Хуан луис вивес педагогические идеи. Педагогические идеи вивеса. Педагогические идеи Вивеса

род. 6 марта 1492, Валенсия - ум. 6 мая 1540, Брюгге) - исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. "De anima et vita" (1538; "О душе и жизни") выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается "отцом новой эмпирической психологии". Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии ("De unitiis, sectis et laudibus philosophae", 1518). Был противником схоластики и сторонником эмпиризма - непосредственного наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А. Коменского и А. Лойолу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВИВЕС ХУАН ЛУИС

Vives), Хуан Луис (6 марта 1492 – 6 мая 1540) – исп. философ, просветитель и гуманист. Учился в своем родном городе – Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 – проф. лит-ры ун-та в Лувене, получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и др. гуманитарные науки. Им написано около 60 работ на лат. яз. В. поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором. В. был типичным философом Возрождения. Его филос. идеи, в к-рых переплетались материалистич. и религ. тенденции, были направлены против религ. схоластики. В вопросе о взаимоотношении науки и религии В., преодолевая теорию "двойственной истины", определял философию как "знание о божественных и человеческих делах" (Obras completas, Madrid, 1947–48, t. 1, p. 567) и считал теологию лишь частью философии. Наибольшее значение имели гносеологич. работы В., в к-рых он во многом предварял и подготавливал опытный метод Ф. Бэкона. В соч. "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538), "О науках" ("De disciplinis", 1531), "О cпорах" ("De disputatione", 1531), "Против псевдодиалектиков" ("Adversus pseudodialecticos", ) и др. В. исходил из необходимости заменить преклонение перед авторитетами логич. доказательством, веру – знанием. В. критиковал основы теории познания Платона и теорию врожденных идей. Он отвергал релятивизм Протагора и высказывания софистов, к-рые, по его мнению, "не стремятся к истине" (Obras completas, t. 2, p. 838). О ср.-век. схоластах В. писал, что их силлогизмы подобны "настоящим головоломкам" (там же, р. 295), и отвергал псевдонауки – магию, астрологию и др. (там же, р. 352). Ощущения он называл "дверьми к познанию" (там же, р. 1064–65) и "первыми учителями человека" (там же, р. 1207), полагая, что они дают знание о явлении; сущность же познается с помощью разума. Утверждение связи чувств, и разумного познания подводило В. к идее рефлекса (там же, р. 1167). Мышление он рассматривал как атрибут бессмертной души человека, действиям к-рой пытался дать физиологическое истолкование. Познание, по В., должно опираться на опыт. Он писал, что "трудовой опыт постепенно осветил разные искусства" и что духовная деятельность человека "питается трудом" (там же, р. 344). Однако в целом опыт, по В., – это процесс пассивного созерцания природы. В. считал математич. метод "наиболее верным" (там же, t. 1, р. 567) и отличал "поспешную" и "примитивную" индукцию от подлинно научной, к-рую он называл "аргументацией согласно природе" (там же, t. 2, р. 834). Учение В. о л о г и к е изложено в его работе "Средства вероятного" ("De instrumento probabilitatis"). В. стремился превратить логику из орудия риторич. споров в орудие приращения человеч. знаний. По В., категории и формы мысли должны отражать объективную действительность. В. требовал, чтобы в мышлении не было противоречий. От "естественных" суждений В. отличал "искусственные", или "произвольные", не соответствующие истине. Учение В. о первоначалах мира связано еще со ср.-век. филос. традицией. Оно изложено в его работе "Первая философия, или Внутренняя деятельность природы" ("De prima philosophia...", 1531). В. писал, что "Материя покоится в глубине всех вещей" (Obras completas, t. 2, p. 1177). Материя, по В., является инертной, пассивной массой, обладающей протяженностью. Теоретически она делима до бесконечности, хотя на практике пределом служит ограниченность органов чувств и орудий человека. Форму вещей В. определял как сущностную силу, действующую на материю и определяющую качества вещей и в то же время имманентную ей. Бог является, по В., "первопричиной, основой, источником, началом, главой всех вещей" (там же, р. 1104); он создал материю и наделил ее силой форм. Бог осуществляет свое постоянное руководство миром с помощью духовных сил, принимающих форму ангелов и душ. В. не занимался вопросами теологии и считал, что бог "окружен темнотой и мраком" (там же, р. 1057), преодоление к-рых познанию недоступно. В. определял н е о б х о д и м о с т ь как то, что "не может существовать иначе, чем оно существует" (там же, р. 1095), возможность – как внутренне присущее вещам напряжение, "динамизм и потенция" (там же, р. 988). По В., в природе все причинно обусловлено, причины и следствия взаимно связаны между собой. В. допускал существование причины "цели", заложенной в вещах богом. В то же время он стремился объяснить движение "естественными" причинами и считал действия духов "трудно объяснимыми" (там же, р. 1116). Отрицая существование внутр. противоречий, В., в конце концов, ссылался на бога как на источник движения. В. заложил основы новой, гуманистич. п е д а г о г и к и, считая ее наукой о всестороннем воспитании человеч. личности, основанном на проявлении и развитии природных дарований людей. В. утверждал, что преподавание должно следовать от простого к сложному, быть наглядным и ясным. Учение В. о м о р а л и изложено в работах "Об умиротворении" ("De pacificatione", 1529), "О согласии и раздорах человеческого рода" ("De Concordia et Discordia in humano genere", 1529) и др. Просвещение людей является, по В., условием их нравств. поведения. Стремление человека к добру и миру – "естественное" влечение, соответствующее его природе. В. считал интересы общества – высшими; им должны подчиняться частные интересы. Он допускал возможность того, что именно люди, к-рые "ничем не обладают", могут с наибольшим успехом способствовать умиротворению общества (Obras completas, t. 2, p. 261). Этика В., клеймившая человеч. пороки и утверждавшая жизнь, творч. познание мира и стремление к человеч. счастью, нередко освящена именем бога. Счастье, по В., возможно лишь в обществе, построенном на принципах справедливости. В. полагал, что во главе общества должен стоять просвещ. монарх, обязанный служить интересам "человеческой массы" (там же, р. 214). Он допускал неповиновение народа королю, если король отказывается от исполнения своих обязанностей, и высказывался против режима террора и насилия (там же, р. 78). В работе "Об общности благ" ("De communione rerum", 1535) В. оправдывал экономич. неравенство между людьми различием в их дарованиях и потребностях. Одновременно В. требовал, чтобы "каждый получал то, в чем он нуждается" (Obras completas, t. 1, p. 1422). Непосредств. развитие философия В. получила в творчестве исп. философа-материалиста X. Уарте. Соч.: Путеводитель к премудрости, пер. с лат., СПБ, 1768. Лит.: Александров Г., Из истории испанской философии, "Под знаменем марксизма", 1939, No 2; История философии, т. 1, М., 1957, с. 308–10; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 268; Ланге?. ?., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев–Харьков, ; Вonilla y san Martin ?., Luis Vives y la filosofia del renacimiento..., 2 ed., v. 1–3, Madrid, 1929; Mara??n G., Luis Vives, Madrid, 1942; Ortega y Gasset J., Obras completas, 2 ed., t. 5, Madrid, 1947; Xirau J., El pensamiento vivo de Juan Luis Vives, Buenos Aires, 1944; Urmeneta F. de, La doctrine psicol?gica y pedag?gica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Men?ndez Pelayo M., La filosofia espa?ola, Madrid, 1955. Д. Претель. Москва.

6.3.1492, Валенсия, - 6.5.1540, Брюгге), исп. гуманист, философ и педагог. Один из наиб. видных представителей Сев. Возрождения. После 1509 жил во Франции, Англии и Нидерландах. Проф. ун-тов Лувена и Оксфорда. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором.

За широкий интерес к пед. проблемам был назван современниками «вторым Квинтилианом». Мн. его сочинения посвящены воспитанию и обучению: «О способе занятий с детьми» («De ratione studii puerilis», 1523), «О воспитании женщины-христианки» («De institutione feminae christianae», 1523), «Путеводитель к премудрости» («Introductio ad sapientiam», 1524; рус. пер. 1768), «О науках» («De disciplinis», 1531), «О душе и жизни» («De anima et vita», 1538), «Упражнение в лат. языке» («Linguae latinae exercita-tio», 1538). Пед. идеи В. исходят из представления о природе как образце для воспитания. Отсюда стремление выявлять и учитывать естеств. склонности детей и исключать принуждение из воспитат. процесса. Выступая против схоластики и видя основу познания в непо-средств. наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Знания о явлениях, по мнению В., приобретаются с помощью ощущений; сущность явлений постигается посредством разума. Нравств. воспитание В. ставил в зависимость от просвещения разума. Следуя принципам педагогики гуманизма, В. подчеркивал важность формирования гражданственности и патриотизма, указывал на необходимость физич. и трудового воспитания. Особенно настаивал на контроле над дет. чтением, требовал исключения слишком грубых и фривольных сочинений.

Цель педагога В. видел в сообщении ученикам знаний, привитии им умений и навыков, к-рые потребуются в практич. деятельности. В. разработал уч. план и программу гуманистич. школы, из к-рых исключил теологию, а центр тяжести перенес с диалектики и философии на науки о природе, математику и историю. 1-й период обучения (с 7 до 15 лет) включал изучение классич, языков (являвшихся не самоцелью, а ключом к знаниям), логики, диалектики и наук о природе (географии, ботаники, зоологии, минералогии и др.). 2-й период (с 15 до 25 лет) предусматривал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После этого ученик совершенствовался в избранной им специальности.

В. сделал важные дидактич. обобщения. Рекомендуя излагать материал от частного к общему, от простого к сложному, В. впервые поставил вопрос. о соотношении науки и уч. предмета. Призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения. Критикуя ср.-век. приемы и средства обучения (особенно диспуты), В. предлагал новые: непосредств. наблюдение, объяснительное чтение, опрос. и др. Большое значение придавал созданию благоприятных внеш. условий для занятий (тишина, соответствующее питание).

В. принадлежит гуманистич. программа жен. образования, проект создания муниципальными властями ремесл. Школ X. Л. Вивес.для бедных (трактат «О помощи бедным», 1526), план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). В. обосновал необходимость светского воспитания и образования, гос. обеспечения шк. дела.

Пед. идеи В. были популярны в 16- 17 вв.; оказали влияние на Я. А. Комен-ского и др.

С о ч.: Obras completas. t. 1 - 2, Madrid, 1947 - 48; в рус. пер. - О причинах упадка искусств, в кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981.

Вивес (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, ‒ 6.5.1540, Брюгге), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Т. Мором . Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона . В. проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», 1538) и педагогике, считая главным вопрос не о том, что есть душа, а ‒ каковы её проявления. Подробно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. В. оказал влияние на Я. А. Коменского , а также И. Лойолу и его теорию иезуитского воспитания. Дальнейшее развитие идеи В. получили в творчестве испанского философа-материалиста Х. Уарте .

Соч.: Obras completas, t. 1‒2, Madrid, 1947‒48.

История философии, т. 1, М., 1940, с. 35‒36; Ланге Ф. А., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, К. ‒ Хар., ; Maranón С., Luis Vives, Madrid, 1942; Urmeneta F. de, La doctrina psicológica у pedagógica de Luis Vives, Barcelona, 1949.

  • - франц. писатель) Подражание П. Луису Подзаг...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - испанский философ, гуманист и педагог. Биография. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был лично знаком с Э.Роттердамским. Исследования...
  • - испанский философ-гуманист, боролся против схоластики. В сочинении «О душе и жизни» утверждал, что надо исследовать не душу, а ее свойства и действия...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Вивес навсегда останется в истории как предтеча современной психологии. Он призывал собирать крупицы истины индуктивным, а не дедуктивным путем, избегая умозрительных построений...

    Психологическая энциклопедия

  • - - испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Хуан Луис Сиприани Торн, . Опусдеист. Перуанский кардинал. Титулярный епископ Туруци и вспомогательный епископ Аякучо с 3 июля 1988 по 13 мая 1995...

    Католическая энциклопедия

  • Энциклопедия Кольера

  • - Хайме - исп. историк, проф. всеобщей истории в ун-те Барселоны. Автор многочисл. трудов по истории Каталонии 15 в. в особенности крест. движений...

    Советская историческая энциклопедия

  • - адмирал 1762...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - испанский гуманист XVI в. В молодости он изучал философию в Париже, позже отдался занятиям литературой. Всех его сочинений, написанных по обычаю того времени на латинском языке, насчитывают до 60...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Хуан Луис, испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Т. Мором...
  • - Вивес Хуан Луис, испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Т. Мором...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кан Луис, американский архитектор. В 1915 принял гражданство США, в 1924 окончил Пенсильванский университет в Филадельфии. Профессор Йельского и Пенсильванского университетов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - испанский мыслитель эпохи Возрождения, гуманист и педагог. Выступал против схоластики в защиту опытного познания. Педагогические идеи Вивеса повлияли на Я. А. Коменского, а также на И. Лойолу...
  • - американский архитектор...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Луис Альберто. Жарг. мол. Шутл. 1. Мужской половой орган. 2. Бригадир женской бригады; начальник в женском коллективе. Елистратов 1994, 231. /i> Луис Альберто - герой мексиканского телесериала...

    Большой словарь русских поговорок

"Вивес Хуан Луис" в книгах

ЛИКИ, ЛУИС

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ЛИКИ, ЛУИС

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

ЛИКИ, ЛУИС Луис Лики (1903–1972) родился в колониальной Кении в семье миссионеров. Детство он провел в Кении, но затем уехал в Англию и изучал антропологию в колледже св. Иоанна Кембриджского университета. После завершения образования он более 40 лет занимался поисками

8 ДЖОЗЕФ ДЕ ЛУИС

Из книги Зодиак автора Грейсмит Роберт

8 ДЖОЗЕФ ДЕ ЛУИС Воскресенье, 4 января 1970 годаЧикагский медиум Джозеф де Луис объявил, что вот уже около месяца поддерживает экстрасенсорный контакт с Зодиаком. Он ощущает возбуждение убийцы и желание того сдаться полиции, если ему гарантируют безопасность. Более того,

Пьер Луис

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Пьер Луис В настоящее время наблюдается небольшое движение неопаганизма, натурализма, эротизма, мистического и материалистического, возрождение тех исключительно чувственных религий, в которых обоготворяется женщина вплоть до того, что есть в ней сексуально

Луис Бунюэль

Из книги Дали автора Баландин Рудольф Константинович

Сан - Луис - Потоси

Из книги Путешествие без карты автора Грин Грэм

Сан - Луис - Потоси Кактусы стояли группками, как люди с воткнутыми в прическу перьями; казалось, что, склонясь друг к другу, они шептали на ухо что?то очень важное, ни дать ни взять отшельники, пришедшие в унылую скалистую пустыню по неотложному делу и даже не поднявшие

Луис Бунюэль

автора Амиллс Росер

Луис Бунюэль Одурманить королевуЛуи?с Бунюэ?ль (Буньюэль) (1900–1983) – испанский кинорежиссер, крупнейший представитель сюрреализма в кинематографии.В 1994 году австралиец Джон Бакстер издал биографию Бунюэля, написанную им после встреч и бесед со множеством людей. Среди

Луис Бунюэль

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Луис Бунюэль Движущиеся ногиЛуи?с Бунюэ?ль (Буньюэль) (1900–1983) – испанский кинорежиссер, крупнейший представитель сюрреализма в кинематографии.У этого кинорежиссера, образцового гетеросексуала, боксера, гуляки и фетишиста, имелось несколько сексуальных фантазий. О

Лики Луис

Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми

Лики Луис Луис Сеймор Базетт Лики (7.08.1903–1.10.1972) был знаменитым антропологом, который занимался доказательством гипотезы Дарвина о том, что первые люди появились на территории современной Африки. Вместе со второй женой Мэри они обнаружили следы Homo Habilis - «Человека

ХУАН АВСТРИЙСКИЙ (ДОН ХУАН АВСТРИЙСКИЙ) (1547-1578) Испанский полководец и политический деятель.

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

Кан Луис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Кан Луис Кан (Kahn) Луис (р. 20.2.1901, остров Сааремаа, Эстония), американский архитектор. В 1915 принял гражданство США, в 1924 окончил Пенсильванский университет в Филадельфии. Профессор Йельского (1948-57) и Пенсильванского (с 1957) университетов. Работы К. в зрелый период - институт

Вивес Хуан Луис

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Луис Джо

Из книги 100 знаменитых спортсменов автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Луис Джо ПОЛНОЕ ИМЯ – ЛУИС ДЖОЗЕФ БАРРОУ(род. в 1914 г. – ум. в 1981 г.) Американский боксер. Чемпион мира среди профессионалов (1937–1949 гг.). Обладатель одного из самых почетных достижений в истории профессионального бокса – 27 раз за свою карьеру отстаивал звание абсолютного

Хуан Гойтисоло ДОН КИХОТ, ДОН ХУАН И СЕЛЕСТИНА

Из книги Дон Кихот, Дон Хуан и Селестина автора Гойтисоло Хуан

Хуан Гойтисоло ДОН КИХОТ, ДОН ХУАН И СЕЛЕСТИНА Из книги «Испания и испанцы»В испанской литературе XVI и XVII веков зарождается несколько мифов, которые со временем становятся символами, а когда и масками испанцев: Дон Кихот, Дон Хуан и Селестина. Наряду с литературой,

Луис на свободе. Луис Прайс

Из книги Мотопутешествия: Книга Искателя Приключений автора Скотт Крис

Луис на свободе. Луис Прайс В поездке на 223 кубовом Serow из Аляски в Мексику имеются свои прелести, но до Огненной Земли „крошка“ Yamaha Луис Прайс едва „не скончалась“.Панамериканское шоссе заканчивается тупиком за семьдесят километров до границы Колумбии в Панаме, и это,

Хуан Луис Вивес

Вивес (Vives) Хуан Луис (1492- 1540) - испанский философ, гуманист и педагог. Биография. Профессор в университетах Оксфорда и Лувена. Был изгнан из Англии, переехал в Бельгию. Был знаком с Э. Роттердамским. Исследования. Критиковал схоластику, предлагая в качестве метода познания наблюдение и эксперимент. Выступал за то, чтобы основным вопросом психологии трактовать не вопрос соотношения души и тела, а реальные проявления души.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 95.

Вивес Хуан Луис (Vives) (6 марта 1492, Валенсия - 6 мая 1540, Брухос) - испанский философ, просветитель, гуманист. Учился в Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 года - профессор литературы университета в Лувене. Получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и другие гуманитарные дисциплины. Автор более 60 работ на латинском языке. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором , с которым его связывала и личная дружба. Определяя философию как знание о божественных и человеческих делах, Вивес считал теологию лишь частью философии. В сочинениях «Против псевдодиалектиков» (Adversus pseudodialecticos, 1519), «О науках» (De disciplinis, 1531), «О спорах» (De disputatione, 1531) критиковал схоластику, во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона . Отвергая теорию врожденных идей, основой знания считал ощущения, сущность же вещей познается разумом. В работе «О душе и жизни» (De anima et vita, 1538) считал главным вопрос не о том, что есть душа, но каковы ее проявления и действия, постигаемые посредством опытного наблюдения. Сформулировал принцип ассоциации идей, разрабатывал теорию аффектов . Учение Вивеса о форме и материи, о Боге как первопричине и основе мира изложено в его работе «Первая философия...» (De prima philosophia.., 1531). Автор работ по логике («Средства вероятного», De insrtumento probabilitatis), по проблемам морали. Оказал влияние на Я. А. Каменского, на педагогическую теорию И. Лойолы .

M. А. Бургете

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 396.

Вивес (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, - 6.5. 1540, Брюгге), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Выл в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Мором. Изгнан Генрихом VIII из Англии, жил в Брюгге (Бельгия). Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, Вивес во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», «De anima et vita», 1538) и педагогике, считая главным вопрос не о том, что есть душа, а каковы её проявления. Обстоятельно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. Вивес оказал влияние на Я. А. Коменского , а также на педагогическую теорию И. Лойолы. Дальнейшее развитие идеи Вивеса получили в творчестве испанского философа-материалиста Уарте.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Obras completas, t. 1-2, Madrid, 1947-48.

Литература: История философии, т. l, M., 1Ü57, с. 308-10; Marauon G., Lufs Vives, Madrid, 1942; UrmenetaF. de, La doctrina psicologica у pedagogica de Luis Vives, Barcelona, 1949.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Испании (биографический указатель).

Сочинения:

Obras completes. Comentarios, notas, у ensayo biobibliografico рог Lorenzo Riber. Madrid, 1947-48.

Obras completes. Madrid, 1947-1948. T. 1-2.

Vices Н. De anima et vita. 1538;

Литература:

Montegu B. Filosofia del humanismo de Juan Luis Vivcs. Madrid, 1961;

Pinera H. Luis Vives. El pensamiento espanol de los siglos XVI- XVII. N.-Y., 1970;

Calero Fr. Europa en el pensamiento de Luis Vives. Valencia, 1987;

Abellan J. La gran figura del Renacimiento filosofico. - Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1992, t. 2.

ВИВЕС (Vives) Хуан Луис

Расстановка ударений: ВИ`ВЕС (Vives) Хуан Луис

ВИВЕС (Vives), Хуан Луис (6.III.1492 - 6.V.1540) - испанский философ, психолог, педагог, один из видных просветителей и гуманистов эпохи Возрождения. Родился в Валенсии, долго жил и умер в Нидерландах. Вместе с другими идеологами поднимавшейся буржуазии В. принял энергичное участие в борьбе со схоластикой и в разработке философских, естественнонаучных и пед. проблем. Своими сочинениями в этих областях знания В. приобрёл широкую известность. Целью философии В. ставил исследование природы "посредством опыта и эксперимента". В психологич. работах он обосновывал новую, эмпирич. психологию. Особенно тщательно у В. разработано учение о памяти и ассоциациях. Главный психологич. труд - "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538). Большое значение имели труды В. по педагогике: "О преподавании наук" (часть трактата "О науках" - "De disciplinis", 1531), где изложена общая система обучения; "О рациональных занятиях с детьми" ("De ratione studii puerilis", 1523), посвящённая методике организации уч. работы. В диалоге "Мудрец" ("Sapiens", 1522) В. осмеял схоластич. систему преподавания. Разрабатывая программу нового, гуманистич. образования, он требовал изучения классич. языков и литературы, введения курса истории и предметов реального образования, участия гос-ва в деле нар. образования, расширения женского образования. Материалистич. принципы в трудах В. переплетались с идеализмом и теологией.

Соч. в рус. пер.: Путеводитель к премудрости, СПБ. 1768.

Поделиться