Экзаменационный тест по экспериментальной психологии с основами психодиагностики. Экзаменационный тест "экспериментальня психология с основами психодиагностики" Учение о методах научного познания

Экзаменационный тест по экспериментальной психологии

с основами психодиагностики

Вариант 1

ФИ_______________________________________дата______группа________

Количество правильных ответов _________ отметка_____________________

1. Опишите схематично классификацию методов по Ананьеву Б.Г.:

2. Выберите правильный вариант ответа.

Система принципов построения и способов организации научного исследования называется…

а) методикой исследования; б) методом исследования;

в) научным мировоззрением; г) методологией исследования;

д) философским мировоззрением.

3. Выберите правильный вариант ответа.

Основными методами психологического исследования являются:

а) тестовый метод и метод беседы; б) наблюдение и эксперимент;

в) метод изучения документов и клиническая беседа;

г) все вышеперечисленное.

4. Выберите правильный вариант ответа.

Свойство теста измерять именно ту характеристику, для измерения которой он и был создан - …

а) надежность; б) устойчивость; в) валидность; г) точность;

д) стандартизированность.

5. Дополните.

Это метод опровержения правдоподобных гипотез.

6.Соотнесите :

Б) провододятся для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными.

3.Корреляционные исследования

В) исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования.

Ответ:____________________________________________

7. Дополните.

Как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью.

8. Выберите правильный вариант ответа.

Эффект, выражающийся в том, что изменения в поведении участников эксперимента возникают вследствие внимания, которое им уделяется, а не вследствие экспериментальных влияний - …

а) эффект плацебо; б) эффект Хоторна; в) эффект фасилитации/ингибиции;

г) эффект ожидания; д) эффект заботы; е) эффект влияния.

9. Выберите правильный вариант ответа.

Эффект, заключающийся в желании исследователя подтвердить (или

опровергнуть) свою гипотезу-..

а) эффект плацебо; б) эффект Хоторна; в.) эффект фасилитации/ингибиции;

г) эффект ожидания; д) эффекта Пигмалиона .

10. Выберите правильный вариант ответа.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление:

а)Д. Кэмпбелл. б) В.Вундт в) В.В.Дружинин г) Ф.Дж.Мак Гиган

11.Дайте название шкалам в соответствии с определениями:

Шкала получаемая путем присвоения «имен» объектам-__________________

Шкала образующаяся, если на множестве реализовано одно бинарное

отношение - порядок (отношения «не больше» и «меньше»)-_______________________

12. Выберите правильный вариант ответа.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого -…

А) беседа, Б) интервью, В) тестирование, г) опрос

13. Дайте определение понятия.

Валидность – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Дополните.

Это целенаправленное, организованное и определенным

образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

15. Вставьте правильный вариант ответа.

Проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы.

а) «пилотажное исследование» б)полевое исследование в) критический эксперимент

16. Дополните.

Это сформированные в течение жизни внешние проявления индивида.

17. Ответьте на вопрос.

Какой ученый предложил генеалогический метод? __________________________________

1. Соотнесите уровни методологического анализа с их основными особенностями:

А) Общая методология;

Б) Специальная методология

В) Частная методология.

1. эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.);

2.диалектико-материалистический поход и основные научные представления о первичности материи и вторичности сознания, о движущих силах развития объективной реальности и психике и т.д.

3.методологические принципы; детерминизма, единства сознания и деятельности, объективности и т.д.

2. Соотнесите принципы отечественной психологической науки с их описанием:

А) Принцип объективности;

Б) Принцип детерминизма;

В) Принцип единства сознания и деятельности;

Г) Принцип развития;

Д) Принцип личностного подхода;

Е) Системно-структурный принцип.

1. Психика может быть правильно и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

2. Признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания.

3. Любое явление необходимо рассматривать как элемент сложной системы.

4. Ориентация на индивидуальные и социально-психологические особенности человека.

5. Причинная обусловленность психических явлений.

6.Сознание и деятельность не противоположны друг другу и не тождественны.

3. Какой вид психологического исследования описан ниже?

«Студентка пишет дипломную работу, направленную на изучение особенностей взаимоотношений больных шизофренией с родственниками, итогом работы она собирается вывести практические рекомендации для родственников таких больных».

4. Приведите пример теоретического исследования.

5. Определите объект, предмет, цель, гипотезу и задачи представленных тем:

«Взаимосвязь особенностей характера и адаптации студентов первого курса»;

«Особенности агрессивного поведения в среде рабочей молодежи»;

«Психологический анализ интеллектуальной одаренности детей из различных социальных групп».

6. Определите виды гипотез в следующих примерах:

А) «В своей работе мы исходим из предположения, что понятие эмоциональная зависимость существует»;

Б) «В своей работе мы исходим из предположения, что если у детей младшего школьного возраста повышать уровень креативности, то у них развиваются общие интеллектуальные способности»;

В) «Мы исходим из предположения, что между уровнем диалогической речи и уровнем развития творческой игры есть прямая связь».

7. Соотнесите методы сбора данных по Кеттеллу с их значениями:

А) L-данные;

Б) Q-данные;

В) Т-данные.

1. Сведения, получаемые с помощью объективных тестов;

2. Сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни;

3. Сведения, получаемые с помощью опросников и самоотчетов.

8. Распределите методы по основным 4-м группам, предложенным Б.Г. Ананьевым:

А) организационные методы;

Б) эмпирические методы;

В) обработки данных;

Г) интерпретационные методы.

1. Генетический метод;

2. Обсервационные методы;

3. Сравнительный метод;

4. Лонгитюдный метод;

5. Методы качественного анализа;

6. Комплексный метод;

7. Структурный метод;

8. Методы математической статистики;

9. Праксиметрические методы;

10. Метод моделирования.

9. Определите вид организационных методов в следующих примерах:

А) «В исследовании мы брали студенческую группу, в которой изучали динамику уровня толерантности на протяжении всего периода обучения»;

Б) «В исследовании мы изучали поведение людей, страдающих эпилепсией в ситуациях неопределенности. К нашему исследованию так же подключились клинический психолог и психотерапевт»;

В) «В исследовании мы сравнивали уровень общего интеллекта у детей, посещавших ДОУ и не посещавших (домашнее образование)».

10. Определите основные достоинства и недостатки метода наблюдение.

11. Продолжите определение. Опрос – это…..

12. Определите вид наблюдения в следующих примерах:

А) Психолог наблюдал за Марией в течение определенного периода. Он фиксировал все ее проявления психической деятельности.

Б) Анатолий (психолог) занимался интроспекцией, для определения провалов в памяти.

В) За Виталием (он один из близнецов в приемной семье) наблюдали в течении 10 лет, что бы определить его развитие в чужой семье.

Г) Карина для изучения особенностей работы в коллективе издательства «Речь» устроилась туда на работу.

Д) Анатолий анализировал поведение грабителей, наблюдая события на пленке.

13. С каких слов необходимо начинать вопрос, что бы человек начал рассказывать о себе, а не о событиях?

14. Объясните суть техники «Молчание».

15. Чем будет отличаться метод интервью, от метода беседа.

16. Выберите методы, которые относятся к группе праксиметрических:

А) Библиографический метод;

Б) контент-анализ;

В) метод моделирования;

Г) проективные методы;

Д) архивный метод.

17. Метод исследования причинно-следственных связей между изучаемыми переменными – это….

18. Соотнесите виды экспериментов с примерами:

А) Лабораторный.

Б) Естественный.

В) Формирующий.

1. В эксперименте проводился шестидневный тренинг по развитию эмпатийной наблюдательности для студентов-психологов.

2. Студентам в специально отведенном помещении предлагали разыграть ситуацию экзамена, для изучения особенностей памяти в стрессогенных ситуациях.

3. Экспериментатор измерял уровень «забывания» материала у студентов сразу после экзамена.

19. Верно ли утверждение, что генеральная совокупность и выборка это одно и то же?

20. Определите зависимые и независимые переменные в следующих примерах:

А) «Мы исходили из предположения, что если у детей младшего школьного возраста уменьшать нагрузку на глаза, то у них поднимется уровень успеваемости»;

Б) «Мы исходили из предположения о том, что если помещать подростков в специальную треннинговую среду у них снизится уровень агрессивности».

21. Вставьте пропущенные слова. В эксперименте всегда изменяется …… переменная, а наблюдается …. переменная.

22. Свойство истинности, правильности, соответствия реальности – это….

23. Определите, какие эффекты описаны ниже и к какой валидности они имеют отношение:

А) «Вы проводите естественный эксперимент, вашим испытуемым необходимо рассказывать о своих переживаниях прямо перед классом, но почему-то то, как отвечают испытуемые, не соответствует вашим изначальным представлениям»;

Б) «Вы проводите эксперимент, результаты которого повлияют на трудоустройство испытуемых. Один из претендентов показался вам надменным и излишне высокомерным, в результате по всем показателям у вас он получил низкий бал»;

В) «Вы проводите эксперимент, связанный с интеллектуальным уровнем одаренных детей, но почему-то одаренные дети пишут интеллектуальные тесты с теми, же результатами, что и обычные дети. Но вам для работы нужен более высокий уровень и вы ставите этим детям лишние баллы».

24. Какая валидность не соблюдена, если ваши данные не соответствуют теории, в рамках которой вы проводили эксперимент?

25. Соотнесите виды контроля и их описание.

А) элиминизация внешних переменных;

Б) создание константных условий;

В) балансировка;

Г) контрбалансировка.

1. Включение в дополнение к экспериментальной группе контрольной группы;

2. исключение влияния внешних переменных (помещения без звука, вибрации и т.д.);

3. создание неизменных внешних и пространственно-временных условий на протяжении всего эксперимента;

4. прямой порядок заданий в одной группе компенсируется иным порядком заданий в другой группе.

26. Определите модальность собеседника:

А) «Он смотрит в бок, когда вспоминает прошлые события».

Б) «Он смотрит вниз, вспоминая прошлые события».

В) «Он смотрит, вверх вспоминая прошлые события».

ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Тестовые задания

по «Экспериментальной психологии»

специальности 020400 - «Психология»

Хабаровск 2008

Разработчик:

Должность: Ст. Преподаватель

Кафедра : Психологии подпись ____________

Тестовые задания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________

Протокол № ________

Тестовые задания

020400 «Психология»

«ОПД. Ф.3» «Экспериментальная психология», 180 часов

Федеральный компонент,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Соответствует ГОС

2. Цель познакомить студента с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждений психолога при проверке гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходах к организации эмпирического исследования.

Задачи дисциплины:

· Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;

· Эмпирические методы в психологии психологию

психологического эксперимента;

· Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и

психологические измерения;

· Представление результатов.

3. Данные тестовые материалы предназначены для студентов 3 курса специальности «Психология»

4. 44 тестовых задания, 60 – 90 минут

5. Представлены следующие виды тестовых заданий: закрытые, открытые, на соответствие


6. Представлены задания всех степеней трудности

7. до 50% выполненных заданий – неудовлетворительно, 50% – 60 % - удовлетворительно, 61% - 80% - хорошо, 81% - 100% - отлично.

8. Соответствие тестовых заданий дидактическим единицам

Наименование дидактических единиц ГОС

№ тестового задания

Тема задания

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.

Основные понятия экспериментальной психологии. Научное исследование, принципы и структура.

Методология экспериментального психологического исследования.

Теория и ее структура. Виды теорий. Способы построения. Научная проблема. Зависимая и независимая переменные.

Классификация исследовательских методов в психологии.

Классификация методов исследования.

Теория психологического эксперимента.

Эксперимент, как метод психологического исследования

Планирование эксперимента и контроль переменных.

18 – 21

Организации яи проведение экспериментального исследования

Квазиэксперимент.

22 – 25

Квазиэксперимент.

Корреляционные исследования.

26 – 29

Корреляционные исследования.

Измерение в психологии.

30 – 33

Специфика измерений в психологии.

Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимание).

34 – 38

Процедура и основные характеристики видов психологического экспериментов

Анализ и представление результатов психологического исследования.

1 вариант

1. Самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучение системы психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическому методу – это ………

2. Установите соответствие между видами исследования по характеру и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Фундаментальное

Проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

Прикладное

Проводятся с помощью системы методов и методик по средствам которых ученные стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности

Монодисциплинарное

Направлено на выявление одного, наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности

Комплексное

Направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания

Однофакторное

Проводится в рамках отдельной науки

3. Данное исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона или для проверки того какая из двух гипотез точнее прогнозирует реальность – это …

4. К классификации исследований по цели относят:

A. Поисковое

B. Критическое

C. Междисциплинарное

D. Уточняющее

E. Многофакторное

F. Воспроизводящее

G. Прикладное

5. Высшая форма научного знания – это ……………………


6. К структуре теории относится:

В. Закономерности

С. Исходная эмпирическая основа

H. Гипотезы

J. Постулаты

K. Логика теории

L. Утверждения

M. Аксиомы

7. Выделите способы построения теорий:

A. Аксиоматические

B. Гипотетико – дедуктивные

C. Гипотетические

D. Дедуктивные

E. Индуктивные

8. Установите соответствие между видами теорий и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Качественные

D. Достоверность результатов

E. Конструктивная валиность

26. Укажите основные характеристики реального эксперимента:

A. Контроль независимой переменной зависимая остается неизменной

B. Контроль зависимой переменной независимая остается неизменной

C. Внутренняя валидность

D. Достоверность результатов

E. Внешняя валидность

F. Обобщение полученных результатов

G. Репрезентативность результатов

H. Достоверность выводов

27. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов выборки:

A. Селекция

C. Экспериментальный отсев

D. Естественное развитие

E. Эквивалентность группы

F. Состояние испытуемого

G. Внешняя валидность

H. Внутренняя валидность

28. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов побочные элементы:

A. Эффект истории

B. Эффект тестирования

C. Инструментальная погрешность

D. Взаимодействие факторов

E. Свойства индивида

F. Надежность теста

29. Установите соответствие между понятием и его определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Совокупность

Это часть генеральной совокупности

Генеральная совокупность

Множество единиц обладающих некоторыми общими свойствами существенными для их характеристики

Совокупность единиц относительно которой необходимо сделать вывод на основе выборки

30. Укажите, какие виды выборок выделяют:

A. С одним испытуемым

B. С двумя испытуемыми

C. С двумя группами

D. С одной группой

E. С группами по – парного дизайна

F. Сколько угодно групп

31. Какие виды критериев формирования выборки выделяют:

B. Критерий эквивалентности

C. Рандомизация

D. Стратометрический отбор

E. По парный отбор

F. Критерий операциональной валидности

32.Объект исследования – это ………………

A. Фрагмент реального мира

B. Форма данности объективной реальности субъекту

C. Фактический вопрос, требующий решения

33. Предмет исследования – это …………….

A. Аспект изучения выбранного объекта

B. Специфика исследования

C. Форма данности познаваемого объекта познающему субъекту

34. П. Фресс выделяет такое понятие, как «хорошая» гипотеза и выделяет её признаки. Укажите эти признаки.

A. Адекватность проблеме

B. Наличие элементов нового знания

C. Правдоподобность

D. Непротиворечивость научным данным

E. Проверяемость

35.Образ будущего результата, к которому должно привести исследование – это……….

36.Установите соответствие между понятием видов целей и их определений:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Описание нового факта

Определение характеристик

Упорядочивание знаний

Выявление взаимосвязи

Изучение развития в онтогенетическом (возрастные изменения) и филогенетическом (эволюционные) планах

Изучение генетической динамики

Выделение наиболее существенного в совокупности явлений

Обобщение

Обнаружение корреляционной связи между психическими явлениями

Систематизация

Описание или обнаружение свойств, характеристик психических явлений

Разработка и совершенствование

методов и методик

Факт открывается неожиданно при решении задач или проверке гипотезы

37.Выделите основания классификации данных:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет клинической психологии

Кафедра клинической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета клинической психологии

Ласовская Т.Ю. _______________________

(подпись)

«___» ________________________2008 г.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Индекс ОПД.Ф.13

По специальности «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 030302.65

Форма обучения очная

Семестр 5

Структура теста

Объем банка тестовых заданий

открытой формы

закрытой формы

на упорядочение

на соответствие

Контрольный тест (заданий)

Предполагаемое время тестирования (мин)

Новосибирск – 2008 г.

Тест разработан на основании законов РФ «Об образовании», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации нормативных документов Госстандарта России и международных стандартов IMS, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования. Базовыми требованиями к содержанию тестов являются требования ГОС ВПО по специальности 030302.65 «Клиническая психология», рабочая программа дисциплины «Экспериментальная психология» ОПД.Ф.13, утвержденная ____(дата) Ученым советом факультета «Социальной психологии», рекомендации разработчикам тестовых заданий ОКО НГМУ.

Фамилия И.О.

разработчика (ов) тестовых

материалов

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Отметка об обучении в ОКО

(№ протокола, дата)

Сычева Т.Ю.

Клинической психологии

Протокол №4 от 08.10.08.

Тест рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ___Клинической психологии________________

(наименование кафедры)

Протокол №66 от «23» октября 2008 г. Зав. кафедрой Ласовская Т.Ю. канд. мед. наук доцент

_________________________________

(подпись)

Фамилия И.О.

эксперта ОКО

Должность

Квалификация

(№ удостоверения, диплома)

ученая степень

ученое звание

Тест прошел техническую экспертизу на соответствие установленным требованиям в ОКО

Протокол №______ от «___»_________________200__ г. Начальник ОКО _____________________

(Фамилия И.О.)

Фамилия И.О.

рецензента (ов)

Должность

Ученая степень,

ученое звание

СП НГМУ / другое образовательное учреждение

Тест рассмотрен, согласован и утвержден на заседании ЦМК __________________________________________________________________(наименование ЦМК)

Протокол №______ от «___»________200__ г. Председатель ЦМК ___________________________

(Фамилия И.О., ученая степень, звание)

___________________________

(подпись)

V1: Методология, теория и методика экспериментального исследования

V2: Предмет и задачи экспериментальной психологии

S: Первые сведения о психологических экспериментах появились

+: в XVI веке

-: в XVII веке

-: в XIV веке

-: в XVIII веке

S:Под экспериментальной психологией понимается

-: отрасль психологии, имеющая свой особый предмет изучения, который заключается в исследовании психических явлений

+: система научных методов и методик, при помощи которых изучаются психические явления

-: совокупность психологических знаний, которые выявляются путем эксперимента

психологическая теория В.Вундта

S: Область психологии, которая разрабатывает систему принципов, методов и процедур планирования, проведения, обработки и интерпретации результатов психологического обследования - это

-: социальная психология

+: экспериментальная психология

-: общая психология

-: математические методы в психологии

S: Основателем первой психологической лаборатории является

-: Г. Эббингауз

+: В. Вундт

-: Ф. Гальтон

-: Н. Ланге

S: Генетический и биологический подходы впервые внедрил в экспериментальную психологию

+: Н. Ланге

-: В. Вундт

-: У. Джеймс

S: Путь к экспериментальному изучению навыков был впервые открыт.



Поделиться