Упражнение тренинг эффективного межличностного общения. Тренинг "сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия". Занятие «Приглядись к тому, кто рядом»

Причины, по которым стоит посмотреть предложенную программу тренинга эффективного взаимодействия:

  • учителя изучают организацию общения в конфликтных ситуациях;
  • присутствуют три авторских упражнения (приложение 1) ;
  • упражнения и программы были зачтены по курсу повышения квалификации “Методы психологического тренинга в школе” в 2009-2010 гг. (курс лекций доктора психологических наук, профессора Московского городского психолого-педагогического университета Вачкова И.В.).
  1. Изучение психологических основ общения.
  2. Организация общения в конфликтных ситуациях.

Дать возможность участникам увидеть, что можно предотвращать конфликтные ситуации;

Научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

Уточнить знания по типам конфликтных личностей.

Участники: учителя (от 6 до 12 человек).

Время: (частота и длительность каждого занятия) 3 дня по 1 ч. – 2 ч. 40 мин.

Программа тренинга

№ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)
1 Взгляд со стороны: Как я общаюсь? 1-2 часа - определить особенностей собственной тактики поведения в конфликтной ситуации в частности

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту)

Снятие мышечных зажимов

“Достойный ответ”

“Подарок”

2 Способы выхода из конфликтных ситуаций 1 ч. 35 мин.
2 ч. 40 мин.

Уточнить понятие “конфликт”

Дать увидеть, что есть возможность предотвращать конфликтные ситуации

Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций

Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“Пожелания”

“Разожми кулак”

3 Конфликтные личности, как с ними общаться? 1 ч. 20 мин.
1 ч. 50 мин.

Создание свободной доброжелательной атмосферы

Знакомство с типами конфликтных личностей и способами общения с такими людьми

Закрепление понятий, полученных в ходе минилекции

“Снежинки”

“Разговор по телефону”

Минилекция

“Карусель”

“Аплодисменты по кругу”

Домашнее задание
Подготовиться к упражнению “Отражение” В течение недели учителя и логопед наблюдают каждый за своим объектом (другим учителем). За это время происходят мероприятия: на неделе русского языка наблюдают за организационными способностями; на педсовете за работой в группах; празднование дня рождения – поведение в неформальной обстановке; открытый урок – умение работать на публике.

Сценарий тренингового занятия № 1

Тема: Взгляд со стороны: Как я общаюсь?

Цель: анализ собственного образа через взгляд другого человека

Определить особенности собственной тактики поведения (в конфликтной ситуации в частности);

Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту).

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент 5-10 мин. Правила работы группы
создание настроя на работу (установление контакта) “Осьминог” Группа должна изобразить осьминога, когда он готов, все закрывают глаза, и осьминог перемещается по комнате. Разговаривать в это время не разрешается. Вам понравилась игра? Легко ли было двигаться вместе? Было ли что-то что вам мешало?
Основная часть 30-50 минут

Выделить особенности поведения, речи и характера одного из участников тренинга

- “отзеркалить” друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации

“Отражение” Выделив особенности поведения, речи и характера (домашнее задание) участники отзеркаливают друг другу тактику поведения в конфликтной ситуации. На тренинге участники изображают по ролям свои задания. При этом остальные устанавливают объект наблюдения. Узнав себя, какие чувства вы испытываете?

Считаете ли вы, что вас изобразили правильно?

Что бы вы изменили в данном образе?

20-40 минут Отработка навыка конструктивного выхода из потенциально опасных ситуаций (могут привести к конфликту) “Достойный ответ” Каждый участник получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Все слушатели по кругу по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот “выпад”.

Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Что может помочь конструктивному восприятию негативной информации о себе?

Подведение итогов 5 мин. Подведение итогов беседа

Ритуал прощания

5-10 минут Снятие мышечных зажимов “Подарок” Участники встают в круг и делают “подарки” друг другу по очереди средствами пантомимы изображают какой-либо предмет и передают его своему соседу справа. Понравились ли подарки? Хочется ли пожать друг другу руки? Если да, то мы можем сделать это.

Сценарий тренингового занятия № 2

Тема: Способы выхода из конфликтных ситуаций

Цель: активизация представлений участников по теме “конфликт”, “эмоции”

Уточнить понятие “конфликт”;

Показать, что есть ситуации, которые могут стать конфликтными, а могут и не стать;

Активизировать знания участников по теме “способы выхода из конфликтных ситуаций”.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения
Организационный момент Создание настроя на работу (установление контакта) “Пожелания” “Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день…”
Основная часть 5-15 мин. Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций (собственными в частности) “Разожми кулак” Группа разбивается на пары. Партнёры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он может делать это любыми способами. После этого партнёры меняются ролями. Какие средства только усиливали сопротивление? Какие можно отметить как тактичные? Играло ли какую-то роль, что партнёры лично доверяли друг другу?
5 мин. Мини-лекция Уточняется понятие “конфликт”. Озвучиваются способы поведения в конфликтных ситуациях.
30-40 минут - Показать, что есть ситуации, которые могут не стать конфликтными

Показать, что есть возможность предотвращать конфликты ситуации

“Прогноз” (авторская)
5 мин. Подобрать примеры конфликтных ситуаций беседа Участники вспоминают конфликтные ситуации, которые с ними случались на работе и дома. Подготовка к следующему упражнению
30-60 мин. - Закрепить материал, полученный в ходе предыдущей работы

Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях

“Карусель” Участники делятся на 2 равные группы. Участники внешнего круга получают карточки с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу, По сигналу останавливаются и в парах разыгрывают конфликтную ситуацию, предлагаемую участниками из их практики, где внутренний круг – инициаторы, а внешний круг – выходит из ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Какой опыт вы получили после проделанной работы? Что удалось? Что было трудным? Какие способы выхода из конфликтных ситуаций было сложнее изобразить и почему?

Подведение итогов

5 мин. Подведение итогов Беседа Участники делятся впечатлениями от тренинга. Высказывают что им понравилось и что нет и почему.

Ритуал прощания

15-30 минут - Активизировать словарь положительных эмоций

Снять некоторые барьеры в общении

“ Подарок” (авторская)

(Приложение 1)

Сценарий тренингового занятия № 3

Тема: Конфликтные личности, как с ними общаться?

Цель: активизация знаний по теме “способы выхода из конфликта”

Активизировать знания по теме “способы решения конфликтных ситуаций”;

Определить какие способы выхода из конфликтных ситуаций более продуктивны, если мы сталкиваемся с определённым типом конфликтной личности.

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи этапа Методы (упражнения, психотехники)

Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция :

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2. Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1. Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной критикой является:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

Техники конструктивной критики:

Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?

Тренинг эффективного
взаимодействия педагогов с
родителями «Эффективные
техники речевого общения»
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
«Эффективные техники речевого общения»
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива
навыков эффективного общения с родителями.
Задачи: ­ актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
­ обучить приемам эффективного вербального общения;
­ способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
­ обучить навыкам коллективного взаимодействия;
­ способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Ход занятия

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и
родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет
закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают
самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог
дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.
Вопросы:








Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры:
на одном уровне или на разных (кто­то выше, а кто­то ниже), почему? Что значит
для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в
окружении других геометрических фигур, почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры?
Почему?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой­
нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и
сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и
родителей, почему?
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы
какой­либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с
родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили
совсем, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы
вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?



Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы
ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете
себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с
родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам
улучшить это?
После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает
желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих
ощущений.
4.
Мини­лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»
Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания
целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при
помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное
вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг
друга, так и к открытому конфликту.
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная
помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для
реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное
количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с
родителями необходимо сознательное использование тактических приемов,
например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – высказывания»
«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях
конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.
Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями,

использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить
напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я –
высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения
своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того,
чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий
выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину
их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой
заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в
дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы
научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно
отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его
включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я – высказывания»:
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки
происходящего).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в
напряженной ситуации.
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы.
1.
2.
3.
4.
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему
даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако
такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет
наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что
показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов

решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на
возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание
совместной работы с родителями.
Отработка построения «Я – высказывания».
Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по
всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал
вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели
на улице; у ученика в четверти намечается 2­ка по вашему предмету. Сообщите об
этом родителям, используя «Я ­ высказывания».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование
стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность,
которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает
отпечаток на развитие личностных качеств.
Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует
отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто
жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими,
что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо»,
«правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется
некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию
доброжелательной атмосферы, так как, во­первых, собеседник боится открыто
заявить о своей позиции, а во­вторых, негативная информация о ребенке, о его
поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями
болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно
отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей
воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту
педагогом ребенка (или его родителей).
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с
родителями тогда, когда:
­ те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами,
интересуются поведением и успехами ребенка;
­ родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него
слишком высоких результатов;
­ педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.
В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке
хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника ­
человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное
в позиции «адвокат» ­ не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.
Позиция «адвокат»
­ Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я
протягиваю вам руку помощи.
­ Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит,
на это все же есть какие­то причины. Для меня важно не выявление этих причин
(кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или
порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя
профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет
использовать в жизни.

Позиция «прокурор»
­ В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в
ответе.
­ Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу
вам помочь.
Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда
сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые
ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными.
Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с
родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный
характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в
дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и
началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от
стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет
способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только
родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он
либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь,
либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не
проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный
родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку
своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с
педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое
продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с
родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на
учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему,
напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная
информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача
педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и

показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в
его обвинении.
Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми
столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и
пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.
Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что
родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник.
Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с
родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения
проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя
или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая
информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы
проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит
эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит
только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит
«диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что
может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
5.
1.
2.
Игра «Здравствуйте, мама Пети…»
Педагоги разыгрывают 2 ситуации:
Один участник – педагог­«прокурор», хочет рассказать родителю «всю
правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.
Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку,
«адвокат». Второй участник – агрессивная мама с установкой «все вокруг
виноваты».

6.
Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного
было на тренинге).

Поделиться