Русское освободительное движение. Воскобойник на географической карте

(06.03.1492 г., Валенсия, - 06.05.1540 г., Брюгге), испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей Северного Возрождения. После 1509 года жил во Франции, Англии и Нидерландах. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.

За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Многие его сочинения посвящены воспитанию и обучению: "О способе занятий с детьми" ("De ratione studii puerilis", 1523 г.), "О воспитании женщины-христианки" ("De institutione feminae christianae", 1523 г.), "Путеводитель к премудрости" ("Introductio ad sapientiam", 1524 г.; русский перевод 1768 г.), "О науках" ("De disciplinis", 1531 г.), "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538 г.), "Упражнение в латинском языке" ("Linguae latinae exercitatio", 1538 г.). Педагогические идеи Вивеса исходят из представления о природе как образце для воспитания. Отсюда стремление выявлять и учитывать естественные склонности детей и исключать принуждение из воспитательного процесса. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, Вивес во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Знания о явлениях, по мнению Вивеса, приобретаются с помощью ощущений; сущность явлений постигается посредством разума. Нравственное воспитание Вивес ставил в зависимость от просвещения разума. Следуя принципам педагогики гуманизма, Вивес подчёркивал важность формирования гражданственности и патриотизма, указывал на необходимость физического и трудового воспитания. Особенно настаивал на контроле над детским чтением, требовал исключения слишком грубых и фривольных сочинений.

Цель педагога Вивес видел в сообщении ученикам знаний, привитии им умений и навыков, которые потребуются в практической деятельности. Вивес разработал учебный план и программу гуманистической школы, из которых исключил теологию, а центр тяжести перенёс с диалектики и философии на науки о природе, математику и историю. Первый период обучения (с 7 до 15 лет) включал изучение классических языков (являвшихся не самоцелью, а ключом к знаниям), логики, диалектики и наук о природе (географии, ботаники, зоологии, минералогии и др.). Второй период (с 15 до 25 лет) предусматривал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После этого ученик совершенствовался в избранной им специальности.

Вивес сделал важные дидактические обобщения. Рекомендуя излагать материал от частного к общему, от простого к сложному, Вивес впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения. Критикуя средневековые приёмы и средства обучения (особенно диспуты), Вивес предлагал новые: непосредственное наблюдение, объяснительное чтение, опрос и др. Большое значение придавал созданию благоприятных внешних условий для занятий (тишина, соответствующее питание).

Вивесу принадлежит гуманистическая программа женского образования, проект создания муниципальными властями ремесленных школ для бедных (трактат "О помощи бедным", 1526 г.), план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). Вивес обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.

Педагогические идеи Вивеса были популярны в 16-17 веках, оказали влияние на Я. А. Коменского и др.

Литература: Лоренцсон В. Н. Выдающийся испанский педагог-гуманист X. Л. Вивес, Советская педагогика, 1959, № 8; Watson F., Vives. On education, Camb.,.1913; Urmeneta F. de, La doctrina psicologica у pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Norena C. G., Juan Luis Vives, The Hague. 1970; Homenaje a Luis Vives, Madrid, 1977; R e n s o n R. Le jeu chez J. L. Vivies, в кн: Les jeux a la Renaissance, P., 1982.

В. А. Ведюшкин

Поборником гуманистического воспитания был знаменитый гуманист Хуан Луис Вивес (1492-1540). Он происходил из семьи новообращенных христиан, и многие его близкие родственники подверглись преследованиям инквизиции. Видимо, в связи с этим Вивес рано покинул родину. Отсюда и его подчеркнутая ортодоксия в позднем трактате «Защита христианской веры». Он учился в Париже, жил и преподавал в Англии, во Фландрии и принадлежит скорее европейскому гуманистическому движению, чем Испании. Он ведал кафедрой латыни в Лувенском университете, был знаком с Эразмом; в Англии по рекомендации Томаса Мора получил кафедру в Оксфорде, был чтецом у Екатерины Арагонской, писал педагогические трактаты для Марии Тюдор. После опалы Екатерины Арагонской он вернулся в Брюгге.

Труды Вивеса, писанные на латыни, касаются философии, педагогики, психологии. Основой его философской системы был аристоте- лизм. В его работе «О душе и жизни» заложены основы научного понимания эмоций, памяти, языка. Среди множества педагогических идей Вивеса особого внимания достойны трактаты о детском и женском воспитании, размышления о школе взаимного обучения людей разного возраста и пола. Блеском и изяществом отличаются его диалоги для обучения мальчиков латыни.

Кроме школ при церквах, кафедрах, монастырях согласно закону об учителях Энрике II (XIV в.), неоднократно, до XVII в., повторявшемуся и подтверждавшемуся королями Кастилии, потом Испании, существовали частные учебные заведения, которые могли открывать в городах учителя, сдавшие экзамен и отличавшиеся благочестием и добронравием. Учителям давались значительные льготы в судебных делах, в отношении налогов и личного статуса. Городские власти должны были всемерно помогать им. Обращает на себя внимание раннее стремление королей покровительствовать и контролировать образование. Сходной была ситуация в Португалии. Гравюра на титульном листе «Грамматики» Барруша живо передает обстановку в пиренейской школе XVI в.: наставник, рядом с которым стоит педель, слушает чтение выстроившихся в очередь учеников; сбоку группа детей, усевшихся на полу, читает книги; сквозь арку видна следующая зала, в которой рядами застывшие слушатели, видимо, внимают лектору; тут же, чуть в стороне от учителя, двое парнишек дерутся под лай собаки, уронив на пол учебники и тетради.

Необходимость образования осознавалась в XVI в. не только гуманистами, но и обществом в целом. Доступность образования дебатировалась на испанских кортесах 1548 г., где ставился вопрос о создании школы для бедняков. Проблема оставалась актуальной и через полвека, когда на кортесах 1594 г. предлагалось понизить цены на учебники. Постоянная нехватка средств ощущалась и в городских и в соборных школах. Тем не менее к концу XVI в. в Испании насчитывалось около 4000 школ. Каждое поселение, где было более 500 жителей, должно было содержать школу; в более мелких поселениях детей обучали при приходах. Качество преподавания чаще всего было низким.

Потребности в образованных людях требовали увеличения количества университетов, и на рубеже XVI-XVII вв. их было уже свыше тридцати. Наиболее знаменитым оставался Саламанкский университет, рядом с ним - Вальядолидский, в Португалии - Коимбрский. Особую роль играл университет в Алькала де Энарес. В начале XVI в. пиренейские университеты по большей части настороженно относились к гуманизму. Сиснерос «впустил» его в Алькала, созданный по образцу итальянских университетов. В первой половине столетия здесь работали Э. А. де Небриха и Айреш Барбоза, из него вышли Хуан де Авила и секретарь Филиппа II Антонио Перес. В Португалии Жоан III по образцу Парижского университета реформировал Коимбрский университет, создав коллегию искусств, где изучались древние языки и философия. Первым его ректором стал Антониу де Гувейа - гуманист, аристотелианец, оказавший влияние на развитие не только своей университетской культуры, но и французской.

Гуманистическая философия испанских и португальских университетских эрудитов обнаруживает отсутствие резкого разрыва со средневековой традицией. В их среде не сложилось сколько-нибудь значительной школы платоников; более того, платонические идеи они пытались трактовать в духе аристотелизма. В каком-то смысле они были более свойственны школе философов-медиков - эклектическому и независимому течению, основанному на научном опыте. Философы-медики признавали существование философии, основанной на разуме, вне религии, и разрабатывали многие философские проблемы биологии и медицины (например, проблему происхождения ощущений).

Однако с середины XVI в. на университеты обрушиваются инквизиционные гонения. Прежде всего им подверглись профессора и ученики Алькала, в 50-е годы были возбуждены обвинения в лютеранстве против профессоров Вальядолида и Севильи. Непосредственно после этого, в 1559 г., была издана королевская прагматика, запрещавшая «выезжать, преподавать, учиться и пребывать» в любом иноземном университете, кроме Рима, Неаполя и Болоньи. В 60-е годы пострадал Саламанкский университет. Был издан новый устав, согласно которому все профессора пять раз в год должны были проверять работу своих коллег и составлять о том отчеты; результатом стало выдавливание неортодоксально мысливших преподавателей из университета. Резко возросли ограничения по отношению к новообращенным. Все это вело к разрыву связей с европейскими университетами, скудости информации и в итоге к упадку университетов.

С середины XVI в. в систему школьного и университетского образования Пиренейского полуострова вплелись иезуитские коллегии. Первая из них возникла в 1546 г., а к 1585 г. их было уже 45. Взяв за основу преподавания идеал virtus liberata, но трактуя ее как дополнение к религиозно-нравственному становлению, иезуиты свели, таким образом, гуманистическую универсальность к педагогической деятельности. Огромный успех иезуитских коллегий был вызван тем, что иезуиты проявляли заботу о каждом воспитаннике, вели обучение, учитывая психологические особенности учеников. Не последнюю роль сыграла их религиозная благонадежность. Педагогическое мастерство в сочетании с религиозной направленностью создало очень жесткий тип воспитания, подавлявший свободное волеизъявление личности.

Результатом деятельности ордена было возникновение практически монополии иезуитов на гуманитарное образование. Богатые стремились отдать своих детей в иезуитские коллегии, бедняки шли в бесплатные городские школы. Иезуитские коллегии образовывались и при крупнейших университетах, а некоторые из них оказались под сильным или полным их влиянием (Вальядолид, Эвора). Светскому образованию, таким образом, был нанесен чувствительный урон. В конце XVI в. развернулась настоящая война университетов с коллегиями, с петициями королю и обращениями в инквизицию, с устной и печатной полемикой. Тем не менее иезуиты сохраняли свои позиции в образовании и в начале XVII в.


Воскобойник Константин Павлович родился в 1895 в г. Смела Черкасского уезда Киевской губернии (ныне - Черкасской области Украины) в семье железнодорожника. Окончил гимназию в Черкассах.
В 1915 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1916 году ушёл добровольцем на фронт. Воевал в составе 449 пехотного Харьковского полка в Галиции, окончил курсы пулемётчиков. Осенью 1916 года в составе полка участвовал в Луцком (Брусиловском) прорыве. Зимой 1916-1917 окончил школу прапорщиков, стал младшим офицером Русской Императорской Армии.
Летом 1918 года оказался на Средней Волге, где вступил в Народную армию Комитета Учредительного собрания (КомУч).
В 1919 году участвовал в гражданской войне на стороне красных, проявил себя хорошим солдатом, в 1920 ранен (ранение осложнилось тифом) и демобилизован из рядов РККА. Вскоре после демобилизации женился на Анне Колокольцевой.
Направлен на работу секретарём Хвалынского военного комиссариата Саратовской губернии.
В 1920-х годах, осознав антинациональную сущность коммунистической диктатуры, участвовал в крестьянских восстаниях против коллективизации и непомерных поборов крестьян на содержание РККА. В 1921 присоединяется к боевому формированию эсеров Вакулина-Попова (один из отрядов крестьянско-повстанческой армии Александра Антонова), где выбран первым номером к пулемёту. Был ранен в руку. По свидетельству однополчан - опытный и смелый боец. Восстание подавлено красными войсками под командованием М. Н. Тухачевского.
1921 г. - после разгрома восстания скрылся под именем Ивана Яковлевича Лошакова. Переехал в Астрахань. Здесь он вторично зарегистрировал брак со своей женой, наделив её фамилией Лошакова. У них родилась дочь, получившая новую фамилию родителей.
Из Астрахани чета «Лошаковых» перебирается в Сызрань, затем в Нижний Новгород, пока в 1924 году не переезжает в Москву. Здесь Воскобойник заканчивает электромеханический факультет института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, специальность "инженер-электрик".
1930-1931 г. - начальник электроизмерительных (электротехнических (?)) мастерских при Всесоюзной палате мер и весов, Москва.
1931 г - явился с повинной в ОГПУ (поскольку стек срок давности за борьбу с Советской властью). Особым совещанием при ОГПУ по ст. 58-2 УК РСФСР (вооруженное восстание) осужден на три года ИТЛ.
1931-1934 гг. - в ссылке (в лагере (?)) в Новосибирской области.
После окончания срока ссылки переехал с семьей в Кривой Рог, затем в Орск, и в 1938 обосновался в поселке городского типа Локоть, где работал преподавателем физики в Брасовском лесотехникуме. Здесь Константин Павлович познакомился и сдружился с Б. В. Каминским. Есть все основания утверждать, что в Локте существовала мощная и многочисленная антисоветская организация русских националистов, в деятельности которой самое активное участие принимал и Константин Павлович. С началом советско-германской войны, после бегства советских функционеров с Орловщины, организация получила возможность легализоваться.
Ещё до прихода в Локоть передовых частей немецкой армии, Воскобойник создаёт местное самоуправление и небольшой отряд самообороны. Собравшиеся сельские и деревенские старосты вместе с выбранными депутатами большинством голосов приняли решение назначить "губернатором Локтя и окрестной земли" Воскобойника, а его заместителем Бронислава Каминского. Именно они и возглавили русское освободительное движение на Орловско-Брянской земле.
Когда немцы (2-я танковая армия Гудериана) 4 октября 1941 года вошли в Локоть, то по свидетельству очевидцев, их встретил русский бело-сине-красный флаг, в то время имевший четкий национально-освободительный смысл.
После занятия Локтя германскими войсками, Воскобойник добровольно предложил немцам сотрудничество.
Воскобойник добился приема у командующего 2-й танковой армии генерал-полковника Хайнца Гудериана с идеей создать Локотскую республику - самоуправляющееся, независимое, русское государственное образование, официальной идеологией которого должен стать, по примеру Германии, национал-социализм. Проводником этих идей будет русская Национал-социалистическая партия, организованная по примеру гитлеровской НСДАП. Предполагалось, что по мере продвижения вермахта идеи русской НСП охватят всю Россию, которая будет организована по принципу Локотской республики. Поскольку "всякая революция должна уметь защищаться" (как неустанно повторял Воскобойник), необходимо сформировать военизированное ополчение (милицию), которое было названо Русской освободительной народной армией (РОНА).
Учитывая организаторские способности и заслуги, уже через месяц, 16 октября 1941 года, полномочия Воскобойника значительно расширены немецкими властями — отряд полиции увеличен до 200 человек, Воскобойнику подчинены прилегающие к п. Локоть населённые пункты, образована Локотская волость, повсеместно создаются сельские отряды самообороны.

Одновременно в Локотском самоуправлении Воскобойник пишет манифест и создаёт свою партию НСПР («Национал-социалистическая партия России»). Так же за его подписью публикуются ВОЗЗВАНИЕ и Приказ №1, обосновывающие позицию борьбы против советского режима в союзе с германской армией. Воскобойник подписывал официальные документы Локотского самоуправления - "Инженер Земля (КПВ)"

25 ноября 1941 г. Воскобойник объявил о создании Народной социалистической партии России "Викинг" (Витязь). В манифесте о создании НСПР, написанном Воскобойником, провозглашалась ее главная цель: "возродить русское государство из большевистских развалин", "полное уничтожение в России коммунистического и колхозного строя", "бесплатная передача крестьянству… всей пахотной земли", "свободное развертывание частной инициативы" и др. Выпуск Манифеста НСПР положил начало широкой агитационной кампании. Манифест распространялся в пределах Орловской, Курской, Смоленской и Черниговской областей при непосредственном участии Каминского и Мосина. Провожая своих соратников в поездку по названным областям, Воскобойник напутствовал их: "Не забудьте, что мы работаем уже не для одного Брасовского района, а в масштабе всей России. История нас не забудет". После создания НСПР, Воскобойник переходит из статуса рядового старосты в разряд идейных смертельных врагов советской власти.

Ноябрь-декабрь 1941 г. - во главе милицейских отрядов (Народной Армии Русского Государственного Образования) Воскобойник неоднократно участвовал в боях с партизанами в районе деревень Холмичи, Тарасовка, Шемякино. В Брасовском районе создано 5 партийных организаций НСПР.

Говоря о первых мероприятиях русских национал-социалистов, необходимо отметить их эффективную политику в экономической сфере. Первым делом в появившейся на свет Локотьской республике сбылась давняя, более чем десятилетняя мечта простого русского сельского человека: волостная управа ликвидировала ненавистные коммунистические колхозы. При этом имущество, инвентарь были розданы крестьянам поровну в зависимости от количества едоков в семье. Таким же образом была разделена между крестьянскими семьями земля колхозов. Уже к концу 1941 года подавляющая часть колхозов была распущена, и их земли были распределены между селянами. В наступившем 1942 году размер подушного участка равнялся примерно 10 гектарам. Большинство семей в Локотьской республике имели одну или несколько коров, свиней, овец, лошадь...

Декабрь 1941 г. - Локотская волость преобразована в уезд, Воскобойник возглавил его в качестве бургомистра. Позднее (19 июня 1942 г.) уезд получл статус "Локотский округ самоуправления"(8 районов, шесть из них относились к Орловской области: Брасовский, Комаричский, Севский, Навлинский, Суземский, Михайловский, и два - к Курской: Дмитровск-Орловский и Дмитриев-Льговский, до 600 000 тыс. человек. населеня, своя символика - бело-сине-красный триколор с Георгием Победоносцем. Неофициальные названия - "Локотская республика", "Локотская Русь". Вся полнота исполнительной власти была возложена на русских, и все немецкие войска и органы управления, были оттуда отозваны (за исключением штаба связи нескольких гарнизонов немцев и венгров, помогавших в борьбе с партизанами). Русские имели полную свободу действий. Немцы не вмешивались во внутренние дела РГО; существовал даже особый приказ штаба Гудериана, категорически запрещавший такое вмешательство. Например, немцы не смогли предотвратить казнь двух своих военнослужащих, осужденных в Локте за мародерство и убийство. На землях "Локотьщины" не было немцев в органах власти, германских судов, полиции, тюрем, не действовали законы Германии. За порядком здесь следили местные силы правопорядка. Локотская республика имела собственный Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы, разработанные бывшим студентом-юристом Тиминским.
7 января 1942 г. - в Локоте в здании Драматического театра состоялся первый день работы Учредительного съезда "Народной Социалистической Партии России "Витязь" ("Викинг"), партия была создана. На 8 января был запланирован 2-й день работы съезда: оставалось выбрать руководящие органы партии, решить другие организационные вопросы.
В ночь на 8 января 1942 г. "партизаны" - спецотряды диверсантов НКВД под командованием А. Н. Сабурова (по другим данным - Д. В. Емлютина), совершив зимний бросок на 120 санях, проводят нападение на пос. Локоть. Несмотря на неожиданность, народоармейцы, потеряв примерно 50 человек, нападение отбили. Воскобойник был смертельно ранен в бою. Скорее всего, нападение чекистов на Локоть было специально организовано для ликвидации создателя и первого руководителя Русского Государственного Образования на Орловщине.
Известно описание боя, в котором погиб Константин Павлович: "главную группу нападавших из нескольких десятков человек, прорвавшихся в театр блокировали, они отчаянно отстреливались, и, время от времени бросали через выбитые двери и окна гранаты, деваться им было некуда - они были блокированы, и - обречены. Их можно было легко забросать гранатами. Но при этом сгорело бы дотла все здание театра. Поэтому Воскобойник запретил своим бойцам использовать гранаты. Он предложил окруженным в театре прекратить напрасное кровопролитие и сдаться. Обещая под свое личное честное слово - слово командира - оставить в живых всех. В ответ - Воскобойника попросили выйти на освещенное место, чтобы убедиться, что это действительно он. И когда Воскобойник вышел, то был тут же сражен длинной очередью из "дегтяря"."

Немецкие врачи, срочно прибывшие из Орла, не смогли спасти Воскобойника, и в тот же день он скончался. Обязанности бургомистра принял Бронислав Каминский.
Приказом Б. В. Каминского, сменившего Воскобойника на его посту, Локоть с октября 1942 года переименован в город Воскобойник.

Русский коллаборационизм Вторая мировая война
Основные понятия

Коллаборационизм во Второй мировой войне Русское освободительное движение

Идеология

Непримиримость Пораженчество

История

Гражданская война в России Белая эмиграция Коллективизация Политические репрессии в СССР Вторая мировая война Операция «Барбаросса» Смоленская декларация Пражский манифест Комитет освобождения народов России «Апрельский ветер» Пражское восстание Репатриация (Выдача казаков Операция «Килхол»)

Персоналии

А. Власов В. Малышкин К. Воскобойник Б. Каминский П. Краснов А. Шкуро К. Кромиади С. Буняченко Г. Зверев М. Шаповалов В. И. Мальцев Б. Штейфон А. Туркул Т. Доманов Ф. Трухин М. Меандров В. Штрик-Штрикфельдт С. Клыч Н. Козин

Вооружённые формирования

РОА РОНА Казачий стан Отдельный казачий корпус ВВС КОНР 15-й казачий кавалерийский корпус СС 30-я гренадерская дивизия СС (2-я русская) 30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская) Дивизия «Руссланд» Русский корпус Хиви Боевой союз русских националистов 1-я русская национальная бригада СС «Дружина» Русская национальная народная армия Добровольческий полк СС «Варяг» Русский отряд 9-й армии вермахта Отряд Николая Козина

Национальные образования

Локотское самоуправление Республика Зуева

Организации

Русская национально-трудовая партия

Портал:Вторая мировая война

Константин Павлович Воскобойник (1895, Смела, Черкасского уезда, Киевской губернии, Российская империя - 8 января 1942, Локоть, Локотской округ) - коллаборационист, первый бургомистр Локотского самоуправления во время Великой Отечественной войны.

Биография

Родился в 1895 году в городе Смела, Черкасского уезда, Киевской губернии (ныне Черкасской области) в семье железнодорожника. В 1915 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1916 году ушёл добровольцем на фронт. В 1919 году участвовал в Гражданской войне в России на стороне красных, проявил себя хорошим солдатом, в 1920 году был ранен и демобилизован из рядов РККА, как негодный к военной службе. Направлен на работу секретарём Хвалынского военного комиссариата.

В 1920-х годах участвовал в крестьянских восстаниях против советской власти. В 1921 году присоединился к отрядам эсеров Вакулина-Попова, где выбран первым номером к пулемёту. Восстание было подавлено красными войсками под командованием М. Н. Тухачевского.

По поддельным документам на имя Лошакова Ивана Яковлевича бежал в Астрахань, где вторично женится на своей же жене, передавая ей «новую» фамилию. Из Астрахани чета «Лошаковых» перебирается в Сызрань, затем в Нижний Новгород, пока в 1924 году не переехала в Москву. Здесь Воскобойник окончил электромеханический факультет института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова.

В 1931 году, полагая, что за 10 лет уже прошёл срок давности с момента его участия в крестьянском восстании, явился в ОГПУ и дал признательные показания. Осуждён не был, в административном порядке выслан на 3 года в Новосибирскую область. После окончания срока ссылки переехал с семьей в Кривой Рог, затем в Орск, и в 1938 оказался в городе Локоть, где познакомился и сдружился с Б. В. Каминским.

Ещё до прихода в Локоть передовых частей немецкой армии создал местное самоуправление и небольшой отряд самообороны. После прихода немцев в сентябре-октябре 1941 года, предложил им сотрудничество и был назначен старостой и командиром отряда самообороны в посёлке Локоть, где из числа бывших осуждённых и обиженных советской властью, а также из «окруженцев» набрал отряд из 20 человек. Учитывая организаторские способности и заслуги[какие?], уже через месяц, 16 октября 1941 года, полномочия Воскобойника были значительно расширены немецкими властями - отряд полиции увеличен до 200 человек, Воскобойнику подчинены прилегающие к Локоть населённые пункты, образована Локотская волость в которой создавались сельские отряды самообороны.

Воскобойник написал манифест и создал свою Народную социалистическую партию России (НСПР).

После создания НСПР, Воскобойник фактически перешёл из статуса рядового старосты в разряд идейных врагов советской власти и становится объектом внимания НКВД.

В ночь на 8 января 1942 года советские партизаны под командованием А. Н. Сабурова, совершив зимний бросок на 120 санях, провели нападение на казарму местной полиции и дом бургомистра. Несмотря на неожиданность, полицейские организовали отпор партизанам. После доклада о происходящем Воскобойник, выйдя на крыльцо своего дома, был ранен партизанами. Сразу после этого, понимая, что Воскобойник убит и задание выполнено, Сабуров отдал приказ партизанам отходить. Общие потери коллаборационистов составили около 50 человек.

Немецкие врачи, срочно прибывшие из Орла, не смогли спасти Воскобойника, и в тот же день он скончался. Обязанности бургомистра принял Бронислав Каминский.

Семья

Жена - Анна Вениаминовна Колокольцева, проживала в городе Горьком, после смерти мужа занимала ответственный пост в канцелярии Каминского.

Дочь - Ганна Колокольцева, род. ок. 1921 г., в 1941-1942 гг., по сообщениям НКВД, была студенткой Индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта.

Память

6 июня 2005 года Воскобойник и Каминский были канонизированы Русской катакомбной церковью истинно православных христиан..

Поделиться