Шлем невского с арабской надписью. Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы "мусульманским" оружием. Историческая ценность шлема

События 17 века в районе Балтики уже отличались от событий 16 века и более ранних. Стало достаточно тихо. За весь 17 век уровень воды в Балтике снизился не более чем на 10 метров, а, скорее всего метров на 7-8. Какие-то метры были обусловлены нарастанием ледяных масс на полюсах и общим понижением уровня мирового океана, а какие-то были обусловлены дальнейшим поднятием Скандинавского щита. Он и сейчас поднимается, правда уже совсем медленно. При этом южная часть Балтики, в том числе в зоне Копенгагена опускалась, что привело к эффекту наклонённой тарелки. Ладога и Балтика наклонились и Нева сменила направление стока. Теперь сток шел не в Ладогу и далее по Свири в Онегу и в Белое море, а в Атлантику. К рубежу 17 и 18 веков Нева оформилась как река в своём современном виде. При этом был период, когда Балтика отступила, а Ладога оставалась еще полноводной, и в какой-то момент прошел прорыв на участке современных Ивановских порогов. Несколько десятилетий в этом месте было что-то схожее с современными порогами в Лосево на Вуоксе . Мелко и с адским течением - 8-10 метров в секунду. Потоками воды брешь постепенно расширялась, сила потока уменьшалась, однако до конца 19 века этот участок Невы был непроходим для судов. Первые попытки расчистить русло были в 1756 и 1820, но толку было мало. Стал возможным лишь спуск вниз по течению небольших лодок. Судоходным, да и то лишь для некоторого типа судов, этот участок Невы стал только в 1885 году после масштабных дноуглубительных работ. А современное состояние, при котором по Неве способны ходить даже круизные теплоходы и баржи, было сделано в СССР в 1930-х и, особенно, в 1973-78 гг. При этом даже сейчас скорость течения на отдельных участках достигает 4-4,5 метров в секунду , а глубина всего 4-4,5 метра .

После прорыва Ивановских порогов старое русло Тосны уже не справлялось с потоком воды из Ладоги, русло реки расширилось, а в зоне нанесённого потопом условного 13 века песка в Невской губе были пробиты несколько рукавов, которые образовали череду островов. Ныне это всем известные питерские острова Васильевский, Петроградский, Заячий, Каменный, Крестовский и пр.. Образовалась так называемая дельта Невы. Следы этого потока воды в Невской губе некоторые исследователи сейчас воспринимают как старые русла Тосны на картах 18 и начала 19 веков. То есть старую дельту Тосны. Однако это ошибка. Старое русло Тосны не имело никакой дельты и тянулось прямиком до Кронштадта. Примерно там где сейчас прорыт Морской канал. Его полностью занесло песком в потоп условного 13 века. Хотя, возможно Кронштадт и был островом формирующим старую дельту Тосны. Тут можно лишь гадать. Когда произошел прорыв в районе Ивановских порогов, а значит и определилась дельта Невы в совремнном виде, можно узнать из старых карт, в частности тех что я показал. Это вторая половина 17 века, скорее всего 80-е годы, может 70-е. Таким образом на сегодняшний день реке Нева в привычном нам понимании порядка 330 - 350 лет. А современный уровень воды в Неве установился к 1701-1703 годам.

Кстати о названии реки Нева. И Нево озера. В разделе лингвистика во второй части я не стал этот момент уточнять, ибо по ходу повествования это было преждевременным. Опережало бы повествование и следующий набор фактов. А сейчас, когда весь фактический материал изложен, будет самое время. Принято считать что Нево и Нева это от слова "новый". Нет, это заблуждение. На финском языке это означает лишь морской залив. Это финское название. И в беллетристике 19 века это еще хорошо помнили и об этом писали. Вот фото из географического словаря 1805 года .

И там где в Новгородских летописях упоминается Нева, подразумевался именно морской залив. А не конкретно река Нева в современном виде как нас сейчас уверяют историки. Это к вопросу жития Александра Невского и так далее. Куда там впадала река Ижора, в какой морской залив, когда он по утру строительный лагерь шведов дербанил.

Идем дальше. На рубеже 17 и 18 веков произошло крупное катастрофическое событие в каспийско-черноморском регионе. Возможно и еще-где-то. Есть высокая вероятность того, что и в Средиземноморье тряхонуло хорошо. Ряд исследователей пишут и об катастрофических событиях в современной Сибири в это время. Однако, я Средиземноморьем глубоко не занимался, равно как и Сибирью, а вот по Чёрному и Каспийскому морю это точно что так. Каспарал разделился на две акватории. Собственно Каспийское и Аральское моря. Там были существенные тектонические подвижки. Где-то выросли горы, где-то образовались провалы. В один из таких провалов и перетёк Каспий, это его южная часть сегодня. Волга и Дон разделились, Кубань сменила русло и устье, был прорван Босфор. Что касаемо Босфора, то есть следы его трёх локаций, я об этом выше уже упоминал. То есть это был третий, и пока что последний прорыв Босфора. Уровень Черного моря упал примерно на 100 метров в восточной части, и на 20-30 метров в западной. Напомню, что перед этим уровень моря поднялся до 150 метров в восточной части, о чём я писал выше. То есть сейчас античные города находятся на глубинах до 50 метров в восточной части и на меньших глубинах по мере смещения на запад. Плавное снижение уровня Черного моря продолжалось до 70-80-х годов 19 века. Ранее я считал что оно закончилось к началу 19 века, однако ряд картин представленных в Воронцовском дворце в Алупке говорят именно о том, что вода сходила еще на пол века дольше. Я склонен это событие считать одним из афтершоков глобального катастрофического удара условного 13 века (конец 12-го - начало 14-го). Как и балтийские терроформации. Однако, не исключаю и того, что это может быть самостоятельным событием со своими причинно-следственными связями. Именно это событие и послужило ослаблением Османской империи и началом серии русско-турецких войн.

В заключении про климат. Все катастрофы, а вернее непосредственно сама катастрофа и её афтершоки, безусловно не могли не сказаться на климате. И климат менялся. Где-то изменения были значительными, часть территорий попросту стали непригодными для жизни. По сути это всё заполярье. Сильно пострадала центральная Сибирь, Северо-запад Америки. В зоне тропиков из-за изменений розы ветров и влажностных характеристик атмосферы в прогрессирующей прогрессии стали развиваться сухие сезоны, что привело к образованию зоны пустынь. В тех местах, куда докатились волны цунами, в купе с недостатком дождей развились так называемые солончаки. Там где дождей было много, соль со временем вымылась и преобразовалась в ходе химических реакций, прежде всего в соединениях с органикой. В целом климат из ровного тёплого и влажного сменился на раздельные климатические зоны. Экваториальная зона максимально полно сохранила те признаки, которые были изначально. Разве что температура чуть повысилась. Полярные зоны стали очень холодными. Зона тропиков получила засушливые сверхжаркие сезоны. Зона умеренных широт получила максимально дифференцированные значения зимы и лета, особенно в континентальной части. Эти изменения прогрессировали по мере увеличения площади полярных шапок и уменьшения количества влаги и грязи (пыли) в атмосфере. Применительно к территории Балтики, изменения климата были последовательными в сторону похолодания. Уже начиная с 17 века климат стал непригодными для проживания крупных рептилий, стал регулярным период образования льда и снежного покрова зимой. К концу 18 века климат стал непригодным и для сомов и они сохранились лишь локально как реликт. Если опираться на анализ колец самых старых дубов, о чем я писал в 1 части, то можно предположить, что фаза максимально холодного климата в этом регионе началась с середины 19 века, точнее сказать сложно, ибо нужно проводить дендрологический анализ, либо выяснять даты спила этих дубов. Даты спила дубов я пока не выяснил, а дендрология мне как частнику энтузиасту недоступна. Тут уже скорее нужно опираться на беллетристику и на сводки метеонаблюдений, они уже существовали. Хотя к ним так же нужно относиться достаточно осторожно. Особенно к беллетристике. Картины художников скорее будут более надежным источником информации. Художники, как выяснилось, вообще самые честные носители информации. Исходя из тех картин что я изучал в Эрмитаже, в Голландии в 17 веке люди катались на коньках . Значит замерзание водоемов в Голландии было нормой. Чего не скажешь сейчас. В то же время в России ни один художник ранее 19 века привычный нам снег в виде сугробов не рисовал. Вот такие вот парадоксы. Так же необходимо отметить и то, что с середины 18 по середину 19 века в России массово выращивались ананасы и даже экспортировались в Европу . В оранжереях, но тем не менее. . Причем уже в открытом грунте. Есть сведения что монахи даже на Валааме выращивали арбузы . Нельзя не сказать и о том, что печное отопление в зданиях и храмах до 19 века предусмотрено не было. Например до сих пор в Екатерининском дворце в Пушкине и в Эрмитаже (Зимнем дворце) представленные в залах печи носят бутафорский характер. Некоторые на ножках прямо поверх лакированного паркета .

С началом промышленной эры воздух на планете вновь постепенно начал накапливать пыль и грязь что привело к постепенному снижению теплоотдачи с поверхности Земли. И процесс этот динамичен с прогрессией увеличения. Первые признаки глобального потепления были озвучены лет 30-40 назад, а сейчас это просто констатация факта. В дальнейшем нас ждет зимой вечный ноябрь, а летом вечный сентябрь. Это для региона Санкт-Петербурга. Я, кстати, на некоторых ресурсах это писал еще несколько лет назад, чем не мало удивил и даже посмешил читателей, особенно на питерском форуме рыбаков. Я им 5 лет назад говорил что лет через 20 мы забудем про зимнюю рыбалку со льда. Сейчас это уже не смешно. Про рыбалку со льда мы забыли уже в этом году, значительно быстрее чем я предполагал.

Что касаемо возвращения климата к тем значениям которые были до катастрофы условного 13 века, то это невозможно. Просто по той причине, что плотность атмосферы другая. В результате той катастрофы часть атмосферы была выброшена в космос, изменился её объем и химический состав. В частности кислорода стало значительно меньше. Насыщенность влагой так же стала другой. Раньше был водно-паровой купол который как плёнка парника создавал на планете ровный и теплый климат. До катастрофы 13 века солнце на небе было большой редкостью, особенно по мере приближения к экватору. И даже когда солнце появлялось, оно было в дымке. По-этому его и обожествляли, ему радовались и ему поклонялись когда его видели.

Ну вот в общем-то и всё. Дальнейшее вы знаете. К исходу 17 века уровень воды в Балтике и Ладоге достигли современного уровня. В 1703 году царь Петр Алексеевич начал раскапывать останки древнего города, что не понравилось шведскому королю. Последовала многолетняя война. Всё остальное, а именно личность Петра, хронология строительства города, это не предмет сегодняшней статьи. А по сему пришло время вас поблагодарить за чтение и откланяться.

В Оружейной палате Московского Кремля под инвентарным номером 4411 хранится воинский головной убор, украшенный золотым орнаментом и драгоценными камнями. До середины XIX века его демонстрировали с указанием, что это шлем святого великого князя Александра Невского. Изображение шлема даже попало на герб Российской империи - несмотря на то что среди украшающей его христианской символики выделяется арабская вязь со строкой из Корана. Но каким образом эта надпись оказалась на головном уборе православного князя?

Шапка ерихонская

Внешний вид шлема очень примечателен. Он выкован из красного железа и покрыт растительным золотым орнаментом. На нем размещены 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов, с трех сторон насечены золотом короны с крестами. Над передней задвижкой, защищающей нос, располагается изображение архангела Михаила.
Арабская надпись представляет собой 13-й аят 61-й суры Корана и переводится так: "«Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Даже без тщательной экспертизы заметно, что христианские изображения на шлеме появились позже данной надписи - некоторые из них слегка накладываются на нее сверху.
В сохранившейся описи царской оружейной казны от 1687 года шлем назван «шапка ерихонская» с припиской «Мики-тина дела Давыдова». То есть создателем головного убора указан мастер Никита Давыдов, работавший в Оружейной палате Московского Кремля с 1613 по 1664 год. В других исторических документах отмечено, что шлем был преподнесен в дар царю Михаилу Федоровичу, первому из династии Романовых, и упоминается дата этого события - 1621 год.
Но почему же владельцем головного убора называют Александра Невского, жившего намного раньше, в XIII веке?

Смерть великого князя

Историки Российской империи ссылались на легенду, согласно которой ерихонская шапка царя Михаила Федоровича была перекована из шлема святого великого князя.
В 1262 году в русских городах Владимир, Суздаль, Ростов и Ярославль начались восстания против татаро-монгольского правления, в ходе которых убили ордынских откупщиков дани. В это же время хан Берке, готовившийся к борьбе с Ираном, объявил военный набор среди жителей России. Великий князь Александр Ярославич, передав власть сыновьям, поехал к хану улаживать оба важнейших политических вопроса.


Его визит затянулся почти на год. Князю удалось уговорить хана не разорять мятежные города и отказаться от призыва российских воинов. Но, находясь в Орде, Александр Ярославич заболел (по некоторым данным, его отравили). На обратном пути он доехал до Городца Волжского (или Мещерского) недалеко от Нижнего Новгорода и там в Федоровском монастыре осенью 1263 года скончался, перед смертью приняв схиму под именем Алексий. Его тело было перевезено и похоронено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире (в 1724 году мощи,святого князя по приказу Петра I перезахоронили в Санкт-Петербурге).
Далее в легенде наблюдается некоторая нестыковка - потому что, согласно преданию, шлем великого князя был перевезен в Москву и позже оказался в Оружейной палате. Хотя Москва только через 100 лет после смерти Александра Невского стала центром Российского государства, а Оружейная палата впервые упомянута в документах как Оружейный приказ вообще только в 1547 году!
Где все это время находился шлем великого князя - неизвестно. Но данную легенду активно поддерживали представители царского дома Романовых. Делалось это сразу по двум причинам: во-первых, головной убор Александра Ярославича, переделанный для царя Михаила Федоровича, символизировал преемственность двух династий - Рюриковичей и Романовых. А во-вторых, вещь, когда-то принадлежавшая канонизированному в 1547 году и ставшему святым Александру Невскому, в глазах народа, несомненно, налагала отпечаток святости и на ее последующих владельцев.

Артист на ордене

Никаких документов о судьбе вещей князя Александра Ярославича не сохранилось. Российские историки долгое время придерживались версии, что шлем мог храниться в Федоровском монастыре -поскольку на Руси при принятии схимы надо было отдавать храму все личное имущество, - и спустя несколько столетий его передали в Оружейный приказ.
До середины XIX века считалось, что шлем был выкован в Золотой Орде, а арабскую надпись объясняли тесными связями Александра Невского с ее правителями. Когда-то его отец, Ярослав Всеволодович, отдал малолетнего сына на воспитание хану Батыю - это было одним из условий утверждения Ярослава на великое княжение. Александр вырос в ханской семье и даже побратался на крови с Сартаком, сыном Батыя, так что ему, несомненно, было известно значение арабской надписи.
Утверждение, что ерихонская шапка когда-то принадлежала святому князю, казалось бесспорным, и ее изображение попало не только на большой герб Российской империи, но и на учрежденный в 1725 году орден Святого Александра Невского. Знак награды представлял собой крест, в центре которого находился круглый медальон с изображение князя на коне. Фигура была очень мелкой, из-за чего черты лица вышли непроработанными, но шлем получился очень узнаваемым.
После Октябрьской революции эта награда была отменена, но в 1942 году ее учредили вновь - для награждения высшего командного состава. Эскиз разрабатывал художник Иван Телятников. Поскольку прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось, он воссоздал на ордене образ, созданный артистом Николаем Черкасовым в вышедшем в 1938 году фильме режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Соответственно, шлем великого князя стал другим, таким, как в кинокартине, - с большой надлобной иконой и без исламской надписи.

Арабский как второй церковный язык?

В середине XIX века историки пришли к единодушному выводу - ерихонская шапка царя Михаила Федоровича не является головным убором Александра Невского и создана в XVII веке (уже в советское время этот факт подтвердила тщательная научная экспертиза). Но ученым Российской империи не хотелось, чтобы такой яркий образец оружейного искусства считался творением зарубежных мастеров. Экспонат Оружейной палаты получил название «Шлем булатный работы Никиты Давыдова» и датировку - 1621 год. Исламскую надпись объясняли тем, что в начале XVII века арабский язык использовался на Руси для некоторых обрядов и в качестве второго церковного языка.


При этом исследователи ссылались на огромное количество хранящихся в разных музеях оружия и украшений, на которые нанесены арабские надписи. Например, на одной из богато инкрустированных сабель есть исламское изречение, которое можно перевести как «Во имя Бога, благого и милосердного». На шлеме царя Иоанна Грозного, из-за формы также названного ерихонской шапкой, по окружности семь раз повторяются арабские слова «Аллах Мухаммед». Исламская надпись присутствует даже на митре православного епископа, которая хранится в музее Троице-Сергиевой лавры, - она размещена под драгоценным камнем, расположенным рядом с православным крестом.
Подобной точки зрения придерживались и советские исследователи середины XX века (в частности, Ф.Я. Мишутин и Л. В. Писаревская): шлем царя Михаила Федоровича изготовлен русским мастером Никитой Давыдовым, а исламская надпись сделана, исходя из существующих в то время военных и религиозных традиций. Но если принять версию об арабском языке как втором церковном, почему на шлеме нет кириллической надписи, относящейся к основному церковному языку? И главное - почему на головном уборе нанесена цитата не из Библии, а из Корана?

Полотно за работу

В красочном альбоме «Государственная Оружейная палата» (авторы И.А. Бобров-ницкая, Л.П. Кириллова и др., год издания - 1990-й) приводится другая точка зрения. Исследователи считают, что русские мастера XVII века попросту копировали восточное оружие вместе с надписями на нем. По их мнению, шлем, который когда-то приписывался Александру Невскому, Никита Давыдов создавал с некоего несохранившегося образца, воспроизведя арабскую вязь и в дополнение украсив православной символикой.
Загадка ерихонской шапки царя Михаила Федоровича была раскрыта только в конце XX века, когда в исторических архивах отыскали лист из книги Казенного приказа, датированный 1621 годом, - о выдаче мастеру Никите Давыдову нескольких аршинов тканей, которые государь пожаловал ему за то, что он «венцы, мишени и науши наводил золотом» (венец - верх шлема, мишень - отдельный орнамент, науши - пластины для защиты ушей). Таким образом, русский мастер совершенно очевидно не изготавливал головной убор, а лишь дополнил и украсил его.
Дальше все достаточно просто и понятно. Само словосочетание «ерихонская шапка» указывает на ближневосточный город Иерихон - то есть шлем, как и многое другое оружие, был выкован на Ближнем Востоке, скорее всего - в Иране. Восточный булат в Средние века очень ценился -и надписи на арабском языке бережно сохранялись и служили чем-то вроде клейма качества.
Подлинный шлем Александра Невского пока так и не обнаружен. Но можно вспомнить, что осенью далекого 1808 года возле села Лыково Владимирской губернии крестьянка Ларионова нашла головной убор, принадлежавший отцу святого князя Ярославу Всеволодовичу (в этих местах в 1216 году была битва на реке Липице - одно из междоусобных сражений сыновей Всеволода Большое Гнездо за владимирский престол). Именно он послужил прообразом княжеского шлема в фильме Сергея Эйзенштейна и на советском боевом ордене. Так что есть надежда, что когда-нибудь найдется и головной убор Александра Невского. И, может быть, даже не один.

В Оружейной палате Московского Кремля под инвентарным номером 4411 хранится воинский головной убор, украшенный золотым орнаментом и драгоценными камнями. До середины XIX века его демонстрировали с указанием, что это шлем великого князя Александра Невского. Изображение шлема даже попало на герб Российской империи, несмотря на то, что среди украшающей его христианской символики выделяется арабская вязь со строкой из Корана. Но каким образом эта надпись оказалась на головном уборе православного князя, и известны ли истории подобные случаи?

На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин - аяты из Корана , а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Аллаху.

Причём речь идёт НЕ о трофейном оружии.

Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи. Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства, казалось бы, совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей.

1. Шлем Александра Невского

На «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись:

نَصْرٌ مِّنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

«Всевышний Аллах дарует вам победу над врагами и близкое завоевание (Персии и Византии). И обрадуй же, о Мухаммад, верующих этим решением Всевышнего Аллаха» (смысл 13 аята суры «ас-Сафф»).

Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными символами.

Согласно легенде, шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновлённый шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времён Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царём, взявшим Иерихон.

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, учёные пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда и арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.

Оказывается, шлем Александра Невского не единственный в своем роде. Таких украшенных арабской вязью экспонатов в Оружейной палате Кремля не один и не два.

2. Шлем – «шапка ерихонская» царя Алексея Михайловича

На головном уборе Алексея Михайловича написан «Аятуль Курси ». Арабская надпись на шлеме гласит (смысл):

«Аллах - нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон…».

3. Шапка-ерихонка Алексея Михайловича Львова

Боярин Алексей Михайлович Львов занимал при царе Михаиле Федоровиче высокую должность окольничего (придворный чин и должность в Русском государстве в XIII - начале XVIII вв. С середины XVI века - второй (после боярина) думный чин Боярской думы. Окольничие возглавляли приказы, полки). Он также покрыт арабскими узорами и – что интересно – изречениями из Корана . Складывается впечатление, что, заказывая шлем, весьма похожий на царский, только менее украшенный, боярин Алексей Львов хотел подчеркнуть свой статус.

Описавший шлем придворный дьяк (государственный служащий, начальник органа управления (приказа) или младший чин в боярской думе России XVI - начала XVIII столетий) не смог обойти иноземные буквы и внёс в опись такую пометку «венец и в венце в наводе слова Арабские». Впрочем, если в них не вникал писарь, это не значит, что смысл написанного на шлеме не знал его владелец.

4. Ерихонка царя Алексея Михайловича Романова

С ерихонкой Алексея Михайловича всё сложнее. Она произведена в Турции в XVII веке, украшена серебром и золотом, чеканкой и резьбой и вообще являет собой очень достойный своего хозяина шлем. Другое дело – надпись на арабском, которая гласит: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ». Совершенно не православная надпись на шлеме православного царя вызывает один, но очень серьёзный вопрос. Что она там делает? Пока он остается открытым, и вы можете предлагать свои версии в комментариях.

5. Ерихонка боярина А. О. Прончищева

«Шлем был привезён в Россию в 1633 году Афанасием Прончищевым, побывавшим во главе русского посольства в Стамбуле . Посольство принимали с большими почестями, однако на обратном пути корабль попал в бурю, а жители Кафы (Феодосии) чуть не убили послов. Несмотря ни на что, Прончищеву удалось сберечь и доставить государю ценности, среди которых был и парадный шлем».

«Парадный шлем – "шапка ерихонская" – выкован из булатной стали. Назатыльник прикреплён к тулье тремя серебряными цепочками. На козырьке укреплена носовая стрелка с прорезной надписью. Почти всю поверхность шлема покрывает "кружево" насечённого золотом стилизованного орнамента и надписей - изречений из Корана ».

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем, в употреблении у «басурманина»…

Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.

Красиво, очень красиво... Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг – арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».

Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.

Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было – шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.

В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».

Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.

Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…

С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства – этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.

Об этом мы поговорим в следующих наших материалах.

Поделиться