Детская депрессия. Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить Детская депрессия причины

Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается . Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.

Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения. Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей. Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.

Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под , неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.

Дети и причины развития у них депрессии

Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:

  • Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
  • Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
  • Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
  • Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
  • Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
  • Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
  • Наличие тяжелых стрессов разного характера.

Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.

Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.

Симптоматика детской депрессии

На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.

Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.

Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.

День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.

Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться. Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.

Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:

  • родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
  • родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
  • родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
  • родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.

Лечение детской депрессии

Депрессивное состояние у детей не может быть устранено без помощи специалиста. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.

В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.

Впрочем, ни один из методов лечения детской депрессии не может быть эффективным, если отсутствуют благоприятные для внутрисемейного климата изменения. Родители обязательно должны вникать в суть проблем, происходящих с ребенком, не отстраняться от него, а наоборот, погрузиться в его проблемы, чтобы конструктивно помогать в преодолении возникающих разноплановых трудностей. В целях профилактики ребенку необходимо проводить достаточно времени на свежем воздухе, избегать переутомления и достаточно отдыхать.

Депрессия - одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.

Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.

В каком возрасте может появиться депрессия у ребенка и что ее вызывает

Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста (до 3-х лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).

То есть, депрессия в детском возрасте - это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица - страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.

Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА - это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.

Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть...» Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях - никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.

Каковы же симптомы детской депрессии в детском возрасте?

Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.

Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено - психологи.

Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. (Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.

Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.

Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них - это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков - нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.


Что делать, если есть депрессия у детей, лечение депрессии у детей?

При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.

При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика , начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же - консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же - составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.

Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.

В нашей клинике работают врачи - детские психиатры , психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!

На чтение 6 мин. Просмотров 250 Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.

К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

Наверное, любой родитель знаком с таким понятием как детская депрессия, которое может проявляться в любом возрасте. Люди, которые думают, что депрессия бывает только у взрослого человека, ошибаются, так как проявляться она может в любом возрасте. Именно из-за этого многие родители не принимают никаких мер при возникновении депрессии у своего ребенка, а есть и такие, которые вовсе не замечают ее проявления. Упущенное родителями заболевание в дальнейшем может отразиться на развитии ребенка. Это некое заболевание, которое имеет свои симптомы и особенности проявления.

Симптомы

Не стоит думать, что депрессия это несерьезное заболевание, которому не нужно уделять внимания. Наоборот, это одна из серьезных психологических расстройств, которое может сильно подшатать нервную и психологическую систему ребенка, а также послужить предвестником развития многих заболеваний. И как утверждают специалисты, то именно детская депрессия более серьезное заболевание, нежели взрослая , так как она может развить апатию ко всему происходящему вокруг.

Наблюдаются следующие возрастные группы детей, которые более всего подвержены этому заболеванию:

  • 7-9 лет.
  • 10-13 лет.
  • 14-16 лет.
  • Старше 16 лет.

Самые опасные периоды для родителей и детей, это когда им становится старше 14 лет, так как депрессии могут быть связаны с переходным возрастом, любовью, предательством и прочими ситуациями. Если у вашего ребенка депрессия, то нужно как больше внимания и времени уделять ему. Причем следить за его состоянием должны как родители, так и доктора.

Депрессия у ребенка проявляется следующими симптомами:

  1. Резкие перепады настроения, которые ничем не оправданы.
  2. Сильная раздражительность и увеличение нервозности.
  3. Ухудшение аппетита, сна.
  4. Нарушение режима дня.
  5. Ребенку больше не интересны привычные для него игры и занятия.
  6. Ломота в суставах, боль в области груди, головы.
  7. Постоянные жалобы и плаксивое настроение.

Причина

Для того чтобы понять как лечить ребенка, нужно выявить причину , по которой он впал в депрессию. На самом деле причин может быть масса и не всегда виной всему является сам ребенок. Он мог стать депрессивным по вине родителей, сверстников, учителей или иных лиц. Как правило, на начальных развитиях этого заболевания выявить депрессию не так то просто, но стоит понимать, что развивается она очень быстро, как говориться и глазом не успеешь моргнуть.

Зачастую причиной депрессии у людей являются семейные отношения, например, отсутствие понимания и любви, либо разлад родителей, который тяжело переживают несовершеннолетние дети.

Второй по популярности причиной детской депрессии можно назвать неуспеваемость в учебе , когда учитель на глазах всего класса пытается пристыдить и даже унизить ученика, у которого позже вырабатывается комплекс. К этому же разряду причин можно отнести непонимание сверстников.

Отрывной точкой погружения в депрессию для ребенка можно назвать замкнутость в себе, прослушивание грустной музыки, плохое настроение и носка одежды темных тонов. Человек старается замкнуться сам в себе, чтобы его никто не видел и не слышал. Очень часто дети, которые переживают депрессию хотят покончить с собой.

Родители в свою очередь должны оказать первую помощь своему ребенку, но она не должны быть навязчивой, так как они могут сделать только хуже. Нужно попытаться завести важный на разговор по душам, дать ребенку раскрыться. Если самостоятельно не удается решить проблемы, то нужно пригласить на дом специалиста, который поможет ребенку справиться с возникшей проблемой.

Еще одной причиной депрессии можно назвать непостоянство , например, постоянные переезды человека с места на место, смена школ, новые знакомые. Психика взрослого ребенка не сможет вынести подобного, не говоря уже о детской. Также к причинам депрессии можно отнести социальные сети, которые пропитаны негативной информацией.

Что должны сделать родители

Родители во время таких периодов своей жизни должны как можно больше внимания уделять ребенку, постоянно контролировать его и стараться помочь. Нужно показать своему ребенку что вы его опора, готовы выслушать все его переживания и помочь советом, напутственным словом. В таком случае родители должны выступать как жилетка, в которую те могут поплакаться.

Но не стоит настоятельно принуждать ребенка к разговору , этим вы сделаете ему только хуже. Если он не хочет с вами разговаривать, лучше не заводить разговора, так как сделаете только хуже.

Нужно найти то занятие, которое сможет отвлечь ребенка от его дурных мыслей. Также внимательно нужно контролировать его режим дня и заботится о нем. Во что бы то ни стало не рекомендуется ругаться с ребенком, так как это еще больше усугубит ситуацию.

Помощь специалиста

Если самостоятельно не получается бороться с проблемой нужно пригласить специалиста по работе с несовершеннолетними, который сможет найти общий язык с ребенком. Доктор сможет выявить признаки депрессии и способы лечения от этого недуга. Порой лечение может быть медикаментозным, но не стоит без консультации доктора заниматься лечением. Если случай запущен, то может потребоваться госпитализация больного, конечно же после согласия его родителей.

На вопрос о том, как долго лечится ребенок от депрессии, ответить однозначно нельзя. Так как все зависит от его характера, ситуации, поспособствовавшей этому, его возраста. Но есть такие дети, у которых депрессия проходит после разговор с доктором, а у некоторых детей болезнь не проходит и после месячного занятия с доктором. Стоит помнить, что многих детей поход к психологу может только сделать более замкнутым в себе.

Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.


Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.


Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» – лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.


Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.


Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).

Вам также может быть интересно



Поделиться