церковь Иван Старов строил с 1782 по 1785 годы на Волковском кладбище.

Одноэтажное каменное здание было заложено в 1782 году на месте существовавшей ранее деревянной церкви. Второй ярус колокольни, который был расположен над трапезной, венчал шпиль, надстроенный значительно позже, в 1831 году.

Общая композиция здания представляет собой типовой вариант для русского зодчества XVII-XVIII веков. В нем трапезная, колокольня и основное помещение церкви органично связаны между собой в единое целое.

Не только в столице строил знаковые сооружения герой нашей статьи. Дворец Потемкина Ивана Егоровича Старовым был сооружен в небольшом белорусском городке Кричеве. Работы велись с 1778 по 1787 годы. Сегодня он считается настоящим памятником архитектуры эпохи классицизма.

В своем первоначальном плане здание имеет вид монограммы из букв "П" и "Е", что означат инициалы самого графа и императрицы. Поблизости был разбит приусадебный парк, от которого до наших дней сохранились только отдельные деревья.

Сам дворец двухэтажный, на главном фасаде можно увидеть центральный ризолит. На обоих этажах в центре находились круглые зал внушительного размера. Окна центрального ризалита были стрельчатыми, а на боковых - с оригинальными сандриками. Внутренняя планировка, по обычаю того времени, была анфиладной. Ее изменили кардинальным образом в середине XX века. Всего в дворце было около шестидесяти просторных помещений. Парадная группа располагалась на первом этаже, ее венчал вестибюль с лестницей и зал овальной формы. Все комнаты были богато отделаны лепными украшениями, по всему двору располагалась система каминов, отделанных кафелем.

Позади дворца находилась конюшня и плодовый сад. Екатерина II впервые прибыла в Кричев в лютые морозы зимой 1787 года, когда путешествовала по Крыму. Во дворце она обедала и ночевала. На следующее утро она уехала в Чериков.

Судьба здания

О дальнейшей судьбе этой работы архитектора Ивана Старова достоверно известно немного. Можно только утверждать, что Потемкин лишился здания, то ли проиграв его в карты, то ли продав. Шляхтич Ян Голынский, ставший новым владельцем, не уберег дворец во время пожара в 1840-е годы, когда он значительно пострадал.

Более того, со временем потомки Голынского решили его переделать в соответствии с современными им модными тенденциями. Над окнами, расположенными на втором этаже, вылепили стрельчатые сандрики, которые не сохранились до нашего времени. На центральном входе появился ризалит с гранеными пилонами в псевдоготическом стиле.

В 1917 году все ценности были национализированы большевиками, а в самом здании открыли школу. В 1950-е годы здесь разместился интернат. К тому времени дворец пришел в упадок, находился в весьма ветхом состоянии. Работы по реставрации и его восстановлению начались только в 80-е годы XX века. Их законсервировали почти на два десятилетия. В 2008 году реставрация официально завершилась. В здании теперь располагается ЗАГС и краеведческий музей.

С 1782 по 1788 годы Старов совместно с шотландским архитектором Чарлзом Камероном строил Софийский собор под Петербургом на территории современного города Пушкин. Он был титульным храмом ордена святого Владимира.

Изначально на этом месте существовал деревянный храм, который было решено снести. Камерон выполнял основные работы, а Старов больше его консультировал и помогал при любых трудностях, которые возникали.

В 1788 году храм освятили в присутствии императрицы Екатерины II.

Князь-Владимирский собор

Этот православный храм находится в Северной столице в квартале, ограниченном улицей Блохина, Храмовым переулком, проспектом Добролюбова и переулком Талалихина.

Первоначально храм был деревянным. Его уничтожил пожар в 1772 году. Огонь повредил и недостроенное каменное основание храма, которое к тому времени уже начали возводить.

Только в 1783 году работы были возобновлены, когда к проекту подключился Старов. Он внес решающий вклад в оформление фасадов. Храм был освящен в честь князя Владимира.

В наше время считается памятником архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Его главный объем венчает мощное пятиглавие, а интерьер разделен на три нефа внушительными пилонами.

В Москве Старов работал немного. В частности, он спроектировал дворянскую усадьбу екатерининского периода, которая до Октябрьской революции принадлежала князьям Гагариным.

Дом, построенный героем нашей статьи, возвышается на пологом холме. Он отличается живописностью, чему способствует сложно скомпонованный план, включающий в себя овальные залы и прямоугольные комнаты, напоминающие царицынские павильоны Баженова.

Дорога к самой усадьбе проходит по сосновой аллее. Парадный двор оформлен по моде тех времен. Ансамбль включает главный дом, имеющий плоский фасад, и несколько двухэтажных кирпичных флигелей, которые соединены между собой барочным декором и дугами кирпичной ограды. За дворцом находится терраса, которая спускается к реке. Также на территории усадьбы построены служебный флигель, скотный и конный хозяйственные дворы.

Среди других значимых работ Старова нужно отметить:

  • Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке (это Тульская область);
  • церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани в Ростове-на-Дону (сегодня это старейшее из сохранившихся до наших дней зданий в пределах современных границ города);
  • Екатерининский собор в Херсоне;
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе.

История жизни
Иван Егорович Старов, автор генерального плана Екатеринослава, родился 23 февраля 1744 года в Москве в семье дьякона. Он обучался в школе для детей "духовного чина". Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете.
С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.
После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.
Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.
Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.
В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим "и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии". Впоследствии этот срок сократился до года.
В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус. В 1772 году Старова определили в "Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы.
В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.
В 1774 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.
Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.
С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.
В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.
В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.
Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.
В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, - собора, здания магистрата и "каменных лавок".
Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой.
Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.
Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом.
Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.
Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.
Скончался архитектор в 1808 году.

Старов Иван Егорович (12.02.1745 г., Петербург – 5.04.1808 г., Петербург) – выдающийся русский архитектор.

Родился в Москве в семье дьякона, первоначально обучался в школе для детей «лиц духовного звания», затем в 1755 г. принят воспитанником в гимназию при Московском университете, через год переведён в гимназию при Петербургской Академии Наук, а в 1758 году поступил в ученики Императорской Академии Художеств, учился у А. Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота. По результатам выпускных экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 г. И. Старов занял первое место по архитектурному классу и удостоен золотой медали, что давало ему право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования и изучения европейской архитектуры.

В качестве пенсионера Академии в 1762-1768 гг. он путешествовал по Европе, в Париже учился у Ш. де Вайи, в Риме изучал античные архитектурные памятники.

По возвращении в Петербург, за первый самостоятельный архитектурный проект – здания для кадетского шляхетского корпуса, И.Е. Старов в 1769 г. удостоен звания академика Академии Художеств, преподавал в Академии.

В 1772–1774 гг. И.Е. Старов назначен главным архитектором «Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы«. Здесь зодчий вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решались вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатывались проекты планировки таких древних русских , как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж. Уже в этот период он проявил себя как архитектор-градорстроитель с ансамблевым мышлением.

В начале 1770-х гг. И.Е. Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. В 1773 гг. он разработал проект одного из лучших своих усадебных ансамблей – Никольское-Гагарино под Москвой.

Апофеозом архитектурной деятельности И.Е. Старова в конце 70-х годов XVIII в стало строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Над этим уникальным по своей красоте и величию строением зодчий работал с 1778 по 1790 гг., одновременно ми производилась перепланировка всего ансамбля монастырских сооружений.

В это же время (в 1783–1788 гг.) по заказу Г.А Потемкина архитектор создал свое самое известное творение – Таврический дворец в Петербурге. Это величественное и строгое сооружение стало самым ярким и узнаваемым воплощением архитектурного стиля, созданного И.Е. Старовым и одним из наиболее ярких памятников в истории русской архитектуры. Таврический дворец представлял собой органичное соединение образов городской резиденции и загородной усадьбы. Таврический дворец, на долгие десятилетия стал образцом для подражания. Каждый состоятельный помещик империи старался построить у себя в имении пусть не слишком большой, но утопающий в зелени парка белоснежный дом с колоннами, центр которого отводился под парадные, а флигели – под жилые покои.

С этого времени архитектор много и плодотворно работал для Г.А. Потемкина. И.Е. Старов. Им создано несколько архитектурных усадебных ансамблей в поместьях Г.А. Потемкина. По его поручению в период между 1786–1790 гг. зодчий выполняет масштабные проектно-строительные работы для создававшихся на Юге Российской империи.

Архитектором создан генеральный план застройки Екатеринослава. И.Е. Старов блестяще реализовал идею Г.А. Потемкина построить импозантный столичный город (Потемкин видел Екатеринослав как столицу Новороссии), ничем не уступающий лучшим европейским городам XVIII в. Город распланирован в соответствии с идеологией классицизма – как сеть кварталов правильной геометрической формы. Кроме того, Екатеринослав задумывался как «открытый город». Вместо типичных для средневековья мощных укреплений, город окружала сеть хорошо спланированных бульваров. К сожалению, при жизни архитектора, этот проект так не был реализован.

Особо плодотворной была деятельность И.Е. Старова в Херсоне и Николаеве.

В1881 г. И.Е. Старов создал проект Екатерининского собора для г. Херсона (впоследствии этот храм стал усыпальницей для Г.А. Потемкина), в 1782 г. по его же проекту началось строительство дворца для Г.А. Потемкина. Эти сооружения мыслились архитектором как архитектурная доминанта Херсонской крепости.

Работая в Новороссии, И.Е. Старов фактически создавал архитектурный образ этого края. Он творчески соединял формы строгого классицизма с традициями молдавской народной архитектуры. В результате сооружения, созданные им в Екатеринославе, Херсоне, Николаеве имеют свой оригинальный и неповторимый облик и композицию. К сожалению, архитекторы, работавшие впоследствии в нашем крае, не смогли в должной мере понять, оценить и дать дальнейшее развитие находкам И.Е. Старова. Это одно из свидетельств того, что этот зодчий во много обогнал свое время и остался одним из непонятых и недооцененных гениев в истории отечественной архитектуры.

Особенно выразительно все эти особенности творчества архитектора проявились в его работах, выполненных для г. Николаева. И.Е. Старов прибыл в строящийся г. Николаев весной 1790 г. по приглашению Г.А. Потемкина. Здесь им разработаны основы генерального плана застройки города. В основе проекта – город с регулярной застройкой, включающей правильные прямоугольные кварталы и широкие прямые улицы с домами, выходящими главными фасадами на «красную линию» улиц. Следует отметить, что из всех градостроительных проектов И.Е. Стасова, вероятно, именно николаевский проект оказался реализованным наиболее успешно и последовательно. Архитектором созданы проекты главных зданий, для главной площади города (Магистратской, позднее Соборной) – здания (гауптвахты) и храма св. Григория (с 1801 г. – Николаевский Адмиралтейский собор). Эти здания стали основой ансамбля Магистратской (Соборной) площади, позднее дополненного зданиями городской управы и портовой конторы. Эта площадь, сформировавшаяся в начале ХІХ в., на протяжении столетия была одним из ярких образцов архитектурного ансамбля в стиле классицизма в южноукраинском регионе.

И.Е. Старов создал план застройки селения Богоявленск. Здесь он применил популярный в начале ХІХ в. принцип лучевой планировки улиц, пересекающихся на главной площади города. По проектам архитектора в Богоявленске построен дворец (фактически загородная усадьба) для Г.А. Потемкина, а также храм Богоявления Господня. Запроектировано также строительство дворца для графини А.В. Браницкой (не осуществлен).

Многие проекты, создававшиеся И.Е. Староввым для Г.А. Потемкина так и не были реализованы в связи со смертью последнего в 1791 г. В 1786–1798 гг. И.Е. Старов – главный архитектор «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавлял архитектурные и дизайнерские работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Архитектору пришлось создавать новые интерьеры в Зимнем дворце после пожара 1837 г. С 1800 г. и до своей смерти И.Е. Старов состоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.С восшествием на престол императора Павла I архитектора отстранили от большинства проектов.

Роль И.Е. Старова в отечественной архитектуре, несмотря на признание его заслуг, все еще недостаточно осознана. В его произведениях нашли выражение высшие достижения современной ему культуры классицизма. Своими творческими находками архитектор закладывал основы для многих новаций, получивших развитие в творчестве зодчих последующих поколений. Весь стиль произведений И.Е. Старова, как отмечал историк искусства И. Э. Грабарь, «опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим 1820-м годам».

















Источники и литература:

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. – СПб.: Лениздат, 1997.

Кавун М. Зодчий, начертавший Екатеринослав [Электронный ресурс] / М. Кавун. — Режим доступа:http://realnest.com.ua/information/articles/1791.

Воронов В.Г. Иван Старов – главный архитектор эпохи Екатерины Великой / В.Г. Воронов – СПб: Искусство, 2008.

Вергунов А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов М: «Наука», 1988.

Кухар-Онышко Н.А. Богоявленск – колыбель Николаева / Н.А. Кухар-Онышко – Николаев: Изд. Ирины Гудым. 2013.

Кючарианц Д.А. Иван Старов / Д.А. Кючарианц – СПб. : Стройиздат, 1997.

Шквариков В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов / В.А. Шквариков – М. : Стройиздат, 1954.

Поделиться