Кому на руси жить хорошо анализ по. Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь. Фольклор и язык

Спустя два года после введения новых реформ Николай Некрасов начал работу над произведением, ставшим вершиной его творчества. Долгие годы он работал над текстом, и в результате была создана поэма, в которой автор не только смог изобразить народное горе, а вместе со своими героями стремился ответить на следующие вопросы: «В чем счастье народа?», «Как его достигнуть?», «Может ли отдельный человек быть счастлив среди всеобщего горя?» Анализ «Кому на Руси жить хорошо» необходим для того, чтобы выяснит, какие образы и помогли Некрасову ответить на эти непростые вопросы.

Замысел

Начиная произведение, автор едва ли сам знал ответ на эти тревожные вопросы. Это были сложные времена в истории русского народа. Отмена крепостничества не облегчила жизнь крестьянства. Первоначальный замысел Некрасова заключался в том, что мужики-странники после напрасных поисков возвращались домой. В процессе работы сюжетная линия несколько менялась. События в поэме находились под влиянием важных общественных процессов. Подобно персонажам своего стремится ответить на вопрос: «Хорошо ли жить на Руси?» И если на первом этапе работы над поэмой автор не находит основания для положительного ответа, то позднее в обществе появляются представители молодежи, которые действительно находят свое счастье в хождении «в народ».

Ярким примером стала некая учительница, сообщившая в письме Некрасову о том, что испытывает настоящие приливы счастья в своей работе в народе. Поэт планировал использовать образ этой девушки в развитии сюжетной линии. Но не успел. Он умер, не завершив работы над своим произведением. Поэму «Кому н Руси жить хорошо» Некрасов писал до последних дней своей жизни, но она так и осталась неоконченной.

Художественный стиль

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» выявляет основную художественную особенность произведения. Поскольку книга Некрасова о народе, и прежде всего для него, в ней он использовал народную речь во всем ее разнообразии. Эта поэма представляет собой эпос, одной из целей которого было изобразить жизнь такой, какой она есть. Существенную роль в повествовании играют сказочные мотивы.

Фольклорная основа

Многое позаимствовал Некрасов из народного творчества. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» позволил критикам выявить былины, сказания и пословицы, которые автор активно использовал в тексте. Уже в прологе встречаются яркие фольклорные мотивы. Здесь появляется и пеночка, и скатерть-самобранка, и многие анималистические образы русской народной сказки. Да и сами мужики-странники напоминают героев былин и сказок. В прологе также присутствуют числа, имеющие сакральное значение: семь и три.

Сюжет

Мужики поспорили о том, кому на Руси жить хорошо. Некрасов, используя этот прием, раскрывает главную тему поэмы. Герои предлагают несколько вариантов «счастливцев». Среди них пять представителей различных слоев социального общества и сам царь. Для того чтобы ответить на столь тревожный вопрос, странники отправляются в долгий путь. Но успевают расспросить о счастье лишь попа и помещика. По ходу поэмы общие вопросы меняются на более конкретные. Мужиков уже больше интересует счастье трудового народа. Да и замысел повествования сложно было бы осуществить, если бы простые мужики отважились наведаться к самому царю со своими философскими проблемами.

Крестьянские образы

В поэме присутствует множество крестьянских образов. Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого. Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.

Художественные приемы

В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино - символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна - все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.

Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.

Образ помещиков

Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной - реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

Гриша Добросклонов

Вопрос, поставленный Некрасовым, так и остается открытым. Крестьянину жилось тяжело, и он мечтал о переменах к лучшему. Ни один из тех, кто встречается на пути странников, не являет собой человека счастливого. Крепостное право отменено, но все же не решен окончательно. Сильным ударом реформы стали как для помещичьего сословия, так и для трудового народа. Однако, сами того не подозревая, мужики нашли то, что искали, в образе Гриши Добросклонова.

Почему на Руси жить хорошо может только негодяй и стяжатель, становится ясным при появлении в поэме этого персонажа. Судьба его непроста, как и судьбы других представителей трудового класса. Но, в отличие от прочих персонажей в произведении Некрасова, Грише не свойственна покорность сложившимся обстоятельствам.

Олицетворяет революционные настроения, которые стали появляться в обществе во второй половине XIX века. В финале поэмы, пусть и незавершенной, Некрасов не дает ответа на вопрос, в поисках которого скитались так долго странники-правдоискатели, но дает понять, что счастье народное все же возможно. И не последнюю роль в нем сыграют идеи Гриши Добросклонова.

Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека. Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению. Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:

  1. Поэт опубликовал «Пролог» в своём журнале «Современник», и тут же столкнулся с цензурной травлей. Реакционные и проправительственные издания набросились на опубликованный фрагмент, а цензурные органы с удвоенным энтузиазмом принялись за редакцию произведения. Некрасов, будучи редактором, был вынужден щедро расплачиваться с чиновниками за то, чтобы выпустить своё творение в свет. Он организовывал обеды, охоту и другие мероприятия ха свой счёт, лишь бы проверяющие были лояльны и смотрели на его детище сквозь пальцы. Эти коррупционные уловки помогли ему «протащить» не одно сомнительное произведение.
  2. Несмотря на подобные ухищрения, публикация фрагментов из поэмы растянулась на 4 года. Писатель чувствовал себя все хуже и хуже. Масштабные планы стали казаться несбыточными. В 70-х годах он закончил ещё несколько частей, но понял, что это предел. Н. А. Некрасов был болен раком, и знал, что дни его сочтены. Чтобы придать своей работе смысловую законченность, он написал Эпилог в главе «Пир на весь мир». Там автор подробно описал образ единственного счастливца на Руси, семинариста Гриши Добросклонова. Однако семеро странников так и не нашли того, кого искали. Финал, задуманный поэтом, весьма символичен: поэма не закончена, путники не заметили своего счастливца, потому что народ только начал подстраиваться к новым реалиям и ещё не осознал, где его счастье.

Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.

Направление, жанр, размер

  • Жанровая принадлежность произведения — эпическая поэма. Ее отличают такие признаки, как линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.
  • Направление, в рамках которого поэт развивал своё дарование, называется «реализм», однако в данном произведении очевидны фольклорные мотивы. Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще).Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесной волшбе, умещается на скатерти-самобранке. Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни. В другой главе мальчика съедают свиньи. Словом, автор не скупится на реализм, его сколько угодно. Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.
  • Род поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лирика и эпос. От поэмы в нём присутствует стихотворная форма, поэтические символы и авторские отступления. Но в тоже время в наличии чёткая сюжетная линия и множество персонажей, а действия героев представляются, как нечто влиятельное и масштабное, что роднит творение Некрасова с эпической литературой. В этом и заключается жанровое своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо»: это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма.
  • Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

Композиция

Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.

Порядок глав детально изображен в по главам от Многомудрого Литрекона.

Суть

Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:

  1. Холопы — крестьяне, для которых рабство стало смыслом жизни. Не представляют себя без барина.
  2. Странники-правдоискатели — семь мужиков, ищущих ответ на свой вопрос.
  3. Народные заступники — простые люди, которые осмелились на бунт против системы и на защиту себе подобных. Вот их , там же полный список.
  4. Грешники — это герои, прошедшие через искус греха и соблазна. Им посвящена отдельная глава. Эти истории становятся поучительными притчами для простых людей.
  5. Угнетатели — это высшие сословия, которые наживаются на народном горе. Это помещики и высшая знать.
  6. Женские образы — это, как правило, мученицы из крестьянства, которые жертвуют собой ради семьи и детей.
  7. Остальные персонажи входят в категорию «народ».

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему.
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Темы

Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:

  1. Счастье – Поиск и достижение счастья ставиться Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир.
  2. Патриотизм – Любовь к родине Некрасова выражается в беззаветном служении простым людям. Только тот, кто ради счастья своего народа готов пожертвовать собой, является настоящем патриотом своей страны.
  3. Родина – Служение своему отечеству и народу – высшая добродетель, по мнению Некрасова. Русь нуждается в своих героях, и она достойна их помощи.Она богата и изобильна, щедра и покладиста, красива и величественна. На этой земле можно и нужно жить хорошо.
  4. Тема народа – Русские люди в поэме представлены бедными, усталыми, угнетаемыми и забитыми, однако в то же время народ сохранил в себе отзывчивость, стремление к справедливости и взаимопомощи. Некрасов верил, что русский народ находится в начале новой лучшей эпохи, где не будет угнетения и несправедливости.
  5. Тема дороги – Путешествие семи мужиков по дорогам России символизирует собой долгий путь, который ещё только предстоит пройти русскому народу, чтобы реализовать свой потенциал.
  6. Пейзаж – В поэме Некрасов тяготеет к пейзажам провинциальной крестьянской России. Бескрайние поля, тёмные леса и унылые деревеньки погружают нас в быт простых русских тружеников того времени. Природа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» становится верной подругой крестьян. Так, именно наедине с лесом и полем Матрена находила душевное равновесие и силы продолжать тяжелую жизнь.
  7. Великодушие – Русский крестьянин показан, как искренний великодушный человек, который готов прийти на помощь попавшему в беду и даже пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь ближнему. Таков, например, эпизод, когда Павел Веретенников отдает Вавиле деньги на подарок внучке.
  8. Тема изгнания тоже нашла свое отражение в тексте. Так, именно изгнанием на каторгу наказываются народные заступники — Савелий и (в перспективе) Григорий. Это указывает на то, что самое большое горе для русского человека — это разлука с родной землей.

Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.

Основные проблемы

Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:

«сто дней хирел да сох»

В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.

Критика

«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.

«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами - это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения - поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы - русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования - счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

Великий поэт А.Н.Некрасов и одно из самых популярных его произведений – поэма «Кому на Руси жить хорошо» предстали на суд читателей и критики, конечно же, тоже поспешили высказать свое мнение об этом произведении.

Велинский в журнале «Киевский телеграф» в 1869 году написал свой отзыв. Он считал, что кроме Некрасова никто из его современников не имел права называться поэтом. Ведь в этих словах заключается только жизненная правда. А строки произведения могут заставить читателя проникнуться сочувствием к судьбе простого крестьянина, которому пьянство кажется единственным выходом. Велинский считает, что идея Некрасова – возбуждение у высшего света сочувствия к обычным людям, их проблемам, высказана в этой поэме.

В «Новом времени» 1870 года было опубликовано мнение критика под псевдонимом Л. Л. По его мнению, произведение Некрасова слишком уж растянуто и в нем есть абсолютно лишние сцены, которые лишь утомляют читателя, мешают впечатлению от произведения. Но все эти недостатки перекрываются пониманием жизни и ее смысла. Многие сцены поэмы хочется читать много раз, и чем больше их перечитываешь, тем больше они нравятся.

В.И. Буренин в № 68 «Санкт-Петербургских ведомостей» пишет в основном о главе «Последыш». Он отмечает, что в произведении правда жизни тесно переплетается с мыслями автора. И несмотря на то, что поэма написана в анекдотичным стиле, ее глубокий философский подтекст от этого не менее заметен. Впечатление от произведения не ухудшается от стиля, которым написана поэма.

В сравнении с другими главами произведения Буренин считает «Последыш» лучшей. Он замечает, что другие главы слабые, а также отдают пошлостью. И даже несмотря то, что глава написана рублеными стихами, читается она легко и выразительно. Но критик отмечает, что и в этой, лучшей, по его мнению, главе, присутствуют строки «сомнительного качества».

Авсеенко же, в «Русском мире», напротив, считает, что любимая глава Буренина в произведении не вызовет никакого интереса у современников ни по ее смыслу, ни по содержанию. И даже благонамеренная идея автора – посмеяться над самодурством помещиков и показать нелепость старых порядков современником не имеет никакого смысла. А сюжет, по мнению критика, вообще «несообразен».

Авсеенко считает, что жизнь давно ушла вперед, а Некрасов все живет во временах его славы (сороковые и пятидесятые годы девятнадцатого века), как будто не видит, что в те времена, когда крепостных уже нет, водевильная пропаганда идей против крепостного права абсурдна и отдает задним числом.

В «Русском вестнике» Авсеенко говорит о том, что народный букет в поэме выходит крепче «смеси водки, конюшни и пыли» и похожим реализмом до господина Некрасова занимался лишь господин Решетников. А краски, которыми автор рисует сельских ловеласов и прелестниц, Авсеенко находит недурными. Однако эту новую народность критик называет поддельной и далекой от реальности.

А.М.Жемчужников в письме к Некрасову особенно восторженно отзывается о двух последних главах произведения, отдельно упоминая главу «Помещик». Он пишет, что эта поэма – вещь капитальная и среди всех произведений автора она стоит в первых рядах. Жемчужников советует писателю не торопиться с окончанием поэмы, не сужать ее.

Критик под псевдонимом А.С. в «Новом времени» говорит о том, что муза Некрасова развивается и идет вперед. Он пишет о том, что в поэме крестьянин найдет отголосок своих стремлений. Потому что найдет свое простое человеческое чувство в строках.

  • Китообразные - доклад сообщение (3, 7 класс Биология)

    Китообразные считаются особым видом, относящихся к млекопитающим, которые живут в водной стихии, они очень распространены в океанах и морях. У этой группы животных полностью отсутствуют задние конечности

Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай...

Эти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, э ти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А.Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения - русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.

Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны цар­ской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым на­падкам подверглась последняя из написанных глав - «Пир - на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного изда­ния поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрь­ской революции.

Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасо­ва, является ее идейной и художественной вершиной, ито­гом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.

К 1860-м годам русский крестьянин становится основ­ным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» - важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное про­изведение: и по своему идейному звучанию, и по масштаб­ности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по ге­роическому пафосу, и по широкому использованию поэти­ческих традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.

Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, харак­терные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных обще­ственных кругов. Народная точка зрения на действитель­ность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.

События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крес­тьянство - подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.

В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», кото­рый олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы - поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии стран­никам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольно­любии, в понимании необходимости активной борьбы на­рода, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.

В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидав­ший на своем веку, и Яким Нагой, характерный предста­витель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на заби­того, темного крестьянина патриархальной деревни. С глу­боким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.

Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина - чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О су­ровой «долюшке женской» Некрасов написал немало вол­нующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.

Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызы­вающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, - бар­ских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и пря­мых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его осво­бождения, тем непримиримее осуждал рабскую принижен­ность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает уни­зительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести - самоубийству на глазах своего мучителя; «чувст­вительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих униже­ниях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся по­сулами наследника и согласившийся уничтожить завеща­ние умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).

Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.

Поэтически воссозданный в поэме мир - мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.

В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румя­неньком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показ­ным радушием Оболта-Оболдуева читатель видит высоко­мерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.

Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-само­дура князя Утятина, прозванного крестьянами Последы­шем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алко­голизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого кре­постника и деспота.

На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из назван­ных ими лиц живет счастливее - помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставлен­ные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счас­тливого уже не только среди представителей господству­ющих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, при­дает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензу­рой части поэмы - «Пир - на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять цент­ральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши - в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».

Образ Гриши - завершающий в ряду «народных за­ступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он нахо­дит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем-поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - высший обра­зец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песен­ная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий нацио­нальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы - поиски счастья - восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т.д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стрем­ление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.

Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, истори­ческие. Народная поэзия давала поэту богатейший матери­ал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.

Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сме­няется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» - сатиричес­кой насмешкой, в «Крестьянке» - глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире - на весь мир» - героическим напряжением и революционной па­тетикой.

Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик про­теста и сатира сливались с героикой революционной борь­бы. Все это выразилось с большой художественной силой в бессмертном произведении Н.А. Некрасова.

/ / Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Впервые, публикация поэмы Н.А. Некрасова вышла в 1866 году в одной из партий журнала «Современник». Начало поэмы, ее первые строки могли раскрыть читателю тематику данного произведения, а также, заинтересовать всех своей замысловатой идеей.

Данная творческая работа была наибольшим достижением автора, она прославила Некрасова.

О чем поэма? О судьбе простого русского народа, о его тяжких и счастливых минутах.

На написание такого грандиозного произведения, Николай Алексеевич потратил много лет. Ведь он хотел не просто сочинить очередное художественное творение, а создать народную книгу, которая опишет и расскажет о жизни простого человека – крестьянина.

К какому жанру можно отнести поэму? Думаю, что к народной эпопее, ведь в основе историй, которые поведает автор, лежат реальные события из жизни народа. В произведение встречаются элементы устного народного творчества, установленных традиций, присутствуют живые словесные выражения и обороты, которые постоянно были в использовании у простого крестьянина.

Реформа 1861 года освобождает крестьян и дает им право на собственную жизнь. Некрасов изобразил народ в роли положительного героя. Главный герой крестьянин Савелий был могучим и необычайно сильным. Он понимает, что простому народу нужно бороться, нужно идти вперед всеми силами, дабы добиться настоящей свободы.

В поэте ярко выделяются и образы других крестьян. Это и Яким Нагой, который совершенно не походил на забитого жителя обычной крестьянской деревни. Он являлся ярым защитником народа, всегда мог провозгласить эмоциональную речь, которая прославит простого человека.

В тексте поэмы читатель знакомится и с персонажем, который выбирает путь сопротивления и переходит в защиту крестьян.

Великолепным образом женщины–крестьянки становится особа. Николай Алексеевич со всем своим поэтическим талантом и любовью описал героиню.

Есть в поэте и другие персонажи, которые находились в прислуживающем рабстве. Они, осознав свое ничтожное положение, отваживались на серьезные поступки, даже такие, как самоубийство.

Параллельно с человеческими образами, которые встречаются в поэме, Некрасов пытался показать цельную картину русской деревни, где в большинстве случаев царила грубость, отсталость и невежество. В тексте поэмы читатель знакомится с теми столкновениями, противоречиями и социальными контрастами, которые торжествовали в те года на землях русских.

Образ помещика Оболта–Оболдуева раскрывает истинную пустоту, легкомыслие и даже недалекость представителя правящего чина. К тому же, читатель наблюдает и за той злобой, искренней ненавистью, с которой он относится к мужикам–крестьянам.

Персона еще одного отвратительного героя, настоящего деспота Утятина раскрывает нам и другие черты характера помещиков того времени.

Вчитываясь в текст поэмы, читатель понимает, что Николай Некрасов выходит за поставленные рамки. Он начинает развивать действия своего произведения, опираясь не только на спор мужиков о том, кто счастливее всего живет на Руси – царь, министр или купец. Поиск такого счастливца происходит и в рядах простых крестьян.

Начало поэмы запоминается нам неким присутствием шутливого, доброго тона автора. Однако, с развитием сюжета, читатель наблюдает за все большим и большим заострением реальной действительности.

Есть в поэме такая часть, которая была и вовсе запрещена цензурой. Именуют ее «Пир – на весь мир». Герой ведет откровенный разговор о том, что только при помощи ярой и активной борьбы за счастье, крестьянин сможет получить заветную вольность. Гриша – один из последних героев, которые входили в число некрасовских народных заступников. Он с пониманием относится к крестьянам, поддерживает их во всем.

Особым отличием поэмы является наличие сказочной стихии, которая создает такой контраст, такой колорит относительно тех событий, которые разворачиваются в тексте произведения.

Николай Некрасов действительно видел силу в простом крестьянине и верил, что он найдет настоящее счастье, что у него есть надежда на светлое будущее.

На страницах «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить разнообразные жанровые направления – и былины, и пословицы, и загадки, и поговорки. Благодаря такому количеству приемов из народной поэзии, которая исходит из уст обычного человека, Николай Алексеевич смог расширить и наполнить смысл своей поэмы.

Не забывает Некрасов и о великолепных пейзажах русской природы, которые достаточно часто вспыхивают в воображениях читателей во время прочтения увлекательного текста.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает достойное место не только в творчестве Николая Некрасова, а и во всей русской литературе. Она открывает ту истинную правду жизни, которая торжествовала во время отмены крепостного права. Поэт искренне верит, что сквозь борьбу и протест, крестьяне смогут добиться желанных вольностей и свобод.

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Жанр произведения, композиция

Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Тема и идея произведения, герои, проблематика

Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.

Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.

Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.

Художественные средства

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).

Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

Вывод

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.

Тест по произведению


Изучая писателей девятнадцатого века, нельзя обойти стороной и Николая Алексеевича Некрасова. Большинство своих произведений он посвятил именно простому народу, стремился понять и раскрыть русскую душу, нередко затрагивал тему освобождения крестьян от крепостной зависимости. Не исключением стала и поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - самая масштабная работа поэта.

Завязка сюжета в поэме происходит, когда семь мужиков, семь временнообязанных крестьян из разных деревень, начинают вести спор о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?» Так, не сойдясь во мнениях, главные герои отправляются на поиски «счастливцев», бросив все свои дела.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Примечательно то, что Некрасов использует в своем произведении фольклор и множество сказочных элементов. Думаю, это позволило автору не только выстроить логичную композицию поэмы, но и показать вечное стремление народа к истине, вере в то, что добро всегда побеждает зло.

Первым на пути странникам встречается поп. Он видит счастье в «покое, богатстве, чести», с тоской вспоминает о крепостническом прошлом. Тогда церковь содержалась богатыми помещиками, но с приходом новой реформы они разорились, что не могло не отразиться на материальном состоянии священнослужителей. Тяжелая ноша содержания духовного сословия легла на плечи крестьянина, который «сам нуждается, и рад бы дал, да нечего».

Схожими понятиями о счастье обладают и встречающиеся в поэме помещики Оболт-Оболдуев и Утятин. Они горюют об отмене крепостного права, об утрате прежней праздности и роскоши жизни. Теперь же у помещиков отобрали все, что им было так дорого: покорных рабов и землю, но более всего они жалеют об утрате своей власти:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

И среди простого народа пытаются семь мужиков найти счастливых. Так, желающие выпить дармовую чарочку рассказывают о своем счастье: старуха радуется, что «родилось реп до тысячи на небольшой гряде», солдат тому, что «в двадцати сражениях … был, а не убит», дворовый человек счастлив тем, что имеет «болезнь почетную», каменщик же гордится своей необыкновенной силой. Но никто из рассказчиков по-настоящему не убеждает в том, что он счастлив, наших странников. Их радость скорее основывается на материальных ценностях, удивительной случайности или же попросту на отсутствии несчастия. Недаром глава «счастливые» заканчивается следующими строками:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой.

На ярмарке главным героям рассказывают историю про Ермила Гирина. «Имел он все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Почет тот был добыт умом, честным трудом и добротой, Ермил пользовался огромным уважением у народа. Казалось бы, мужики нашли счастливого, но даже этого персонажа нельзя считать таковым, ведь он угодил в острог за то, что поддержал крестьянское восстание.

Особое внимание в своей поэме Некрасов уделяет именно женскому образу, нелегкой судьбе Матрены Тимофеевны. Но назвать ее счастливой можно разве только до замужества («Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья»). На долю Матрены пришлось немало тяжких испытаний, которые она с завидной стойкостью вынесла, мужественно выстояла: и вместо сына легла под розги, и мужа спасла от рекрутчины, и голод пережила. Нельзя не восхититься образом русской женщины, которая является двойной рабой: рабой своего мужа и крестьянства, но сохранившая свою честь и достоинство. Народ считает ее счастливой, но сама Матрена Тимофеевна с этим не согласна: «Не дело между бабами счастливую искать».

Думаю, не случайно Некрасов в конце поэмы вводит образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. И хоть судьба готовила герою «чахотку и Сибирь», он с самого детства решил всю свою жизнь посвятить тому, чтобы «каждому крестьянину жилось волготно-весело на всей святой Руси». По моему мнению, именно в образе Гриши Добросклонова Некрасов отобразил главную мысль произведения: истинное счастье – сделать счастливыми всех людей вокруг, а достичь этого можно будет лишь тогда, когда мысли о революционном преобразовании войдут в народное сознание.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

Поделиться