Понятие локальная культура. Локальные культуры. Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания

термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных исторических типов культуры, которые и называют Л.т.к.

  • - виды, встречающиеся только в какой-либо группе ценозов...

    Словарь ботанических терминов

  • - гомологии группы определенные в точках - гомологии с компактными носителями...

    Математическая энциклопедия

  • - теоремы о перенесении свойств с локальных частей модели на всю модель, установленные А. И. Мальцевым...

    Математическая энциклопедия

  • - юр. коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - подземные воды, приуроченные к определенным горным породам, имеющим незначительные площади распространения...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - ...

    Энциклопедический словарь нанотехнологий

  • - См. АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Локальные дефектные участки газопровода - участки газопровода, на которых существуют условия отслоения изоляционного покрытия и протекают коррозионные и/или стресс-коррозионные процессы.....

    Официальная терминология

  • - местные договоры...

    Справочный коммерческий словарь

  • - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации...

    Экологический словарь

  • - См. Акты о труде нормативные...

    Словарь бизнес терминов

  • - Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 12...

    Официальная терминология

"локальные типы культур" в книгах

6.2.6. Локальные украшения

автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения Одним из отличительных породных признаков в ряде случаев является наличие локальных шерстных украшений - бороды, усов, челки, «штанов» или очесов на лапах, «юбки», гривы и др. Иногда поклонники некоторых пород доводят такой породный признак до

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания)

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания) Теория ареалов позволила выделить несколько глобальных типов культурыВ литературе описан ряд типов (глобальных типов) культуры, существовавших на протяжении культурной

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

Типы культур

Из книги Мистерии Евразии автора Дугин Александр Гельевич

Типы культур Три парадигматические сакральные расы дифференцируются не столько по внешним признакам или психологическим особенностям, сколько по метафизической позиции, определяющей их основные культурные проявления. “Ура-Линда” предлагает, таким образом, три

Локальные стили

Из книги HTML5 для веб-дизайнеров автора Джереми Кит

Локальные стили То, что у каждого элемента-разделителя есть свое собственное содержание, делает эти элементы прекрасно подходящими для решений на Ajax. И снова HTML5 показывает свое происхождение из спецификации для веб-приложений.Однако если вы попытаетесь перенести

16.5.8. Локальные флаги

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

4.10 Локальные сети

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

4.10 Локальные сети Рассмотрим, как IP и другие протоколы пакетируют кадры для пересылки по локальным сетям. Классическая локальная сеть предполагает следующие свойства:? Станции совместно используют физический носитель.? Существуют правила управления доступом к

Локальные политики

Из книги Недокументированные и малоизвестные возможности Windows XP автора Клименко Роман Александрович

Локальные политики Раздел Локальные политики содержит три политики: Политика аудита, Назначение прав пользователя и Параметры безопасности.? Политика аудита - позволяет определить события, факты происхождения которых будут записываться в журнал Безопасность

Локальные переменные

Из книги Давайте создадим компилятор! автора Креншоу Джек

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания

автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания Теперь изучите следующий метод Main() и рассмотрите его вывод, показанный на рис. 3.12.static void Main(string args) { Console.WriteLine("*** Типы, характеризуемые значением / Ссылочные типы ***"); Console.WriteLine(-› Создание p1"); MyPoint

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы Теперь, когда вы чувствуете разницу между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами, давайте рассмотрим более сложный пример. Предположим, что имеется следующий ссылочный тип (класс),

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания Чтобы завершить обсуждение данной темы, изучите информацию табл. 3.8, в которой приводится краткая сводка основных отличий между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами.Таблица

Локальные контексты

Из книги Эффективное использование STL автора Мейерс Скотт

Локальные контексты В совете 35 приведена реализация сравнения строк без учета регистра символов с применением алгоритмов mismatch и lexicographical_compare, но в нем также указано, что полноценное решение должно учитывать локальный контекст. Книга посвящена STL, а не вопросам

Инкультурация - процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Искусство - Самое дело, требующее такого умения, мастерства

Канон - 1. Непреложное правило,положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято заобразец. // То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
2. Установленное и узаконенное церковью правило,догмат,обряд и т.п.
3. Церковноепеснопение в честь святого, праздника и т.п.
4. Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

Кич (от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960-1970-е годы и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие -постмодернизм .

По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма . Кич - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу , должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий

Классицизм - Направление в литературе и искусстве XVII в.-начала XIX в., характерной особенностью которого былообращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Коммуникация - (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю,общаюсь),1) путь сообщения, связь одногоместа с другим.2) Общение,передача информации от человека к человеку - специфическая формавзаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности,осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связиу животных.

Контркультура - употребляемое в литературе общееобозначение разнородныхпо идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи(""новые левые"",хиппи,битники, йиппи и др.), противопоставляемыхофициальным ценностям. Этотпротест принимает различные формы: отпассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются санархизмом, ""левацким"" радикализмом; ""неприобретательский"" образ жизнипроникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Конформизм - Приспособленчество, безумное следование общим мнениям, модным тенденциям

Нонконформизм (от non - не, нет и conformis - подобный, сообразный) - непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов (независимо от их логического либо легитимного основания).

Космополит - Приверженец космополитизма.

Космополитизм - Реакционная буржуазная идеология, которая под прикрытием лозунгов "мирового государства" и "мирового гражданства" отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедуетотказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма

Креативность - (от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая,созидательная, новаторская деятельность.

Культ - (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимоевыражение религиозному поклонению или привлечьк их совершителям божественной ""силы"" (т. н. таинства).2) Чрезмерноевозвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).

Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры , созданная прошлыми поколениями , выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое

Мессианизм (др.-евр. машиах - помазанник, араб. масх - помазание, масих - помазанник) - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца -мессии , призванного установить справедливость , мир, покой на земле. Причины возникновения мессианизма связаны с нерешенностью социальных проблем, потерей надежды на лучшее будущее и т. д. Не случайно, что мессианизм находил благоприятную почву среди народов, этноконфессиональных групп, подвергшихся гонениям и преследованиям. Например, проповедь мессианства в иудаизме усиливалась именно тогда, когда еврейское государство было разрушено, когда евреи находились в плену вЕгипте и Вавилоне . Отчаявшиеся люди возлагали надежду на помощь божественных сил. Мессианизм был привлекателен и для христиан в период преследований в Римской империи . Согласно христианской эсхатологии , грядет Второе пришествие мессии (Иисуса Христа) . Идеи Мессианизма разработаны и в исламе , особенно среди мусульман-шиитов . Шиитское меньшинство испытывало гонения во многих странах. Мессианские ожидания появления Махди в шиитском учении связывались с народными чаяниями об установлении царства справедливости на земле. Таким образом, чем более люди теряли надежды на избавление от зла, тем шире распространялись среди них религиозные искания, мучительные ожидания пришествия мессии.

Культуртрегерство - Деятельность культуртрегера.

Культуртрегер - Тот, кто осуществляет свои неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры

Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не.существует единой теории появления культуры

Латентный - Скрытый,внешне не проявляющийся

Локальная культура - культура ограниченная во времени и пространстве, обладающая внутренним единством, своими специфическими чертами и особенностями

Магия - Совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных влиять на сверхъестественные силы

Мифология - 1. Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов.
2. Совокупность мифов какого-л. народа.

Массовая Культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородныеявления культуры 20 в., получившиераспространение в связи снаучно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовойкоммуникации.Производство,распространение и потребление продуктовмассовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловойдиапазон массовой культуры весьмаширок - от примитивного китча (раннийкомикс, мелодрама,эстрадныйшлягер, ""мыльная опера"") до сложных,содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки,""интеллектуальный"" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культурыхарактерно постоянное балансированиемежду тривиальным и оригинальным,агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя иопредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает еепотребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональнойкомпенсации или разрядке и др.

Полицентризм - (от поли... и...центр) - теория происхождения человекасовременного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земногошара от разных форм древних людей. Большинством отечественных антропологовне принимается.

Примат - Главенство,первичность, преобладающее значение

Просвещение - распространение знаний, образования. 2) Системаобщеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование)

Регресс - Упадок в развитии чего-нибудь, движениеназад

Редукция - Ослабление,менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении (в лингвистике).

Падение биржевого курса ценных бумаг или биржевых цен.

Сведение сложного производственного процесса к более простому.

Процесс, обратный окислению; восстановление (в химии).

Уменьшение размеров органа, упрощение его строения или полное исчезновение в связи с утратой его функций в процессеэволюции организма (в биологии).

Понижение давления жидкости, газа,пара в системе двигателей, установок с помощью редуктора.

Изъятие королевской властью у феодальной знати перешедших в ее руки государственных земель (в некоторых европейских государствах XV-XVI вв.).

Реконструкция - 1. Коренное переустройство,переоборудование чего-л. // Изменение принципов организации чего-л.
2. Воссоздание,восстановление чего-л. по сохранившимся остаткам или описаниям.

Реставрация - 1. Восстановление в первоначальном виде обветшалых или разрушенных памятников искусства.
2. перен. Восстановление свергнутого политического строя.

САКРАЛИЗАЦИЯ

(от лат. sacrum - священный) - англ. sacralization; нем. Sakralisierung. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" содержанием; подчинение полит, и обществ, институтов, соц. и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию

Самизда́т (читается [самызда́т]) - способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР , когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов , как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ. Самиздатом распространялись также магнитофонные записи А. Галича , В. Высоцкого , Б. Окуджавы ,Ю. Кима , певцов-эмигрантов и др.; подобное явление часто носило отдельное название магнитиздат

Секуляризация - 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
3. перен. Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве)

Селективность - (избирательность) радиоприемника - его способность выделятьполезный радиосигнал на фоне посторонних электромагнитных колебаний(помех). Параметр, характеризующий эту способностьколичественно. Наиболеераспространена частотная селективность.

Символ - 1. То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
2. Художественныйобраз,условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
3. Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

Синкретизм - Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л

Сленг - Совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам).

Соборность - (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) - один из основныхпризнаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей,универсальной (""единая, святая, соборная и апостольская церковь"" -Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборностькак специфическое достояние православной традиции (соборность каксовокупный разум ""церковного народа"" в отличие от религиозногоиндивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католическойцеркви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общийпринцип устроения бытия,характеризующий множество,собранноесилой любви в ""свободное иорганическе единство"" (в социальной философии наибольшее приближение кэтому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборностибыло воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Социализация - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоениячеловеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так истихийные, спонтанные процессы, влияющие на ееформирование. Изучаетсяфилософией, психологией, социальной психологией, социологией, историей иэтнографией, педагогикой, теологией.

Стагнация - (от лат. stagno - делаю неподвижным) в экономике - застой впроизводстве, торговле и т. Д

Стандарт - 1. Типовойобразец, которому что-л. должноудовлетворять по размерам, форме, качеству. // Единая форма организации, проведения чего-л.
2. перен. То, что не заключает в себеничего оригинального, своеобразного; шаблон,трафарет.

Стереотип - 1. Монолитная печатная форма в виде рельефной копии с типографского набора, используемая для печатания многотиражных или повторных изданий.
2. разг. Стереотипное издание.
3. перен. Неизменныйобщепринятыйобразец, которому следуют без размышлений; шаблон,трафарет.

Стилизация - 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля. // Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения.
2. Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-л. стилю.

Сублимация - 1. Переход вещества при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу; возгонка.
2. Переход водяных паров в лед или снег в атмосфере.

Переключение низших (преимущественно сексуальных) побуждений на высшие, интеллектуальные и социально полезные цели (в медицине).

Табу - 1. устар. Религиозныйзапрет, налагаемый на какое-л. действие,слово,предмет,нарушение которого - по суеверным представлениям - каралось сверхъестественными силами.
2. Любойстрогийзапрет на что-л.

Типизация - 1. Воплощение средствами искусства общего, типичного в конкретных художественных образах, формах.
2. Сведение многообразия образцов чего-л. (машин, строений, технологических процессов и т.п.) к небольшому числу типов;унификация.
3. Отнесение к определенному классификационному типу.

Тотем - 1. Животное,растение,предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.
2. Герб племени с таким изображением.

Универсалии - (от лат. universalis - общий) - общие понятия. Онтологическийстатус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии(спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии ""до вещей"", каких вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), ""в вещах""(аристотелизм, умеренный реализм), ""после вещей"" в человеческом мышлении(номинализм, концептуализм).

Унификация - (от лат. unus - один и...фикация) - приведение чего-либо кединой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимаютприведение различных видов продукции и средств ее производства кнаименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п. Один из методовстандартизации.

Утилитаризм - Направление в этике, согласно которому польза или выгода признаются критериями нравственности.

Деятельность, в основе которой лежит грубыйматериальныйрасчет,стремление из всегоизвлекать выгоду; узкийпрактицизм.

Феномен - Явление, в котором обнаруживается сущность чего-л. (в философии).

1. Редкое, необычное, исключительное явление.
2. перен. Выдающийся,исключительный в каком-л. отношении человек.

Фетиш - 1. Неодушевленныйпредмет, наделенный - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющийся объектом религиозного поклонения.
2. перен. То, чему слепо поклоняются

Фольклор - 1. Устное народное творчество.
2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
3. То же, что: фольклористика.

Ценность - 1. Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. // Высокая стоимость чего-л. // разг. Соотношение по курсу;достоинство (о деньгах, ценных бумагах).
2. То, что имеет высокую стоимость; ценныйпредмет.
3. перен. Важность,значение.

Цивилизация - 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
2. Современная мироваякультура,прогресс,просвещение.
3. Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Эволюция - 1. Процесс постепенного изменения, развития.
2. см. такжеэволюции.

Эволюционизм - Учение о законах исторического развития органического мира и путях управления развитием организмов.

Эгалитарный Уравнительный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: уравнивание (1*), уравниловка,связанный с ними.
2. Служащий для уравнивания (1*) чего-л.
3. Основанный на уравниловке.

Эклектика - - соединение разнородных, внутренне не связан­ных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, сти­лей и т. д. Для Э. характерноигнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона,использование мно­гозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в опреде- лениях и классификациях и т. д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, Э. стремится вместе с тем создатьвидимость логической последовательности и строгости. В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллек­туального бессилия. Э.широко использовалась в средневековой схо­ластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Э. иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации,когдафрагментарность имеет большее зна­чение, чем цельность, внутренняя связность ипоследовательность.Пустота и теоретическое бесплодие Э. обычно маскируются ссыл­ками на необходимость охватить всемногообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, Э. иногда выступает в качестве неиз­бежного момента в развитии знания.Чащевсего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблемати­ка и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, напр., существованиенарядудруг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики. Элементы Э. присутствуют также в начальныйпериод изучения новой научной дисциплины, когдазнания остаются еще фрагмен­тарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведе­нийнаиболеесущественное и определяющее.

Элита - 1. Отборные, лучшие семена,растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения.
2. перен. Лучшие представители какой-л. части общества. // Представители привилегированных социальных групп.

Эмансипация - 1. Уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в области общественной и трудовой деятельности).
2. устар. Освобождение от какой-л. зависимости.

Эстетика - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.
2. Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л.
3. Красота,художественность в чем-л.

Этика - 1. Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п.

В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс: развитие мировой культуры в целом или смену локальных культур, каждая из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. С точки зрения теории локальных культур схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс: линии развития культур расходятся. Такой позиции придерживались Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби, Э. Мейер, Э. Трельч и др. Эти мыслители противопоставляли свои концепции идее универсальности и всемирной истории (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Существование многообразия специфических культур нельзя выстроить в порядке «высшие - низшие». Принципиально все равноценны и имеют возможность различных путей их политико-экономического и социокультурного развития.

Выделение в типологии «локальных » культур в значительной степени основано на «цивилизационном» подходе.

При цивилизационном подходе выделяют «локальные » культуры (от лат. «locus» - определенное место), специфические типы культур (часто называемых «цивилизациями») - замкнутые, не поддерживающие диалога с другими.

В развитии каждой «локальной» культуры есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с ней.

Основными признаками «локальной» культуры являются:

Наличие стержневых образов и духовных ценностей общественной жизни: мировоззренческих идеалов, религии и церковной (жреческой) организации; - своеобразие материальных оснований (соотношение земледелия, ремесла, торговли); - идеалы красоты и морали, выраженные в искусстве;

Специфика социальной стратификации (соотношение свободных и зависимых групп населения, положение женщины);

Особенности политико-правовых отношений (основные типы государственных образований, соотношение монархических и демократических тенденций в обществе); - отличие в бытовом отношении: разнообразие типов поселений: преимущественно сельские или городские, способы организации жилого пространства, виды жилищ, семейные отношения, отношения свободных и рабов (крепостных и т. п.); - основные занятия, увлечения в свободное время, способы проведения досуга. Идею самобытности культуры России развивали в 30-50-х гг. XIX в. «славянофилы» (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, И. и К. Аксаковы и др.), усвоившие идеи И. Гердера и Ф. Шеллинга о «народном духе». Выступавшие против них «западники» (В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, И. Тургенев, С. Соловьев и др.), утверждали о необходимости развития России по западноевропейскому образцу. Идеи «славянофильства» стали опорой для Н. Я. Данилевского. Русский общественно-политический деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) разработал концепцию локальных культурно-исторических типов, или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы являются субъектами истории человечества. Однако этими субъектами история культуры не исчерпывается. В отличие от положительных культурно-исторических типов, есть еще и т. н. «отрицательные деятели человечества» – варвары, а также этносы, которым не свойственны ни положительная, ни отрицательная исторические роли. Последние составляют этнографический материал, включаясь в культурно-исторические типы, но не достигая исторической индивидуальности.

Н.Я. Данилевский выделяет следующие культурно-исторические типы:

1) египетскую культуру;

2) китайскую культуру;

3) ассирийско-вавилоно-финикийскую;

4) халдейскую, или древне-семитскую, культуру;

5) индийскую культуру;

6) иранскую культуру;

7) еврейскую культуру;

8) греческую культуру;

9) римскую культуру;

10) аравийскую культуру;

11) германо-романскую, или европейскую, культуру.

Отдельное место в теории Данилевского отводится мексиканской и перуанской культурам, которые были уничтожены, не успев завершить своего развития.Среди этих культур выделяются «уединенный» и «преемственный» типы. Первый тип – китайская и индийская культуры, а второй – египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры.

Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического к государственному состоянию, и от него – к цивилизации. Вся история, по Данилевскому, демонстрирует, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому.

Под периодом цивилизации Данилевский понимал время, в течение которого народы, составляющие тип, проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе. Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека.

Всю социокультурную человеческую деятельность русский социолог подразделяет на четыре не сводимых один к другому разряда:

1) деятельность религиозная, включающая отношение человека к Богу, – народное мировоззрение как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека;

2) деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная и, в-третьих, технически-промышленная деятельность;

3) деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику;

4) деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы. В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

1) культуры первичные, или подготовительные. Их задачей была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития;

2) культуры одноосновные – исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система);

3) культура двуосновная – германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). Ведь в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости;

4) культура четырехосновная – гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, полагал Данилевский, – не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать.

В основе философии истории Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать. Общечеловеческое означает бесцветность, отсутствие оригинальности. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, самодостаточности культур. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры.

Локальные культуры и локальные цивилизации (О. Шпенглер и А. Тойнби)

Разработка проблемы локально развивающихся культур была продолжена Освальдом Шпенглером (1880–1936). В работе «Закат Европы» он отстаивает идею дискретного характера истории.

Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, Шпенглер полагает, что они зарождаются неожиданно, будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с неизбежностью заканчивается смертью.

Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую; вавилонскую; египетскую; индийскую; античную (греко-римская), или «аполлоническую»; арабскую; западно-европейскую, или «фаустовскую»; культуру народа майя. В особый тип, находящийся еще на стадии возникновения, Шпенглер выделял русско-сибирскую культуру. Противопоставляя понятия культуры и жизни, под культурой Шпенглер понимает внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению.

Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью; она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее.

По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие «человечество» – пустой звук. Всемирная история – это иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона.

Арнольд Тойнби (1889–1975) в работе «Постижение истории» развивает концепцию локальных цивилизаций. Цивилизации делятся им на три поколения. Первое – примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их бесчисленное множество, и возраст их невелик. Для них характерны односторонняя специализация, приспособленность к жизни в определенной географической среде; социальные институты – государство, образование, церковь, наука – у них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В подобных культурах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни; продолжая жить и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет.

Однако некоторые культуры выдвигают из своей среды «творческое меньшинство», которое осознает вызов и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов – пророков, жрецов, философов, ученых, политиков – примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой основную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней.

Согласно Тойнби культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие вызова со стороны среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

Согласно закону «золотой середины» Тойнби вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не будет активного ответа, а во втором – трудности могут пресечь зарождение цивилизации. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, в них развиваются разделение труда, товарный обмен, рынок, возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда, утверждается сложная социальная стратификационная система. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Проблема рождения цивилизации из примитивной культуры является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей. Всего согласно Тойнби к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранились семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др. Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение . Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, не дальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание.

Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации.

    Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение самостоятельной работы)

7.1. Найдите несоответствие.

Типология Образования

Дошкольное образование общее (среднее) образование дополн. и спец. образование

Дет.сад - начальная школа - колледж

Средняя школа - техникум

Вечерняя школа - училище

Гимназия, лицей - институт

Кадетская школа - университет

Исправит.-трудовая школа - военные училища

7.2. Заполните пустое место.

Типология государства

Государственно-территориальное устройство

    Унитарное 2. Федеративное 3. ?

7.3. Исправьте несоответствие.

Типология искусства

    По способу передачи: 2. По типу исполнения 3. По культурной принадлежности

Кино - экранное - западное

Музыка - звуковое - восточное

Литература - письменное, книжное - южное

Изобразительно искусство - художественное - северное

4. По территориальной принадлежности 5. По времени возникновения

Европейское - искусство древних времен

Западно-европейское - средневековое искусство

Азиатское - современное искусство

7. 4. Что неверно указано? Объясни почему?

Типология литературных жанров

1.Комедия, 2. Ужасы, 3. Трагедия, 4. Драма, 5. Фентези и фантастика, 6. Сказка,

7. Рассказ, 8. Повесть, 9. Былины, 10. Детективы, 11. Баллады, 12. Поэма, 13. Роман, 14. Эпопея, 15. Новелла, 16. Эпос, 17. Ода,18. Пьеса, 19. Эссе, 20. Басня, 21. Миф, 22. Элегия, 23. Эпиграмма.

Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

  • Исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;
  • Исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиции: внутрипоколенных традициях, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) – одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся их поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную культуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Т.о., национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней.

Локальный тип культуры – сельская и городская культура. Особенности сельской культуры: персонификация межличностных отношений, плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности, внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной; более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности; ограниченный культурный выбор.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного и инженерного назначения. Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками.

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Т.А. Зайцева

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ-регион № 07-03-64302 а/Т.

Проблема изучения локальных культур тесно сопряжена с вопросом многообразия культурного опыта. Один из важнейших аспектов данной проблемы - это определение подходов и методов к анализу локальных культур, выявлению их специфических черт, своеобразия жизнедеятельности и особенностей формирования, что может быть рассмотрено как ответ на вызов окружающей действительности.

Выявление специфических черт локальных культур представляет серьезную проблему, сопряженную с решением ряда вопросов, имеющих отношение к различным областям антропологического знания. Прежде всего, это касается типологии культуры, т.е. выделения типов культур по разным основаниям, поэтому дифференциация локальных культур тоже должна быть обоснована. Необходимо не просто обозначить специфические черты, но провести сопоставление характеристик различных типов культур. Это подразумевает анализ не только имеющихся специфических черт, но и определение степени влияния со стороны различных объективных процессов современной действительности на трансформации различных типов культур и дифференциацию новых культурных образований, что должно позволить более рельефно выделить специфические черты локальных культур.

Для этого необходимо, во-первых, выявить общее и различное в локальных культурах и таких типах культур, как традиционная культура, региональная культура, субкультура, этническая культура. Это сделает возможным определение правомерности выделения такого типа культуры, как локальная, увидеть, не перекрывается ли она содержанием перечисленных типов культур. Поэтому нужно акцентировать специфические черты именно локальной культуры. Во-вторых, большое внимание следует уделить процессам и явлениям, которые способствуют выделению, дифференциации различных типов культур, в том числе и локальных. Прежде всего нужно отметить этнические процессы (ассимиляция, интеграция, аккультурация, автономиза-ция, деэтнизация, т.к. они активизируют процессы трансформации культурного опыта и создания на этой основе новых культурных образований). Помимо этнических процессов также важны модернизация, урбанизация, адаптация, которые либо оказывают влияние на этнические процессы, сопутствуют им, интенсифицируют или провоцируют их, либо могут выступать как самостоятельные в ходе образования новых культурных общностей.

В данной ситуации важно определиться: возможно ли ограничивать формирование локальных культур только каким-нибудь одним из перечисленных процессов? По всей видимости, нет, т.к. некоторые из перечисленных процессов могут оказывать взаимодополняющее влияние на формирование локальных культур,

вследствие чего последние могут иметь самые разные признаки (этнические и пр.), вызванные сопутствующими процессами.

Однако в условиях полиэтничности современных государств, регионов, городов этнические процессы становятся одними из наиболее значимых. В ходе этих процессов (протекающих либо естественным путем, либо насильственным) происходит выделение («отмежевание») некоторых индивидов или групп, которые в ходе ассимиляции, интеграции и т.д. не смогли найти себя в новой действительности, т.е. происходит маргинализация. Это еще один процесс, который основан на явлении, характеризующемся потерей индивидом (или группой индивидов) идентичности и стремлением обрести ее, но уже на новых основаниях. В качестве таковых могут выступать различные представления (стереотипы), которые вновь усваиваются, становятся «своими». Здесь важен принцип комплиментарности (очень важный принцип в формировании социокультурных общностей).

В контексте формирования новых культурных образований не менее значимым становится процесс модернизации (процесс, который вызывает качественные изменения в жизни субъектов (социальных групп), связанные с существенным или кардинальным обновлением условий существования, усвоением новых стереотипов, часто чуждых). Модернизация тоже оказывает сильное влияние на процесс формирования локальных культур и может выступать в совокупности с этническими процессами или самостоятельно.

Важны и частные процессы, протекающие в социокультурной, политической, экономической сферах. Это связано с появлением неких культурных общностей, но не обязательно по национальному признаку, а по иным интересам (социальным, культурным и пр.). Изменения в политической сфере приводят к формированию групп, которые стремятся к дифференциации себя от остального сообщества (принятие или непринятие изменений, объективных процессов, проходящих в отдельных регионах, государствах и т.д.). Экономическая сфера, связанная с ресурсами, производством, перераспределением материальных ценностей, способствует выделению групп, преследующих свои интересы. Однако эти факторы скорее могут быть отнесены к процессу формирования субкультур.

Перечисленные процессы следует дополнить адаптацией и инкультурацией. Процесс адаптации подразу-

мевает приспособление к новым социокультурным, политическим, экономическим условиям существования. Эти условия могут приниматься или нет, что приводит к различным последствиям. Если они принимаются, то происходит усвоение новых норм, принятие новой действительности, в результате чего прослеживается стремление сохранить целостность культурной традиции, социума в контексте преемственности с прошлым культурным опытом. В противном случае прослеживается четко выраженное стремление дифференцировать себя, намеренное неприятие новых условий, что приводит часто к негативным последствиям.

Процесс инкультурации характеризуется овладением индивидом культурным опытом, что позволяет ему войти в новую для него культурную общность. Это сознательный выбор, который может сопровождаться полным или частичным отрицанием прежнего культурного опыта, либо органично дополняет его, что сообщает дополнительную специфику процессу инкуль-турации и в свою очередь влияет на формирование локальных культур.

Помимо перечисленных процессов формирования локальных культур, можно выделить отдельные принципы, которые могут быть положены в основу самого процесса выделения локальных культур, а именно: комплиментарность и стереотипизация. Принцип ком-плиментарности основан на принятии или непринятии не только стереотипов, но и норм, правил, нарушение которых может привести к разрушению группы или потере принадлежности индивида или группы индивидов к какой-либо социокультурной общности. Стереотипизация подразумевает усвоение или отрицание представлений, сформированных в отношении культурной общности как ею самой (в отношении себя и ее окружения), так и со стороны. Принятие стереотипов означает включение индивида (группы индивидов) в социокультурную общность, отрицание усвоенных стереотипов ведет, как правило, к смене ориентиров и смене социокультурной принадлежности.

В процессе формирования локальных культур также важную роль играют потребности человека в самоидентификации, идентичности и приобщении к определенным ценностям, которые делают его существование осмысленным (это может проявляться как на групповом, так и на индивидуальном уровне). Самоидентификация подразумевает отождествление индивида или группы индивидов с определенной общностью, где их привлекают конкретные признаки. Это дает чувство сопричастности к некоему культурному опыту, традициям, включенности в социокультурную среду. Идентичность подразумевает осознанное принятие системы представлений, которые разделяются группой, что позволяет индивиду осознать свою принадлежность к данной группе. Ценности, их освоение подразумевают принятие представлений о желаемом, определяющих средства, способы и порядок действий.

Перечисленные принципы и потребности не только способствуют формированию локальных культур, но и придают им отличительность, которая дифференцирует их как от других типов культур, так и между собой.

Это особенно важно в силу того, что локальные культуры могут возникать в рамках уже сложившихся

культурных традиций и их выделение может проходить по разным основаниям и причинам.

Таким образом, локальная культура может быть выделена на основе: этнических черт, культурных характеристик, экономических или политических интересов, субъективных потребностей индивида (группы индивидов). Нужно иметь в виду, что перечисленные факторы могут переплетаться, ими не исчерпываются основания для выделения локальных культур. Поэтому закономерно встает вопрос о том, как локальная культура соотносится с разными типами культур (традиционными, региональными, субкультурами), именно здесь становятся важными специфические характеристики перечисленных типов культур.

Для традиционной культуры характерно обращение к традициям как основному регулятору всех сфер жизнедеятельности человеческой общности. Именно традиция позволяет социализировать человека, определяет его статус, социальную роль и пр., т.е. это абсолютная власть традиции и обычая. Особое место в традиционной культуре занимает миф. Однако в современных условиях мифологизация также играет значительную роль, поэтому создание своего мифа в рамках локальной культуры вполне возможно. При этом большое значение будет иметь основа, на которой сформировалась локальная культура, это определяет степень изменения содержания мифа. Все же понятие «традиционная культура» шире, чем «локальная культура»; последняя может быть традиционной, а может и не быть таковой. Следовательно, важно, в рамках какого типа культур она выделилась (этнической, традиционной, индустриальной и пр.). Это определяет особенности процесса формирования локальных культур, что, в свою очередь, влияет на их характер, статус, специфику взаимоотношений с другими социокультурными группами. Все это в равной степени может зависеть от географических, экономических и политических факторов.

Интересно также выявить особенности соотношения понятий «региональная культура» и «локальная культура». Региональная культура подчеркивает наличие неких специфических черт в данном географическом регионе. Она может включать в себя самые разнообразные культурные образования, в том числе и локальные, следовательно, региональная принадлежность может быть одной из черт локальной культуры.

Субкультура (более позднее явление) - это система, возникающая внутри уже имеющейся культурной традиции (культуры) под влиянием объективных факторов (процессы модернизации, урбанизации, индустриализации, деэтнизации) или субъективных (стремление выделиться, отделиться, здесь важен психологический фактор). Это говорит о сложном характере взаимоотношений данных понятий («субкультура» и «локальная культура»): синонимы это или нет. Нужно обратить внимание на то, что имеет определяющее значение - временной параметр (когда можно говорить о формировании субкультур и локальных культур), этническая составляющая (аккультурация, трансферы) в том и другом типах культур, влияние модернизации, урбанизации, маргинализации, фактор «места», стереотипы, ценности. Можно сделать вывод о том, что субкультура не имеет такой жесткой географической привязанности (локали-

зации), это более универсальное понятие, т.к. оно может охватывать явления культурного мира вне зависимости от региональной принадлежности. Здесь важен обобщающий момент, т.е. то, что объединяет различные общности, например, городские субкультуры (в данном случае принадлежность к городу). Внутренняя специфика локальной культуры определяется, прежде всего, регионом, ареалом ее существования и теми процессами, которые проходят в данном регионе и способствуют выделению локальных культур.

Таким образом, в выявлении специфики локальных культур наиболее значительными становятся компаративистские подходы и историко-культурный анализ. Совокупность отмеченных методов позволяет соотнести локальные культуры с другими типами культур, выявить их специфику, показать связь локальных куль-

тур (порядок их формирования) с объективными процессами действительности, субъективными факторами, а также проследить выделение локальных культур в исторической динамике. В результате к особенным чертам локальных культур можно отнести: принадлежность к определенному типу культур (этнической, традиционной, индустриальной и пр.), региональную принадлежность (конкретные географические, экономические, политические и культурные условия существования), время формирования (исторический фактор), условия и причины выделения (набор объективных и субъективных причин, способствовавших выделению каждой локальной культуры). Все перечисленное определяет специфику локальных культур не только как феномена, но и позволяет анализировать своеобразие каждой локальной культуры в отдельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БеликА.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

3. Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Поделиться