Какие организации могут не использовать ккм. Нужен ли для ООО кассовый аппарат? Штраф за отсутствие кассового аппарата. Как зарегистрировать кассовый аппарат для ООО. Онлайн-кассы – кто может не применять

Грамотная организация расчетов с клиентами — один из ключевых моментов деятельности компании. Законодательство требует, чтобы при приеме денежной наличности применялись контрольно-кассовые машины. Это общее правило, из которого существует ряд исключений. Особенно актуальна эта тема сегодня. Ведь буквально недавно правила применения ККТ претерпели существенные изменения.

Закон о кассе и его реформа

Основным нормативным актом, регламентирующим применение ККТ, является закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». С начала июля 2017 года он был полностью реформирован. Для обязательного применения введена техника нового образца. Также разрешено использовать и старые аппараты, которые могут быть модернизированы.

Новые аппараты (онлайн-кассы) оснащены вместо ЭКЛЗ фискальными накопителями (ФН). А «онлайн» их называют потому, что они не только записывают данные обо всех пробитых чеках, но и отсылают их через интернет в налоговую службу. ФНС оперативно получает информацию о работе компании с кассой, что должно упростить процесс проверки. Именно для этого государственными органами и затевалась кассовая реформа.

Есть плюс и для бизнесменов — это снижение отчетной нагрузки и количества визитов инспекторов. Точнее, их и вовсе можно избежать, если все делать по правилам. А проверять специалисты ФНС обещают лишь те компании, которые допускают нарушения в работе с кассой.

Применение ККМ нового образца дает преимущество и для покупателя. По новым правилам он может попросить продавца направить электронный чек ему на e-mail. Такой фискальный документ вряд ли потеряется или придет в негодность. Кроме того, можно прямо в магазине отсканировать бумажный чек мобильным устройством при помощи специального приложения и проверить его подлинность. Если же в чеке будут найдены нарушения, покупатель сможет сообщить об этом в ФНС.

От чего зависит необходимость применения кассы?

Изменения в законе о ККТ расширили круг субъектов, которые в своей деятельности обязаны применять кассы. Однако возможность работать без них сохраняется и сегодня. Виды деятельности, освобожденные от применения ККТ, перечислены в пункте 2 статьи 2 упомянутого выше закона. Вот наиболее популярные из них:

  • продажа газет и журналов;
  • торговля на ярмарках, выставках, рынках;
  • обеспечение питанием школьников;
  • реализация в киосках мороженого, безалкогольных напитков;
  • продажа из автоцистерн разливного кваса, молока;
  • сезонная торговля вразвал овощами и фруктами;
  • ремонт обуви, изготовление ключей;
  • продажа изделий народных промыслов.

Таким образом, если организация, например, занимается сезонной продажей кваса или арбузов, то для этих операций касса ей не понадобится. Но это не означает, что занятие прочими видами деятельности в обязательном порядке подразумевает применение ККТ. Итак, когда для ООО кассовый аппарат необходим? Это зависит от следующих обстоятельств:

  • кто является клиентами компании — физические или юридические лица;
  • что она реализует — товары или услуги;
  • какой режим налогообложения применяет.

А теперь обо всем по порядку.

Для кого компания ведет деятельность?

Клиентами ООО могут быть лица двух категорий:

  1. Обычные граждане, они же физические лица (в трактовке законодателей — население).
  2. Компании и предприниматели. Хотя ИП по закону являются физическими лицами, но для целей осуществления расчетов они приравниваются к организациям.

С контрагентами из второй группы расчеты «наличкой» проводятся крайне редко. Во-первых, в наш цифровой век это просто неудобно. Во-вторых, эти операции ограничены суммой 100 тыс. рублей — такой лимит установлен Центральным банком РФ. Более крупные денежные средства между двумя организациями, равно как между компанией и ИП, должны двигаться строго через банковские счета. А это безналичный расчет, и кассовый аппарат при нем не применяется. Следовательно, если ООО не работает с населением, то и ККМ ему не нужна.

И совсем другое дело, если покупателями товаров или услуг компании являются граждане. Либо же она работает и с физическими, и с юридическими лицами. В большинстве случаев при этом для ООО кассовый аппарат необходим, поскольку расчеты осуществляются в том числе наличными деньгами. Но это правило пока распространяется не на всех.

За что компания получает деньги?

ООО может продавать товары населению, то есть заниматься торговлей, а может оказывать услуги. В последнем случае разрешено работать без кассы, но при исполнении следующих условий:

  • услуги оказываются строго гражданам — никаких юридических лиц и ИП;
  • взамен кассового чека покупателю выдается бланк строгой отчетности (БСО).

Такие бланки производятся типографским способом — распечатать их на принтере нельзя. Обычно их покупают в специализированных магазинах или заказывают в типографиях.

Однако закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в его новой редакции изменил и это правило. С 1 июля 2018 года бланки должны изготавливаться с применением специальных аппаратов, называемых БСО ККТ. Так что ООО, которое занимается оказанием услуг населению, с указанной даты должно будет обзавестись либо специальной ККМ для печати БСО, либо приобрести обычный кассовый аппарат и выдавать покупателям чеки. Но до 1 июля следующего года компании, реализующие услуги населению, могут применять старые БСО и работать без кассы.

Если же организация продает товары, то выдавать БСО она права не имеет. Выходит, в этом случае для ООО кассовый аппарат нужен в обязательном порядке? В основном да, но и здесь есть исключения.

Влияние режима налогообложения

Для ООО сегодня доступны на выбор несколько систем налогообложения: основная (ОСНО), упрощенная (УСН) и «вмененка» (ЕНВД). Есть еще уплата сельскохозяйственного налога (ЕСХН), но она является довольно специфической и встречается редко. Суть этих систем и проблемы выбора оставим за рамками статьи. Сейчас нас интересует лишь их отношение к кассам при реализации товаров.

При соблюдении ряда условий розничная торговля попадает под «вмененку». А если ООО на ЕНВД, нужен ли кассовый аппарат в этом случае? Хорошая новость в том, что указанный спецрежим позволяет принимать наличные денежные средства без ККМ. Вместо этого продавец должен выдать покупателю документ, который содержит необходимые реквизиты, например, товарный чек. А значит, во многих случаях даже магазины могут работать без кассы.

Плохая новость в том, что возможность торговать на ЕНВД без ККМ сохранится лишь до 1 июля 2018 года. После этого плательщики «вмененки» будут обязаны использовать кассовые аппараты — таково требование закона 54-ФЗ. Что касается ООО на УСН или ОСНО, которые реализуют товары, то для них никаких преференций не предусмотрено. А значит, они обязаны применять контрольно-кассовую технику.

О работе интернет-магазинов

Изменения в законе о ККТ стали большим сюрпризом для многих интернет-магазинов. До их вступления в силу касса была не нужна, если магазин не принимал от покупателей наличность. Для приема оплаты и выдачи товара такие магазины часто сотрудничают со службами доставки и пунктами самовывоза. Если же покупатель оплачивает свой заказ онлайн, такая операция не считалась наличным расчетом.

Однако теперь все иначе. По новым правилам оплата банковской картой, а также электронными платежными средствами (WebMoney, "Яндекс. Деньги" и прочими), приравнена к наличному расчету. И теперь интернет-магазин должен сформировать кассовый чек всякий раз, когда покупатель оплачивает свой заказ через Интернет.

Таким образом, если у ООО есть интернет-магазин, то оно должно работать через кассу. Это также касается компаний, которые принимают оплату за свои услуги онлайн. Единственное исключение — если покупка оплачивается непосредственно с банковского счета покупателя на банковский счет компании (интернет-магазина). Например, через онлайн-банк или мобильное приложение. Интересно, что оплата по платежному поручению, когда клиент приходит с квитанцией в банк, считается наличным расчетом.

Когда ООО точно может работать без ККМ?

Итак, получается, что в большинстве случаев кассовый аппарат для ООО с 2017 года стал необходимостью. Или же станет таковой с середины следующего года. Ситуаций, когда компания может не применять ККТ, не так уж и много:

  • осуществление видов деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ;
  • работа строго с организациями и ИП;
  • реализация гражданам при условии оплаты с их банковского счета на счет компании;
  • до 1 июля 2018 года:

Как выбрать кассу?

В прочих случаях ООО обязаны иметь кассовый аппарат. Таким образом, большинству бизнесменов рано или поздно придется озаботиться установкой ККМ.

На сайте ФНС есть реестр ККТ, которая соответствует обновленному законодательству и допущена к применению. В нем довольно много техники, к тому же он постоянно актуализируется. Какой кассовый аппарат нужен для ООО из представленного многообразия? При выборе есть некоторые нюансы.

Первый из них касается срока, в течение которого будет работать фискальный накопитель. После его окончания ФН нужно заменить. Таких срока два — 13 и 36 месяцев, и выбор зависит не от желания, а от требований закона. Для ООО на УСН, ЕНВД и ЕСХН, а также тех, кто занимается реализацией услуг, предназначены накопители сроком 36 месяцев. В актуальной версии реестра ККТ в графе о наименовании модели ФН у таких аппаратов значится «ФН-1 исполнение 2».

Еще есть специальные кассы для интернет-торговли — они не поддерживают функцию печати. Дело в том, что при удаленной оплате покупателю направляется чек в электронном виде, а печатать его магазин не обязан. За счет более простой конструкции стоимость таких ККМ несколько ниже.

Подключение аппарата

Установка кассового аппарата для ООО осуществляется в несколько этапов.


И немного о затратах на кассовый аппарат для ООО с 2017 года. Самые простые модели ККТ стоят от 20 тыс. рублей, хотя есть и более дорогие. Также понадобится заплатить регистрационный сбор в ФНС — это 3 тыс. рублей. Еще на столько же «потянет» договор с ОФД сроком на год. Порядка 2 тыс. рублей придется отдать за оформление ЭЦП. Итого: минимальные затраты на внедрение ККТ составляют 28 тыс. рублей. И это без учета стоимости интернета.

Но это лишь в теории, на деле затрат обычно больше. Ведь нужно еще решить технические вопросы подключения кассы, связать ее программное обеспечение с учетной системой. А для этого может понадобиться помощь специалистов. К тому же не стоит забывать, что фискальный накопитель придется периодически менять. Это делается один раз в год или в 3 года в зависимости от его типа. А этот еще 7-8 тыс. рублей.

Как зарегистрировать кассовый аппарат для ООО?

По новым правилам регистрировать ККМ можно удаленно, то есть, посещать инспекцию не придется. Процесс самостоятельной регистрации заключается в следующем:

  • войти в личный кабинет на сайте налоговой службы или оператора ОФД, если он предоставляет такую возможность;
  • заполнить заявление на регистрацию, указав в нем:
    • адрес, где будет установлен кассовый аппарат;
    • наименование места, например, магазин «Радуга»;
    • модель и заводской номер ККМ и фискального накопителя;
    • режим, в котором будет работать касса (будет предложено несколько на выбор);
    • данные ОФД — наименование и ИНН;
  • подписать заявление ЭЦП и отправить в ФНС;
  • дождаться ответа, в котором будет содержаться регистрационный номер аппарата;
  • распечатать отчет о регистрации на кассовом аппарате, как указано в инструкции производителя (понадобится присвоенный ФНС номер);
  • передать параметры отчета на сайт налоговой службы через кабинет налогоплательщика;
  • дождаться от ФНС карточки регистрации кассы, которая должна быть подписана ЭЦП налогового органа.

После прохождения этих шагов касса ООО будет считаться зарегистрированной.

Что будет, если работать без кассы?

Если компания должна установить кассовый аппарат, но пренебрегла этим, на нее могут быть наложены санкции по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф за отсутствие кассового аппарата ООО составит 75-100% сумм расчетов, которые были осуществлены «мимо кассы», при этом его минимальный размер — 30 тыс. рублей. Если компания будет поймана за тем же нарушением еще раз, и сумма расчетов превысит 1 млн рублей, то ее деятельность может быть приостановлена на 90 суток.

Кроме того, вместе с введением новой техники появился штраф за использование старых ККТ. Компания поплатится за свою неосмотрительность суммой 5-10 тыс. рублей. Хотя теоретически может отделаться и предупреждением. То же самое грозит за нарушение порядка и срока регистрации (перерегистрации) аппарата или правил его применения. Если же покупателю не будет выдан чек, это может стать поводом для штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Так что лучше не пренебрегать требованиями закона, ведь в конечном счете это может обойтись гораздо дороже. И даже если ваша организация пока не обязана применять ККТ, не стоит тянуть до последнего дня. Подготовьтесь к изменениям заранее и работайте спокойно!

Кто освобожден от обязанности применения ККТ (онлайн-касс) до 01.07.2021 и кто освобожден бессрочно. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Ответственность за нарушения законодательства о ККТ.

Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

С 1 февраля 2017 года ФНС регистрирует только онлайн-кассы, которые отвечают следующим обязательным условиям:

  • касса имеет фискальный накопитель;
  • она способна передавать в ФНС информацию о пробитых чеках через интернет;
  • наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД), через которого сведения передаются в ФНС.

Кто освобожден от применения ККТ до 01.07.2021

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:

Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .

Кто освобожден от применения онлайн-касс бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Обязанность покупателей пробивать кассовый чек

Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?

Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»

Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»

Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.

На практике эти два аргумента вряд ли будут учтены налоговиками в пользу организаций и ИП.

Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.

В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, до 01.07.2019 не указывается ИНН покупателя, а с 01.07.2019 ИНН покупателя должен быть указан в обязательном порядке. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@.

Ответственность за нарушения законодательства о ККТ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .

Один из основных вопросов, которыми задаются начинающие индивидуальные предприниматели – при каких условиях и на каких системах налогообложения необходимо применение контрольно-кассовых машин. В данном материале рассмотрим все ситуации, в которых индивидуальным предпринимателям без кассовой техники не обойтись, а также те случаи, когда использование кассовых аппаратов не является для них строго обязательным.

Кассовый аппарат в законе

Как гласит закон, все индивидуальные предприниматели, которые производят продажу товаров или оказание услуг за наличные денежные средства или путем приема оплаты через банковские карты, обязаны иметь и использовать при расчетах с клиентами контрольно-кассовые машины. Это правило распространяется в основном на тех представителей бизнеса, которые ведут свою деятельность с населением, поскольку именно граждане расплачиваются за товары и услуги при помощи налички или банковских карт.

Отсутствие кассового аппарата у предпринимателя возможно в том случае, если финансовые операции он проводит с помощью безналичных перечислений на расчетные банковские счета юридических лиц или других ИП.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

  • все кассовые аппараты, используемые в коммерческой деятельности должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • для применения в работе подходят только те модели кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре. Убедиться в том, что та или иная касса имеется в реестре, можно двумя путями: либо проверив при покупке голографическую наклейку с нужной информацией, либо самостоятельно изучив перечень гос. реестра на официальном сайте налоговой службы.

Обратите внимание на файл:

Внимание! Каждая контрольно-кассовая машина печатает чеки с определенными реквизитами, в зависимости от рода деятельности. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на том или ином кассовом аппарате, нужно убедиться в том, что именно он подходит для работы данному индивидуальному предпринимателю.

Важно! Кроме контрольно-кассовых машин существуют чекопечатающие машинки. Эти устройства не считаются налоговыми органами за контрольно-кассовою технику, поскольку, у них нет . Чекопечатающие машинки в своей работе используют в основном те предприниматели, которые работают по ЕНВД.

Где приобрести кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины не продаются в обычных магазинах. Их продажей и обслуживанием занимаются специальные организации, прошедшие Государственную экспертную комиссию по ККМ. Реализацией кассовых аппаратов эти компании занимаются как в головных офисах, так и через разветвленную розничную сеть. При этом они реализуют не только новые кассовые машины, но и подержанные.

Нужно отметить, что те модели ККМ, которые уже были в использовании, должны быть обязательно сняты с учета налоговой инспекции и иметь новый блок .

Кассовый аппарат ИП при УСН

Индивидуальный предприниматель, остановивший свой выбор на упрощенной схеме налогообложения, при наличных расчетах с клиентами, обязательно должен иметь кассовый аппарат. В тех случаях, если покупатель или потребитель услуг ИП производит оплату через банковские дебетовые или кредитные карты, выдавать кассовые чеки тоже необходимо.

Исключения:

  • контрольно-кассовую технику можно не применять, если индивидуальный предприниматель- «упрощенец» работает только через безналичные банковские переводы на расчетные счета юридических лиц и других ИП;
  • индивидуальный предприниматель работает в отдаленном или труднодоступном районе, где применение кассовых аппаратов по каким-либо причинам невозможно;
  • при оказании некоторых видов услуг населению есть установленное законом право заменять кассовые чеки выдачей бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат ИП при ОСНО

Как и в случае с «упрощенкой» при работе на общей системе налогообложения, индивидуальному предпринимателю необходимо иметь кассовый аппарат всегда, если присутствуют наличные денежные расчеты или расчеты с применением банковских карт.

Исключения по применению кассовых аппаратов ИП, находящимся на общем налогоисчислении также аналогичны тем, что действуют для «упрощенцев».

Кассовый аппарат ИП при ЕНВД

Те индивидуальные предприниматели, которые перешли на ЕНВД имеют право не пользоваться кассовым аппаратом. Вместо этого, если покупатель или потребитель услуг потребует, ему необходимо выдать либо бланк строгой отчетности, либо , либо квитанцию. При этом в каждом из этих документов должны содержаться строго установленные сведения:

  • название самого документа – квитанция, БСО или товарный чек;
  • основные данные: порядковый номер и дата выдачи документа клиенту, инициалы индивидуального предпринимателя; его ИНН;
  • наименование товаров и услуг и их количество;
  • полная сумма оплаты;
  • обязательно: должность и ФИО сотрудника, выдавшего документ с его подписью.

Многие ИП, находящиеся на ЕНВД используют для печати таких документов уже упомянутые выше чекопечатающие машинки. Поскольку их не нужно ставить на учет в налоговые органы, это особенно удобно для предпринимателей, находящихся на ЕНВД.

Внимание! Даже в тех случаях, когда применение контрольно-кассовой техники не является законной обязанностью предпринимателя, он может обзавестись ею на добровольных началах, например, для контроля за продавцами. В этом случае регистрировать кассовый аппарат в налоговой инспекции не надо.

Общие исключения

Независимо от того, на какой системе налогообложения находится индивидуальный предприниматель, в некоторых случаях он имеет право не использовать ККМ. Например, применение кассового аппарата не обязательно, если предприниматель занимается :

  • продажей периодической печатной продукции: журналов и газет;
  • продажей проездных и талонов на общественный транспорт;
  • продажей лотерейных билетов;
  • продажей ценных бумаг;
  • розничной продажей безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • продажей предметов религиозного толка;

В этих и еще ряде случаев, подробно прописанных в законе РФ, предприниматели имеют право не использовать контрольно-кассовую технику.

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложения Вид деятельности ККМ обязательна Можно выдать БСО Можно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНО Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
УСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕСХН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕНВД Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ПСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +

Штрафные санкции

Внимание! С 15 июля 2016 года введена обновленная редакция штрафов за ККТ (смотрите ст. 14.5 КоАП РФ).

Наличие кассового аппарата требует от индивидуального предпринимателя ведения строгой отчетности по его использованию и соблюдения кассовой дисциплины. В частности, нужно в обязательном порядке вести журнал кассира-операциониста, журнал вызова технических специалистов, писать акты о снятии показаний счетчиков, возврате денежных сумм и т.д.

Поскольку эксплуатация кассовых аппаратов строго регламентирована, законом предусмотрены и наказания за неправильное их использование. Контролируют ИП по этой части представители налоговых органов.

В случае выявления каких-либо нарушений они могут наложить административное взыскание и назначить штраф в сумме 1500-2000 рублей.

В частности, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за следующие правонарушения: нарушение норм регистрации и неправильное использование кассы, отсутствие ККМ в случае необходимости, а также применение кассового аппарата, не соответствующего требованиям закона.

Ниже приведена таблица основных штрафов, которые могут быть связаны с применением или неприменением ККТ.

Нарушение Ответственное лицо Ответственность
Неприменение ККТ в случаях, когда это необходимо (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное штраф от 0,25 до 0,5 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 10 000 руб.)
Юридическое/ИП штраф от 0,75 до 1 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 30 000 руб.)
Повторное нарушение предыдущего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила 1 и более млн. рублей (ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Юридическое/ИП приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное
Юридическое/ИП предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, а также представление информации и документов с нарушением сроков о применении ККТ (ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию (ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф 2 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф 10 000 руб.

Таким образом, работать с использованием контрольно-кассовых аппаратов обязаны все предприниматели, имеющие дело с наличностью. В некоторых случаях кассовые аппараты можно заменить бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими оплату. Если же индивидуальный предприниматель использует кассу, то он должен строжайшим образом соблюдать все нормы и правила, установленные законом для ее эксплуатации.

Согласно общему правилу, в случае, если оплата за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги осуществляется посредством наличных денежных средств или пластиковых карт, организации и предприниматели, выступающие в роли продавца, обязаны применять ККТ. Применение ККТ регламентирует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Покупателю в момент оплаты выдается отпечатанный ККТ кассовый чек, который подтверждает факт получения оплаты. На кассовом чеке должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. В частности, к таким реквизитам относятся дата и время покупки. Указанное на пробитом кассовом чеке время покупки не должно отличаться от реального времени наличных денежных расчетов. Расхождение между временем в кассовом чеке и реальным временем оплаты не должно превышать 5 минут (Постановление Верховного Суда РФ от 11.05.2012 N 45-АД12-4).

Перед ККТ все равны

Обязанность применять кассовую технику не зависит от того, на какой системе налогообложения находится продавец - на традиционной или упрощенной. Не может освободить от необходимости применения контрольно-кассовой техники и статус покупателя: организация это, предприниматель (далее - ИП) или обычный гражданин.

ККТ используется независимо от того, является платеж авансом или оплатой уже отгруженных товаров (работ, услуг).

Также не имеет значения, получает ли продавец оплату за свои товары или действует как посредник.

Таким образом, сам по себе расчет наличными денежными средствами в большинстве ситуаций влечет за собой обязанность применения ККТ. Однако из данного правила есть исключения.

Исключения из правил

Если наличные денежные средства получены по операциям, не связанным с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, ККТ не применяется (Письма МНС России от 02.11.2004 N 33-0-09/691, от 05.05.2004 N 33-0-11/320). В этом случае, в соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», прием наличных денег подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру.

ККТ не применяется:

  • при получении наличных денежных средств в связи с возвратом подотчетных сумм,
  • при получении займа наличными,
  • при возврате суммы займа и процентов за пользование заемными средствами, за реализованные имущественные права (например, продажа доли в уставном капитале ООО), в качестве оплаты доли в уставном капитале ООО, в виде неустоек (штрафов, пеней).
Кроме того, кассовая техника не применяется в случае получения наличных денежных средств в качестве благотворительного взноса или в качестве дивидендов.

Не должны применять ККТ комитенты при приеме наличных денежных средств от комиссионеров. Речь идет о выручке, полученной комиссионерами за реализованные товары.

Должен, но не обязан

Существуют ситуации, при которых продавец может обойтись без применения ККТ несмотря на то, что наличные денежные средства были получены в результате продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Перечень таких случаев приведен в статье 2 Закона N 54-ФЗ.

ККТ не применяется:

  • при расчетах за услуги населению при условии выдачи бланков строгой отчетности;
  • при продаже через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более;
  • при торговле с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений;
  • при продаже лотерейных билетов;
  • при продаже питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
  • при разносной торговле с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи;
  • при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • при торговле из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
  • при продаже ценных бумаг;
  • при торговле в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ. В данном случае ККТ можно не применять и при торговле алкоголем (п. 4 Письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Могут не использовать ККТ организации и предприниматели, осуществляющие розничную торговлю при условии применения ЕНВД. Вместо кассового чека по требованию покупателя они выдают документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег за товар.

ККТ могут не применять аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, при продаже лекарственных препаратов.

Предельный размер расчетов

Хотелось бы обратить внимание читателей, что, рассчитываясь наличными денежными средствами, необходимо соблюдать предельный размер расчетов.

Согласно Указаниям Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Однако это ограничение не распространяется на наличные расчеты между организацией и физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Ситуация: выплаты, производимые из кассы организации

Согласно Указаниям Банка России N 3073-У наличные денежные средства, поступившие в кассу за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), организация может расходовать только на следующие цели:

  • выплаты зарплаты и социальных пособий,
  • оплату товаров, работ, услуг,
  • выдачу наличных денег работникам под отчет,
  • возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары,
  • невыполненные работы,
  • неоказанные услуги.
Производить иные выплаты за счет наличной выручки организация не вправе.

Ситуация: лимит остатка наличных денежных средств в кассе

Лимит остатка денежных средств - это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Согласно Указаниям Банка России N 3210-У организации определяют вышеуказанный лимит самостоятельно.

При этом субъекты малого предпринимательства освобождены от обязанности по установлению лимита остатка наличных денежных средств.

Прочим же необходимо установить лимит, в противном случае по умолчанию он считается равным нулю. А значит, наличку, поступившую в кассу, на конец дня необходимо внести на банковский счет.

Существует перечень случаев, при которых накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита допустимо. В частности, лимит может быть превышен в дни выплат заработной платы.

В такой ситуации денежные средства могут храниться в кассе в течение срока, установленного руководителем организации, но не более пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке (пп. 6.5 п. 6 Указаний Банка России N 3210-У).

Кроме того, лимит остатка денежных средств в кассе организации может быть превышен в выходные и праздничные дни.

Внимание! Ответственность за неприменение ККТ и за нарушение порядка ведения кассовых операций

Контроль над применением ККТ и проверку порядка ведения кассовых операций осуществляют налоговые органы (ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Федеральный закон N 54-ФЗ). В Письме Банка России от 15.02.2012 N 36-3/25 отмечено, что обслуживающие учреждения банков больше не проверяют соблюдение организациями порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами.

За неприменение кассовой техники в случаях, при которых данная обязанность регламентирована законодательством, или за использование ККТ, не соответствующей обязательным техническим требованиям, предусмотрены административные штрафы: для должностных лиц - от 3000 руб. до 4000 руб. и для юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Эти санкции вменяются за отказ выдать покупателю документ, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Более значительные штрафы полагаются за неоприходование в кассу денежной наличности, нарушение предельного размера расчета наличными средствами и лимита кассового остатка, за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств: в размере от 4000 руб. до 5000 руб. - для должностных лиц и от 40 000 руб. до 50 000 руб. - для юридических лиц в соответствии с частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ

По истечении двух месяцев со дня совершения правонарушений административный штраф не взымается. Это обусловлено тем, что по прошествии указанного срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Поделиться