Дмитрий кантемир биография. Дмитрий Константинович Кантемир: биография. Европейское признание научных трудов

Дмитрий Константинович Кантемир

Кантемир Дмитрий Константинович (1673-1723) - государственный деятель, писатель. С года сенатор. С 1722 года действительный статский советник. С года, после смерти отца, был провозглашен господарем Молдавии, но не был утвержден турецким султаном. В 1710 году султаном назначен господарем Молдавии. В году при участии Кантемира был составлен проект договора о присоединении Молдавии к России. Призывал население Молдавии поддержать Петра I во время Прутского похода . После заключения Прутского мира был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьей. В августе 1711 года был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. Один из ближайших сподвижников Петра I и его советников по восточным делам. Был широко известен как один из крупных ученых своего времени. Член Берлинской Академии Наук.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

Ученый

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673-21.08.1723), молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687-91 в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много небольших пьес. В 1710 был избран господарем Молдавии. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721 получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722-23 участвовал в Персидском походе.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Философ

Кантемир Дмитрий (1673 - 1723) - молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теологическую систему («Диван, или Спор мудреца с миром», 1698; «Неописуемый образ священной науки», 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению («Иероглифическая история», 1705: «Хроника давности румыно-молдо-влахов», 1716-18: «Естественная история монархий», 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд Кантемира «История возвышения и упадка Оттоманской империи» (1714-16), переведенный на ряд европейских языков. Сын Кантемира Антиох Кантемир (1708-44) - русский писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель «ученой дружины» Петра I.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180.

Энциклопедист

Кантемир Дмитрий Константинович (26.X.1673 - 21.VIII.1723) - молдавский ученый-энциклопедист и политический деятель. С 1710 года - молдавский господарь. В 1711 году заключил договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Прутский поход Петра I (1711) не принес освобождения Молдавии; вместе с русскими войсками Кантемир и 4 тысячами молдаван прибыли в Россию. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. Продолжал научную деятельность. В 1714 году был избран членом Берлинской академии. В Персидском походе 1722-1723 годов управлял походной канцелярией Петра I. Почти все труды Кантемира написаны в России под влиянием и в связи с реформами Петра I. Исторические работы Кантемира - "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", "Хроника стародавности романо-молдо-влахов", "История возвышения и упадка Оттоманской империи" и другие - стали известны в России и в Западной Европе. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы Кантемира. Главным источником познания мира Кантемир считал разум - что было шагом вперед в развитии молдавской науки, - хотя наряду с разумом придавал большое значение божественной воле.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Государственный деятель

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673, Яссы - 21.8.1723, село Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии), государственный деятель, писатель, историк, философ, сенатор (1721), тайный советник (1722). Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основном Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - молдавский господарь, светлейший князь, российский государственный деятель, музыкант, писатель.

Из ро-да Кан-те-ми-ров. Сын молдавского гос-по-да-ря К. Ф. Кан-те-ми-ра. Отец А. Д. Кан-те-ми-ра . В 1688-1691 годах по сло-жив-шей-ся тра-ди-ции (всту-пив-ший на молдавский пре-стол гос-по-дарь в знак вер-но-сти и пре-дан-но-сти турецкому сул-та-ну по-сы-лал ему сво-его сы-на) на-хо-дил-ся в за-лож-ни-ках при дво-ре сул-та-на Су-лей-ма-на II в Кон-стан-ти-но-по-ле. Обу-чал-ся в греческой Ду-хов-ной ака-де-мии (изу-чал восточные язы-ки, латинский и древнегреческий язы-ки, фи-ло-со-фию, литературу и др.), а так-же в Ака-де-мии Па-ди-ша-ха (Enderum Hüma-yün) - учеб-ном за-ве-де-нии при дво-ре сул-та-на, в ко-то-ром по-лу-ча-ли об-ра-зо-ва-ние де-ти знат-ных и со-стоя-тель-ных ино-стран-цев или под-дан-ные Ос-ман-ской им-пе-рии хри-сти-ан-ско-го ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Осо-бое вни-ма-ние уде-лял изу-че-нию турецкой музыкальной куль-ту-ры: ов-ла-дел вир-ту-оз-ной иг-рой на тан-бу-ре и тео-ре-тическими ос-но-ва-ми восточной му-зы-ки, ор-га-ни-зо-вал музыкальную шко-лу, в ко-то-рой пре-по-да-вал по собственному ме-то-ду. Под име-нем Кан-те-мир ог-лу за-вое-вал ши-ро-кую из-вест-ность как ав-тор турецких клас-сических музыкальных ком-по-зи-ций, изо-бре-та-тель бу-к-вен-ной (на ос-но-ве арабского ал-фа-ви-та) музыкальной но-та-ции.

По-сле воз-вра-ще-ния в Яс-сы и смер-ти от-ца (март 1693 год) воз-ве-дён на молдавский гос-по-дар-ский пре-стол. Од-на-ко под дав-ле-ни-ем мно-го-лет-не-го не-дру-га Кан-те-ми-ров гос-по-да-ря Ва-ла-хии К. Брын-ко-вя-ну был от-стра-нён от вла-сти и в апреле 1693 года уе-хал в Кон-стан-ти-но-поль. Про-дол-жал за-ни-мать-ся литературой, ис-кус-ст-ва-ми и нау-ка-ми. Им бы-ли со-б-ра-ны уни-каль-ная биб-лио-те-ка (кни-ги ан-тич-ных ав-то-ров на латинском и греческом язы-ках, тру-ды по ис-то-рии, гео-гра-фии, ас-тро-но-мии и ме-ди-ци-не), кол-лек-ции музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, гра-ви-ро-ван-ных порт-ре-тов ис-то-рических дея-те-лей Ос-ман-ской им-пе-рии и ев-ропейских стран, а так-же гео-гра-фических карт XV-XVII веков. На-пи-сал (на турецком языке) «Кни-гу о му-зы-каль-ной нау-ке с бу-к-вен-ной но-та-ци-ей» (около 1700 года), в ко-то-рой дал сис-те-ма-тическое опи-са-ние на-строй-ки тан-бу-ра на ос-но-ве 33-сту-пен-но-го 2-ок-тав-но-го зву-ко-ря-да. Кантемир под-дер-жи-вал дру-же-ские от-но-ше-ния с по-сла-ми в Ос-ман-ской им-пе-рии - гол-ланд-цем Я. Коль-е-ром, фран-цу-зом Ш. Фер-рио-лем, российским по-слан-ни-ком П. А. Тол-стым и др.

По-сле на-ча-ла русско-турецкой вой-ны 1710-1713 годов при под-держ-ке великого ви-зи-ря Бал-тад-жи Мех-мет-па-ши и крым-ско-го ха-на Дев-лет-Ги-рея II Кантемир был вновь воз-ве-дён на гос-по-дар-ский пре-стол Мол-да-вии. Зи-мой 1711 года он ус-та-но-вил тай-ные свя-зи с эмис-са-ра-ми ца-ря Пет-ра I в Ос-ман-ской им-пе-рии С. Л. Ра-гу-зин-ским-Вла-ди-сла-ви-чем и Г. По-ли-ка-лой. По-ми-мо это-го он вёл тай-ную пе-ре-пис-ку с российским дво-ром и с российским ре-зи-ден-том в Ре-чи По-спо-ли-той А. И. Даш-ко-вым, в ко-то-рой об-су-ж-дал во-прос вы-сту-п-ле-ния пра-во-слав-ных на-ро-дов Бал-кан и Ду-най-ских кня-жеств под эги-дой Рос-сии про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии, а так-же пред-ла-гал ус-ло-вия пе-ре-хо-да Молдавского княжества под про-тек-то-рат Рос-сии. Ого-ва-ри-вал га-ран-тии на-след-ст-вен-но-го прав-ле-ния на молдавском пре-сто-ле, со-ци-аль-ные и ма-те-ри-аль-ные льго-ты, ко-то-рые долж-ны бы-ли быть ему пре-дос-тав-ле-ны Пет-ром I в слу-чае не-удач-но-го за-вер-ше-ния вой-ны. Пред-ло-же-ния гос-по-да-ря бы-ли при-ня-ты ца-рём и в ре-зуль-та-те 13(24).04.1711 года Пётр I и канц-лер Г. И. Го-лов-кин под-пи-са-ли ди-плом, в со-от-вет-ст-вии с ко-то-рым обе-ща-ли ус-та-но-вить про-тек-то-рат Рос-сии в от-но-ше-нии Молдавского княжества, а так-же пре-дос-та-вить Кантемиру пра-ва на-след-ст-вен-но-го вла-де-ния.

С при-бли-же-ни-ем российской ар-мии к гра-ницам Молдавского княжества в нём су-ще-ст-вен-но воз-рос-ли про-рус-ские на-строе-ния сре-ди молдавской зна-ти и слу-жи-лых лю-дей, что по-зво-ли-ло Кантемиру в ию-не 1711 года от-кры-то за-явить о вы-хо-де Молдавского княжества из вас-саль-ной за-ви-си-мо-сти от Ос-ман-ской им-пе-рии и о пе-ре-хо-де под по-кро-ви-тель-ст-во Рос-сии. Од-на-ко по-сле не-уда-чи Прут-ско-го по-хо-да 1711 года Кантемир вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть кня-же-ст-во и по во-ле ца-ря вме-сте с семь-ёй по-се-лил-ся в Харь-ко-ве. По-сле смер-ти же-ны (уро-ждён-ной Кан-та-ку-зи-но) 11(22). 05.1713 года он уда-лил-ся в по-жа-ло-ван-ное ему Пет-ром I име-ние - село Дмит-ров-ка Сев-ско-го уез-да. За-ни-мал-ся твор-че-ст-вом, вос-пи-тани-ем де-тей и хо-зяйственными де-ла-ми. В это вре-мя им бы-ли на-пи-са-ны ра-бо-ты: «Опи-са-ние Мол-да-вии» (1716 год), яв-ив-шее-ся пер-вым обоб-щаю-щим тру-дом о Молдавском княжестве на ру-бе-же XVII-XVIII веков, «Ис-то-рия воз-вы-ше-ния и упад-ка От-то-ман-ской Пор-ты» (1714-1716 годы) - пер-вый фун-даментальный труд по ис-то-рии Ос-ман-ской им-пе-рии, и др.

По ука-за-нию Пет-ра I 13(24).02.1720 года Кантемир же-нил-ся на млад-шей до-че-ри князя И. Ю. Тру-бец-ко-го Ана-ста-сии. Се-на-тор (1721 год). Уча-ст-во-вал в соз-да-нии Та-бе-ли о ран-гах 1722 года. Раз-ра-бо-тал и пре-дос-та-вил на рас-смот-ре-ние Пет-ра I сис-те-му усо-вер-шен-ст-во-ва-ния про-изводства и реа-ли-за-ции пень-ки в Рос-сии. Во вре-мя Пер-сид-ско-го по-хо-да 1722-1723 годов воз-глав-лял по-ход-ную кан-це-ля-рию, со-став-лял и пе-ре-во-дил на персидский и татарский язы-ки воз-зва-ния и ма-ни-фе-сты от име-ни императора Пет-ра I к на-ро-дам При-кас-пия и Северного Кав-ка-за. Со-про-во-ж-дая императора Пет-ра I на всём пу-ти сле-до-ва-ния ар-мии, Кантемир вёл пе-ре-пис-ку с мур-за-ми гор-ских наро-дов. Од-на-ко из-за обо-ст-рив-шей-ся бо-лез-ни вы-ну-ж-ден был по-ки-нуть сви-ту Пет-ра I и ос-та-но-вить-ся на несколько ме-ся-цев в Ас-т-ра-ха-ни. В январе 1723 года Кантемир пе-ре-брал-ся в своё име-ние - село Дмит-ров-ка. По-хоро-нен 01(12).10.1723 года в се-мей-ной усы-паль-ни-це в церкви Свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны Ни-ко-ла-ев-ско-го греческого монастыря в Мо-ск-ве. В 1935 году при сно-се мо-на-сты-ря прах Кантемира был пе-ре-дан Ру-мы-нии и пе-ре-за-хо-ро-нен в городе Яс-сы в со-бо-ре Трёх Свя-ти-те-лей.

Иллюстрация:

«Д. Кан-те-мир в тюр-ба-не». Не-из-вест-ный ху-дож-ник. Конец XVII века. Му-зей изо-бра-зи-тель-ных ис-кус-ств (Руан, Фран-ция). Архив БРЭ.

Личное дело

Дмитрий Кантемир (1673 - 1723) родился в селе Силиштень (ныне на территории Румынии). Отцом его был господарь Молдавии Константин Кантемир, матерью - Анна Бантыш, происходившая из древнего боярского рода. В ноябре 1688 года был отправлен в качестве заложника ко двору султана в Стамбул. Там учился в Патриаршей греко-латинской академии, изучил также арабский и турецкий языки. В 1691 году вернулся в Молдавию, где принял участие в осаде крепости Сороки, захваченной польскими войсками. В 1693 году после смерти отца был избран господарем Молдавии, но был у власти всего один месяц, так как его избрание не было утверждено турецким султаном. Он снова отправляется в Стамбул, уже в качестве дипломатического представителя Молдавии при султанском дворе. В это время он активно общается с греческими учеными и создает свои первые труды по философии и богословию: «Спор мудреца с миром или души с телом» (на молдавском и греческом языках), «Неописуемый образ священной науки» («Метафизика»). Тогда же Кантемир заводит связи с русскими дипломатами в Стамбуле, знакомится с послом Петром Толстым.

В 1710 году султан делает Дмитрия Кантемира господарем Молдавии и дает ему поручение подготовить молдавские войска к войне с Россией. Но Кантемир к тому времени решил, что союз с Россией принесет Молдавии независимость от турок. Он послал в Россию с тайным поручением дипломата Штефана Луку. По итогам переговоров в 1711 году в Луцке Кантемир заключил договор с Петром I, о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии и об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров. Однако Прутский поход войск Петра I закончился неудачно, русские чудом избежал полного разгрома.

После этого Дмитрий Кантемир с семьей и еще четырьмя тысячами подданных покинул Молдавию. Он поселился в России, где был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в шесть тысяч рублей. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. После окончания похода жил в своем имении Дмитровка, где умер 21 августа 1723 года.

Чем знаменит

В Молдавии и Румынии Дмитрия Кантемира почитают как борца за освобождение страны от турецкого ига. Он ясно сознавал, что собственными силами Молдавское княжество не сможет отстоять независимость. Поэтому Кантемир, взвесив взаимоотношения стран своего времени, пришел к выводу, что единственной силой, которая в состоянии сломить Османскую империю и освободить Молдавию, станет Россия, интересы которой в это время пришли в противоречие с интересами Турции, и военный конфликт между ними стал неизбежным. Однако надежды Кантемира оправдались только после его смерти.

О чем надо знать

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир был автором трудов в целом ряде наук, от философии до музыковедения. Знания о мусульманском Востоке, которые он приобрел в годы жизни в Стамбуле, позволили ему в последние годы создать труды, благодаря которым он стал основателем сразу нескольких направлений российского востоковедения: «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии», «История возвышения и упадка Османского двора» (в 1734 году вышла в Лондоне в английском переводе и вскоре была переведена и на другие европейские языки). Настоящей энциклопедией стало «Описание Молдавии», также истории родной страны посвящены «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Жизнь Константина Кантемира» и «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов». В 1703-1704 годах Дмитрий Кантемир написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки.

Прямая речь

Румын по происхождению, не забывавший своей национальности, даже писавший книги на румынском языке, князь Димитрий был однако греком по образованию; хотя он знал по латыни и по италиански, однако учился он не в западных школах, а в Константинополе, в существовавшем там греческом училище, где еще сохранялись кое-какия школьныя предания старой Византии, искусно соединявшия наставление в истинах православной веры с изучением классических писателей языческой Греции. <…> Преклоняясь пред этими представителями греческой образованности и вращаясь в их среде, Кантемир усвоил себе то гордое самосознание, которое не покидало греков и под турецким игом. Подобно древним еллинам, презиравшим варваров, новые греки даже в период своего порабощения смотрели на турок свысока, благодаря тому, что успели сохранить за собою религиозную самостоятельность, а верность православию, от котораго они не отделяли своей национальности, поддерживала в них и стремление к независимости политической.

11 фактов о Дмитрии Кантемире

  • При заключении мира первым условием турецкий визирь поставил выдачу Дмитрия Кантемира, на что Петр I ответил: «Я дал ему [Кантемиру] слово сберечь его и не изменю, лучше уступлю туркам землю до Курска: мне остается еще надежда возвратить ее, но нарушение слова невозвратимо».
  • В 1714 году Дмитрий Кантемир был избран членом Берлинской академии наук.
  • Вольтер называл труд Кантемира об Османской империи своей настольной книгой по Востоку.
  • У Дмитрия Кантемира было две дочери и четыре сына. Младший его сын Антиох стал известным русским поэтом XVIII века.
  • Дочь, Мария Кантемир , была любовницей Петра I и родила от него сына. Существовала вероятность, что она станет новой женой императора, но новорожденный мальчик умер.
  • Похоронен Дмитрий Кантемир был в Москве, но в 1935 году по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Румынию. Ныне тело Дмитрия Кантемира покоится Трехсвятительском монастыре в городе Яссы.
  • Среди владений, пожалованных Петром Дмитрию Кантемиру, было подмосковное село Черная Грязь, ныне музей-заповедник Царицыно. В 2014 году на территории музея поставлен памятник Кантемиру.
  • Московские улица Кантемировская и станция метро «Кантемировская» названы не в честь Дмитрия Кантемира, а в честь Кантемировской танковой дивизии. В свою очередь дивизия получила название, отличившись в боях у поселка Кантемировка Воронежской области, которое действительно принадлежало Кантемиру. Однако, по совпадению, район станции «Кантемировская» прилегает к подмосковным землям вокруг села Черная Грязь, также принадлежавшего Кантемиру.
  • В Молдавии в честь Дмитрия Кантемира назван город Кантемир и русский лицей в Кишиневе.
  • В 2007 году президент Румынии Траян Бэсеску открыл в Стамбуле Музей Кантемира, находящийся в районе Фанар, в здании, где располагалось представительство Молдавского княжества при султанском дворе.
  • В фильме «Петр Первый. Завещание» роль Дмитрия Кантемира сыграл Михаил Боярский.

Материалы о Дмитрии Кантемире

История жизни
Дмитрий Кантемир родился 26 октября (6 ноября) 1673 г. в местечке Фэлчиу, что недалеко от Ясс. Он был младшим сыном господаря Молдавии Константина Кантемира Старого (1684–1693) и его жены Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода.
В ноябре 1688 г. Дмитрий в качестве заложника был отправлен в Стамбул, где он встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии. Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.
По воле умиравшего князя Константина в 1693 г. Дмитрий был избран молдавскими боярами господарем. Он княжил всего три недели, так как султан его не утвердил из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну. Во время правления своего старшего брата Антиоха (1695–1700, 1705–1707) князь Дмитрий снова находится в Стамбуле, но уже в качестве представителя молдавского господаря при султане.
Несмотря на обстоятельства, при которых Кантемир находился в Стамбуле (в общей сложности он провел там более 20 лет), князь Дмитрий умело и целенаправленно использовал свое пребывание в столице крупнейшего мусульманского государства того времени для расширения своих знаний. Он старательно постигал всеобщую историю, особенно историю Турции, собирал рукописи, редкие книги и другие материалы по истории Османской империи, неизвестные до этого европейским ученым, изучал нравы и обычаи турок вообще и султанского двора в частности.
Кантемир непрестанно расширял и укреплял свои связи с учеными Стамбула и дипломатами, аккредитованными здесь. Так, его близким знакомым был видный турецкий ученый Саади-эфенди, а в 1700 г. Кантемир установил тесные контакты с российским посланником Петром Андреевичем Толстым.
В 1710 г. султан Ахмед III сменил гнев на милость и посадил Дмитрия на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров князя Брынковяну. Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710–1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат, хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела. Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета и крымского хана Девлет-Гирея II. Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но как только он прибыл на место, потребовала от него значительных сумм денег и постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии. Князь Дмитрий на это не согласился и 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I трактат, и, таким образом, de jure принял сторону России.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь». Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче, «тогда все христиане радовались москалям…».
29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России.
Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный». Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.
Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем».
В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, несколькими тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию. 16 (27) июля князь Дмитрий навсегда покинул Яссы. Царь Петр вознаградил его за утрату княжества и всего состояния, выделив поместье под Харьковом и денежные средства.
В марте 1712 г. Кантемир с семьей переезжает из Харькова в свое московское имение Черная Грязь, также пожалованное ему Петром I. Как ученый князь Кантемир сформировался в Стамбуле, но именно с Москвой связан самый плодотворный период его научной деятельности.
11 (22) мая 1713 г. умерла жена князя Дмитрия Кассандра. Княгиню похоронили в московском греческом монастыре св. Николая. В память о своей супруге князь Дмитрий возвел над ее могилой двухъярусный каменный собор во имя покровителей и защитников Молдовы свв. Константина и Елены, ставшей родовой усыпальницей князей Кантемиров.
На Кантемира легла вся ответственность по воспитанию шестерых детей (по старшинству: Мария, Смарагда, Матвей, Константин, Сербан (Сергей), Антиох). Несмотря на тяжелую утрату, Кантемир все же нашел в себе силы продолжать активную общественную жизнь.
Благодаря установлению Кантемиром связей с приглашенными в Россию немецкими учеными его имя становится известным в Западной Европе. 11 (22) июля 1714 г. Кантемир был избран членом Прусской АН. Некоторые историки полагают, что он стал академиком по рекомендации Лейбница. Эта версия тем более вероятна, если принять во внимание, что Лейбниц по просьбе Петра I разрабатывал проекты российских систем образования, в которых не было забыто и востоковедение. Кантемир был первым ученым России и Молдавии, ставшим членом академии наук другого государства. Вместе с тем он содействовал образованию Петербургской АН.
В России Кантемир написал свои наиболее значительные труды. Этому способствовали российские условия, поскольку общая культура, политическая атмосфера, общественная и научная мысль в России были много выше, чем в Молдавии и Стамбуле, где он вырос и сформировался. Пребывание в России имело огромное значение для духовной эволюции выдающегося мыслителя.
Академик И.Ю. Крачковский так оценивает уровень Кантемира как востоковеда: «Свои знания ислама и восточных языков Кантемир вынес из Молдавии и Турции. Они были несравненно выше тех, что обнаруживали в хронографах и полемических трактатах византийцы».
К 1714 г. относятся две работы Кантемира: «Панегирик» и «Рассуждение о природе монархий».
В Москве в 1714–1716 гг. Кантемир написал на латыни выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Собирать материал для этого сочинения Кантемир начал еще в бытность свою в Стамбуле. Целое столетие, вплоть до выхода в свет в 1835 г. 10-томной «Истории Османской империи» Йозефа Гаммер-Пургшталя, «История» Кантемира была наиболее глубоким трудом по истории Турции.
В 1716 г. из-под пера Кантемира на латыни появляется «Описание Молдавии», составленное по предложению Прусской АН. На русском языке это сочинение было издано в переводе с немецкого Василия Левшина в 1789 г. в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя».
В 1716 г. Кантемир так же на латыни написал о своем отце исторический очерк «Жизнь Константина Кантемира».
В 1717 г. князь Дмитрий закончил большую часть фундаментального труда «Хроника стародавности романо-молдо-влахов». В 1721 г. он перевел «Хронику» на молдавский язык, поскольку, как он пишет в предисловии, «будучи нами по-латински написано и составлено, сочли мы неправильным и грехом, чтобы о наших делах раньше узнали иноземцы, нежели наши. Пусть нашими трудами пользуется молдавский народ». Однако первое издание этого сочинения было осуществлено только в 1835–1836 г. в Яссах.
Работа охватывает исторические события страны до XIII в., хотя Кантемир, как следует из того же предисловия, предполагал исследовать гораздо более длительный период. Преждевременная смерть помешала ему осуществить свой замысел.
В 1718 г. Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и в том же году переехал в столицу. Переселившись с семьей в Петербург, он официально становится советником государя по делам Востока, войдя в число ближайших сподвижников царя. 20 февраля (3 марта) 1721 г. Кантемир был назначен членом Правительствующего Сената и возведен в чин тайного советника.
Последняя из наиболее значимых востоковедных работ Кантемира - написанная в 1719 г. «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», переведенная с латыни Иваном Ильинским и изданная в Петербурге в 1722 г., известная также под названием «Система турецкого вероисповедания».
Заслуга Кантемира заключается в том, что он собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес до наших дней и сохранил материал, который неоценим для изучения истории развития общественного сознания. Кроме того, Кантемир приводит и результаты своих собственных исследований.
Эта книга стала единственной публикацией из всех научных работ князя Дмитрия, осуществленной при его жизни.
В Персидском походе в 1722 г. Петр I поручил князю Дмитрию, как знатоку Востока, ведать походной канцелярией. Совершенное владение ближневосточными языками позволило ему играть в этом походе видную роль. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках, сочиненный и переведенный им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии от 15 (26) июля 1722 г.
Для Кантемира Персидский поход был скорее научной экспедицией, нежели военным предприятием. Так, в Дербенте внимание князя Дмитрия привлекла древняя крепость. Он подробно осмотрел ее, измерил, срисовал арабские надписи. Его исследование арабских надписей было изложено в сборнике “Collectanea orientalia” («Восточная коллекция»).
Военные действия в районе Дербента позволили Кантемиру лишь один день находиться около Кавказской стены, и все же он успел осмотреть этот археологический памятник и описать его.
В пути Кантемир вел литературный дневник. Для нас наибольший интерес представляют страницы, посвященные Дербенту. Вместе с описанием увиденного в дневник были внесены записанные со слов населения легенды о городе и рассказы о его крепостных сооружениях.
Прибыв в Дербент, Кантемир посетил могилу Коркута и оставил ее описание и краткие сведения о самом Коркуте. Записи Кантемира о дербентском старце, которого многие тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии почитают как святого, являются первыми на русском языке.
В Персидском походе у Кантемира обострился диабет, и он с позволения императора 5 (16) ноября оставил его свиту, на некоторое время задержавшись в Астрахани. Лишь в январе 1723 г. Кантемир смог выехать оттуда. 21 августа (1 сентября) 1723 г. в 7 часов 20 минут пополудни в поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии князь Дмитрий скончался. Он был похоронен 1 (12) октября в Москве, в том же Новогреческом монастыре, где и его первая жена Кассандра. В 1935 г. по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Яссы и перезахоронены в церкви Трех Святителей.
АВТОР

П.В. ГУСТЕРИН,
научный сотрудник Института востоковедения РАН

История знает не так много примеров, когда один человек мог успешно совмещать талант государственного деятеля с талантом учёного. Дмитрий Константинович Кантемир был редким исключением, хотя в науке ему, возможно, помогла реализоваться его самая крупная политическая неудача.

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в семье молдавского господаря Константина Кантемира Старого .

Положение господаря Молдавии в этот период было шатким: страна находилась в вассальной зависимости от Османской империи, и турецкие властители регулярно смещали неугодных либо чересчур независимых князей. Нередко это заканчивалось и смертной казнью опальных господарей.

Среди молдавской элиты при этом шла отчаянная борьба за расположение турецкого султана. Всё это очень напоминало внутренние конфликты русских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в период зависимости Руси от Золотой Орды.

Отец Дмитрия, Константин Кантемир, оказался одним из немногих господарей, которые умерли своей смертью, не лишившись власти. Правда, для достижения этой цели Константину пришлось постоянно подтверждать свою верность султану.

Дмитрия это коснулось напрямую — в 1687 году 14-летний подросток был отправлен в Константинополь в качестве заложника. Предполагалось, что в случае неверности отца своим обязательствам перед султаном Дмитрия попросту казнят.

Подобная практика заложников для того времени не была чем-то уникальным, однако вряд ли от этого Дмитрию Кантемиру было спокойнее. Возможно, именно тогда у него и выработалось блестящее умение скрывать свои настоящие мысли и планы, которое потом неоднократно подчёркивали современники.

Жажда знаний

Дмитрий Кантемир с юных лет тянулся к наукам, чем являл полную противоположность своему отцу: Константин Кантемир был неграмотен.

Оказавшись в Константинополе заложником, Дмитрий не скорбел о своей доле, а продолжил обучение. Благо положение заложника такого ранга позволяло ему жить достаточно свободно. Он изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии, встречался с учёными патриаршей Греко-латинской академии, а также посещал Академию Падишаха — учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.

Талант молодого человека отметили при дворе султана, однако место господаря Молдавии после смерти отца он не занял. Несмотря на то, что Константин Кантемир прямо указал на Дмитрия как на наследника, в результате придворных интриг султан его не утвердил.

После того как место господаря занял старший брат Дмитрия Антиох , он стал посланником господаря при дворе султана.

Время, проведённое в Константинополе, очень много дало Кантемиру как учёному — там он начал собирать материалы для своих научных работ. Кантемира интересовала всеобщая история, история Османской империи, нравы и обычаи этой страны.

В Константинополе Кантемир познакомился и довольно близко сошёлся с российским посланником Петром Андреевичем Толстым . Возможно, именно тогда у него и зародились планы, к осуществлению которых он перешёл десять лет спустя.

Союз с Россией

В 1710 году султан Османской империи назначил Дмитрия Кантемира господарем Молдавии. Шаг этот был вынужденным — предстояла война с Россией, и на этом посту нужен был человек деятельный и способный, такой, как Кантемир.

Султан не учёл лишь одного — умения политика скрывать свои планы. Дмитрий Кантемир задумал вывести Молдавию из вассальной зависимости от Османской империи. Для реализации подобных планов необходим был мощный союзник, которого Кантемир увидел в лице России.

К тому времени Россия во главе с царём Петром I отвоевала у турков крепость Азов, а затем в ходе русско-шведской войны разгромила войска считавшегося непобедимым Карла XII под Полтавой.

Шведский король укрылся в Османской империи, и это стало для амбициозного Петра одним из поводов для развёртывания новой военной кампании против турков. Русские войска, по замыслу царя, должны были поднять на восстание христианские народы, жившие под турецким игом. Пётр I рассчитывал, что в результате удастся отколоть огромные территории от Османской империи.

Дмитрий Кантемир, которому, по велению султана, надлежало строить мосты через Дунай для похода турецких войск на Россию, намеревался сделать обратное — вместе с русскими войсками начать войну против султана.

В апреле 1711 года Пётр I и Дмитрий Кантемир заключили Луцкий договор. По нему после победы в войне Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежние обычаи внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров.

Намерения Кантемира вызвали поддержку большинства населения Молдавии и элиты страны, которые считали, что сближение с Россией лучше, чем положение вассала Османской империи.

Слово Петра

Однако Прутский поход, как называют эту военную кампанию Петра I историки, закончился печально. К югу от Ясс 38-тысячное русское войско было прижато к реке Прут союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Положение русских было почти безнадёжным, однако их яростное сопротивление охладило пыл наступающих. Помня об итогах Полтавского сражения, турки предпочли завершить дело миром. Причём его условия оказались даже легче, чем ожидал Пётр I: русским пришлось вернуть Азов и срыть ряд новых укреплений на Азовском море, а также сделать ещё ряд мелких уступок.

Карл XII, узнав об успехе турок, примчался к месту событий уже после заключения договора, возмущался, требовал войско, чтобы разбить Петра окончательно. Однако ехидные турки заметили, что своё сражение с русскими шведский король уже проиграл под Полтавой, и если хочет, то может преследовать Петра I со своими людьми (которых у Карла было очень мало), а другой армии он не получит.

Если Пётр I, что называется, сумел выкрутиться, то для Дмитрия Кантемира всё обстояло крайне печально — турки требовали выдать его, чтобы казнить за измену.

Однако русский царь, несмотря на трудное положение, проявил твёрдость: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружие возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести — то же, что не быть государем».

Так Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр, над которыми он сохранил право жизни и смерти, отправился в Россию.

Здесь он получил от Петра I титул князя, огромные земли под Харьковом, поместье под Москвой, а также немалые денежные средства.

Прусский академик и русский сенатор

Несмотря на всё это, другой политик, потерявший государство, возможно, впал бы в отчаяние. Но с Дмитрием Кантемиром оставался его научный талант. И в России он написал свои главные труды, принёсшие ему славу большого европейского учёного. Кантемир, имевший блестящие способности к языкам, помимо тех, которые уже знал, освоил русский, немецкий и французский.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

На латыни им был написан выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Работа Кантемира более века считалась самой фундаментальной из тех, что были посвящены Турции. Вслед за этим последовало «Описание Молдавии», «Жизнь Константина Кантемира», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», а также другие работы.

Трудами Кантемира восхищались его современники, а Прусская Академия наук избрала его своим членом. Дмитрий Кантемир стал первым учёным Молдавии и России, который был избран членом Академии другого государства. Помимо этого, Кантемир активно способствовал созданию Петербургской Академии наук.

После смерти первой жены Дмитрий Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и переехал в Петербург. Знания и ум Кантермира высоко ценил Пётр, который сделал его советником по делам Востока, а затем назначил членом Правительствующего Сената и возвёл в чин тайного советника.

С этого момента Дмитрий Кантемир стал членом ближнего круга Петра Великого.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

В 1722 году во время Персидского похода Петра Кантемир заведовал походной канцелярией. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках сочинённый и переведённый им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии.

В переговорах Петра I c властителями прикаспийских территорий Дмитрий Кантемир выступал в качестве переводчика. При этом он оставил литературные заметки о походе, а также описал древний город Дербент и ряд уникальных археологических памятников Кавказа.

Но Персидский поход окончательно подорвал здоровье Дмитрия Кантемира. Осенью 1722 года с разрешения царя он уехал к себе в имение из-за обострения диабета. Дмитрий Константинович Кантемир умер 21 августа 1723 года в 7 часов 20 минут пополудни в своём поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии.

Молдавский след в русской истории

Мало кто знает, но потомки Дмитрия Кантемира могли взойти на русский престол. Дочь молдавского господаря Мария Кантемир была любовницей Петра Великого и даже была беременна от него. Император всерьёз подумывал заменить Марией свою впавшую в опалу жену Екатерину , однако эти планы не осуществились — ребёнок не выжил, и Екатерине удалось избежать участи Евдокии Лопухиной .

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Один из сыновей Дмитрия Кантемира, Антиох Кантемир , был известным дипломатом, посланником России сначала в Англии, а затем во Франции. Антиох Кантемир известен также как крупнейший русский поэт так называемой силлабической эпохи отечественного стихосложения, которая завершилась после работ Михаила Ломоносова и Васили я Тредиаковского , введших в русское стихосложение силлабо-тонический стих.

Имя Дмитрия Кантемира связано и с событиями Великой Отечественной войны. На землях, которыми в России владел молдавский господарь, появились сначала слобода, а затем посёлок, названные в его честь Кантемировкой.

В 1942 году под Кантемировкой развернулись ожесточённые бои с фашистами, в которых приняла боевое крещение сформированная под Воронежем 4-я танковая дивизия. После освобождения Кантемировки в декабре 1942 года, дивизия стала гвардейской, получив почётное наименование Кантемировская.

Ныне является одним из элитных подразделений Вооружённых сил России. В свою очередь, в честь дивизии была названа Кантемировская улица в Москве.

Дмитрий Константинович Кантемир был похоронен в Москве, в Новогреческом монастыре, рядом со своей первой женой Кассандрой .

В 1935 году, по договорённости правительства Румынии с Советским Союзом, останки великого политика и учёного были перенесены в молдавский город Яссы и перезахоронены в церкви Трёх Святителей.



Поделиться