План воспитателя по самообразованию. Примерные темы самообразования воспитателей доу Развитие речи самообразование вторая младшая

План самообразования воспитателя младшей группы

на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

  1. Гончаренко Ольга Николаевна
  2. Сведения об образовании и категории : высшее образование, высшая квалификационная категория.
  3. Тема : Активизация словаря детей 3-4 лет.
  4. Сроки реализации : работа начата в сентябре 2013 года, планируется закончить в мае 2014 г..
  5. Цель :- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. : - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник…), качества (сенсорные эталоны), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

Обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет), учить находить между ними сходство и различие;

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т.д.)

6. Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

7. Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

8. Форма самообразования: индивидуальная.

9. Действия и мероприятия , проводимые в процессе работы над темой:

Изучение литературы по теме;

Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на;

Посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы), организация тематических выставок «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья»;

Подбор методических пособий и дидактических игр по теме (смотри приложение 1);

Обобщение результатов на заседании МО.

10. Практический выход : семинар - практикум.

11. Отчет о проделанной работе :

Сообщение на педсовете;

Слайд - презентация по НОД;

Презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, Олимпиада 2014», «23 февраля для малышей», «Домашние животные».

Знакомство с «Моей первой энциклопедией».

Практические выходы

  1. Самореализация

09.09.2013 - 20.05.2014

Показ открытых мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники);

Выступление с опытом работы на педсовете «Активизация речи детей 3 - 4 лет»;

Размещение перспективного плана по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «сайт» (МО учителей Гатчинского р-на);

Участие в МО;

Размещение конспектов занятий по развитию речи во 2 младшей группе на сайте «сайт» (МО учителей Гатчинского р-на);

Участие в семинарах, конференциях ДОУ, р-на;

Отчёт по теме самообразования;

Выступление на итоговом педсовете.

2. Изучение методической литературы

сентябрь 2013 г.

Май 2014 г.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика - Синтез, 2014 г.

8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно - тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

3. Работа с детьми

09.09.2013 - 20.05.2014

Конспекты занятий по развитию речи;

Использование созданной «Моей первой энциклопедии» в работе с детьми (НОД, беседы);

Результаты мониторинга детей: образовательные области «Социально - коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Познание»;

Картотека игр (см. приложение 1).

4. Работа с родителями

01.10.2013 - 20.05.2014

ОКТЯБРЬ

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

ФБГДОУ Центр развития ребёнка. Детский сад №1387 УДП РФ.

Педагоги:

Борисова Юлия Анатольевна – воспитатель высшей категории.

Тема : « »

Вторая младшая группа №1

2014 – 2015 учебный год

Самообразование по теме: « Сенсорное воспитание детей через дидактические игры ».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

Закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

Положительная динамика в математическом развитии детей;

Совершенствование предметно-развивающей среды.

Актуальность выбранной темы

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший возраст возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение»,1988

2.Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников М.: «Просвещение» ,2008

3.Богуславская З.М, Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего возраста»

4.Э.Дум « Цвет, форма, количество»

5Афанасьева И.П. « Маленькими шагами в большой мир знаний». Детство-пресс, 2005

Работа с детьми

Сентябрь

создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

Подбор дидактических игр, пособий для сенсорного развития детей

Октябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :

Чудесный мешочек,

Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Подготовить картотеку дидактических игр на развитие тактильных ощущений.

Ноябрь

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит…?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?, (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление понятия формы.

Январь

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая, (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?, (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление понятия величины.

Март

Апрель

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду, (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет, (учить различать и называть близкие цвета)

Подготовить картотеку дидактических игр на закрепление цвета.

Май

Работа с семьёй

Январь

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Апрель

В какие игры полезно играть с детьми. Проведение консультации для родителей о том какие игры нужно покупать детям и как правильно нужно в них играть.

Выставка дидактических игр по сенсорному воспитанию.

Самореализация

Апрель

Открытый показ в младшей группе.

Открытое занятие с применением новых технологий.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.


План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

· Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

· План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

· Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

· План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"

алка, бантик.
3) Воспитывать бережное отношение к кукле и одежде.
Материал: кукла, платье, вешалка, шаблоны кукол, платья для кукол из цветной бумаги, детали (воротник, карман).
Литература:
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.
2) Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с., ил.
3) Гербова В.В., Максаков А.И. Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитания дет. сада. – 2-е изд. перераб. – М.: просвещение, 1986. – 128 с.
4) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Структура занятия и методические приемы:
1) Начало занятия:
А) Сюрпризный момент
Б) Наблюдение
В) Вопросы
2) Основная часть:
А) Объяснение
Б) Использование дидактического материала
В) Поощрение
3) Заключительная часть
А) Загадки
Б) Вопросы
В) Поощрение

Ход игры:

Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Маша. «Здравствуйте, ребята!»
- Ой, ребята, а посмотрите-ка, какая кукла Маша сегодня нарядная.
- Ребятки, а кто мне скажет, во что одета кукла Маша? Это что?
- Верно, платье. А какое оно?
- Правильно. А еще какое? Платье теплое или легкое? Ну-ка потрогайте платье и скажите мне, какое оно?
- Платье легкое.
- А теперь, ребята потрогайте вот это платье. А это платье какое?
- Верно, ребята это платье теплое, потому что оно из фланели.
- Ребята я сказала, что кукла Маша пришла к нам нарядная. А ели кукла нарядная, то платье, какое?
- Платье нарядное, ведь так ребята. Ребятки давайте скажем вместе «нарядное платье».
- Ребятки, а давайте мы с вами завяжем нашей гостье передничек, и не просто так завяжем, а завяжем на бантик.
- А теперь повторите. Как надо завязывать передник?
- Все ребятки передничек мы нашей кукле Маше завязали. Наша гостья стала еще краше.
- Ребята, посмотрите-ка, а как называется эта часть платья, та что находится на горловине платья?
- Ребята, это воротник. Повторяйте за мной «воротник».
- Ребятки на что застегивается платье? Что это?
- Правильно, на пуговицы мы застегиваем нашу одежду.
- Посмотрите-ка, что это у нас такое есть на переднике? Куда мы можем положить платочек?
- Да, это карман. А карман глубокий? Давайте посмотрим.
- Ребятки, а как называется эта часть платья? Если они длинные, мы их засучиваем, перед тем как мыть руки.
- Это ребята рукава. Молодцы!
- Ребятки, а посмотрите-ка, рукава у нашего платья какие, короткие или длинные?
- Правильно, короткие. Это потому что, у куклы Маши легкое, летнее платье.
Поэтому рукава короткие.
- А теперь внимательно посмотрите на это платье. У него какие рукава?
- Верно, длинные рукава. Это теплое платье.
- Ребята, а когда мы моим руки, мы что с длинными рукавами делаем?
- Правильно, молодцы! А зачем надо засучивать рукава?
- Ребятки, а когда мы снимаем платье или другую одежду, что мы должны с ней сделать?
- Сначала, ребята необходимо вывернуть платье на изнанку. Повторяйте за мной «вывернуть на изнанку».
- Надо ли разбрасывать одежду, так чтобы она везде валялась?
- Нет. Нельзя так делать. Нужно бережно относиться к вещам.
- Ребятки, на что мы с вами вешаем одежду? Что это?
- Правильно, вешалка.
- Нашу одежду мы складываем или вешаем на вешалку. Так ведь? Чтобы она не помялась?
- Ой, ребятки у куклы Маши есть сестры. Посмотрите какие? Они собрались в гости.
- Но у них нет одежды, подходящей к празднику.
- Ребята, поможем сестрам куклы Маши?
- Давайте, смастерим сестрам Маши красивые, нарядные платья сами, своими руками.
- Сейчас, я вам раздам куколок, платья, воротники, карманы. Вы все должны придумать красивые, нарядные платья. Позже мы посмотрим, у кого же платье получиться лучше всех?
- Сначала, одеваем нашу куколку в платье, т.е. прикладываем платье на куколку.
- Затем нужно приложить на платье ближе к шее воротник.
- А карманы у нас будут лежать по бокам платья.
- Ой, какие платья у всех красивые получились. Ребята, кукле Маше ваши платья для ее сестер тоже очень понравились.
- «Да ребятки, вы все молодцы, теперь моим сестрам есть в чем пойти на праздник. Спасибо, вам большое. Нам пора уходить, но мы обязательно еще придем к вам в гости. Вы нас будете ждать?»
- «До свидания».
- Ребятки вы все молодцы. Вы, наверное, устали. Сейчас я загадаю вам загадки. А загадки тоже про одежду. Слушайте внимательно.

Один вход,
Три выхода.
(Рубашка)
- Что это?

Не согреют ног трусишки,
Помогут теплые … ШТАНИШКИ

Мороз будет нипочем!
Шею обмотай … ШАРФОМ

Чтоб не мерзнуть
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)


Дикусяры Ольга Ивановна

. Обыгрывание сюжета любимого мультфильма.

Цель : развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.

. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Игровые ситуации:

    «Утренний прием»,

    «Наши занятия»,

    «На прогулке»,

    «На музыкальном занятии»,

    «На физкультурном занятии»,

    «Осмотр врача»,

    «Обед в д/саду» и др .

Предварительная работа:

1. Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. 2. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.

3. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».

. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель и задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь

Игровые проблемные ситуации:

    «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),

    «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),

    «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),

    «Наш выходной день» и др.

Предварительная работа:

1. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.

2. Рассматривание семейных фотографий.

3. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».

. Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель и задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.

. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Цель и задачи: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Игровые действия:

    Приём заявок библиотекарем.

    Работа с картотекой.

    Выдача книг.

    Читальный зал.

Предварительная работа:

    Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

    Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

    Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия:

    Больной поступает в приемный покой.

    Медсестра регистрирует его, проводит в палату.

    Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.

    Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.

Предварительная работа:

    Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

    Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

    Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,

    Э. Успенский «Играли в больницу»,

    Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

    Рассматривание иллюстраций.

. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель и задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игровые действия:

    Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.

    Директор следит за порядком в магазине.

    Приходят покупатели.

    Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.

    Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.

    Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа:

    Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

    Этическая беседа о поведении в общественных местах.

    Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.

    Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)

. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель и задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Роли: парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия:

    Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.

    Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.

    Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.

    Кассир выбивает чеки.

    Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Предварительная работа:

    Посещение детьми парикмахерской с родителями.

    Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.

    Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.

    Рассматривание альбома с образцами причесок.

    Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.

    Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.

. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

Цель и задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций о цирке.

    Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,

    Рисование на тему «Афиша для цирка»

. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»

Цель и задачи : развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Игровые действия:

    Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.

    Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель и задачи: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».

МОНИТОРИНГ

Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:

ПОКАЗАТЕЛИ:

    организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;

    умеет взаимодействовать с партнёрами;

    вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;

    в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;

    словесно передаёт воображаемые игровые действия;

    создаёт игровой выразительный образ.

Самообразование — неотъемлемая составляющая профессионального роста и совершенствования специалиста любого профиля. Не исключением являются и Время не стоит на месте: появляются новые педагогические веяния, авторские методики, библиотеки пополняются современной методической литературой. И педагог, который стремится к совершенствованию в своей профессии, не может оставаться в стороне. Именно поэтому важной составляющей педагогического процесса является самообразование воспитателя в ДОУ. Младшая группа, так же как и подготовительная, нуждается во внедрении современных инноваций и педагогических методик. В нашей статье мы поможем воспитателю организовать работу по саморазвитию, отметим важные составляющие этого процесса, предложим перечень тем по самообразованию педагога в младших группах детского сада.

Цели и задачи самообразования воспитателя

В первую очередь следует четко осознать, воспитателя. Это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Какова цель такой работы? Это усовершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает постановку следующих педагогических задач:

  • оценка возрастных особенностей детей, определение проблемных моментов в работе с малышами;
  • ознакомление с методическими новинками;
  • применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
  • совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

Как выбрать тему для самообразования воспитателя младшей группы?

С чего начать самообразование воспитателя в ДОУ? Младшая группа детского сада - это малыши от двух с половиной до четырех лет. Поэтому рекомендуется начать саморазвитие педагога с оценки возможностей детей этой возрастной категории, их психологических и физиологических особенностей. Важно также отметить актуальные проблемы в работе с этой группой воспитанников, определить перспективы последующей работы. Только после этого можно выделить несколько тем, которые требуют профессионального исследования и диагностирования.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ

Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:

  1. Использование интерактивных методов обучения и воспитания
  2. Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
  3. для детей младшей группы: подготовка и проведение.

Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.

Формы работы

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:

  • анализа методической литературы;
  • обмена педагогическим опытом;
  • внедрения полученных теоретических знаний на практике;
  • оценки результатов деятельности;
  • оформления итогов.

В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.

Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.

Для того чтобы эффективно организовать самообразование воспитателя в ДОУ (1 младшая группа и 2 младшая группа), следует упорядочить и продумать последовательность работы:

  1. Выбрать тему.
  2. Поставить цели и задачи.
  3. Определить формы работы.
  4. Оформить план работы.
  5. Изучить теоретический материал по выбранной теме.
  6. Проанализировать педагогический опыт.
  7. Разработать практическую деятельность.
  8. Применить знания на практике.
  9. Презентовать полученные результаты.

Оформление плана самообразования воспитателя

Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:

  1. Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
  2. Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
  3. Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
  4. Оформляется перечень литературы.
  5. Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
  6. Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
  7. Указываются формы презентации результатов.

План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.

Оформление результатов работы

Завершается подведением итогов работа на тему "Самообразование воспитателя в ДОУ". 1 младшая группа может лишь выполнять поставленные конкретные задания под руководством воспитателя. В то время как 2 младшая группа уже может продемонстрировать собственные поделки и самостоятельную работу, помогая воспитателю собрать необходимый практический материал. Как же оформить результаты работы по саморазвитию педагога? Можно применить такие формы:

  • тематический семинар;
  • круглый стол;
  • педагогический мастер-класс;
  • открытое занятие;
  • творческий марафон;
  • развлекательно-познавательная деятельность и другие.

К сожалению, не всегда педагоги осознают, для чего необходимо составлять план самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе. Ведь дети этой возрастной категории совсем еще малыши, разве можно с ними организованно что-то делать, экспериментировать, использовать педагогические инновации, исследовать? На самом деле не только можно, но и нужно! Так как эти дети — наше современное поколение. Устаревшие, привычные опытному воспитателю методики образования попросту будут тормозить развитие этих малышей.

В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, идти в ногу со временем с целью воспитания поколения, которое отвечает современным требованиям общества. В нашей статье мы предложили примерный план самообразования воспитателя ДОУ (2 младшая группа и 1 младшая группа), рассказали о возможных формах работы и организации деятельности. Но работа воспитателя — это прежде всего творчество и фантазия. Важно подойти к деятельности нестандартно, креативно — только тогда работа педагога будет эффективной и интересной для малышей.



Поделиться