Фрикционный верньер для радиоприёмника. Верньер для кпе Устройство воздушного конденсатора — переменной емкости

Уважаемые посетители!!!

Радиоприемники различаются по их конструкции и способу настройки на частоту принимаемого сигнала. То-есть, настройка может осуществляться либо за счет верньерного устройства \для поиска необходимой частоты\, либо поиск частоты можно выполнить при помощи легкого прикосновения пальца руки — с панелью управления, представляющей из себя отдельный блок-схему \сенсорное управление\.

Верньерное устройство-радиоприемника

На рисунке №1 представлена простейшая кинематическая схема верньерного устройства . Данное устройство Вам всем знакомо. Поиск, на настройку необходимой частоты осуществляется при помощи вращения колесика /оси ручки настройки/. Между направляющими колесиками, а их в данной схеме — три, натянута капроновая нить — в зацеплении которой находится шкив . Чтобы более это выглядело понятным, в наглядном примере, приводится фотоснимок этого устройства.

Верньерное устройство радиоприемника

За счет вращения шкива, приводятся в движение пластины КПЕ. В схемах по радиоприемникам встречается такое название, как блок КПЕ . Блок КПЕ — это конденсатор переменной емкости с воздушным диэлектриком.

Подобные конденсаторы встречаются:

    с односекционным блоком;

    двухсекционным блоком;

    трехсекционным блоком.

двухсекционный блок КПЕ

трехсекционный блок КПЕ

Такие радиодетали Вам хорошо известны, встречаются они как и в устаревших моделях \радиоприемники СССР\, так и в современных моделях радиоприемников. В современных моделях, блоки КПЕ более усовершенствованы, как и сама конструкция приемников и имеют малые габаритные размеры.

Устройство воздушного конденсатора — переменной емкости

Допустим, если взять для примера двухсекционный блок \рис.2\, данное устройство состоит из двух конденсаторов. Соответственно, для обозначения данной радиодетали, дается свое графическое изображение \указанное сверху, рис.2\. Уже, если будете самостоятельно читать радиосхему, — Вы будете знать, что графическое обозначение в схеме, как это показано на рисунке, представляет из себя — двухсекционный блок переменной емкости с воздушным диэлектриком.

Обозначение конденсаторов

Если в радиосхеме встречается к примеру значение для КПЕ — С40 9…365, то радиолюбитель уже сможет сказать, что данный конденсатор имеет порядковый номер — 40, а переменная емкость при полном обороте ротора составляет от 9 до 365 пикофарад.

Здесь также следует усвоить, что конденсатор переменной емкости с воздушным диэлектриком \КПЕ\ состоит из подвижной и неподвижной части. Подвижная и неподвижная части состоят из определенного количества пластин \алюминий\. Подвижную часть пластин принято называть — ротором, неподвижную \фиксированную\ часть — статором.

Следует запомнить два графических символа \рис.3\ и не путать их, где указано:

    обозначение переменного конденсатора \с воздушным диэлектриком\;

    обозначение подстроечного конденсатора,

— необходимая емкость которого устанавливается с помощью регулировки, — плоской отверткой. Регулировка для подстроечного конденсатора осуществляется специалистами на заводе, — при установлении номинального значения емкости. Но если речь идет о личной изобретательности, то такие изменения вносятся самим радиолюбителем .

Итак друзья, я непосредственно с Вами вхожу в мир интересного и опознавательного, так сказать вспоминаю свое былое увлечение. Следите за рубрикой, дальше будет еще интереснее.

Сегодня продолжил изготовление деталей верньера. Извел кипу бумаги, пока сообразил, как лучше всё это сделать.
Из шкива нужно сделать вход и выход для тросика. Выход будет "дальним". Что бы нити не переплетались, просверлил отверстие 2 мм под углом градусов 30 так, что бы оно вышло возле дальнего бортика. Это будет выход для тросика. У второго выхода отверстия выфрезеровал площадку до плекса, просверлил отверстие и нарезал резьбу М3. Ввернул винт с маленькой стоечкой. Сюда будет привязываться конец тросика, а шайба не даст ему соскакивать.

На фото - конструкция "выхода" для тросика.

Со "входом" несколько сложнее - нужно установить пружинку, ктр будет выбирать "слабину" тросика. Но и эту проблемку удалось решить. Выфрезеровал паз чуть шире диаметра пружинки, а также площадку, в центре которой нарезал резьбу М3 и ввинтил винт со сквозным отверстием в шляпке.

На фото - конструкция "входа" для тросика.

Следующая деталь - узел маховика. С ним провозился очень долго. В наличии был маховик от "Латвии", но его конструкция мне не подходила. Пришлось его полностью переделать. Так же нашелся подходящий подшипник скольжения, но у него круглый корпус диаметром 16 мм. Вот с ним-то и была основная загвоздка. Как его удалось закрепить - видно на фото.

На фото - детали узла маховика и его "сборочный чертеж".

Сборка видна на втором фото (снизу вверх): стопорная втулка, гетинаксовая шайба, узел подшипника, монтажная площадка, фторопластовая шайба, маховик.
В результате получилось вот что:

На фото - узел маховика в сборе.

После этого разметил на фальшпанели места крепления узлов, установил их, подогнал и попробовал собрать механизм. Для этого использовал простую суровую нитку (тросик жалко!). Получилась вот такая "механизма":

На фото - пробная сборка верньерного механизма.

На оси маховика закрепил узел вращения тросика от блока УКВ "Латвии". Пришлось его укоротить, а поскольку сделан он из весьма хрупкого силумина, для фиксации на оси маховика использовал стальной бандаж. В силумине лишь просверлил сквозное отверстие под стопорный винт бандажа.

На фото - ось настройки.

На фото крепление изготовленных узлов на фальшпанели.

После подгонки и смазки механизм заработал весьма неплохо. Ось вращается плавно, с приятным для руки небольшим сопротивлением. Суррогатная стрелка движется плавно, нигде ничего не заедает, нитка нигде не "закусывается" и не соскакивает. Вобщем, остался доволен.

Опять "умная мыслЯ", которая "приходит опослЯ"...

Уже когда механизм работал, до меня дошло, что на ось переменного резистора постоянно будет приложена довольно сильная боковая нагрузка. "Дошло" потому, что я увидел, что шкив слегка "закосило" вовнутрь будущей шкалы. Покачав его легонко рукой, увидел, что люфт оси переменного резистора довольно большой. Это же на КПЕ, с его подшипником качения!
Т.е. нужно этот узел переделать - установить "кондовую" ось со своим подшипником, а ось переменного резистора как-то гибко связать с ней. Как-то примерно так (то, что нашлось под рукой).


Для точной настройки радиоприёмника на частоту принимаемой радиостанции необходим верньер - механизм, преобразующий вращение ручки настройки в поворот органа настройки (например, ротора КПЕ) на относительно малый угол. Для успешного выполнения своих функций верньер должен обладать достаточным передаточным отношением и практически не иметь люфта. Предлагаемый фрикционный механизм имеет передаточное число около шести и предназначен для работы с самодельным КПЕ с воз-
душным диэлектриком, описанным автором в "Радио", 2016, № 12, с. 28, 29 (надо только между корпусом КПЕ и шасси приёмника поместить прокладку толщиной 6 мм). Из материалов для его изготовления понадобятся листовой стеклотекстолит толщиной 1; 1,2; 1,5, 2 и 6 мм (вместо стеклотекстолита толщиной 6 мм можно использовать органическое стекло или полистирол такой же толщины), ДВП толщиной 6 мм, полоска прозрачного органического стекла толщиной 1,5...3 мм, отрезок тонкостенной латунной трубки внеш-
ним диаметром 7 мм (автор использовал колено телескопической антенны), эпоксидный клей и стандартный крепёж (винты и гайки М3, несколько винтов-саморезов и шурупов), а из инструментов - ножовка по металлу, напильники, электродрель, набор свёрл и комплект метчиков для нарезания резьбы М3.

Устройство верньера показано на рис. 1. Ведущий диск, состоящий из склеенных между собой двух стеклотекстолитовых дисков 27, такого же числа шайб 28 и прокладки 29, приклеен к валику 3, на левом (по рисунку) конце которого закреплена ручка настройки 2. Валик вращается в подшипниках 4 и 18, привинченных к пластинам 5 и 20, которые, в свою очередь, закреплены на шасси приёмника 26. Перемещению валика в осевом направлении препятствуют надетые на него шайбы 22 и запрессованные при сборке штифты 21.

Рис. 1. Устройство фрикционного верньера: 1 - передняя стенка корпуса приёмника, ДВП, крепить к бруску 11 шурупами 3x20, а к шасси 26 - винтами 23 с гайками 25; 2 - ручка настройки; 3 - валик ведущего диска, трубка латунная (колено телескопической антенны); 4 - подшипник 1, стеклотекстолит толщиной 1,5 мм, крепить к дет. 5 винтами 19; 5 - пластина большая, ДВП, крепить к шасси 26 с помощью уголков 24 и винтов 23 с гайками 25, а к бруску 11 - шурупами 3x20; 6 - винт М3х15, 4 шт.; 7 - держатель стрелки 10, стеклотекстолит (органическое стекло, полистирол) толщиной 6 мм; 8 - валик ведомого диска, трубка латунная с наружным диаметром 7 мм (колено телескопической антенны); 9 - винт М3х6, 8 шт.; 10 - стрелка, стекло органическое толщиной 1,5...2 мм, крепить к дет. 7 винтами 9; 11 - брусок 20x20 мм, древесина; 12 - диск ведомый, стеклотекстолит толщиной 1...5 мм, крепить к держателю 13 винтами 9; 13 - держатель ведомого диска, стеклотекстолит (органическое стекло, полистирол) толщиной 6 мм; 14 - зажимы муфты передачи вращения от верньера к ротору КПЕ, стеклотекстолит (органическое стекло, полистирол) толщиной 6 мм; 15 - валик ротора КПЕ; 16, 17 - детали муфты, латунь, бронза толщиной 0,5 мм, крепить к деталям 14 винтами 9; 18 - подшипник 2 (отличается от подшипника 1 диаметром отверстий под крепёжные винты, указан на чертеже в скобках), стеклотекстолит толщиной 1...5 мм, крепить к дет. 20 винтами 19; 19 - винт самонарезающий М3х8, 8 шт.; 20 - пластина малая (её контур и отверстия под винты крепления к уголкам показаны на чертеже пластины 5 штриховыми линиями), ДВП, крепить к шасси 26 с помощью уголков 24 и винтов 23 с гайками 25; 21 - штифт стальной, 2 шт., запрессовать в дет. 3 при окончательной сборке верньера; 22 - шайба стальная с внутренним диаметром 7 мм, 2 шт., надеть на дет. 3 перед запрессовкой штифта 21; 23 - винт М3х12, 8 шт.; 24 - уголок мебельный, 4 шт., крепить к пластинам 5, 20 и шасси 26 винтами 23 с гайками 25; 25 - гайка М3, 10 шт.; 26 - шасси приёмника, крепить к стенке 1 винтами 23 с гайками 25; 27 - щека ведущего диска, стеклотекстолит толщиной 1,5 мм, 2 шт., клеить к дет. 3и 28 эпоксидным клеем; 28 - шайба, стеклотекстолит толщиной 2 мм, 2 шт., клеить к дет. 3 и 27 эпоксидным клеем; 29 - прокладка, стеклотекстолит толщиной 1,2 мм, клеить к дет. 3 и 27 эпоксидным клеем.

При вращении ручки настройки 2 крутящий момент за счёт трения передаётся от ведущего диска к ведомому 12, закреплённому с помощью держателя 13 и винтов 9 на валике 8. Диск 12 изготовлен из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Большая площадь выреза под ведущий диск делает его гибким, что компенсирует возможную несоосность валиков 3 и 8 и неплоскостность дисков 27 и 12. На одном конце валика 8 с помощью держателя 7 и винтов 9 закреплена прозрачная стрелка шкалы 10 (её наблюдают через окно в передней стенке корпуса радиоприёмника 1), на другом - соединяющая его с валиком 15 ротора КПЕ муфта, состоящая из двух держателей 14 и закреплённых на них винтами 9 плоских пружин 16 и 17. Этот узел механизма предназначен для компенсации несоосности валика 8 и ротора КПЕ.

При изготовлении деталей верньера следует особое внимание уделить сверлению отверстий диаметром 7 мм в деталях 4, 7, 12-14 и 18. Во-первых, их рекомендуется вначале просверлить сверлом диаметром на 2...3 мм меньшим, чем требуется, и только затем рассверлить до нужного диаметра хорошо заточенным сверлом. А во-вторых, постараться обеспечить перпендикулярность осей этих отверстий плоскости названных деталей. Лучше всего использовать готовый или изготовить самому специальный держатель дрели, обеспечивающий перпендикулярность оси сверла к плоскости обрабатываемых деталей. Все отверстия в парных деталях (подшипники 4 и 18, пластины 5 и 20) рекомендуется сверлить совместно, соединив их при обработке в один общий пакет. Пропил шириной примерно 3 мм в деталях 7, 13 и 14 делают ножовкой по металлу.

Сборку механизма начинают с узла ведущего диска. Его детали 27-29 склеивают одну с другой и с валиком 3 эпоксидным клеем. Поскольку необходимое для работы верньера трение между дисками 12 и 27 возникает из-за деформации последних, толщину прокладочной шайбы 29 следует подобрать так, чтобы после склеивания зазор между дисками 27 был на 0,2...0,3 мм меньше фактической толщины диска 12.

Далее привинчивают к пластинам 5 и 20 подшипники 4, 18 и уголки 24, а к диску 12 - держатель 13 (для крепления первых используют винты-саморезы 19, вторых - винты 23 с гайками 25, третьего - винты 9). После этого продевают валик 3 с ведущим диском через полукруглый вырез в ведомом диске, затем через нижние (по рисунку) отверстия подшипников 4 и 18 и устанавливают узел ведущего диска на шасси 26 с таким расчётом, чтобы пластины 5 и 20 находились на расстоянии примерно 25 мм одна от другой. Немного отпустив винты крепления подшипника 18 и изменяя в небольших пределах его положение относительно пластины 20 (диаметр отверстий под винты 19 вполне позволяют это сделать), добиваются лёгкого с минимальным трением вращения валика 3, после чего на его выступающие за пределы подшипников концы надевают металлические шайбы 22 и фиксируют его положение в осевом направлении штифтами 21. Осевой люфт при необходимости выбирают подбором толщины шайб.

Далее в зазор между дисками 27 снизу вставляют кромку выреза диска 12 и через свободные (верхние по рисунку) отверстия подшипников и отверстие держателя 13 продевают валик 8. Зажав его в держателе 13 винтом 6, закрепляют на конце валика 3 ручку 2 и проверяют механизм в работе - при его нормальной работе удержать валик 8 пальцами руки при вращении ручки 2 практически невозможно.

Завершают сборку установкой на валике 8 держателя 7 с предварительно закреплённой на нём винтами 9 стрелкой 10 и держателя 14 с пружиной 17. Вторую часть муфты - держатель 14 с пружиной 16 - устанавливают на валике 15 ротора КПЕ, после чего проверяют работу верньера в целом.

Переднюю стенку 1 крепят к стенке шасси 26 винтами с гайками, а к пластине 5 - шурупами, ввинченными в брусок 11.

Рис. 2. Вид на узел стыковки одного из вариантов практической конструкции верньера с КПЕ

Материалы деталей и некоторые технологические указания по сборке верньера содержатся в подписи под рис. 1. Вид на узел стыковки одного из вариантов практической конструкции верньера с КПЕ показан на рис. 2.


На безрыбьи и рак - рыба!

То, что будет изложено ниже, является классическим вариантом " безрыбья " . Когда нет ни полноценных антенн, ни фирменной аппаратуры для " нормализации " имеющихся " верёвок " - а желание " повещать " прёт через край - то почитайте. Может - пригодится. В случае, когда всё хорошо - выключайте компьютер и удачных вам Dx в эфире!!!

Используй то, что под рукою и не ищи себе другое!

Для самодельных " ручных " HF тюнеров часто - исходя из экономических соображений - используют КПЕ с воздушным диэлектриком - от старых вещательных радиоприёмников. Часто без верньера и шкалы, что не очень удобно при последующей эксплуатации. Мне тоже, в который раз, попались такие же. И появилось желание их доработать.

Внешний вид конденсатора, собранного и разобранного - на фото. Он ранее уже был продран через одну пластину и, в итоге, имеет суммарную ёмкость трёх секций примерно 40 - 250 пФ. Пара таких конденсаторов вполне годится для изготовления ручного КВ тюнера.


Для предполагаемой модернизации одного энтузиазма будет мало. Нужны " полуфабрикаты " . Их я долго искал и нашёл в коробке с обломками старой оргтехники. Думаю, у многих такая коробка есть.... :-)



Подобрал в итоге три шестерни. Количество зубьев в шестернях определит окончательное передаточное число - редуктор всё-таки. У меня в итоге оно получилось 1:3 , что вполне устроило. Собственно, выбранные из кучи шестерни такие:



В одной шестерне нужно сделать паз для коромысла КПЕ. Паз можно будет сделать в процессе окончательной сборки по месту - так будет и проще и точнее. Понятно, что шестерни выбирались не такие, какие хотелось бы, а те, что были в наличии. В имеющейся комбинированой шестерне отверстие 8 мм. Можно было использовать для её установки соответствующий по диаметру винт, но это уж слишком - нет такого в коробке. Пришлось найти стоечку нужной длины и диаметра. В итоге все получилось неплохо.

Процесс сборки занял не очень много времени. Гораздо дольше изначально продумывалась конструкция и, особенно, подбирались исходные шестерни. На фото видно, что они в остатках смазки - я её не трогал. Всё-же тише и мягче работают. А эстетика - о ней позаботимся потом...

Вначале примеряем по месту первую шестерню. У меня диаметры вала и отверстия внутри шестерёнки одинаковые. Примерил - совпало хорошо. Поехали дальше.


Далее необходимо закрепить комбинированную шестерню. Поскольку корпус конденсатора литой, из алюминиевого сплава, то дополнительного ничего не надо - размечаем и сверлим в нужном месте отверстие диаметром 2.5 мм и нарезаем резьбу М3 . Всё понятно по фото.





Ну и окончательно. Паз под коромысло делать по месту, желательно чтобы они совмещались с небольшим трением, тогда не нужно будет делать демпфер. Поскольку шестерня пластиковая - паз изготовить не проблема. Шило, надфиль и очки - максимум что надо.




Вот, собственно и всё .

Внимательный читатель заметил, что " основные " шестерни никак не закреплены на корпусе КПЕ и могут легко быть сняты. Можно придумать вариант крепления, но, во-первых - это несколько усложнит конструкцию, а во-вторых в этом просто нет необходимости! Поскольку это не просто КПЕ " сам по себе " , а элемент конструкции тюнера, то там, внутри этого тюнера и будет ограничитель для оси маховика настройки. Этим ограничителем будет внутренняя поверхность передней панели корпуса. Достаточно только подобрать " по месту " длину втулки, надетой на ось маховика так, чтобы она с одной стороны ограничивалась передней панелью, а с другой - упиралась в шестерню с закреплённой на ней шкалой настройки. Возможно в каких-то случаях вместо втулки будет достаточно тонкой шайбы. Нельзя ограничивать полёт конструкторской мысли.

В качестве шкалы используется тонкий диск из любого упругого материала, исходя из возможностей конструктора. Её диаметр определяется только габаритами корпуса всей конструкции. Диск жёстко прикреплён к шестерне № 3.

B результате проделанной работы мы получили не только верньер со шкалой, но и совместили оси маховика настройки и шкалы. Использование пластиковых шестерён скорее достоинство, чем недостаток. Это ведь не вертолёт, вращаться быстро ничего не будет, но теперь очень легко осуществить изоляцию всего КПЕ от шасси, что необходимо для тюнера Т типа.

Прошло несколько дней...

Глядя на пока ещё лежащее на столе получившееся изделие меня не покидало чувство, что чего-то не хватает. Или наоборот: что-то лишнее присутствует... Творческая неудовлетворённость. И наконец я понял. Конструкция была разобрана, при помощи ножовочного полотна из литого корпуса было убрано всё лишнее и добавлено в него недостающее. Теперь конструкция выглядит так.





Секций стало не три а четыре. Статорные секции были спаяны между собой до установки внутрь корпуса. Роторные крепились при помощи мощного паяльника уже по месту и также дополнительно соединены пайкой. Всё прекрасно разместилось. Токосъём ротора будет сделан в любом удобном для монтажа месте кусочком гибкого " чулка ", припаянного в задней ротора - там есть за что закрепиться.

На этом - ВСЁ. Можно использовать.

Игорь МИШИН
UT3IM

Поделиться