Основные гигиенические требования к рациональному искусственному освещению. Гигиенические требования к искусственному освещению. Исследование искусственного освещения

Достаточный уровень освещенности . Недостаточная освещенность способствует быстрому проявлению утомления и может привести к развитию близорукости вследствие необходимости рассматривать предмет, чрезмерно приблизив его к глазам.

Достаточная равномерность освещения . При переводе взгляда от одной яркости к другой даже при кратковременном раздражении глаз должен некоторое время приспосабливаться к новому осветительному режиму (адаптироваться), и пока этот процесс не закончен - чувствительность глаза относительно понижена. Кроме того, кратковременный перевод взгляда на более яркие поверхности, чем та, на которую он все время направлен, тотчас же вызывает сужение зрачка, причем последний не сразу возвращается к норме. Сужение зрачка уменьшает количество света, попадающего в глаз, ухудшает и замедляет различение детали. Поэтому применение одного местного освещения физиологически нецелесообразно, особенно в тех случаях, когда по ходу точной работы под контролем зрения требуется переключение взгляда на соседние малоосвещенные поверхности. Вынужденная частая переадаптация нередко приводит к снижению работоспособности глаза, к замедлению рабочих движений и пропуску брака.

Обеспечение защиты от слепящих источников . Перевод взгляда на большие яркости увеличивает степень напряженности нервного и мышечного аппарата и снижает его работоспособность. После взгляда на большие яркости остаются так называемые последовательные образы, которые накладываются в виде пелены на рассматриваемые объекты и ухудшают видимость. В результате ослепленности возникает неприятное ощущение, отрицательно влияющее па: состояние центральной нервной системы: при этом значительное возбуждение коры головного мозга в области зрительного анализатора, сменяется преобладанием процессов торможения, вследствие чего наступает снижение работоспособности. В осветительных установках нельзя применять открытых ламп. Необходимо соблюдать также минимально допустимые высоты подвеса светильников.

Правильный выбор источника света . В процессе работы, особенно связанной с наружным осмотром изделий из цветного металла, цветных тканей и др., различение дефектов зависит от спектрального состава источника света. Так, при необходимости различать цвета и их оттенки на ткани или коже целесообразно пользоваться лампами дневного света, а при выявлении дефектов на цветном металле наилучшая различимость создается при свете в результате совместного действия ртутных ламп и ламп накаливания.

Правильный выбор направления света . Практика промышленного освещения указывает на весьма важное значение направления света. При различении рельефных объектов (деталей) правильно выбранное направление света позволяет искусственно повысить контраст и увеличить размер объекта за счет его собственных теней и этим улучшить условия зрительной работы. Кроме того, при правильно выбранном направлении света можно ликвидировать падающие тени от оборудования и работающих и этим повысить освещенность рабочей поверхности и улучшить условия различения объектов.

Обеспечение изложенных требований к рациональному освещению способствует поддержанию высокого уровня работоспособности глаза и уменьшению утомления работающих, а следовательно, росту производительности труда и улучшению качества продукции. Указанные выше физиолого-гигиенические требования учтены в нормах и правилах рационального освещения.

Естественное освещение.

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Искусственное освещение

Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Искусственное освещение должно быть достаточным, равно­мерным, без блескости и теней. Оно может быть общим, местными комбинированным. На предприятиях общественного питания, как правило, применяется общее освещение производственных помещений, которое должно обеспечивать равномерную освещен­ность всего помещения, а для лучшей освещенности рабочих мест ­общее локализованное освещение с распределением светового потока. На раздаче, в кондитерских цехах, в административных помещениях наиболее рационально использовать комбинирован­ное освещение, сочетающее общее с местным. Применять толькоместное освещение не допускается.

В качестве источников света используются в основном люми­нecцeнтныe лампы или лампы накаливания. Предпочтение следу­ет отдавать люминесцентным лампам.

Люминесцентные лампы дают свет, близкий по спектру днев­ному, они более экономичны за счет большей светоотдачи при незначительном тепловом излучении и более длительного срока службы по сравнению с лампами накаливания. К недостаткам люминесцентных ламп относится пульсация светового потока, в результате чего возникает стробоскопический эффект, когда дви­жущиеся и вращающиеся части механизмов воспринимаются как неподвижные, что ведет к травматизму. При низкой освещенно­сти люминесцентные лампы дают «сумеречный» эффект, поэтому при их использовании необходима большая норма освещенности. Лампы накаливания значительно уступают люминесцентным лам­пам по гигиеническим показателям: имеют яркость нити выше допустимой для глаз, дают высокий тепловой эффект, свет этих ламп резко отличается от дневного.

Светильники по характеру осветительной арматуры и распре­делению светопотока делятся на преимущественно прямого света(60...80 % потока направляют вниз), рассеянного света (равно­мерное распределение потока) и преимущественно отраженного света (60...80 % потока направляют вверх). Чаще применяются све­тильники прямого света. Они хорошо освещают рабочие поверх­ности, но дают резкие тени. Светильники рассеянного и отражен­ного света можно использовать при условии, что потолок и стены имеют коэффициент отражения не менее 60 %.

Для освещения производственных помещений и складов при­меняются светильники оснащенные влаго-пылезащитным обору­дованием. Во избежание попадания осколков стекла в пищу на предприятиях общественного питания освещать производствен­ные помещения открытыми снизу лампами не допускается. Осве­тительные приборы должны иметь защитную арматуру, их необ­ходимо регулярно очищать и мыть.

На рабочих местах не должна создаваться блескость. Люминес­центные светильники, размещаемые в помещениях с вращающим­ся оборудованием (универсальные приводы, кремосбивальная машина, тестомесы, дисковые ножи), должны иметь лампы, уста­навливаемые в противофазе. Светильники общего освещения раз­мещаются равномерно по помещению. Светильники не разме­щаются над плитами, технологическим оборудованием, разделоч­ными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения.

Показатели освещенности для производственных помещений должны соответствовать установленным нормам. Для определения освещенности используется специальный прибор - люксметр.

В соответствии с гигиеническими требованиями освещенность на горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола должна составлять (в люксах):

в кондитерских цехах и в раздаточных - 300;

в обеденных залах (кроме ресторанов), буфетах, горячих и хо­лодных цехах, доготовочных и заготовочных цехах, моечных ку­хонной и столовой посуды - 200;

в загрузочных, кладовых тары - 75;

В кладовых овощей и охлаждаемых камерах при использовании ламп накаливания допускается освещенность 20 лк (на уровне пола). В административных помещениях освещенность на уровне 0,3 м от Пола должна составлять 200 лк, а в вестибюлях, гардеробах, глав­ных коридорах - 75 лк (на уровне пола).

Цилиндрическая освещенность, характеризующая насыщен­нocть помещения светом, в обеденных залах, на столах посетите­лей и на танцевальных площадках должна быть не менее 75 лк. Нормируется также показатель дискомфорта для оценки блеско­сти при неравномерной яркости поля зрения. Он должен быть не более 60 % для всех помещений, кроме кондитерского цеха. Для этого цеха показатель дискомфорта не должен превышать 40 %.

Коэффициент пульсации освещенности является важным кри­тepии оценки работы люминесцентных ламп и должен быть не более 15...20 % для разных помещений предприятия.

Уровни освещенности помещений предприятия общественно­го питания исследуются при проведении производственного кон­тpoля (не реже одного раза в год).

Естественное освещение.

На интенсивность естественного освещения влияют: географическая широта, время года, время дня, облачность, запыленность атмосферы, ориентация здания, близость и размеры затеняющих объектов, площадь, расположение и форма окон, цвет стен, потолка, пола, мебели, глубина помещения, площадь помещения и др.

Для гигиенической оценки естественного освещения использую следующие показатели:

Показатель

Характеристика

Световой коэффициент

Отношение остекленной поверхности окон к площади пола

Жилые помещения - 1:8 - 1:10. Школьные классы -1:4-1:5

Угол падения.

Угол падения лучей света относительно горизонтальной плоскости

Угол отверстия

Угол между верхней границей окна и крышей противостоящего здания (видимый из окна участок неба)

Коэффициент глубины заложения

Отношение длины (глубины) помещения к высоте окна

Не менее 2.5

Коэффициент естественной освещенности (КЕО)

Отношение освещенности в данной точке помещения к одновременной наружной освещенности (в тени), выраженное в процентах.

В жилых помещениях - не менее 0.5 % в 1 м. от стены, противоположной окнам. В классах - не менее 1 %.

Искусственное освещение.

Требования к искусственному освещению:

1) Достаточность

2) Близость по спектру к естественному свету

3) Равномерное распространение

4) Отсутствие слепящего действия

5) Отсутствие побочных эффектов

6) Экономичность

Источники искусственного света:

1) Люминесцентные лампы. По спектру близки к естественному свету, экономичны, дают равномерное освещение. Недостатки - небольшой шум, стробоскопический эффект (пульсация светового потока)

2) Лампы накаливания. Менее экономичны, не близки по спектру к ес­тественному свету, однако не имеют недостатков люминесцентных ламп. Используются чаще, особенно в бытовых условиях.

Системы освещения:

1) Общее освещение. Осуществляется за счет прикрепленных к потолку светильников. Светильники могут быть

1. Прямого света. Весь свет идет прямо вниз, создавая тени, неравномерность освещения, оказывая слепящее действие.

2. Отраженного света. Свет идет к потолку (за счет абажура) и отражается от него вниз. Наиболее благоприятны (мягкий, равномерный свет), экономически невыгодны.

3. Рассеянного (полуотраженного) света - наиболее распространены. Дают равномерное освещение во всех направлениях, удовлеудовлетворяют экономическим требованиям.

2) Местное освещение. Создает освещенность (на освещаемой поверхности), которая должна превосходить по силе общую освещенность окружающего пространства (не больше чем в 10 раз, так как при сильном контрасте глаза во время перерывов в работе не успевают приспосабливаться к меньшей освещенности и наступает утомление).

3) Комбинированное освещение (местное + общее)

4) Смешанное -(искусственное + естественное) - самое распространенное и благоприятное.

Нормы общего искусственного освещения:

Нормируется освещенность. При этом нормы освещенности для люминесцентных ламп в 2 раза ниже, чем для ламп накаливания.

Нормы освещенности в различных (не больничных) помещениях:

Помещение

Лампы накаливания

Люминесцентн ые лампы

Поделиться