Флористические стили. Секреты флористики. Симметричный круглый букет

Различать стилевые решения во флористике очень важно, так как разные направления не сочетаются друг с другом и образуют при бездумном совмещении неэстетичный общий фон.

Разбираемся в вегетативном стиле

Существует три основных стилевых направления флористики: вегетативный, форма-линейный и декоративный. Стиль — это общность особенностей, приемов и средств художественной выразительности, характеризующих произведение искусства. При создании флористического коллажа следует знать отличительные черты стилей и придерживаться одного из них.

Уникальный вегетативный стиль во флористике — наиболее популярное направление. Его изюминка в том, что акцент делается на общий эффект композиции. Каждый цветок не должен выделяться, поэтому все используемые растения утрачивают индивидуальность, подстраиваясь под общую концепцию.

Вегетативный стиль предполагает натуральное представление цветов и трав в оригинальной композиции. Работая в данном направлении, флористы стремятся представить растения максимально естественно. Чтобы достичь эффекта натуральности, необходимо приложить значительные усилия, поэтому этот стиль считается одним из самых сложных.

Особенности вегетативного стиля

Вегетативная композиция должна включать в себя разнообразные виды растений, произрастающих в природной среде. Компоненты композиции размещают так, чтобы все линии соединялись в одном центральном месте — в вазе. При этом основные линии композиции не могут пересекаться.

Для вегетативного стиля характерно не только естественность в создании композиции, но и соблюдение асимметрии при расстановке растений. Флорист должен обратить внимание на форму роста, внешний вид и растительное сообщество выбранных видов растений.

Необходимо тщательно подбирать растения и соблюдать правила расположения используемого растительного материала. Все цветы и травы должны выглядеть аналогично тому, как они произрастают в природных условиях. Особенно внимательно следует работать с горшечными цветами.

Способы построения вегетативной композиции

Флористическую композицию в вегетативном стиле можно построить разными способами. Наиболее популярная у флористов форма с одной точкой роста. В этом случае цветы и травы расставляют так, чтобы все линии вегетативной композиции фактически и визуально были собраны в одной точке.

Обычно основная точка находится сбоку или сзади вазы или другого сосуда, используемого при создании композиции. Видимые направления движения растений и четко выраженные главные линии композиции не должны пересекаться в пространстве. Допускается только незначительное пересечение небольших линий.

Чтобы создать симметричное сочетание, все компоненты композиции расставляют максимально плотно друг к другу, зеркально к оси симметрии. Подобная расстановка растений приносит в композицию своеобразную лаконичность и четкость. Чтобы оформить флористический коллаж в данном стиле, необходимо много цветов.

Расстановка групп растений


Для вегетативного стиля характерна эффектная асимметричная расстановка. Роль доминанты в композиции выполняет самая большая группа. Чтобы достичь равновесия в коллаже, меньшую противоположную группу флорист ставит в отдалении. Ближе к главной необходимо расположить соседнюю маленькую группу.

Обычно флористами используется асимметричная расстановка в вегетативном стиле из главной, соседней, противоположной групп. Основная точка роста групп, отличающихся по величине, никогда не должна располагаться в центре вазы. Ее необходимо переместить вбок, назад или вперед от определенного геометрического центра.

Популярна также форма вегетативной композиции, в которой растения визуально расходятся из одной точки роста, расположенной под сосудом. При этом обычно точка создается вследствие пересечения более трех базисных групп растений. В остальном флористы придерживаются основных правил создания вегетативной формы с точкой роста.

Основные положения

В этом стиле главное для флориста - не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле.

Главная особенность декоративного стиля - плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.

Декоративные работы, как правило, симметричны, но они могут быть и асимметричными, как, например, структурные букеты или эта, обвитая лентами, пучками трави ветками композиция.

При создании декоративной работы флорист должен знать, что результат его творчества прежде всего зависит от формы и цвета выбранных растений. Обычно

симметричная декоративная работа выглядит четкой, строгой. Это впечатление усиливается сочетанием, например, желтого с белым или синего с белым и ослабляется в пестрой работе или в мягких тонах.

Если декоративная аранжировка симметрична, то материал должен быть расставлен как зеркальное отображение относительно геометрической середины (оси). Желтые розы, стоящие справа, должны повторяться и слева. Эта одинаковость соблюдается в форме, цвете и движении растений, но в деталях композиция может быть асимметричной*.

* Речь идет о внешней симметрии, то есть о симметрии формы, при этом асимметрия внутри формы создает движение.

Любая декоративная симметричная композиция долж-

на иметь по меньшей мере одну ось симметрии. В

большинстве таких работ соблюдается и ступенча-

тость. Однако для бидермейера и структурных работ она не характерна.

В декоративном стиле особенно выразительно смот-

рятся цветы симметричной формы - такие, как круп-

ноцветная хризантема, пион, гортензия, тагетес. Мень-

ше подходят стрелиция, фрезия, ирис и другие цветы с несимметричным рисунком.

Простойбукетвстилебидермейер

Декоративный букет с большим количеством плотных цветочных форм, однако многие цветы и травы не потеряли своей выразительности. В деталях букет несимметричен

Букет

Декоративные букеты могут быть разными - от длин-

Для таких букетов характерно плотное заполнение, и,

ностебельного куполообразного до ступенчатого,

несмотря на незамкнутый, рыхлый контур одних и замк-

включая все промежуточные формы.

нутый других, все они выглядят декоративно.

Кроме того, флористы выполняют и короткостебель-

В современных декоративных работах растения чаще

ные букеты - от букета бидермейер до современного

располагают асимметрично, в первую очередь это ка-

структурного или пестрого круглого.

сается деталей букета (см. рисунки ниже).

И конечно, очень интересны длинные ниспадающие

букеты, истоки создания которых следует искать в

югендстиле (стиле модерн).

Варианты декоративных букетов

Часто букеты, собранные параллельно, выглядят настолько нарядно, что их скорее можно отнести к деко-

ративному стилю.

Очень популярны букеты с разного рода обвиваниями поверхности растений. При работе с материалом (цве-

тами, листьями и т.д.) для параллельных букетов в де-

коративном стиле флорист должен учитывать индивидуальность и линию движения растений, чтобы они не

противоречили правилам этого стиля.

Декоративный букет (3 части высота и 5 частей ширина)

Вегетативный стиль.

Один из основных стилей. Он предполагает для создания композиции использовать только природные материалы (мох, цветы, плоды, травы, ягоды, кору, корни, грибы). Нельзя использовать бусинки, ленты, различные украшения. Вегетативная композиция обязательно должна быть не глубокой, круглой, овальной или S-образной формы. Должна отражать определенную пору года. Растения из определенной географической зоны, как в природе. Разместить свои материалы следует так, что бы напоминало уголок живой природы. Можно сделать озеро с настоящей водой, можно скамеечку, то есть воспроизвести любой милый твоему сердцу уголок. Этот стиль считается наиболее естественным, для него характерна асимметрия.


Декоративный стиль.

Флористы чаще всего работают в этом стиле. Главная задача данного стиля подчинить цветы и растения единому замыслу, а не подчеркивать индивидуальность каждого отдельного цветка. Несмотря на то, что растения теряют свою индивидуальность, в единой композиции они выглядят эффектно и красиво. В этом стиле важно заполнить все пространство очень плотно, то есть расположить растения близко друг к другу. Следует следить за формой, размером и цветом, так как они должны правильно сочетаться и создавать единое целое.


Форма линейный стиль.

При работе в этом стиле флористу важно добиться напряжения линий и форм. Чтобы формы и линии стали более четкими необходимо контрастное сочетание по форме, по цвету. Можно четкую прямую линию противопоставить нескольким линиям другого направления или под углом. Кроме того можно использовать статический элемент шар.

Античный стиль.

Античная флористика даровала нам букеты в виде венков, гирлянд, корзин, рог изобилия, букет скипетр. От стародавней Греции пошла традиция разбрасывать цветы в домах, на улицах, водоемах во время праздничных церемоний. Цветы дарили не только красоту, но и аромат и греки очень ценили это проявление красоты. Именно они начали использовать цветы для почестей своих героев и богов.

Смешанный стиль.

В этом стиле отвергнуты все правила построения. Здесь царит полнейший хаос.

Форма-линейный стиль - внимание больше обращается на линию, форму, контуры. К нему можно отнести современные формы композиций.

При работе в форма-линейном стиле важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Большое количество материала с ярко выраженными линиями в одной работе снижает выразительность каждой линии и всей работы в целом. То же самое происходит и при использовании в одной композиции большого количества форм. Форма-линейная работа теряет свою выразительность и в том случае, если соединить много растительных элементов - цветов, листьев, веток и т.д. Строгая, четкая линия станет более экспрессивной, если ей противопоставить извилистую, неспокойную линию. Шар - выразительное геометрическое тело, которое выглядит очень статично. А вот линия всегда динамична, и поэтому ее можно противопоставить шару.

В форма-линейной композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические тела, но и плоскость листа. Экспрессивные линии растений в сочетании с такой формой позволяют флористу сделать интересную работу. Для форма-линейного стиля характерна асимметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия.

При создании композиции особое внимание следует обратить на внешний вид растений, их особенности. Короткая обрезка стебля часто приводит к тому, что цветок теряет свою выразительность, однако форма и линии выигрывают. Сильный цветовой контраст элементов, сочетание и делают такие работы яркими и интересными. Форма-линейная работа может выглядеть и как вегетативная, но тогда она должна быть сдержаннее в выразительности форм, линий и цвета. При работе в форма-линейном стиле основное внимание обращают на форму, линию и цвет, поэтому при - высоких и узких, плоских и широких, прямоугольных или сферической формы - эти характеристики считаются более важными, чем размеры - высота, ширина или длина.

Выполняя работу в форма-линейном стиле, флорист должен обходиться минимальным количеством материала и учитывать общие . Форма - линейный стиль позволяет собрать прекрасный букет из небольшого количества материала. В соединении с листьями, ветками и плодами лотоса получается очень напряженная, сильная работа. Один или два - три цветка амариллиса или антуриума также хорошо смотрятся в форма-линейных букетах. При этом цветы служат формой, а стебли образуют линии. Цветы большой выразительности можно использовать как базис, а ветки и другие линейные материалы для решения пространства. Очень привлекательно выглядит букет, построенный на структурном и фактурном контрасте, например сочетанием листьев с бархатистой поверхностью и гладких, блестящих цветов. И все же структура не должна играть главную роль в форма-линейном букете .

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений.

Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят в отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения : цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях. Вегетативную композицию можно построить различными способами.

Декоративный стиль это букеты в вазах - корзинках из большого количества цветов, укрепленных на .

В декоративном стиле главное не выявлять особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою индивидуальность, выглядят по-новому. На практике флористы чаще выполняют работы именно в декоративном стиле. Главная особенность декоративного стиля это плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко расположенных друг к другу.

Форма-линейный стиль - внимание больше обращается на линию, форму, контуры. К нему можно отнести современные формы композиций.

При работе в форма-линейном стиле важно добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество используемого материала надо свести к минимуму. Большое количество материала с ярко выраженными линиями в одной работе снижает выразительность каждой линии и всей работы в целом. То же самое происходит и при использовании в одной композиции большого количества форм. Форма-линейная работа теряет свою выразительность и в том случае, если соединить много растительных элементов - цветов, листьев, веток и т.д. Строгая, четкая линия станет более экспрессивной, если ей противопоставить извилистую, неспокойную линию. Шар - выразительное геометрическое тело, которое выглядит очень статично. А вот линия всегда динамична, и поэтому ее можно противопоставить шару.

В природе часто можно встретить примеры композиций параллельного стиля , и многие флористы давно создают работы по их образцу. Во флористике стиль считают параллельным, если большинство или расположено параллельно друг другу.

Работы в параллельном стиле могут быть . Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста, и, так же как и в других стилях, здесь необходимо строго соблюдать пропорции, цвет, форму и т.д. Параллельные части композиции могут быть вертикальными, диагональными или горизонтальными. Вариантами параллельного стиля могут быть параллельно-вегетативный, параллельно-декоративный и параллельно-графический. Все основные правила создания композиций справедливы и для этих трех вариантов.

Поделиться