Учебное заведение платона. Основание академии платоном. Платон и его Академия

песни о Варяге
роман 03.12.2007 11:07:46

“ВАРЯГ”
Наверх вы, товарищи,
все по местам!
Последний парад наступает…
Врагу не сдается наш гордый “Варяг”,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают,
Готовьтеся к бою, орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкают.
И с пристани верной
мы в битву пойдем,
Навстречу грядущей нам смерти.
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти.
Свистит и гремит,
и грохочет кругом
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный “Варяг”
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях
трепещут тела,
Гром пушек, дым и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи, с Богом, ура!
Кипящее море под нами.
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажет ни камень, ни крест,
где легли
Во славу мы русского флота.
Лишь волны морские
прославят вовек
Геройскую гибель “Варяга”
...Балтийцы, вперед - на заклятых врагов!
Вперед, боевые ребята,
Покажем, что значит удар моряков.
Покажем, что мы из Кронштадта…
...В суровое море уходит “Варяг”,
Чье имя в легендах воспето.
Гвардейский на гафеле
плещется флаг,
Застыли на старте ракеты


другой взгляд на подвиг варяга
роман 04.12.2007 12:27:21

1. Крейсер «Варяг» - лучший в мире крейсер. Стоит уточнить. Его боевой коэффициент был равен 14 баллам, тогда как японский крейсер «Азама» имел 55 баллов. Можно говорить о самом скоростном крейсере, так как «Варяг» достигал скорости до 24 узлов, в сравнении с 20 узлами у крейсеров противника.
2. Энциклопедия утверждает, что «Варяг» значительно повредил и вывел из строя броненосный крейсер «Азама», имевший защитную броню толщиной 6 дюймов. Дело в том, что «Варяг» имел самые крупные пушки в 6 дюймов, но снаряд подобного калибра не мог пробить броневые листы - это под силу только 8-дюймовому орудию, которое имелось на канонерской лодке «Кореец».
3. Как утверждает А. Сергеев (автор романа «Варяг»), использовавший при написании книги исторические источники, «Варяг» совершил 1000 выстрелов из всех видов орудий, но «достать» противника он не мог, так как его начал обстреливать крейсер «Азама» из четырех 8-дюймовых орудий, дальность поражения у которых превышает 6-дюймовую артиллерию. В результате все снаряды «Варяга» утонули, не достав ни один из кораблей противника.
4. В энциклопедии говорится о том, что починить корабли (множественное число) быстро не удалось, но канонерская лодка «Кореец» имела единственное отверстие от снаряда, который прошел навылет, на корабле не было ни одного раненого, не говоря уже об убитых. Таким образом, канонерскую лодку по приказу капитана Руднева взорвали в полной исправности и боевой готовности, с полным боезапасом, так как за время боя «Кореец» произвел 49 выстрелов и при этом потопил миноносец, разбил два головных крейсера «Азама» и «Такачихо». Именно этот факт заставил японскую эскадру прекратить преследование русских кораблей, когда разбитый «Варяг» начал отходить в порт, а «Кореец» в это время только ввязался в бой с японской эскадрой и нанес ей тяжелый урон. К слову, боевой коэффициент «Корейца» - 0,05 балла!
5. Энциклопедия даже не называет имени капитана «Корейца», им был Беляев Григорий Павлович. Жаль, но сведений об этом великом морском командире, который выдержал два боя с японской эскадрой, нанес ощутимый урон неприятелю и не допустил ни одного раненого на корабле, сохранив канонерскую лодку в полной боевой готовности,- в энциклопедиях нет, так наша Родина помнит своих истинных героев.
События разворачивались следующим образом: 26 января 1904 года «Кореец» был зажат между четырьмя миноносцами, в него было пущено 3 торпеды, от которых он ушел. После этого удачным маневром Беляев загнал миноносец «Цубаме» на мель, остановил двумя предупредительными выстрелами «Такачихо» и пошел на таран миноносца «Хато», от которого тот отказался, повернув назад. Капитан Руднев строго осудил действия Беляева, спасшего команду и корабль, преподав урок японцам.
27 января 1904 года «Варяг» выдвинулся вперед, так как был очень быстроходным. «Кореец» тянулся сзади (при максимальной скорости 10 узлов против 24 «Варяга»). Однако крейсер всякий раз останавливался, поджидая своего отставшего напарника. Именно из-за очередной остановки «Варяг» превратился в мишень для дальнобойных орудий «Азамы». Открыв ответный огонь, русский крейсер надеялся не сразить врага, а не подпустить его к себе на близкое расстояние. На «Корейце» заранее (еще в порту) были срублены все деревянные надстройки и мачты, чтобы не вызвать пожар; к тому же и прицел ведут на мачту корабля.
Когда через 25 минут боя «Варяг» повернул назад, потому что он весь был в огне и с поврежденным рулем, «Кореец» начал пристрелку по последнему миноносцу японской эскадры, потопив его двумя выстрелами. После этого началась перестрелка с броненосцем «Азама» (боевой коэффициент которого 55 против 0,05 у «Корейца»). Броненосец был полностью выведен из строя, а завершил бой расстрел крейсера «Такачихо», который также понес серьезные потери. «Кореец» был вынужден прикрывать отход «Варяга», а японская эскадра не рискнула преследовать храбреца.
«Кореец» был взорван, а «Варяг» потоплен по приказу Руднева. Прошло 94 года, и все поют о подвиге «Варяга», но никто не знает, что этот подвиг совершил другой корабль и другой капитан. Это канонерская лодка «Кореец» дала бой 14 кораблям противника и дважды выиграла бой. Это капитан Беляев сохранил людей, корабль и нанёс значительный урон японской эскадре.
И еще: Руднев в своих мемуарах даже не упомянул, что он был командиром «Варяга», но красочно описал, как мичманом плавал вокруг света на крейсере «Африка»,- это очень точно оценивает «подвиг» «Варяга», когда командир вывел людей на смерть, а не на бой.
Так как «Кореец» вынужден был стать участником этого боя, а его судьба целиком зависела не от капитана Беляева, а от Руднева, то итог коснулся и его: корабль был потоплен вместе с «Варягом». Таким образом, для канонерской лодки стал роком не враг, а безвольный командир «Варяга» Руднев, который постарался поскорее забыть свой позор, но умудрился войти в историю как герой.
Из книги "От нумерологии к цифровому анализу" А.Ф. Александрова.


ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД, ИЛИ СОРОК ПЯТЬ МИНУТ БЕССМЕРТИЯ
роман 04.12.2007 01:03:38

Сайт: газета "Россiя"

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД, ИЛИ СОРОК ПЯТЬ МИНУТ БЕССМЕРТИЯ
Сто лет - большой срок. Во всяком случае, достаточный для того, чтобы определить границы забвения для события, явления или человека. Прошел ровно век с начала Русско-японской войны, и мало уже кто толком помнит о ее причинах, событиях и участниках. Но песню о "Варяге" в России помнят и поют до сих пор и, надеюсь, будут петь и дальше. Это песня-памятник. Памятник, который нельзя ни свалить, ни разбить. Наверное, сто лет назад произошло у корейского берега нечто такое, что легло кирпичиком в здание нашего национального самосознания. Сто лет назад крейсер 1-го класса "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" приняли свой последний бой в корейской бухте Чемульпо.
Итак, 1904 год, заря ХХ века. 27 января по старому стилю и 9 февраля по новому. Днем раньше Япония начала войну с Россией, нанеся внезапный удар по нашим кораблям на рейде Порт-Артура. Причины и движущие силы Русско-японской войны - отдельная тема. Применительно к тому, что совершили моряки "Варяга" и "Корейца", это не имеет особого значения. Находясь в нейтральном корейском порту Чемульпо, они, имея очень неясную и противоречивую информацию о происходящем, должны были действовать сообразно с обстановкой и своим понятием о долге и чести.
И тут, наверное, стоит сказать, что 1904 год, хотя хронологически и является ХХ веком, был все-таки еще продолжением века XIX и в смысле человеческой психологии, и в смысле традиций. И если японцы, напав без объявления войны, шокировали весь цивилизованный мир, то в остальном, желая в этот цивилизованный мир войти, они соблюдали нормы и правила ведения войны, закрепленные в международных соглашениях. Японская эскадра в составе 14 кораблей (6 крейсеров и 8 миноносцев) под командованием адмирала Уриу блокировала выходы из порта Чемульпо. (Сейчас этот город называется Инчхон). Ему нужно было очистить порт от вражеских кораблей, чтобы обеспечить высадку там 1-й армии генерала Куроки.
Памятуя о том, что порт нейтрален, что в нем, кроме "Варяга" и "Корейца", стоят еще английские, французские, немецкие и итальянские военные корабли, японцы решили не устраивать там погрома. Командиру "Варяга" капитану 1-го ранга Всеволоду Федоровичу Рудневу (капитан "Корейца" Беляев находился в его подчинении) было предложено сдаться или выйти для боя в открытое море в указанный срок. Ультиматум, впрочем, не был простой формальностью. Крейсер 1-го класса "Варяг" был одним из новейших в нашем флоте (построен в 1899 году), с очень высокими мореходными качествами, мощной машиной. Сам по себе он мог хотя бы попытаться прорваться из Чемульпо, и с достаточно большими шансами на успех. Но этого не могла сделать канонерская лодка "Кореец". Это была плавучая батарея, тихоходная, старая, но с двумя мощными 8-дюймовыми орудиями. Судя по всему, эти два корабля и были сведены вместе именно из соображений сочетания мощности огня и скорости хода. Но как бы там ни было, а бросить Беляева Руднев не мог.
Тут еще раз стоит повторить, что 1904 год - это все-таки еще XIX век. Понятия чести, долга, товарищества сидят даже не в мозгу, в костях всякого нормального русского офицера. Слова Суворова "Сам погибай, а товарища выручай" - это не крылатая фраза, а прямое руководство к действию. На этом воспитаны и Руднев, и Беляев, их офицеры и матросы. Это знал и адмирал Уриу, потому что сам был воспитан точно так же. И еще он очень хотел преподнести два русских корабля в подарок своему императору в день его восшествия на престол.
И именно поэтому Всеволод Федорович Руднев оказался перед дилеммой. Ну о том, чтобы сдаться без боя, конечно, и мысли не было ни в кубриках, ни в кают-компаниях. Суть дилеммы, стоявшей перед Рудневым, была в том, чтобы бросить "Корейца" на плен и тем самым потерять честь или обречь на смерть сотни людей и самого себя в чудовищно неравном бою. Ведь в отличие от сухопутного командира, который находится тем дальше от боя и смерти, чем выше его чин, моряки любого ранга равны перед лицом смерти. Поэтому капитан Руднев и обратился к своим матросам: "товарищи".
Остальные варианты выхода из ситуации с точки зрения русского морского офицера были чисто теоретические. Можно было, например, взять на борт "Варяга" команду "Корейца" и попытаться полным ходом прорваться в Порт-Артур. Но и тут шансы были невелики. Бухта Чемульпо тогда имела очень сложный фарватер, изобиловала мелями и подводными камнями, так что дать полный ход было невозможно. А без этого и без тяжелых пушек "Корейца" "Варяг" терял все свои и без того жалкие преимущества. Но что тогда делать с канонеркой? За сдачу противнику боевого корабля по уставу Петра I положена смертная казнь. А затопить канонерку без боя... Это утрата чести. Для русских моряков это было страшнее смерти. Ибо в жизни и смерти человека волен Бог, а честью своей распоряжается он сам...
Так что наши моряки сделали единственно возможный для них выбор. Они уходили из акватории Чемульпо навстречу японцам, и иностранные капитаны салютовали им флагами, выстроив свои команды на палубах. Это действительно был последний парад.
На одном из иностранных кораблей играли "Боже, царя храни!". "Варяг" попрощался флажками: "Не поминайте лихом!" Моряки с иностранных кораблей прыгали в воду и пытались вплавь на него перебраться.
Бой был недолгим и длился всего 45 минут. В ходе его наши моряки потопили один японский миноносец и изуродовали два крейсера. Но и японские снаряды избили "Варяга" и "Корейца" до неузнаваемости, 34 человека были убиты, 74 ранены. Вести бой больше не было физической возможности, на наших кораблях были разбиты все орудия. Руднев принял решение топить свои корабли. Русские моряки свято верили, что Андреевский флаг может уйти под воду, но он никогда не будет спущен...
Командование расценило действия Руднева как правильные и героические. После того как наши моряки через нейтральные страны добрались до своих, все офицеры и матросы были награждены. Сам Всеволод Федорович Руднев был назначен с повышением командиром броненосца, а вскоре получил на эполеты адмиральских орлов.
А что касается самого крейсера "Варяг", то японцы сумели поднять его со дна моря, и под именем "Сойа" корабль вошел в состав японского флота. Таким образом, под Андреевским флагом он проходил 5 лет, а под "Хино-мару" - почти 11. В 1916 году наше правительство выкупило корабль у японцев и отправило под старым именем в ремонт в Англию. У самых берегов Шотландии корабль затонул, и только недавно были обнаружены координаты места его успокоения. Понятно, что большевистское правительство интереса к "Варягу" не проявило. Остались имя, и слава, и песня.
Кстати, о песне. Как это ни парадоксально, стихи эти были написаны в Германии немецким поэтом Рудольфом Грейнцем и опубликованы в мюнхенском журнале "Югенд". До мировой войны оставалось целое десятилетие, и в Германии были еще сильны русофильские настроения. Потом поэтесса-любительница Е. Студентская перевела стихотворение на русский язык, а музыкант 12-го Астраханского гренадерского полка А.С. Турищев положил на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца".
Песня эта стала действительно народной, и большевики не смоги ее отменить. В 1941 году ее пели, так же как в 1914-м. Кстати, именно в 1914-м она претерпела единственное и в общем-то справедливое изменение. Консул Японии, которая в Первой мировой была уже нашим союзником, очень вежливо попросил изъять из нее 3-й куплет, который звучал так:
Из гавани тихой на бой мы идем
Навстречу грозящей нам смерти
За веру, царя и Россию умрем,
Держись, желторожие черти.
Японцев если и можно назвать "чертями", то только в том смысле, что сражались они как черти. А в остальном никто и никогда так точно и скрупулезно не соблюдал международных законов и правил ведения войны, как японцы в ту войну. Пленным русским офицерам они разрешали носить не только русскую форму, но даже оружие. Они были достойными и благородными противниками


песня о Варяге
роман 04.12.2007 02:04:16

Плещут холодные волны
Бьются о берег морской
Носятся чайки над морем
Крики их полны тоской.

Мечутся белые чайки
Что–то встревожило их
Чу! Прогремели раскаты
Взрывов далеких глухих.

Там среди шумного моря
Вьется Андреевский стяг
Бьется с неравною силой
Гордый красавец Варяг.

Сбита высокая мачта
Броня пробита на нем,
Борется стойко команда
С морем, огнем и врагом.

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский стяг
Сами взорвали «Корейца»
Нами потоплен Варяг.

Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть
В битве врагу не сдалися
Пали за русскую честь.

Плещут холодные волны
Бьются о берег морской
Чайки несутся в Россию
Крики их полны тоской.

/Музыка и слова народные/

Бьется с неравною силой
Гордый красавец «Варяг».
Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский стяг.
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».


Памяти крейсера I-го ранга "Варяг"
роман 04.12.2007 04:55:57

Бой при Чемульпо"
(Памяти крейсера I-го ранга "Варяг"
и мореходной канонерской лодки "Кореец").
"Кореец" и "Варяг", полны отваги,
Хотя с врагом их силы неравны,
Вступают в бой, неся на мачтах флаги
Их родины, любезной им страны.
Сам Урио их вызвал в бой кровавый.
Имеет он четырнадцать судов,
Но наши два героя дышут славой,
Вступают в бой, славнейший из боев.
Японец им сигналом предлагает
Без боя сдать отважныя суда:
"Варяг" на дерзость ту не отвечает
И давит гнев в себе не без труда.
Гремит оркестр на крейсере нейтральном,
Несется гимн: "Господь, царя храни!"
Суда идут в порядке идеальном,
Как будто на парад идут они.
Взвился сигнал на вражеской "Асаме",
Суда открыли страшную пальбу;
"Кореец" и "Варяг" стреляют сами,
Не ропщут на тяжелую судьбу,
А борятся за право жить на свете,
За веру, за отчизну, за царя.
Оне - смелы; оне - России дети;
Оне - орлы, короче говоря.
~
Окончен бой. Израненный в сраженьи
Вернулся в гавань доблестный "Варяг",
"Кореец" с ним, испив до дна мученья,
Не посрамив наш славный русский флаг.
Но, чтоб судов, разбитых в битве страшной,
У нас враги не вздумали отнять,
Начальник русский - бравый и отважный -
Решил суда немедленно взорвать.
И вскоре рейд Чемульпскаго залива
И вместе с ним нейтральные суда
Дрожали все от страшной силы взрыва,
И в бухте грозно пенилась вода.
Суда держав нейтральных приютили
Команду с наших взорванных судов,
Оне видали бой и оценили
Любовь к отчизне преданных сынов.
Но и враги немало пострадали,
Немало получили тяжких ран,
А "Такачиху", нам передавали,
У них отнял Великий Океан.
~
Я с гордостью, с любовью и с поклоном
Приветствовать душой и сердцем рад
И восхвалять в порыве восхищенном
Защитников, вернувшихся назад.
Надеюсь, что еще найдутся люди,
Которые поддержат русский флаг,
Как сделали, врагу подставив груди,
Безсмертные "Кореец" и "Варяг".
Игорь Лотарев.
С.-Петербург.
4-го Января 1905 года

Вглядитесь в его портрет. Во всем облике — достоинство. Благородное лицо, умные глаза. Настоящий русский офицер — храбрый, верный воинскому долгу. Таким был Всеволод Федорович Руднев, контр-адмирал Русского Императорского флота, командир «Варяга». Флотоводец принял всего одно сражение в жизни, но какое!

Отцовское напутствие

В 1946 году на экраны вышел художественный фильм «Крейсер Варяг». Роль Руднева исполнил замечательный артист, к тому времени двукратный лауреат Сталинской премии (всего у него пять таких званий), Борис Ливанов . Это была классика советского батального кино. Герой Ливанова потрясал отвагой, внушал уважение словами и поступками. Конечно, артист никогда не видел и не слышал адмирала, но своей блестящей игрой сумел убедить зрителей, что Всеволод Руднев был именно таким, каким он его сыграл…

Командир «Варяга» — выходец из старинного рода дворян Тульской губернии. И традиции у того рода были славными. Предок контр-адмирала — матрос Семен Руднев храбро бился с турками под Азовом в конце XVII века и получил офицерское звание указом Петра Первого .

Продолжил традицию рода отец контр-адмирала — Федор Руднев , также доблестно сражавшийся с турками. Он участвовал в сражениях на Черном, в Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя и дослужился до капитана первого ранга.

Ну а Рудневу-сыну сам бог велел бороздить моря и океаны. Он хорошо запомнил слова батюшки: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы Рудневых Российскому флоту. Помни — среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока она цела. Не спускай пред ним флага!»

Учеба, служба, кругосветки

Дебют Руднева был блестящим — морское училище, диплом с отличием и Нахимовская премия. Затем первое заграничное плавание — больше года — на учебном фрегате «Петропавловск». Служил гардемарин Руднев на том корабле простым матросом и испытал все тяготы и превратности морской службы.

Потом было новое заграничное плавание — уже на крейсере «Африка». Корабль шел длинным извилистым путем, заходя в порты Англии, Франции, Италии, Греции, Турции. Впечатления о том путешествии Руднев изложил в книге «Кругосветное плавание на крейсере «Африка».

Потом были другие кругосветки, новые назначения, повышения в чине. Куда только не забрасывали Руднева начальство и судьба! Он командовал портовым пароходом «Работник», броненосцами «Адмирал Грейг» и «Чародейка», миноносцами «Котлин» и «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий». В общей сложности он служил на семнадцати кораблях.

В декабре 1901-го 46-летний Руднев «догнал» отца, став капитаном первого ранга. А спустя ровно год вышел приказ Морского министерства о его назначении командиром нового крейсера «Варяг», вошедшего в состав Порт-Артурской эскадры.

Этот 4-трубный, двухмачтовый, хорошо вооруженный крейсер, построенный в Филадельфии по заказу адмиралтейства России, считался одним из лучших в военном флоте империи. Но был не без «греха» — в частности, скорость была ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Все это отозвалось печальным эхом во время сражения с японской эскадрой.

Война была уже рядом. И встретить ее «Варягу» было суждено у корейского порта Чемульпо. Туда за месяц до начала боевых действий был направлен крейсер. Его задачей была охрана русской миссии.

Крейсер "Варяг" 1904 год (Фото: wikimedia)

«Мы идем на прорыв…»

26 января 1904 года японская эскадра подошла к порту Чемульпо. Пушки шести крейсеров и восьми миноносцев Страны восходящего солнца угрожающе уставились на «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые стояли на внутреннем рейде. Это была не только демонстрация силы — на следующий день Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу . Поскольку началась война между двумя странами, японцы требовали покинуть Чемульпо до полудня. В противном случае они угрожали открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту.

Дальнейшее известно — «Варяг» и «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Беляева приняли жестокий, неравный бой. Перед сражением Руднев обратился к экипажу: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Не сдадим крейсер и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, особенно комендоры. Каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Итак, смело в бой, за честь нашего флага! Ура!». Матросы ответили своим троекратным «Ура!»

27 января 1904 года в 11 часов 10 минут на крейсере «Варяг» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десть минут корабль под величественные звуки гимна «Боже, царя храни», начал свой последний парад…

Сражение, длившееся немногим более часа, вошло в историю. Русские сражались с невиданной храбростью. Смертельным дождем сыпалась картечь, море кипело от взрывов, обдавая палубу крейсера осколками снарядов и потоками воды. Все было почти как в песне, которую сложил немец Рудольф Грейнц : «И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг подобен кромешному аду…».

В ходе боя один офицер и 30 матросов «Варяга» были убиты, шесть офицеров и 85 нижних чинов получили ранения и контузии. Около ста моряков отделались легкими повреждениями.

Сам Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались многие матросы, которые, не обращая внимания на ураганный огонь, не покидали своих позиций. «Варяг» получил многочисленные повреждения, но и сам изрядно потрепал врага — его орудия причинили серьезные повреждения крейсерам «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потопили один миноносец. Впрочем, японцы утверждали, что попаданий в их корабли не было. Однако в это не очень верится — за несколько месяцев до сражения «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры и, выпалив 145 раз, трижды поразил цель. А в бою с японцами крейсер выпустил 1105 снарядов!

«Варяг» после боя в бухте Чемульпо (Фото: wikimedia)

Встреча на Родине

Разбитый крейсер и канонерка вернулись в порт, где его восторженно встретили моряки иностранных судов, стоявших в порту Чемульпо. Капитан французского крейсера, увидевший «Варяг», был в ужасе: «…палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…».

После совещания с офицерами крейсера и командиром «Корейца» Беляевым, Руднев принял решение снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать…

Через некоторое время «Варяг» был поднят японцами со дна Тихого океана, отремонтирован и введен в состав Императорского флота под названием «Соя». Во время Первой мировой войны Россия выкупила легендарный крейсер. Но через несколько лет он снова лег на дно — на сей раз у побережья Шотландии.

…В Чемульпо морякам «Варяга» оказали необходимую помощь, разместили на иностранных крейсерах — британском «Тэлботе», итальянском «Эльба» и французском «Паскале». И лишь командир американского крейсера «Виксбург» отказался взять на борт русских, ограничившись присылкой врача. Но Руднев от такой помощи отказался. Французские газеты писали: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций».

Когда моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на Родину, их встретили как героев. Офицеры и командир крейсера были удостоены орденов Святого Георгия, матросов наградили Георгиевскими крестами и выдали каждому золотые и серебряные часы с надписью «Герою Чемульпо».

Герои удостоились аудиенции у императора. «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися, — сказал Николай Второй. — Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов… От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».

император Николай II приветствует вернувшихся на родину геров-моряков с "Варяга" у Зимнего дворца 16 апреля 1904 года (Фото: Репродукция Катаев Виктор/ ТАСС)

Награда от врага

Любопытно, что Руднев получил еще один знак признания, причем, от… своих врагов. В 1907 году японский император Муцухито, восхищенный мужеством русских моряков, наградил его орденом Восходящего солнца. Всеволод Федорович, хотя и принял орден, никогда его не носил. К слову, Руднев стал одним из первых европейцев, получившим эту награду.

Казалось, что остаток жизни Руднев проведет согретый яркими лучами славы. Однако он быстро угодил в опалу. Всеволод Федорович, получивший назначение на эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», в ноябре 1905 года отказался воздействовать на революционно настроенных матросов своего экипажа. Вольнодумец был немедленно уволен со службы, ему запретили посещать корабли и флотские экипажи и предложили покинуть Санкт-Петербург. Правда, напоследок, учитывая прежние заслуги, Руднева произвели в контр-адмиралы.

Наступил период изгнания, впрочем, недолгий. Уязвленный герой уединился в Тульской губернии — в имении в селе Мышенки Алексинского уезда (сейчас это Заокский район). Увы, летом 1913 года здоровье Руднева резко ухудшилось — сказались и контузия, и тяжелая рана, полученные при сражении в Чемульпо…

57-летний контр-адмирал был скромно, без воинских почестей был предан земле в селе Савино. Единственным военным, который присутствовал на его похоронах, был бывший сослуживец и старый друг Руднева адмирал Абрамов .

Вечная память

О корабле и его героическом экипаже долго не упоминали. Вспомнили только через полвека — к 50-летию сражения у Чемульпо, 8 февраля 1954 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Удалось отыскать 50 человек — им вручили не только награды, но и установили персональные пенсии. Самому старшему из моряков легендарного крейсера — Федору Семенову — было 80 лет.

На родине Всеволода Руднева в Тульской области открыт музей его имени. Памятник командиру крейсера установлен в селе Савино и в городе Новомосковске, неподалеку от места, где находилось родовое имение Рудневых. Улицы, названные его именем, находятся во многих городах страны, в том числе и в Москве.

Сейчас в составе Тихоокеанского флота России несет службу гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это и есть связь времен. В наше время другое поколение российских моряков охраняет рубежи родины.

В. Ф. Руднев родился в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). В то время отец Руднева, капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев был командиром Рижской брандвахты.

Род Рудневых, дворян Тульской губернии, с 1616 года владел имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области).

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого (за храбрость).

Отец - Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году вышел в отставку имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году.

После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии.

Учёба

В Любани Всеволод Руднев закончил гимназию.

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ - Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая этого года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 годы звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года - в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Дальнейшая служба

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).

16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу - «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880-1883 годах».

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.

C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.

4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.

Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка - сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.

31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким - их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

Служба на Дальнем Востоке

В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона.

В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:

Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. По сообщениям из разных источников, огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

После окончания службы

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

  • Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - "Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейца в переводе с немецкого Евгении Студенской).
  • Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
  • В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».
  • 30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
  • 9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
  • 9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
  • К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».
  • В Москве есть улица Адмирала Руднева.
  • В Липецке есть переулок Руднева.
  • Во Владивостоке есть улица Руднева.
  • В Хабаровске есть улица Руднева.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») #2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») #4182).
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Платон (Πλάτων) был вторым из великой триады древнегреческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля, которые заложили философские основы западной цивилизации. Его настоящее имя было Аристоклес, в юности его прозвали Платоном за его широкое лицо и лоб.

Как потомок знатного рода, Платон получил в детстве и в подростковом возрасте знания и образование у лучших учителей того времени . Он изучал поэзию, точные науки, музыку, занимался спортом. Но решающим для его нравственно-духовной ориентации было знакомство с Сократом. В тот период Платону было двадцать лет. Следует также отметить, что его ранние личные устремления были, вероятно, политическими, но встреча с Сократом навсегда изменили его духовную ориентацию, разрушила юный поэтический настрой и привела к философии.

В конце концов, Платон почувствовал отвращение к насилию и обнаружил, что в Афинской политике не было места для добросовестного человека. Убийство Сократа и дальнейшая последовательная психологическая атмосфера в древних Афинах , чуть позже привели к тому, что Платон вместе с другими учениками Сократа уезжают из Афин в Мегару.

Академия Платона (Ακαδημία Πλάτωνος)

Академия, основанная Платоном в Афинах, по литературным источникам и археологическим находкам, становится первым организованным духовным центром человечества на университетском уровне.

Академия была основана Платоном, вероятно, в 387 году до нашей эры или в следующем году, после возвращения его из первой поездки в Сиракузы.

Академия располагалась в большом парке, на площади в 15 акров, в районе, где поклонялись мифическому герою Академу, отсюда и название школы. О правилах работы и методах обучения в академии Платона, известно немного.

Платон давал устные уроки , его ученики записывали услышанное для лучшего изучении предмета. Лекции Платона для более широкой аудитории были направлены на то, чтобы отобразить методы, которыми должен следовать каждый мыслящий человек и не искушаться мудростью софистов .

Цель преподавания Платона заключалась в том, чтобы решать и ограничивать научными методами все области знаний , так называемые теоретические, а также позитивные науки. Чтобы культивировать и приобретать истинное знание, условием было идти по пути добродетели.

Хотя Платон не отличается своим вкладом в математическую науку, тем не менее, точные науки имели преобладающее значение в обучении. Решающую роль на уровне математических исследований, сыграл приход выдающегося математика Евдокса Книдского, который в сопровождении своих учеников присоединился к академии Платона. В этой области академия открыла новые пути главным образом путем отделения изучения геометрии от арифметики, а также систематического исследования музыки и гармонии в астрономии.

Преподавание в академии Платона включало в себя все направления философии, диалектики, математики, астрономии, естественных наук, политической теории и музыки, в то время как преемственность в ее руководстве осуществлялась путем выбора среди ее основных членов, так называемых «партнеров».

Академия Платона продолжала работать в течение трех столетий, здесь учились и преподавали величайшие философы и ученые позднего классического и эллинистического периода, такие как Аристотель , Ксенократ, Гераклид Понтийский, Аркесилай, Филон из Лариссы и другие.

В 86 году до н.э., во времена Митридатовых войн , вторгшиеся войска римского генерала Суллы, разрушили рощу и большую часть академии Платона, в результате чего философская деятельность там была прервана, через года была восстановлена вновь. Закрыта окончательно академия Платона была по приказу византийского императора Юстина I, который таким образом боролся с язычеством.

Популярные статьи

Рождество в Греции 2018 - 2019

Рождество (Χριστούγεννα) - это праздник воспоминания о рождении Иисуса Христа, самый большой праздник всего Христианского мира.

Президентский дворец в Афинах

Президентский дворец - неоклассическое трехэтажное здание расположено в центре греческой столицы , позади Национального парка и парламента, на улице Герода Аттика.

Национальный гимн Греции

Сто пятьдесят восемь куплетов включает в себя национальный греческий гимн - это самый длинный гимн в мире. По этой причине гимн стал мировым рекордом и был занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». В большинстве случаях исполняются первые два куплета.

Остров Закинф (Закинтос, Ζάκυνθος), расположен в Ионическом море, в 18 км от полуострова Пелопоннес , форма его напоминает треугольник, площадь составляет 406 кв. км, население острова - 41 тыс человек. Это самый густонаселенный остров Ионических островов.

Фасоль «мавроматика» с перцем, помидорами и чесноком (Μαυρομάτικα φασόλια με πιπεριές, ντομάτα και σκόρδο)

По-гречески: мавро - чёрное, матья - глаза, применив наши познания в греческом языке, получается название фасоли «чёрные глаза» (мавроматика). Эта фасоль имеет ряд преимуществ - не требует предварительного замачивания, занимает меньше времени в приготовлении.

В XV веке в Италии зародились первые академии — тогда это были салоны интеллигенции, в которых обсуждались проблемы философии, эстетики и религии. сайт решил собрать главные факты о самой известной из них — Платоновской академии в Италии.

Философия неоплатонизма

В XV веке неоплатонизм достиг наибольшего расцвета, хотя зародился как философское течение в далеком III веке. Впрочем, задачи представителей этого движения за такой солидный промежуток времени практически не изменились — главной их целью по-прежнему было комментирование и систематизация текстов Платона.

Обращение к знаменитым диалогам Платона оказалось актуальным в XV веке не случайно — в культурном тренде было активное возрождение идей Античности. Приверженцы неоплатонизма противопоставляли себя догматизму схоластики и идеям Аристотеля, уделяя большое внимание миру идей, превознося человека.

Основатель Академии — Марсилио Фичино

Основателем флорентийской Платоновской академии стал Марсилио Фичино, выдающийся итальянский философ, гуманист, астролог. Изучение древних языков составляло обязательную программу в образовании европейских интеллектуалов, поэтому Марсилио изучал греческий и латынь в Флорентийской академии. Благо, что родители могли себе это позволить — отец Фичино был личным врачом Медичи и вращался в самых изысканных и образованных кругах утонченной и интеллектуальной Флоренции. Благодаря образованию Фичино получает знания также в области медицины, литературы и философии.


Благодаря переводам Марсилио Фичино идеи Платона стали широко известны


В 1468 году Марсилио завершил перевод всех текстов Платона на латынь. Благодаря переводам и комментариям Фичино идеи Платона стали широко известны. Идея воссоздать платоновскую Академию принадлежала вовсе не Марсилио, а знатному покровителю их семейства — Козимо Медичи. С выбором места встреч Академии особенных проблем тоже не было. Им стало одно из имений Медичи — вилла Кареджи близ Флоренции.

Площадка для дискуссии — вилла Кареджи

Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, проходили на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях Академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в Академии не было. В состав постоянных учеников-гостей Академии входили представители самых разных профессий, а ее деятельность вызвала широкий общественный резонанс, став крупным интеллектуальным центром Возрождения.

Встречи неоплатонистов проходили на вилле Кареджи более 30 лет

Самые известные ученики Академии

На заседаниях Академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами Академии были связаны имена многих ведущих гуманистов своей эпохи.



Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов», Николай Кузанский, который смог сочетать занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участником встреч Академии был и гениальный художник Сандро Ботичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская Академия была полезной интеллектуальной «тусовкой» для того, кто хотел построить академическую карьеру.

На заседаниях Платоновской академии часто бывал сам Козимо Медичи


Другие Академии Италии

Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникают и другие Академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.

Поделиться