Дельфийский оракул и древнегреческая прорицательница пифия. Значение слова пифия

ПИФИЯ или Pytxoness . (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также "любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, - ведьма" (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо, ни правильно. Пифия, по авторитетным утверждениям Ямблиха , Плутарха и других, была жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной в храм, где развивались ее пророческие способности. Там она имела комнату, уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине, потеряна для мира. Она сидела на треножнике из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали пророческую манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания. Аристофан в "Vaestas", I, reg. 28, называет Пифию ventrilogus vatas или "чревовещательной прорицательницей", из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душа человека (низший Манас), или его личное самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна "Набханедишта" браминов мы читаем: "Внимайте, о сыновья богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших жилищах!" Это есть сомнамбулический феномен современности. В древности пуп рассматривали как "круг солнца", местопребывание божественного внутреннего света. Поэтому оракул Аполлона находился в Дельфах, городе Delphus, что означает утроба или живот - тогда как место где находился храм, назывался omphelos, пуп. Как известно, многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть через это место своего тела. В Индии по сей день существует верование (а также у парсов), что в пупах у адептов имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает духовный мир. Зороастрийцы называют это лампой Дештура или "верховного Жреца"; а индусы - светом или излучением Дикшита (посвященного).

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ПИФИИ или ПИФОНЕСЫ – Словарь Уэбстера отделывается от этого слова очень кратко, сообщая, что так называли тех, кто изрекали предсказания, служили оракулами в Дельфийском храме, а также «любую женщину, в которой предполагается дар предсказательницы – ведьму», что ни лестно, ни точно, ни справедливо. Пифия, по авторитетным словам Плутарха , Ямвлиха , Ламприаса и других, была нервным сенситивом; ее выбирали среди беднейших классов, молодую и чистую. Прикрепленная к храму, в пределах которого она имела комнату, удаленную от всех других и в которую кроме священнослужителя или прозорливца никто не допускался, она вела более строгую и аскетическую жизнь, чем католическая монахиня. Она сидела на треножнике из желтой меди над щелью в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая в ее организм, производили пророческую манию. В этом ненормальном состоянии она произносила оракульские изречения. Иногда ее называли ventriloqua vates, чревовещательная пророчица.

Древние считали, что астральная душа человека, ψυχη, или его самосознание помещается в пупе. Брахманы разделяли это верование вместе с Платоном и другими философами. Также мы находим в четвертом стихе второго гимна Набханедишта следующие слова:

«Внимайте, о, сыновья богов (духи), человеку, который говорит через свой пуп (набха) ибо он приветствует вас в ваших обиталищах!»

Многие из санскритских ученых согласны в том, что это верование является одним из наиболее древних в Индии. Современные факиры так же как и древние гимнософы соединяются со своим Атманом и божеством, становясь недвижимыми в созерцании и в сосредоточении всей своей мысли на своем пупе. Как и в современных сомнамбулистических феноменах, пуп рассматривается как «круг солнца», местопребывание внутреннего божественного света. Должен ли тот факт, что многие современные сомнамбулы обладают способностью читать письма, слышать, обонять и видеть через эту часть тела, – должен ли этот факт опять рассматриваться, как простое «совпадение», или же мы должны допустить, что древние мудрецы знали чего-то больше о физиологических и психологических тайнах, чем наши современные академики? В современной Персии, когда в случаях покраж и в других трудных случаях обращаются к магу (часто просто месмеризатору) за советом, последний совершает свои манипуляции над пупом своего живота, чем приводит себя в состояние ясновидения. Среди современных парсов, говорит переводчик «Ригведы», до нынешнего времени держится верование, что их адепты имеют пламя в своих пупах, которое освещает им всю темноту и раскрывает духовный мир так же, как все невидимое или на далеких расстояниях. Они называют это лампой Дештура, или верховного жреца; также называют это лампой Дикшита (посвященного) и многими другими именами.

пифия

(П прописное), пифии, ж. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции - жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, к-рые в загадочной, двусмысленной форме истолковывались жрецами как прорицания, пророчества (истор.). Возвестители "нового слова" представлялись мне вроде чревовещателей, которые урчания собственной утробы принимают за прорицания Пифии. Салтыков-Щедрин.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пифия

ж. Жрица-прорицательница в храме древнегреческого бога Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые использовались жрецами как пророчества.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пифия

в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.

Мифологический словарь

пифия

(греч.) - жрица Дельфийского оракула, делающая прорицания.

Пифия

в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула при храме Аполлона в Дельфах.

Википедия

Пифия

Пи́фия (, лат. Pythia) - в Древней Греции жрица -прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас. Именование Пифия происходит от змея Пифона, охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами.

Пифия (Матрица)

Пи́фия , в оригинале Оракул - вымышленный персонаж во вселенной кинотрилогии «Матрица» . Роль Пифии в первых двух частях исполняла актриса Глория Фостер. Вторая часть трилогии стала последним фильмом в жизни Фостер. В третьей части роль Пифии исполнила Мэри Элис.

Пифия - программа, специально созданная для изучения человеческой психики. В оригинале персонажа звали Оракул, в связи с тем, что в русском языке слово Оракул мужского рода, а персонаж женский. В английском языке Оракул не имеет такой жёсткой привязки к полу. Надо отметить, что в переводах на другие языки также не всегда использовался прямой перевод слова «Оракул».

По мнению критиков, взаимоотношения Пифии и Архитектора соответствуют взаимоотношениям между концепциями «рефлективной» и «первичной» наукофикации, которые обозначил Ульрих Бек в своей работе «Общество риска» (1986). Пифия с рационально-критической позиции оценивает техно-научную цивилизацию, которая заключена в Матрице. Фактически, она пытается определить те риски, которые стоят перед этой цивилизацией, а также степень опасности этих рисков. Такой подход аналогичен действиям современных учёных, которые анализирует нашу «Матрица-подобную» массовую культуру.

Как объясняет в фильме Архитектор, он пытался создать идеальную конструкцию общества - но при этом потерпел полный провал. Мир был построен заново с учётом истории человечества и его «гротескной» , но зато не пытающийся найти именно «идеальное» решение. В итоге, к такому решению проблем этой цивилизации ближе всего подошла Пифия - программа, которая была создана для изучения некоторых аспектов человеческой психологии. «Если я - Отец Матрицы, то она, без сомнения, её Мать», - говорит Архитектор.

В то время, как целью Архитектора является реконструкция природы и общества в Матрице - Пифия старается реконфигурировать уже созданную «Матрицу» так, чтобы в ней были допустимы разнообразные варианты человеческой индивидуальности. При этом она осознаёт, что её действия оказывают значительное влияние на развитие человеческого общества внутри Матрицы.

Во втором фильме программа Пифия говорит Нео: «Меня интересует лишь одно - будущее. И поверь мне, мы [машины и люди], лишь сплотившись, доживём».

После встречи Нео и Архитектора она говорит, что встала на сторону человечества в связи с тем что, если Архитектор пытается «сбалансировать уравнение» или просто поставить четкую цикличность возрождения и уничтожения Зиона для контроля человеческой популяции из тех кто не согласен с Системой, то цель Пифии - дисбаланс, поскольку в своих наблюдениях она поняла, что люди - не машины, их нельзя запрограммировать на одну определенную цель, отчего возникает свобода выбора, которую Архитектору не понять.

Примеры употребления слова пифия в литературе.

А жрица не должна ничего знать, - говорил Белза, наставник пифий в Оракуле.

А значит, не погрешают против истины те, кто рассказывает о Форбанте, Гиакинфе и Адмете, возлюбленных Аполлона, а равно и об Ипполите Сикионском, коль скоро всякий раз, как Ипполит пускался в плавание из Сикиона в Кирру, бог, говорят, радовался, чувствуя его приближение, и Пифия среди прочих прорицаний неизменно изрекала следующий стих: Вновь Ипполит мой любимый вступает на волны морские.

Перед Входами на треножнике пифии восседал Кобленц, его брат, но не тот уже, который лежал там на смертном ложе, а другой, полный сил.

Рассказать обо всех этих событиях жрецам и расспросить пифию был послан в Дельфы Херон из Мегалополиса, один из придворных писцов.

Зажав уши, чтобы не слышать жужжанье подруг, шепотом лепечущих пройденное, Наточка изрекает, как Пифия с треножника, раскачиваясь из стороны в сторону на своей табуретке, цифры за цифрами, имена за именами.

Не богаче, чем будет наследник Норны из Фитфул-Хэда, - ответила старая пифия , - и не лучшей и не более древней крови, чем та, которая течет в твоих жилах и унаследована от матери, ибо я веду свой род от тех же ярлов и викингов, что и гордый Магнус Тройл.

Однако, обращаясь к Библии, мы, вопреки ожиданию, видим, что пророки нисколько не походили на исступленных пифий , или сомнамбул: в моменты высочайшего мистического напряжения самосознание в них не угасало.

Разумеется, Рабле не мог пройти мимо этого, не спародировав Пифию в образе чревовещательницы Якобы Рододжине, в которую вселялся нечистый дух.

Какой мудрейшею из мудрых пифий Поведан будет нам нелицемерный Рассказ об иудеянке Юдифи, О вавилонянине Олоферне?

Заря, Пальма, Платан, Пчела, Поэзия, Нарцисс, Пифия , Змея, Колонны храма, Спящая женщина, Гранаты, Гребец и т.

Надеюсь, что дух, повелевающий ветрами, не имеет такой власти над теми, кто создан по образу и подобию Божию, чтобы повалить прочный дом на наши головы только потому, что какая-то крикливая баба, - здесь она метнула дерзкий взгляд в сторону шетлендской пифии , - хвастает перед нами своим колдовством, словно мы просто псы какие и должны ползать перед ней по ее приказанию!

Всякий порядочный человек в Зените должен был принадлежать хотя бы к одному - а то и к двум-трем из бесчисленных орденов и клубов, двигавших жизнь вперед: к клубу Ротарианцев, Кивани или Толкачей, к орденам Независимых Одиночек, Оленей, Лосей, Масонов, Краснокожих, Лесовиков, Сычей, Орлов, Маккавеев, Рыцарей Пифии , Рыцарей Колумба, - словом, к одной из многочисленных тайных организаций, где процветала сердечная доброжелательность, строгая мораль и полное уважение к конституции.

Желая проверить, насколько пифии прозорливы и умеют угадывать правду, Крез отправил посланцев к разным оракулам.

Пифия ответила так: - Если Крез предпримет войну, то он сокрушит обширное царство.

Пифия имела в виду, что он физически водит руками: Мима натирал мазью все ее тело, даже самые интимные места.

Πῡθία , лат. Pythia) - в Древней Греции жрица -прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах , расположенного на склоне горы Парнас . Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. Πύθων ), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами .

Культ

Дельфийский оракул был основан в VIII веке до н. э. и просуществовал до 393 года н. э., когда император Феодосий I приказал уничтожить языческие храмы. На протяжении всего своего существования он был самым авторитетным, и просить пророчества приходили люди со всей Греции, среди них был и великий Александр Македонский .

Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу , по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности . Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в . Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра . Затем она садилась на колоссальный треножник (из жёлтой меди , по др. вар. золотом ), стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла. Согласно описанию толкового словаря Л. П. Крысина , «восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества» .

Пифия произносила чаще всего бессвязные слова, которые облекались дельфийскими жрецами в форму прорицаний Аполлона , или же в стихотворную форму , переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула . Отсюда пошло выражение (устар.) «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно (Словарь Ф. Павленкова , 1907) .

Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах .

По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу , но затем согласилась .

Галерея

См. также

  • Кассандра , оракул , Сивилла .
  • Фемоноя - первая пифия в Дельфах.

Напишите отзыв о статье "Пифия"

Примечания

Литература

  • Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пифия

«Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller diner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles a atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et eleve l"ame. Adieu. Mes respects a monsieur votre pere et mes compliments a m elle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime. Julie».
«P.S.Donnez moi des nouvelles de votre frere et de sa charmante petite femme».
[Вся Москва только и говорит что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в Своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове; который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда нибудь наше прощанье и всё, что говорилось при прощании. Всё это еще слишком свежо… Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом.
«Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]

ПИФИЯ

ПИФИЯ

(греч., от pythios - прозвище Аполлона дельфийского). Пророчествующая жрица Аполлона дельфийского, избиравшаяся из низшего класса и сажаемая на треножник, из которого выходили одуряющие пары.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПИФИЯ

греч. pythia , от Pythios , прозвище Аполлона дельфийского. Жрица Аполлона в Дельфийском храме, предвещавшая будущность.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ПИФИЯ

жрица Аполлона, прорицательница в дельфийском храме (дельф. оракул). Для этого она садилась близ храма на треножник, поставленный над расщелиной, из которой выделялись одуряющие испарения, и под влиянием последних произносила бессвязные слова, которые и толковались жрецами. Отсюда выражение «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПИФИЯ

жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах; она садилась на треножнике над расщелиной скалы и, одуренная выходящими оттуда испарениями, произносила бессвязные слова, которые переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Пи́фия

(гр. pythia) Др. Греции - жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Пифия

[П прописное ], пифии, ж. [греч. Pythia ] (книжн.). В древней Греции – жрица при храме Аполлона, восседавшая над расселиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Пифия

и, ж. , одуш. , с прописной буквы (греч. Pythia).
В Др. Греции: жрица-прорицательница в храме Аполлон а в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая подих воздействием бессвязные речи, которые исполковывались жрецами как прорицания, пророчества.
|| Ср. Кассандра , оракул , Сивилла .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПИФИЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова,… … Толковый словарь Ушакова

    ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Современная энциклопедия

    В Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Большой Энциклопедический словарь

    Жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (PuJia) прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилищев древние времена, когда обращались к оракулу, по видимому, лишь одинраз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, приболее частом вопрошении оракула, была лишь одна П … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пифия - ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пифия (значения). Пифия, Джон Кольер … Википедия

    Или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма (Вебстер). Это ни верно, ни… … Религиозные термины

    В Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. * * * ПИФИЯ ПИФИЯ, в Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах (см. ДЕЛЬФЫ) … Энциклопедический словарь

Пифия (греч. Πυθία) - прорицательница при храме Аполлона в Дельфах, где действовал знаменитый Дельфийский оракул. В отличие от сивиллы, с которой часто отождествляется, она не давала осознанных прорицаний, а являлась, так сказать, медиумом Аполлона, его орудием. Предсказания пифии "расшифровывали" жрецы, которые и давали ответ в стихотворной форме. По другим данным, пифия отвечала вопрошающему сама, в стихах или прозе.

Слово "пифия" впервые появляется у Геродота. Авторы классического периода описывают ее как пожилую женщину. Диодор пишет, что вначале пифией была юная дева, но, после того как Эхекратид из Фессалии, влюбившись, похитил пифию, дельфийцы решили выбирать пифию из числа женщин не моложе пятидесяти лет, но она должна была носить одежду девы.

Дельфийский оракул. Джон Вильям Годвард, 1899

Как происходили выборы пифии, неизвестно. Основными критериями, помимо возраста, являлись безупречная жизнь и простое происхождение. Авторы II в., в том числе Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчеркивали, что пифия – простая деревенская женщина, необразованная, грубоватая, без каких-либо способностей и опыта до тех пор, пока не вдохновлялась Аполлоном. В своей прежней жизни она могла быть женой и матерью, но после вступления в должность ей запрещалось встречаться с семьей. Пифия жила в специальном огороженном священном месте, вела целомудренную жизнь и соблюдала другие ритуальные ограничения. В случае дисквалификации она возвращалась к прежнему образу жизни. Кроме пифии в храме были и другие женщины, в обязанность которых входило поддерживать неугасимый священный огонь, а также обслуживающий персонал.

В период расцвета храма в Дельфах было до трех пифий одновременно: две работали поочередно, а третья находилась в резерве, что позволяло снизить нагрузку на прорицательниц.

Первоначально пифия прорицала лишь раз в год – седьмого числа месяца Бисия (середина февраля – середина марта). Считалось, что в этот день родился Аполлон, был основан оракул и в тот же день Аполлон возвращался от гиперборейцев. Поскольку полагали, что зимой Аполлон улетал на лебедях к гиперборейцам, оставляя Дельфы на попечение Дионису, в течение этого времени оракул бездействовал (Плутарх, Пиндар). Когда же консультации стали даваться ежемесячно (возможно, в VI в. до н.э.), оракул работал девять дней в году. В период расцвета оракула прорицать можно было в любой день, кроме оговоренных специально.

Аполлон, сидящий на Омфале ("пуп земли"). Слева - треножник. Монета Дельф

Детали процедуры определить трудно. В общем они сводились к следующему. На рассвете пифия очищалась, омываясь в Кастальском ручье, окуривая себя лавровыми листьями, и осыпала себя ячменной мукой у священного очага. Паломник должен был заплатить за консультацию и совершить предварительное жертвоприношение. Затем жрецы приносили в жертву Аполлону козла. Если после окропления животного священной водой оно дрожало всем телом, то считалось, что жертва угодна богу и он готов дать оракул. В противном случае день считался неблагоприятным для гадания. Козла приносили в жертву на большом алтаре вне храма. Тем временем пифия, надев роскошную златотканную одежду, распустив волосы, с ветвью лавра на голове шла в святилище, пила священную воду Кассотиды и жевала листья лавра. Наконец, она садилась на треножник.

Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова – иметь хорошее значение. Затем полагалось молчание. Пифия, всходя на треножник, вдыхая пары, проникающие из расселины в скале, изрекала предсказания в стихотворной форме или прозе, которые записывались жрецами (Страбон). Поскольку пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица.

Считается, что пифия приходила в экстаз, вдыхая одурманивающие пары, исходящие из глубокой расселины скалы, на которой стоял храм.

Пифия. Джон Кольер


Пифия. Ж.-Ф.-А. Лёве

В настоящее время расселина не существует, а вопрос о возможности подземных испарений является дискуссионным. Геологические и археологические исследования Французской археологической школы в Афинах, проведенные после 1892 г., не выявили здесь ни впадины, ни каких-либо испарений. Есть мнение, что трещина могла исчезнуть в результате сильного землетрясения, нередкого в этом регионе.

Скудные остатки сильно разрушенного храма относятся к IV в. до н.э. Особенно пострадала западная часть храма, поэтому детальная реконструкция его невозможна. Выявлены следы не только сильного землетрясения, но и намеренного разрушения. Вероятно, это было делом рук христиан в период запрещения язычества.

В литературе укоренилось представление, что пифия, вдыхая дурманящие пары, впадала в транс, "священное безумие". Сейчас такое понимание подвергается сомнению. Указывается, что в вазописи пифия изображается спокойно сидящей на треножнике (но, заметим, это только начало процедуры), нормальной и разумной ее описывают классические авторы.

Плутарх в своих Пифийских трактатах говорит о ядовитых испарениях, порой приводящих к смерти пифии. Вдыхая их, пифия приходила в такое исступленное состояние, что по завершении прорицания производила впечатление воина после битвы либо вакханта или корибанта после танца. Согласно Плутарху, именно истощением силы земли объясняется падение авторитета оракула. Такая трактовка вполне укладывается в тектоническую картину (закрылась трещина, прекратились испарения). Об одной из таких трещин, которая образовалась после землетрясения и куда провалился третий храм Аполлона, сообщал Павсаний (X, 5, 12). Да и сам ландшафт Дельф сформировался в результате таких землетрясений. Таким образом до окончательных выводов еще далеко.

Сивилла Дельфийская. Микеланджело Б. Фреска Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан

В посте использована

Поделиться