Способы передачи чужой речи упражнения. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему. І. Организационный этап

Ответьте на вопросы:

1.Чем характеризуется прямая речь как способ передачи чужого высказывания?

2.В чём заключается отличие косвенной речи от прямой?

3.Что представляет собой несобственно-прямая речь? В чём сходство её с прямой речью? С косвенной?

4.Каковы условия замены прямой речи косвенной? Всегда ли возможна замена?

Упражнения

Упражнение 112. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите прямую речь и укажите, что она передает: 1) высказывание другого лица; 2) слова самого автора; 3) невысказанную мысль и т. д. Отметьте, где находятся слова самого автора (вводящие предложение по отношению к прямой речи). Обратите внимание на порядок слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов. Определите лексическое значение глаголов в составе авторских слов (глаголы речи, высказывания, мысли, чувства, движения и др.).

I. 1. Расскажи мне, как это было попросил я старуху. (М. Г.) 2. Тогда один из людей догадался и крикнул громко Не троньте его. (М. Г.) 3. Уж не помер ли Вася-то? Подумал я - так внезапно оборвалась музыка. (Аст.) 4. Эту музыку мальчик, написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом - продолжал Вася. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор. (Аст.)

II. 1. Я смотрел на нее и думал Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Г.) 2. Будет! сказал Павел. Больше я не дамся... (М. Г.) 3. Когда уже совсем завечерело, бабушка сделала окончательный вывод. Так я и знала! Так я и знала... Сколько я говорила старшему-то Кольче Не покупай эту кобылу, не покупай! (Аст.) 4. Вы имели право подозвать меня к барьеру проговорил Павел Петрович а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу. (Т.)

Упражнение 113. В следующих предложениях найдите косвенную речь. Устно перестройте предложения так, чтобы получилась прямая речь.

1. Я доказывал Сметаниной, что художники должны учиться чувству красок около моря. (Пауст.) 2.Почувствовал Петька, что Васька правду говорит и про орехи и про ежа. (Гайд.) 3. Егор быстро прочитал записку и сказал ребятам, что все сделает, что в город он поедет как раз через неделю, а до тех пор обязательно сам зайдет к Ивану Михайловичу. (Гайд.) 4. Где будут строить, этого Иван Михайлович еще и сам не знал, но насчет труб он разъяснил, что их вовсе не будет, потому что завод будет работать на электричестве. (Гайд.) 5.Он сказал матери, что просто заблудился, и мать поверила ему. (Гайд.) 6. С тех пор прошла что Жилина слова, что он мастер. (Л. Т.)

Упражнение 114. Перестройте предложения так, чтобы получилась косвенная речь.

1. Я сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 2. Я сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 3. Я сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 4. Ты сказал: «Я скоро поеду в Ленинград» 5. Ты сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 6. Ты сказал: «Он скоро поедет в Ленинград». 7. Он сказал: «Я скоро поеду в Ленинград». 8. Он сказал: «Ты скоро поедешь в Ленинград». 9. Он сказал: «Он скоро поедет в Ленинград».

Упражнение 115. Возможна ли замена прямой речи косвенной в следующих предложениях? Если нет, то почему?

1.«Папочка», - раздался тихий голос, как будто искавший защиты. (Кор.) 2. «Так точно, барышня», - пояснил ямщик, равнодушно чиркая спичкой по облучку. (Кор.) 3.«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» - сказал себе Левин, заметно двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы. (Л. Т.) 4. «Да ведь что же сказать? Одним словом - герой!» - как бы про себя рассуждал Гриша. (Фурм.) 5.«Верно... верно... верно...» - рокотом катилось в ответ. (Фурм.) 6. «Ну и ветер! - подумал я. – Этак и все деревья переломать можно». (Гайд.)

Упражнение 116. В следующих предложениях определите, каким способом передана чужая речь.

1. Рассказал Жилин, как с ним дело было и говорит: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». (Л. Т.) 2. Он хотел пойти к ней и спросить, не видела ли она Петьки; но его задержал Иван Михайлович: «Вы когда в Алешино бегали, ребята? В субботу или в пятницу?» (Гайд.) 3. Когда дома их спрашивали, где они пропадают и что они ищут, они с гордостью отвечали: «Мы ищем глину». (Гайд.) 4.«...Тут и тебе посылка есть. Только отец наказывал, чтобы спрятал ты ее и не трогал до тех пор, пока он не вернется». (Гайд.) 5. «Вероятно, козы», - подумал он, поднося к глазам бинокль. Но, присмотревшись, он ахнул и, схватив телефонную трубку, крикнул на батарею, чтобы перестали стрелять. (Гайд.)

Упражнение 117. Используя формы косвенной и прямой речи, а также вводные слова и предложения, составьте и запишите предложения, включая данные ниже цитаты.

Образец: ««Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего. (Бел.) 1. Как писал В. Г. Белинский, ««Горе от ума»» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего». 2. «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего», - писал В. Г. Белинский. 3.В. Г. Белинский писал, что «Горе от ума» есть явление необыкновенное, произведение таланта сильного, могучего».

1. «.... В народной речи есть своя свежесть, энергия, живописность, а в народных песнях и даже сказках своя жизнь и поэзия... ». (Бел.) 2. «У народа есть своя литература - прекрасная, неподражаемая; но она не подделка, она выпевается из среды самого народа».(Л. Т.) 3. «Настоящая народная песня за внешнею простой, за формой – не гонится, аумеет говорить от души самыми простыми и, потому, красивыми словами». (М. Г.) 4. «В его (Пушкина) стихах впервые сказалась наша живая русская речь, впервые открылся наш действительно русский мир». (Добр.)

Тест
по теме «Чужая речь», 8класс

Тестовые задания составлены на основе материалов:
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс.М.:ВАКО, 2010.- С.53.
2.Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р. Дускаева. Русский язык в таблицах, тестах и формах ОГЭ и ЕГЭ: учебное пособие.- Перм.ун-т.- Пермь. - С.100-101
1.Найдите ошибку в цитировании.
А) Чернышевский, сосланный в Якутию, пророчески писал: «Через несколько времени будут жить и якуты по-человечески»
Б) Чернышевский писал, что «через несколько времени будут жить и якуты по-человечески».
В) Чернышевский писал, «что через несколько времени будут жить и якуты по-человечески».
2.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Коля тихо прошептал: «Нас никто здесь не найдет».
Б) Пословица гласит – «Что посеешь, то и пожнешь».
В) «Умею коротко говорить о длинных вещах», - как-то сказал о себе Чехов.
3.Найдите предложение с речевой ошибкой.
А) Теркин говорил товарищам бойцам, что я не гордый.
Б) Учитель похвалил Ваню и сказал, что он молодец.
В) С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. (А.Серафимович)
4.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.
Б) «На днях я уезжаю в Москву, - сказал он.- Вернусь через неделю».
В) «Двадцать, - сосчитала Верочка и со вздохом добавила: - Как долго!».
5.В каком предложении не нарушены речевые нормы?
А) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
Б) Он произнес то, чего никто не ожидал.
В) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
6.В цитате пропущены слова. (Пропуск слов в цитате). Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
А) Л.Н.Толстой писал: «В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы».
Б) Л.Н.Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти».
В) А.Н.Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин».
7. Отметьте предложение, соответствующее схеме: «П», - а.
А) «Ты хозяйский сын? – спросил его незнакомец. (М.Лермонтов)
Б) «Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках», - сказал Григорий Александрович.(М.Лермонтов).
В) А мама однажды сказала отцу: «Это все твое анархическое воспитание». (К.Паустовский).
8.Укажите предложения, в которых верно оформлена прямая речь.
А) Он приветливо спросил: «Вы давно приехали в Ялту?».(А.Чехов)
Б) «Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег». (М.Лермонтов).
В) Над самым ухом прозвучал басистый голос «Эй, посторонись!» (Ю.Яковлев).
9. Укажите предложение, в котором цитата оформлена с помощью вводных слов.
А)Шекспир говорил: «Милосердие – вернейший знак величия».
Б)По словам Л.Толстого, «знание только тогда знание, когда оно приобретено условиями своей мысли, а не памяти».
В) «Слово – самое сильное оружие человека», - утверждал Аристотель.

Ответы:
1.В
2.Б
3.А
4.А
5.Б
6.А
7.Б
8.А Б


▫ Вот это всё о чём? Что толку, что механизм раскрыт? Дальше-то что? Ах..., да, ``результаты работы помогут разработать стратегии...``
▫ Эх, дорогая Светлана Александровна! Я и рад был бы разделить эту радость с вами, но я слишком хорошо знаком со всеми подобными предложениями в сети, а потому просто советую вам на этот счёт не обольщаться. Скорее всего отборочный тур прошли все номинанты этого конкурса и подобные предложения направлены каждому. Альманах Российский колокол, каким бы известным и полюбившемся его не представляли, неизвестен почти никому, а вот чтобы сделать его известным, нужны такие авторы, как вы, которые согласятся на определённые финансовые вложения за публикацию своего труда. При этом замечу, что вместо гонорара вы получаете квитанцию о переводе на счёт редакции оговоренной суммы. Так как сумма будет вполне подъёмной, вас это не очень расстроит, но если вы просчитаете общий вклад в общее дело, то вы увидите, что собранной суммы окажется достаточно на издание как минимум двух таких альманахов-приложений. На таких условиях и вы сможете открыть свой издательский дом и жить на `широкую ногу`, проводить при этом литературные конкурсы в Инете, которыми вы станете завлекать ищущий признания пишущий народ в свои сети.
▫ не хочу портить себе настроение.... ` Уж ежели Ирина Тимофеевна солит огурцы, то лучше к ней во двор не заходить -- изругает вконец, заплюет, собаками затравит да еще сама выйдет за ворота, подопрет зд и начнет горланить на всю улицу, растрясет твою родню по восходящей и нисходящей линии. Нет для нее большей обиды, как если ее потревожат за таким глубокомысленным делом. ..Солила Ирина Тимофеевна огурцы, делала самое свое серьезное дело, ничего вокруг не видела, знать не хотела. /////// Да, пожалуй, толком она и не знала, кто после кого приходил, кто кому враг, что кому нужно, кто чем болел,-- было для нее это делом десятым, пустячным. . Ну, пришли, ну, ушли,-- что за беда? -- Ты мне голову не дури,-- говорила она с припевом,-- я твоего счета не понимаю. Зарядил одно -- при деникинцах да при деникинцах. Нашел примету какую. Мне ты по числам скажи, так и то не вспомню. Что они, эти самые деникинцы твои, солнце застили, что ли? Нет, браток, у меня календарь верный, огород не собьешь. Он всегда в свое время.`
▫ С годами, как никогда остро понимаешь, что самое ценное в человеке его здоровье. Не дай бог превратиться в овощ и стать обузой для своих близких. Только современное состояние российской медицины никак не способствует укреплению здоровья граждан. Проходишь комиссию и вдруг выясняешь, что у тебя целый букет болячек, которые непременно надо начать лечить. При этом направление в платную клинику, где после анализов выявляется такое, что сразу ложись в гроб и жди смертного часа. Но, конечно же, исключительно для вас и только на сегодня осталась ваша последняя надежда - лекарства из их личной аптеки. И ничего, что это БАДы (от них никто не умер) Более эффективного средства от вашей болезни не существует, а потому берите, не экономьте на своём здоровье. И вообще, если верить врачам, то здоровых людей нынче не бывает по их определению.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Содержание:

Теоретический блок.

Письменные работы:

Карточки с обучающими упражнениями;

Карточки с контрольными упражнениями;

Письменные работы творческого характера.

1 - фонетический разбор

2- разбор по составу

3- морфологический разбор

4- синтаксический разбор

Таблица успеваемости.

задание

номера заданий

упражнения на закрепление

392

393

398

400

карточки с обучающими упражнениями

карточки с контрольными упражнениями

творческие работы

Публичное выступление на общественно значимую тему.

1. Теоретический блок с упражнениями на закрепление.

Прочитайте материал зачётного раздела и выполните упражнения к нему.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь - это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (написал).

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь.

ОБРАЗЕЦ: Капитан крикнул: «Купаться!»

Прямая речь заключается в КАВЫЧКИ!

А: «П».

«П», - а.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

А: «П!»

«П!» - а.

«П? - а. - П».

«П! - а. - П».

А: «П?»

«П?» - а.

«П! - а. - П!»

( упр. 392) Постройте к данным предложениям схемы.

1.«А у нас какой лучший город?» - спросил опять Манилов. 2. «Петербург», - отвечал Фемистоклюс. 3. «Право, останьтесь, Павел Иванович! - сказал Манилов. - Посмотрите, какие тучи». 4. «Как вам показался наш город? - примолвила Манилова. - Приятно ли провели там время?» 5. «Очень хороший город, - отвечал Чичиков, - и время провёл очень приятно». (Н.Г.)

( упр. 393) Спишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1.Молчание нарушил этот неизвес…ный произнеся низким голосом добрый день симпатичнейший Степан Богданович. 2.Да, мы атеисты улыбаясь ответил Берлиоз. (Булг.) 3.Да ведь это школа радостно 2 сказал шофёр тут учительница живёт. (Пауст.) 4.А почему мне ехать вправо спросил ямщик с неудовольствием где ты видишь дорогу 5.Прошу не умничать сказал я своему дядьке сейчас неси сюда заячий тулуп (П.)

Диалог . Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки; перед репликой ставится тире , а кавычки не ставятся.

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю, - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. (М.Г.)

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все её формы и особенности. Они представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, когда, почему и др.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение

Союзы что, будто

Побудительное предложение

Союз чтобы

Вопросительное предложение:

С вопросительным местоимением или наречием

Без вопросительного слова

Вопросительное местоимение или наречие

Частица ли

Местоимение 1-го лица (я, мы)

Местоимение 2-го лица (ты, вы)

Лицо адресата чужой речи

(упр.398)Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, запишите их.

ОБРАЗЕЦ: Учитель спросил ученика: « Ты готов к ответу?» -

Учитель спросил ученика, готов ли он к ответу.

1.Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». 2.Мы встретили друзей и спросили: «Куда вы идёте?» 3.Учитель попросил дежурного: «Принеси, пожалуйста, мел». 4.Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?» 5.Бабушка попросила внучку: «Прочитай мне это письмо».

(упр.400)Каждое предложение перестройте так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение; сделайте это при помощи: 1) вводных слов; 2)косвенной речи; 3)прямой речи.

1.Хорошая книга - настоящий праздник. 2.Внимательное и быстрое чтение - очень важный навык.

Цитаты и знаки препинания при них. Цитаты - это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

Н.Г.Чернышевский справедливо считал, что «развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни».

В.Г.Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост…»

В поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» лейтмотивом всего произведения являются следующие строки:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Письменные работы

Карточки с обучающими упражнениями

1.Прямая и косвенная речь. Спишите предложения, постройте к ним схемы.

1.Уложив котомку, старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал: «Возьми, капитан, береги, он принесёт тебе счастье». 2. «Погоди, капитан», - сказал Дерсу. 3. «Что будем делать?» - спросил я Дерсу. 4. «Не надо, не надо, капитан!» - говорил он испуганно и торопливо. 5. «Теперь, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт». (В.Арсеньев) * Подчеркните глаголы в повелительном наклонении.

2.Прямая и косвенная речь. Спишите, расставляя знаки препинания.

А как ваше здоровье Славу богу не пожалуюсь сказал Собакевич И точно, не на что было жаловаться, скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформированный помещик Да вы всегда славились здоровьем - сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич Мне кажется сказал председатель вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него Нет, не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н.Гоголь)

3.Прямая и косвенная речь. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные глаголы. Предложения запишите.

1.Садитесь в машину! Прокачу с ветерком! 2.Где начинается наша река? Надо об…зательно добраться до её истоков. 3.Тише! Слышите, как залива…тся соловей?

4.Прямая и косвенная речь. Запишите данный текст в виде диалога.

Ну, а теперь расскажи мне, что ты сейчас пишешь. Я пишу книгу. Повесть? Не совсем. Роман? Нет. Её совершенно 2 нельзя назвать романом. А, я знаю, ты пише…шь очерки. Вряд ли. Так видно это будет нечто (авто)б…ографическое. Чтобы её написать, нужно рассказать о людях, с которыми пришлось повстречаться в течение жизни. Так что же ты пишешь в конце концов? Книгу. (В.Солоухин.)

Карточки с контрольными упражнениями

Выберите одну карточку и выполните задания к ней.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 1 вариант. (с.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Каникулы! радостно кричали дети.

В развитии народной жизни видел Чернышевский причину развития языка.

Пугачёв сказал Гринёву Ты передо мной виноват.

Какая у вас температура? спросил врач.

Почему мне не ехать вправо? спросил ямщик Где ты видишь дорогу?

Переделайте из данных предложений предложения с косвенной речью и вводными словами.

Врач спросил: «Что вас беспокоит?»

Очевидцы рассказали: «Мужчина сам бросился под поезд».

«Красота требует жертв», - отвечают парикмахеры.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 2 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Когда ты пойдёшь в библиотеку? спросила мама.

В.Г.Белинский писал Стих Пушкина благороден … верен духу языка.

Петя воскликнул Вот так подарок!

Как вам угодно сказал урядник делайте, что хотите.

Кто такой Плюшкин? спросил Чичиков.

Врачи говорят о том, что курение вредно для лёгких.

Безусловно, внимательное и быстрое чтение - важный навык.

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи», 4 вариант. (ср.) Расставьте знаки препинания, постройте схему.

Света радостно закричала Подснежники распустились!

М.В.Ломоносов считал Язык российский ни единому европейскому языку не уступает.

Куда идёт автобус? спросили мы у шофёра Нам нужно в центр города.

Красиво у вас прошептал от восторга Сергей.

Мошенник! отвечал Собакевич.

Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Ученики знают, что быстрое и внимательное чтение - полезный навык.

Учитель спросил, кто из ребят дежурный.

Учитель сказал, безусловно, за мелом сходит Сергей.

Коля сказал, конечно, его брат - сварщик.

3. Письменные работы творческого характера.

1) Публичное выступление на общественно значимую тему.

Содержание должно соответствовать ряду требований:

1. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики

2. Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3. Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4. Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5. Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

Композиционно-логические части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой

изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил :

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Запишите небольшое высказывание о важной, по вашему мнению, проблеме.

Составление сравнительной характеристики двух знакомых лиц.

К. Брюллов «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».

Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге - Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой - большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

Поза, руки.

Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки.

Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой - хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.

Лицо.

Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное).

Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.

Глаза.

Широко раскрыты, приветливы, лучисты.

Прищуренные, добрые.

Взгляд.

Выразительный, обращён к зрителям, добрый.

Сосредоточенный, ласковый.

Нос.

Маленький, короткий, аккуратный.

Немного острый, средний по величине, прямой.

6..

Рот, губы.

Маленький, изящный; яркие алые губы.

Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.

Волосы.

Темные, плотно уложены и гладко причёсаны.

Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.

Одежда.

Одета в амазонку - женское длинное платье особого покроя для верховой езды.

Одета в амазонку.

Характер.

Романтичный. Открытая и свободная в разговоре.

Мечтательный, сдержанный.

10.

Отношение художника.

Выписывает каждую деталь.

Выписывает каждую деталь.

Образец сочинения:

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки - родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Создайте своё сочинение: на основе картины К.Брюлова или можете описать двух своих знакомых лиц.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Ваша задача: записать какую-либо историю, в которой либо необходимо описать кого-либо или что-либо (внешность друга, местность, время суток и т.д.) или порассуждать о том, что случилось в повествовании. Текст должен состоять не менее из 8-9 предложений.

28.03.2017 4920 512 Габитова Марина Владимировна

Контрольный тест по теме
«Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, способы цитирования».
1. Установите соответствие:
А) передача слов двух и более лиц; 1- прямая речь;
В) передача чужой речи от лица говорящего,
а не того, кто ее произнес; 2- косвенная речь;
С) дословные выдержки из высказываний,
Произведений для подтверждения своей мысли; 3- диалог;
Д) точно воспроизведенная чужая речь. 4- цитата.
2. Укажите предложение с цитатой, оформленной как прямая речь.
А) Белинский писал о пушкинском стихе, который «благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
В) Стих Пушкина, как писал Белинский, «благороден,…, прост, верен духу языка».
С) Белинский писал, что «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Д) По словам Белинского, «стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу…»
Е) Белинский писал: « Стих Пушкина благороден, изящно прост, верен духу языка».
3. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, - а, - п».
А) Эй добрый человек закричал ямщик Скажи не знаешь ли где дорога
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица.
С) И хором бабушки твердят Как годы наши-то летят
Д) Его надо проучить подумала она и это будет ему наука.
Е) Послушай мужичок сказал я ему знаешь ли ты эту сторону
4. Косвенный вопрос передан в предложении:
В) Мы спросили библиотекаря, что нам прочитать об Австралии.

Е) Учитель попросил, чтобы мы принесли завтра повесть Гоголя «Шинель».
5. Установите соответствие.
А) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.
В) «Завтра ожидается резкое понижение температуры!» - сообщили синоптики.
С) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.
Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.
Е) «А погода-то всё хуже и хуже…»
1- способ №1; 2- способ №2; 3- способ №3; 4- способ №4; 5- способ №5.
6. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П»,-а.
А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю
В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица
С) Он грозно закричал Зачем ты сюда явился
Д) Не трогайте его закричал Дубровский.
Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя.
7. Предложение соответствует схеме «П, -а. – П?»
А) Теперь подумал я тропинка куда-нибудь приведет
В) Капитан сказал Возьми этот талисман, он принесет тебе счастье
С) Стой братцы стой кричит Мартышка Погодите
Д) Извините за беспокойство обратился ко мне мальчик Не могли бы вы сказать как пройти к пристани
Е) Погоди капитан сказал Дерсу.
8. Найдите схему, соответствующую предложению Мне кажется сказал он что люди живут по-иному чем мы.
А) «П», - а. В) «П! –а.-П». С) «П?-а.-П» Д) «П,-а,-п» Е) А: «П».
9. Какой способ передачи использован в следующем тексте:
«Ты где живешь, мальчик?» - «Вон моя хата. Прямо у дороги».- «А родители дома?»- «Нет, но скоро будут».
А) диалог; В) монолог; С) прямая речь; Д) косвенная речь; Е) цитата.
10. Найдите схему, соответствующую предложению Мастер спросил Вы знаете когда начинается рабочий день
А) А: «П?» В) «П!-а.-П?» С) «П, - а, -п». Д) «П?» - а. Е) А: «П!»
11. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении Сдержанные рыдания матери заставили ребёнка проснуться и взглянув на неё и на стоящую рядом бабушку ребенок тоже заплакал.
А) 5; В) 4; С) 3; Д) 2; Е) 1.
12. Укажите пропущенные знаки препинания в предложении Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода
А) кавычки, запятая, запятая, кавычки, точка.
В) кавычки, запятая, тире, точка, восклицательный знак, кавычки;
С) кавычки, запятая, тире, запятая, тире, восклицательный знак, кавычки.
Д) кавычки, точка, кавычки, запятая, восклицательный знак.
Е) кавычки, восклицательный знак, тире, запятая, восклицательный знак, кавычки.
13. Укажите предложение, в котором прямая речь – побудительное предложение.
А) «Опять не то!»- воскликнул Петр Васильевич.
В) «Ох, напрасно вы способствовали их свадьбе!» - сказала Бопай со вздохом брату.
С) В полдень широкая степь огласилась криками: «Уводят! Уводят!»
Д) Вскочил да кричит: «Доктора! Пошлите за доктором!»
Е) «Никогда!» - Шокан даже вздрогнул от негодования.
14. Выберете из предыдущего задания предложения, соответствующие схеме А: «П!»
15. Установите соответствие предложений и схем.
А) Что же ты мне подаришь спросил Гриша у моря Хорошо бы большую раковину.
В) Дивился старый Тарас и говорил Не Остап, а добрый, добрый воин.
С) Погоди Серёженька отвечает она я занята
Д) Положи на место сказала мама, видевшая все в зеркале.
Е) Да ты этого не читал воскликнул он вдруг Ты не читал этого вовсе
1- «П, -а,-п». 2- «П! –а.- П!» 3- «П? –а.- П». 4- А: «П». 5- «П»,- а.

16. Укажите предложение, соответствующее схеме «П? –а.- П?»
А) О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король.
В) Ты с нею танцуешь мазурку сказал он торжественным голосом она мне призналась.
С) Когда же ты приедешь спрашивала она Сколько мне ещё ждать
Д) И когда он ешё приедет прибавила она то не принимать.
Е) Должно быть сон дурной видели продолжал он всё приветливее и ласковее.
17. Укажите предложение с косвенной речью.
А) Говорит им князь тогда В добрый путь вам господа.
В) Я ей сказал Хочешь пойдем прогуляемся в саду.
С) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи, друг одинокий.
Д) Смотритель объявил что лошади присланные из деревни ожидают его.
Е) Вдруг говорят мне Человек вас спрашивает.
18. Предложение соответствует схеме «П!» - а.
А) Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать.
В) Их отпустили до приговора сказал дворник Объявят завтра, в девять вечера.
С) Мама мама закричал вдруг он.
Д) Дедушку знаешь мамаша матери сын говорит.
Е) На вопрос мой Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа
19. Укажите предложение из предыдущего задания, соответствующее схеме «П,-а.-П».
20. Мелодия росла поднималась бушевала и вот она понеслась как ветер к вершинам деревьев. Пропущено запятых
А) 3; В) 4; С) 7; Д) 6; Е) 5.
21. Поражало безмолвных посетителей филиала то (1) что хористы (2) рассеянные в разных местах (3) пели очень складно (4) как будто весь хор стоял (5) не спуская глаз (6) с невидимого дирижёра. Укажите цифры, на месте которых надо поставить запятые.
А) 1,3,4; В) 1,2,3,4; С) 2,3,4,5; Д) 1,2,3,4,5,6; Е) 1,2,3,4,5.
22. Ещё не такие песни я слушала ночью темной (откуда такая нежность?) у самой груди певца. (Цветаева) Чем осложнено предложение?
А) прямой речью; В) косвенной речью; С) вставной конструкцией;
Д) обращением; Е) вводным словом.
23. Косвенный вопрос передан в предложении:
А) Попробуем определить, так ли хорош этот комбайн в эксплуатации.
В) Морозка, перегнувшись через перила, смотрел на потоки бущующей воды.
С) Мы горячо доказываем, что предстоящая конференция станет судьбоносным явлением в истории страны.
Д) Мать обрадовалась встрече, всё целовала Машу и спрашивала, здорова ли она.
Е) Маратик подумал о том, как расстроятся его родители, узнав о его побеге.
24. Выберете предложение из предыдущего задания, в котором косвенную речь можно заменить прямой. Получившееся предложение запишите.
25. Абай – мудрость, совесть, душа казахского народа. (Мухтар Ауэзов) Оформите цитату несколькими возможными способами.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Поделиться