«Кадротрясение». Почему Путин меняет губернаторов? Десять глав регионов россии могут уйти в отставку на текущей неделе

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

На прошлой неделе Владимир Путин сменил губернаторов Самарской и Нижегородской областей и назначил врио Дмитрия Азарова и Глеба Никитина соответственно. Или наоборот.

А еще ранее был назначен губернатор Бурятии.

Найди десять отличий.

И все это в добавление к недавним губернаторам Калининградской области, Пермского края и Севастополя.

И конечно же, самая громкая смена - в Дагестане, с назначением туда Владимира Васильева.

Но помимо смеха, который неминуемо вызвало портретное сходство новых глав регионов, за назначениями клонированных губернаторов, думаю, есть кое-что еще.

Все эти новые губернаторы, скажем так, очевидно, прошли одну школу (у кого-то она называлась Академия государственной службы при Президенте РФ), где их и натренировали смотреть мертвым взглядом и выглядеть одинаково и неприметно, до степени смешения с окружающей средой. Васильев, конечно, в этот ряд внешностью не вписывается, но школа у него - бывший заместитель главы Совбеза России, зато выдающаяся, да и вообще «васильев» в Дагестане и без типичной внешности младшего офицера ФСБ даже звучит прекрасно.

Что объединяет всех этих людей? Они все не члены местных кланов и элит. И смена губернаторов на людей вне этих региональных систем - это, безусловно, хороший способ стрясти дань с региональных элит по новой, причем стрясти со всех, а не только с тех, кто не у власти. В условиях сильно поубавившихся ресурсов драка за оставшиеся куски пирога всегда логична.

Особенно это хорошо видно на примере Дагестана. Дагестанские элиты не только постоянно находятся на войне с чеченскими, но и воюют между собой, раздираемые клановыми разборками. Дагестан - это, например, миллиардер Зиявудин Магомедов, «бизнесмен эпохи Медведева». При бывшем теперь губернаторе Абдулатипове у Магомедова дела шли хорошо, а теперь он будет вынужден договариваться с Васильевым. Также Дагестан - это бывший президент республики Магомедсалам Магомедов, которого «прокатили», судя по всему, с должностью нового главы республики. И он тоже должен будет договариваться с Васильевым.

Проще говоря, все теперь заплатят по второму кругу в центральную кассу.

Но есть с этими клонированными губернаторами, как мне кажется, и еще кое-что. Все они - люди системы, прежде всего, системы КГБ. Зачем Путин ставит таких людей во главе регионов? Понятное дело, что любой губернатор, членом какого бы клана он не был, всегда выполнит любой приказ президента Путина беспрекословно.

А станет ли губернатор из местной элиты выполнять приказы другого президента - это большой вопрос.
А человек системы станет выполнять приказы другого президента, если этот президент часть той же системы.
Проще говоря, с майорами КГБ на постах глав регионов бунта на корабле можно не ожидать.

И это не единственный признак того, что вопрос о преемнике не снят. Иначе зачем бы Сечин стал атаковать Медведева через арест министра Улюкаева - и здесь я полностью согласна с Владимиром Пастуховым, блестяще написавшем об этом ? Ведь единственное, чем ценен Дмитрий Анатольевич - это своей конституционно гарантированной функцией преемника.

Атаки на Медведева, кстати, начались еще раньше, с расследований Навального и митингов, официально заявленных против коррупции, но на деле посвященных кроссовкам горе-премьера.

Или вот Рамзан Кадыров, который вдруг занервничал и заговорил странные вещи про свое особое мнение и призвал своих фолловеров выйти на митинг в центре Москвы к посольству Мьянмы, что они и сделали, демонстрируя силу федеральному центру. Путин на посту президента - гарантия спокойствия для Рамзана Кадырова, как впрочем, и наоборот теперь уже. Если Путин собрался сидеть в Кремле еще двести лет, с чего бы Кадырову нервничать? А если Рамзан Кадыров нервничает, значит, у него есть повод, и повод этот может быть только один - вопрос о преемнике Путина не снят.

Если бы Россия торжественно не облажалась со ставкой на Трампа, который хоть и всей душой симпатизирует Путину, ничего сделать для него не может, о чем президент РФ даже публично жаловался (пеняя на политическую систему США), и если был бы хоть намек на снятие санкций, то ничто не мешало бы Владимиру Путину править еще десятилетия. Но в условиях экономического удушья (и как бы ни старались кремлевские агенты под прикрытием убедить себя и других в том, что санкции не работают, а они очень прекрасно работают, особенно новые трамповские) остаться на посту значит превратить Россию в Иран или того хуже, в Северную Корею. Запад ясно дал понять, что при Путине никакие отношения кроме плохих с Россией невозможны. При этом, президент РФ умеет брать противника измором, поэтому уставший Запад, тем не менее, кажется готов уже к любой смене главы России, даже самой формальной.

Готов ли пойти на это Кремль - вот это вопрос из вопросов.

За неделю в отставку ушли главы пяти регионов. Почему они расхотели работать и «кто на новенького» - на эти вопросы «Фонтанке» отвечает политолог Николай Петров.

Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

В среду, 15 февраля, стало известно имя очередного губернатора, который недосидит до конца срок в должности. В отставку попросился глава Карелии Александр Худилайнен. Президент сразу прошение подписал и очень быстро назначил преемника – экс-главу Федеральной службы судебных приставов Артура Парфёнчикова. Днём раньше добровольно подал прошение об отставке глава Рязанской области Олег Ковалёв. В понедельник то же самое сделал глава Новгородской области Сергей Митин.

Предыдущая рабочая неделя ознаменовалась отставками губернатора Пермского края Виктора Басаргина, который будет начальником Ространснадзора, и главы Бурятии Вячеслава Наговицына. Что случилось с губернаторским корпусом – объясняет профессор кафедры сравнительной политологии Высшей школы экономики, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров.

- Николай Владимирович, кто из губернаторов следующий «на вылет»?

– У десяти глав регионов истекает срок полномочий, из них Кремль собирался пять-шесть поменять, остальных – переназначить. Среди тех, кого называли кандидатами «на вылет», остался ещё Куйвашев в Свердловской области.

- По каким критериям их выбирают для отставок?

– В рейтинге выживаемости, который в последний раз публиковался в декабре, все эти губернаторы как раз получали самые низкие оценки. Например, в их регионах происходили открытые и публичные конфликты, а губернатор был не в состоянии консолидировать региональную элиту и контролировать ситуацию. Как, например, Басаргин в Пермском крае. В преддверье президентских выборов такое отсутствие контроля опасно. Кроме того, Кремль меняет поколение. Уходят губернаторы рождения конца 1940-х – начала 1950-х годов и приходят им на смену новые врио 1970-х годов рождения. И ещё те, кого уже сменили, входят в десятку губернаторов, чьи полномочия истекают в этом году. С одной стороны, это элемент ротации, с другой – демонстрация принципиально нового подхода.

- Подход уже не очень новый, омоложение началось ещё в прошлом году.

– Сегодня это молодые технократы, подчёркнуто гражданские, с опытом работы в федеральном правительстве. А в прошлые разы это были в основном ФСО и военные. Парфёнчикова, назначенного в Карелии, тоже не назовёшь человеком в погонах. Он в первую очередь юрист. Как мы знаем, он – однокурсник Дмитрия Медведева.

В десятке губернаторов с истекающим сроком полномочий есть, например, глава Мордовии Волков. Вдобавок ему 60 лет, это уже два фактора. Зато на последних выборах в Мордовии была явка 83 процента, и 84 процента у «Единой России». Или Белгород: губернатору Савченко 66 лет, зато – 62 процента явки и почти 55 процентов у партии власти. Такие заслуги учитываются?

– Да, конечно. Белгородская область как раз хороший пример того, что однозначных критериев нет. Если губернатор хорошо контролирует ситуацию в регионе, то Кремль предпочитает в преддверье серьёзных федеральных выборов не ворошить ничего и не брать на себя риск дестабилизации. В этом смысле и в Мордовии Волков, который унаследовал почти кладбищенские спокойствие и тишину, имеет неплохие шансы на переназначение.

Губернатору Саратовской области Радаеву всего 55 лет, и у него великолепнее результаты выборов в Думу. Но его регион был среди рекордсменов по официально зарегистрированным жалобам на нарушения во время выборов. Что перевесит?

– В этом смысле Радаев имеет определённую слабость. Но тут важно другое. Скажем, бывший пермский губернатор Басаргин считался человеком Собянина. Его сменил человек команды Собянина же, то есть сохранён баланс сил в регионе. Радаев в Саратове – человек команды Володина. И его судьба – это вопрос о том, насколько сильны позиции Володина. Перемены должны не просто означать некие изменения в регионе, но и отражать, и даже провоцировать изменения в федеральном центре. Поэтому Радаева эксперты существенно реже называют кандидатом на вылет.

- Это, стало быть, ещё один фактор: «чьих будет» губернатор…

– Условная «федеральная крыша» – самый важный фактор. И мы в последнее время видели, как три губернатора не просто ушли, а сели. Их объединяло то, что серьёзной федеральной крыши у всех не было.

- Ещё остались такие несчастные – без «крыши»?

– Вопрос не просто в её отсутствии. Например, экс-губернатор Карелии Худилайнен был связан с Нарышкиным. Пока Нарышкин был главой администрации и спикером Госдумы, его влияние на такие вещи было существенно выше, чем сегодня.

- У каких губернаторов сегодня «крыша» достаточно надёжная?

– Эта ситуация тоже не статичная. Наверное, собянинская «крыша» неплохая. Мы видели это и на примере Басаргина: мало того, что его сменил другой человек из команды Собянина, так ещё и Басаргин – пока единственный из уволенных, кто получил взамен федеральный пост.

- Кто, кроме Собянина, считается надёжной «крышей»?

– Их достаточно много. Володин – не просто влиятельный федеральный политик, он – политик, который именно расставлял губернаторов. Таких регионов, где он этим занимался непосредственно, – штук двадцать. Собянинские губернаторы – это, естественно, Тюменская область, где он, уезжая, оставлял своего человека, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Дальше есть проблема корпоративных «крыш»: Чемезов с «Ростехом», Сечин с «Роснефтью». Здесь вопрос принадлежности губернатора к тому или иному клану – это вопрос вхождения региона в зону интересов корпорации.

- Кому, а главное – зачем, нужны нынешние перемены в губернаторском корпусе?

– Ротация происходит постоянно, и отчасти она имеет под собой объективные причины: губернатор стареет, перестаёт быть, с точки зрения федерального центра, эффективным, и его меняют. Это может быть результатом конкурентной борьбы между корпорациями. Наконец, есть подспудная идея: если человек слишком долго сидит на какой-то корпорации, а Кремль в этом смысле тоже корпорация, он слишком врастает в какие-то внутрикорпоративные интересы. Там выстраиваются слишком жёсткие связи, становится труднее контролировать ситуацию. В последние два-три года мы видим интенсивные замены руководства на уровне федеральных корпораций точно так же, как на уровне регионов. То есть общая идея – чисто управленческая: время от времени надо перемешивать кадры. В том числе – для того, чтобы люди активнее демонстрировали свою эффективность, чтобы у них не было ощущения, что они навечно сели на свой регион или свою, скажем, железную дорогу.

- Неужели всё это ради блага избирателей?

– Ну, в данном случае элиты исходят из своего интереса. Но в чём-то их интересы могут совпадать с интересами рядовых граждан. Что происходит, когда глава таможенной службы долго сидит на посту? Сложилась и закрепилась прочная цепочка связей, в том числе – коррупционных, и значительная часть средств, на которые государство хотело бы в ситуации кризиса рассчитывать, уходит куда-то внутрь корпорации, родным, близким, знакомым и так далее. Государству важно такие коррупционные утечки устранить.

- Почему нельзя делать это в плановом режиме? Просто в нужный срок переизбрать губернаторов?

– Ни для кого не секрет, что тот губернатор, которого сегодня назначил Путин, завтра…

- ...будет избран всенародно.

– Будет избран всенародно.

- Тем более – зачем эти срочные перестановки?

– Кремлю так проще. Это проще, чем в условиях конкуренции, пусть даже относительной, приводить к власти удобного человека или налаживать отношения с человеком, победившим на выборах. Но даже при нынешней системе всё можно делать более... Более взвешенно. Выискивая человека из тех, кто имеет опыт работы в регионе. Как, скажем, Решетников в Перми. Это было первое назначение в серии, и оно вселяло надежду, что Кремль будет искать лояльных, но при этом хороших, эффективных людей, имеющих отношение к региону.

- Вселяло – вы говорите в прошедшем времени? Уже не вселяет?

– Мы уже видим, что это совсем не обязательно. Три следующих назначения – это люди активные и эффективные, но у них нет никаких связей с регионами, куда их назначили. Они никогда не жили в этих регионах. И, думаю, не собираются там жить в будущем.

- Вы хотите сказать, что это временщики?

– Они временщики. Их задача – за те 4 – 5 лет, что им отведены, выкачать из региона, из своего поста максимум. Поэтому они считают на очень короткую перспективу. В более долгой перспективе это опасно, и в первую очередь – для федерального центра.

- Центр это понимает?

– Думаю, что понимает, там умные люди сидят.

- Значит, они делают это сознательно?

– Просто у них у самих очень короткий горизонт планирования и, соответственно, принятия решения. Назначая губернатора, они каждый раз вынуждены выбирать между лояльностью и эффективностью. В одном человеке это редко сочетается. Когда в регион назначают постороннего, понятно, что он лоялен тем, кто его назначил.

- Нельзя ли найти кого-то в регионе, назначить его, он будет благодарен – но и к месту привязан?

– Когда вы выискиваете кого-то в регионе, у него есть свои внутренние связи, обязательства, лояльности и так далее. Такой глава совсем не обязательно будет лоялен. Он будет противоречить федеральному центру, иногда даже публично. Пример – Шаймиев в Татарстане, который был эффективным главой.

Вместо Худилайнена в Карелию назначен экс-глава Службы судебных приставов Парфёнчиков, а он – выходец из Карелии. Это уже второй случай связи с регионом.

– Он в регионе родился и работал – и это уже здорово. Конечно, его связи в Карелии не те, что были десять лет назад. Да и десять лет назад он был представителем не региональной элиты, а федеральной структуры. Тем не менее ощущение от региона у него, конечно, будет не такое, какое было бы у «варяга».

Губернатор Петербурга за год-два оказался в центре нескольких скандалов, последний связан с передачей РПЦ Исаакиевского собора. Как это повлияет на судьбу Георгия Полтавченко?

– Сложно прогнозировать. Петербург – особый регион, здесь президенту не надо читать газеты, чтобы понять, что происходит. И Полтавченко в этом смысле – особый человек. В Кремле наверняка не видят настолько прекрасной замены Полтавченко, чтобы погасить конфликты в Петербурге. На Полтавченко работает и то, что он полуофициально занимается связями с церковью. И когда Путин едет куда-то в глубинку на службу, он едет вместе с Полтавченко. То есть здесь есть какие-то связи, помимо тех, что на поверхности. Но я думаю, что и это до известного предела. Когда Кремль видит, что какой-то губернатор не столько помогает, сколько сам требует помощи, принимается решение о замене.

В Орловской области Потомский стал посмешищем из-за рассказа о путешествии Ивана Грозного в Петербург. Во Владимире очень не любят губернатора Орлову. Такого рода истории влияют на судьбу главы региона?

– Кремлю важно, чтобы скандал не выливался в публичную сферу и не принимал резких форм. Когда над губернатором начинают потешаться, когда он становится «петрушкой» – это Кремлю не нужно. А когда просто не любят – так и пусть не любят. Тем он будет лояльнее по отношению к центру. Кремлю не нужно, чтобы губернатора любили слишком сильно, но и не нужно, чтобы слишком ненавидели.

- А как узнать, что уже «слишком»?

– Здесь на помощь приходят соцопросы. Но если федеральная власть, несмотря ни на что, получает нужные результаты, губернатор остаётся. Возьмите пример Меркушкина в Самарской области: кто-то потешается, кто-то очень сильно не любит, но на выборах Самара показывает результат, как в Мордовии. И все слухи о том, что Меркушкина вот-вот поменяют, оказываются преувеличенными. Кремлю есть чем заняться и без регионов. Кстати, поэтому в подвешенном и более проблематичном состоянии оказываются именно те губернаторы, у которых заканчивается срок полномочий.

- На них внимание в этот момент фокусируется?

– У Кремля 85 регионов. Заниматься проблемами каждого не получается. А вот когда и так приходит срок замены губернатора, когда всё равно надо решать, оставить его или заменить, случается «страшный суд». А так у Кремля есть более важные проблемы. И более важные регионы, чем Орловская или Белгородская области.

- Как они делят регионы на «важные» и «не важные»?

– Есть регионы, которые играют какую-то символическую роль. Москва и Петербург – это столицы. Крым – это фокус внимания и внутри страны, и за её пределами. Пермь и Свердловск важны потому, что это огромные регионы, где и избирателей много, и любой политический скандал приобретает особое значение. А есть регионы, вроде Забайкалья или Амурской области, которые так далеко лежат от фокуса общественного интереса, что происходящее там просто не важно. Есть и ещё один фактор – наличие людей, которыми можно заменить губернатора. Если регион важен с точки зрения бизнеса, если за него борются серьёзные кланы – это одна ситуация.

- Тут замена всегда наготове?

– Да. А есть регионы вроде Курской области. В Кремле, может быть, и недовольны губернатором. Но искать ему специально замену и создавать себе проблему, когда нет двух-трёх серьёзных бизнес-групп, предлагающих кандидатов, Кремль тоже не хочет.

- А сам, без «шефствующих» бизнес-групп, Кремль не может найти кандидатов?

– Такие бизнес-группы облегчают управление людьми, поставленными во главе регионов. Так проще, чем решать проблему каждого региона индивидуально.

- Я-то думала, что для этого были придуманы полпреды.

– Посмотрите, кого полпредами назначают, – и поймёте, какого рода задачи они должны решать. Было время, когда на посты полпредов приходили губернаторы. Из этого можно было делать вывод, что Кремль хотел видеть людей, способных понимать и решать сложные задачи в регионах, способствовать экономическому развитию, устранять конфликты и так далее. Когда-то это были генералы. Из этого следовало, что они должны были передавать приказы из Москвы и контролировать исполнение. Сегодня мы видим на постах полпредов отставных и вышедших в тираж чиновников. Для чего они нужны сегодня – неизвестно.

Если всё равно нужны неформальные «крыши», почему бы не сделать их официальными? Почему бы не вернуть институту полпредства его прежнее значение?

– Полпреды – надсмотрщики. Но у них нет финансового ресурса. Это важно. Если бы вы разделили страну на семь кусков и дали бюджет каждому полпреду, тот стал бы маленьким наместником царя. Глядишь – и сам захотел бы стать царём. А так у них нет финансовых ресурсов, их задача – следить, контролировать, наушничать, давать какие-то свои заключения, но не более того.

В чём секрет непотопляемости псковского губернатора Турчака? Уж, казалось бы, какого масштаба был скандал, даже с уголовным душком…

– Отчасти и это муссируется в печати, сам по себе слух, что центр снимает того или иного чиновника, может служить ему чуть ли не защитой. В том смысле, что Кремль не хочет принимать решения, которые будут выглядеть как вынужденные.

- Так ведь время уже прошло, никто не заподозрит Кремль в том, что с Турчаком поддались давлению.

– Я бы здесь видел возможной причиной ещё и то, что Псковская область мало кого интересует с точки зрения бизнес-привлекательности. И то, что Турчак-старший и вся эта система неформальных связей и институтов достаточно крепка. В этом смысле Андрей Турчак оказался в безопасности. Мы же видим скандалы с несколькими детьми кремлевской элиты. Но до сих пор серьёзных оргмер я не видел. Тому есть рациональное объяснение. В частности, в этом есть некий механизм заложничества: если ваш сын работает на высоком посту, вы подумаете, делать ли резкие заявления и предпринимать ли радикальные шаги.

А в чём секрет выживаемости Амана Тулеева в Кемерово? Он на посту 19 лет, до окончания срока полномочий ещё 4 года, это уже будет длиннее, чем президентство Путина.

– Тулеев выстроил мощную политическую машину, он всецело контролирует ситуацию в регионе на всех уровнях. Сам регион находится достаточно далеко от Москвы, при этом он может рассматриваться как взрывоопасный. Несколько лет назад там была крупная авария, и Тулеев как представитель уже почти исчезнувшего поколения публичных политиков вышел к людям и сумел взять ситуацию под контроль. Любой, даже самый эффективный, чиновник на его месте не смог бы так себя повести. Тут как в экономике: всё время надо взвешивать издержки и выгоды.

Вот вы говорите всё это – и такое ощущение, что если в регионе никто не шумит, не бузит, не погибает в авариях и так далее, так там как будто и не живёт никто. Жители регионов вообще интересуют кого-то в Кремле?

Обратной связи между регионами и Кремлём нет. Она существует либо в виде скандалов, привлекающих к региону повышенное внимание, либо за счёт серьёзных лоббистов, способных донести до Кремля народные чаяния, совпадающие с их, лоббистов, интересами. Если не происходит ни того, ни другого, если регион недостаточно привлекателен для бизнес-групп и если он не создаёт для Кремля проблем, это самый омут. Такой регион – самый безопасный для губернатора, который будет сидеть, не высовываясь.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Конец года – время подведения итогов не только в жизни частной, но и на политической арене. Центр «Рейтинг» решил определить, насколько эффективно губернаторы управляли своей подведомственной областью, и насколько безоблачное (или туманное) будущее им светит.

Для составления «Национального рейтинга губернаторов » было привлечено множество специалистов в самых разных областях, которых опросили устно или письменно. Анонимность опрошенных гарантировалась. В число экспертов вошли такие яркие фигуры политического Олимпа как Владимир Жириновский, Сергей Белоконев, Сергей Марков, Алексей Кондратьев и другие.

Бессменный владыка Чечни с 2007 г. продолжает управлять вверенной ему территорией, хотя позиции его несколько пошатнулись – по сравнению с рейтингом 2016 г. он опустился с седьмого на десятое место.

Сам Кадыров в ноябре произнес речь в стиле «я устал, я хочу уйти» и заявил, что Чечне сейчас нужны не воины, а администраторы. Впрочем, то же самое он говорил в феврале 2016 г.

В этом году Анатолий в первый раз попал в губернаторскую десятку, хотя управляет Калужской областью с 2000 г.

Творец «калужского экономического чуда», под управлением которого Калуга из обычной полунищей постсоветской области перешла в разряд относительно благополучных, считает, что губернаторов не надо перемещать с места на место. По его мнению, губернатор должен быть укоренен на своей территории, а когда придет время уходить, заранее воспитать себе преемников.

За одно только сохранение титула президента и уникального статуса республики благодарные татары способны дать Минниханову высочайшую оценку. Кроме того, Рустаму удается удачно лавировать в политических течениях, выбивать деньги из Москвы и использовать их на благо республики.

Правда, несколько подпортил репутацию губернатора языковой вопрос – как именно и в каких пропорциях должны изучаться русский и татарский языки в школах.

Кроме того, усиленно готовя область к Чемпионату мира по футболу, Минниханов несколько подзабыл о нуждах простых людей. В Казани идет строительство второй ветки метро, которая идет по нежилому району под трамвайной линией. А ведь ее можно было бы пустить под спальным районом, тем самым позволив многим казанцам быстрее добираться до работы и обратно. Ведь чемпионаты проходят, а люди остаются.

В 2017 г. позиция Александра сместилась пониже – если в он был на четвертом месте, то в нынешнем – всего лишь на седьмом. Управление им областью вызвало благосклонное внимание самого Путина, «Единая Россия» заняла больше всего мест на выборах в Государственную думу, а реформа кадров в управленческом аппарате области оказалась успешной. Ходят даже слухи, что Дрозденко может занять место главы Санкт-Петербурга. И хотя многие эксперты относятся к такой возможности с недоверием, эти слухи отражают сильные позиции руководителя Ленобласти.

Также губернатор гордится, что во вверенном ему регионе самые низкие в стране показатели детской смертности.

К серьезным просчетам в работе Дрозденко можно отнести несоблюдение сроков строительства перинатального центра в Гатчине и обрушение здания школы, строящейся в 5 километрах от Санкт-Петербурга. Счастье, что она еще не была сдана в эксплуатацию.

Присутствовали и традиционные коррупционные скандалы, но в целом они были достаточно мелкими и незначительными по общероссийским меркам

Прошедший год оказался успешным для Алексея – с девятого места в рейтинге 2016 г. он переместился на шестое. До своего назначения на пост губернатора Воронежской области Гордеев был министром сельского хозяйства; возможно, именно этот фактор послужил залогом эффективного развития аграрной области на подведомственной ему территории.

Кроме того, бюджет у области положительный, дороги чинятся, капитальный ремонт проводится, а немецкие предприниматели начали в области строительство фармацевтического завода. Чего еще желать?

Эту радужную картинку несколько портит громкая история с нарушением технологии производства двигателей для ракеты-носителя «Протон-М», которая произошла на одном из воронежских предприятий. Разумеется, сам Алексей Васильевич не имеет отношения к технологическому процессу, однако история негативно повлияла на имидж возглавляемой им области.

Бывший адъютант Путина и бессменный вратарь в хоккейных матчах Ночной лиги в целом провел год благоприятно. Интересно, что впервые за 15 лет он не был назначен в Тулу «сверху», а получил свое место после выборов и сразу же принялся за развитие области.

Началась реализация проекта федерального значения по постройке магистрали Москва – Тула, создана особая экономическая зона, которая, по теории, должна помочь с трудоустройством населения, а также открыт детский технопарк в Туле.

По мнению «Независимой газеты», Дюмин – возможный преемник Путина на выборах 2018 г. Так ли это – увидим через несколько месяцев.

Многие губернаторы могут только мечтать о четвертом месте в рейтинге, однако для Собянина оно стало знаком, что не все ладно в Московском царстве. Волну негодования москвичей вызвали регулярные аварии (летом Москву затапливает, зимой она замерзает из-за проблем на теплотрассе) и собянинские новоделы. Возможно, проводились они в жизнь с лучшими намерениями (а не чтобы попилить бюджет), но получилось, как всегда – грубо и с недочетами.

Тем не менее, московский мэр все еще остается очень влиятельной фигурой на политической арене. Дорогостоящие программы, инициированные им, периодически получают поддержку от Владимира Путина, а выборы депутатов столичных муниципальных районов прошли для Собянина вполне успешно.

Сведения из Ямало-Ненецкого округа поступают противоречивые. С одной стороны, это довольно благоприятный регион с высокими зарплатами. Успешно реализуются проекты федерального значения (строятся новые нефте- и газопроводы, а также налаживается эффективная транспортная сеть).

С другой стороны – проблема пожаров может отрицательно повлиять на рейтинг Дмитрия в будущем. Летом у него горят леса (и даже введение чрезвычайного сообщения не смогло помочь их потушить с наименьшими потерями), потом у него горят деревянные дома Якутска (в некоторых случаях можно с уверенностью говорить о поджогах). Ну и, как обычно, воруют-с.

Несмотря на эти неприятности, на 2018 год у Кобылкина большие планы. Он намерен составить чёрный список работодателей, которые нерегулярно выплачивают зарплаты вахтовикам. Приятные перемены ждут и жен оленеводов, они будут получать зарплату за хлопоты по домашнему хозяйству.

Хотя внешне год прошел для Евгения неплохо, эксперты уверены, что это ненадолго. Хотя сам Путин положительно оценил его выступление на встрече федеральных политиков в Москве (стоит отметить, что Савченко одного из немногих допустили до микрофона), однако нарастающие противоречия среди местных властей могут грозить Савченко потерей кресла. Впрочем, сам Евгений прямо говорит, что этот срок для него – последний, и ищет себе преемника. А так как этот регион важен для многих федеральных игроков, вряд ли поиск подходящего преемника пройдет гладко и спокойно.

В кресле главы Белгородской области он находится с 1993 года, это очень длительный срок, и эксперты считают, что пик политической карьеры Савченко уже пройден.

Лидером в «Национальном рейтинге губернаторов» стал глава Тюменской области, Владимир Якушев. Сюрпризом первое место для него не стало – почти весь год он находился в первой тройке.

Секрет его успеха – в эффективном управлении областью; из сырьевого придатка она постепенно превращается в комфортное место для жительства. Губернатор уделяет больше внимание строительству транспортной инфраструктуры и развитию производящей промышленности. Недовольных в области немного – разве что тобольчане, у которых уже который раз в году случается прорыв труб горячего водоснабжения.

Полный список (Таблица)

Рейтинг Губернатор Субъект РФ
1 ЯКУШЕВ Владимир Владимирович Тюменская область
2 САВЧЕНКО Евгений Степанович Белгородская область
3 КОБЫЛКИН Дмитрий Николаевич Ямало-Ненецкий автономный округ
4 СОБЯНИН Сергей Семёнович Город федерального значения Москва
5 ДЮМИН Алексей Геннадьевич Тульская область
6 ГОРДЕЕВ Алексей Васильевич Воронежская область
7 ДРОЗДЕНКО Александр Юрьевич Ленинградская область
8 МИННИХАНОВ Рустам Нургалиевич Республика Татарстан
9 АРТАМОНОВ Анатолий Дмитриевич Калужская область
10 КАДЫРОВ Рамзан Ахматович Чеченская Республика
11 ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич Город федерального значения Санкт-Петербург
12 ХАМИТОВ Рустэм Закиевич Республика Башкортостан
13 КОНДРАТЬЕВ Вениамин Иванович Краснодарский край
14 ИЛЮХИН Владимир Иванович Камчатский край
15 АКСЁНОВ Сергей Валерьевич Республика Крым
16 ВОЛКОВ Владимир Дмитриевич Республика Мордовия
17 МОРОЗОВ Сергей Иванович Ульяновская область
18 РЕШЕТНИКОВ Максим Геннадьевич с 06.02.2017. Сменил В.Ф.Басаргина Пермский край
19 КОМАРОВА Наталья Владимировна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
20 НИКИТИН Александр Валерьевич Тамбовская область
21 ГОЛУБЕВ Василий Юрьевич Ростовская область
22 ШПОРТ Вячеслав Иванович Хабаровский край
23 КАРЛИН Александр Богданович Алтайский край
24 ПЕЧЁНЫЙ Владимир Петрович Магаданская область
25 КУЙВАШЕВ Евгений Владимирович Свердловская область
26 ЦЫБУЛЬСКИЙ Александр Витальевич с 28.09.2017. Сменил И.В.Кошина Ненецкий автономный округ
27 НИКИТИН Андрей Сергеевич с 13.02.2017. Сменил С.Г.Митина Новгородская область
28 МИРОНОВ Дмитрий Юрьевич Ярославская область
29 ВЛАДИМИРОВ Владимир Владимирович Ставропольский край
30 КУВШИННИКОВ Олег Александрович Вологодская область
31 КОПИН Роман Валентинович Чукотский автономный округ
32 ЕВКУРОВ Юнус-бек Баматгиреевич Республика Ингушетия
33 КОРОЛЁВ Олег Петрович Липецкая область
34 ВАСИЛЬЕВ Владимир Абдуалиевич с 03.10.2017. Сменил Р.Г.Абдулатипова Республика Дагестан
35 КОЖЕМЯКО Олег Николаевич Сахалинская область
36 ВОРОБЬЁВ Андрей Юрьевич Московская область
37 РУДЕНЯ Игорь Михайлович Тверская область
38 ЖВАЧКИН Сергей Анатольевич Томская область
39 СИТНИКОВ Сергей Константинович Костромская область
40 ИГНАТЬЕВ Михаил Васильевич Чувашская Республика
41 БЕЛОЗЕРЦЕВ Иван Александрович Пензенская область
42 ГАПЛИКОВ Сергей Анатольевич Республика Коми
43 АЛИХАНОВ Антон Андреевич Калининградская область
44 ВОСКРЕСЕНСКИЙ Станислав Сергеевич с 10.10.2017. Сменил П.А.Конькова Ивановская область
45 БЕРГ Юрий Александрович Оренбургская область
46 УСС Александр Викторович с 29.09.2017. Сменил В.А.Толоконского Красноярский край
47 ТРАВНИКОВ Андрей Александрович с 06.10.2017. Сменил В.Ф.Городецкого Новосибирская область
48 ЕВСТИФЕЕВ Александр Александрович с 06.04.2017. Сменил Л.И.Маркелова Республика Марий Эл
49 ОСТРОВСКИЙ Алексей Владимирович Смоленская область
50 БОГОМАЗ Александр Васильевич Брянская область
51 БРЕЧАЛОВ Александр Владимирович c 04.04.2017. Сменил А.В.Соловьёва Удмуртская Республика
52 ТЕМРЕЗОВ Рашид Бориспиевич Карачаево-Черкесская Республика
53 НИКИТИН Глеб Сергеевич с 26.09.2017. Сменил В.П.Шанцева Нижегородская область
54 ОРЛОВА Светлана Юрьевна Владимирская область
55 КОКОВ Юрий Александрович Кабардино-Балкарская Республика
56 АЗАРОВ Дмитрий Игоревич с 25.09.2017. Сменил Н.И.Меркушкина Самарская область
57 ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович Кировская область
58 ДУБРОВСКИЙ Борис Александрович Челябинская область
59 РАДАЕВ Валерий Васильевич Саратовская область
60 ЛЮБИМОВ Николай Викторович с 14.02.2017. Сменил О.И.Ковалёва Рязанская область
61 ОВСЯННИКОВ Дмитрий Владимирович Город федерального значения Севастополь
62 КЛЫЧКОВ Андрей Евгеньевич с 05.10.2017. Сменил В.В.Потомского Орловская область
63 ЖИЛКИН Александр Александрович Астраханская область
64 БУРКОВ Александр Леонидович с 09.10. 2017. Сменил В.И.Назарова Омская область
65 ЦЫДЕНОВ Алексей Самбуевич с 07.02.2017. Сменил В.В.Наговицына Республика Бурятия
66 ТАРАСЕНКО Андрей Владимирович с 04.10.2017. Сменил В.В.Миклушевского Приморский край
67 МИХАЙЛОВ Александр Николаевич Курская область
68 КУМПИЛОВ Мурат Каральбиевич с 12.01.2017. Сменил А.К.Тхакушинова Республика Адыгея
69 ОРЛОВ Игорь Анатольевич Архангельская область
70 КОКОРИН Алексей Геннадьевич Курганская область
71 ТУЛЕЕВ Аман Гумирович Кемеровская область
72 БОЧАРОВ Андрей Иванович Волгоградская область
73 ВЕДЕРНИКОВ Михаил Юрьевич с 12.10.2017. Сменил А.А.Турчака Псковская область
74 КОЗЛОВ Александр Александрович Амурская область
75 КАРА-ООЛ Шолбан Валерьевич Республика Тыва
76 ЛЕВЧЕНКО Сергей Георгиевич Иркутская область
77 ПАРФЕНЧИКОВ Артур Олегович с 15.02.2017. Сменил А.П.Худилайнена Республика Карелия
78 ЖДАНОВА Наталья Николаевна Забайкальский край
79 ОРЛОВ Алексей Маратович Республика Калмыкия
80 ЛЕВИНТАЛЬ Александр Борисович Еврейская автономная область
81 БОРИСОВ Егор Афанасьевич Республика Саха (Якутия)
82 БИТАРОВ Вячеслав Зелимханович Республика Северная Осетия-Алания
83 КОВТУН Марина Васильевна Мурманская область
84 БЕРДНИКОВ Александр Васильевич Республика Алтай
85 ЗИМИН Виктор Михайлович Республика Хакасия

Уходящий 2017 год принес самые серьезные перестановки в губернаторском корпусе за всю историю правления В.В.Путина. И, как отмечают эксперты, большинство новых губернаторов — выходцы из федеральных структур. Раньше тенденция была обратной, губернаторы меняли свое кресло на пост министра или уходили на повышение в федеральный центр. Единственным незыблемым губернатором остается Аман Тулеев. Принесет ли пользу российским регионам, особенно в условиях экономического и социального кризиса, назначение «молодых технократов», как окрестили новых губернаторов, покажет 2018 год.

Правообладатель иллюстрации AlEXEY DRUZHININ/TASS Image caption Социологи отмечают, что россияне хотят перемен

В ближайшее время в России могут уволить в общей сложности 10 губернаторов. Так Кремль ищет способ удовлетворить запрос общества на обновление власти накануне безальтернативных выборов президента, говорят эксперты.

В понедельник президент России Владимир Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Его место занял бывший мэр Самары, сенатор Дмитрий Азаров.

Это увольнение - лишь начало более массовых перестановок во власти. В ближайшее время Кремль может отправить в отставку еще до девяти губернаторов, рассказали Русской службе Би-би-си федеральный чиновник и несколько близких к Кремлю собеседников (все они не уполномочены давать комментарии для СМИ).

О возможном увольнении еще нескольких губернаторов ранее писали несколько российских федеральных изданий со ссылкой на свои источники.

О таких планах рассказал в понедельник и уже переведенный на другую работу Меркушкин: "Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню", - заявил на пресс-конференции экс-губернатор (цитата по РИА Новости).

Официально Кремль не подтверждал и не опровергал информацию о предстоящей замене других региональных глав.

Зачем нужны новые губернаторы?

Менее чем через полгода в России пройдут президентские выборы. Формально кампания еще не началась, но ожидается, что на эти выборы снова выдвинется Владимир Путин.

С учетом предсказуемости кампании и отсутствия на предстоящих выборах конкуренции Кремль пытается удовлетворить запрос общества на эту конкуренцию и на перемены за счет символической смены руководителей регионов, говорит политолог Александр Кынев.

Запрос на перемены есть более чем у двух третей населения, писал на сайте центра Карнеги социолог "Левада-центра" Денис Волков.

Обновление власти - одно из очевидных направлений курса администрации президента в ходе кампании, а обновление региональной власти - одно из очевидных ее слагаемых, говорит политолог Виталий Иванов.

"Это как в фильме "Челюсти" - нельзя же сразу показать зрителю акулу целиком. Сначала нужно показать плавник и челюсти. Так и здесь: отставки губернаторов - это пролог. Дальше будет интереснее - обновление федеральной власти", - говорит политолог.

Влияют ли перестановки на результаты выборов?

Губернаторы - не только символическая власть, но и люди, которые будут непосредственно отвечать за проведение президентских выборов в своих регионах.

"Вы же не думаете, что организацией выборов в регионах занимаются только региональные избирательные комиссии? Пусть неформально, но в задачи каждого губернатора входит организация выборов, чтобы они прошли в его регионе с соблюдением всех положенных по закону процедур", - говорит Би-би-си бывший сотрудник Кремля, не уполномоченный обсуждать вопросы организации президентских выборов.

Задача у новых губернаторов будет непростой. Прошедшие в сентябре региональные выборы пока показали, что интерес россиян к выборам падает, предыдущие думские выборы также запомнились низкой явкой. А Путин должен набрать на выборах 70% голосов при 70% явки, утверждало РБК со ссылкой на выступление первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.

Официально список регионов, где могут произойти замены губернаторов, не объявляли. "Коммерсант" писал, что перестановки могут произойти в Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областях, а также в Ненецком автономном округе, Алтайском крае и Красноярском крае.

Это не протестные регионы, но почти во всех из них результат "Единой России" на думских выборах 2016 года и результат Путина на президентских выборах 2012 года оказывался ниже среднего по стране (см таблицу). Исключения составила Нижегородская область, где уровень поддержки власти обычно высок.

Регион (год назначения действующего губернатора) Результат "Единой России" на выборах Госдумы 2016 года - 54,2% по всей стране Результат Путина на выборах президента 2012 года - 63,6% по всей стране
Нижегородская область (2005) 58,15 63,90
Красноярский край (2014) 40,45 60,16
Омская область (2012) 36,32 55,55
Ненецкий автономный округ (2014) 41,11 57,05
Самарская область (2012) 50,77 58,56
Ивановская область (2014) 42,38 61,85
Новосибирская область (2014) 38,26 56,34
Алтайский край (2005) 35,16 57,35
Мурманская область (2012) 41,98 60,05

Однако замена губернатора не означает автоматического улучшения результатов выборов. Например, в 2016 году, за несколько месяцев до выборов Госдумы, Кремль уже менял губернаторов нескольких регионов.

Тогда в республике Коми, в Забайкальском крае и в Тульской области, где выборы проводили новые губернаторы, результат "Единой России" оказался даже ниже, чем на предыдущих думских выборах 2011 года (хотя в целом по стране партия улучшила свой результат). Лишь в Тверской области, где также был новый губернатор, результат единороссов в этот раз оказался выше, чем на прошлых выборах.

Риски и угрозы при назначении врио губернаторов накануне президентских выборов практически отсутствуют, если новый руководитель изначально не вызывает раздражение у жителей и элит, говорит политический консультант Константин Калачев.

"В любом случае, рядом с любым новым губернатором будут опытные политтехнологи. А местные главы муниципальных образований будут готовы выпрыгнуть из штанов, чтобы доказать свою компетенцию", - добавляет Калачев.

Кроме того, кадровые перестановки могут снимать локальное напряжение и недовольство в регионах, отмечает Кынев.

Например, в Самаре после отставки Меркушкина люди могут испытывать воодушевление и даже эмоциональный подъем, "потому что степень неадекватности политики зашкаливала", продолжает политолог.

Меркушкин лишь с 2012 года руководит Самарской областью, но больше всего запомнился рядом вызвавших скандал высказываний: например, в 2016 году он пообещал сотрудникам автомобильного завода, что они никогда не получат выплат по зарплатам, так как разговаривают не в подобающем тоне.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова называла Самарскую область в числе самых проблемных в соблюдении избирательного законодательства.

Поделиться