Великий пост: рекомендации врачей. «Борьба православных врачей с антинаучными взглядами обусловлена временем Православный педиатр

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Вопрос о необходимости воздержания от скоромной пищи в дни поста и детям, мы не раз затрагивали в статьях и вопросах-ответах священников.

Однако, мнение священника Алексия Грачева, который до служения в священническом сане был практикующим врачом-педиатром, выразительно подчеркивает позицию Церкви, освящая многие важные аспекты здорового детского питания.

Отталкиваясь от вопроса: — почему сейчас так много больных детей? — врач-священник дает необходимые советы, применяя которые, мы можем растить духовно и телесно здоровых детей!

ПОСТ также необходим и детям

Священник Алексий Грачев

У нас, родителей, часто бывает одно стремление: дать ребёнку за столом как можно больше, и мы не успокоимся, пока не накормим его до отвала. Мол, чем больше ребёнок ест, тем он здоровее.

Между тем, в жизни бывает прямо наоборот.

Почему сейчас так много больных детей? Почему, например, такое количество заболеваний у детей желудочно-кишечного тракта? Потому что мы оставили традиционный уклад нашей жизни, в том числе и питания.

Наши предки были воспитаны в Православии, которое освящало всю их жизнь. И дети их были куда здоровее нынешних наших детей.

В последнее время в медицине довольно широко распространилась концепция болезней накопления. Эти болезни начинаются в детском возрасте. Часто, сами того не зная, мы перекармливаем наших детей. А многие заболевания возникают из-за неспособности детского организма справиться с тем количеством веществ, которые в него поступают.

Тело, данное человеку Богом, удивительно гармонично устроено. Оно отказывается от того, что ему не нужно, и испытывает потребность в том, чего ему не хватает. И когда мы пытаемся насильно питать детей как можно сытнее, это им не приносит пользы.

Каждый человек имеет свои особенности конституции, обмена веществ, причём внутри этого обмена существует многоэтажная система ещё более мелких подразделений обмена различных его элементов. Белковый обмен, углеводный, жировой…

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям.

Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что:

дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обретали здоровье.

У одного ребёнка, например, с детства была тяжёлая форма диатеза, которая потом переросла в хронический астмоидный бронхит, в стойкую аллергию. Семья стала воцерковляться, поститься, ребёнок - вместе со всеми. И все явления аллергии быстро ушли.

В православных семьях мамы умеют готовить удивительно вкусную и разнообразную постную пищу: фасоль с луком, пироги с капустой, с грибами, фруктовую рисовую кашу, коврижки… пальчики оближешь!

Жизнь показывает, что эти опасения не имеют под собой основания. Дети, которые постятся с ранних лет во все постные дни года, обычно бывают более крепкими физически, они лучше сопротивляются не только инфекционным заболеваниям, - есть такие наблюдения, - но могут понести гораздо больший объём и психической нагрузки. Хотя они и устают к концу дня, проучившись в школе, позанимавшись музыкой, после секций, кружков, домашних уроков, - тем не менее, эта нагрузка не чрезмерна для них, но вписывается в рамки нормы для конкретного детского организма. Дети не постящиеся - как правило, более рыхлые, с избыточным количеством жира, у них менее совершенная иммунная система, психика таких детей более лабильная, неустойчивая, они бывают плаксивы или вспыльчивы, с трудом переносят нервные перегрузки.

Конечно, всё надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Если ребёнок болен, то пост ослабляется.

Другое дело, что некоторые сердобольные бабушки или мамы в телесно-немощные готовы записать всех детей - они же ещё не набрали полную силу! А то и вообще всех современных людей: мол, и вода нынче не та, и воздух, и все продукты… Все дети сейчас чем-нибудь болеют, куда им ещё поститься?

Но в том-то и дело, что силу и здоровье человеку дает отнюдь не обильное мясо-молочное питание, а Господь. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человека прежде всего укрепляет благодать Божия, а для принятия её нужно очищение души. Очищение души даётся молитвой и постом, участием в таинствах Святой Православной Церкви.

Мы знаем, что растительная пища не ослабляет человека. Монахи вообще не едят мяса, но живут, бывает, иногда и до ста лет, и всю жизнь трудятся.

Пост как таковой не может быть отменён ни для кого. Он может быть только ослаблен, в зависимости от состояния здоровья человека. Ведь недаром в нашем православном Уставе существуют различные ступени поста: пост с растительным маслом, без растительного масла, пост с рыбой…

Пост - дело нашей совести, дело нашей любви к Богу, желание хоть немного соединиться с Ним в Его страданиях за нас, грешных. Мы принимаем его верой, помня о том, что Сам Господь сорок дней постился в пустыне, прежде чем выйти на дело Своего общественного служения. И в конце поста к Нему приступил дьявол, предлагая превратить камни в хлебы (Мф. 4, 3).

Мысли против поста дьявол старается внушить всем людям, потому что пост - важнейшее оружие против него: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21) - сказано в Евангелии. Поэтому, принимая решение о мере поста для ребёнка, нужно помолиться Богу, чтобы была Его святая воля в этом, посоветоваться со священником. Как говорят, кто хочет, ищет пути, а кто не хочет, ищет причины.

Дай Бог всем нам найти путь к посту - для себя и для всей семьи, ибо это - путь, указанный нам Самим Создателем нашим, подателем всех благ.

Прививочному делу около 200 лет, и зарождалось оно в обстоятельствах драматических. Инфекционные болезни были главной причиной смерти людей. Периодически планету сотрясали эпидемии. Лучшие умы человечества пытались объяснить природу заразных болезней и предупредить их. В ХIХ веке эта задача была блестяще решена. Чума, хо-лера, тиф, сибирская язва, натуральная оспа исчезли с введением карантина, дезинфекции, строительством водопроводов и систем очистки воды, устройством канализационных систем и санитарным просвещением населения. Какую роль сыграла в этом вакцинация, трудно сказать. Непредвзятый читатель слабо верит в то, что натуральную оспу победили прививками, а остальные инфекции так испугались, что ушли сами.

Сегодня инфекционные болезни занимают в списке причин смерти весьма скромное место. Но надежды наших предков на то, что победа над инфекциями даст человеку возможность жить долго-долго и счастливо, не оправдались. Другие болезни мучают человечество и безжалостно сокращают жизнь индивидуумов. Сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания, СПИД (в США вышел на 4 место), сахарный диабет (в США на 7 месте). И вот новый прогноз ВОЗ: через 20-30 лет приступы аллергии в тяжелой форме возглавят перечень всех причин внезапных смертей.

Все это означает, что у человечества в ХХI веке на I место встала новая проблема. Это проблема иммунитета. Ведь и за онкологические заболевания ответственна иммунная система, которая выбраковывает образующиеся дефектные, в том числе раковые, клетки.

Итак, новый виток драматической истории человечества. Давайте же в подражание нашим предкам решать главную проблему – как беречь и лелеять, от чего ограждать свой нежный иммунитет. Вот о чем нужно думать всем месте и каждому самостоятельно: как уберечь иммунную систему наших детей, чтоб наш род продолжался, как спасти наши жизни от новой чумы, от новой коварной напасти?

Где вы, лучшие умы человечества? Увы, умы… думают совсем о другом. Они застряли между прошлым и позапрошлым веком, они все еще борются с микробами, а за неимением чумы и холеры – с крошечными, безопасными и безобидными микробиками и микробчиками, которые отродясь не вредили человечеству сколько-нибудь заметно. Лучшие медицинские умы заняты тем, как обезопасить несчастное население планеты от краснухи, ветрянки, свинки, кори, гриппа – так заняты и так озабочены, что им некогда посмотреть в глаза новой реальности. Эта реальность перед глазами у любого медицинского начальника и называется «Перечень причин смерти». Все бы было не так страшно, если бы эта борьба с микробами велась за пределами человеческого организма! Увы… Высшие медицинские умы бьются с инфекциями на территории наших организмов, испытывая предел терпения нашего иммунитета все чаще и чаще.

Новые и новые вакцины производятся некими концерна-ми и внедряются в наши прививочные календари, как будто проблемы иммунитета вовсе не существует. Младенца до года заражают 9 раз ослабленными, но живыми вирусами и бактериями или убитыми, но при этом антигенно-активными. После года несколько реже, но с тем же упорством.

Растет статистика детских лейкозов, детского диабета, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы. Молодеют болезни страшные, неизлечимые, двадцать лет назад невиданные у молодых – паркинсонизм, рассеянный склероз и многие другие. Все эти болезни отличаются от кори и краснухи тем, что неизбежно ведут к преждевременной смерти, резко перечеркивают качество жизни, требуют тяжелого и дорогого лечения, которое не ведет к выздоровлению, а лишь поддерживает существование организма.

Все меньше и меньше здоровых детей рождается в стране. Вместо того чтобы радоваться немногим здоровым и лелеять остальных, безжалостно заражаем тех и других в самом нежном возрасте ради чьих-то амбиций – победить на планете такую-то болезнь к такому-то году. Пытаемся вытеснить безопасную краснуху, корь, а взамен появляются ВИЧ, вирус атипичной пневмонии, птичий грипп.

Не каждый педиатр имеет счастье наблюдать за развитием детей, не имеющих ни одной прививки. До 16 лет они переносят не более двух-трех детских инфекций, притом легко и без осложнений. Они редко болеют, не имеют хронических заболеваний, выносливы к физическим нагрузкам и успешны в учебе и творчестве. Не побоюсь сказать, что они узнаваемы на улице, особенно малыши – свежий вид, здоровый румянец, а не следы аллергии на лице. Аргументы их родителей разные – «намучились со старшим, второго решили не прививать», «ознакомились с литературой» и даже «а мы сами врачи (биологи, животноводы…)». Ни разу не слышала обратного: «намучились от инфекций у старшего, младших усердно прививаем»!

И кстати о животноводах. В журнале «Эксперт» я прочла огромную статью об Игоре Бабаеве, процветающем бизнесмене, поставщике свинины мясокомбината «Черкизовский». Вот уж чье мнение о прививках является абсолютно непредвзятым, а потому интересным для нас. Оказывается, в начале своей карьеры он разорился, возрождая к жизни многоэтажные советские свинокомплексы. При невозможности соблюдения строгого санэпидрежима на таких гигантах ему приходилось свиней «прививать до ушей», в результате их мясо становилось НЕВКУСНЫМ! Глубокоуважаемый читатель! Не буду навязывать свои выводы по этому поводу, приглашаю Вас поразмышлять об этом на досуге.

«...Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи — долг каждого медицинского работника».

Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»

Размышляя о значимости врачебной деятельности с христианской точки зрения, мы обращаемся к Евангелию и видим множество примеров исцеления больных людей Врачом душ и телес — Иисусом Христом. Евангелие повествует также о чудесах воскрешения Господом детей и отроков (дочь Иаира, сын вдовы...). Любовь Спасителя к детям, Его слова: «Будьте как дети» (Мф. 18:3) — духовный ориентир для любого православного педиатра.

Святые, имеющие особое попечение о больных детях

В житиях многих святых целителей мы находим примеры помощи детям. Среди небесных покровителей врачей, таких как апостол Лука, святые Косьма и Дамиан и многих других, православные педиатры также почитают угодников Божиих, имеющих особое попечение о больных детях. К их числу можно отнести святых целителя Пантелеимона и преподобного Стилиана Пафлагонского.

Великомученик целитель Пателеимон жил в Никодимии в 200-300 гг. Он поступил в языческую школу, затем обучался медицинскому искусству у знаменитого врача. Христианский священник Ермолай, приметив юношу, стал говорить с ним о Христе. Пантелеимон всем сердцем воспринял слова Ермолая о том, что нет другого такого целителя, как Иисус Христос, и что одно призывание имени Господа может исцелить человека. Однажды Пантелеймон, горячо моля Спасителя, воскресил ребенка, укушенного змеей. После этого он крестился во имя Господа. Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал христианских узников, которыми были переполнены тюрьмы, и лечил их от ран. Молва о целителе распространилась по всему городу. Это вызвало зависть других врачей, и они донесли императору, что Пантелеимон — христианин. Целитель отказался принести жертву идолам, за что был предан истязаниям и мученически скончался.

Святой Стилиан

Побывав на греческой земле, вы встретите множество храмов, посвященных преподобному Стилиану Пафлагонянину.
На иконе святой Стилиан всегда изображается с ребенком на руках (или с несколькими младенцами).

Еще при жизни к святому Стилиану приходили женщины с просьбой помолиться о даровании им долгожданных чад, также матери приносили своих детей к пещере преподобного, чтобы тот благословил и исцелил их. С той поры и до настоящего времени святой Стилиан считается покровителем детей, ему молятся о благополучном рождении и добром воспитании чад.

Родился в городе Адрианополе в Пафлагонии, в Малой Азии, в V веке. Он был благословен от чрева матери своей, и чем старше становился, тем в большей мере по милости Божией Дух Святой поселялся в нем. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни.

Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».

После этого святой принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе он стяжал добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Подчиняя свою волю старцу, он успешно боролся с искушениями от беса, мира и плоти.
Затем, желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога. Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, до того как Господь решил явить людям сего «светильника светла». Со временем в округе разнеслась молва о святости отшельника и многие люди, с верой и благочестием, потянулись к его пещере.

Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное » (Мф.18:1-4). Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Достигнув пещеры, матери падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки, со слезами просил у Бога исцеления, и Господь даровал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости.


Почитание преподобного Стилиана распространилось широко за пределы родной области и остаётся сильным особенно в Церквах греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным. Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей и избавления от бесплодия. На иконах святой изображается держащим на руках спеленутого младенца. Детские врачи считают преподобного одним из своих небесных покровителей. Память св. Стилиана - 9 декабря по новому стилю.

Становление педиатрии

Среди читающих эти строки нет такого человека, который хотя бы раз не побывал на приеме у педиатра — детского врача. Сегодня это одна из самых распространенных врачебных специальностей. А ведь «врачевание ребенка» — именно так переводится с греческого слово «педиатрия» — стало отдельной медицинской дисциплиной не так давно.

Еще два века назад медики не очень-то и задумывались, что ребенок — это совершенно не похожий на взрослого организм.

Отметим, что и для взрослых в конце XVIII — начале XIX века врачей в России было недостаточно много. Дети же появлялись на свет в большинстве случаев при помощи повитух, а если и лечились, то знахарками. Вспомним рассказы Чехова, Лескова, Вересаева — считалось чуть ли не нормой игнорировать медицинскую помощь заболевшим детям. Немудрено, что смертность среди них была огромная.

В 1761 г. Михаил Васильевич Ломоносов, взволнованный существующим положением дел, написал сановному вельможе графу Шувалову, своему покровителю и другу, письмо, где привел такую статистику: «… из рожденных в год полумиллиона за три года умрет половина». М. В. Ломоносов призывал к немедленным действиям для исправление ужасающей ситуации: «Все требуют знания, как лечить нежных тех болезни…, выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке… Для излечения прочих детских болезней, поло жив за основание великого медика Гофмана, который писал наставление о излечении младенческих болезней…, соединив с вышеописанною книжкой о повивальном искусстве, при том не забыть, что наши бабки и лекари с пользой вообще употребляют. Оную книжку напечатать в довольном множестве и разпродать во все государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать».

Конечно, Ломоносов как ученый видит выход, прежде всего в распространении знаний и, что примечательно, главным союзником в этом считает Церковь.

Ведь туда чаще всего приходил страждущий со своими невзгодами и бедами.

Интересно, что среди первых медиков, обратившихся к вопросам педиатрии, было много выходцев из семей духовенства. Первым среди них назовем профессора Нестора Максимовича Максимовича (1744-1812). Отчество будущего ученого и его фамилия различались только ударением.

Поэтому, став известным человеком в научном мире, чтобы исключить всякие недоразумения, он добавил к своей фамилии своеобразное объяснение — Амбодик. По латыни это означает «дважды скажи». Нестор Максимович был родом с Полтавщины, сыном настоятеля церкви Успения Богородицы в Гадяцком полку. В 1768 г. он окончил КиевоМогилянскую академию, некоторое время занимался юридическими вопросами, но потянуло в медицину. В 25 лет начал постигать ее азы в Петербурге, а вскоре отправился знакомиться с врачебным делом в Германию. Вернулся доктором медицины и стал преподавать акушерство в Петербургской повивальной школе. Впервые часть курса он посвятил вопросам педиатрии. Это вообще были первые лекции по акушерству, прочитанные на русском языке. Для этого первый русский профессор-акушер Максимович-Амбодик создал специальный словарь медицинской терминологии на русском языке. В своих лекциях по педиатрии он говорил не только о болезнях, но и затрагивал вопросы их профилактики, учил вырабатывать у детей выносливость, воспитывать в них человеколюбие и категорически выступал против телесных наказаний. Свои основные знания и мысли ученый изложил в книге «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» (1784-1786), где одну из частей посвятил педиатрии. Здесь он описал болезни раннего возраста и способы их лечения, рассказал о методике ухода за ребенком.

«Ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого», — так начинал свои лекции по педиатрии Степан Фомич Хотовицкий (1794-1885). Любое справочное издание — будь то энциклопедия Брокгауза и Ефрона или Большая Советская — среди прочих его регалий и заслуг, перечисляет — тайный советник, заслуженный профессор Петербургской медикохирургической академии и переводчик многих медицинских трудов с английского и немецкого.

Отмечается роль Степана Фомича Хотовицкого в становлении в России педиатрии, и он называется одним из ее основоположников. Хотовицкий родом из семьи священника, выпускник Петербургской медикохирургической академии, которую блестяще окончил.

Образование продолжил в Германии и Англии, затем в стенах «альма-матер» защитил диссертацию на степень доктора наук, а через девять лет встал во главе кафедры акушерства, женских и детских болезней. Он первым начинает читать полный курс — 36 лекций — по педиатрии. Затем пишет свой знаменитый труд «Педиятрика» (1847) — первое в России руководство по детским болезням. По поручению Священного Синода Хотовицкий составил учебник «Народноврачебные наставления для духовных училищ», который издавался десять раз (1844-1863).

Первые детские больницы

Итак, к первой трети XIX века в науке уже определена отдельная медицинская дисциплина. Необходимость создания детских больниц более чем очевидна, ведь выпускаются и квалифицированные специалисты для них. И событие не заставляет себя долго ждать:

в 1834 г. в Петербурге открывается больница «для маленьких детей, подвергшимся различным прилипчивым и другим болезням, их возрасту свойственным». Она была построена, как, впрочем, и все последующие детские больницы, на благотворительные пожертвования.

Самый большой вклад сделали знаменитые уральские заводчики Демидовы. В стационар на 110 коек круглосуточно принимались дети от 3 до 14 лет. Предпочтение отдавалось больным из бедных семей. Их лечили бесплатно и в первую очередь.

В Москве подобная больница открывается только через несколько лет. 5 декабря 1842 г. святитель Филарет, митрополит Московский, освещает первую в городе детскую больницу на Малой Бронной улице. Она создана на средства благотворителей трудами и заботами градоначальника князя Голицына. В центре стационара на третьем этаже располагалась домовая церковь, она была освящена в память супруги князя Татьяны Васильевны, известной своими милосердными делами.

Прекрасно оборудованная больница сразу же становится университетской клинической базой. Правда в 1883 г. после очередного пожара ее закрыли, оставили только амбулаторный прием больных. Но в Москве к тому времени открылись уже и другие детские больницы.

В семидесятые годы, наконецто, педиатрия перестает быть составной частью гинекологии и становится совершенно самостоятельным направлением медицины. В 1865 г. Петербургской медикохирургической академии профессор Василий Маркович Флоринский (1834-1899) организует кафедру детских болезней. Василий Маркович Флоринский был сыном священника и сам окончил Пермскую духовную семинарию, а земной путь закончил попечителем Западно-Сибирского учебного округа, заботы последних дней его жизни были связаны с открытием университета в Томске.

150 лет назад в 1861 г. начинается становление кафедры детских болезней на медицинском факультете Московского Императорского университета под руководством Николая Алексеевича Тольского (1832-1891). Фамилия Николая Алексеевича происходит от Толгского монастыря под Ярославлем, где служил дьяконом его дед. В 1866 г. при кафедре открывается клиника. Тогда она располагалась на улице Рождественка. Позднее, в 1870-1874 гг. Н. А. Тольский был главным врачом Детской больницы на Малой Бронной. По его инициативе известным московским купцом Михаилом Алексеевичем Хлудовым были даны деньги на строительство детской больницы на Большой Пироговской улице, д. 19.

К сожалению, Николай Алексеевич Тольский умер за три месяца до открытия больницы. Ее руководителем в 1891 г. был назначен другой известный московский педиатр — Нил Федорович Филатов (1847-1902). Внутренняя планировка здания полностью отвечала санитарногигиеническим требованиям, а также запросам лечебного и педагогического процессов. Внешний его вид вызывал восхищение. И хотя до определенной поры на этом здании висела табличка «Детская больница имени М. А. Хлудова», больница строилась и уже при открытии была передана вдовой покойного М. А. Хлудова в соответствии с его завещанием Московскому Университету для преподавания детских болезней. Фактически больница стала новой университетской клиникой детских болезней.

В настоящее время это Университетская детская клиническая больница Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И. М. Сеченова. В этом году ей исполняется 120 лет.

Специальных кафедр педиатрии в других научных центрах не приходится долго ждать: в 1880е гг. детских врачей готовят в университетах Казани, Харькова, Киева, Тарту, Одессы. Растет и число больниц, правда, появляются они преимущественно в Петербурге и Москве, причем, возводятся так, что их лечебные корпуса действуют до сих пор.

В 1872 г. крупный промышленник барон Павел Григорьевич фон Дервиз (его немецкие предки обосновались в России во времена Петра I) обращается к московскому генерал-губернатору князю Долгорукому с письмом.

В нем говорится: «В Москве проведены мною лучшие годы моей общественной деятельности. Посему исключительно там, и ничем иным, как устройством образцовой детской больницы, я желал бы почтить память всех старших детей, утраченных мною. На это богоугодное дело я предназначаю капитал в 400 тысяч рублей». Следует пояснить, что у барона была большая семья, но нескольких детей он потерял — они умерли во младенчестве, старшего из них звали Владимиром.

Предлагая устроить больницу, Павел Григорьевич ставил всего три условия: назвать больницу именем святого князя Владимира, предназначить для бедных 100 бесплатных коек и содержать лечебницу образцово. Через четыре года невдалеке от Сокольников в большой березовой роще вырос целый комплекс из 20 павильонов и зданий. Они были с водяным отоплением, канализацией, вентиляцией, в кухнях можно было готовить на пару. Больница принимала детей до 12 лет, все лечились бесплатно, так как содержание стационара город взял на себя. В нем была сильная хирургия, никогда не отказывали в приеме любых заразных больных, и специалисты ценили лечебницу как прекрасную клиническую базу для усовершенствования.

Здесь под руководством старших врачей проходили стажировку молодые специалисты. В 1883 г. на территории комплекса была освящена церковь Живоначальной Троицы. Больница действительно стала образцовой — она была признана таковой на Всемирной выставке в Париже и награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе как лучшая в Европе больница для детей. Бывшая Владимирская детская больница сегодня на зывается Русаковской.

В 1885 г. в центре Москвы — на Садово-Кудринской — появился еще один новый больничный комплекс. Здесь свою усадьбу для устройства лечения маленьких пациентов передал князь А. А. Щербатов. Сделал он это по завещанию своей матери Софьи Степановны. Условия дарения были следующими: во-первых, ничего, кроме больницы, в доме не располагать и никаких доходов от дома и земли не извлекать. Вовторых, больницу назвать Софийской в память покойной княгини, а домовую церковь освятить во имя святых Татианы и Софии, чтобы восстановить посвящение престола больницы на Малой Бронной. Так как к тому времени претерпевшая ни один пожар больница на Бронной уже не могла госпитализировать больных, ее функции стала выполнять эта новая — Софийская больница.

А в церкви святой Софии, освященной на ее территории в 1897 г., был восстановлен престол больницы на Бронной — святой Татьяны (храм вновь передан Церкви в 2010 г.). Главным врачом Софийской больницы был один из первых российских педиатров, доктор медицины Егор Арсеньевич Покровский (1838-1895). Сын священника, он учился в Тверском духовном училище. Он был не только известным врачом, но и педагогом, большое распространение получила его статья «Купание и крещение ребенка в холодной воде». Как практикующий врач Егор Арсеньевич ежедневно бесплатно принимал детей неимущих родителей. Сегодня Софийская больница известна как Филатовская — в честь знаменитого детского врача Нила Федоровича Филатова.

Всe это было уже на пороге нового века, принесшего много удивительных научных открытий, в том числе и в молодой отрасли медицины — педиатрии.

Фрагменты книги Алексея Грачева «Когда болеют дети» представлены МОНИКИ по разрешению издательства «Даниловский блавестник».

О крещении ребенка

Если малыш родится здоровым, то строгих правил когда нужно окрестить его в храме, нет. Но традиционно это «происходит на сороковой день его рождения.

Через крещение, миропомазание которое необходимо провести как можно раньше, в душу ребенка вносится начало святой благодатной жизни.

С первых дней жизни ребенка родители должны смотреть на него как на вверенный им залог, за который они ответственны пред Богом.

С первых дней болезни ребенка должна быть молитва родителей. Важно причастить ребенка святых Христовых Тайн, дабы положить доброе начало в его лечение. Очень хорошо подать в храме записку о здравии на Литургию.

Хорошо заказать молебен о здравии болящего младенца - скажем, святому, имя которого он носит. Принести освященную на молебне воду домой и поить ребенка, причем как можно чаще.

Больному святую воду можно давать не только натощак, но весь день. Можно омывать ребенка этой водой - голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме - чтобы врачевать нас. Поэтому будем постоянно брать ее из храма, пить, помазывать ею, окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи.

Можно заказать сорокоуст о здравии - тогда ребенка будут в храме поминать сорок дней.

Нательный крестик должен быть на ребенке. Хорошо, если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем.

После того, как ребенок выздоровеет, надо, конечно,
благодарить Господа. И дети в семье начнут понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь и во всем этом - великая милость Божия.

Дети и пост

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям. Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обрели здоровье.

Конечно, все надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.

mi_espejo в Педиатр-невролог о прививках

Надежда Емельянова, педиатр-невролог, г. Москва: Я работала врачом педиатром в детском саду и прививала детей. В институте нам буквально на пальцах объяснили, как работает иммунная система, и теперь мне странно, почему я удовлетворилась этими "объяснялками". Если профессора иммунологии недоумевают по поводу сложности иммунитета, открывая все новые и новые механизмы в его функционировании, признаваясь, что очень мало знают об иммунитете, что вакцины опасны, то почему мне все казалось понятным и простым?!

И теперь, когда я слышу от педиатров, что вакцины "тренируют" иммунитет, что они защищают от инфекционных заболеваний, что вакцины безопасны, мне становится грустно и тревожно, потому что цена таким убогим "объяснялкам" - детское здоровье и детские жизни. Когда мне открылась оборотная сторона вакцинации, которую не афишируют и не преподносят в институте, мне стало страшно и стыдно. Страшно, потому что я поняла, наконец, что я сотворила со своим собственным ребенком, поняла, откуда растут "ноги" у его болячек и чем чревата такая "забота" о его здоровье.

А стыдно - потому что я, будучи врачом, неся ответственность за здоровье доверенных мне детей, так бездумно и легко относилась к вакцинации, а ведь она, по словам г. Онищенко (главного санитарного врача страны) является "серьезной иммунобиологической операцией".

Тут меня мои коллеги педиатры могут упрекнуть: "Понятно, что вакцинация, это не в бирюльки играть, нужен индивидуальный подход!" Здесь все дело в СТЕПЕНИ осознания глубины проблемы. Я ведь тоже очень строго отбирала детей на вакцинацию - обязательный осмотр, термометрия, анамнез (и чтобы никто в семье не болел, не чихал!), когда нужно - анализы, словом, все, что можно сделать в условиях поликлиники... Но надо признать, что эти минимальные данные (а в условиях поликлиники они же - максимальные), НИЧЕГО не говорят о состоянии иммунитета и здоровья в целом у конкретного ребенка. И не надо обманываться и обманывать родителей – даже развернутая иммунограмма и консультация иммунолога не защитят ребенка от побочного действия вакцин, не дадут гарантию, что прививка не спровоцирует серьезное аутоиммунное заболевание, что она не сорвет тонкие механизмы саморегуляции и у ребенка не разовьется диабет, бронхиальная астма, рак крови или другое неизлечимое заболевание.

Если бы родители на самом деле понимали, в какую рулетку они играют, то многие бы задумались.. Я поняла и задумалась.

Сейчас практически невозможно выставить диагноз "Поствакцинальное осложнение". Врач, сделавший это, подписывает себе приговор , поэтому никто не ставит такие диагнозы во избежание неприятностей. Поэтому МЫ НЕ ЗНАЕМ сколько на самом деле детей, пострадавших от вакцинации, и думаем, что очень мало (один на миллион), "пронесет" и на этот раз...

Я видела ребенка, шестимесячного, с которым на третий день после вакцинации случилась клиническая смерть. Его оживили, но он будет идиотом, потому что кора головного мозга погибла. НИКТО из врачей "не вспомнил", что за три дня до клинической смерти ему сделали прививку АКДС .

У нас много разговоров о так называемой концепции информированного согласия на медицинское вмешательство, в частности, на вакцинацию. На самом деле - это пустой звук.

Родитель, желая вакцинировать свое дитя, должен знать, что:

1. По Российскому законодательству ОН ИМЕЕТ ПРАВО на отказ от вакцинации (по любым соображениям, в том числе религиозным) и этот отказ не повлечет за собой НИКАКИХ последствий в виде неприема в детский сад, школу, институт. А те граждане, который чинят таким родителям препятствия, должны иметь дела с прокуратурой.

2. Родитель должен знать, что вакцины - это не лекарства, они опасны и грубо вмешиваются в иммунитет; должен знать, из чего они состоят, как испытываются и какие осложнения вакцинации существуют. Поэтому родитель должен давать ПИСЬМЕННОЕ согласие на прививку и ПОСЛЕ того, как прочитал и понял, что в вакцинах есть мертиолят, чужеродные ДНК, что вакцинация может спровоцировать сахарный диабет, рак, аутоиммунные заболевания, вызвать смерть.

Поэтому я стала доводить до сведения родителей факт существования закона "Об иммунопрофилактике", дающего право на отказ. Многие родители были удивлены, так как не знали, что вакцинация - дело добровольное. Они мне говорили, что не хотели прививать ребенка (или вообще, или какой-то конкретной вакциной) или хотели отложить вакцинацию, но им пригрозили, что без прививок не возьмут в сад, не дадут питание на молочной кухне и они согласились.

Я стала спрашивать родителей, знают ли они о составе вакцин, о способах их производства. Ведь прежде чем дать ребенку какое-то лекарство, каждый посмотрит на его состав и возможные побочные действия. Оказывается, что никто и никогда не видел аннотации к вакцинам перед прививкой. Обычных аннотаций, в которых черным по белому написано, из чего состоят вакцины и официальные осложнения на вакцинацию (например, смерть) никто не видел.

Однажды ко мне подошла главный врач частного медицинского центра и спросила, по какому праву я даю эту информацию родителям. Я ответила, что мой долг, в первую очередь, соблюдать принцип "не навреди", и родитель должен знать как можно больше, чтобы принять осознанное решение прививать - не прививать. Хозяйка этого частного центра тоже "озаботилась" и предупредила меня, что центр работает по программе МИНЗДРАВА, поэтому я не должна давать родителям эту информацию. Дело в том, что вакцинация - еще и прибыльный бизнес, дозу вакцины можно оптом купить за сто рублей, а "вколоть" - за тысячу . А какой бизнесмен не любит быстрой прибыли?

За мной стали следить, ограничили доступ к документации, мотивируя это "врачебной тайной", мне стало противно и я ушла.

В детскую поликлинику я пришла работать неврологом, думая, что теперь не буду связана с вакцинацией так, как была, работая педиатром в саду и в центре. Главного врача сразу предупредила, что я настороженно отношусь к вакцинации и считаю недопустимым вакцинировать детей ослабленных, недоношенных, с явными неврологическими проблемами.

Главный врач со мной во многом был согласен, сказал, что всегда был против вакцинации, что знаменитая педиатр Домбровская (его учитель) резко критиковала прививки... Сказал, что меня с радостью возьмет, но будет перевоспитывать.
Начались будни невролога. Неврологи очень осторожно относятся к вакцинации, особенно детей с проблемами нервной системы. Известно, что скрытая или явная патология нервной системы после вакцинации может манифестировать в виде судорожной готовности. То есть, вакцинация может провоцировать эпилепсию (описанное осложнение на вакцинацию). Я стала в сложных и сомнительных случаях давать медотводы на месяц-два от вакцинации. Родители спрашивали, а как же быть с педиатром, он настаивает на прививке. Я говорила, что РЕШАЕТЕ ВЫ, педиатр может только рекомендовать прививку. Говорила, что есть закон "Об иммунопрофилактике", на основании которого можно оформить отказ от вакцинации, чтобы педиатр "отстал".

Зав. поликлиникой предупредила: "Наступите на горло собственной песне". Однажды на консультации был особенно тяжелый ребенок, угрожаемый по ДЦП (на самом деле-то уже с ДЦП, но такой диагноз ему поставят после года), я запретила делать ему вакцинацию, потому что на ее фоне ДЦП резко прогрессирует. Меня не послушали, тогда я сказала главному врачу, что снимаю с себя ответственность за таких пациентов. Ну что, в самом деле, за игры?! Невролог, понимая всю тяжесть поражения нервной системы и неблагоприятный прогноз, дает медотвод, а педиатр отмахивается от него, как от назойливой мухи, и делает прививку... В общем, перевоспитать меня не удалось и меня уволили.

Педиатры в поликлинике на прием тратят по пять- десять минут (чтобы больше заработать по ОМС), поэтому педиатр - это работник конвейера, подумать ему некогда. Основная его функция - вакцинировать детей, так как другие проблемы будут решать узкие специалисты, или он сам с помощью калполов, кларитинов, флемоксинов. Перед прививкой осмотр осуществляется "на глазок". После прививки не отслеживается состояние ребенка, поэтому педиатр не связывает ухудшение здоровья ребенка с недавно сделанной прививкой.

Неврологи находятся не в лучшем положении - тот, кто задумывается о последствиях вакцинации для конкретного ребенка, дает медотвод, но вопрос о вакцинации решает педиатр, с которого "снимают стружку за недоохваты" прививками. Поэтому невролог получает на следующем приеме еще бОльшую проблему в состоянии здоровья ребенка, но решение о следующей прививке - опять за педиатром.

Разорвать этот порочный круг могут только родители, которые понимают, что вакцинация - "это сложнейшая иммунобиологическая операция" и не дадут разрешение вакцинировать своего ребенка, если считают, что надо подождать или, что прививки вредны и они ОТКАЗЫВАЮТСЯ делать их сознательно. У меня есть под наблюдением здоровые непривитые дети - это СОВСЕМ ДРУГИЕ дети...

Поделиться