Год выпуска: 2004
Жанр: Психология
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Описание:
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
Глава 1. История детской практической психологии
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
1.2. Становление детской практической психологии в России
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг
Вопросы и задания
Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении
2.1. Психологический кабинет
2.2. Психологический инструментарий
2.3. Нормативная документация детского практического психолога
2.4. Специальная документация
2.5. Организационно-методическая документация
Вопросы и задания
Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества
3.2. Психические особенности детей раннего возраста
3.3.Особенности психического развития в дошкольном возрасте
3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей
Вопросы и задания
Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения
2.1. Психодиагностика
4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
4.3. Психологическое консультирование и просвещение
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
Вопросы и задания
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
5.1. Терминология
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте
Вопросы и задания
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Вопросы и задания
ПСИХОЛОГИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕТСКАЯ
Благодарности
_______________________________________
под редакцией
профессора Т.Д. Марцинковской
______________________________________
образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
УДК 159.922.7 (075.8)
Рецензенты:
И.В. Дубровина;
, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев
Т.Д. Марцинковская, - гл. 1, 3;
кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;
кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;
кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,
доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.
Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
УДК 159.922.7 (075.8)
ББК88.8
В оформлении обложки использован фрагмент картины
Бальтуса «Дети» (19S37)
ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6
ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7
ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7
1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7
1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12
1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг........................................................................ 15
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23
В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23
ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23
2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23
2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25
2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28
2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29
2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32
Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35
Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35
Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35
3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35
3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39
3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41
3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48
Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50
ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50
4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50
4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60
4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63
4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65
Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71
ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72
5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75
5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79
Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84
ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84
Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99
Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100
Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100
Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104
Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104
мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104
Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106
Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106
Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106
Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106
Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107
План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107
Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109
Набор диагностических методик для детей 3-4 лет.................................................................................................. 109
Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109
Набор диагностических методик для детей 4-7 лет.................................................................................................. 109
Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110
Haбор диагностических методик для детей 7- 12 лет.............................................................................................. 110
Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110
Набор диагностических методик для детей 12-18 лет............................................................................................. 110
Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111
Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111
Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111
Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111
Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112
Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112
Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122
Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122
Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124
Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124
Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128
Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128
Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129
Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129
Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130
Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130
Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131
Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131
Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133
Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133
Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135
Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138
Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138
Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140
Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140
Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146
Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146
Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153
Диагностика психического развития детей 4-7 лет.................................................................................................. 153
Предисловие................................................... 7
Глава 1. История детской практической психологии............. 8
1.1. Становление детской практической психологии
и педологии........................................ 8
1.2. Становление детской практической психологии
в России.......................................... 17
1.3. Развитие практической психологии и педологии
в 20-30-е гг. ....................................... 24
Вопросы и задания ...................................... 35
Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении......................................... 37
2.1. Психологический кабинет......................... 37
2.2. Психологический инструментарий................. 41
2.3. Нормативная документация детского практического психолога.................................... 45
2.4. Специальная документация........................ 45
2.5. Организационно-методическая документация....... 51
Вопросы и задания............ ........................... 56
Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста................................................. 58
3.1. Психические особенности детей в период ново-
рожденности и младенчества....................... 58
3.2. Психические особенности детей раннего возраста. ............................................. 65
3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте...................................... 70
3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей....................................... 82
Вопросы и задания..................................... 85
Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения........................................................ 86
4.1. Психодиагностика................................ 86
4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка.............. 101
4.3. Психологическое консультирование и просвещение. ............................................. 107
4.4. Психологическое обеспечение педагогического
процесса........................................ 111
Вопросы и задания.................................... 119
Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123
5.1. Терминология.......^........................... 124
5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................... 125
5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте............................ 130
5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте....................... 137
Вопросы и задания..................................... 146
Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении............................................ 147
Вопросы и задания.................................... 161
Литература.................................................. 162
Словарь терминов........................................... 168
Приложения................................................ 173
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.