Как узнать биографию сотрудника мгб ссср. Органы ВЧК-КГБ: советский опыт

История

Впервые Народный комиссариат государственной безопасности СССР образован 3 февраля 1941 г. путём разделения Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР) на 2 наркомата: НКГБ СССР, в ведение которого передавались подразделения, непосредственно занятые вопросами государственной безопасности (разведка, контрразведка, охрана правительства и т. д.), и НКВД СССР, в ведении которого оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана и ряд других. Почти через месяц после начала войны - 20 июля 1941 г. - НКГБ и НКВД были вновь объединены в НКВД СССР. Народным комиссаром государственной безопасности СССР в феврале - июле 1941 г. был В. Н. Меркулов.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось 14 апреля 1943 г. путём выделения из НКВД СССР тех же подразделений, что и в феврале 1941 года. Наркомом государственной безопасности СССР вновь стал В. Н. Меркулов.

В июле 1945 г. специальные звания работников НКГБ заменены воинскими званиями. Нарком В. Н. Меркулов, имевший звание комиссара государственной безопасности I ранга, стал генералом армии, его первый заместитель Б. З. Кобулов - генерал-полковником, а заместитель по кадрам М. Г. Свинелупов - генерал-майором.

15 марта 1946 г. все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно Народный комиссариат государственной безопасности СССР стал Министерством государственной безопасности СССР, а приказом № 00107 от 22 марта 1946 г. соответствующим образом были переименованы и территориальные управления (УНКГБ превратились в УМГБ).

4 мая 1946 г. наркомом государственной безопасности стал начальник ГУКР «Смерш» В. С. Абакумов. С его приходом началось перетекание функций МВД СССР в ведение МГБ. В 1947-1952 гг. из МВД в МГБ переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

С другой стороны, из ведения МГБ была изъята внешняя разведка. 30 мая 1947 г. было принято решение о создании Комитета информации (КИ) при Совете Министров СССР во главе с В. М. Молотовым, который объединил внешнюю политическую и военную разведки. В феврале 1949 г. КИ при СМ СССР был реорганизован в КИ при Министерстве иностранных дел СССР, в ведение МГБ была возвращена внешняя контрразведка в советских загранучреждениях. В ноябре 1951 г. внешняя разведка целиком возвращена в МГБ.

31 декабря 1950 г. в МГБ создана коллегия из 19 человек в составе министра, его заместителей и руководителей основных управлений.

4 июля 1951 г. нарком В. С. Абакумов был отстранён, а 11 июля - освобождён от должности решением ЦК ВКП(б) (12 июля арестован). 9 августа наркомом назначен С. Д. Игнатьев. Осенью 1951 года прошли массовые аресты руководящих работников МГБ (в том числе заместителей министра Питовранова, Селивановского и Королёва).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1952 года воинские звания сотрудников МГБ были отменены, а вместо них введены специальные звания госбезопасности. Однако указ реализован не был, и сотрудники МГБ и его правопреемников продолжили носить воинские звания.

5 марта 1953 г. на совместном заседании ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР принято решение об объединении МГБ и МВД в единое МВД СССР под руководством Л. П. Берии.

Руководство НКГБ СССР в феврале - июле 1941 г.

  • Меркулов Всеволод Николаевич (3 февраля - 20 июля 1941 г.) - народный комиссар государственной безопасности СССР
  • Серов, Иван Александрович - 1-й заместитель наркома государственной безопасности СССР
  • Грибов, Михаил Васильевич - заместитель наркома государственной безопасности СССР по кадрам
  • Кобулов, Богдан Захарович - заместитель наркома государственной безопасности СССР

Руководство НКГБ СССР в 1943-1953 гг.

Министр государственной безопасности СССР (до 19 марта 1946 г. - народный комиссар)

  • Меркулов Всеволод Николаевич (14 апреля 1943 - 4 мая 1946 г.)
  • Абакумов Виктор Семёнович (4 мая 1946 - 4 июля 1951 г.)
  • Огольцов Сергей Иванович (и.о. министра 4 июля - 9 августа 1951 г.)
  • Игнатьев Семён Денисович (9 августа 1951 - 5 марта 1953 г., представитель ЦК ВКП(б) в МГБ СССР с 4 июля по 9 августа 1951 г.)

1-е заместители министра (до 19 марта 1946 г. - наркома) государственной безопасности СССР

  • Кобулов, Богдан Захарович (14 апреля 1943 - 4 декабря 1945 г.)
  • Огольцов, Сергей Иванович (4 декабря 1945 - 7 мая 1946 г.)
  • Гоглидзе, Сергей Арсентьевич (26 августа - 10 ноября 1951 г.)
  • Огольцов, Сергей Иванович (26 августа 1951 - 13 февраля 1952 г.)
  • Огольцов, Сергей Иванович (20 ноября 1952 - 11 марта 1953 г.) - «по разведывательным делам»
  • Гоглидзе, Сергей Арсентьевич (20 ноября 1952 - 11 марта 1953 г.) - «по остальным делам»

Заместитель министра государственной безопасности СССР по общим вопросам

  • Огольцов, Сергей Иванович (7 мая 1946 - 26 августа 1951 г.)

Заместители министра (до 19 марта 1946 г. - наркома) государственной безопасности СССР по кадрам

  • Свинелупов, Михаил Георгиевич (11 мая 1943 - 31 декабря 1950 г.)
  • Макаров, Василий Емельянович (31 декабря 1950 - 26 августа 1951 г.)
  • Епишев, Алексей Алексеевич (26 августа 1951 - 11 марта 1953 г.)

Заместители министра (до 19 марта 1946 г. - наркома) государственной безопасности СССР

  • Блинов, Афанасий Сергеевич (7 мая 1946 - 26 августа 1951 г.)
  • Ковальчук, Николай Кузьмич (7 мая 1946 - 24 августа 1949 г.)
  • Селивановский, Николай Николаевич (7 мая 1946 - 26 августа 1951 г.)
  • Федотов, Пётр Васильевич (7 сентября 1946 - 26 июня 1947 г.)
  • Аполлонов, Аркадий Николаевич (31 декабря 1950 - 26 августа 1951 г.) - по войскам
  • Королёв, Николай Андрианович (31 декабря 1950 - 26 августа 1951 г.) - по милиции

1917-1922 ВЧК при СНК РСФСР
1922-1923 ГПУ при НКВД РСФСР
1923-1934 ОГПУ при СНК CCCР
1934-1946 НКВД СССР
1934-1943 ГУГБ НКВД СССР
1941, 1943-1946 НКГБ СССР
1946-1953 МГБ СССР
1946-1954 МВД СССР
1954-1978 КГБ при СМ СССР
1978-1991 КГБ СССР

Особенности, определяемые историческими, геополитическими и этническими условиями Российской империи, опыт деятельности ее специальных служб, в основном агентурной работы и конспирации, был реализован большевиками после Октябрьской революции. Находясь в постоянной борьбе с режимом и наблюдая как сильные, так и слабые стороны деятельности его спецслужб, они сумели создать, пожалуй, одну из самых мощных в мире систему специальных служб. Она позволила Коммунистической партии обеспечивать более 70 лет свое политическое господство в стране и успешно противостоять внешним угрозам.

В.И Ленин и первый председатель ВЧК Ф.Дзержинский создавали этот государственный институт как "боевой отряд партии", то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с политическими и идейными противниками.

Экстремальные условия контрреволюционного противодействия власти большевиков, развернувшаяся гражданская война и иностранная интервенция оправдали такую основу создания спецслужб Советского государства. ВЧК, а затем ГПУ и ОГПУ действовали решительно и наступательно, умело перехватывали инициативу у своих противников, которые были намного опытнее. Личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок,четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире.

Органы государственной безопасности с момента их создания претерпели более десяти реорганизаций, причем половина из них приходится на период 1991-1994 годов.

Первоначальное название известно всем - это ВЧК (1917 год). После окончания гражданской войны в 1922 году появилась новая аббревиатура - ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло Объединенное ГПУ (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел (милицией) и образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Г.Ягода, потом Н.Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 г. был назначен Л.Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 г. опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял В.Меркулов.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство - МВД и сам возглавил его. Затем Министром внутренних дел стал С.Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем назначен И.Серов. На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин, В.Семичастный, Ю.Андропов (находился в этой должности около 15 лет), В.Федорчук, В.Чебриков, В.Крючков, Л.Шебаршин, В.Бакатин.

Назначенный после августа 1991 г. на пост председателя КГБ СССР В.Бакатин разработал и стал реализовывать концепцию дезинтеграции КГБ, т.е. раздробления его на ряд самостоятельных ведомств в целях лишения его монополии в сфере обеспечения госбезопасности страны. Из состава КГБ были переданы в ведение Президента Управление охраны, Служба внешней разведки, ФАПСИ, Пограничные войска, дивизии специального назначения.

После таких "преобразований" КГБ СССР прекратил свое существование и с ноября 1991 года стал называться Межреспубликанской службой безопасности (МСБ СССР).

На протяжении всех 74 лет своего существования органы. ВЧК-КГБ были уникальной государственной организацией, а их деятельность - всеобъемлющей как по уровню решаемых задач, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Органы ВЧК-КГБ в Центре и на местах, наряду с КПСС и системой Советов, являлись одной из трех структурных составляющих советского государственного и общественного строя. Жесткая иерархия органов КГБ, контроль, осуществлявшийся наряду с партийными органами, за Вооруженными Силами, экономикой страны, национальной и культурной политикой, загранкадрами и т.д. сделали Комитет госбезопасности сверхспецслужбой, не имевшей до этого аналогов в мире.

Естественно, исключительное положение в государстве и обществе, возможность быстро концентрировать огромный потенциал, если необходимо, то и всего общества, для решения ставившихся руководством партии задач делали органы ВЧК-КГБ чрезвычайно эффективной системой, особенно в экстремальных ситуациях - в годы войны и обострения социальной напряженности. Так, именно Л.Берия, используя органы госбезопасности, мобилизовал огромные ресурсы страны для создания в кратчайшие сроки атомного оружия.

Система ВЧК-КГБ представляла собой действительно феномен. Дело в том. что КГБ являлся уникальным комплексом спецслужб. Комитет госбезопасности СССР включал в себя внешнюю разведку (Первое главное управление), контрразведку (Второе главное управление), военную контрразведку (Третье главное управление), обеспечение безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), экономическую контрразведку (Шестое управление), идеологическую контрразведку и политический сыск (Управление "3"), борьбу с организованной преступностью (Управление по борьбе с оргпреступностью), охрану высшего руководства СССР и КПСС (Служба охраны), пограничную охрану (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), обеспечение правительственной связи (Управление правительственной связи), шифровальную службу (Восьмое главное управление), службу дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление) и т.д. Общая численность сотрудников войск и органов КГБ в 1991 году достигла около 420 тыс. человек.

Этот гигантский механизм позволял быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях работы, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования. Такая структура КГБ обеспечивала добывание важной информации из различных источников, эффективную ее перепроверку, комплексный анализ и обобщение, хотя, конечно, превращала комитет в значительной степени в поставщика-монополиста важнейших сведений для руководства СССР. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими службами обеспечивало быстрое согласование, разработку и успешное осуществление комплексных долговременных операций. Это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами США.

В основе деятельности органов КГБ лежала марксистско-ленинская идеология. Сегодня многие рассматривают это обстоятельство исключительно как негативное, способствовавшее исчезновению этой суперспецслужбы. Однако надо помнить, что в течение многих десятилетий именно коммунистическая идеология была сильнейшим оружием ВЧК-КГБ. Большая часть наиболее ценных агентов за рубежом стала работать с чекистами по идеологическим соображениям, искренне уверовав в мессианские идеалы создания справедливого общества и международного мира. Достаточно назвать в свое время третьего человека британской разведки К.Филби и завербованного КГБ в середине 80-х годов шефа сектора контрразведывательных операций против СССР ЦРУ О.Эймса. И таких сотрудников иностранных спецслужб, министров, политиков, видных дипломатов и чиновников, офицеров и генералов, профессоров и студентов, которые решили бороться против империализма за социальную справедливость и связали свою жизнь с КГБ, повсюду в мире были сотни и тысячи. В то время как предатели и перебежчики из числа сотрудников органов госбезопасности СССР, как правило, делали свой выбор из-за других, далеко не идеологических соображений.

Заслуживает внимания тот факт, что когда с середины 70-х годов система партийных органов, возглавляемая престарелым Политбюро ЦК КПСС, стала терять авторитет в народе,многие простые люди устремили свои взоры на КГБ. Недаром даже ярый противник этой организации академик А. Сахаров считал ее наименее коррумпированной. И действительно, начиная с 1975 года в КГБ поступало больше писем с жалобами, просьбами и предложениями, чем в главную структуру власти СССР - ЦК КПСС. Причем ради справедливости нужно сказать, что ни одно из этих писем не осталось без внимания, многие находили свое разрешение. Работа с письмами трудящихся постоянно находилась в поле зрения председателя КГБ СССР Ю.Андропова, который создал специальный отдел, отвечающий за эту деятельность.

В то же время в последние годы КГБ как гигантский конгломерат спецслужб становился все более сложным в управлении. Председатель КГБ практически стал по уровню своего влияния третьей после Президента (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС) и премьер-министра СССР фигурой, а по объему реальной власти - вторым человеком в государстве.

Недаром председатель КГБ Ю.Андропов смог быстро и эффективно унаследовать власть Л.Брежнева. Именно в КГБ, раньше чем в других структурах власти, возникло понимание необходимости реформ. И, конечно, надо сказать, что шеф госбезопасности В.Крючков и его подчиненные острее других осознали страшную опасность распада СССР и грядущие неисчислимые бедствия для ее народов. Именно поэтому они приняли активное участие в организации попытки спасти страну в августе 1991 года. Однако было слишком поздно: процесс разложения КПСС, всего структур власти в СССР, в том числе и КГБ, зашел слишком далеко.

Главнейшим принципом деятельности органов ВЧК-КГБ на протяжении всей их истории являлся принцип партийного руководства. Эти спецслужбы никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушнным, наиболее острым орудием КПСС. Именно связь КГБ с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, привела КГБ к дезинтеграции по мере ослабления, внутренней деградации и, наконец, краха КПСС и Советского Союза.

Сильными чертами КГБ являлись жесткая централизация и комплексный характер структур этой спецслужбы, охватывающий множество областей обеспечения безопасности, экономия сил и средств, отсутствие дублирования звеньев, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственная встроенность в систему высшего политического и государственного руководства страны, а отсюда - четкая политическая и идеологическая направленность деятельности.

В марте 1954 года из состава МВД были выделены оперативные подразделения. обеспечивающие государственную безопасность страны. На их базе было учреждено самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Для органов КГБ была избрана такая система их построения, функционирования, подотчетности и подконтрольности, которая на деле упраздняла бы их сверхцентрализацию и в максимальной мере вписывала бы их в конституционную систему управления Союза ССР.

Уже само новое наименование чекистских органов - Комитет госбезопасности недвусмысленно означало, что наиболее важные проблемы их организации и деятельности должны решаться на коллегиальных началах. В этих целях в КГБ была учреждена Коллегия, которая по своему правовому статусу существенно отличалась от коллегий других министерств и ведомств. Если коллегии министерств являлись совещательными органами при соответствующих министрах, то коллегия КГБ создавалась как решающий орган. В положении о ней предусматривалось, что в тех гипотетических случаях, когда при голосовании председатель КГБ оказывается в меньшинстве, то разбираемый вопрос должен быть автоматически и немедленно передан в вышестоящие инстанции. Подобная процедура предусматривалась как действенная гарантия и мера по предотвращению разного рода волюнтаристских тенденций в системе КГБ. Коллегиальные звенья (коллегии и советы) были созданы также в органах КГБ на местах (до управлений КГБ краев и областей включительно).

К недостаткам организации функционирования Комитета госбезопасности можно отнести жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, монополизм в сфере безопасности в целом и информационном обеспечении высшего руководства страны, отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ, сложность управления этой гигантской спецслужбой и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки, отсутствие реальной конкуренции. Главное разведуправление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которое занимало специфическую нишу и действовало в значительной степени под контролем КГБ через военную контрразведку. Поэтому рассматривать КГБ и ГРУ как конкурентов было бы неправильно.

Разумеется, некоторые характерные черты в зависимости от ситуации могут нести как позитивную, так и негативную нагрузку, поэтому оценки, приведенные выше, можно считать в определенной мере субъективными.

Важно, пожалуй, другое: в целом КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели к краху КГБ. В этом и состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности СССР - самой мощной в мире спецслужбы, аналог которой уже вряд ли появится в обозримом будущем на постсоветском пространстве. Сильному государству - СССР соответствовала сильная специальная служба КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
ГПУ,
ОГПУ
6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, а в ноябре 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до 1934г.
НКВД в июле 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г. Ягода С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов . С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия .
НКГБ
СССР
в феврале 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов . В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
МГБ в 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.М. Чебриков ,
с 1988 по август 1991гг. - В.А. Крючков ,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В. Бакатин .
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).
МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).
КГБ
РСФСР
6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

Министерство Государственной Безопасности СССР (МГБ) было создано 15 марта 1946 г., в рамках реорганизации наркоматов в министерства.

Эта реорганизация объяснялась тем, что после Второй мировой войны была окончательно утрачена перспектива «мировой революции», и революционная терминология стала неактуальной: нужно было думать о безопасности СССР. Значительная часть населения связывала окончание войны с надеждами на либерализацию режима. Одновременно резко обострилась социально-экономическая ситуация в стране. Это означало необходимость усиления карательных органов и еще большую ориентацию их на политические репрессии. Таким образом, в функциях МГБ изначально закладывалось противоречие между необходимостью обеспечения государственной безопасности и необходимостью подавлять собственное население. Очевидно, что курс на политический террор безопасность страны лишь ослабляет.

Отличие практики МГБ от предыдущих структур НКВД или ВЧК – в том, что террор стал «специализированным», направленным против относительно небольших социальных, национальных и общественных групп. Это объясняется как усложнением структуры советского общества, так и локальностью протестных настроений.

На конец 1946 г. структура МГБ была такова:
секретариат;
секретариат Особого Совещания при министре;
инспекция при министре ;
1-е главное управление (разведки – Фитин П.М.);
2-е главное управление (контрразведки – Федотов П.В.);
3-е главное управление (военной контрразведки) ;
4-е управление (розыскное) ;
5-е управление (оперативное) ;
6-е управление (шифровально-дешифровальное – Шевелев И.Г.);
транспортное управление;
главное управление охраны (Спиридонов Н.К.);
следственная часть по особо важным делам (Влодзимирский Л.Е.);
управление делами ;
хозяйственное управление (Смирнов П.П.);
отдел кадров (Свинелупов М.Г.);
отдел «А» (учетно-архивный ; контролировал работу всех архивов СССР – Герцовский А.Я.);
отдел «Б» (применение оперативной техники : прослушка, и т.п. – Лапшин Е.П.);
отдел «В» (цензура и перлюстрация корреспонденции – Грибов В.М.);
отдел «Д» (изготовление и экспертиза документов) ;
отдел «ДР» (диверсионно-разведывательный – Судоплатов П.А.);
отдел «К» (контрразведывательное обеспечение объектов атомной промышленности) ;
отдел «О» (по оперативной работе среди духовенства);
отдел «Р» (радиоконтрразведка) ;
отдел «Т» (по борьбе с терроризмом) ;
отдел оперативной техники (лаборатории, где велась ее разработка);
тюремный отдел (включая внутреннюю тюрьму МГБ, комендант которой был начальником этого отдела);
финансовый отдел ;
юридическое бюро .
Планировалось создание отдела «ДН» (дезинформации) .

Данная структура нуждается в комментарии.
1. Появился отдел по работе среди духовенства, что связано со значительным религиозным подъемом послевоенных лет, особенно на ранее оккупированных немцами территориях, и понадобилось бороться с «религиозным дурманом». Особое значение придавалось Галиции и Западной Беларуси, Литве, где позиции церкви были очень сильны.
2. Появился отдел по изготовлению документов. Речь шла о «работе» по фальсификации содержимого архивов, по «исправлению» исторических фактов и событий.
3. Появляется диверсионно-разведывательный отдел. Это имеет смысл лишь при подготовке агрессивных войн и готовности руководства страны санкционировать террористическую деятельность за рубежом.
4. Появился отдел по борьбе с терроризмом: в ряде областей СССР шли военные операции против антикоммунистических повстанцев, а также велась «зачистка» освобожденных территорий от «антисоветских элементов», для чего использовались чекисты.
5. Наконец, намерение создать службу дезинформации уникально: такого не знает ни одна разведка мира. Причем, не пояснялось, кого собирались «дезинформировать» – заграницу, или своих сограждан.
В январе 1947 г. в МГБ было создано Главное управление внутренних войск.

Постановлением Совмина СССР №1789-470сс от 30 мая 1947 г. на базе первого главного управления МГБ и Главного разведуправления Генштаба Советской Армии был создан Комитет информации при Совете министров СССР. В его составе, в частности, было Управление советников в странах народной демократии (страны-сателлиты СССР).

Это была попытка, с одной стороны, объединить функции разведки и функции аналитической службы, с другой – вывести разведывательную деятельность из-под контроля спецслужб, и поставить ее непосредственно под контроль партии, как и контроль за политикой «братских» стран Восточной Европы. Именно в это время в спецслужбы начинают массово направлять партийных функционеров, вроде С.Д. Игнатьева и С.Н. Круглова, А.А. Епишева. Это делало МГБ более лояльным, но менее профессиональным.

Также активно внедряют туда сотрудников военной контрразведки СМЕРШ, – это было связано с относительно низким уровнем коррумпированности военных контрразведчиков (П.Фитин, П.Судоплатов, А.Вадис). В том числе был направлен – на пост министра МГБ, – В.С. Абакумов, занимавший этот пост до 1951г., когда его сменил С.Д. Игнатьев.

Коррупция в МГБ была обычным явлением: чекисты тогда имели большие возможности для незаконного обогащения (в оккупированных областях Германии, в Польше, Прибалтике; чиновники, связанные с поставками по ленд-лизу).

В августе 1947 г. в ведение МГБ были переданы войска правительственной связи. А в марте 1949 г. в ведение МГБ был передан Гохран (Государственное хранилище ценностей), для руководства которым создавался Спецотдел. Это означало дополнительные коррупционные возможности: связь чекистов с внешнеторговым и финансовым ведомствами.

В сентябре 1949 г. служба наружного наблюдения и установки выделяется из 5-го управления МГБ в отдельное, 7-е управление. Как раз на это время приходится резкое усиление шпиономании: началась борьба с «безродными космополитами», началось «Ленинградское дело», при странных обстоятельствах умер А.А. Жданов, произошел разрыв с Югославией.

Тогда же, в октябре 1949 г., в ведение МГБ из МВД передают Главное управление милиции, МГБ подчиняют пограничные войска и военно-строительное управление. Таким образом, полномочия МГБ продолжают расти, и первоначальный замысел – создать ведомство, занимающееся собственно государственной безопасностью, было окончательно похоронен: возник новый бюрократический монстр уровня прежнего НКВД, но более коррумпированный. Характерна и передача МГБ военного строительства: оно велось силами заключенных ГУЛАГ, а МГБ «обеспечивало дисциплину» и «ударный труд». К тому же, МГБ было проще решать задачи обеспечения строек всем необходимым в условиях неэффективной дефицитной экономики.

В январе 1953 г. при МГБ было создано Центральное бюро по рационализации и изобретательству:
1. Для обеспечения секретности отечественных изобретений и научных открытий (хотя остальной мир, как правило, ими обменивался).
2. Для отбора кадров в военную промышленность («ловля мозгов»).
3. Для воровства на Западе передовых технологий.

19 октября 1949 г. на базе 6го управления МГБ и дешифровально-разведывательной службы Генштаба создается Главное управление специальной службы при ЦК ВКПБ. Таким образом, шифровально-дешифровальная служба, передается под непосредственный контроль партии. Это говорит о падении доверия партийного руководства к МГБ и армии.

В сентябре 1950 г. на базе диверсионно-разведывательного отдела МГБ создали Бюро№1 (спецоперации за рубежом), и Бюро №2 (спецоперации внутри страны). Возникает вопрос: какие диверсионно-разведывательные операции МГБ собиралось проводить внутри страны? Именно тогда выдвигаются такие личности, как М.Рюмин, – готовые выполнить любой приказ, независимо от его содержания.

16 ноября 1950 г. в МГБ создано 9-е управление – по «обслуживанию» спецпереселенцев. Их количество постоянно увеличивалось: за счет «зачистки» освобожденных областей, повторной коллективизации, «фильтрации» бывших военнопленных, депортаций из стран Восточной Европы, и так далее.

27 октября 1951 г. в МГБ создан мобилизационный отдел: аналога этому нет до сих пор ни в одной спецслужбе – проведение мобилизации в армию, в случае объявления таковой, во всех странах мира – дело военных. Интересно и то, что мобилизационный отдел был создан в разгар пропаганды борьбы за мир.

В апреле 1952 г. при министре МГБ было создано Спецбюро (аналитическое): стало очевидно, что ЦК партии не может эффективно вести такую работу. Было восстановлено и 1е главное управление МГБ – разведывательное. В январе 1953 г. было объявлено о создании на базе 1-го, 2-го и ряда других управлений и отделов МГБ, Главного разведывательного управления МГБ, но из-за смерти Сталина оно не вступило в силу. В армию разведслужбу вернули позднее.

Примечательно, что за это время (1947-1952 гг.) ближайшее окружение Сталина почти полностью сменилось – от лечащих врачей до коменданта Кремля, а влияние таких лиц, как В.М. Молотов и Л.П. Берия резко упало. Какова связь между передачей функций внешней разведки и аналитики под контроль ЦК партии и радикальными переменами на политическом «Олимпе», еще предстоит выяснить. Но Сталин вскоре после этого умер.

Рассмотрим теперь структуру 1го главного управления МГБ – разведывательного, чтобы получить представление о том, каковы были приоритеты СССР в этом отношении.

– 1-й отдел состоял из 3х отделений. 1. Германия (вся), Польша, Чехословакия. 2. – Венгрия, Болгария, Румыния. 3. – Югославия, Греция. Первая группа стран – наиболее «проблемные» с точки зрения установления советских режимов. Вторая – бывшие союзники Германии. Третья – страны, где шла гражданская война (Греция – на тот момент, Югославия – незадолго до этого)

– 2-й отдел. 1 отделение: Франция, Италия, Испания, Бельгия, Португалия, Швейцария. 2: страны Северной Европы и Голландия. Здесь – деление по культурно-географическому типу – романские страны отдельно, скандинавские – отдельно.

– 3-й отдел:
-Англия;
-США, Канада;
-научно-техническая разведка (как видим, «привязанная» к США и Англии; в военной разведке «привязка» была аналогичной.)

– 4-й отдел:
-Япония, Маньчжурия, Корея (в Китае и Корее шли войны, в Японии стояли американские войска)
– Китай (внутренние районы)
– Монголия, Синьцзян, Тува (Тува вошла в СССР в 1944м, МНР и Синьцзян были под советской оккупацией)

– 5-й отдел:
-Турция (к ней Сталин в 1945г. выдвинул территориальные претензии)
-Ирак, Афганистан, Индия и арабские страны (потому что находились под влиянием Англии)
-Кавказ и эмиграция (грузины и армяне имели очень сильные диаспоры за рубежом, для МГБ тут было широкое «поле деятельности»).

Характерно, что такое же деление по странам и регионам имел Международный отдел ЦК ВКПБ, а до своего роспуска – и Коминтерн.

– 6-й отдел:
– совколонии (граждане СССР, живущие за рубежом; среди этих граждан МГБ активно вербовал агентуру, особенно для работы «под прикрытием»)
– оперучет (ведение досье на лиц, подлежащих оперативной разработке по линии внешней разведки)
– въезд и выезд за границу (наблюдение за пунктами пропуска через госграницу, изучение въезжающих и выезжающих лиц с позиций интересов разведки)
– отделение связи
– группа «А» (спецназ: «активные операции»)
– отделение Школы особого назначения (ШОН).

К июню 1952 г. аппарат МГБ насчитывал 207.000 сотрудников. Кроме того, сотрудниками МГБ считались пограничники – на 1 января 1953 г. около 190ю000 чел., внутренние войска – 69ю000чел., войска по охране промышленных объектов и железных дорог -7.500 чел. Агентурный аппарат МГБ состоял из резидентов, агентов и осведомителей, но с января 1952 г. (Приказ по МГБ№0015) вводились вместо них новые категории: агент и специальный агент. Все бывшие агенты и осведомители переводились в категорию агентов, а наиболее квалифицированные, выполняющие ответственные задания – в специальные агенты.

Право вербовки агентуры отныне имели только начальники отделений МГБ и вышестоящие начальники. Этим же приказом с 15 марта 1952 г. численность агентуры сокращалась примерно в два раза: «отсеивались» «пассивные», то есть, не писавшие доносов, и не занятые непосредственно борьбой с «антисоветскими элементами». Это означает, что «сокращение штатов» агентуры провели за счет тех из агентов, кто занимался действительно нужным делом – например, борьбой с бандитизмом или с наркоторговлей (и того, и другого в сталинском СССР хватало).

Таким образом, МГБ было не столько ведомством, обеспечивающим безопасность государства, сколько полем для бюрократических интриг, а основной его функцией, как и прежде, было подавление инакомыслия и любых оппозиционных настроений в стране.


Исаев И.А. История государства и права России. М.,2005.

Попов В.П. Государственный террор в Советской России. 1923-1953. М.,1994.

Закорецкий К. Третья мировая война Сталина. М.,2009.

Маленков А.Г. О моем отце – Г.Маленкове. М.,1992.

Пыхалов И. Заказное убийство Сталина. М.,2010.

Служба внешней разведки. Очерки истории. М.,2007.

Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. М.,1996.

Антонов В., Карпов В. Тайные информаторы Кремля. Биографические очерки о разведчиках. М..2000.

апрель 1943 г. - март 1953 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. из состава НКВД СССР, вновь, как и в 1941 году, был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР), возглавить который было вновь поручено В.Н.Меркулову.

Военная контрразведка (УОО) так же, как это было в 1941 году, постановлением СНК СССР № 415-138сс от 19 апреля 1943 г. была передана в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота СССР. Были созданы Главное управление контрразведки (ГУКР) "Смерш" НКО СССР и Управление контрразведки (УКР) "Смерш" НК ВМФ.

Структура НКГБ СССР была определена решением Политбюро П 40/91 от 14 апреля 1943 г. "Об образовании НКГБ СССР" и объявлена постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. Несколько позже постановлением СНК СССР № 621-191 сс от 2 июня 1943 г. было утверждено "Положение о Народном комиссариате государственной безопасности СССР". В соответствии с постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. первым заместителем наркома госбезопасности был назначен Б.З.Кобулов, а постановлением СНК СССР № 511 от 11 мая 1943 г. заместителем наркома госбезопасности СССР по кадрам был назначен М.Г.Свинелупов.

В течение мая 1943 г. приказами НКГБ СССР были утверждены штаты основных структурных подразделений центрального аппарата НКГБ СССР:

1 управление (разведка);

2 управление (контрразведка) (создано на базе 2 и 3 управлений, ЭКУ и 3 с/о НКВД СССР);

3 управление (транспортное);

4 управление (организация террора и диверсий на занятых немцами территориях);

5 управление (шифровально-дешифровальное и спецсвязь);

6 управление (охрана руководителей партии и правительства) (создано на базе 1 отдела НКВД СССР);

Отдел "А" (учетно-архивный) (создан из переданных в НКГБ СССР части отделений и личного состава 1 с/о НКВД СССР);

Отдел "Б" (оперативно-технический);

Отдел "В" (военная цензура и перлюстрация корреспонденции);

Следственная часть по особо важным делам;

Секретариат НКГБ СССР;

Отдел кадров НКГБ СССР;

Административно-хозяйственное финансовое управление (АХФУ).

Таким образом созданный в 1943 году НКГБ СССР включал в себя семь управлений (вместе с АХФУ), четыре самостоятельных отдела "А", "Б", "В" и ОК, следственную часть и секретариат.

До 1946 года эта структура претерпела небольшие изменения.

15 ноября 1945 г. "для оперативно-чекистского обслуживания" объектов спецназначения (занятых созданием атомной бомбы) был организован в составе НКГБ СССР отдел "К".

Совместным приказом НКГБ и НКВД СССР № 0014/0032 от 10 января 1946 года отдел "С" (разведка и обработка материалов по атомной проблеме) был передан из НКВД СССР в НКГБ СССР.

Приказом НКГБ СССР № 00107 от 22 марта 1946 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Соответственно, были переименованы и местные управления и отделы НКГБ в управления и отделы МГБ.

Существенная реорганизация произошла в 6 управлении МГБ СССР. Приказом МГБ СССР № 00134 от 15 апреля 1946 г. на его основе было создано Управление охраны № 2 МГБ СССР, а 1-й отдел 6 управления, занимавшийся охраной Сталина, был преобразован в Управление охраны № 1. Штаты управления охраны № 1 были объявлены приказом МГБ СССР № 00152 от 24 апреля 1946 г. Таким образом организация охраны Сталина (Управление охраны № 1) была отделена от охраны остальных членов Политбюро и Правительства (Управление охраны № 2).

Кардинальное расширение и изменение структуры МГБ СССР произошло 4 мая 1946 г., когда вместо В.Н.Меркулова министром госбезопасности СССР был назначен В.С.Абакумов, а возглавляемый им ГУКР "Смерш" МВС СССР влился в МГБ СССР. Решение об этом было принято Политбюро ЦК ВКП(б) П 51 /IV от 4 мая 1946 г. Согласно этому решению в МГБ СССР включалась военная контрразведка в качестве самостоятельного 3 Главного управления МГБ СССР. 1 и 2 управления МГБ СССР были также преобразованы в Главные управления. Кроме того, возникли новые управления и самостоятельные отделы. В результате этих изменений структура МГБ СССР приобрела следующий вид:

1 Главное управление (разведка);

2 Главное управление (контрразведка);

3 Главное управление (военная контрразведка);

4 управление (розыскное) (осуществляло руководство розыском "агентуры иностранных разведок, заброшенной в СССР, и прочих вражеских элементов") (ранее существовавшее 4 управление по организации террора и диверсий в тылу противника в годы войны было упразднено приказом МГБ СССР № 00447 от 9 октября 1946 г.);

5 управление (оперативное);

6 управление (шифровально-дешифровальное);

Транспортное управление (чекистское обслуживание транспорта);

Управление охраны № 1 (охрана И.В.Сталина);

Управление охраны № 2 (охрана остальных руководителей партии и правительства);

Управление коменданта Московского Кремля;

Отдел "А" (учетно-архивный);

Отдел "Б" (оперативной техники);

Отдел "В" (перлюстрация корреспонденции);

Отдел "Д" (экспертизы и подделки документов) (выделен из отдела "Б");

Отдел "К" (чекистское наблюдение на объектах атомной промышленности);

Отдел "О" (оперативная работа по духовенству всех конфессий) (выделен из 2 управления);

Отдел "Р" (радио-контрразведка);

Отдел "С" (перевод и обработка материалов по атомной проблеме. В 1946 г. функции этого отдела были переданы в 1 Главное управление МГБ);

Отдел "Т" (борьба с "лицами, высказывающими угрозы террористического характера в отношении партийных и советских руководителей");

Следчасть по особо важным делам (на правах управления);

Отдел "ДР" (служба проведения диверсий и актов индивидуального террора);

Отдел "ДН" (служба дезинформации) (фактически этот отдел не был создан);

Административно-хозяйственное и финансовое управление (АХФУ);

Управление кадров;

Инспекция при министре;

Секретариат МГБ СССР;

Юридическое бюро МГБ СССР.

Во второй половине 1946 года произошло еще несколько существенных реорганизаций некоторых структурных подразделений центрального аппарата МГБ СССР. По результатам проверки работы НКГБ - МГБ СССР, отраженных в акте приема-передачи дел от прежнего министра Меркулова новому - Абакумову, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение П 53/39 от 20 августа 1946 г. о необходимости изменения структуры МГБ СССР. В результате были созданы:

Отдел оперативной техники (ООТ) (изготовление опертехники и снабжение ею местных органов) (применение опертехники оставалось прерогативой отдела "Б");

Тюремный отдел (руководство тюрьмами МГБ как в центре, так и на периферии) (организован приказом МГБ СССР № 00396 от 27 сентября 1946 г.);

Особое совещание при министре (для вынесения внесудебных решений по следственным делам, ведущимся в МГБ). (Штат секретариата ОСО МГБ СССР был объявлен приказом МГБ СССР № 00496 от 2 ноября 1946 г.);

Управление делами (было организовано на базе АХФУ);

Хозяйственное управление (организовано на базе АХФУ;)

Финансовый отдел (организован на базе АХФУ).

В конце 1946 года произошла реорганизация аппаратов охраны руководителей страны. Приказом МГБ СССР № 00558 от 25 декабря 1946 г. управления охраны № 1 и № 2 и Управление коменданта Московского Кремля были объединены в Главное управление охраны МГБ СССР.

В основном эта структура МГБ СССР сохранилась до марта 1953 года, до слияния МГБ с МВД, однако, в деталях она постоянно менялась. Происходило укрупнение или разукрупнение оперативных управлений, менялся их профиль работы, и, наконец, происходила организация новых структурных единиц, связанная с передачей части функций МВД в МГБ. Это объяснялось растущим влиянием Абакумова, его стремлением переподчинить себе часть аппарата МВД, с одной стороны, и желанием Сталина создать мощную централизованную службу госбезопасности, с другой.

Уже в январе 1947 года совместным приказом МВД и МГБ СССР №0074/0029 от 21 января 1947 г. была оформлена передача внутренних войск из МВД в МГБ. Было образовано Главное управление внутренних войск МГБ. Штатная численность войск составляла 68582 человека.

Приказом МВД и МГБ СССР № 0075/0030 от 21 января 1947 г. транспортная милиция была передана из МВД в Транспортное управление МГБ СССР. Вскоре приказом МГБ СССР № 00322 от 19 июня 1947 г. было организовано Главное управление охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте. Основой этой реорганизации послужило постановление СМ СССР № 2104-556СС от 17 июня 1947 г.

Однако Сталин, усиливая влияние МГБ в делах внутри страны, лишил МГБ одной из важнейших и традиционных областей приложения сил: внешней разведки. Было принято решение объединить все разведывательные ведомства и службы СССР (1 Главное управление МГБ СССР, Главное разведывательное управление МВС, разведывательные и информационные структуры ЦК ВКП(б), МИД, Минвнешторга и т.д.) в единый аппарат.

Решением СМ СССР № 1789-470сс от 30 мая 1947 г. был создан Комитет информации (КИ) при СМ СССР во главе которого был В.М.Молотов.

В структуре МГБ СССР 1 Главное управление было упразднено в связи с передачей функций этого управления в КИ при СМ СССР.

Для обобщения контрразведывательной работы и составления справочников, учебников и информационных бюллетеней приказом МГБ СССР № 00426 от 22 августа 1947 г. было организовано Специальное бюро при министре.

1948 ГОД

На основании постановления СМ СССР № 1130-405сс от 6 апреля 1948 г. совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00369/0141 от 9 апреля 1948 г. из МВД в МГБ были переданы войска по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Численность войск составляла 7301 человек.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3271 от 17 сентября 1947 г. приказом МГБ СССР № 332 от 28 июля 1948 г. была организована Центральная бухгалтерия МГБ СССР.

1949 ГОД

Государственное хранилище ценностей (ГОХРАН) было передано из МВД в МГБ. В связи с этим 21 апреля 1949 г. был создан спецотдел МГБ СССР.

В 1949 году служба наружного наблюдения и установки, т.е. оперативные функции были выделены из 5 управления МГБ СССР и приказом МГБ СССР № 00293 от 10 сентября 1949 г. было создано самостоятельное 7 управление МГБ СССР (оперативное). В соответствии с этим решением приказом МГБ СССР № 00386 от 6 декабря 1949 г. была утверждена новая структура 5 управления МГБ СССР. Отдел "О" был упразднен, а его функции были переданы в 5 управление. Теперь основной задачей 5 управления стала борьба с враждебными и антисоветскими элементами, работа против клерикалов и розыск авторов и распространителей антисоветских листовок и анонимных документов, т.е. функции секретно-политического управления.

В 1949 году произошли изменения и в Комитете информации при СМ СССР. Военная разведка была возвращена в Министерство вооруженных сил, а сам КИ стал теперь числиться при Министерстве иностранных дел СССР. Функции КИ при МИДе СССР продолжали сокращаться. Внешняя контрразведка и чекистская работа в советских колониях за рубежом были переданы в МГБ СССР, где для этих целей приказом МГБ СССР № 00333 от 17 октября 1949 г. было создано Первое управление.

Совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г. из МВД в МГБ были переданы пограничные войска и милиция, а также Военно-строительное управление (ВСУ). Соответственно, в МГБ СССР теперь числились Главное управление погранвойск, Главное управление милиции и Военно-строительное управление.

На основании решения ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1949 г. вся шифровально-дешифровальная работа из МГБ передавалась в ЦК ВКП(б) и, соответственно, 6 управление МГБ было ликвидировано. Это было оформлено приказом МГБ СССР № 00369 от 15 ноября 1949 г., а в ЦК ВКП(б) было создано Главное управление спецслужбы (ГУСС) ЦК ВКП(б)-КПСС.

1950 год

Для обеспечения собственной шифровальной связи и дешифровки в МГБ СССР приказом № 0035 от 11 января 1950 г. был создан шифровальный отдел, согласно приказа МГБ СССР № 00443 от 18 августа 1950 г. он стал именоваться Отдел "С".

На основании постановлений Политбюро ЦК ВКП(б) № П 77/309 и П 77/310 от 9 сентября 1950 г. в МГБ СССР на базе отдела "ДР" (специальная служба) были созданы на правах управлений подчиненные непосредственно министру:

Бюро № 1 (приказом МГБ СССР № 00532 от 28 сентября 1950 г.) для проведения диверсий и террора за границей;

Бюро № 2 (приказом МГБ СССР № 00533 от 28 сентября 1950 г.) для проведения террора (похищений и убийств) в СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3077-1286сс от 14 июля 1950 г. о передаче спецпоселений из МВД в МГБ (объявлено совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00464/00392 от 21 июля 1950 г.) в МГБ СССР (приказ МГБ СССР № 00552 от 16 ноября 1950 г.) было организовано 9 управление МГБ СССР по надзору за ссыльными, высланными и спецпоселенцами. По объявленному приказом МГБ СССР № 0033 от 15 января 1951 г. штату, 9 управление состояло из пяти отделов:

1 отдел - работа по режиму, надзору, агентурному наблюдению и изучению поведения, связей, настроения ссыльных, высланных и спецпереселенцев в целях исключения побегов и своевременного предупреждения вражеских проявлений (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, центральная и северная полоса СССР);

2 отдел - то же (Урал, Сибирь и Дальний Восток);

3 отдел - подготовка мест расселения, перемещение контингентов, учет и информация;

4 отдел - руководство розыскными отрядами;

5 отдел - работа по рассмотрению жалоб, заявлений, следственных дел и дача по ним заключений.

13 ноября 1950 г. приказом МГБ СССР были объявлены штаты новой структурной единицы в Центральном аппарате МГБ - Управления военного снабжения (УВС МГБ СССР).

В соответствии с тем, что милиция была передана МГБ и туда же были переданы в течение 1950 года и все учеты и картотеки уголовных преступников, работа отдела "А" (учетно-архивного) приказом МГБ СССР № 00565 от 28 ноября 1950 г. была перестроена: в отделе создавались секторы вместо отделений и было принято новое положение об Отделе "А".

Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 декабря 1950 г. в МГБ СССР была создана Коллегия из 19 членов.

1951 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 1482-748сс от 6 мая 1951 г. приказом МГБ СССР № 0034 от 19 мая 1951 г. внутренние войска МГБ и войска правительственной связи были реорганизованы во внутреннюю охрану МГБ. Было организовано Главное управление внутренней охраны (ГУВО) МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР 18 июля 1951 г. Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МВД были переименованы в Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00783 от 27 октября 1951 г. был организован Мобилизационный отдел МГБ СССР.

В 1951 году внешняя разведка была возвращена в МГБ из КИ при МИД СССР. Приказом МГБ СССР № 00796 от 2 ноября 1951 г. было создано 1 Главное управление (разведка) МГБ СССР, в него вошло полностью и 1 управление со своими штатами и личным составом.

1952 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 615-200сс от 2 февраля 1952 г. приказом МГБ СССР № 00100 от 14 февраля 1952 г. Управление делами и ХОЗУ были объединены в Административно-хозяйственное управление (АХУ). При этом был организован самостоятельный Плановый отдел МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00329 от 23 мая 1952 г. ГУО МГБ СССР было преобразовано в Управление охраны (УО) МГБ СССР. Начальник ГУО МГБ генерал-лейтенант Н.С.Власик был снят с работы, а руководство охраной руководителей партии и правительства было поручено министру ГБ С.Д.Игнатьеву (по совместительству).

В соответствии с распоряжением СМ СССР № 11826рс от 16 мая 1952 г. приказом МГБ СССР № 00383 от 7 июня 1952 г. было организовано Управление учебных заведений МГБ СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3851-1539с от 22 августа 1952 г. приказом МГБ СССР № 00763 от 12 сентября 1952 г. было организовано Главное управление МГБ СССР по контролю и инспектированию ведомственной охраны.

1953 ГОД

По инициативе И.В.Сталина было принято решение Бюро Президиума ЦК КПСС БП 7/12-оп от 30 декабря 1952 г. об объединении 1 и 2 главных управлений и ряда других подразделений центрального аппарата МГБ в Главное разведывательное управление (ГРУ) МГБ СССР. Это решение было объявлено приказом МГБ СССР № 006 от 5 января 1953 г. Тогда же Сталин задумал реорганизовать и всю службу наружного наблюдения и оперативной работы 7 управления. Однако эти проекты (образование ГРУ и реорганизация 7 управления) не были доведены до конца и их штаты так и не были утверждены до самой смерти Сталина.

Приказом МГБ СССР № 0085 от 26 января 1953 г. было организовано Центральное бюро по рационализации и изобретательству.

Поделиться