Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Понятие денежного обращения Наличные деньги понятие назначение обращение

Виды денег и понятие денежного обращения

Деньги в своем развитии выступают в двух видах:

1. действительные – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены. Они обладают устойчивостью и благодаря этому выполняют все 5 функций,

2. заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

· металлические знаки стоимости,

· бумажные знаки стоимости (бумажные и кредитные деньги).

Бумажные деньги – это знаки, представители полноценных денег, возникших исторически из металлического обращения.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 12 веке, а в Европе – в 1769 году. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, т.е выполняют 2 функции. Эмитентами бумажных денег являются либо государство (государственное казначейство), либо Центральный банк. По экономической природе бумажные деньги неустойчивы, подвержены процессам инфляции. Неустойчивость связана с тем, что выпуск денег регулируется не столько потребностью товарооборота в них, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, поэтому бумажные деньги не могут выполнять роль сокровища.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут устраняться при помощи кредитных денег.

Кредитные деньги возникают тогда, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа. Появление кредитных денег связано с их функцией как средства платежа.

Электронные деньги – это деньги на расчетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства.

Кредитные карточки – это средство расчетов, заменяющее наличные деньги и чеки, а также позволяющее получить в банке краткосрочную ссуду.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи.

Методы регулирования денежного обращения

Денежное регулированиеэто меры государства, предназначенные для достижения соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются важным элементом денежной системы страны. Основные из них:

Установление ориентиров роста денежной массы;

Валютное регулирование, включая валютные интервенции;

Рефинансирование кредитных операций путем установления учетной ставки рефинансирования;

Установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков, депонированных Центральным банком Российской Федерации;

Установление Центральным банком Российской Федерации процентных ставок по операциям;

Укрепление устойчивости национальной валюты;

Эмиссия ценных бумаг от своего имени;

Проведение кредитной экспансии и кредитной рестрикции с учетом изменения общей экономической политики государства;

Совершенствование методов расчетов и платежей.

Наличное и безналичное денежное обращение

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются в операциях купли-продажи между физическими лицами; в платежах физических лиц за коммунальные услуги, по выплате страхового возмещения по договорам страхователя, в расчетах по выплате заработной платы, премий, пенсий, пособий, стипндий, в расчетах заготовительных организаций системы потребительской кооперации с населением.

Безналичное денежное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. К возникновению такого обращения привело развитие кредитной системы и появление средств на счетах в банках и других кредитных организациях.

Основными инструментами безналичного обращения являются: ценные бумаги (векселя, чеки), кредитные карточки.

* денежная единица – это исторически сложившаяся, законодательно закрепленная единица измерения количества денег, цен, товаров и услуг,

* денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа,

* денежно-кредитная политика – это совокупность денежно-кредитных инструментов (нормы резервов, уровня процента, сроков кредита, параметров денежной массы и т.п.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, Минфин и пр.).

Функции денег и закон денежного обращения

Функция денег как меры стоимости. Деньги являются единицей счета, т.е единицей, на основе которой назначаются цены и ведутся счета. Оценка товаров, работ, услуг осуществляется в ценах, а цены назначаются в денежных единицах государства (в Р.Ф в рублях).

Функция денег как средства обращения. Деньги являются посредником в сделках купли-продажи.

Функция денег как средства накопления и сбережения. Без этой функции не возможен экономический рост, но чтобы сохранить определенную сумму в государстве должен поддерживаться исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Функция денег как средства платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. В результате возникает необходимость купли-продажи с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.

Функция мировых денег. Эта функция реализуется в процессе обслуживания экономических связей между странами. Все шире в качестве мировых денег используются конвертируемые валюты.

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

1. количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая),

2. уровня цен товаров и тарифов (связь прямая),

3. скорости обращения денег (связь обратная).

Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

1. общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая),

2. уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег),

3. степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная),

4. скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).

Математическая формула закона денежного обращения имеет следующий вид: Д = (Р – К + П – В) / О, где:

Д - количество денег(денежная масса), Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, К – сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е.проданных в рассрочку), П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, В - сумма взаимно погашаемых платежей, О – скорость оборота денег за данный период времени.

Инфляция, ее формы проявления, виды и типы

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине 18 века, в связи с огромным выпуском бумажных денег.

Формы проявления инфляции

1. неравномерный рост цен на товары и услуги,

2. обесценивание денежной массы,

3. понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной,

4. увеличение цены золота, выраженного в национальной валюте.

Факторы проявления инфляции

1. диспропорция между различными сферами народного хозяйства:

накопление и потребление,

спрос и предложение,

расходы и доходы государства,

денежная масса и потребности государства,

кредитная экспансия (завоевание).

2. кризис государственных финансов:

дефицит бюджета,

рост государственного долга,

эмиссия денег.

3. мировые валютные кризисы:

сырьевые,

энергетические,

валютные.

Виды инфляции

1. умеренная (ползучая). Ежегодные темпы прироста цен от 3-10%. Характерна для экономически развитых стран. Рассматривают ее как стимул производства.

2. галопирующая – среднегодовые темпы прироста цен от 20-100%, иногда до 200%. Преобладает в развивающихся странах и вызывает беспокойство в обществе.

3. гиперинфляция – прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю. Возникает в результате ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.

Типы инфляции

1. инфляция спроса, возникает при избыточном спросе, т.е. предложение меньше спроса. На рынке появляется дефицит продукции, что приводит к резкому росту цен. Много денег при малом количестве товаров, производство не удовлетворяет потребности населения. Следовательно, возникает избыток спроса.

2. инфляция издержек, возникает когда расходы на производство товара и оказания услуг возрастает быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства и деятельности государства. Увеличение издержек производства приводит к увеличению цен.

Виды ценных бумаг

Основными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, а также другие финансовые инструменты: векселя, сертификаты, закладные, варранты, опционы, фьючерсы и др.

Акция – это вид ценной бумаги, выпускаемой акционерным обществом, она свидетельствует о внесении определенных средств в имущество акционерного общества и удостоверяет право собственности ее владельцев на долю в уставном капитале.

Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению. Акционер отвечает по обязательствам АО только своим вкладом. В случае банкротства данного предприятия акционер рискует потерять только деньги, которые он затратил на покупку акций. Выпуск акций может осуществляться в определенном соотношении к величине уставного капитала.

Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и на участие в управлении им.

Дивиденд – начисляемый по решению акционерного собрания на каждую акцию ежегодный доход.

Бумага первичная, эмиссионная. Перепродажа ее требует внесения изменения в реестр акционеров, долевая, бессрочная, негосударственная, обычно именная.

Акции бывают как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Большая часть акций – обыкновенные – дают право на участие в управлении акционерным обществом; привилегированные акции - дают право на определенную долю активов предприятия при его ликвидации, но не имеют преимущественного права на покупку ценных бумаг при проведении дополнительной эмиссии (фиксированные дивиденды).

Акции могут быть свободнообращающимися и иметь ограничения в порядке обращения.

Облигация – долговая денежная бумага, приносящая доход в форме %, на которой указан срок ее ограничения.

Облигации, как правило, являются первичными, но могут быть и вторичными (закладные по ипотеке), также государственными и негосударственными, доходными и бездоходными, документарными и бездокументарными.

Облигация – эмиссионная бумага, обычно срочная.

Облигации бывают государственных займов, местных займов – муниципальные облигации хозяйствующих субъектов.

Облигация всегда имеет объявленный номинал, по которому и погашается, иногда вместе с выплатой последней части предусмотренного % дохода.

Облигация также как и акция имеет номинальную, эмиссионную и рыночную стоимость.

Облигации могут выпускаться государством или АО, они являются долговыми обязательствами. Доход по облигациям, выпускаемым государством, выплачивается в форме выигрышей. По облигациям, выпускаемым АО, доход выплачивается в виде фиксированного процента от номинальной стоимости. Облигации от акций отличаются тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют права голоса.

Вексель – безусловное письменное денежное обязательство должника о возврате долга. Имеет документарную форму, устанавливается срок, может быть именным или ордерным. Переводной вексель – доход в виде % или дисконта.

Сберегательные (депозитные) сертификаты – письменные свидетельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность банкам привлечь свободные денежные средства, могут перепродаваться на вторичном рынке.

Закладные (ипотечные ценные бумаги) - ценные бумаги, документы о залоге должником недвижимого имущества (земли, строений), дающие кредитору право продажи заложенного имущества при неуплате долга в срок.

В закладной обязательно должен указываться кредитный или иной договор, исполнение которого обеспечивается ипотекой.

Варрант – удостоверение, дающее его владельцу право приобретать ценные бумаги по цене, предусмотренной договором, в течение определенного периода времени или бессрочно.

Опцион – контракт, предусматривающий право лица, которое приобрело опцион, в течение определенного срока купить по установленной цене оговоренное количество акций у лица, продавшего опцион. Опцион дает право не только купить, но и продать ценные бумаги.

Фьючерс – сделка, заключенная на бирже, предусматривающая куплю-продажу ценных бумаг по фиксированной в момент заключения сделки цене, с уплатой денежной суммы через определенный промежуток времени. В отличие от опциона, фьючерс не право, а обязательство купли-продажи.

Ваучер (приватизационный чек) – ценная бумага, дающая право на долю государственной собственности.

Признаки финансов

1. денежные отношения между двумя субъектами;

2. субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений;

3. в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

4. регулярное поступление средств в бюджет производилось благодаря налогам, сборам и другим платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства.

Этапы развития финансов

1. неразвитая система финансов – основная масса денежных средств (1/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику.

2. появилось большое разнообразие финансовых отношений – финансы становятся одним из важнейших фундаментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства, в т.ч. воспроизводство материальных благ рабочей силы и производственных отношений.

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, где главным источником поступления являются налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств стал фонд государственного имущественного и личного страхования.

Назначение финансов

1.они выражают денежные отношения,

2.обеспечивают потребности государства и предприятия в денежных средствах,

3.контролируют расходование этих средств.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов

1. распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, формируются они при распределении национального дохода среди участников материального производства (1 группа – рабочие, служащие, фермеры, крестьяне и 2 группа – предприятия сферы материального производства).

Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. стимулирующая – заключается в воздействии на развитие предприятий и отраслей в нужном обществу направлении. Т.е., государство с помощью распределения денежных фондов может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

3. контрольная – проявляется в отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и целевому назначению.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

1.как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки),

2.как система финансовых отношений; при этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятия.

Таким образом, централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а децентрализованные – на микроуровне.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Если финансовую систему представить как сеть учреждений, то можно выделить 3 уровня:

1. Федеральный уровень (Министерство финансов),

2. Субъекты Федерации (финансовые управления и финансовые отделы при МФ области),

3. Районный уровень (райфинотделы).

Все они занимаются разработкой и исполнением бюджета.

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, где государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования появилась еще одна отрасль страхования – страхование предпринимательских рисков (добровольное и обязательное).

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникший в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

10. Дать характеристику финансовым отношениям организации

Финансовые отношения – возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств специального назначения, необходимых для решения задач социально-экономического развития на разных уровнях и этапах этого процесса.

Финансовые отношения возникают на определенной стадии общественных отношений, одной из четырех: производства, распределения, обмена, потребления.

Отношения производства и потребления связаны непосредственно с кругооборотом реальных денежных средств по поводу производства товаров и оказания услуг. Но они вступают в потребление в результате отношений распределения новой стоимости путем формирования разных фондов денежных средств, после чего наступает черед отношений обмена.

Следовательно, только на стадии отношений распределения возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов экономических отношений:

1. финансовые отношения носят денежный характер, в их основе – деньги. Эти отношения регулируются правовыми методами с помощью норм финансового права. Не все денежные отношения суть финансовые. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

2. финансовые отношения носят распределительный характер; они возникают на стадии воспроизводственного процесса, на которой новая стоимость в виде прибыли хозяйствующих субъектов и ВВП государства распределяется по фондам денежных средств, имеющих целевое назначение. При этом предполагается, что каждый субъект финансовых отношений должен получить свою долю.

3. финансовые отношения обеспечивают субъектам этих отношений формирование доходов и накоплений, имеющих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

4. одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство в лице законодательных органов власти и органов исполнительной власти.

5. только государство может диктовать правила, условия финансовых отношений. Для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовых форм), физических лиц и их семей предписания (указания) государства обязательны для исполнения.

11. Виды и формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливается Бюджетным кодексом Р.Ф., иными нормативно-правовыми актами Р.Ф., субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

Формы финансового контроля

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Р.Ф., Министерством финансов Р.Ф., Министерством Р.Ф по налогам и сборам, ЦБ РФ., Государственным таможенным комитетом РФ., а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.

12. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий

На организацию финансов хозяйствующих субъектов влияют:

Организационно-правовая форма деятельности (определяется Гражданским кодексом), определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала (ст.83,90,73,99 ГК РФ). Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного и муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта,

Отраслевые технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,

Отраслевые особенности, влияющие на организацию финансов предприятия:

Различия в технологии и характере труда разных отраслей, сказывающиеся на составе и структуре производственных фондов, уровне материально-технической оснащенности производства, видах и структуре оборотных средств, уровне и квалификации работающих и т.д,

Разная длительность производственного цикла и различный характер нарастания затрат в процессе производства; эти различия отражаются на величине, структуре и источниках формирования оборотных средств, взаимоотношениях с банками и партнерами, порядке и сроках выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, составе финансовых льгот,

Зависимость производства от природно-климатических условий, влияющих на качество и количество продукции, уровень затрат на ее производство, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п.,

Зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения дохода рентного характера, наличие которых вызывает потребность в специальном механизме финансового регулирования, что может быть обеспечено за счет использования налоговых рычагов,

Различия в экономических условиях хозяйствования производственных инфраструктурных отраслей, что сказывается на источниках формирования финансовых ресурсов, формах их использования, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.

Только полный учет всех отраслевых технико-экономических особенностей, характерных для соответствующего вида производственной деятельности, позволит создать финансовый механизм, в наибольшей степени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителя продукции.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Р.Ф – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф., а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов Р.Ф является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Р.Ф – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф. отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти РФ., субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений,

Самостоятельность бюджетов всех уровней,

Законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней,

Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований,

Единство бюджетной системы,

Равенство всех бюджетов Р.Ф.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

В 1994 году в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Функции страхования

1. рисковая – обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий.

2. предупредительная – предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска.

3. сберегательная призвана обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда.

Страховые отношения возникают при заключении договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховщик – это юридическое лицо (государственные страховые компании, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и перестрахования), имеющее право осуществлять страховую деятельность.

Страхователь - это юридическое или физическое лицо, имеющее страховые отношения со страховщиком на основании заключаемого на добровольной основе договора или в силу закона.

Страховые посредники:

1. страховые агенты – физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

2. страховые брокеры - юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей и осуществляет независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы либо страховщика, либо страхователя.

Классификация страхования

1. по формам:

обязательное;

добровольное.

2. по объектам страхования:

личное страхование (жизнь и здоровье граждан);

имущественное страхование (товарно-материальные ценности и имущественные интересы страхователя, транспортное страхование, жилищное);

страхование ответственности (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств);

Денежное обращение - беспрерывное движение денег в наличной и безналичной форме, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа

В настоящее время теорией выделяются следующие виды денег, начиная от самых ранних и заканчивая существующими сегодня.

Металлические (полноценные или действительные) деньги;

Бумажные деньги (знаки стоимости, представители полноценных денег);

Кредитные деньги (знаки стоимости, заместители действительных денег).

Металлические деньги являются действительными деньгами, т.е. деньгами у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости или стоимости металла, из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) позволили перейти от товарно-счетного всеобщего эквивалента к товарно-весовому.

Этнограф Бастиан, посетивший Бирму в начале 19 века свидетельствовал, что когда в Бирме отправлялись на рынок, то запасались куском серебра, молотком, резцом, весами и гирями. Платой за товар было серебро, нужное количество которого отрубалось тут же на рынке.

Более поздним этапом развития металлического денежного обращения стало появление монеты, позволившей от весовых пропорций при обмене товара измерении его стоимости перейти к металло-чеканному всеобщему эквиваленту. Монета есть некоторое гарантированное количество металла, обладающее установленными законом отличительными признаками. Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась). Лицевая сторона монеты называется аверс, оборотная - реверс и обрез - гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

В большинстве стран действительными деньгами стало золото. Причиной этому стали свойства этого металла, делающие его наиболее пригодным для выполнения функций денег:

Редкость;

Портативность (большая концентрация стоимости);

Однородность по качеству;

Делимость и соединяемость без потери ценности;

Сохраняемость (высокая степень сопротивляемости внешним физико-химическим воздействиям).

Следует отметить, что не все металлические деньги являются полноценными. Так знаками стоимости являются стершаяся монета из благородного металла, билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов (меди, алюминия).

Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных денег, их количество в обращении определяется стоимостью золотого запаса государства. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заменители ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет, исходя из следующих посылов:

1) по причине объективной необходимости:

Золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

Золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

Золотое обращение не обладало экономической эластичностью (способностью быстро расширяться и сжиматься).

2) из особенностей функционирования денег как средство обращения. Появление бумажных денег происходит в три этапа.

1 этап - стирание монет, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости;

2 этап - сознательная порча государством металлических монет, т.е.

Сознательное снижение содержания благородных металлов в монете с целью получения дополнительного дохода в казну (История знает очень много примеров порчи монет. Так, например, французский король Филипп IV Красивый получил и еще одно прозвище - фальшивомонетчик. В России с 12 по 18 век содержание серебра в рубле снизилось с 48 золотников до 4 золотников 21 доли.);

3 этап - выпуск государством бумажных денег с принудительным курсом.

Первые бумажные деньги появились в Китае в эпоху царствования династии Тан (618-907 гг.) Известно, что в 751 году данные деньги вышли из обращения вследствие обесценения после поражения в войне с тибетцами. В Персии бумажные деньги были выпущены в 1294г., Японии - 1337г., Франции - 1571г., США - 1690г., России - 1769г. при Екатерине II .

Особенность бумажных денег состоит в том, что они, будучи лишены самостоятельной стоимости, снабжены государством принудительным курсом, а поэтому приобретают представительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства.

Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход, являющийся существенным элементом государственных доходов. Бумажные деньги представляют эмиссионный всеобщий эквивалент.

Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность устойчивого обращения, так как выпуск денег не регулируется потребностями товарооборота в деньгах, и отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Поскольку выпуск бумажных денег осуществляется государством, то именно его потребности в деньгах для покрытия собственных расходов, определяют размеры эмиссии бумажных денег. Поэтому наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией.

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства. Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено в установленный срок. Кредитные деньги являются представителями денежного капитала, они появляются не из обращения, а из производства, из кругооборота капитала. В отличии от функционирования бумажных денег величина кредитных денег в обращении определяется не реальными золотовалютными резервами государства, а кредитами. Кредитные деньги выпускается как частными юридическими лицами, так и государством в лице центрального банка.

Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель - акцептованный вексель - банкнота - чек - электронные деньги - пластиковые карточки.

Вексель - первый вид кредитных денег, возникший в результате торговли в кредит. Вексель - это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное (без относительно вида сделки) письменное долговое обязательство.

Виды векселей:

Коммерческие, возникающие на основе торговой сделки.

Разновидности коммерческого векселя:

Простой (соло-вексель) - это письменное долговое обязательство должника об уплате в указанный срок определенной суммы денег владельцу векселя;

Переводной (тратта) - это приказ кредитора (векселедателя-трассанта) должнику (трассату) об уплате определенной суммы требуемому третьему лицу (ремитенту) в указанный срок. Т.о. трассант переводит свой долг перед третьим лицом на трассата;

Финансовые, возникающие из предоставления в долг определенной суммы денег (их разновидностью является казначейский вексель, где должником выступает государство);

Дружеские - безденежные векселя не связанные с какой-либо конкретной сделкой, а выписанные контрагентами друг другу с целью получения денежных средств путем учета в коммерческих банках;

Бронзовые - векселя, не имеющие реального обеспечения.

Акцептованный вексель - это вексель, гарантированный к оплате третьим лицом (чаще всего банком).

Банкнота - доминирующая форма кредитных денег, выпускаемая в настоящее время центральным банком и имеющая кредитное обеспечение (векселя, ценные бумаги государства). Банкноты являются бессрочными долговыми обязательствами государства и благодаря своей государственной гарантии становятся общепризнанным всеобщим эквивалентом.

Эмиссия банкнот имеет 3 канала обеспечения:

Банковское кредитование хозяйства (банкноты эмитируются под вексельное обеспечение);

Банковское кредитование государства (банкноты эмитируются под долговые обязательства государства);

Золотовалютные резервы (банкноты эмитируются под прирост запасов золота и валюты в центральном банке).

Имея одну природу с векселем, банкнота существенным образом отличается от него по следующим признакам:

Срочность (вексель срочное долговое обязательство, банкнота бессрочна);

Гарантия (вексель гарантируется отдельным частным лицом, банкнота - государством);

При рассмотрении банкноты как формы кредитных денег существенным является рассмотрение отличий банкноты от бумажных денег. При анализе будем использовать понятие классическая банкнота - первая формы банкноты, имеющей двойное обеспечение (коммерческую гарантию, на основе учета векселей и золотую гарантию, обеспечивавшую ее обмен на золото):

По происхождению - бумажные деньги возникли из функции денег как средство обращения, банкнота из функции - средство платежа;

По методу эмиссии - бумажные деньги выпускает казначейство, банкноту - центральный банк.

По возвратности - по истечении срока векселя, под который выпущены банкноты, возвращаются в банк, бумажные деньги остаются в сфере обращения;

По разменности - банкнота разменивалась на золото и серебро, бумажные деньги всегда были не разменными.

В современных условиях банкнота является не разменной на золото, что делает ее похожей на бумажные деньги.

Чек - денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Впервые чеки возникли в Англии в 1683 году.

Различают 3 основных вида чеков:

Именной - на определенное лицо без права передачи;

Предъявительский - без указания получателя;

Ордерный - на определенное лицо, но с правом передачи посредством передаточной надписи (индоссамента) на обороте документа.

Электронные деньги возникли в результате механизации и автоматизации банковских операций, перехода к использованию ЭВМ. Внедрение ЭВМ позволило прейти от бумажных носителей информации в денежной сфере, а к электронным базам данных и осуществлением платежей через внесение электронных записей. Денежный платеж приобрел форму электронного импульса. Электронные деньги не являют собой новый вид или разновидность денег, так как в его основе лежит обычное депозитное обращение, основанное на изначальном внесении лицом, совершаемым платеж, определенной суммы кредитных денег.

Причинами перехода к электронным деньгам стали:

Экономия на издержках обращения;

Ускорение расчетов;

Повышение уровня банковского обслуживания.

Пластиковые карточки - именной денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее владельца в кредитном учреждении и дающий право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Пластиковая карточка представляет собой электронную альтернативу наличным деньгам и чекам. Пластиковые карточки характеризуются большим многообразием

Еще по теме 18. Понятие денежного обращения. Виды денег, функционирующих в денежном обращении.:

  1. 5.1. Понятие «денежный оборот», его содержание и структура
  2. Тема 1.5. Измерение денежной массы. Денежный оборот и его законы
  3. ГЛАВА V. ФУНКЦИЯ ПЛАТЕЖНОГО СРЕДСТВА. КРЕДИТНЫЙ БАЛАНС ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ.
  4. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  5. Денежная система. Виды денежных систем Понятие денежной системы и ее виды

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

Вопрос № 40. Денежное обращение. Закон денежного обращения.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Иными словами,

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денеж обращения явл :

Обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2) Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций . Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи . Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные - в дебет других. Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж ; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России.

Закон денежного обращения.

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

где M - масса денег;

P - цена товара;

Y - скорость обращения денег;

Q - количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:

M= а цена товара

P= уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator -- умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Денежное обращение – движение денег в процессе выполнения ими функции средства обращения и средства платежа. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение движение наличных денег в сфере обращения. Наличные деньги используются для оплаты товаров, работ, услуг, заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, командировочных расходов и т.д. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью банкнот и металлических монет.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности, порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций.

По объему оборот наличных денег существенно меньше безналичного оборота, однако его экономическое значение чрезвычайно велико. Именно в сфере налично-денежного обращения происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. Поэтому от состояния налично-денежного обращения во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Выпуск наличных денег происходит ежедневно в пределах сумм, изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения. Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения.

Эмиссионное регулирование включает:

- определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

- документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

Банком России установлены следующие принципы организации наличного денежного обращения в Российской Федерации: принцип номинала; принцип необязательности обеспечения; принцип монополии; принцип уникальности; принцип безусловной обязательности; принцип неограниченной обмениваемости; принцип разграничения компетенции.

Безналичное обращение движение стоимости без участия наличных денег. По экономическому содержанию различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, а также издержки на печатание и доставку наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетовв любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: безналичный оборот возникает только при внесении наличных денег в кредитные организации, а наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитной организации.

В Российской Федерации применяются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; чеками; по инкассо.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов, открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение плательщика (клиента) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств или распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения.

Платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Процедура расчета платежными поручениями представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Процедура расчетов платежными поручениями

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) кредитов, займов, депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или установленный договором банковского счета, либо в срок, определяемый обычаями делового оборота, применяемыми в банковской практике.

Аккредитив условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому исполняющему банку произвести такие платежи. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В процедуре расчета чеками участвуют чекодатель, чекодержатель, плательщик. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Находящиеся в движении средства необходимы для осуществления платежей, поддержания круговорота товаров и услуг, накопления — это их основные функции.

Сущность закона денежного обращения

Этот закон позволяет узнать, какие суммы нужно ввести в оборот, чтобы деньги полноценно выполняли свои функции. Общий объем финансов зависит от следующих условий:

  • количество услуг, товаров, которые необходимо реализовать. Чем их больше, тем интенсивнее нужно подпитывать денежный оборот платежными средствами;
  • расценки на услуги и товары. Здесь проявляется такая же зависимость, как и в предыдущем случае;
  • интенсивность денежного оборота. Чем выше скорость, тем меньше нужно денег для его функционирования.

Важным фактором считаются и условия производства, поскольку развитое, продуманное разделение труда становится причиной большего объема реализованной продукции. Рациональное производство влияет на ценообразование: чем выше результативность труда, тем ниже себестоимость продукции.

В ходе товарных операций национальная валюта постоянно обращается в наличном или безналичном виде, такие операции тесно взаимосвязаны, они не существуют по отдельности. До того, как обрести привычную вещественную форму, финансы перемещаются по сети банковских счетов в виде переводов, депозитов, безналичных платежей.

Закон денежного обращения, впервые сформулированный Карлом Марксом, поясняет, что в обращении должен присутствовать такой объем денег, который способен в полной мере осуществлять возложенные на национальную валюту задачи.

Формулы расчета денежного обращения

Упомянутый закон можно интерпретировать с помощью алгоритма

  • Д — масса денежного характера;
  • Т — масса товарного характера;
  • Ц — цены;
  • V — скорость цикла.

Формула Фишера, в свою очередь, иллюстрирует взаимозависимость значения денежной массы (Д), количества произведенных услуг и товаров (Q) и цен (Р):

Суммы, находящиеся в обороте, зависят от нескольких обстоятельств:

  • показатели товарной массы. Чем выше их величина, тем больше нужно денег для круговорота. Структура товаров может также включать ценные бумаги, разнообразные активы, земельные и трудовые ресурсы. Полноценный обмен нуждается в большом ассортименте;
  • уровень цен и количество денег имеют обратную связь. В условиях снижения цен появляется необходимость в увеличении вводимых сумм;
  • скорость денежного обращения определяется количеством циклов, которые совершаются в заданный временной промежуток. В течение года в странах, имеющих высокий уровень развития, деньги проходят 2-3 круга. Если национальная экономика подвержена гиперинфляции, за год наблюдается до 20 оборотов.

Необходимо принять во внимание условия, оказывающие обратное влияние на денежную массу:

  • чем активнее население совершает покупки в кредит, тем меньше финансов требуется для оборота. В процессе банки изымают денежную массу, собирая ее на внутренних счетах;
  • со стороны субъектов хозяйствования — скорость совершенствования и расширения способов приема платежей;
  • периодичность осуществления выплат — чем чаще участникам рынка поступают денежные средства, тем быстрее их оборот без необходимости внешнего пополнения.

Методы государственного регулирования

Если баланс между результатами производства, ценообразованием и денежной массой имеет отклонения от нормы, для обеспечения внутренней экономической стабилизации государство может использовать две меры воздействия на денежное обращение.

Первая — денежная реформа — изменение принципов финансовой системы (в частности, поддержка компаний и предприятий), нацеленное на укрепление оборота.

Вторая — деноминация — сводится к производству новых денег, эквивалент которых приравнивается к большему числу старых денежных знаков.

Эти методики способны негативно сказаться на уровне жизни населения, но их использование может стать оправданным, если необходимо избежать дефолта.

Поделиться